Изменение границ муниципального образования осуществляется

Изменение границ муниципального образования осуществляется

При слове «граница» многие из вас наверняка представляют пограничные столбы, пропускные пункты и другие символы, которые находятся на рубеже, отделяющем одно государство от другого и охраняемом суровыми пограничниками. Вместе с тем, не видимые взору пределы существуют также и внутри государств. В частности, к ним относятся рубежи муниципалитетов.

Оглавление:

  • Что такое граница муниципалитета
  • Требования, предъявляемые к границам муниципальных образований
  • Зачем осуществляется изменение и учёт границ муниципальных образований
  • Субъекты инициативы по изменению пределов муниципалитета
  • Принципы, по которым реализуется подобная инициатива
  • Порядок изменения рубежей муниципалитетов

Порядок установления и изменения границ муниципального образования в современной России урегулирован благодаря закону, который называется «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Тому, как границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются, посвящены статьи с десятой по тринадцатую вышеуказанного нормативного акта.

Что такое граница муниципалитета

В самых общих словах, под границей муниципального образования понимается некая условная черта, с установлением которой становится возможным отделить территорию интересующего нас муниципалитета от территории других населённых пунктов, а также в том числе, межселенных территорий, не входящих в состав ни одного муниципального образования.

Требования, предъявляемые к границам муниципальных образований

Они указаны в одиннадцатой статье закона, которая прописывает принципы, согласно которым организуется самоуправление на местном уровне власти. Перечень требований включает в себя следующие пункты:

  • Вся земля, находящаяся в пределах границы Российского государства, поделена на городские округа, а также муниципалитеты, которые называются поселения.
  • Муниципальные районы включают в себя земли абсолютно всех поселений, включённых в него, в том числе, и межселенные территории.
  • В территорию поселения включаются участки земли, на которых исторически проживали люди, участки, необходимые для развития, участки для рекреации и участки, предназначенные для использования всеми людьми, проживающими в этом муниципалитете.
  • В территорию, относящуюся к городскому округу, включаются земли, принадлежащие муниципалитетам, участки для развития, участки для рекреации и земли, предназначенные для использования всеми людьми, проживающими в данном муниципалитете.
  • В территорию, относящуюся к любой форме муниципального образования, могут входить участки, различающиеся по разновидности формы собственности, а также в том числе, и по их целевому назначению.

Зачем осуществляется изменение и учёт границ муниципальных образований

Можно выделить несколько причин, по которым государству понадобилось принять вышеупомянутый нормативный акт. К ним относятся следующие:

  1. По положениям закона, если сельское поселение либо иной населённый пункт при пересмотре границ двух регионов будет расположено в обоих регионах одновременно, то это является недопустимым по требованиям законодательства, поскольку затруднит учёт рубежей муниципального образования и вызовет по этой причине потенциальные конфликты между органами власти соседних регионов. В связи с этим на уровне субъектов федерации и местном уровне потребуется пересмотреть границы этого муниципалитета на основе вышеупомянутого законодательного акта, чтобы оно было полностью включено в территорию только одного региона.
  2. Принятие этого закона значительно облегчило процесс реформ органов власти на уровне сельских поселений и иных населённых пунктов, а также учёт их достижений или неудач.
  3. С его помощью стало возможным улучшить качество и эффективность мероприятий, проводимых властью на уровне местного самоуправления. Например, это выражается в том, что стало намного проще включить в пределы территории сельских поселений и иных населённых пунктов участки земли, которые необходимы ему для поддержания жизнедеятельности и обеспечения нужд людей.

Субъекты инициативы по изменению пределов муниципалитета

Согласно российскому законодательству изменение границ муниципального образования осуществляется по инициативе следующих субъектов:

  1. Народонаселение.
  2. Федеральные государственные органы.
  3. Государственные органы субъектов федерации.
  4. Муниципальные органы либо, иными словами, органы местного самоуправления.

Принципы, по которым реализуется подобная инициатива

Установление и изменение пределов территории сельских поселений и иных населённых пунктов осуществляется народонаселением так, как предписано законом федерального уровня и законом соответствующего региона России, который обязан не устанавливать нормы, противоречащие закону федерального уровня. Эти нормативные акты регулируют то, как должна выдвигаться инициатива, выступающая в качестве первопричины проведения референдума на местном уровне, на котором будет приниматься решение об изменении или отказе от установления новых рубежей сельского поселения либо иного населённого пункта.

Если же пределы сельских поселений и иных населённых пунктов собирается устанавливать или изменить государственная власть на уровне региона или федерации либо местная власть, то они могут сделать это, оформив соответствующее решение и осуществив надлежащий учёт изменений.

При этом, если народонаселение добьётся права на референдум, то до тех пор, пока он не будет проведён, законодательство не позволяет изменять закон о принципах местного самоуправления, а именно положения, которыми устанавливаются либо изменяются рубежи сельских поселений и иных населённых пунктов.

Необходимо отметить, что законодатель установил в законе, регулирующем принципы, по которым организуется местное самоуправление в России, следующую презумпцию: без запроса и сбора мнений, проживающих в муниципалитете людей, не допускается изменять пределы этого населённого пункта. Поэтому если население категорически против любой перекройки рубежей муниципалитета, то все мероприятия, направленные на изменение действующих границ, будут признаны незаконными и должны быть отменены.

Как гласит российское законодательство, новые пределы населённых пунктов могут устанавливаться после проведённого должным образом референдума, на котором большинство голосующих выступило за изменения.

Порядок изменения рубежей муниципалитетов

Органы власти осуществляют учёт изменений рубежей не только самих населённых пунктов, но также и пределов территорий и районов, которые входят в состав этих населённых пунктов. Закон, определяющий принципы, по которым осуществляется организация местного самоуправления на территории нашей страны, классифицирует виды границ муниципалитетов и чётко определяет порядок действий, необходимых для изменения пределов этих муниципалитетов.

  1. Если требуется изменить рубежи муниципальных районов, после чего некоторая часть территорий, относящаяся к изменяемому муниципальному району, отойдёт к другому району или муниципалитету, то в этом случае обязательно нужно заручиться поддержкой проживающих в населённом пункте людей, которую они должны выразить либо с помощью голосования, либо во время схода. При этом представительный орган муниципалитета предоставляет своё мнение, которое должно учитываться перед принятием решения об изменении пределов муниципального района.
  2. В случае если планируется изменение пределов муниципальных районов и поселений, входящих в состав этих районов, из-за чего территория муниципального района должна перейти к городскому округу, то порядок действий будет следующим: население как городского округа, так и поселений должно быть согласно на такой шаг, равно как и представительные органы соответствующих муниципалитетов. Кроме того, необходимо заручиться поддержкой людей, проживающих в соответствующем муниципальном районе, рубежи которого изменяются. Эта поддержка должна быть выражена представительным органом.
  3. Если намечается изменение рубежей поселений, из-за которого часть территории одного поселения перейдёт во владение другого поселения, то в данном случае необходимо заручиться согласием людей, проживающих как в первом, так и во втором поселении, которое они выражают при помощи голосования либо во время схода. Кроме того, от представительных органов обоих поселений должны поступить официальные бумаги, в которых они представляют свою чёткую позицию касательно вопроса изменения границ муниципалитетов.
  4. В крупных городах, например, Москве, в которых есть деление города на внутригородские районы, закон предоставляет возможность осуществлять изменение пределов этих районов. Чтобы сделать это, достаточно узнать мнение людей, проживающих в районах, границы которых изменяются. Это мнение должно быть выявлено с помощью способов, прописанных в уставе внутригородского района. Также представительный орган города (в случае с Москвой — это Московская городская дума), в котором есть деление на внутригородские районы, обязан предоставить согласие с планирующимся изменением рубежей внутригородских районов.

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 6

Совершенствование территориальной организации местного самоуправления в большинстве случаев влечет изменение границ муниципальных образований. Данный вопрос регулируется специальной статьей Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ.

Изменение границ муниципального образования, как и их установление, осуществляется законом субъекта Российской Федерации.

Инициаторами изменения границ муниципального образования могут выступать все заинтересованные стороны, а именно:

— население муниципального образования;

— органы местного самоуправления муниципального образования;

— органы государственной власти субъекта Российской Федерации;

— федеральные органы государственной власти.

Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном для выдвижения инициативы проведения местного референдума.

Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. При этом закон субъекта Российской Федерации об изменении границ муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.

Основания для инициирования процедуры изменения границ поселений могут быть различными, но имеется одно установленное законом ограничение: уменьшение численности населения сельских населенных пунктов менее чем на 50 процентов относительно минимальной численности населения, необходимой (как правило) для наделения их статусом поселения, после установления законами субъектов Российской Федерации границ поселений не является достаточным основанием для инициирования органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральными органами государственной власти процедуры изменения границ поселений. Это ограничение, как видно, не касается населения названных населенных пунктов.

Изменение границ муниципального образования может иметь разные последствия в части территориальной организации местного самоуправления, в частности:

— повлечь отнесение территорий отдельных поселений и (или) населенных пунктов, входящих в состав муниципальных районов, к территориям других муниципальных районов;

— повлечь отнесение территорий отдельных поселков и сельских населенных пунктов, входящих в состав поселений на территории муниципального района, к территориям городских округов;

— повлечь отнесение территорий отдельных населенных пунктов, входящих в состав поселений, к территориям других поселений;

— не повлечь отнесения территорий отдельных поселений и (или) населенных пунктов, входящих в состав муниципальных районов и поселений, соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений.

Так как «изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий», для каждого из этих случаев определен порядок учета мнения (получения согласия) населения.

При изменении границ муниципальных районов, влекущем отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, согласие населения данных поселений и (или) населенных пунктов выражается:

— путем голосования, порядок проведения которого предусмотрен отдельной статьей Федерального закона (см. ниже);

— на сходах граждан (в поселениях, где предусмотрено осуществление полномочий представительного органа сходом граждан).

Мнение населения соответствующих муниципальных районов выражается и учитывается при этом опосредованно через мнение представительных органов соответствующих муниципальных районов.

При изменении границ муниципальных районов и входящих в их состав поселений, влекущем отнесение территорий отдельных входящих в состав указанных поселений поселков и сельских населенных пунктов к территориям городских округов, согласие населения поселений и городских округов выражается представительными органами соответствующих поселений и городских округов, мнение населения муниципальных районов также выражается и учитывается опосредованно через мнение представительных органов соответствующих муниципальных районов.

При изменении границ поселений, влекущем отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, согласие населения данных населенных пунктов выражается:

— путем голосования (см. ниже);

— на сходах граждан (в поселениях, где предусмотрено осуществление полномочий представительного органа сходом граждан).

Учитывается при этом также мнение представительных органов соответствующих поселений.

При изменении границ муниципальных районов и поселений, не влекущем отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, учитывается мнение населения, выраженное представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.

Мнение представительного органа муниципального образования по вопросу изменения границ муниципального образования должно оформляться, конечно, в форме решения представительного органа (никаких других форм не имеется).

Порядок организации и проведения схода граждан не требует особых разъяснений.

Что же касается голосования по вопросу изменения границ муниципального образования, то можно сказать, что оно в большой степени близко к местному референдуму, но таковым не является, так как местный референдум может проводиться по вопросам местного значения, а изменение границ муниципального образования не относится к вопросам местного значения (установление и изменение границ муниципальных образований – полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Поэтому и определен особый порядок проведения данного голосования, заключающийся в следующем:

— голосование по вопросам изменения границ муниципального образования проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории;

— голосование по вопросам изменения границ муниципального образования назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном для проведения местного референдума, с учетом ниже указанных особенностей;

— при проведении голосования по вопросу изменения границ муниципального образования положения законодательства о местном референдуме, запрещающие проведение агитации государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, замещающими государственные или муниципальные должности, а также положения, определяющие юридическую силу решения, принятого на референдуме, не применяются;

— голосование по вопросам изменения границ муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным правом;

— согласие населения на изменение границ муниципального образования считается полученным, если за указанное изменение проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования;

— итоги голосования по вопросам изменения границ муниципального образования и принятое решение подлежит официальному опубликованию (обнародованию).

Установление и изменение границ муниципальных образований

Граница муниципального образования — это черта, которая отделяет его территорию от территорий других муниципальных образований или межселенных территорий. Границы муниципального образования напрямую зависят от размеров его территории.

Порядку установления и изменения границ муниципальных образований посвящены ст. 10—13 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 г.

В соответствии с законодательством России границы городского поселения устанавливаются с учетом того, что в его пределах могут находиться один город или один поселок, а также территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и гагой инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями).

Границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, не являющихся муниципальными образованиями, как правило, должны устанавливаться с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав.

Границы муниципального района должны устанавливаться с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав. При этом границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ.

И.В. Выдрин, А.Н. Кокотов указывают на то, что закрепление границ муниципальных образований проводится с опорой на три случая:

  1. если муниципальное образование наделяется территорией, совпадающей с территорией административно территориальной единицы, его граница определяется по границам соответствующей административно-территориальной единицы;
  2. если муниципальное образование наделяется территорией, совпадающей с территорией нескольких административно-территориальных единиц, его граница определяется по несовпадающим границам соответствующих административно-территориальных единиц;
  3. если муниципальное образование наделяется территорией, частично или полностью не совпадающей с территорией административно-территориальных единиц, его граница определяется по границам административно-территориальных единиц в части их совпадения, а также по границам земельных участков, оформленных в установленном законом порядке, и естественным границам.

К установлению границ муниципальных образований предъявляются следующие требования:

  • границы разных муниципальных образований не могут пересекаться друг с другом;
  • границы муниципальных образований не могут пересекать административную границу субъекта РФ и Государственную границу Российской Федерации;
  • граница муниципального района не должна пересекать границу административно-территориальной единицы, расположенной на его территории;
  • в границах городских и сельских поселений не может быть других муниципальных образований.

В связи с тем, что в России продолжается проведение муниципальной реформы, предусматривающей, в том числе, изменение территориальной организации местного самоуправления, границы муниципальных образований, если они устанавливаются впервые или органами государственной власти предусмотрено новое муниципально-территориальное деление субъекта РФ, чем это было до вступления в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 г., определяются органами государственной власти субъекта РФ.

На местности границы муниципальных образований проходят по видимым ориентирам, таким, как автострада или проселочная дорога, край поля, кромка леса, ручей, река, середина моста через реку и т.д.

Важным условием поддержания максимальной эффективности территориальной организации местного самоуправления является процедура изменения границ муниципальных образований.

Порядку изменения границ муниципальных образований полностью посвящена ст. 12 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 г.

С инициативой изменения границ муниципальных образований могут выступать:

  • население;
  • органы местного самоуправления;
  • органы государственной власти субъекта РФ;
  • федеральные органы государственной власти.

Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном для выдвижения инициативы проведения местного референдума.

Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.

По общему правилу, содержавшемуся в прежнем Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 1995 г., и содержащемуся в Федеральном законе от 2003 г., изменение границ муниципальных образований не может производиться без учета мнения населения. Более того, если население не поддерживает инициативу преобразования муниципального образования, связанного с изменением его границ, проведение мероприятий по преобразованию будет считаться незаконным.

Выяснение мнения населения по вопросам преобразования муниципального образования проводится путем голосования по вопросу изменения границ муниципального образования.

В то же время Федеральный закон от 2003 г. сделал небольшое исключение из общего правила. Так, изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений. Фактически здесь не требуется проведения местного референдума для выяснения мнения населения об изменении границ муниципальных образований.

Правовое оформление установления и изменения границ муниципальных образований осуществляется законами субъектов РФ.

Согласно Конституции РФ изменение границ муниципального образования не допускается без учета мнения населения соответствующих территорий (ч. 2 ст. 131). Законодательные (представительные) органы субъектов РФ должны законодательно установить гарантии учета мнения населения при решении вопросов изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление.

Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта РФ по инициативе:

  • а) населения. Инициатива населения реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для выдвижения инициативы проведения местного референдума — сбора подписей, количество которых устанавливается законом субъекта РФ и нс может превышать 5% числа участников референдума;
  • б) органов местного самоуправления. Инициатива оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти;
  • в) органов государственной власти субъекта РФ. Инициатива оформляется решением соответствующих органов государственной власти;
  • г) федеральных органов государственной власти. Инициатива оформляется решением соответствующих органов государственной власти.

Закон субъекта РФ об изменении границ муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.

Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных поселений и (или) населенных пунктов, выраженного путем голосования, либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов.

Изменение границ муниципальных районов и входящих в их состав поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в состав указанных поселений поселков и сельских населенных пунктов к территориям городских округов, осуществляется с согласия населения поселений и городских округов, выраженного представительными органами соответствующих поселений и городских округов, а также с учетом мнения населения муниципальных районов, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов.

Изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования, либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений.

Изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.

Изменение границ внутригородских районов осуществляется с учетом мнения населения каждого из внутригородских районов в соответствии с уставом внутригородского района и с согласия населения городского округа с внутригородским делением, выраженного представительным органом городского округа с внутригородским делением.

Например, Верховный Суд РФ признал законным постановление Кабинета Министров Татарстана от 17 августа 2006 г. № 422, которое изменило черту одного из сел без учета мнения населения, выраженного представительным органом сельского поселения. Суд указал, что в силу п. 1 ст. 84

Земельного кодекса РФ черта поселения — эго внешняя граница земель, используемых и предназначенных для застройки и развития поселения. Понятие поселения подпадает под определение «населенный пункт» — территория, имеющая сосредоточенную застройку в пределах установленной границы (черты) и служащая постоянным местом проживания населения. По мнению Суда нормы ч. 4 ст. 12 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не могут применяться при регулировании вопросов об административно-территориальном устройстве (определение Верховного Суда РФ от 11 июля 2007 г. по делу № 11-Г07-15).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *