Кадастровый учет участка

Кадастровый учет участка

АВЕНЮ

Главная «Авеню» >> Электронная библиотека

РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 октября 2005 года

Е.А. ЧЕФРАНОВА

От автора

Список основных сокращений

Глава 1. Государственное управление в Российской Федерации. Государственное управление в области юстиции

Глава 2. Государственная гражданская служба в Российской Федерации

Глава 3. Правовые основы регистрационной деятельности

3.1. Субъекты гражданских правоотношений

3.1.1. Физические лица как субъекты правоотношений. Правоспособность и дееспособность гражданина*

3.1.2. Документы, удостоверяющие личность гражданина

3.2. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений*

3.3. Государство и другие публично-правовые образования как субъекты гражданского права*

3.4. Объекты гражданских правоотношений

3.4.1. Понятие и виды объектов гражданских прав*

3.4.2. Недвижимость как объект гражданских прав. Юридическая классификация объектов недвижимости*

3.4.3. Государственный учет объектов недвижимости (кадастровый учет земельных участков и технический учет (техническая инвентаризация) объектов)*

3.4.4. Государственный кадастровый учет земельных участков

3.4.5. Правовой режим объектов незавершенного строительства*

3.5. Сделки. Сделки с недвижимостью, подлежащие государственной регистрации

3.5.1. Понятие, виды и формы сделок*

3.5.2. Сделки с недвижимостью, подлежащие государственной регистрации*

3.5.3. Недействительность сделок. Основания ничтожности и оспоримости сделок*

3.5.4. Правовые последствия признания недействительности сделок*

3.5.5. Крупные сделки. Сделки, в совершении которых имеется заинтересованность*

3.6. Представительство и доверенность. Документы, удостоверяющие полномочия представителей

3.7. Право собственности и иные вещные права

3.7.1. Понятие, признаки и виды вещных прав*

3.7.2. Понятие и содержание права собственности*

3.7.3. Способы приобретения права собственности. Первоначальные способы приобретения права собственности на недвижимое имущество. Производные способы приобретения права собственности*

3.7.4. Основания прекращения права собственности*

3.7.5. Понятие «правовая природа» и виды ограниченных вещных прав. Особенности государственной регистрации права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута)*

3.7.6. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления

3.7.7. Общая собственность. Понятие, основания возникновения и виды общей собственности. Особенности государственной регистрации права общей собственности*

3.7.8. Право общей совместной собственности супругов. Законный и договорный режим имущества супругов*

3.8. Общие положения об обязательствах и договорах. Виды договоров

3.8.1. Понятие и виды обязательств. Исполнение обязательств Основания возникновения обязательств*

3.8.2. Понятие договора. Классификация договоров*

3.8.3. Порядок и условия заключения, изменения и расторжения договоров*

3.8.4. Договор продажи недвижимости: особенности правового регулирования. Государственная регистрация прав и сделок при купле-продаже недвижимости*

3.8.5. Предприятие как особый объект недвижимости. Продажа предприятия. Государственная регистрация прав на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним

3.8.6. Договор мены недвижимого имущества: содержание, форма. Мена жилых помещений. Государственная регистрация договора мены объектов недвижимости*

3.8.7. Договор ренты и договор пожизненного содержания с иждивением. Государственная регистрация договоров ренты и пожизненного содержания с иждивением*

3.8.8. Договор дарения: понятие и основные элементы ограничения и запрещение дарения. Договор пожертвования недвижимого имущества Государственная регистрация договора дарения недвижимости*

3.8.9. Договор аренды недвижимого имущества Государственная регистрация договора аренды. Государственная регистрация соглашений об изменении договоров аренды и регистрация прекращения аренды*

3.8.10. Понятие и основания возникновения ипотеки, ее правовое регулирование. Договор ипотеки, его элементы и существенные условия. Государственная регистрация ипотеки*

3.9. Понятие, принципы и способы приватизации государственного (муниципального) имущества

3.9.1. Приватизация жилых помещений. Договор передачи жилых помещений. Государственная регистрация договора передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации

3.9.2. Особенности приватизации коммунальных квартир и жилых помещений в них

3.10. Правовое регулирование земельных отношений

3.10.1. Объекты земельных отношений. Земельные участки как объекты гражданских прав*

3.10.2. Целевое назначение (категории) земель. Перевод из одной категории в другую

3.10.3. Часть земельного участка как объект имущественных прав. Основания и порядок раздела земельных участков*

3.10.4. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности

3.10.5. Особенности предоставления земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование*

3.10.6. Ограничение прав на землю иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц*

3.10.7. Права и сделки с земельными участками, подлежащие государственной регистрации

3.10.8. Виды ограничений (обременений) прав на земельные участки, подлежащие государственной регистрации*

3.10.9. Признание ранее возникших прав на земельные участки*

3.10.10. Особенности правового режима долей в праве общей собственности на участки земель сельскохозяйственного назначения Государственная регистрация прав на участки земель сельскохозяйственного назначения*

Глава 4. Регистрационная деятельность. Порядок и условия проведения госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

доп. см. Учебное пособие для регистратора — недвижимое имущество, гос. регистрация проблемы правового регулирования

4.1. Понятие, цели, задачи и принципы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

4.2. Момент возникновения прав на недвижимое имущество. Признание ранее возникших прав

4.3. Участники отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

4.4. Источники правового регулирования государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

4.5. Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним

4.6. Порядок предоставления информации из ЕГРП. Публичный характер государственной регистрации прав

4.7. Представление документов на госрегистрацию прав. Лица, имеющие право обращаться с заявлениями о госрегистрации

4.7.1. Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав

4.8. Порядок проведения государственной регистрации

4.9. Правовая экспертиза документов и проверка законности сделки

4.10. Основания для государственной регистрации прав

4.11. Основания, порядок и сроки приостановления государственной регистрации

4.12. Основания для отказа в государственной регистрации прав

4.13. Прекращение государственной регистрации прав

4.14. Сроки совершения регистрационных действий

4.15. Исправление технических ошибок, допущенных при государственной регистрации прав

4.16. Особенности государственной регистрации прав на недвижимое имущество в многоквартирном доме

4.17. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество, установленных решением суда, арбитражного суда или третейского суда

Глава 5. Налогообложение и оценка в сфере недвижимости

5.1. Понятие государственной пошлины. Плательщики государственной пошлины

5.2. Порядок уплаты и размеры государственной пошлины, взимаемой за совершение нотариальных действий

5.3. Порядок уплаты и размеры государственной пошлины, взимаемой за государственную регистрацию

5.4. Налог на доходы физических лиц. Налогообложение доходов от аренды и реализации недвижимого имущества. Имущественные налоговые вычеты

5.5. Налог на имущество физических лиц

5.6. Налог на землю

5.7. Оценка недвижимости*

Глава 6. Основы информатизации регистрационной деятельности

Специальная литература

ОТ АВТОРА

Административная реформа в Российской Федерации значительно изменила систему государственного управления и государственной службы в стране. Принятые за последнее время федеральные законы систематизировали государственную службу по видам и уровням, определили трехзвенную структуру федеральных органов исполнительной власти и разграничили функции федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств. Подверглось реформированию и государственное управление в области юстиции.

Результатом административной реформы, проводимой в Российской Федерации, стало, в частности, создание в системе Министерства юстиции Российской Федерации Федеральной регистрационной службы и ее территориальных органов. В сжатые сроки проведена федерализация системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. За время, истекшее с момента принятия Указа Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1315 «Вопросы Федеральной регистрационной службы» <*>, проделана большая и ответственная работа: образованы регистрационные округа, работники Росрегистрации и ее территориальных органов наделены статусом федеральных государственных гражданских служащих, подготовлено и принято большое число нормативных правовых актов.

———————————

<*> СЗ РФ. 2004. N 42. Ст. 4110.

Кардинальная перестройка аппарата управления повлекла за собой изменение компетенции государственных органов и существенное обновление персонального состава федеральной государственной службы. Значительно обновились кадры государственных регистраторов. На государственных регистраторов, получивших статус федеральных государственных служащих, возлагаются соответствующие высокому статусу обязанности, первая из которых — неукоснительно соблюдать требования действующего законодательства при исполнении служебных обязанностей.

Динамично развивается законодательство о недвижимости и государственной регистрации прав и сделок с недвижимым имуществом. В 2004 — 2005 гг. принято немало нормативных правовых актов, среди которых Федеральный закон от 29.12.2004 N 196-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (принят ГД ФС РФ 22.12.2004), Федеральный закон от 30.12.2004 N 216-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)», Жилищный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и др. Принятие указанных законодательных актов серьезно повлияло на процедуру государственной регистрации прав и сделок с недвижимым имуществом и потребовало как внесения изменений в действующие подзаконные нормативные акты Министерства юстиции Российской Федерации, так и принятия новых. Изучение большого числа новых, а также обновленных нормативных правовых актов — залог успешного осуществления регистрационной деятельности всех без исключения государственных регистраторов.

Однако для государственных служащих, впервые назначаемых на должность государственного регистратора, чрезвычайно важно и пополнение профессиональных знаний. Предлагаемое вниманию читателей учебное пособие рассчитано на лиц, имеющих высшее юридическое образование и опыт работы по юридической специальности не менее 2 лет или иное высшее образование и опыт работы в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав, не менее 3 лет. Это означает, что пособие адресовано специалистам, которые удовлетворяют квалификационным требованиям, предъявляемым действующим законодательством к лицам, назначаемым на должность государственного регистратора. Задача настоящего пособия — оказать помощь в освоении программы специальной подготовки для сдачи квалификационного экзамена в соответствии с установленными требованиями. Основное внимание уделяется законодательным новеллам, которые имеют непосредственное отношение как к правовому статусу органов, осуществляющих государственную регистрацию прав и сделок с недвижимостью, так и к правовому статусу, компетенции и осуществлению деятельности государственного регистратора.

Автор выражает глубокую признательность Г.А. Волковой, А.Б. Ефимову, Е.А. Киндеевой, М.Г. Пискуновой и Б.В. Россинскому за неоценимую помощь и поддержку, без которых подготовка предлагаемого вниманию читателей пособия была бы невозможна.

Елена Чефранова,

проректор Российской правовой

академии Минюста России

Список основных сокращений

ГК РФ — Гражданский кодекс Российской Федерации

ЕГРП — Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним

ЖК РФ — Жилищный кодекс Российской Федерации

Закон о государственной регистрации — Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

Закон об ипотеке — Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)»

ЗК РФ — Земельный кодекс Российской Федерации

КоАП РФ — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

МРОТ — минимальный размер оплаты труда

НК РФ — Налоговый кодекс Российской Федерации

Росрегистрация — Федеральная регистрационная служба

СЗ РФ — Собрание законодательства Российской Федерации

СК РФ — Семейный кодекс Российской Федерации

УК РФ — Уголовный кодекс Российской Федерации

Кадастровый учет – процедура регистрации в Едином государственном реестре объекта недвижимости, с указанием его индивидуальных характеристик.

Проще говоря, собственники земельных участков, зданий и сооружений должны поставить недвижимость на кадастровый учет для получения свидетельства о собственности и дальнейшего распоряжения имуществом.

Процедура выполняется для:

  • подтверждения его существования;
  • присвоения ему индивидуального кадастрового номера;
  • наделения его признаками товара (для дальнейшей продажи или обмена);
  • подтверждения прекращения его существования.

Для чего нужен учет?

Абсолютно любые сделки, касающиеся объекта недвижимости, требуют обязательного условия: существование имущества должно быть признано государством, а значит, зарегистрировано в Едином реестре.

Постановка земельного участка на кадастровый учет дает собственнику следующие преимущества:

  • фиксацию прав собственности на объект недвижимости;
  • право на продажу, обмен или дарение имущества;
  • установление четких границ участка.

Действующее законодательство допускает владение земельным участком, не зарегистрированным в Росреестре, однако строительство и проведение коммуникаций на его территории в этом случае недопустимы.

На государственном уровне кадастровый учет земельных участков необходим для сбора, консолидации, анализа информации и ведения статистики использования земельных ресурсов на территории РФ.

Законодательная база

К основным нормативно-правовым актам, регламентирующим порядок постановки недвижимого имущества на кадастровый учет, относятся:

  1. Конституция РФ;
  2. Гражданский кодекс РФ;
  3. ФЗ №221 от от 24.07.2007
  4. ФЗ № 218 от 28.02.2018.

Законодательные акты и постановления, касающиеся земельного кадастра, постоянно претерпевают изменения.

Новые правила часто неизвестны не профессионалам, поэтому перед началом процедуры стоит ознакомиться с последними изменениями законодательства.

Так, с 1.01.2018 установлен запрет на распоряжение участками, границы которых не отражены в кадастровом реестре.

Иными словами, с 2018 года межевание становится обязательной процедурой, а земельные участки, не зарегистрированные в Едином государственном реестре, могут быть переданы в распоряжение органов местного самоуправления.

Еще одно нововведение – переход на кадастровую стоимость при расчете налога на недвижимое имущество.

Кстати, осуществлять оценочную деятельность теперь будут государственные учреждения, напрямую заинтересованные в пополнение местных и региональных бюджетов.

Порядок процедуры

Для регистрации земельного участка в Едином государственном реестре собственник недвижимости или ее пользователь (при наличии договора аренды) должен обратиться с письменным заявлением в компетентный орган любым удобным способом:

  • лично, в МФЦ или Кадастровую публичную палату, расположенную по месту пребывания собственника;
  • через законного представителя, предварительно оформив и заверив у нотариуса доверенность на представление интересов;
  • отправив все необходимые документы по почте заказным письмом;
  • в режиме онлайн, через официальный сайт ЕГРП или портал Госуслуги.

Документы

Перед подачей заявления собственнику участка необходимо собрать пакет документов, состоящий из:

Договора Подойдет любой договор, на основании которого регистрируемый объект перешел в собственность к заявителю
Свидетельства, подтверждающего право собственности на земельный ресурс Необходимо от всех собственников земельного участка
Соглашения Министерства имущественных отношений Необходимо в случае, когда участок находится в государственной собственности и арендуется заявителем
Геодезического плана Составленный лицензированной геодезической компанией
Межевого плана С приложением CD-диска
Письменного разрешения органов опеки В случае если собственниками участка являются лица, не достигшие совершеннолетия
Документа, удостоверяющего личность заявителя Оригинал+копия
Нотариально заверенной доверенности При обращении через третье лицо

В процессе оформления могут быть выявлены ошибки и неточности в предоставляемых документах, что приведет к возврату заявления. Для экономии времени, к проверке и сбору бумаг необходимо подойти с максимальной ответственностью.

Без документов поставить участок на кадастровый учет не получится.

Кадастровая палата

После сбора необходимых документов всем собственникам, пользователям земли или их доверенным лицам необходимо любым удобным способом обратиться в Кадастровую палату с письменным заявлением.

При этом форма заявления для каждой из перечисленных категорий граждан будет отличаться, поэтому за точной формой бланка необходимо обращаться к сотрудникам МФЦ или Кадастровой палаты.

Далее, после предоставления всех вышеперечисленных бумаг и квитанции, подтверждающей оплату госпошлины (600 рублей), заявка будет принята на рассмотрение, а заявителю будет выдана расписка, с указанием даты получения нового документа.

Сроки

Сроки внесения описания земельного участка в кадастр составляют:

  • 7 дней при условии, что все предоставленные документы не содержат ошибок и опечаток;
  • 12 дней при одновременной регистрации прав собственности.

При подаче заявки через МФЦ указанные сроки увеличиваются на 2 дня. По истечении указанного периода времени всем собственникам недвижимости будет выдан Кадастровый паспорт (при предъявлении паспорта гражданина РФ и расписки).

Получение свидетельства

Постановка земельного участка или его части на кадастровый учет предполагает получение нового свидетельства, подтверждающего право собственности на зарегистрированную недвижимость.

Для этого, каждому из собственников необходимо обратиться с письменным заявлением в Регистрационную палату, приложив к заявке:

  • документ, удостоверяющий личность собственника или его представителя;
  • межевой план участка;
  • кадастровый паспорт;
  • договор, на основании которого получено право собственности;
  • квитанцию, подтверждающую оплату госпошлины, в размере 200 рублей.

Чтобы проверить переданные документы и изготовить новое свидетельство потребуется около 2 недель, но для экономии времени желательно заранее позвонить в Регистрационную палату и уточнить точный срок изготовления документа.

В случае не обращения за новым свидетельством в течение 2 лет с момента получения Кадастрового паспорта, сведения о регистрируемом участке удаляются из реестра.

Государственная регистрация через МФЦ

Постановка земельного участка на кадастровый учет через МФЦ – довольно удобный способ, позволяющий быстро, без очереди подать заявление в ближайшем многофункциональном центре.

Еще одним плюсом такого способа является возможность снятий ксерокопий со всех необходимых документов по месту подачи заявки.

Итак, чтобы встать на учет собственнику, пользователю или их доверенному лицу необходимо:

  • посетить отделение МФЦ в рабочее время отделения;
  • предоставить специалисту полный пакет необходимых документов;
  • оплатить госпошлину в ближайшем отделении банка;
  • получить расписку с указанием сроков изготовления кадастрового паспорта.

К неудобствам данного метода можно отнести увеличение сроков изготовления паспорта минимум на несколько дней.

Ранее учтенной земли

Ранее учтенными считаются земельные участки, оформленные в собственность до 1.03.2008 года, но не прошедшие процедуру кадастрового учета. Таким образом, данное владение должно пройти лишь процедуру кадастрового учета и межевания, что сократит сроки изготовления паспорта до 7 (в МФЦ — 9) дней.

Ситуация несколько осложняется при условии, что в Единый государственный реестр ранее была внесена неполная или неактуальная информация. Время обработки заявки, в таких случаях, несколько увеличивается для внесения необходимых исправлений и корректировок.

Регистрация без межевания

Постановка земельного участка на кадастровый учет практиковалась ранее, однако с 2018 года, межевание стало обязательной процедурой. Таким образом, межевой план – обязательный для оформления кадастрового паспорта документ.

С 2018 года земельный участок, стоящий на учете в Едином государственном реестре, но не прошедший процедуру межевания не может быть продан, обменян, подарен или унаследован.

Стоимость

Кадастровая стоимость земельного участка – расчетная величина, установленная на момент регистрации недвижимости в Едином государственном реестре.

Как правило, на данную стоимость напрямую влияет:

  • размер регистрируемого объекта;
  • расположение территории;
  • наличие коммуникаций;
  • категория земли и населенного пункта;
  • наличие зданий и сооружений на территории учитываемой собственности.

Формирование кадастровой стоимости объекта недвижимости происходит на основании коэффициента, рассчитанного как отношение средней цены аналогичных участков к определяемой сумме.

Таким образом, для объектов, обладающих высокими характеристиками, стоимость по кадастру будет состоять суммы базовой стоимости и коэффициента и наоборот.

Как получить информацию о ранее произведенной постановке участка на кадастровый учет

Как узнать, как узнать поставлен ли участок на кадастровый учет? Перед началом процедуры оформления собственнику необходимо узнать, что сведения о регистрируемом земельном участке отсутствуют в ЕГРН путем:

  • запроса при личном посещении Кадастровой палаты или МФЦ;
  • обращения к кадастровому инженеру или в организации, специализирующиеся на предоставлении подобных услуг;
  • самостоятельного изучения кадастровых карт в режиме онлайн.

Последний способ не требует затрат времени и средств, но не является надежным, где информация на виртуальных картах может быть устаревшей и неактуальной.

Особенности для лесных участков

Лесные участки – земли, покрытые лесной растительностью либо предназначенные для ее восстановления.

Для ведения учета пользования лесными участками и рационализации использования данного вида природных ресурсов, действующим законодательством РФ предусмотрен особый инструмент – лесной кадастр.

Согласно Лесному кодексу РФ, процедура постановки лесных участков на государственный кадастровый учет регламентируется ФЗ № 221.

Главной особенностью такой процедуры становится условность границ земельных участков, которые должны быть поставлены, без обозначения их на местности.

Последствия незаконной постановки

Постановка на кадастровый учет дачного или иного земельного участка, не соответствующего требованиям, предъявляемым действующим законодательством, а именно:

  • размер участка не соответствует заявленному;
  • во время оформления кадастрового паспорта заявитель предъявил поддельные документы;
  • данные, отраженные в полученном паспорте, не соответствуют действительности;
  • границы земельного участка заходят на территорию, находящуюся в собственности соседей.

Нарушения, допущенные в процессе регистрации недвижимости, приводят к признанию недействительными и незаконными ранее выданные документы и снятию земельного участка с кадастрового учета.

Полезное видео

Смотрите интересный видеоматериал, в котором подробно рассказывается о процедуре постановки земельного участка на кадастровый учет.

Из этой статьи вы узнали, как поставить на кадастровый учет земельный участок:

  • порядок постановки,
  • необходимые документы,
  • сроки
  • и стоимость услуги.

Сама процедура кадастрового учета земельного участка является бесплатной как для физических, так и для юридических лиц. Однако речь идет только о процедуре постановки на учет, на сбор всей необходимой документации заявителю придется потратить круглую сумму.

Так, в текущем году жители крупных городов потратят на сбор документов до 60 000 рублей, по регионам установлены более низкие расценки, на постановку земельного участка на кадастровый учет там уйдет сумма в 15 000 – 25 000 рублей.

Кадастровый учет земельных участков – это, прежде всего систематизированная и структурированная система учета, классификации и описания, как самого земельного участка, так и прав и правовых отношений, связанных с ним.

Такой учет выполняется при помощи автоматизированной системы ведения государственного кадастрового учета, и включает в себя следующую информацию:

  • Форма и месторасположение;
  • Координаты поворотных точек, линейные размеры сторон и площадь;
  • Целевое назначение;
  • Почвенные характеристики;
  • Права собственности, пользования, ограничения и обременения на земельный участок;
  • Основания получения права собственности, пользования и пр.

В процессе формирования земельного участка, каждому присваивается уникальный кадастровый номер, не повторяющийся на всей территории страны, и содержащий в своей структуре информацию о территориальной принадлежности.

Кадастровый учет на местах осуществляется «Кадастровыми палатами», реорганизованными по субъектам Российской Федерации.

Федеральный закон определяет проведение в отношении к земельным участкам, ставящимся на учет, следующих процедур:

  • Регистрация земельных участков в государственном земельном кадастре;
  • Внесение информации о ранее зарегистрированных земельных участках;
  • Учет любого вида изменений, происходящих с участком;
  • Снятие объекта недвижимости с учета в государственном кадастре;
  • В порядке осуществления обмена информацией с органами местного самоуправления и государственной власти, внесение изменений, в соответствии с поступающими документами;
  • Исправление технических (графических, семантических) ошибок, обнаруженных в элементах существующего, либо проходящего определенный этап регистрации, кадастрового учета.

Процесс постановки земельного участка на кадастровый учет

В Кадастровую палату подается заявление собственником объекта, либо другими лицами.

Плата за осуществление учета в кадастровой системе с граждан не взимается, однако, необходимо учитывать, что эта процедура требует проведения определенных подготовительных работ, которые выполняют юридические и физические лица – предприниматели, за соответствующую оплату.

Вместе с заявлением в Кадастровую палату подаются следующие документы:

  • Межевой план утвержденной формы;
  • Документ, подтверждающий личность заявителя, либо полномочия представлять интересы заявителя другим лицом;
  • При объединении, разделе, перераспределении находящихся в собственности земельных участков, документ, подтверждающий волеизъявление собственников;
  • Письменные заявления пользователей, залогодержателей (в том числе, банки), арендаторов, чьи права относятся к участкам, в отношении которых подается заявление.

Информация о публичной кадастровой карте Росреестра

Сроки

Закон РФ устанавливает следующие сроки:

  • Срок постановки на учет объекта, внесение изменений, исправление ошибок, не превышают 20 рабочих дней со дня подачи соответствующей заявки.
  • Срок предоставления сведений из государственного кадастра в виде выписок и паспортов земельных участков не превышает 5 рабочих дней.
  • Срок предоставления сведений из государственного кадастра, как то кадастровые планы территории квартала не превышает 15 рабочих дней.

Не следует забывать, что учитывать нужно именно рабочие дни, и обязательно контролировать проставление отметки о дате принятия поданных вами документов в работу чиновником Кадастровой палаты.

Внесение изменений

В случае изменения уникальных данных земельного участка, либо других его характеристик, проводится процедура внесения изменений. Учет изменений производится на основании:

  • Предоставленных соответствующих документов и заявления;
  • Документов, поступивших в Кадастровую палату, в результате информационного взаимодействия между государственными органами.
  • В случае прекращения существования земельного участка, производится процедура снятия последнего с кадастрового учета.

Обратите внимание на материал, где описан процесс проведения межевания.
А здесь узнайте, как получить кадастровый паспорт земельного участка.

Снятие

Снятие участка с кадастрового учета производится на основании соответствующего заявления и необходимых документов. В этом случае нет необходимости в оформлении межевого плана и окончательный перечень документов комплектуется в зависимости от исходных данных.

Причины снятия:

  • Срок образования нового участка достиг двух и более лет, но права и обременения на него не были зарегистрированы;
  • Возникают накладки либо разрывы между границами соседних (смежных) участков;
  • В связи с технической ошибкой, обнаруженной в кадастровой системе учета.

Отказ

В процессе постановки могут возникать ситуации с получением отказа в проведении учета. Существует достаточное количество причин такого отказа. Однако не следует забывать, что в решении об отказе осуществления кадастрового учета земельного участка, такая причина должна быть указана в обязательном порядке, причем со ссылкой на соответствующую правовую норму действующего законодательства РФ.

Решение об отказе оформляется в срок, не превышающий двенадцати рабочих дней, с момента принятия соответствующего заявления и может быть обжаловано в судебном порядке.

И в заключении, хотелось бы сделать акцент на проверенном на практике правиле. Если вы не уверенны в своих силах, не располагаете необходимым количеством свободного времени для прохождения данной процедуры, доверьте эти действия профессионалам.

Государственный кадастровый учет земельных участков – это систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в РФ, их кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними других объектов недвижимого имущества. В кадастровый учет земельных участков включается информация о субъектах прав на земельные участки.

Цели кадастрового учета земельных участков

Из приведенного определения следует, что государственный кадастр представляет собой элемент организационно-правового механизма, государственного управления использованием и охраной земель. В актах земельного законодательства проводится основополагающий принцип ЗК, рассматривающий земельный участок в качестве главного ресурса окружающей среды, а также как предмет гражданского, имущественного оборота с находящейся на участке недвижимостью.

Ведение кадастрового учета земельных участков и других видов кадастра тесно связано с мониторингом земель, иных природных ресурсов и землеустройством.

Многие нормативные правовые акты одновременно регулируют земельные отношения, связанные с государственным мониторингом земель, землеустройством и кадастровым учетом земельных участков, что еще раз подчеркивает их взаимосвязь как между собой, так и с иными звеньями организационно-правового механизма использования и охраны земель.

Порядок, цели и принципы ведения кадастрового учета земельных участков устанавливаются в Законе о государственном кадастре недвижимости, в соответствии с которым кадастровый учет земельных участков создается и ведется в целях информационного обеспечения: государственного и муниципального управления земельными ресурсами; государственного контроля за использованием и охраной земель; мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель; государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; землеустройства; экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов; установления обоснованной платы за землю; иной деятельности, связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками.

Принципы кадастрового учета земельных участков

Указанная деятельность ведется в соответствии со следующими принципами:

  • – единство системы и технологии его ведения на всей территории РФ;
  • – непрерывность внесения в него изменяющихся характеристик земельных участков;
  • – сопоставимость и совместимость сведений кадастрового учета земельных участков со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах;
  • – учет земельных участков независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков.

В государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:

  • – вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);
  • – кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;
  • – описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;
  • – описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства;
  • – площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.

В государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости:

  • – ранее присвоенный государственный учетный номер;
  • – кадастровый номер объекта недвижимости, образуемого из данного объекта недвижимости;
  • – кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположены здание, сооружение или объект незавершенного строительства, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства;
  • – кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, если объектом недвижимости является земельный участок;
  • – адрес объекта недвижимости или, при отсутствии такого адреса, описание местоположения объекта недвижимости (субъект РФ, муниципальное образование, населенный пункт и т.п.);
  • – сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, если объектом недвижимости является земельный участок;
  • – категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок;
  • – разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок и др.

Кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (в настоящее время это Росреестр).

Подать документы на постановку недвижимости на кадастровый учет можно несколькими способами.

Лично

Если недвижимость расположена в Москве, подавать заявление нужно в любой центр «Мои документы», если за ее пределами — подать документы лично вы можете:

  • во Дворец госуслуг по адресу:
  • Москва, Проспект Мира, дом 119, строение 71;
  • в отделения Росреестра по адресам:
  • Москва, Варшавское шоссе, дом 47, корпус 4, этаж 3;
  • Москва, проезд Завода Серп и Молот, дом 10;
  • Москва, Зеленый проспект, дом 20.

Сотрудники приемной Росреестра, а также работники Дворца госуслуг ведут прием только по предварительной записи. Инвалиды I и II групп, а также инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны при подаче и получении документов обслуживаются без очереди. Записаться можно по телефону: +7 (495) 587-78-55, добавочный 24-15.

По почте

Отправить пакет документов можно на адрес территориального органа или офиса Росреестра по месту нахождения объекта недвижимости или на адрес приема корреспонденции в центральном аппарате Росреестра: 101000, Москва, Чистопрудный бульвар, дом 6/19.

Онлайн

Вы можете сформировать электронное обращение с помощью онлайн-сервиса Росреестра для постановки недвижимости на кадастровый учет или для постановки на кадастровый учет одновременно с регистрацией прав. Обратите внимание: на последнем шаге формирования заявления его необходимо подписать усиленной электронной подписью.

На дому

Ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды I и II групп могут зарегистрировать права на свою недвижимость, воспользовавшись бесплатной услугой «Выездное обслуживание». К ним приедет курьер, который примет заявление на регистрацию прав.

Недвижимость поставят на кадастровый учет в течение 5 рабочих дней с момента регистрации заявления и документов Росреестром, а в случае постановки на кадастровый учет на основании карты-плана территории — 15 рабочих дней. Если одновременно с постановкой на кадастровый учет будут регистрироваться права собственности на недвижимость — в течение 10 рабочих дней с момента регистрации заявления. Если вы подаете документы в центре «Мои документы», сроки увеличатся на 2 рабочих дня.

Для проверки статуса рассмотрения заявления вы можете воспользоваться электронным сервисом «Проверка исполнения запроса online».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *