Исключительные полномочия и предметы ведения РФ

Исключительные полномочия и предметы ведения РФ

Предметы ведения и полномочий Российской Федерации

Предмет ведения — это круг вопросов, решаемых высшими органами государственной власти, с помощью установленных конституцией и другими законодательными актами полномочий этих органов.

Суть таких отношений определяется разграничением предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Такое разграничение, в соответствии с ч.3 ст.11 Конституции Российской Федерации, осуществляется:

во-первых, Конституцией;

во-вторых, Федеративным договором;

в-третьих — иными договорами.

Разграничение предметов ведения и полномочий между центром и регионами — важное условие эффективного функционирования российской государственности, глубокого взаимодействия федерации и составляющих ее частей. Поэтому практика заключения двусторонних договоров по этим вопросам между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов получила широкое распространение. Это новое явление в нашей внутригосударственной жизни.

Отметим, что проблема определения предметов ведения, компетенции центральных органов любого федеративного государства наиболее сложна. Как правило, это предмет длительных споров, согласований центра с субъектами федерации. Центральные органы федерального государства не могут обладать всеми полномочиями по управлению страной, они обязаны делиться этими полномочиями с субъектами федерации, но при этом важно избегать как чрезмерной централизации, так и безграничной децентрализации государственной власти. В едином государстве, каким является Российская Федерация, нельзя допускать положения, при котором субъекты берут столько суверенитета и полномочий, сколько захотят, ибо в итоге это может привести к разрушению целостного государственного организма, т.е. субъекты РФ не обладают суверенитетом и не могут обладать им.

В этом плане теория конституционного права выработала определенные модели, с помощью которых решаются эти проблемы:

1) исключительная компетенция федерации;

2) совместная компетенция органов власти федерации и ее субъектов;

3) компетенция субъектов федерации.

Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации осуществляется в статьях 71-73 Конституции Российской Федерации.

Более детально вопросы разграничения полномочий регулируются ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В соответствии со ст.71 Конституции РФ к исключительному ведению Федерации отнесены вопросы, которые носят общий характер и обеспечивают единство государства. Все эти полномочия по предметному признаку могут быть объединены в группы.

В области государственного строительства к ведению Федерации относятся следующие вопросы: принятие и изменение Конституции Российской Федерации, прием новых субъектов в состав Федерации, утверждение изменений границ между субъектами, установление системы федеральных органов власти, их формирование и некоторые другие предметы.

В социально-экономической сфере к ведению Федерации отнесено определение правового режима федеральной государственной собственности и управление ею, установление основ федеральной политики и федеральной программы в области экономического, национального развития России и другие вопросы. К ведению Российской Федерации отнесено установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки. Российская Федерация устанавливает федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. Федеральные фонды регионального развития, федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе также регулируются Федерацией в целом.

Самостоятельную группу образуют полномочия Российской Федерации в сфере внешних сношений и обороны страны: внешняя политика и международные отношения России, оборона, безопасность и другие.

К ведению Российской Федерации отнесены вопросы обороны и охраны границ: оборона и безопасность, оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

К исключительному ведению Российской Федерации относятся вопросы правоохранительных органов, метеорологии, статистической отчетности, утверждение государственных наград и почетных званий Российской Федерации.

Исключительные полномочия федеральных органов затрагивают далеко не все сферы деятельности граждан и общественной жизни. Но именно в этих сферах проявляется суверенитет и территориальное верховенство Российской Федерации, ее назначение обеспечивать общие интересы многонационального населения страны.

Статья 72 Конституции России устанавливает сферу совместной компетенции Федерации и субъектов. Под совместным ведением понимается отнесение определенных вопросов к компетенции в равной степени как Федерации, так и ее субъектов. По этим вопросам могут издаваться федеральные законы и законы субъектов Федерации, указы Президента РФ и акты президентов и глав администраций субъектов Федерации, постановления Правительства РФ и акты исполнительной власти субъектов Федерации. Вопросы совместного ведения не требуют жесткой централизации, а лишь регулирования определенной части со стороны федеральных органов государственной власти.

Назовем некоторые вопросы совместного ведения в области государственного строительства и защиты прав и свобод: обеспечение соответствия нормативных актов субъектов Федерации федеральному законодательству, защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; установление общих принципов организации местного самоуправления и системы органов государственной власти.

В области экономики и социального развития к совместному ведению отнесены:

разграничение государственной собственности, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, природными ресурсами;

природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры;

общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; — координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение;

осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

К совместному ведению отнесены такие отрасли права, как административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

В Конституции Российской Федерации не закрепляются полномочия, относящиеся к сфере исключительного ведения субъектов. Отмечено, что они находятся вне пределов исключительного ведения Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов.

Установленный Конституцией РФ, Федеративным договором и другими федеральными законами объем полномочий Федерации может корректироваться договорами и соглашениями между Российской Федерацией и ее субъектами.

Конституция РФ и Федеративный договор предусматривают возможность взаимного делегирования, передачи части своих полномочий органам исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов.

Таким образом, Россия прошла сложный исторический путь в своем развитии, пережила несколько кардинальных преобразований административно-территориального деления: от создания РСФСР в 1917 году, до принятая всенародным голосованием в 1993 году Конституции Российской Федерации, которая закрепила федеративный характер нашего государства и принципы российского федерализма.

Определим предмет ведения Российской Федерации.

Предмет ведения Российской Федерации формируют полномочия, которые закреплены за РФ в Основном законе.

Согласно положениям статьи 71 Конституции России предмет ведения РФ составляют следующие правомочия:

– принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, а также контроль за их соблюдением;

– федеративное устройство и территория Российской Федерации;

– регламентирование и защита прав и свобод человека, а также прав национальных меньшинств

– разрешение вопросов гражданства Российской Федерации;

– определение и формирование системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также порядка их организации и деятельности;

– непосредственно федеральная государственная собственность и механизм управления ею;

– разработка основ федеральной политики и программ в сфере государственного, экономического, социального, культурного, национального и экологического развития РФ;

– установление правовых основ функционирования и развития единого рынка;

– финансовое, кредитное, валютное и таможенное регулирование, а также денежная эмиссия и основы ценовой политики;

– федеральные экономические службы;

– федеральные бюджет, сборы и налоги, фонды регионального развития;

– федеральные энергетические системы, а также ядерная энергетика;

– федеральные транспорт и пути сообщения, связь и информация;

– вопросы космоса;

– внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры, а также вопросы войны и мира;

– внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

– оборона и безопасность, производство вооружения, установление порядка купли-продажи оружия, боеприпасов, военной техники и иного военного имущества;

– вопросы производства ядовитых веществ и наркотических средств, а также порядка их использования;

– регламентация статуса и защиты государственной границы, воздушного пространства, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации;

– система судоустройства и прокуратуры;

– уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство;

– решение вопросов амнистии и помилования;

– правовое регулирование интеллектуальной собственности;

– официальный бухгалтерский и статистический учет;

– федеральная государственная служба;

– государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

– метеорологическая служба, стандарты и эталоны, метрическая система и исчисление времени, картография, геодезия, наименования географических объектов;

– федеральное коллизионное право.

По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы (ФКЗ) и федеральные законы (ФЗ), которые отличаются прямым действием на территории всей РФ. При этом ФЗ не могут противоречить ФКЗ и устанавливать новые элементы предмета ведения Российской Федерации.

В пределах предмета ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения с субъектами РФ общегосударственные и региональные органы исполнительной власти формируют единую систему исполнительной власти в России.

Для осуществления своих полномочий общегосударственные органы исполнительной власти могут создавать территориальные органы и соответственно назначать должностных лиц.

По соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ федеральные органы могут передавать им на осуществление часть своих полномочий в случаях, если это не противоречит положениям Конституции и ФЗ.

По соглашению с федеральными органами исполнительной власти региональные органы вправе передавать им на осуществление часть полномочий из своего предмета ведения.

Президент и Правительство обязаны обеспечивать осуществление общегосударственными органами власти полномочий из своего предмета ведения на всей территории РФ в полном соответствии с положениями Конституции Российской Федерации.

Предметы ведения и полномочия Российской Федерации закреплены в ст. 71 и 72, а также в гл. 4–6 Конституции РФ, Федеративном и иных договорах о разграничении предметов ведения и полномочий.

Предметы ведения – это урегулированные нормами права общественные отношения в различных сферах жизни, в которых реализуются полномочия Российской Федерации. Полномочия – это права и обязанности, реализуемые федеральными органами государственной власти Российской Федерации в рамках ее предметов ведения. Предметы веления и полномочия в совокупности составляют компетенцию Российской Федерации.

Конституция РФ выделяет два вида компетенции Российской Федерации: 1) исключительные предметы ведения и полномочия Российской Федерации; 2) совместные предметы ведения и полномочия Российской Федерации и ее субъектов.

К исключительной компетенции Российской Федерации относятся те предметы ведения и полномочия, которые реализуются только федеральными органами государственной власти. По совместным предметам ведения федеральные органы государственной власти принимают основополагающие нормативные правовые акты, которые потом могут детализироваться и конкретизироваться с учетом национальных, исторических, экономических, культурных условий развития конкретного субъекта РФ его законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти.

Отсутствие соответствующего федерального закона по вопросам совместного ведения не препятствует субъекту РФ принять собственный нормативный правовой акт (ст. 72, ч. 2 ст. 76, ч. 1 ст. 77 Конституции РФ). Однако после издания федерального закона акт субъекта РФ должен быть приведен в соответствие с ним, что следует из ч. 5 ст. 76 Конституции РФ.

Объем полномочий Российской Федерации и ее субъектов может корректироваться договорами и соглашениями о перераспределении полномочий между ними.

Полномочия Российской Федерации целесообразно рассматривать посредством выделения определенных групп полномочий по основным предметам ведения. Условно можно выделить следующие предметы ведения, в рамках которых реализуются полномочия Российской Федерации: государственное строительство и правотворчество; правовой статус личности; экономическое и социально-культурное строительство; международные отношения и внешнеэкономические связи; оборона и государственная безопасность.

Исключительная компетенция Российской Федерации определена в ст. 71 Конституции РФ. К ней отнесено лишь то, что необходимо для защиты суверенитета Российской Федерации, а также прав и свобод российского гражданина.

В сфере государственного строительства и правотворчества в исключительном ведении Российской Федерации находятся:

  • – принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
  • – федеративное устройство и территория РФ;
  • – установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;
  • – установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного и национального развития России;
  • – судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
  • – федеральное коллизионное право;
  • – федеральная государственная служба;
  • – государственные награды и почетные звания РФ;
  • – определение статуса государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.

В сфере правового статуса личности к исключительному ведению Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти отнесено:

  • – регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • – гражданство Российской Федерации;
  • – объявление амнистии и помилования;
  • – награждение государственными наградами России, присвоение почетных званий России, высших воинских и высших специальных званий;
  • – назначение Государственной Думой и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом.

В сфере экономического, социального и культурного развития России в исключительном ведении Российской Федерации находятся:

  • – федеральная государственная собственность и управление ею;
  • – установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации;
  • – установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
  • – федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
  • – федеральные энергетические системы, федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь;
  • – деятельность в космосе;
  • – метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет.

В сфере международных отношений и внешнеэкономических связей Российской Федерации принадлежат следующие исключительные полномочия:

  • – внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры России;
  • – вопросы войны и мира;
  • – внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
  • – введение Президентом РФ на территории России или в отдельных ее местностях военного или чрезвычайного положения.

В сфере обороны и государственной безопасности Российская Федерация решает такие вопросы, как:

  • – защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;
  • – оборона и безопасность;
  • – оборонное производство;
  • – определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества;

производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

– ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы.

Акты федеральных органов государственной власти по вышеперечисленным вопросам имеют общеобязательную силу на всей территории России.

Характеристика исключительной компетенции Российской Федерации была бы неполной без рассмотрения возможностей федерального вмешательства (интервенции) в случаях угрозы массового нарушения прав человека и территориальной целостности, исходящей от субъектов Федерации. В Конституции РФ нет нормы, которая бы прямо предусматривала основания федеральной интервенции (восстания, массовые беспорядки и т.д.) в права субъектов Федерации и введения президентского правления. Возможность такого вмешательства вытекает из ч. 4 ст. 78 Конституции РФ, согласно которой Президент и Правительство

России обеспечивают в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории России.

Можно выделить следующие виды федерального вмешательства: 1) введение военного положения; 2) введение чрезвычайного положения; 3) использование внутренних войск МВД России для подавления и разоружения незаконных вооруженных формирований; 4) применение мер федерального воздействия (роспуск законодательного органа государственной власти или отрешение от должности высшего должностного лица субъекта РФ).

Примером федеральной интервенции может служить указ Президента РФ Б. Н. Ельцина 1994 г. о применении мер государственного принуждения Вооруженными Силами и внутренними войсками МВД России в Чеченской Республике для обеспечения государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации. В этой республике в 1991 г. был осуществлен государственный переворот, разрушена система легитимных органов государственной власти, отрицалось действие Конституции РФ и федеральных законов, созданы незаконные вооруженные формирования, нарушавшие права и свободы человека и гражданина.

Предмет ведения — это круг вопросов, решаемых высшими органами государственной власти с помощью установленных Конституцией и другими законодательными актами полномочий этих органов.

Предмет ведения Российской Федерации определяется Конституцией 1993 г., Федеративным договором, состоящим из трех Договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти республик; органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга; органами власти автономной области и автономных округов.

Конституция РФ устанавливает в ст. 1 раздела второго «Заключительные и переходные положения», что в случае несоответствия положениям Конституции положений Федеративного договора действуют положения Конституции.

По содержанию регулируемых вопросов предметы ведения Российской Федерации Конституция РФ делит на две группы:

исключительные предметы ведения и полномочия Российской Федерации (ст. 71 Конституции);

— совместные предметы ведения и полномочия Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 72 Конституции).

В исключительном ведении РФ находятся:

  • — принятие и изменение Конституции и федеральных законов, контроль за их исполнением;
  • — федеративное устройство и территория;
  • — регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
  • — установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
  • — федеральная государственная собственность и управление ею;
  • — установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ;
  • — установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
  • — федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
  • — федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
  • — внешняя политика и международные отношения РФ, ее международные договоры; вопросы войны и мира;
  • — внешнеэкономические отношения РФ;
  • — оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
  • — определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;
  • — судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
  • — федеральное коллизионное право;
  • — метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;
  • — государственные награды и почетные звания РФ;
  • — федеральная государственная служба.

Кроме данных полномочий по исключительному предмету ведения Российской Федерации, закрепленных в ст. 71 Конституции РФ, ряд полномочий содержится в статьях Конституции, устанавливающих компетенцию высших органов государственной власти РФ и в других федеральных законах. Содержание этих полномочий будет рассмотрено в последующих главах учебника.

В предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ входит:

  • — обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции и федеральным законам;
  • — защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
  • — вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
  • — разграничение государственной собственности;
  • — природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
  • — общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
  • — координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
  • — осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
  • — установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
  • — административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство; законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
  • — кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
  • — защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
  • — установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ.

Дополнительно гарантируя равноправие субъектов РФ, ч. 2 сг. 72 Конституции закрепляет, что данные положения в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные города.

Установленный Конституцией РФ, Федеративным договором и другими федеральными законами объем полномочий Российской Федерации может корректироваться договорами и соглашениями между Российской Федерацией и ее субъектами. Конституция РФ также предусматривает возможность взаимного делегирования, передачи части своих полномочий органами исполнительной власти РФ и органами ее субъектов.

По вопросам, отнесенным ч. 1 ст. 72 Конституции к предметам совместного ведения, издаются федеральные законы. До их принятия субъекты РФ вправе осуществлять по таким вопросам собственное регулирование, однако после принятия федерального закона правовые акты субъектов приводятся в соответствие с этим законом.

Законом четко регламентируются вопросы участия субъектов в федеральном законодательном процессе; порядок заключения договоров и соглашений с установлением пределов разграничения, определением сторон и предмета договора или соглашения, сроков их действия и ответственности сторон. Все споры, связанные с разграничением предметов ведения и полномочий, с передачей осуществления части полномочий, должны разрешаться заинтересованными сторонами путем проведения переговоров и использования иных согласительных процедур, а также с участием судов в разрешении споров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *