Исчисление выслуги лет

Исчисление выслуги лет

Время чтения: 7 минут(ы)

Военная пенсия по выслуге лет назначается гражданам, проработавшим достаточное количество лет в соответствующих ведомствах. При этом основной целью установления таких выплат является компенсация лишений, которые претерпевают военнослужащие в течение долгих лет службы.

Содержание

Что нужно знать

Кому из военнослужащих положена пенсия за выслугу лет: условия назначения

Согласно российскому законодательству, право на получение пенсионных выплат по выслуге лет распространяется на рядовых-контрактников, мичманов, прапорщиков и офицеров, проходивших службу в различных силовых ведомствах РФ и бывшего СССР. При этом прокурорские работники и судьи к данной категории граждан не относятся – для них законодательством предусмотрена собственная система пенсионного обеспечения.

Необходимо отметить, что военное пенсионное обеспечение распространяется не только на граждан РФ. Сегодня страна выплачивает соответствующие пособия лицам, отдавшим долг нашей Родине, но в настоящий момент являющимся иностранными гражданами (если их государство не взяло на себя обязательство по пенсионному обеспечению таких людей).

Так, пенсии бывшим военным, постоянно проживающим в Эстонии, Латвии и Литве, выплачиваются из федерального бюджета РФ.

Законодательство: ФЗ

Основным документом, регламентирующим установление и выплату пенсионных пособий по выслуге лет является ФЗ №4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» от 12.02.1993 года.

Как исчисляется стаж: расчет выслуги лет военнослужащего

При расчете выслуге лет для назначения пенсии учитывается служба в таких структурах, как:

  • Вооруженные силы РФ и СССР, Объединенные Вооруженные Силы СНГ;
  • пограничные, внутренние, железнодорожные войска;
  • федеральные органы правительственной связи и информации;
  • войска гражданской обороны;
  • органы ФСБ, внешней разведки и контрразведки;
  • органы государственной охраны;
  • государственная противопожарная служба, органы по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы;
  • иные воинские формирования государства.

Также в подсчет выслуги включаются:

  • периоды работы в силовых структурах и государственных органах власти, если они протекали перед службой;
  • периоды содержания под стражей и отбывания наказания в случае необоснованного привлечения к уголовной ответственности;
  • периоды пребывания в плену;
  • учеба (в отдельных случаях).

Предлагаем ознакомиться с видео на данную тему:

Минимальная выслуга лет военнослужащих для пенсии

Пенсия за выслугу лет – это государственное обеспечение лиц, прослуживших в силовых органах РФ не менее 20 лет.

Если же увольнение последовало в результате наступления предельного возраста пребывания на службе, организационно-штатных мероприятий или по причине проблем со здоровьем, то пенсионное обеспечение такого гражданина будет рассчитываться по смешанному стажу. При этом должны быть соблюдены следующие условия: возраст сотрудника не менее 45 лет, стаж службы не менее 12,5 лет и общий трудовой стаж не менее 25 лет. При подсчете продолжительности общего стажа учитываются все виды деятельности, определенные для назначения страховых пенсий.

Что такое денежное довольствие для исчисления пенсии?

Денежное довольствие – это не что иное, как заработная плата военнослужащего, состоящая из должностного оклада, оклада по специальному или воинскому званию и всевозможных надбавок, полагающихся конкретному сотруднику.

Если перед увольнением служащий был переведен по состоянию здоровья с летной должности, со службы на атомном корабле или подводной лодке на менее оплачиваемую должность, то при расчете пенсии может быть использовано довольствие, выплачиваемое непосредственно до перевода.

На что влияет льготная выслуга лет

Согласно общему правилу, все периоды службы и другой деятельности, подлежащей включению в выслугу лет, считаются по календарному типу. Однако служба в особых условиях подсчитывается в льготном исчислении (например, 1 месяц службы на Крайнем Севере учитывается за 2 месяца), а 1 год учебы включается в выслугу лет как полгода службы.

Данная тема рассматривается здесь:

Будет ли индексация и повышение процентов за выслугу лет военнослужащим в 2020 году?

Согласно действующему законодательству, при расчете пенсии денежное довольствие должно применяться в размере 100%, однако после его значительного повышения Правительством было принято решение об установлении ограничения – понижающего коэффициента.

Таким образом, начиная с 2012 года при расчете пособий стало учитываться лишь 54% денежного довольствия, но затем данный показатель стал ежегодно повышаться и на сегодняшний день составляет уже 72,23%.

Согласно ФЗ №365 от 5.12.2017 года в 2020 году понижающий коэффициент останется на прежнем уровне. В то же время денежное довольствие военных и лиц, к ним приравненных, будет проиндексировано на 3%, что приведет к увеличению пенсионного обеспечения бывших военнослужащих в 1,03 раза. Индексация произойдёт осенью, одновременно с индексацией зарплаты военных.

Размер

Размер военной пенсии напрямую зависит от таких факторов, как:

  • количество лет выслуги;
  • наличие классного чина;
  • должность и звание на момент увольнения;
  • наличие иждивенцев.

Иными словами, чем больших высот военный достиг, и чем дольше он прослужил, тем выше окажется его пенсия.

При выслуге сверх установленной нормы пенсионное обеспечение рассчитывается следующим образом: 50%ДД +3%ДД за каждый год, отработанный сверх положенных 20 лет.

При расчете пенсии по смешанному стажу формула будет выглядеть так: 50%ДД + 1%ДД за каждый год стажа сверх 25 лет.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день более 85% денежного довольствия пенсия составлять не может. При этом неполные года выслуги в подсчете не учитывается, а к размеру начисленных выплат применяется районный коэффициент, установленный для местности получения пенсии.

Таким образом, при смешанном стаже пенсия, как правило, меньше, чем при наличии двадцатилетней выслуги.

Все повышения, надбавки и увеличения пенсий рассчитываются исходя из размера социальной пенсии, определенной статьей 18 ФЗ №166 и подлежат пересмотру вместе с повышением данного пособия.

Данная тема обсуждается здесь:

Минимальный размер выплат

Гарантированный государством минимум соответствует размеру социальных пособий для лиц, перечисленных в пункте 1 вышеуказанной статьи, и составляет 5034 рубля 25 копеек.

Если же размер назначенных государством выплат ниже официального прожиточного минимума, то пенсионеру в беззаявительном порядке назначается социальная доплата.

Но так величина военных пенсий по выслуге лет напрямую зависит от размера денежного довольствия и является, как правило, более высокой в сравнении с другими видами пенсионного обеспечения, то военным гражданам такие доплаты обычно не требуются.

Ежемесячная надбавка за выслугу лет военнослужащим

При возникновении определенных обстоятельств к пенсии военнослужащего устанавливаются следующие надбавки:

  • лицам, достигшим 80-летнего возраста и инвалидам I группы – 100% пенсии;
  • лицам, имеющих на попечении нетрудоспособного иждивенца – 32% за одного, 64% за двух и 100% за трех и более;
  • участникам ВОВ – 32% при отсутствии инвалидности, 64% — по достижении 80 лет.

Важно отметить, что при определении прав на установление надбавки за иждивенцев, силовики находятся в неравном положении по сравнению с обычными гражданами. Все дело в том, на бывших военных распространяются ограничения в виде отсутствия работы и пенсии у иждивенца. К гражданским лицам такие требования не предъявляются.

Помимо основного размера пенсии отдельным категориям граждан положено повышение пенсии на:

  • 100% — Героям РФ, Героям СССР и награжденным орденом Славы;
  • 50% — Героям Труда РФ, Героям Социалистического труда.

При неоднократном получении звания пенсия за каждый из зафиксированных случаев повышается на:

  • 50% — чемпионам Олимпийских, Параолимпийских и Сурдлимпийских игр;
  • 15% — полным кавалерам ордена «За службу Родине в ВС СССР» или Трудовой Славы;
  • 32% — участникам ВОВ и несовершеннолетним узникам мест принудительного содержания (гетто, концлагерей и прочих), созданных фашистами в период ВОВ, а также жителям блокадного Ленинграда;
  • 16% — лицам, необоснованно/незаконно репрессированным (и впоследствии реабилитированным) по политическим мотивам.

Калькулятор онлайн

На сегодняшний день в Сети существует множество сервисов, позволяющих рассчитать выслугу лет в режиме онлайн. Для получения интересующих сведений необходимо лишь правильно ввести запрашиваемые системой данные.

Кто имеет право на получение второй пенсии?

Какой нужен стаж

По достижении законом установленного возраста и наличии «гражданского» стажа, не вошедшего в военную пенсию, бывшие силовики могут претендовать на получение второй пенсии – страхового пособия по старости. Для этого мужчинам должно исполниться 60, а женщинам – 55 лет.

До 2015 года минимальный стаж работы, необходимый для установления пенсии по старости, составлял всего 5 лет. Однако изменения в законодательстве привели к ежегодному увеличению требований на один год, поэтому в 2020 году для выхода на пенсию необходимо отработать на «гражданке» не менее 11 лет, а с 2025 года — как минимум 15 лет.

Размер второй пенсии определяется количеством отработанных лет, заработком до 2002 года, а также суммой начисленных страховых взносов – после. В то же время наличие иждивенцев на размер пенсии по старости не влияет.

Кроме того, такая пенсия заведомо меньше выплат гражданским пенсионерам, так как в ее расчет фиксированная выплата не входит. Однако трудовые (страховые) пенсии ежегодно индексируются, поэтому размер выплат такого типа постоянно растет.

О том, кто имеет право на получение второй пенсии, рассказывается в следующем видео:

Как оформить и получить пенсию за выслугу лет военнослужащим

Условия и порядок назначения

Как уже было сказано, пенсия по выслуге лет назначается военным гражданам, наработавшим достаточный стаж в военной должности. Таким образом, военная пенсия может назначаться в двух случаях:

  • при наличии 20 лет специальной выработки (пенсия по выслуге лет);
  • при наличии 12,5 лет специальной выработки, 25 лет общего трудового стажа и достижении возраста 45 лет (пенсия по смешанному стажу).

Необходимо отметить, что если хотя бы одно из вышеперечисленных условий не выполняется, то и военное пособие установлено не будет.

Куда обращаться и что делать

За установлением военной пенсии обращаться следует в пенсионный отдел соответствующего ведомства – по последнему месту службы. Для оформления страховой пенсии – в Пенсионный фонд России. В обоих случаях при себе нужно иметь заявление установленного образца и пакет необходимых документов.

Какие документы нужны

При оформлении военной пенсии заявителю нужно собрать пакет документов, состоящий из:

  • заявления;
  • подсчета выслуги;
  • копии денежного аттестата;
  • заключения ВВК;
  • выписки из МСЭ (опционально);
  • документов, дающих право на оформление льгот (опционально);
  • согласия на обработку личных данных.

В случае установления страхового пособия в ПФР необходимо предоставить:

  • общегражданский паспорт;
  • документы, подтверждающие стаж работы;
  • военный билет (при наличии);
  • страховое пенсионное свидетельство;
  • справку о заработной плате за 60 месяцев работы до 2002 года и следующих подряд согласно записям в трудовой книжке.

Порядок назначения и выплат пенсий: способы получения и периодичность

Военная пенсия устанавливается гражданину с момента увольнения и выплачивается пожизненно/бессрочно или до момента повторного трудоустройства в органы. Назначение военных выплат производят уполномоченные пенсионные отделы ведомств, в которых заявитель проходил службу непосредственно перед увольнением.

На рассмотрение заявки и проверку документов ведомству дается 10 дней.

Выплаты пособий производятся удобным заявителю способом – через банк, почту или специализированные организации. Расходы на доставку пенсии осуществляются из федерального бюджета, а сама доставка средств осуществляется за текущий месяц.

Необходимо отметить, что продолжение трудовой деятельности препятствием для получения пенсии не является, однако в таком случае надбавка на иждивенцев и дополнительное материальное обеспечение предоставляться гражданину не будут.

Доплата к военной пенсии за гражданский стаж

При наличии достаточного гражданского стажа (11 лет в 2020 году) и количества пенсионных баллов (16,4 по состоянию на 2020 год) бывший военный может рассчитывать на получение страховой пенсии. Для этого ему необходимо достичь пенсионного возраста и обратиться в удобное отделение ПФР с заявлением и соответствующим пакетом документов.

Будет ли повышение выслуги лет военным в 2020 году?

Вопрос увеличения нижнего порога выслуги, дающего право на установление военной пенсии, обсуждается достаточно давно, но законопроект по-прежнему находится в стадии разработки. В настоящей версии данного документа предлагается повысить нижний предел выслуги до 25 лет.

С видеороликом на эту тему можно ознакомиться здесь:

Таким образом, порядок установления и выплат военных пенсий отличается от правил, касающихся пенсионного обеспечения гражданских лиц. Благодаря этому повышение денежного довольствия силовиков положительно сказалось на материальном положении не только действующих сотрудников, но и пенсионеров, за счет чего прохождение службы по контракту стало более привлекательным для российской молодежи.

Вам помогла эта статья? Будем благодарны за оценку: 0 1Начавшийся после отставки Сердюкова «пир победителей» (хотя никого они на самом деле не победили, но пируют активно) и попытка полного пересмотра «сердюковского наследства» производят очень неприятное впечатление. Есть подозрение, что в результате может быть отброшено все лучшее, что сделал бывший министр, и развито все худшее. К сожалению, в наших национальных традициях – именно такой вариант.
Как это ни удивительно, многочисленные критики Сердюкова больше всего пеняют ему на утрату ВС боеготовности, хотя это последнее, что можно «пришить» экс-министру. Именно при Сердюкове интенсивность боевой подготовки в ВС РФ возросла в разы, если не на порядки. В частности, в ВВС средний налет на одного летчика в этом году достигнет примерно 120–130 часов, что сопоставимо с показателями ВВС большинства европейских стран. Для сравнения: Минобороны Украины очень гордится тем, что в этом году повысило средний налет летчиков в своих ВВС в три раза по сравнению с 2011 годом. Теперь этот показатель составляет целых 42 часа! То есть в прошлом году было 14. Но ведь налета в ВВС РФ до Сердюкова тоже было не намного больше. А вот при нем налет вырос в разы. Также произошла резкая интенсификация боевой подготовки во всех остальных видах ВС и родах войск.
АУТСОРСИНГ СПЕШИТ НА ПОМОЩЬ
Однако у борцов с «сердюковским наследием» боеготовность почему-то ассоциируется только с одним показателем – численностью личного состава ВС. Сегодня она снизилась примерно до 800 тыс. человек, что считается практически катастрофой. Отсюда рождаются разнообразные выдающиеся идеи – в первую очередь, конечно, увеличить срок службы по призыву до полутора, а то и до двух лет. К этому примыкают требования отказаться от ужасного аутсорсинга, то есть сделать армию в максимальной степени советской, имея в виду исключительно худшие стороны данного понятия.
Между тем именно этот «проклятый» аутсорсинг показал, что год службы – это совершенно нормально и достаточно, если солдат (матрос) занимается исключительно боевой подготовкой. Более того, у него даже в результате появляется определенный интерес к службе, который, казалось, был полностью изжит в позднесоветский период из-за дедовщины, отвратительных бытовых условий и бесконечных хозработ вместо боевой подготовки. Да, у аутсорсинга есть существенный недостаток – он не работает во время больших полевых учений, а что будет в случае боевых действий – вообще, кажется, никто не задумывался. Тем не менее пока эта практика способствовала укреплению боеготовности, а никак не наоборот.
Что касается годичного срока службы, то он, как было сказано, вполне приемлем, если действительно заниматься боевой учебой. Это уже подтверждено на практике. Кроме того, вокруг этого срока сложился определенный общественный консенсус. Все-таки продолжительность срочной службы – вопрос не чисто военный, но еще и социально-политический, да и экономический тоже. Этот срок приемлем и не катастрофичен для молодого человека, особенно если при этом заметно улучшились условия службы, более того – в службе наконец-то появилась некая осмысленность. Увеличение срока даже на полгода вызовет крайне отрицательную реакцию в обществе и заведомо приведет к значительному росту числа уклонистов и столь же значительному росту популярности пресловутой и крайне вредной идеи «профессиональной армии». Надо иметь в виду еще и то, что для солдата (матроса), желающего после службы поступить в вуз, увеличение срока службы на полгода эквивалентно потере целого года. Об этом, видимо, никто не подумал.
При этом совершенно не ясно: а почему надо увеличить срок до полутора лет? Чтобы все солдаты и матросы снова радостно вернулись к нарядам по кухне и покраске одуванчиков в зеленый цвет? Или даже к строительству генеральских и адмиральских дач? Неужели это увеличит боеготовность и боеспособность?
НЕ ЧИСЛОМ, А УМЕНИЕМ
Вообще-то мы живем не в период античности или Средневековья, когда сила армий определялась в первую очередь численностью личного состава. Сейчас главное – количество, качество техники и, что чрезвычайно важно, ее освоенность военнослужащими. Исключительно важны качество и надежность управления. Важно количество частей и соединений, но это отнюдь не значит, что они должны раздавить противника числом солдат.
Интересно, что подавляющее большинство антисердюковцев одновременно считают, что единственная внешняя угроза для нас исходит от НАТО. И почему-то полностью игнорируют тот факт, что практически все натовские армии быстро сокращаются по количеству личного состава и техники. Они утрачивают боеготовность и боеспособность? А почему они тогда угроза? Может быть, надо как-то связать одно с другим?
К Сердюкову вполне можно предъявлять претензии по поводу того, почему нынешние ВС получились именно такими: каковы были критерии формирования такого количества частей и соединений различных типов, какое мы имеем сегодня; почему надо было дивизии превращать в бригады? Можно также спросить о том, почему на госпрограмму вооружений выделены вполне приличные деньги, но при этом неизвестно, на что конкретно они пойдут, какую технику и в каких количествах надо приобретать. Такая ситуация – нонсенс. Но вот как раз по этому поводу никакой внятной критики с предложением альтернативных вариантов почему-то не слышно.
Вообще главная, по-настоящему обоснованная претензия к Сердюкову (коррупцию сейчас оставим в стороне просто потому, что она у нас абсолютно везде, а не повезло почему-то только Сердюкову, будто Скрынник и другие товарищи украли меньше) в том, что вся реформа делалась исключительно методом проб и ошибок, без всякой концепции. Что, разумеется, абсолютно недопустимо и возмутительно. Но ведь все его яростные критики, а это в большинстве своем старшие и высшие офицеры, не предлагают даже намека ни на какие концепции. То есть они просто хотят попробовать сделать новые ошибки. Точнее, повторить ошибки старые и проверенные, давно уже сделанные, причем очень часто самими же критиками.
Вполне вероятно, что нам нужно увеличить количество соединений в пять раз, все бригады преобразовать обратно в дивизии и призывать всех поголовно на три года. Но давайте же это обоснуем хоть как-нибудь. Если обоснований нет, то почему срок службы должен быть увеличен до полутора лет? Кроме необходимости покраски одуванчиков и строительства дач, объяснений придумать не получается. Да и не надо их придумывать, ибо нет других объяснений.
СТРАТЕГИ В ДЕФИЦИТЕ
В связи с этим в значительной степени утрачивает смысл одна из главных и, казалось бы, бесспорных претензий к Сердюкову – насчет разгрома военного образования. С одной стороны, разгром явно имеет место, причем за ним видится крайне неприятная и циничная причина – желание продать ценную недвижимость, которую занимали военные вузы в центре Москвы и ряда других крупных городов. На первый взгляд очень жалко погибшие в результате «оптимизации», то есть приватизации, ввузов «уникальные научные и преподавательские коллективы». Однако потом возникают вопросы: а почему эти коллективы не создали концепцию? А если нет концепции, то мы ведь просто не знаем, какие нам нужны коллективы, сколько офицеров и по каким программам необходимо готовить каждый год. И вообще где результаты деятельности коллективов? Соответственно а так ли преступен разгром военного образования, так ли велика потеря?
Беда только в том, что без образования и науки нет ни офицерского корпуса, ни вообще ВС. Именно в этом наша главная проблема, а не в аутсорсинге. Идея вице-премьера Дмитрия Рогозина создать «российское DARPA» представляется очень здравой, правда, пока совершенно не ясно, как она будет реализовываться на практике. Но ведь даже если данная структура будет создана и каким-то образом избежит немедленной бюрократизации, которая угробила бы ее мгновенно, никакой панацеей она не станет. Даже если удастся набрать туда самых гениальных технарей, их КПД окажется крайне низок, если не будет новых концепций ведения боевых действий и применения вооружения и техники. Какой смысл изобретать новое «железо», если не ясно, зачем оно нужно? И вообще о какой боеготовности может идти речь, если мы не знаем, к какому бою готовимся?
Найти технарей и вырастить новых у нас сегодня уже не очень просто, но все же гораздо проще, чем найти и вырастить стратегов. А их нужно растить даже не годами, а десятилетиями. Подобной роскоши Россия не может себе позволить, нет у нас этих десятилетий. А импортировать стратегов не получится, они должны быть своими. К сожалению, серьезность данной проблемы практически не осознается. Потому что гораздо проще выдвигать гениальные идеи насчет полутора лет срочной службы.

С принятием в 2018 году законопроекта об увеличении возраста выхода на пенсию вопрос льготного стажа стал гораздо более актуальным. Наиболее массовые категории «льготников» – врачи и педагоги – не могут вникнуть в постоянно изменяющееся законодательство. Мы собрали информацию о профессиях, дающих право досрочно выйти на пенсию и порядок учета льготного стажа.

Досрочный выход на пенсию и льготный стаж

Российское законодательство определяет возраст выхода на пенсию для мужчин в 65 лет, а для женщин – в 60 лет. При этом в течение 5 лет пенсионная система будет постепенно переходить к этим цифрам, увеличивая пенсионный возраст на 1 год за каждый год.

Возраст выхода на пенсию у мужчин
Дата рождения 1959 1960 1961 1962 1963 1964
Мужчины 60,5 61,5 63 64 65 65
Возраст выхода на пенсию у женщин
Дата рождения 1964 1965 1966 1967 1968 1969
Женщины 55,5 56,5 58 59 60 60

Вместе с тем в пенсионной системе есть достаточно много исключений, которые позволяют уменьшить возраст выхода на пенсию (а некоторые – увеличить, но это тема другой статьи). Эти исключения зависят от профессии, социального статуса или трудовых достижений человека.

Основная категория людей, имеющих право досрочно выйти на пенсию – это работники определенных отраслей экономики. Связано это с тем, что условия труда у некоторых профессий очень тяжелые (физически и морально), поэтому человек теряет трудоспособность раньше общеустановленного пенсионного возраста.

Как показывает практика, чаще всего вопросы касательно права на досрочную пенсию возникают у работников сферы образования и здравоохранения. Но стоит учитывать, что профессиональных категорий более 20, и условия у них различаются.

Некоторым требуется только наработать определенный стаж в профессии, другим – достичь определенного возраста и иметь общий стаж не меньше необходимого.

Какие категории работников получают пенсию досрочно

Пенсионная система Российской Федерации в настоящее время регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Перечень льготных категорий регулируется статьей 30 («Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии»).

Дополнительно на пенсию раньше срока могут выйти те женщины, у которых есть минимум 37 лет страхового стажа и мужчины, имеющие минимум 42 года стажа. Срок выхода на пенсию для них сокращается на 2 года, но не более, чем до 55 и 60 лет соответственно.

Для остальных случаев стоит подробно рассмотреть, какие именно требования выдвигаются к разным профессиональным группам при определении права на досрочную пенсию.

При этом нужно учитывать: для всех перечисленных категорий обязательным условием досрочного выхода на пенсию является наличие как минимум 30 пенсионных баллов.

Врачи, учителя и работники театров

Право педагогических и медицинских работников выйти на более ранний выход на пенсию было установлено еще с 1960 года, соответствующим постановлением Совмина СССР.

В общем виде требования к стажу и возрасту выхода на пенсию педагогов, медиков и творческих деятелей такие:

Виды работы Возраст выхода на пенсию, лет Минимальный стаж в профессии, лет
Мужчины Женщины Мужчины Женщины
Педагогическая деятельность 25 25
Работа в здравоохранении 25 в селах,

30 – в городах

25 в селах,

30 – в городах

Творческая работа в театрах и т.д. 55 – 60 55 – 60 15 – 30 15 – 30

При этом есть достаточно много дополнительных условий для досрочного выхода на пенсию. Прежде всего, по каждой категории есть соответствующие правила исчисления стажа и списки профессий, которые дают право на досрочную пенсию.

Для педагогов и медиков это – Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости…».

Например, для работников образования выдвигаются требования по минимальной нагрузке – она должна быть не меньше, чем установленная для данной ставки. Однако это требуется только за период после 01.09.2000 года.

Для медицинских работников есть свой перечень профессий и медицинских организаций. При этом есть и дополнительный перечень, в котором перечислены профессии, дающие право засчитывать стаж в ускоренном порядке. Например, работа в должности оперирующего врача-специалиста дает право засчитать год работы за полтора года льготного стажа.

Досрочный выход на пенсию работников театров регулируется своим списком, который приведен в Постановлении Совмина РСФСР от 28.08.1991 N 447 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию…».

Например, артисты балета выходят на пенсию после 15 лет работы, а артисты цирков – после 20 лет стажа.

Однако есть еще некоторые условия. После проведения пенсионной реформы и повышения пенсионного возраста с 2019 года вступают в силу и другие, дополнительные требования к работникам образования, медицины и театров.

Выйти на пенсию можно будет не по достижению необходимого льготного стажа, а через несколько лет после этого. Причем эта «отсрочка» выхода на пенсию будет увеличиваться и достигнет 5 лет в 2023 году:

  • 2019 год – отсрочка на 1 год;
  • 2020 год – отсрочка на 2 года;
  • 2021 год – отсрочка на 3 года;
  • 2022 год – отсрочка на 4 года;
  • 2023 год и далее – отсрочка на 5 лет.

Касается это тех категорий работников, для которых не требуется достижение определенного возраста для выхода на пенсию (то есть, требуется только 15, 20, или 25 лет льготного стажа).

Таким образом, в 2019 году работник образования сможет выйти на пенсию досрочно через 1 год после того, как наберет 25 лет педагогического стажа. Если он наберет этот стаж к 2020 году, придется подождать 2 года, и так далее.

Гражданские работники силовых ведомств

Как известно, военнослужащие, работники МВД, Росгвардии имеют право выйти на пенсию по выслуге лет. Это касается только тех, кто служит по контракту. Однако в этих ведомствах есть и гражданские сотрудники. Для них тоже есть возможность выйти на пенсию досрочно.

Это, например, спасатели в структуре МЧС, гражданские работники ФСИН и работники противопожарной службы:

Виды работы Возраст выхода на пенсию Минимальный стаж в профессии Минимальный общий стаж
Мужчины Женщины Мужчины Женщины Мужчины Женщины
Спасатели 40 40 15 15
Работники Государственной противопожарной службы 50 50 25 25
Работники ФСИН 55 50 15 10 25 20

В данном случае к спасателям относят тех, кто работал в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях МЧС и участвовал в ликвидации чрезвычайных ситуаций. Для них есть соответствующее Постановление Правительства РФ от 1 октября 2001 г. N 702 «Об утверждении перечней должностей и специальностей работников профессиональных аварийно-спасательных служб…»

Работники Государственной противопожарной службы – в данном случае это те, кто был занят не связанной с непосредственной ликвидацией ЧС работой. На них право досрочной пенсии распространяется согласно списку, который утвержден Постановлением Правительства РФ от 18 июня 2002 г. N 437 «Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы…»

Работники ФСИН в данном случае – это те, кто был занят в качестве рабочих и служащих в учреждениях системы исполнения наказаний. Аналогично предыдущим категориям, используется утвержденный список (Постановление Правительства РФ от 03.02.1994 N 85 «Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания…»).

Работники транспорта

Досрочно выйти на пенсию могут работники транспорта, которые работают в сложных условиях. Прежде всего, это работники гражданской авиации, морского флота и городского транспорта:

Виды работы Возраст выхода на пенсию Минимальный стаж в профессии Минимальный общий стаж
Мужчины Женщины Мужчины Женщины Мужчины Женщины
Работа на морских судах в рыбной отрасли 25 20
Плавсостав на морских и речных судах в рыбной отрасли 55 50 12 лет и 6 месяцев 10 25 20
Докеры-механизаторы в портах 55 50 20 15 25 20
Летный состав гражданской авиации 25 20
Диспетчеры гражданской авиации 55 50 12 лет и 6 месяцев 10 25 20
Обслуживание в гражданской авиации 55 50 12 лет и 6 месяцев 10 25 20
Трактористы и машинисты в сельском хозяйстве 50 15 20
Водители автобусов, троллейбусов и трамваев в городах 55 50 20 15 25 20
Работники локомотивных бригад на ЖД транспорте 55 50 12 лет и 6 месяцев 10 лет 25 20

По каждому виду работ есть свои особенности. Например, водители городского транспорта смогут досрочно выйти на пенсию в том случае, если в течение периода работы осуществляли перевозки полный рабочий день (полная занятость должна приходиться как минимум на 80% периода работы). Маршруты должны быть зарегистрированы и иметь паспорт маршрута.

Водители пригородных, междугородних автобусных маршрутов, а также водители маршрутных такси не имеют права на досрочный выход на пенсию (последние – так как нет регулярных перевозок).

Аналогичные требования и особенности присутствуют для всех остальных категорий работников. Охватить их в рамках одной статьи было бы невозможно, поэтому представителям этих профессий по спорным вопросам лучше всего проконсультироваться у специалистов клиентской службы Пенсионного фонда России.

Работники профессий с тяжелыми и вредными условиями труда

Еще с советских времен существовали списки профессий, дающих право досрочно выйти на пенсию – Список 1 и Список 2. Первый список включал профессии с вредными и опасными условиями труда, а второй – работы с тяжелыми условиями труда.

Право досрочно выйти на пенсию представителям этих профессий не отменялось, они теперь указываются в соответствующем разделе Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Этим же законом выделяются и другие категории работников со сложными условиями труда, которые имеют право на досрочную пенсию. Обобщим их в таблице:

Виды работы Возраст выхода на пенсию Минимальный стаж в профессии Минимальный общий стаж
Мужчины Женщины Мужчины Женщины Мужчины Женщины
Вредные и опасные условия труда (Список 1) 50 45 10 лет 7 лет и 6 месяцев 20 15
Тяжелые условия труда (Список 2) 55 50 12 лет и 6 месяцев 10 лет 25 20
Текстильная промышленность 50 20
Экспедиции в геологоразведочных и иных работах 55 50 12 лет и 6 месяцев 10 25 20
Лесозаготовки и лесосплав 55 50 12 лет и 6 месяцев 10 25 20
Полный рабочий день в подземных и открытых работах в добыче
полезных ископаемых
25 25

Отметим, что сами профессии, включаемые в первые 2 категории, указаны в Постановлении Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».

Для представителей профессий с вредными и опасными, а также с тяжелыми условиями труда есть возможность раньше выйти на пенсию, даже не набрав указанного стажа:

  • работникам профессий по Списку 1 возраст выхода на пенсию сокращается на 1 год за каждый отработанный по профессии год (если они набрали не менее половины необходимого стажа);
  • работникам профессий по Списку 2 возраст выхода на пенсию сокращается на 1 год за каждые отработанные по профессии 2,5 года для мужчин, и 2 года для женщин (если они набрали не менее половины необходимого стажа).

По остальным профессиям Правительством также утверждаются соответствующие Постановления, которые регламентируют списки профессий по каждой категории льготников.

Порядок определения льготного стажа

Исчисление стажа, особенно льготного – это сложный процесс. Пенсионное законодательство СССР, а затем России неоднократно менялось, и это нужно учитывать.

Положения действующего закона о страховых пенсиях (400-ФЗ) предполагают, что за периоды до 2015 года нужно учитывать действовавшее на тот момент законодательство:

  • периоды работы (в том числе нестраховые периоды) включаются в стаж в соответствии с действовавшим на момент той работы законодательством;
  • работа по профессии включается в стаж, если на момент этой работы она давала право на включение в льготный стаж.

Это означает, что включить периоды работы, учебы, отпуска по уходу за детьми и иные периоды в льготный стаж можно только в том случае, если на тот момент они могли включаться в льготный стаж.

Соответственно, при исчислении стажа учитываются последовательно такие нормативно-правовые акты:

  • Постановление Совмина СССР от 04.08.1956 N 1044 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий»;
  • Постановление Совмина СССР от 03.08.1972 N 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий»;
  • Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 N 173-ФЗ;
  • Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 N 400-ФЗ.

Поскольку рассмотреть весь процесс изменения законодательства для всех профессий в рамках одной статьи практически невозможно, рассмотрим наиболее важные вопросы – какие именно периоды работы и иной деятельности включаются в льготный стаж.

Прежде всего, стоит отметить: для досрочного выхода на пенсию при стаже 37 лет для женщин и 42 года для мужчин учитываются только периоды работы и временной нетрудоспособности (другими словами, работа и нахождение на больничном). Служба в армии, учеба и отпуск по уходу за ребенком в этот стаж не входят.

Что касается досрочного выхода на пенсию медиков и педагогов, то изменения были такими:

  • с 1960 года: в льготный стаж, кроме самой работы, входили периоды нахождения на выборных должностях, служба в армии, обучение на курсах по повышению квалификации. Для учителей дополнительно учитывается работа в пионерлагерях и обучение в педагогических учебных заведениях и университетах (если до и после обучения человек работал по профессии). Для медиков – месяц работы в сельской местности засчитывался за 1,2 месяца стажа;
  • с 1972 года: в льготный стаж разрешили включать работу в партийных и комсомольских органах (при условии, что перерыв между работой по профессии и такой работой не больше 3 месяцев);
  • с 1982 года: отпуск по беременности и родам начали включать в специальный стаж;
  • с 1991 года: Постановление от 1959 года отменено, в стаж входит только работа по утверждаемым Правительством РФ спискам профессий;
  • с 1992 года: отпуск по беременности и родам больше не входит в льготный стаж.

Таким образом, с отменой действовавшего при СССР законодательства серьезно сократились права работников профессий, дающих право на досрочный выход на пенсию. Фактически с 1992 года для исчисления льготного стажа могут учитываться только периоды работы.

При этом, например, учеба входила в общий стаж до вступления в силу закона о трудовых пенсиях в 2002 году.

Что касается других профессий, ситуация отличается незначительно. Для них в льготный стаж не входит период обучения (так как он включен только для педагогов и только в советский период). С 1991-1992 года по всем «льготным» профессиям в стаж учитываются только периоды работы.

При этом с начала 2000-х годов ужесточаются и эти требования – вводятся нормы по продолжительности рабочего дня и работы на полную ставку.

В соответствии с частью 14 статьи 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет.

2. Производить выплату военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на денежное довольствие военнослужащих в составе расходов федерального бюджета на содержание Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2012 г., а в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 7 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», — с 1 января 2013 г.

Председатель Правительства Российской Федерации

В. Путин

Правила исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет

1. Настоящие Правила определяют порядок исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (далее — военнослужащие), ежемесячной надбавки за выслугу лет (далее — надбавка) в размере, установленном в соответствии с частью 13 статьи 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

2. Военнослужащим в выслугу лет для назначения надбавки (далее — выслуга лет) засчитываются в календарном исчислении следующие периоды:

а) военная служба в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, органах, а также в создаваемых на военное время специальных формированиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

б) военная служба в Вооруженных Силах Союза ССР, войсках, воинских формированиях, органах, учреждениях и иных организациях в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР, в Объединенных Вооруженных Силах государств — участников Содружества Независимых Государств;

в) военная служба граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств — участников Содружества Независимых Государств (при их переводе в установленном порядке в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы);

г) военная служба граждан Российской Федерации до 1 января 1995 г. в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств — бывших республик Союза ССР, не входящих в Содружество Независимых Государств;

д) военная служба граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве;

е) приостановление военной службы военнослужащих в случае избрания их депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатами представительных органов муниципальных образований и главами муниципальных образований, осуществляющими указанные полномочия на постоянной основе, назначения судьями военных судов или Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) или назначения временно исполняющими обязанности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), избрания (назначения) членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

ж) нахождение в плену или в качестве заложников, а также интернирование в нейтральных странах — до полного выяснения обстоятельств захвата в плен, в качестве заложников, интернирования, освобождения;

з) безвестное отсутствие — до признания в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления умершим;

и) содержание под стражей, отбывание наказания в местах лишения свободы — в случае вынесения оправдательного приговора либо прекращения уголовного дела, необоснованного привлечения к уголовной ответственности;

к) перерыв в военной службе в случае необоснованного увольнения с военной службы и последующего восстановления на военной службе в установленном порядке;

л) служба в органах внутренних дел, милиции (полиции), исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел (охраны общественного порядка) Российской Федерации и Союза ССР в качестве лиц рядового и начальствующего состава;

м) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

н) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в качестве лиц начальствующего состава, в том числе в должностях стажеров;

о) служба в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальные звания;

п) служба в таможенных органах Российской Федерации в качестве сотрудников, имеющих специальные звания;

р) служба в учреждениях и органах прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации в качестве прокурорских работников или сотрудников, имеющих классные чины или специальные звания;

с) работа в системе Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, непосредственно предшествующая назначению на должности, замещаемые лицами рядового или начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

т) иные периоды работы, засчитываемые на основании законодательства Российской Федерации.

3. Военнослужащим в выслугу лет засчитывается на льготных условиях (1 месяц службы за 2 месяца) время военной службы на воинских должностях летного состава, выполняющего полеты по планам боевой (учебно-летной) подготовки в составе экипажей самолетов, вертолетов и экранопланов (далее — самолеты), а также на воинских должностях испытателей парашютов и катапультных установок (парашютистов-испытателей), совершающих прыжки с парашютом или катапультирование по плану научно-исследовательских работ (далее — прыжки с парашютом). При этом выслуга лет исчисляется:

не ранее чем с 17 августа 1988 г. — испытателям парашютов и катапультных установок (парашютистам-испытателям);

не ранее чем с 1 января 1990 г. — военнослужащим управлений и штабов от авиационного корпуса и выше, органов управления авиацией Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, военно-образовательных учреждений профессионального образования.

В случае если военнослужащие находились на летной работе неполный календарный год, выслуга лет на льготных условиях определяется пропорционально времени, в течение которого они фактически находились на летной работе.

При переучивании военнослужащих летного состава на новую летную специальность или на новый тип самолета первый календарный год в период обучения засчитывается в льготном исчислении независимо от выполнения заданий летной работы.

4. Военнослужащим в выслугу лет засчитывается на льготных условиях (1 месяц службы за 1,5 месяца) время военной службы:

а) на воинских должностях, выполнение обязанностей по которым связано с систематическим совершением прыжков с парашютом: в Воздушно-десантных войсках и военно-образовательных учреждениях профессионального образования, готовящих офицеров для Воздушно-десантных войск, в воинских частях и подразделениях специального (особого) назначения (специальной разведки), десантно-штурмовых соединениях, воинских частях и подразделениях, разведывательных десантных подразделениях Сухопутных войск, в разведывательных десантных подразделениях морской пехоты, подразделениях специального назначения, десантно-штурмовых воинских частях и подразделениях Военно-Морского Флота, в поисково-спасательной и парашютно-десантной службах авиации Вооруженных Сил Российской Федерации, Союза ССР, Объединенных Вооруженных Сил государств — участников Содружества Независимых Государств;

б) на воинских должностях, выполнение обязанностей по которым связано с систематическим совершением прыжков с парашютом в других войсках, воинских формированиях и органах, по перечню подразделений и воинских должностей, утверждаемому руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба;

в) на воинских должностях, предусмотренных в штатах управлений океанографических экспедиций, экспедиций особого назначения, экспедиционных аварийно-спасательных отрядов, гидрографических и океанографических экспедиций, соединений кораблей и судов, военно-морских баз, флотилий, флотов;

г) на воинских должностях, предусмотренных в штатах боевых кораблей и катеров, кораблей специального назначения, морских судов обеспечения, самоходных катеров и самоходных рейдовых судов обеспечения, в том числе строящихся, ремонтирующихся и находящихся на консервации, экипажей консервации указанных кораблей, катеров и судов, перегонных команд, а также в управлениях соединений кораблей и судов, экспедиций и отрядов, постоянно размещенных на кораблях и самоходных судах.

5. При определении выслуги лет в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 4 настоящих Правил на льготных условиях исчисляется:

не ранее чем с 14 марта 1980 г. — время военной службы в десантно-штурмовых соединениях, воинских частях и подразделениях, разведывательных десантных подразделениях Сухопутных войск, в разведывательных десантных подразделениях морской пехоты, подразделениях специального назначения и десантно-штурмовых воинских частях и подразделениях Военно-Морского Флота;

не ранее чем с 1 января 1990 г. — время военной службы в поисково-спасательной и парашютно-десантной службах авиации Вооруженных Сил Российской Федерации, Союза ССР, Объединенных Вооруженных Сил государств — участников Содружества Независимых Государств, а также авиации пограничных войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации;

не ранее чем с 1 июня 1992 г. — время военной службы в военно-образовательных учреждениях профессионального образования, готовящих офицеров для Воздушно-десантных войск (кроме военно-образовательных учреждений профессионального образования Воздушно-десантных войск);

не ранее чем с 15 февраля 1994 г. — время военной службы в войсках гражданской обороны.

6. Исчисление выслуги лет в порядке, предусмотренном пунктами 3 — 5 настоящих Правил, осуществляется также в отношении военнослужащих, командируемых за пределы территории Российской Федерации в качестве военных советников и специалистов для оказания технической и другой помощи, если они в период пребывания за границей выполняют полеты в составе экипажей самолетов, совершают прыжки с парашютом, находятся в плавании.

Военнослужащим, не выполняющим в период пребывания за границей полеты в составе экипажей самолетов, не совершающим прыжки с парашютом и не находящимся в плавании, но исполнявшим эти обязанности по воинской должности до командирования за пределы территории Российской Федерации, выслуга лет на льготных условиях исчисляется в году убытия в командировку пропорционально времени, в течение которого ими исполнялись обязанности военной службы на соответствующих воинских должностях.

7. Периоды военной службы, подлежащие зачету в выслугу лет на льготных условиях, исчисляются со дня вступления в соответствующую воинскую должность и по день освобождения от исполнения обязанностей по этой воинской должности включительно с учетом времени нахождения в отпуске, служебной командировке, на лечении или обучении по специальности без освобождения от воинской должности по месту военной службы.

При этом периоды военной службы в текущем году на воинских должностях, по которым предусмотрено исчисление выслуги лет на льготных условиях, засчитываются в выслугу лет в календарном исчислении, а по окончании года выслуга лет за истекший год при наличии оснований для исчисления ее на льготных условиях пересчитывается и объявляется приказом командира воинской части.

8. В случае получения военнослужащим в период военной службы на воинской должности, по которой предусмотрено исчисление выслуги лет на льготных условиях, тяжелого увечья (травмы, контузии) при совершении полетов на самолетах, прыжков с парашютом, нахождении в плавании, год, в котором получено это увечье (травма, контузия), засчитывается военнослужащему в выслугу лет как полный год на льготных условиях.

9. В случае назначения военнослужащих до окончания года на воинские должности, по которым льготное исчисление выслуги лет не предусмотрено, направления на обучение с освобождением от воинских должностей по месту военной службы, перевода в другой федеральный орган исполнительной власти или увольнения с военной службы выслуга лет пересчитывается непосредственно при назначении на такие должности, перед направлением на обучение, переводом или увольнением с военной службы. При этом в документы, подтверждающие выслугу лет, вносятся соответствующие изменения, а если надбавка за отдельные месяцы года подлежала выплате в большем размере, чем она фактически выплачивалась, военнослужащему выплачивается соответствующая разница.

10. Выслуга лет, исчисленная военнослужащему в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящими Правилами, перед его увольнением с военной службы либо переводом в другой федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, не пересчитывается при повторном поступлении на военную службу либо по новому месту военной службы.

11. Отдельным категориям военнослужащих в выслугу лет включаются в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, иные периоды военной службы, в том числе исчисленные на льготных условиях.

12. Исчисление выслуги лет военнослужащим, проходящим военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, осуществляется согласно правовым актам соответствующих федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, принятым на основании настоящих Правил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *