Как можно исправить двойку?

Как можно исправить двойку?

/ Kisialiou Yury

Кажется, двойка в дневнике — это неприятное событие исключительно для ученика. А вот и нет: для учителей двойка тоже проблема. Тем более если плохих оценок много, а ребёнок не спешит их исправлять. Что же тогда делать? Об этом размышляет наш блогер Вадим Мелешко.

Рассылка «Мела» Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Как любит говорить незабвенный Ямбург, повторяя чьи-то знаменитые слова: «Многие сложные проблемы имеют простые и, как правило, неправильные решения». Сколько живу, постоянно на слуху вопросы: «Что делать с этим двоечником? Оставлять на второй год? Оставлять «на осень»? Ставить тройку и переводить в следующий класс? Ставить двойку, но всё равно переводить? Исключать из школы?» И единодушного ответа как не было, так и нет. А заметное сокращение количества возможных вариантов этих ответов ничуть не говорит о появлении какого-либо единодушия.

Поставишь двойку — тебя же обвинят в неумении работать с ребёнком, в непрофессионализме, потому что мастер своего дела способен научить хотя бы на тройку кого угодно, даже осла.

Оставишь на второй год — лишишь человека целого года жизни. К тому же, в условиях подушевого финансирования совершенно непонятно, кто должен платить за его обучение, ибо государство свои деньги выдало, и оно не обязано оплачивать то же самое ещё раз. Плюс ко всему: добровольно соглашаешься видеть ещё раз этого же двоечника в том же классе.

Перевести с двойкой — почему бы и нет? Но ведь это продолжение темы первого пункта. Что такое «на осень» мы все прекрасно знаем, ведь осень — это, на самом деле, лето, которого ты сам добровольно себя лишаешь, чтобы заниматься с тем, кому поставил пару.

К тому же, если не смог научить ребёнка за целый год, можно ли научить его за пару месяцев, особенно когда на дворе стоит такая погода?

Исключить его как неуспевающего, а значит — необучаемого? Но ведь, опять же, см. пункт 1, а ещё вспомни, что школа обязана учить, и она не может вот так взять и отказаться от возложенных на неё государством обязанностей, если родители желают обратного.

Короче, господа, что же нам делать с неуспевающими? Как победить бесконечно ущербный тезис о том, что «ставя двойку ученику, ты ставишь двойку себе, и наказывая его, ты расписываешься в собственной беспомощности»?

Беспомощный именно потому, что заставляет нас, скрепя сердце (или с усилием улыбнув себя), ставить «3» вместо «2», воспитывая в детях хамское к вам же отношение — «Да поставите, куда вы денетесь! Да всё равно переведёте, иначе вам же будет хуже!» Как нам избавиться от этой патологической зависимости?

Может, надо с самого начала отбирать в педвузы людей с явно выраженной склонностью к мазохизму?

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Оставим в стороне споры о том, стоит ли вообще родителям вмешиваться в учебу детей. Как бы то ни было, у каждого из нас — свой опыт взаимоотношений со школой, свое отношение к учебному процессу и свои взгляды на будущее наших детей.

Сколько ни уговаривай взрослых оставить учебу в сфере ответственности ребенка — сделать это могут только самые смелые и самые отчаянные родители. У остальных периодически (или постоянно) возникает необходимость прийти в школу и разобраться с отметками.

Как это сделать конструктивно?

Начнем с общих положений. Сегодня вся система образования официально «заточена» на потребности ученика. Любая спорная отметка округляется в пользу ребенка.

Четвертная отметка выставляется по строгим правилам (среднее арифметическое письменных работ с возможным увеличением в сторону преобладающего балла). Годовая — выводится как среднее арифметическое четвертных (и никаких «я смотрю по третьей четверти» — эта норма уже не действует. Считаем сумму, делим на четыре и округляем в пользу ученика).

Нормы оценки знаний строго контролируются и находятся в общем доступе на любом профильном сайте.

Большинство школ ведут электронные журналы, в которых родители в режиме реального времени могут следить за накоплением отметок. То есть если учитель вдруг начнет «занижать»показатели — вы это заметите раньше, чем выставятся четвертные и годовые отметки. А чем раньше вы это заметите, тем проще будет решить вопрос.

Но! Стоит понимать, что ребенок далеко не всегда прав и далеко не всегда говорит вам правду. Его низкая оценка может быть заслуженной — и тогда ваши претензии могут иметь неприятные последствия: школа может создать комиссию, которая оценит знания вашего школяра, и правота учителя будет доказана публично. Вряд ли потом вы сможете о чем-то договариваться с коллективом. Поэтому, прежде чем идти разговаривать насчет отметки, всесторонне изучите проблему:

может быть, ваш ребенок попросту не заслуживает той оценки, о которой вы идете просить?

Если же вы уверены в своем правоте, тогда:

Соберите и сведите воедино всю информацию об успеваемости вашего ученика, об оценках по другим предметам, о написанных им контрольных и самостоятельных работах, пролистайте его рабочие тетради по предмету и четко сформулируйте свои опасения, подозрения и предложения по исправлению ситуации.

Может быть, ваш ребенок слишком медлителен и вы просите для него дополнительные задания на дом? Может быть, ученик много болел и ему нужны дополнительные занятия?

А может быть, учитель не замечает его склонностей и способностей, которые так ярко раскрываются вне урока? Или он просто обсчитывается раз за разом, выводя средний балл? И даже может быть, он откровенно придирается и реализует свои собственные комплексы, издеваясь над детьми?

По возможности спокойно сделайте выводы и наберите номер классного руководителя.

Не обсуждайте ситуацию с другими родителями из класса, не выносите ее на обсуждение своего двора или отдела на работе. Праздное любопытство и пустопорожние эмоции других людей, у каждого из которых свой опыт, свои школьные травмы и свои эмоциональные реакции, собьют вас с конструктивной волны. Звоните напрямую классному руководителю и просите о встрече.

По своей должностной инструкции классный руководитель обязан отслеживать показатели детей своего класса и решать любые конфликтные ситуации между педагогами и детьми. Если он этого не делает — мягко, но решительно настаивайте и давайте понять, что настроены разобраться в ситуации до конца.

Как правило, на этом этапе мелкие и случайные конфликты разрешаются эдаким учительским междусобойчиком в пользу ученика: вам дадут подробный отчет по поводу его работы на уроке, предложат что-то подучить или подтянуть, пожалуются на дисциплину — и ситуация выправится. Если же классный руководитель на контакт не пойдет — двигайтесь дальше.

Не кричите, не угрожайте, не переходите к оскорблениям — спокойно, но твердо просите о встрече с учителем-предметником. Отказать вам не имеют права, точно так же не имеют права не пустить на урок. Вы можете договориться прийти в класс, посидеть на уроке, посмотреть, как строятся взаимоотношения детей и учителя, как отвечает ваш школяр. Вы имеете право посмотреть контрольную тетрадь по предмету (они всегда хранятся в школе, домой их уносить нельзя) и сверить нормы выставления оценок с тем, как выставляются оценки вашему ученику.

На этом этапе нормальный адекватный «предметник» должен составить с вами конструктивную беседу и составить вместе с вами план «спасения» вашей оценки. Если движения навстречу нет — идем дальше.

Теперь — кабинет директора. Лучше позвонить и договориться о встрече заранее — потому что неизвестно, в какой момент вы застанете директора спонтанно. Должность эта нервная, а ваш вопрос надо решать спокойно и обстоятельно. Если надо, попросите, чтобы на встрече присутствовал школьный психолог.

Не ведитесь на попытки перевести разговор в эмоциональную плоскость, если вдруг таковые начнутся. Как правило, оставшиеся несколько процентов затяжных конфликтов на этом этапе получают позитивное разрешение — ученику дают дополнительное задание, учителю — положенные рекомендации.

Но если ваш конкретный конфликт, ваша конкретная отметка не сдвинется с мертвой точки и здесь — звоните в РОО. Можно и сходить — только предварительно уточнить график приема граждан начальником. Конечно, после такого звонка вашему ребенку и всем участвующим учителям придется нелегко, потому что школу перевернут с ног на голову, проверяя качество процесса. Такое редко прощается, но зато вы доведете свое дело до логического завершения.

Отметку — если вы ее, конечно, заслуживаете — вам выставят какую положено по нормам, учителя накажут, администрации поставят на вид.

Но, если честно, по-настоящему заниженные отметки встречаются очень редко.

Так что прежде чем требовать — подумайте хорошенько: а ваш обиженный точно-преточно знает предмет на высокую оценку?

VELVET: Анна Северинец

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *