Иные виды деятельности

Иные виды деятельности

При регистрации субъекта предпринимательской деятельности, вне зависимости от его организационно-правовой формы, обязательно указываются виды деятельности по ОКВЭД, которые планируется осуществлять в дальнейшем.

На практике нередки ситуации, когда предприятие в процессе работы приходит к необходимости начать новый вид деятельности, и в этой связи возникает вопрос: можно ли осуществлять деятельность без указания ее кода по ОКВЭД в ЕГРЮЛ?

Однозначный ответ на данный вопрос дает п. 5 ст. 5 федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 , в котором указана обязанность юрлица и ИП в 3-дневный срок уведомить налоговые органы об изменении видов деятельности. Об этом напоминает УФНС по Кемеровской области.

Закон не конкретизирует, изменяется ли при этом основной вид, или появляется дополнительный, поэтому любое изменение в кодах ОКВЭД должно быть зарегистрировано в установленном порядке и внесено в ЕГРЮЛ. Осуществление деятельности, код которой не включен в сведения об организации или предпринимателе в ЕГРЮЛ, не допускается действующим законодательством, предупреждают налоговики. 📌 Реклама

При выявлении налоговыми органами факта осуществления деятельности, не включенной в ЕГРЮЛ, возможно привлечение к административной ответственности по ст. 14.25 КоАП:

•по ч. 3 — при нарушении сроков уведомления, т.е. когда оно подано позже, чем через три дня. За данное нарушение предусмотрено предупреждение либо штраф для должностного лица или индивидуального предпринимателя в размере 5000 рублей;

•по ч. 4 — если уведомление о новом ОКВЭД не было подано вовсе. Штраф за такое нарушение составляет от 5000 до 10 000 рублей.

1. Что такое некоммерческая организация? В чем отличие некоммерческой организации от коммерческой?

В соответствии со статьей 52 Гражданского кодекса РФ, все юридические лица делятся на две группы:

— коммерческие организации – юридические лица, определяющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности;

— некоммерческие организации – юридические лица, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Понятие некоммерческой организации дано в статье 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Таким образом, можно выделить два основных отличия некоммерческой организации от коммерческой: это направленность деятельности на достижение нематериальных целей и нераспределение полученной прибыли между участниками.

Выделенные различия между коммерческими и некоммерческими организациями налагает определенный отпечаток на их правоспособность, т.е. способность иметь гражданские права и нести обязанности.

Коммерческие организации обладают общей, или универсальной правоспособностью, т.е. они могут иметь гражданские права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Некоммерческие организации обладают специальной (ограниченной, целевой) правоспособностью, т.е. они могут иметь только те гражданские права и обязанности, которые предусмотрены в ее учредительных документах и соответствуют целям ее деятельности.

2. Какие цели деятельности может указывать некоммерческая организация в своих учредительных документах?

В пункте 2 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» содержится примерный перечень целей создания некоммерческих организаций.

Так, некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а так же в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

3. Может ли некоммерческая организация заниматься предпринимательской деятельностью?

В соответствии с пунктом 2 статьи 50 Гражданского кодекса РФ, некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Занятие некоммерческой организацией предпринимательской деятельностью представляется законным при наличии одновременно двух условий:

— такая деятельность служит достижению целей некоммерческой организации, т.е. укрепляет ее материально-техническую базу, является источником формирования имущества, используемого для целей организации;

— предпринимательская деятельность не выходит за рамки ее специальной правоспособности, т.е. не противоречит предмету и целям деятельности, указанным в ее учредительных документах.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» предпринимательской деятельностью некоммерческих организаций признаются приносящие прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

4. Какими видами деятельности может заниматься некоммерческая организация?

Деятельность некоммерческой организации должна соответствовать целям ее создания.

В пункте 1 статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» говорится, что некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации отдельных видов.

Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень этих видов деятельности определяется законом.

5. Какими нормативными актами регулируется деятельность некоммерческих организаций?

Правовое положение некоммерческих организаций, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» №7-ФЗ от 12 января 1996 года определяет правовое положение, порядок создания, деятельность, реорганизацию и ликвидацию некоммерческих организаций как юридических лиц, порядок формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Действие данного закона не распространяется на потребительские кооперативы, товарищества собственников жилья, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан.

Действие указанного закона не распространяется также на органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и на государственные (муниципальные) учреждения, если иное не установлено самим законом.

Деятельность некоммерческих организаций регулируется также следующими законами и подзаконными нормативными актами:

— Федеральный закон от 08.01.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» граждан»;

— Постановление Правительства РФ от 15.04.2006 №212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций»;

— Приказ Минюста России от 31.03.2009 № 96 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций»;

— Приказ Минюста России от 31.03.2009 № 90 «Об утверждении административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации»;

В определенных сферах деятельность некоммерческих организаций может регулироваться также следующими актами:

  • Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;

  • Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»;

  • Федеральный закон от 11.08.1996 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;

  • Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»;

  • Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;

  • Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;- Федеральный закон от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

  • Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ «Об объединениях работодателей»

  • Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества».

Ряд вопросов деятельности некоммерческих организаций может регулироваться законами субъекта Российской Федерации.

6. В каких организационно-правовых формах может быть создана некоммерческая организация?

В отличие от организационно-правовых форм коммерческих организаций, которые исчерпывающе определены в статье 50 Гражданского кодекса РФ, Федеральный закон «О некоммерческих организациях» не содержит закрытого перечня таких форм. Вместе с тем перечень организационно-правовых форм нельзя считать абсолютно открытым в том смысле, что сверх указанных в Законе дозволено избрать любую форму по собственному усмотрению. Допустимо выбрать лишь такую организационно-правовую форму некоммерческой организации, которая предусмотрена федеральными законами.

Согласно Гражданскому кодексу некоммерческие организации создаются в формах общественных и религиозных объединений, потребительских кооперативов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), учреждений, благотворительных и иных фондов.

К числу организационно-правовых форм некоммерческих организаций, названных в ФЗ «О некоммерческих организациях» относятся: некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, государственные корпорации, государственные компании, общины коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьи общества.

7. Какие требования предъявляются к учредительным документам некоммерческой организации?

Согласно статье 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации действуют на основании устава, утвержденного учредителями, для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, частного учреждения и автономной некоммерческой организации, либо на основании учредительного договора, заключенного их членами, и устава, утвержденного ими, для ассоциации или союза.

В учредительных документах некоммерческих организаций, как установлено в статье 52 Гражданского кодекса РФ, в обязательном порядке должны быть определены конкретные предмет и цели деятельности. Кроме того наименование некоммерческих организаций в соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса РФ должно содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Пунктом 3 статьи 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» установлено, что в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные данным Федеральным законом и иными федеральными законами.

В учредительном договоре учредители обязуются создать некоммерческую организацию, определяют порядок совместной деятельности по созданию некоммерческой организации, условия передачи ей своего имущества и участия в ее деятельности, условия и порядок выхода учредителей (участников) из ее состава.

Устав фонда также должен содержать наименование фонда, включающее слово «фонд», сведения о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, и о порядке их формирования, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

Учредительные документы ассоциации (союза), некоммерческого партнерства также должны содержать условия о составе и компетенции их органов управления, порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, и о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза), некоммерческого партнерства.

Учредительные документы некоммерческой организации могут содержать и иные не противоречащие законодательству положения.

8. Кто может быть учредителем некоммерческой организации?

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона «О некоммерческих организациях» создание некоммерческой организации в результате ее учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя).

При этом, как установлено в статье 15 указанного федерального закона Учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовых форм могут выступать полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица.

Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, могут быть учредителями (участниками, членами) некоммерческих организаций, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами.

Не может быть учредителем (участником, членом) некоммерческой организации:

  • иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;

  • лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

  • общественное объединение или религиозная организация, деятельность которых приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;

  • лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

  • лицо, которое не соответствует предъявляемым к учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации требованиям федеральных законов, определяющих правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций отдельных видов.

Число учредителей некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным законом.

Некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральным законом.

9. Что является местом нахождения некоммерческой организации?

В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса РФ, место нахождения юридического лица, в том числе и некоммерческой организации, определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Место нахождения некоммерческой организации должно быть указано в ее учредительных документах.

10. Могут ли некоммерческие организации открывать филиалы и представительства?

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом установлено, что филиалом некоммерческой организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения некоммерческой организации и осуществляющее все ее функции или часть из них, в том числе функции представительства.

Представительством некоммерческой организации является обособленное подразделение, которое расположено вне места нахождения некоммерческой организации, представляет интересы некоммерческой организации и осуществляет их защиту.

Следует учитывать, что филиал и представительство некоммерческой организации не являются юридическими лицами, наделяются имуществом создавшей их некоммерческой организации и действуют на основании утвержденного ею положения. Имущество филиала или представительства учитывается на отдельном балансе и на балансе создавшей их некоммерческой организации.

Руководители филиала и представительства назначаются некоммерческой организацией и действуют на основании доверенности, выданной некоммерческой организацией.

Филиал и представительство осуществляют деятельность от имени создавшей их некоммерческой организации. Ответственность за деятельность своих филиала и представительства несет создавшая их некоммерческая организация.

11. Какие требования установлены законом к органам управления некоммерческой организации?

Федеральным законом «О некоммерческих организациях» (статья 28) установлено, что структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с вышеназванным Федеральным законом и иными федеральными законами.

При этом статьями 29-30 указанного федерального закона установлена следующая классификация органов управления некоммерческой организацией:

— высший орган;

— постоянно действующий коллегиальный орган управления;

— исполнительный орган.

Высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются:

— коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации;

— общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза).

Для фонда этот орган определяется в соответствии с уставом.

Как установлено законом, основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией – обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.

К компетенции высшего органа управления отнесено решение наиболее важных вопросов деятельности некоммерческой организации:

— изменение устава некоммерческой организации;

— определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

— образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

— утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

— утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;

— создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;

— участие в других организациях;

— реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда).

Учредительными документами некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого могут быть отнесены следующие вопросы:

— утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

— утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;

— участие в других организациях.

Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией, не могут быть переданы на разрешение другим органам, в том числе постоянно действующему коллегиальному органу управления.

Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией.

К компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией, определенную федеральными законами и учредительными документами некоммерческой организации.

12. Какова ответственность учредителей некоммерческой организации и ее должностных лиц?

В Гражданском кодексе РФ (ст.56) закреплено общее правило, согласно которому учредитель юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя. Исключение из этого правила может быть предусмотрено самим Кодексом либо учредительными документами юридического лица. Это объясняется тем, что юридическое лицо имеет обособленное имущество (т.е. отделенное от имущества учредителей) и отвечает по своим обязательствам этим имуществом.

Примером ответственности учредителей (членов) некоммерческой организации является предусмотренная ст.123 Гражданского кодекса РФ (ст.12 ФЗ «О некоммерческих организациях») субсидиарная (дополнительная) ответственность члена ассоциации (союза) по обязательствам юридического лица, в случае его выхода.

Субсидиарная ответственность предусмотрена и для собственника учреждения. Это объясняется тем, что учреждение не является собственником закрепленного за ним имущества. Учреждение полностью или частично финансируется собственником и отвечает по своим обязательствам находящимся в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность будет нести собственник имущества учреждения (ст. 120 Гражданского кодекса РФ, ст.9 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

В случае принудительной ликвидации некоммерческой организации решением суда обязанности по осуществлению ликвидации этой организации могут быть возложены на учредителей этой организации (ст.61 Гражданского кодекса РФ).

Должностные лица некоммерческой организации на общих основаниях несут ответственность за соблюдение законодательства Российской Федерации. Они могут нести гражданско-правовую, налоговую, административную, а также уголовную ответственность.

Лицо, которое выступает в силу закона или учредительных документов от имени некоммерческой организации (например, лицо, являющееся его исполнительным органом), должно действовать от имени организации добросовестно и разумно. В противном случае учредители вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных недобросовестными действиями (бездействием) такого лица.

Уведомление ИФНС о планируемых видах деятельности производится при подаче заявления на регистрацию ИП. Данные об ОКВЭД присваиваются налоговой инспекцией и вносятся в ЕГРИП. Сведения наравне с другой информацией об ИП будут располагаться в свободном доступе для заинтересованных лиц.

Выдача сведений из госреестра производится путем формирования выписки. Получить краткие сведения о компании может сам ИП с предоставлением данных партнерам. Части контрагентов выписки представляются в обязательном порядке (банковский сектор). Партнеры могут самостоятельно получить сведения из реестра, если обратятся в ИФНС для получения платных услуг.

После регистрации и внесения данных об ОКВЭД в ЕГРИП сведения передаются в органы статистики для постановки предпринимателя на статистический учет. Учреждение выступает в качестве хранителя информации и выдает справки о присвоенных кодах видов деятельности. Документ формируется учреждением в виде информационного письма и часто используется предпринимателем в ходе ведения деятельности.

Присвоение и изменение кодов деятельности

Данные о кодах планируемых видов деятельности вносятся при оформлении в заявление установленной формы. В документ для регистрации ИП формы Р21001 допускается внести неограниченное число ОКВЭД. Исключение составляет вид деятельности, требующий лицензирования или сдачи специальной отчетности. Во избежание недоразумений подобные индексы (при отсутствии планов их применения) включать в перечень не следует.

Первый из указанных кодов выступает в качестве основного вида, относительно чего остальные будут использоваться как дополнительные формы.

Выбор вида деятельности производится по справочнику ОКВЭД. Направление в бизнесе, выбранное в качестве основного с указанием кода на первой строке заявления, может не иметь преимущественный объем оборотов или выручки. Если ИП считает направление приоритетным, уделяет внимание его развитию и ведет активный бизнес в узком секторе с перспективой развития, его действия правомочны. Определение основного кода производится предпринимателем на основе субъективного подхода.

Данные об основном коде традиционно указываются:

  • В отчетности, представляемой для ИФНС и фондов.
  • При оформлении тарифа страховых взносов, уплачиваемых в ФСС. Ставка устанавливается или подтверждается ежегодно.
  • Карточке клиента, используемой для информированности партнеров. Документ не является официальной формой, но часто нужен для налаживания контакта с новыми партнерами.
  • При указании данных в договорах в части, содержащей реквизиты предпринимателя. Информация вносится в конце соглашения при описании контрагента.
  • В иных ситуациях, требующих предоставления сведений об основных реквизитах ИП.

В ходе ведения бизнеса предприниматель может изменить направление деятельности или ввести новые формы. При изменении акцентов по кодам деятельности допускается указывать в документах неосновной индекс без внесения изменений в учредительные формы. Законодательством не установлено запрета на использование любого из кодов в качестве основного.

В процессе развития бизнеса возникает необходимость добавить виды деятельности. Внести новые и убрать неактуальные коды можно через регистрирующий орган, для чего необходимо подать заявление Р21001 с корректировкой данных. При изменении сведений плата не взимается.

Требования к применению кодов деятельности

У лиц, ответственных за ведение учета ИП сложилось мнение о несущественности кодов деятельности. Инспекция при проверках редко уделяет внимание кодам, указанным в декларациях при отсутствии существенных нарушений в налогообложении. За ведение деятельности при нестыковке данных по ОКВЭД ответственность ИП не несет.

Несоответствующие действительности и требованиям указанные в реестре коды могут возникнуть:

  • При оформлении регистрации. Неверные коды могут быть внесены в заявление с последующим присвоением ИП.
  • В процессе ведения деятельности. Предприниматель может произвести смену или изменение направления бизнеса с отсутствием корректировки кодов в государственном реестре.

Имеются виды деятельности, при которых к подбору кодов необходимо подходить особо внимательно, для чего необходимо своевременно вносить коррективы.

Соответствие индексов по документам и фактической деятельности имеет значение в отдельных случаях, для чего нужен тщательный подход:

  • Ведения внешнеэкономической деятельности.
  • Планирования получения лицензии. Предпринимателю откажут в рассмотрении документов при несоответствии данных.
  • Если имеется необходимость вступления в саморегулируемую организацию строительной, проектной сфер деятельности. Точность данных проверяется на стадии проверки документации. Компании СРО пришли на замену лицензирования, что определяет требования к оформлению документов.
  • Планирование участия в государственных закупках или тендерах. При отсутствии соответствующих требованиям торгов кодов ИП не допустят до участия в тендере.

Внимание! Существуют ситуации, при которых налоговые инспекторы изучают закрепленные за ИП формы ОКВЭД.

Проблемы с ИФНС и ФСС

При выборе индексов в документ заявление не вносятся данные с высокой степенью профессионального риска, если деятельность по ним ИП не ведет. Имеется вероятность использования ФСС невыгодных для ИП данных при подсчете отчислений на взносы от несчастных случаев на производстве.

Сложности могут возникнуть во взаимодействиях с ИФНС по налогообложению. Несоответствие кодов видам деятельности приводит к нестыковкам в случаях:

  • Применения режима налогообложения в виде ЕНВД. При отсутствии в документах соответствующего кода инспекция может отказать в приеме декларации или потребовать подать дополнительно формы по общей системе налогообложения.
  • Необходимости использовать вычет по НДС и произвести возмещение сумм из бюджета. На основании несоответствия кода используемой деятельности и назначения вычета налоговые инспектора при камеральной проверке могут отказать в получении сумм из бюджета.

Если имеются обязательства по уплате НДС к записи кодов в реестре необходимо подходить ответственно. Налоговые инспекции особо тщательно проверяют контрагентов при взаимодействиях по вычетам налога.

В процессе проверки производится анализ:

  • Документов, участвующих в определении налогооблагаемой базы и вычета по НДС.
  • Контрагентов, участвующих в поставке и приобретении ТМЦ.
  • Данных о партнерах, указанных в договорах.
  • Сведения о поставщиках, указанных в госреестре.

Наличие общей электронной базы позволяет налоговым инспекциям получать информацию без бумажной волокиты и дополнительных запросов. Оперативность поступления данных делают доступным сведения об ОКВЭД контрагентов всей цепочки. Если в составе лиц кто-либо из организаций или ИП имеет несоответствующие данные, в вычете может быть отказано.

В практике проверок ИФНС имеются случаи отказа в частичном или полном вычете по НДС. Решения оспариваются в порядке судебного производства. До получения положительного решения суда предприниматель должен заплатить недоимку и пени по налогу. Суммы в дальнейшем будут возвращены, но в момент уплаты отвлекаются от бизнеса, что не играет положительной роли в развитии компании.

Предприниматель, применяя особые направления в бизнесе, требующие тщательного подбора кодов, должен скорректировать данные во избежание потерь.

Что в законодательстве сказано об использовании неверных ОКВЭД

Основным законом, регулирующим порядок представления данных, вносимых в учредительные документы первоначально и при возникших изменениях, является ФЗ от 08.08.2001г. №129-ФЗ. В Законе установлена обязанность представления данных о предпринимателе в государственный реестр. Если в документах ИП произошли изменения, о них необходимо сообщить в ИФНС в трехдневный срок. В состав данных предпринимателя, внесенных в ЕГРИП, включаются:

  • Сведения о предпринимателе личного характера, указанные в паспорте.
  • Информация об основном удостоверяющем личность документе – паспорте физического лица.
  • Данные о постоянной или временной регистрации лица на территории РФ.
  • Номер и дата внесения записи в госреестр.
  • ИНН.
  • Сведения о лицензировании предпринимателя.

Перечень обязательных данных об ИП, установленных законом, является закрытым списком и не содержит требование о внесении кодов деятельности. Если исходить из положений закона, предприниматель не обязан вносить корректировки в данные госреестра по кодам ОКВЭД при изменении видов деятельности.

В п. 5 ст. 5 закона №129-ФЗ указано, что юридическое лицо или индивидуальные предприниматели должны уведомить регистрирующий орган в течение 3 дней. Нарушение требования влечет наказание по ст. 14.25 КоАП.

Внимание! КоАП содержит статью о наказании при несвоевременном предоставлении сведений ИП, содержащихся в госреестре, если это предусмотрено законодательством. Сведения об актуальных ОКВЭД не указаны в числе данных, по которым должна предоставляться информация. Нарушений законодательных положений не имеется.

Индивидуальные предприниматели имеют право на основании ст. 49 ГК РФ вести любую экономическую деятельность, не запрещенную законом. Если возникли изменения в ОКВЭД, предприниматель имеет право не корректировать реестр и продолжать ведение деятельности без нарушения законодательства.
Внесение в реестр данных о видах планируемой деятельности производится при регистрации ИП. При отсутствии дальнейших корректировок ответственность не возникает.

Предыдущая статья: Содержание и характеристики правового статуса ИП Следующая статья: Повторная регистрация индивидуального предпринимателя

Основа ведения легального бизнеса в России – своевременное и добросовестное прохождение предприятием всех регистрационных процедур, установленных государством. Фирма сначала регистрируется, а потом начинает работать. Но что будет, если юридическое лицо пошло на осуществление деятельности без ОКВЭД? Какие последствия могут наступить?

Правила деятельности

Как таковой отдельной регистрационной процедуры для внесения ОКВЭД и получения специальных подтверждающих справок не существует.

Предприятие при регистрации в ФНС подает вместе с пакетом учредительных документов сведения о том, какими видами деятельности оно будет заниматься.

Информация об этих видах заносится в ЕГРЮЛ в виде четырехзначной кодировки. Коды определены справочником ОКВЭД. Ошибки в кодировке не допускаются.

В случае изменения направлений хозяйствования предприниматель вносит коррективы в сведения о себе путем подачи заявления в ФНС.

По данным, указанным в заявлении, в государственном реестре фиксируются новые коды.

В период осуществления предпринимательства могут возникнуть несколько ситуаций, при которых фирма будет заниматься одним видом предпринимательства, а в документах будет отражаться неактуальная информация:

  • при регистрации не были внесены в заявление верные коды ОКВЭД;
  • после регистрации компания начала заниматься другим видом бизнеса, а коды в реестре не изменила.

До определенного момента такое несоответствие может практически не влиять на хозяйственные операции фирмы. Вопрос о том, можно ли осуществлять деятельность не по оквэд, возникнет:

  • если компания примет решение участвовать в конкурсных торгах или в тендере;
  • при проведении налоговой проверки.

В первом случае при подаче заявки на участие нужно обязательно указывать тот код, который внесен в ЕГРЮЛ по данному предпринимателю. Если указанный фирмой официальный код не соответствует требованиям торгов, то такая заявка не будет допущена в работу. Потеря контрактов – серьезный урон для коммерческой компании.

Финансовые последствия деятельности не по ОКВЭД

Во время проведения проверок налоговые органы обязательно проверяют соответствие хозяйственных операций юридического лица его Уставу.

Если будет установлено, что предприятие систематически получало доход, занимаясь теми видами предпринимательства, которые отсутствуют в учредительных документах и не внесены в ЕГРЮЛ, такие доходы будут изъяты из общего оборота юридического лица и конфискованы.

Основание для таких действий со стороны фискальных органов – ведение предприятием неуставной деятельности. Это финансовая ответственность за осуществление деятельности без ОКВЭД. Никаких других видов ответственности за такое нарушение существующего порядка регистрации предпринимательства не предусмотрено.

Предприятие имеет право в любой момент вносить и изменять информацию о своем хозяйствовании в государственные реестры, при этом штраф за деятельность без ОКВЭД, которая осуществлялась до подачи регистрационных форм, Федеральная налоговая служба не взыскивает.

Как правильно определить ОКВЭД: Видео

Была информация интересна или полезна? Да13 Нет7 Поделиться в сети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *