Как стать учителем физкультуры?

Как стать учителем физкультуры?

Профессия учителя физкультуры только на первый взгляд кажется простой и не требующей специальной педагогической подготовки.

Средняя заработная плата: 17000 рублей в месяц

Рейтинг профессии

Востребованность 50% Оплачиваемость 30% Конкуренция 50% Входной барьер 18% Перспективы 50%

На деле учителю физкультуры надо не только любить спорт и детей, но и быть первоклассным преподавателем-воспитателем, главная задача которого заключается в формировании у школьников интереса к здоровому образу жизни.

Учитель физкультуры – это педагог, который преподает школьникам физическую культуру и формирует у них навыки самостоятельного занятия спортом и здорового способа жизни.

История профессии

Развитию физической силы, выносливости и ловкости у мальчиков уделяли огромное внимание еще в Древней Греции. Для занятий наставники использовали комплекс спортивно-военных упражнений, который называли гимнастикой. В него входил ряд дисциплин, таких как кулачный бой, бег, прыжки, гонки на колесницах и т. д. В Индии и Китае в оздоровительных и лечебных целях специальные упражнения использовались уже в IV столетии до нашей эры. Затем в Европе наступил довольно длительный период упадка физического воспитания, вызванный господствовавшей в Средневековье идеологией телесного аскетизма.

Во времена Ренессанса (XIV–XVI век) интерес к человеческому телу и физическим упражнениям возродился, важную роль в этом сыграл труд итальянского медика Иеронима Меркуриалиса «Об искусстве гимнастики». В современном виде физкультуру в школу начали вводить в XIX веке в Великобритании. В России одним из основоположников физвоспитания был Петр Лесгафт, который разрабатывал научную систему специализированного образования.

Профессия учитель физической культуры по-настоящему востребованной стала только в XX веке, когда занятия спортом начали массово вводить в школах. Кроме Великобритании уделялось большое внимание физкультуре и спорту в странах с тоталитарными режимами (Италии, Германии, СССР), так как подготовка будущих солдат была государственной задачей первостепенной важности. В Советском Союзе в школах сдавали комплекс ГТО (Готов к труду и обороне), включавший в себя кроме спортивных нормативов еще и основы рукопашного боя и строевой подготовки.

В 60-е годы XX века во всех средних школах была введена должность учителя физкультуры, в программу включили 2 урока в неделю, устранив слишком сложные упражнения. Больше внимания стали уделять ответственному отношению школьников к своему здоровью. Сейчас в России из-за тенденции общего ослабления здоровья подрастающего поколения количество уроков физкультуры было увеличено до трех в неделю.

Описание профессии

На учителя физкультуры возлагаются обязанности не только вести уроки, но и прививать детям интерес к самостоятельным занятиям спортом, формировать навыки бережного отношения к своему здоровью. Основными целями такого воспитания являются:

  • общее укрепление организма ребенка, его закаливание;
  • гармоничное развитие психических и физических качеств;
  • обеспечение нормального физиологического развития организма ребенка;
  • повышение работоспособности детей.

Преподавателю физкультуры нужно так организовать урок, чтобы учесть интересы всех детей, в том числе и тех, которые имеют ограничения по медицинским показаниям. Занятия могут проводиться как в общей группе, так и в отдельных секциях. Основными видами физической активности в школах являются:

Физруки могут вести дополнительные кружки, группы или секции после уроков, организовывать спортивные соревнования и праздники, дни здоровья на территории школы или на стадионах. Они также мотивируют учеников к занятиям в спортшколах с учетом интересов и способностей ребенка.

На каких специальностях лучше учиться

На учителя физкультуры можно учиться не только в вузе, но и в среднем специальном учебном заведении. В ссузах предлагаются такие специальности:

  • физическая культура;
  • спортивная тренировка;
  • педагогика дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной деятельности.

В вузах готовят педагогов по таким направлениям:

  • физическая культура;
  • физическая культура и безопасность жизнедеятельности;
  • физкультурно-оздоровительная работа;
  • лечебная физкультура;
  • технологии спортивной подготовки и др.

Многие вузы предлагают получить диплом учителя физкультуры в сочетании с дополнительной специальностью по выбору.

Поступить в колледж или техникум можно без экзаменов, достаточно пройти по конкурсу аттестатов и сдать нормативы по физподготовке непосредственно в ссузе. Чтобы стать студентом высшего учебного заведения, надо представить приемной комиссии результаты ЕГЭ по русскому языку, биологии, математике или обществознанию (в зависимости от условий вуза), а также сдать на месте экзамен по общей физической подготовке, иногда по основам здорового образа жизни.

Учебные заведения

Если есть желание быстрее начать работать учителем физкультуры, то можно пойти в ссуз, где учиться нужно 3 года 10 месяцев после 9 класса и 2 года 10 месяцев после 11 класса. Средние специальные заведения спортивного профиля расположены во всех регионах, например:

  • Колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии Санкт-Петербургского государственного университета;
  • Приморское государственное училище (техникум) олимпийского резерва (г. Владивосток);
  • Колледж олимпийского резерва им. дважды Героя Советского Союза А. И. Родимцева (г. Волгоград);
  • Педагогический колледж им. Н. К. Калугина (г. Оренбург);
  • Спортивно-педагогический колледж Департамента спорта и туризма города Москвы.

Получить высшее образование физкультурного профиля в России тоже не проблема. Специализирующихся на спорте университетов, институтов и академий, учитывая масштаб страны, не так уж и много – всего 25, но в любом педагогическом вузе обязательно готовят учителей физкультуры. Подобрать учебное заведение для поступления можно в любом регионе:

  • Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева. В составе вуза функционирует Институт физической культуры, спорта и здоровья им. И. С. Ярыгина. Здесь учат физруков для работы в школе, в том числе со второй специальностью «безопасность жизнедеятельности». Есть программы магистратуры, связанные с изучением здоровьесберегающих технологий.
  • Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина. На факультете физкультуры и спорта можно получить кроме основного педагогического образование по профилям «спортивная подготовка» и «физическая реабилитация». Продолжительность очного курса 4 года, заочного – 5 лет. С дипломом СПО нужно учиться 3,5 года, а после окончания местного училища олимпийского резерва – всего 2 года и 7 месяцев.
  • Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (г. Краснодар). На факультете адаптивной и оздоровительной физической культуры можно получить диплом по работе с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, а также по системам реабилитации. На факультете физкультуры студенты могут освоить тренерскую или педагогическую специальность.
  • Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена имеет в своей структуре Институт физкультуры и спорта. Здесь есть педагогический профиль, при обучении на котором выпускник получает специальность «Физкультурное образование», после чего может работать в общеобразовательных школах.
  • Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского учит физруков в своем Институте физкультуры и спорта. Выпускники этого вуза могут преподавать в школах, внешкольных учреждениях, а также ДЮСШ или спортклубах.

Многие выпускники ссузов начинают работать по специальности с младшими школьниками, а потом поступают на заочное отделение профильного вуза, чтобы повысить уровень своей компетенции. Если после бакалавриата продолжить обучение в магистратуре, то можно получить глубокие знания в технологиях физического воспитания и оздоровления, системе спортивной подготовки по разным видам спорта. Это позволит заняться научной деятельностью по специальности.

Обязанности на работе

Профессия учитель физической культуры в школе предполагает такой набор функциональных обязанностей:

  • выбор программы и учебно-методического обеспечения;
  • проведение уроков с учетом возрастных, физиологических и психологических особенностей детей;
  • использование разнообразных методов, способов и приемов обучения, в том числе индивидуальных программ с соблюдением предписаний врача;
  • планирование учебного процесса (тематические планы на учебный год, четверть и на один урок);
  • поддержка мотивации и развитие способностей каждого учащегося;
  • контроль освоения знаний и умений школьниками, их оценивание;
  • заполнение журнала (в т. ч. электронного);
  • обеспечение здоровья и жизни учеников во время урока.

Если говорить более простыми словами, то физрук должен постоянно проверять исправность инвентаря, при выявлении поломок устранять их самостоятельно или информировать руководство школы о проблеме. Важнейший вопрос для учителя – это безопасность учеников. Педагог должен доходчиво объяснять правила разных спортивных игр, лично демонстрировать, как следует выполнять то или иное упражнение, а также страховать каждого учащегося при его исполнении.

Что нужно знать преподавателю физической культуры:

  • возрастную анатомию и физиологию мальчиков и девочек;
  • утвержденные программы, рекомендации и учебники по своему предмету;
  • основы школьной гигиены;
  • возрастную психологию ребенка;
  • методики преподавания каждой темы;
  • спортивные нормативы для каждого класса, правила основных спортивных игр, навыки арбитража;
  • требования к оснащению инвентарем спортивного зала;
  • технологии дифференцированного подхода к обучению разных школьников;
  • способы локализации и разрешения конфликтных ситуаций;
  • навыки оказания первой медицинской помощи;
  • правила пожарной безопасности и охраны труда.

Качественное физическое воспитание ученика невозможно без тесного контакта с другими педагогами и родителями. Физрук должен учитывать полученную от них информацию при работе со школьником (склонности, особенности здоровья, черты характера).

Также преподаватель обязан распознавать способности ученика к разным видам физической активности и мотивировать его заниматься спортом на более высоком уровне в ДЮСШ.

Немаловажным моментом в работе является просветительская деятельность. Задача учителя информировать школьников о вреде курения, алкоголя и наркотиков, противопоставляя им спорт и здоровый способ жизни во все его проявлениях (физическая активность, правильное питание, туризм и др.).

Кому подходит

Профессия учитель физкультуры в равной мере подходит мужчинам и женщинам. В нее можно прийти, получив специальное педагогическое образование или завершив спортивную карьеру и дополнительно обучившись тонкостям профессии.

Что касается личных качеств учителя физкультуры, то их перечень довольно обширен:

  • любовь к детям и подросткам, умение ладить с ними;
  • общительность, искренность и доброжелательность;
  • трудолюбие и ответственность;
  • физическая и психологическая выносливость;
  • устойчивое внимание и умение контролировать несколько процессов одновременно;
  • наблюдательность, интуиция и умение рассмотреть скрытые способности в ребенке;
  • честность и справедливость;
  • требовательность и принципиальность;
  • умение превратить обычный урок в интересный процесс.

К плюсам профессии можно отнести интересную работу с детьми, часто на свежем воздухе, возможность развиваться и постоянно повышать свою квалификацию. Немаловажная деталь – это социальный пакет и длительный отпуск в летние месяцы.

Главный недостаток – повышенная ответственность за жизнь и здоровье учеников, поскольку уроки физкультуры считаются самыми травмоопасными, а в последнее время участились факты смерти школьников на занятиях из-за ослабленного здоровья. Также можно вспомнить невысокую зарплату, сложности работы в педагогическом коллективе и психоэмоциональные перегрузки.

Сколько получают

Средняя зарплата физрука по стране колеблется в пределах 15–25 тысяч рублей в месяц. Выслуга лет, уровень квалификации, дополнительные часы, классное руководство и премия могут несколько увеличить эти суммы. Размер дохода зависит также от региона проживания. Так, в Москве средний уровень заработной платы педагога превышает 50 тысяч рублей, в Санкт-Петербурге – 40 тысяч рублей. В отдаленных регионах, таких как Ямало-Ненецкий округ, Чукотка, Ханты-Мансийский округ, Магаданская область могут платить более 70 тысяч рублей. Однако в селах, маленьких городах и райцентрах физрук получает около 15–20 тысяч рублей.

Как построить карьеру

Учитывая специфику работы, непосредственно в общеобразовательной школе у преподавателя физической культуры больших перспектив нет, стать завучем или директором шансов мало. Однако наличие хорошего образования, развитые профессиональные умения и личные качества могут поспособствовать в поиске дополнительного заработка или перехода на более перспективное место работы.

Можно перейти на свободную должность в детско-юношескую спортивную или частную школу. Перспективный вариант – трудоустройство на тренерское место в спортклубе или тренажерном зале, плавательном бассейне, оздоровительном центре или санатории. Всегда актуальной остается возможность сделать управленческую карьеру в подразделениях физической культуры и спорта или образования в местных, областных или краевых администрациях, а также муниципалитетах.

Если учитель физкультуры не поленился пройти дополнительные курсы по одному из современных популярных видов фитнеса (зумба, стретчинг, аэробика, йога), то он может набрать группу и заниматься в частном порядке. Еще одно направление для приложения своих усилий – это индивидуальные уроки с детьми, которые отстают в физическом развитии и требуют особых программ подготовки.

Перспективы профессии

Несмотря на то что педагогические вузы выпускают ежегодно тысячи учителей физической культуры, спрос на рынке труда на представителей этой профессии остается неизменно высоким. Таким образом, если человек любит спорт и имеет склонность возиться с детьми, то ему стоит посвятить себя этой работе, несмотря на все ее недостатки. Кроме того, для него откроются неплохие и более доходные перспективы в смежных специальностях.

Учителя физкультуры — педагоги, которые преподают ученикам общие спортивные дисциплины, физическую культуру. Основная цель такого обучения — развить в детях навык самостоятельных занятий спортом, привить им любовь к здоровому образу жизни (ЗОЖ).

Профессию учителя физкультуры выбирают активные люди, спортсмены, окончившие карьеру. Она одинаково хорошо подходит женщинам и мужчинам — всем, кто предпочитает работать в коллективе, ценит динамичный образ жизни и стремится повысить в глазах детей важность ЗОЖ, отказа от вредных привычек. Это перспективная и интересная профессия, востребованность и престижность которой постоянно растет.

Описание профессии

Преподаватели физической культуры в профессиональной деятельности концентрируются на общем укреплении организма детей, их закаливании. Специалист должен в рамках своих обязанностей обеспечить нормальное физиологическое развитие воспитанников, организовать учебный процесс так, чтобы каждый ребенок получал нагрузку по своим возможностям, в соответствии с индивидуальными особенностями и способностями.

Учителя физической культуры есть в каждой школе, учреждении среднего профессионального и высшего образования. Дисциплины, которые они преподают, входят в обязательную программу начиная с первого класса. Сегодня эта профессия очень ценится обществом, благодаря возросшему интересу к ЗОЖ и пониманию, насколько важно развивать детей физически, параллельно с интеллектуальным ростом.

В современных образовательных программах предусматривается, что учитель должен преподавать следующие дисциплины:

  • легкая атлетика — бег с чередованием дистанции, прыжки, метания;
  • гимнастика — упражнения на перекладине, брусьях, канате и других снарядах;
  • игровые виды спорта — футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис;
  • ходьбу на лыжах и другие виды спорта — по выбору учебного заведения.

Профессиональные обязанности

В обязанности преподавателей и школьных учителей физической культуры входит организация уроков с учетом состояния, медицинских показаний всех детей. Специалисты должны проводить занятия в общих группах, отдельных секциях — так, чтобы интересы каждого ребенка были учтены. Конкретные должностные обязанности определяет руководство организации, в которой работает педагог. В них, как правило, входит:

  • преподавание дисциплин — с четким соблюдением методики Министерства образования и требований администрации учебного заведения, с использованием разных приемов и методов, типовых и индивидуальных программ;
  • составление учебных планов — дневных, квартальных, годовых;
  • ведение текущей документации, стандартных и электронных журналов;
  • контроль знаний и навыков, оценивание результатов с выставлением отметок (баллов) согласно действующим образовательным стандартам;
  • контроль за соблюдением техники безопасности на занятиях, разъяснение ученикам ее правил, страховка при упражнениях на снарядах для сохранения здоровья и жизни детей;
  • оценка самочувствия и состояния детей перед занятиями — для выработки оптимальной программы урока;
  • подбор учебно-методической литературы для занятий, внеклассной деятельности (с соблюдением требований ФГОС);
  • контроль исправности снарядов, спортивного инвентаря и прочего оборудования, подача заявок на замену или ремонт при обнаружении поломок;
  • участие в совещаниях, педагогических советах, родительских собраниях и других профессиональных мероприятиях;
  • изучение способностей и склонностей учащихся — для своевременного выявления спортивных талантов.

Также в обязанности учителя может входить ведение дополнительных кружков физкультуры, секций, групп занятий фитнесом. Преподаватель участвует в организации спортивных, досуговых мероприятий, дней здоровья, в том числе за пределами места работы — например, на стадионах.

Профессиональные и личные качества

В профессиональные качества, необходимые для профессии, входит:

  • знание возрастных особенностей развития девочек и мальчиков, спортивных нормативов, современных методик преподавания, способов физического развития детей разных возрастов;
  • навыки самостоятельной организации учебно-методической работы;
  • умение мотивировать учеников к занятиям, физическому развитию;
  • навыки оказания первой помощи при травмах;
  • знание утвержденной программы, основ детской психологии, школьной гигиены, техник выполнения гимнастических упражнений;
  • умение подбирать занятия для каждого ребенка, с учетом его возраста, физических и психоэмоциональных особенностей;
  • навыки судейства, спортивная эрудированность;
  • знание правил спортивных игр, пожарной безопасности, инструкций по эвакуации детей в случае ЧП;
  • поддержание собственной физической формы, развитие спортивных умений.

Для профессии требуются и определенные личные качества. Учителю физической культуры необходимо быть организованным, ответственным, любить свой предмет и работу с детьми. Важные качества — коммуникабельность, умение сглаживать и разрешать межличностные конфликты, конструктивно взаимодействовать с коллегами, учениками и их родителями.

Преподаватель физкультуры должен быть физически выносливым, стрессоустойчивым, наблюдательным и принципиальным. Инициативность, доброжелательность и хорошее воображение поможет сделать занятия интересными для детей и привлечь учеников к здоровому образу жизни.

Плюсы и минусы профессии

У профессии много плюсов — если речь идет об официальном трудоустройстве в образовательной сфере. Главные преимущества:

  • социальный пакет, длительный летний отпуск;
  • возможность сочетать преподавание с дополнительной деятельностью — ведением кружков, работой спортивным инструктором, тренером;
  • динамичная работа, часто на свежем воздухе — возможность поддерживать собственную физическую форму (бесплатно);
  • достаточно простое трудоустройство — вакансии на рынке труда всегда есть.

Главный минус работы — ответственность за здоровье и жизнь детей во время занятий, ведь всегда существует риск травм. Также к недостаткам профессии относят психоэмоциональные перегрузки, высокий уровень стресса, физическую усталость после трудового дня.

Востребованность профессии

Профессия преподавателя физической культуры стала востребованной с 60-х годов ХХ века, когда соответствующая должность была введена во всех школах СССР. Сегодня развитие детей и укрепление их здоровья — государственный приоритет. Количество учебной нагрузки возросло до трех часов в неделю (для общеобразовательных школ), что повысило востребованность преподавателей физкультуры. Даже с учетом ежегодного выпуска новых специалистов спрос на учителей значительный.

Где можно работать?

Педагоги по физической культуре востребованы во всех учебных заведениях — от общеобразовательных школ до вузов. Возможные места трудоустройства — основные или дополнительные:

  • государственные и частные школы, лицеи, гимназии;
  • дошкольные учреждения, детские образовательные и развивающие центры;
  • детско-юношеские спортивные школы, плавательные бассейны;
  • спортклубы, тренажерные залы, спортивные секции для детей и взрослых;
  • санатории, оздоровительные комплексы, пансионаты;
  • подразделения физической культуры и спорта в местных администрациях и муниципалитетах.

Карьерный рост

Если специалист постоянно повышает свой профессиональный уровень, развивает умения, он сможет построить карьеру как в учебном заведении, так и за его пределами. Пройдя курсы по популярным направлениям фитнеса (зумба, ВИИТ, пилатес, йога и т.д.) можно стать успешным тренером. После получения диплома о смежном образовании можно устроиться на административные должности и построить управленческую карьеру. Профессиональное обучение и переподготовка откроют путь к работе в сфере инклюзивной учебы или физической реабилитации.

Заработная плата

По состоянию на весну 2020 года средний уровень заработной платы в регионах России для такой специальности составляет от 15 000 рублей до 25-30 тысяч рублей. В Москве и Санкт-Петербурге оклад составляет от 40-50 000 рублей. На Крайнем Севере зарплата еще выше — около 70 000 рублей.

Уровень оплаты труда сильно зависит от территориального фактора, квалификации, стажа работы. Увеличить доходы помогает дополнительная учебная нагрузка, классное руководство, подработка в фитнес-центрах, бассейнах, тренажерных залах.

Где получить образование?

Работать по специальности можно после окончания вуза или средне-специального учебного заведения. Основные направления обучения — «физическое воспитание», «адаптационная физкультура», «физкультурно-оздоровительная работа» и подобные им.

Пройти профильное обучение для успешной работы преподавателем физкультуры можно в АНПОО «НСПК». Колледж работает по официальной лицензии, дает фундаментальную подготовку по российским и международным стандартам. Благодаря дистанционной* программе учиться можно удаленно, совмещая обучение с работой.

Выпускники получают одновременно два диплома — о среднем профессиональном образовании и профессиональной переподготовке. Это повышает конкурентоспособность специалиста и его шансы на успешное трудоустройство. Для поступления не нужно сдавать ЕГЭ, как в ВУЗах. Вступительные экзамены не проводятся.

Чтобы получить подробную информацию об обучении, действующих акциях, свяжитесь со специалистами приемной комиссии АНПОО «НСПК».

* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных* образовательных технологий.

Меня зовут Александр. Мне 26 лет. Когда 1 сентября 2014 года я шёл в свою родную школу уже как педагог, мне было 23. Я профессионально занимался спортом и очень хотел продолжить дело родителей (мама-филолог, отец- физрук)… Я ушел из школы не потому, что не любил детей и свою профессию…» — так начинает свой рассказ парень, который мог воспитать не одно поколение сильных и ловких ребят. По крайнее мере, он в это верил и старался работать честно, по всем «методическим рекомендациям».

Недавнее заявление Министра образования РФ Васильевой о двух сотнях детей, погибших на уроках физкультуры, шокировало родителей, и вызвало обсуждения у журналистов, но не стало откровением для учителей.

— Я задумался, можно ли реализовать все, что рекомендует Васильева в стенах обычной средней школы? Расскажу о моем небольшом опыте, возможно, это объяснит, почему не все зависит от учителя….

…Для начала в двух словах о самом учебном заведении. Самая обычная средняя школа в спальном районе города. Самые обычные ученики, никаких «мажоров». Директор, завучи, педагоги – почти все женщины. Это стандартный портрет школы России. Вспоминаю, как это было. Первое испытание на прочность случилось уже на третий месяц работы.

Ноябрь 2014 года: «Медик вне зоны доступа»

Урок в 6 классе, построились. Стандартное приветствие. Проверка внешнего вида. Вроде, все готовы. Освобожденные на лавочке сидят. Перекличка отсутствующих. Начинаем разминаться. Прошли для «встряски» пару кругов. Начался разминочный бег. Пробежали — начинаем растяжку. Дошли до разминки ног и тут одна девочка падает, держась за колено. Конечно, я разволновался. Видно было, что она не притворяется, что ей действительно больно.

Усадил ее на скамейку, рванул за медиком, благо от спортзала ее кабинет недалеко.

Но дверь закрыта, на месте врача нет. Бегу на второй этаж к завучу.

— У нас медработник только пару дней в неделю в школе, ты что, не знал? А что случилось? Колено? Точно серьезное? – завуч набирает «03», я уже бегу назад в спортзал. Неотложка приехала минут через двадцать. У девочки вывих, увезли, наложили гипс. К счастью для школы, родители восприняли это спокойно….

Так я узнал, что медработник наш есть только «на бумаге». На самом деле он появлялся в школе пару раз в неделю по очень «плавающему» графику.

Через пару месяцев у десятиклассника случился приступ эпилепсии во время урока физкультуры. «Откачивать» пришлось еще и коллегу пенсионного возраста, которой от увиденного стало нехорошо. Медработника после обеда в школе уже не было. Справились сами, к счастью. Пронесло.

Декабрь 2014-го. «А мама сказала…»

Вы скажете «каждый родитель переживает за своего ребенка». И будете правы. Наступил в моей практике день, когда я понял, какова она «родительская ответственность». Шел спаренный урок физкультуры в 11-ом классе. То есть 2 урока подряд. Начинаем разминку. Я вижу что девочка, которая всегда была спортивной, пробегала 15 кругов по залу, очень тяжело бежит. Оказалось в хвосте колонны, переходит на шаг. Но, не останавливается. Отличница, медалистка. Останавливаю.

— Что случилось? Ты плохо себя чувствуешь?

— Да у меня второй день температура, кашель.

— А зачем ты пришла в школу? Тем более на физкультуру!

— Мама сказала, что медаль важнее, нужно оценки зарабатывать…

Это один из примеров. Министр образования хочет делить всех детей на группы и заниматься с каждой группой по определенной программе. Но тут нужна и родительская помощь. Медицинское обследование, предоставление справок в школу. Предупреждать учителя или классного руководителя о состоянии здоровья ребенка.

А у нас что? Медали родители хотят, чемпионов вырастить ценой их жизни хотят. Учителя не экстрасенсы, даже самый опытный учитель среди 30 учеников может не заметить приступ, одышку или другие признаки болезни. Что уж говорить о нас, «необстрелянной молодежи».

Февраль 2015 года «Два отчета вне очереди, бег по совещаниям с препятствиями»

Первые четыре зарплаты меня мягко сказать шокировали. Конечно, сразу много я не ожидал, но 15 тысяч за почти круглосуточную работу – 22 часа в неделю, плюс секции… Я рассчитывал на «подъемные» молодого специалиста (5 000 к зарплате по закону Самарской области), о которых так громко трубили СМИ. Но — увы! — мою заявку на подъемные «завернули». Причину объяснили так: «У тебя в трудовой книжке уже есть записи». Да, я работал инструктором в спортшколе, когда учился, разве я мог подумать, что это мне потом в минус зачтется!

— А ты ждал «золотые горы»? Не будет в школе такого, — предупредила опытная коллега Нина Николаевна, которая еще меня учила в стенах этой школы. — Подожди, поработаешь немного. Баллов стимулирующих заработаешь. Вон у Леонида Геннадиевича из соседней школы стимулирующий фонд больше зарплаты….

Таких, как Леонид Геннадиевич, я знал и очень уважал, старой закалки педагоги, энтузиасты.

В основном такие физруки в школах и остались – как мой отец-пенсионер и Геннадич….

Спортсмен во мне «заговорил» — заработать баллы, стимулирующий фонд. Как это сделать? Ученики мои должны в олимпиадах и соревнованиях побеждать, проекты по физической культуре писать, а сам я должен на педсоветах совещаниях выступать и рассказывать о новых методах воспитания, развития. Где об этом узнать? На курсы-лекции надо сходить. В передовые школы съездить.

И мы готовились. По книжкам, по интернет- журналам. Ведь кроме практической части – прыжкам, подтягиваниям, бегу, нужно было теорию знать. Совсем мы в бумагах закопались.

Кроме этого мне еще отчеты постоянно писать приходилось, каждую четверть новый. Плюс педсоветы, совещания по несколько часов.

ФГОС- это отдельная тема. Стандарты «на бумаге», кстати, как и рекомендации Васильевой, выглядят замечательно. Но есть одно «но». В Самаре полностью этим стандартам соответствуют всего две школы! Они новые. И находятся в отдаленных микрорайонах. А как можно работать по ФГОС, если нет базы?

Апрель 2015-го. «Перекладину вырвало из пола вместе с доской» Забегая вперед скажу, ремонт в школе проводят каждый год. Но косметического ремонта маловато. От ежегодной покраски пола в спортзале он, к сожалению, ровнее не становится. И прочнее тоже. Вот пример.

Захожу утром в спортивный зал, открываю кабинет и слышу звон капели. Снег начал таять -и крыша спортзала потекла в трёх местах. Хотя текущий ремонт кровли проводили год назад. А у меня по учебному плану гимнастика. Даже разминку проводить на мокром полу опасно. Пришлось изворачиваться, сухие участки пола искать. Смех, а не урок.

И это только единичный случай…

Ещё один подобный был еще в ноябре. Готовили мы с коллегами зал для проведения урока. Всё та же гимнастика. Нужна перекладина. Перекладина старая, советская. На расстяжках. Пол, к которому она крепится, тоже старый и советский. Да ещё и намокший от текущей крыши. И если металлические конструкции во времена СССР делали на века, то вот с полом другая история. Перекладина стоит, зал пустой. Зашли в «тренерскую», налили чаю. Слышу треск и грохот падающей перекладины. Выбегаю в зал и наблюдаю следующую картину: перекладина лежит на полу, крюк крепления в противоположенной стене торчит, доска вырвана из пола. Крючок крепления не выдержал и металлический трос, вылетев, со свистом отправил крепление в стену не хуже гаубицы. А теперь представьте последствия, если бы в зале в это время были дети. Становится страшно. И за детей и за себя. Потому что оказаться в тюрьме в 23 года в мои планы не входило.

Май 2015-го «Подвинь, прибей, охраняй»

Коллектив, как я уже рассказал, у нас был в основном женский. С одной стороны хорошо – приятно внимание, забота коллег (на 23 февраля, например). Но минусов гораздо больше. Для учебного процесса физрука вообще это больной вопрос.

Приведу пример. Май, канун Дня победы. Идет урок, дети в спортзале. Открывается дверь, завхоз и завуч по внеклассной работе на пороге.

— О, Александр Николаевич! Вас- то мы и искали. Надо в актовом зале плакат со стремянки повесить.

— Как я один его вешать буду? Он же большой

— Ну, Галина Петровна стремянку подержит, Виктор Васильевич (учитель труда) плакат будет держать и подавать вам края. А вы его степлером к стене прилепите, -отвечает мне завхоз.

-Хорошо, а детей куда девать то? -задаю я резонный вопрос.

-Дайте им задание или игру какую. А мы сейчас попросим охранника (техничку, старшеклассника) присмотреть за классом, — находит выход завуч.

Плакат мы «прилепили», но нужные упражнения в итоге не отработали. Урок сорвали по сути.

Почему-то к урокам физкультуры такое отношение сложилось: нужно отменить что-то ради праздника — физ-ру. Не успевают учителя-математики нагнать часы после карантина, жертвуют физ-рой.

А когда приходит время экзаменов, кто дежурит на входе идет? Физрук. На ЕГЭ и ГИА учителя физкультуры в первых рядах наблюдателями, ответственными организаторами. А для этого мы должны были опять же отрываться от учебного процесса, ходить на курсы и тренинги…

Вместо послесловия

Могу сказать, что «на бумаге» рекомендации Васильевой очень хороши. Но применить их на практике — проблематично. И это Самара, город-миллионник. А что происходит в глубинке? Да, школы каждый год проходят всевозможные проверки и приемки, приходят в спортзал и пожарные, и прокуратура, и Роспотребнадзор, и СЭС и многие другие службы. И как уж выкручиваются директора, я видел и очень их понимаю.

Ни один директор и физрук не желает причинить вреда ребёнку. Но при всем описанном выше идеально безопасными уроки физкультуры, любые уроки не могут быть.

Вот уже два года я не физрук, но с физкультурой я не расстался. Когда вижу своих бывших учеников, напоминаю — урок физкультуры — это 45 минут, нагрузки нужны вне школы, лучше – под присмотром тренера в хорошо оборудованном спорткомплексе, клубе. Да и просто, дружить со спортом можно везде.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *