Как уменьшить процент по исполнительному листу?

Как уменьшить процент по исполнительному листу?

Уменьшение взыскания по исполнительному листу – вопрос волнующий многих имеющих просроченную кредиторскую задолженность или иной долг. После вынесения постановления по судебному решению по взысканию задолженности должник обязан производить выплаты по исполнительному листу. Это может производиться в суммах, установленных по закону об исполнительном производстве. Если сумма выплаты для должника непосильна, он может подать заявление об уменьшении размера удержаний по исполнительному листу в суд.

Наш адвокат по исполнительному производству проведет консультацию, составит необходимое обращение, а также будет представлять Ваши интересы при его рассмотрении.

Порядок уменьшения размера удержаний по исполнительному листу

При очень большой величине долга платежи могут быть довольно крупными. Законодательством установлено, что приставы не могут назначить выплаты, которые составляют более половины официального заработка гражданина, любое незаконное решение пристава можно обжаловать через жалобу на пристава (как выглядит жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя и куда ее подавать читайте по ссылке).

Если зарплата невелика и у должника имеются иждивенцы на содержании (неработающая жена, дети, нетрудоспособные родители), уменьшение размера взыскания по исполнительному листу может произвестись в большем размере, и составлять меньше половины суммы заработной платы.

Порядок снижения взыскания по исполнительному листу выглядит таким образом:

  1. обращение к судебным приставам, которые рассматривают возможность ежемесячной уплаты в счет погашения задолженности суммы. Как правильно написать заявление приставам на снижения взыскания, можно узнать у нашего юриста по исполнительному производству, обратившись за консультацией
  2. рассмотрение заявления об уменьшении взыскания по исполнительному листу
  3. обжалование отказа. Если служба приставов не предоставила возможность уменьшения взыскания, продолжает удержание по исполнительному листу из заработной платы в прежнем объеме, то следует обратиться в судебный орган по месту вынесения постановления. К заявлению прикладывается набор документации, которая удостоверяет указанный уровень заработной платы, состав семьи и возраст детей, размер расходов должника и членов его семьи.

Если пристав изъял имущество, которое не принадлежит должнику, то исключение из описи имущества супруга или третьего лица с помощью нашего юриста поможет решить проблему.

ВНИМАНИЕ: смотрите видео по защите прав должника в исполнительном производстве, не забывайте подписаться на наш канал YouTube, чтобы не пропустить советы адвоката:

Уменьшение по исполнительному листу в суде

Судебный орган после рассмотрение обстоятельств дела сможет произвести уменьшение размера взыскания по исполнительному листу в том объеме, который будет приемлемым для плательщика.

Судебные органы могут учитывать:

  • состав семьи плательщика,
  • его условия жизни,
  • наличие иждивенцев,
  • заболевания и необходимость лечения (траты на лекарства, обследования и услуги врачей),
  • обязательные платежи должника,
  • отсутствие имущества для реализации с торгов, а значит невозможность обращения взыскания на имущество должника,
  • уровень зарплаты должника и членов его семьи и другие факторы.

Судом учитывается средний размер зарплаты, на который сможет прожить семья. Исходя из усредненных данных по минимальному прожиточному лимиту, рассчитывается сумма выплат. Если плательщик не имеет постоянной работы, он обязан встать на учет в центре занятости. С выплат центра он также будет выплачивать платежи по своему долгу.

В некоторых ситуациях, когда уменьшение суммы взыскания невозможно, должник может обратиться в судебный орган с заявлением об отсрочки рассрочки исполнения решения суда до момента трудоустройства. Судебные органы часто идут навстречу должнику и позволяют ему производить действия по снижению ежемесячных выплат.

Наш адвокат поможет отстоять ваши права по восстановлению платежеспособного уровня жизни и достойного проживания.

Отзыв должника нашему юристу по ФЗ-229 «Об исполнитльном производстве»

Читайте еще об участие адвоката в исполнительном производстве:

С нами обращение взыскания на имущество должника гражданина в срок

Здравствуйте. Вы, как должник, естественно, вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта. Заявление подается в суд, рассматривавший дело в первой инстанции и выдавший исполнительный документ.

Между тем, в соответствии со статьей 213.4 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»,

Гражданин обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения гражданином денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в полном объеме перед другими кредиторами и размер таких обязательств и обязанности в совокупности составляет не менее чем пятьсот тысяч рублей, не позднее тридцати рабочих дней со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом.

Таким образом, поскольку Ваш долг свыше 500 тысяч рублей, удержание по исполнительному листу приведёт к затруднениям по оплате съемного жилья, а ещё нужно на что-то питаться и т.п. Вы обязаны в течение 30 дней обратиться в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании себя банкротом.

В противном случае, Вас привлекут к ответственности по ч. 5 ст. 14.13 КоАП РФ. По этой статье наказание может быть в виде административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей. Оно Вам это надо?

Скрывать своё фактическое банкроство Вы сможете только до момента, когда Ваши кредиторы обратятся с заявлением о признании Вас банкротом в арбитражный суд, а они это обязательно сделают, когда Вы не сможете платить. Жилья Вы не лишитесь, т.к. оно съемное. Да даже, если бы и было своё, лишить единственного пригодного для проживания жилья нельзя.

Все Ваши долги спишутся после проведения процедур реструктуризации долгов гражданина и реализации имущества гражданина. При этом будет реализовано всё Ваше имущество, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам. Перечень такого имущества приведён в статье 446 Гражданского процессуального кодекса.

Последствия признания Вас банкротом обозначены в статье 213.30 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

1. В течение пяти лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе принимать на себя обязательства по кредитным договорам и (или) договорам займа без указания на факт своего банкротства.

2. В течение пяти лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры дело о его банкротстве не может быть возбуждено по заявлению этого гражданина.

3. В течение трех лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В течение десяти лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе занимать должности в органах управления кредитной организации, иным образом участвовать в управлении кредитной организацией.

В течение пяти лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе занимать должности в органах управления страховой организации, негосударственного пенсионного фонда, управляющей компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда или микрофинансовой компании, иным образом участвовать в управлении такими организациями.

Я могу Вам помочь составить заявление в арбитражный суд. Если будут вопросы или Вас заинтересует моё предложение пишите на nickolay206@yandex.ru

С уважением, Мартюшев Николай Сергеевич.

1 Права должника по исполнительному производству.

2 Уменьшение удержаний из заработной платы, пенсий должников.

Многим гражданам приходится быть взыскателями и должниками по испольным производствам, возбуждаемыми судебными приставами-исполнителями на основании статьи 30 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – ФЗ № 229-ФЗ), но, к сожалению, и те, и другие, плохо знают положения этого Закона, а соответственно плохо знают свои права и обязанности по исполнительному производству.

В этой небольшой статье как раз пойдет речь о некоторых важных правах именно должников по исполнительным производствам, возбужденных в отношении их судебными приставами-исполнителями (да простят меня взыскатели).

1 Права должника по исполнительному производству.

Основные права сторон исполнительного производства (должника, взыскателя) определены статьей 50 Федерального закона № 229-ФЗ.

Статья 50. Права и обязанности сторон исполнительного производства1. Стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. До окончания исполнительного производства стороны исполнительного производства вправе заключить мировое соглашение, соглашение о примирении, утверждаемые в судебном порядке.
(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)
1.1. Заявления, ходатайства, объяснения, отводы и жалобы могут быть поданы стороной исполнительного производства должностному лицу службы судебных приставов в форме электронного документа, подписанного стороной исполнительного производства электронной подписью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.
(часть 1.1 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 274-ФЗ)
1.2. Вид электронной подписи и требования к форматам заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб в форме электронного документа определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.

Кроме того, другими статьями ФЗ № 229-ФЗ конкретизируются права должника по исполнительному производству.

Какие ещё права имеет должник по исполнительному производству?

Должник по исполнительному производству имеет следующие права.

1 Получить от судебного пристава-исполнителя копию постановления о возбуждении в отношении него исполнительного производства (ч.17 статья 30 ФЗ № 229-ФЗ) и оплатить в течение 5 дней с даты получения этой копии добровольно полностью или частично сумму долга.

Если судебный пристав-исполнитель не выслал в адрес должника копию постановления о возбуждении исполнительного производства, то он не имеет права:

-выносить постановление о наложении ареста на счет должника в банке;

-выносить постановление о временном ограничении на выезд должника за пределы Российской Федерации;

-выносить постановление о временном ограничении на пользование должником специальным правом;

-выносить постановление об аресте и об изъятии имущества должника;

-выносить постановление о взыскании с должника исполнительского сбора.

2 требовать от судебного пристава-исполнителя вынесение постановления о прекращении исполнительного производства, если срок предъявления взыскателем исполнительного документа истек (статьи 21, 43 ФЗ № 229-ФЗ);

3 в случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения вправе обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении его положений, способа и порядка его исполнения (статья 32 ФЗ № 229-ФЗ).

4 требовать от суда и от судебного пристава-исполнителя приостановление исполнительного производства (статьи 39, 40, 45 ФЗ № 229-ФЗ);

5 требовать от суда и от судебного пристава-исполнителя прекращение исполнительного производства (статья 43, 45 ФЗ № 229-ФЗ);

6 требовать от судебного пристава-исполнителя окончание исполнительного производства (статьи 46, 47 ФЗ № 229-ФЗ);

7 заключить с согласия взыскателя мировое соглашение (статья 43 ФЗ № 229-ФЗ);

8 иметь представителя по исполнительному производству (статьи 53, 54, 57 ФЗ № 229-ФЗ);

9 требовать отвода судебного пристава-исполнителя (статья 63 ФЗ № 229-ФЗ);

10 обращаться с письменными заявлениями, ходатайствами к должностным лицам службы судебных приставов и получать ответы в сроки, определенные статьей 64.1 ФЗ № 229-ФЗ;

Статья 64.1. Рассмотрение заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве
(введена Федеральным законом от 05.04.2013 N 49-ФЗ)1. Заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве (далее — заявления, ходатайства), могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства.
2. Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
3. Заявление, ходатайство передаются должностным лицам службы судебных приставов в трехдневный срок со дня поступления в подразделение судебных приставов.
4. В случаях, если должностное лицо службы судебных приставов, получившее заявление, ходатайство, не правомочно их рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить заявление, ходатайство должностному лицу службы судебных приставов, правомочному их рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее заявление, ходатайство.
5. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.
6. В случае удовлетворения заявления, ходатайства должностное лицо службы судебных приставов в постановлении указывает, какие исполнительные действия совершены (подлежат совершению) и (или) какие меры принудительного исполнения применены (подлежат применению), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
7. Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

11 должник вправе указать имущество, на которое он просит обратить взыскание в первую очередь (ч.5 статья 69 ФЗ № 229-ФЗ);

12 требовать от судебного пристава-исполнителя и от банка в случае наложения ареста на счет должника, на который ему перечисляется заработная плата, пенсия, соблюдения положений статьи 99 ФЗ № 229-ФЗ;

Статья 99. Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления1. Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, в том числе из вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов.
2. При исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.
3. Ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленное частью 2 настоящей статьи, не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать семидесяти процентов.
4. Ограничения размеров удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленные частями 1 — 3 настоящей статьи, не применяются при обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника, на которые работодателем производится зачисление заработной платы, за исключением суммы последнего периодического платежа.

13 требовать от судебного пристава-исполнителя снятие ареста со счета должника, на который ему перечисляются доходы, указанные в статье 101 ФЗ № 229-ФЗ;

Как можно сделать, смотрите здесь

14 должник вправе в порядке, установленном ФЗ № 229-ФЗ, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч.6 статья 112 ФЗ № 229-ФЗ);

Как можно сделать, смотрите здесь

15 обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть в порядке подчиненности и оспорены в суде (статьи 121-128 ФЗ № 229-ФЗ);

16 должник вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (статья 37 ФЗ № 229-ФЗ).

17 на уважение чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи.

2 Уменьшение удержаний из заработной платы, пенсий должников.

В связи с тем, что в Федеральном законе № 229-ФЗ нет конкретики по вопросу уменьшения удержаний по исполнительному производству из заработной платы, пенсии должника, существуют разные мнения юристов и адвокатов по этому вопросу, в т.ч. на этом сайте, рассмотрим более подробно именно этот важный юридический вопрос для должников по исполнительному производству.

Да, есть статья 37 ФЗ № 229-ФЗ и статья 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (кратко – ГПК РФ), согласно которых должник вправе обратиться с заявлением в суд об изменении способа и порядка исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица. Также есть статья 99 ФЗ № 229-ФЗ, которая регулирует размер удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления.

Приведем пример.

Есть должник, из заработной платы которого по исполнительному производству ежемесячно удерживают по месту работы на основании постановления судебного пристава-исполнителя с копией исполнительного документа 50% согласно ч.2 статьи 99 ФЗ № 229-ФЗ.

Есть еще должник, из пенсии которого по исполнительному производству ежемесячно удерживают в Пенсионном фонде на основании постановления судебного пристава-исполнителя с копией исполнительного документа 50% согласно ч.2 статьи 99 ФЗ № 229-ФЗ.

У обоих этих должников имеются финансовые затруднения, так как не на всякую зарплату и тем более пенсию после удержания из них 50% в погашение долга по исполнительному производству можно на оставшиеся деньги нормально жить (питаться, одеваться, укреплять здоровье, платить за коммунальные услуги и т.д.), а тем более радоваться жизни.

В этой ситуации должники могут обратиться с заявлением в суд на основании статьи 203 ГПК РФ об уменьшении удержаний из их зарплаты, пенсии, например, с 50% до 30% или 20%. Естественно, что такие заявления в суд нужно грамотно обосновывать, а свои обоснования подтверждать письменными доказательствами. И суды, к сожалению, не часто удовлетворяют такие заявления должников.

Могут ли указанные должники по исполнительным производствам, минуя суд, обратиться с таким заявлением об уменьшении удержаний из их зарплаты, пенсии непосредственно к судебному приставу-исполнителю, который возбудил исполнительное производство?

Имеет ли право судебный пристав-исполнитель удовлетворять такие заявления должников по исполнительным производствам, исходя из положений Федерального закона № 229-ФЗ?

Конкретного ответа на эти юридические вопросы, к сожалению, в Федеральном законе № 229-ФЗ нет.

Между тем, Верховный суд Российской Федерации в Кассационном определении от 12 января 2017 г. № 45-КГ 16-27 дал положительный ответ на эти юридические вопросы и подтвердил право судебного пристава-исполнителя по заявлению должника об уменьшении размера удержаний из его заработной платы или песни по исполнительному производству при наличии оснований без суда уменьшить размер удержаний у должника из его заработной платы или пенсии согласно положений статьи 99 ФЗ № 229-ФЗ. При этом Верховный Суд Российской Федерации в своем Кассационном определении указал следующее.

Порядок рассмотрения заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, которые могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства, определяется статьей 64.1 Закона об исполнительном производстве.
Должностное лицо службы судебных приставов по результатам рассмотрения заявления, ходатайства выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства, копия которого не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (части 5 и 7 указанной статьи).
Как усматривается из материалов дела, судебный пристав-исполнитель приведенные законоположения не исполнил, на ходатайство Салтанова В.Л. и Салтановой Л.А. об установлении минимального процента удержаний в размере 20 процентов из пенсий ответил письмом, поставленные ими вопросы не рассмотрел.

В нарушение предписаний части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве, содержащей открытый перечень исполнительных действий, направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, судебный пристав-исполнитель не запросил необходимые сведения, информацию, справки для установления обстоятельств, на которые ссылались в ходатайстве административные истцы, ограничился лишь ссылкой на то обстоятельство, что законодательство об исполнительном производстве не предусматривает при обращении взыскания на заработную плату или иной ежемесячный доход должника учитывать такой критерий, как прожиточный минимум.
Действительно, федеральный законодатель, предусматривая в статье 99 Закона об исполнительном производстве возможность удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок исчисления размера такого удержания, в части 2 установил, что при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов.
Исходя из буквального прочтения приведенной нормы, она не содержит запрета на установление размера удержания в максимальном пределе.
Вместе с тем при совершении исполнительных действий судебный пристав-исполнитель не вправе игнорировать принципы исполнительного производства, установленные статьей 4 поименованного закона: принципы законности, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи.
Поскольку положения части 2 статьи 99 Закона об исполнительном производстве предусматривают лишь максимально возможный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, судебный пристав-исполнитель вправе устанавливать такой размер удержания, который бы учитывал материальное положение должника.
Следовательно, судебный пристав-исполнитель, получив ходатайство административных истцов, являющихся в исполнительном производстве должниками, обязан был проверить их материальное положение.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно высказывал правовую позицию, согласно которой, в случае, если пенсия является для должника-гражданина единственным источником существования, необходимость обеспечения баланса интересов кредитора и должника-гражданина требует защиты прав последнего путем сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни. По смыслу частей 2 и 4 статьи 99 Закона об исполнительном производстве конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи (постановление от 12 июля 2007 г. N 10-П и определения от 13 октября 2009 г. N 1325-О-О, от 15 июля 2010 г. N 1064-О-О, от 22 марта 2011 г. N 350-О-О, от 17 января 2012 г. N 14-О-О и от 24 июня 2014 г. N 1560-О).
Таким образом, при определении размера удержания из пенсии должника-гражданина, являющейся для него единственным источником существования, судебному приставу-исполнителю надлежит учитывать в числе прочего размер этой пенсии, чтобы обеспечить самому должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования и реализацию его социально-экономических прав. При этом необходимо сочетание двух основополагающих положений — конституционного принципа исполняемости судебных решений и установления пределов возможного взыскания, не затрагивающего основное содержание прав должника, в частности, с тем чтобы сохранить должнику-гражданину необходимый уровень существования.
Суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела, делая вывод о законности действий судебных приставов-исполнителей, не исследовали обстоятельства, на которые ссылались административные истцы, не проверили, является ли пенсия их единственным источником существования и после удержания платежей обеспечены ли должникам условия, необходимые для их нормального существования.
Если суды при рассмотрении дела не исследуют его фактические обстоятельства по существу, ограничиваясь установлением формальных условий применения нормы, право на судебную защиту, как неоднократно констатировал Конституционный Суд Российской Федерации, оказывается существенно ущемленным (постановления от 6 июня 1995 г. N 7-П, от 13 июня 1996 г. N 14-П, от 28 октября 1999 г. N 14-П, от 22 ноября 2000 г. N 14-П, от 14 июля 2003 г. N 12-П, от 12 июля 2007 г. N 10-П, определение от 5 марта 2004 г. N 82-О).
При таком положении состоявшиеся по делу судебные акты нельзя признать законными.
Судебная коллегия, установив, что допущенные нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, повлекли принятие незаконных судебных постановлений, без отмены которых невозможны восстановление и защита прав и законных интересов Салтанова В.Л. и Салтановой Л.А., считает необходимым отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда второй инстанции и направить дело в Кировский районный суд г. Екатеринбурга на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное и разрешить дело в соответствии с требованиями закона.

После этого Кассационного определения Верховного Суда Российской Федерации от 12 января 2017 г. № 45-КГ 16-27 судебная практика по административным искам должников по исполнительным производствам начала меняться в пользу административных истцов, которые обоснованно обжаловали действия (бездействия) судебных приставов-исполнителей при рассмотрении их заявлений об уменьшении удержаний по исполнительным производствам из заработных плат и пенсий. Смотрите, например, Апелляционное определение Саратовского областного суда от 13 июля 2017 г. № 33 а-4899.

Как же быть со статьей 203 ГПК РФ, согласно которой должники по исполнительным производствам также вправе обратиться с заявлением в суд об уменьшении удержаний из их заработной платы или пенсии?

Во-первых, если судебный пристав-исполнитель отказал в удовлетворении такого заявления должнику по исполнительному производству об уменьшении удержаний из его заработной платы или пенсии, то он вправе попытать «удачу» в суде на основании статьи 203 ГПК РФ.

Во-вторых, согласно статей 8, 9 Федерального закона № 229-ФЗ взыскатель вправе направить исполнительный документ с заявлением, минуя судебных приставов, в банк, где имеется счет должника, или по месту работы должника (о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме ста тысяч рублей).

В этом случае должник вправе воспользоваться правом обратиться в суд на основании статьи 203 ГПК РФ об уменьшении удержаний из его заработной платы или пенсии, так как к судебному приставу-исполнителю без возбужденного им исполнительного производства обратиться с таким заявлением должник не вправе.

Юрист Зотов В.И.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 113 «Определение задолженности по алиментам» СК РФ
(Р.Б. Касенов)Суд отказал в удовлетворении требований истца о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о частичном удовлетворении ходатайства о снижении удержаний из заработной платы, возложении обязанности устранить нарушение. При этом суд указал, что в силу п. 3 ст. 113 Семейного кодекса РФ, ч. 2 ст. 102 ФЗ «Об исполнительном производстве» размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов. Согласно Постановлению КС РФ от 12 июля 2007 года N 10-П, Определением КС РФ от 22 марта 2011 года N 350-О-О, от 17 января 2012 года N 14-О-О, от 19 июля 2016 года N 1713-О при определении размера удержаний необходимо учитывать баланс интересов как должника, так и взыскателя, поскольку конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи. В рассматриваемом случае определенная судебным приставом-исполнителем величина удержаний из заработка свидетельствует о соблюдении баланса интересов, как должника, так и взыскателя, являющегося получателем платежей в погашение задолженности, сформированной в связи с длительным неисполнением должником обязанности по уплате алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *