Как зарегистрировать свой логотип?

Как зарегистрировать свой логотип?

Регистрация эмблемы некоммерческой организации (НКО)

Эмблему в России можно зарегистрировать в качестве товарного знака. Под товарным знаком, согласно Гражданскому кодексу РФ, понимается некое обозначение, которое юридическое лицо или предприниматель используют для индивидуализации своих товаров и услуг среди однородных товаров и услуг других лиц. В качестве товарного знака можно зарегистрировать как логотип ( «эмблему» – комбинацию слов и картинки), так и отдельно слова, картинки, объемные фигуры и даже цвета.
Получение правовой охраны для товарного знака начинается с подачи заявки на регистрацию в российское ведомство и оплаты необходимых пошлин. Вы можете подать заявку либо самостоятельно, либо через представителей – патентных поверенных (специалистов, обладающих достаточным опытом регистраций, необходимыми знаниями и аккредитованных государством). По заявке сначала проводится так называемая формальная экспертиза, а затем – экспертиза по существу.
Основные требования, на соответствие котором «по существу» проверяется Ваш товарный знак, следующие: заявляемое обозначение не должно вводить потребителя в заблуждение, должно обладать различительной способностью, не представлять собой общеупотребимые термины, не должно противоречить морали и нравственности и не может повторять или походить на товарные знаки, зарегистрированные или заявленные с более ранней датой на имя других лиц.
Если эксперт находит проблемы с регистрацией, он выносит предварительный отказ; на ответ Вам дается полгода. Если же препятствий к регистрации не обнаружено, или они устранены по итогам ответа на предварительный отказ, то выносится решение о регистрации, и при оплате пошлины знак регистрируется, а правообладателю выдается свидетельство. Весь процесс занимает около 8-12 месяцев по стандартной процедуре и около 2-3 месяцев – по ускоренной.

Может ли некоммерческая организация быть правообладателем товарного знака?

Многие задаются вопросом: может ли, вообще, некоммерческая организация быть правообладателем товарного знака? Ведь товарный знак – это обозначение, которое используется при осуществлении коммерческой деятельности, с целью извлечения прибыли, которым маркируются товары и индивидуализируются услуги. В то время как производство товаров и извлечение прибыли в цели создания некоммерческой организации, по общему правилу, не входят. НКО создаются, прежде всего, для достижения благотворительных, социальных, образовательных, культурных или научных целей, но не для производства продукции или оказания услуг.
Обратимся к применимым положениям законодательства. Согласно Гражданскому кодексу РФ (ст. 1478 – «Обладатель исключительного права на товарный знак»), обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Ничего не сказано о том, должно ли такое юридическое лицо быть обязательно коммерческим, или допускается обладание правами на товарный знак и некоммерческой организацией.
Отсутствие прямого запрета, а также содержание остальных положений ГК РФ, как и судебная практика, показывают, что некоммерческие организации могут регистрировать товарные знаки на свое имя и все чаще это делают. Поэтому никаких проблем, связанных с тем, что заявитель по заявке на регистрацию товарного знака – некоммерческая организация, не возникает.

Зачем нужна регистрация товарного знака на НКО?

Разобравшись с тем, можно ли зарегистрировать товарный знак на НКО, необходимо прояснить, зачем НКО, в принципе, регистрируют товарные знаки.
Регистрация эмблемы в качестве товарного знака преследует две основные цели. Первая — возможность самостоятельно, свободно и на свое усмотрение использовать зарегистрированное обозначение, не опасаясь получить претензию от другого лица из-за нарушения его прав. Вторая цель – пресечение недобросовестного использования зарегистрированного товарного знака без согласия правообладателя, недопущение «смешения» и незаконного использования собственной репутации кем-либо еще.
Некоммерческие организации, помимо своей основной (некоммерческой) деятельности вправе заниматься предпринимательской деятельностью, если она способствует достижению целей НКО. Это может быть деятельность по изданию соответствующих рекламных материалов, печатных изданий, газет и журналов, книг, печатной продукции, просветительские, образовательные услуги и др. Это может быть и строительство, реконструкция зданий, предметов искусства, управление благотворительным фондом и многое другое.
Чтобы создать у потребителя определенные ассоциации, выделить себя среди остальных лиц и организаций, повысить узнаваемость, эффективнее осуществлять свою деятельность, вовлекая в достижение поставленных целей все большее количество людей, НКО разрабатывают и, соответственно, регистрируют различные обозначения в качестве товарных знаков.
Регистрация эмблемы на имя некоммерческой организации обладает рядом особенностей, которые необходимо учитывать при подаче заявки и в течение всего ее рассмотрения. Чтобы избежать ошибок из-за недостатка знаний или опыта в сфере интеллектуальной собственности, мы всегда рекомендуем обращаться к профессионалам. Заполните, пожалуйста, форму обратной связи, и мы обязательно проконсультируем Вас по вопросам получения, осуществления и защиты прав на Ваш товарный знак!

Эта статья не является юридически исчерпывающей. Мы постарались собрать законодательную информацию, рекомендации юристов. Упорядочить её, сделать понятной простому обывателю и прописать алгоритм действий, которые необходимы для регистрации товарного знака. В этой статье описана как региональная регистрация в России, Украине, Белоруссии так и международная (мадридская система регистрации).

Для уточнения нюансов и получения юридически исчерпывающей помощи обращайтесь к юристу в вашем регионе.

Часто люди путают лого и товарный знак. Тем не менее, это два разных понятия.

“Товарный знак — это зарегистрированные в установленном порядке обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг. Они могут быть словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Могут быть зарегистрированны в любом цвете или цветовой комбинации.” ГК РФ.

Логотип — специально разработанная, стилизованная сокращенная форма названия фирмы, часто в оригинальном начертании.

В чем разница между ними?

Товарный знак — широкое понятие и может включать в себя: логотип, фирменное наименование, шрифт, упаковки, слоганы и т.д.

Определение товарного знака, их видов, правила государственной регистрации, право собственности и другие правовые аспекты указаны в нормативно-правовых актах государства, на територии которого происходит регистрирование. Для РФ это ГК РФ 76 раздел, для Украины — ЗУ “Про защиту прав на знаки для товаров и услуг”, для Белоруси — ЗРБ “О товарных знаках и знаках обслуживания”. Исходя из этого, товарный знак и права на него защищены законом и могут отстаиваться в судебном порядке.

Логотип, в свою очередь, зачастую не защищен законом. По этому для того чтоб обеспечить законодательную защиту своему логотипу, стоит регистрировать его в контексте товарного знака. В этом случае он будет защищен правом интелектуальной собственности.

Товарный знак и лого как его часть нельзя запатентовать. По сколько они регистрируються, а патентуються технические изобретения, промышленные образцы и полезные модели. Это еще одна частая ошибка.

Как зарегистрировать товарный знак?

Перед тем как вникать в суть процесса регистрации, нужно определиться со следующими нюансами. Если вы планируете деятельность на территории одного государства, достаточно будет региональной регистрации. Если вы хотите выходить на рынки других стран, то у вас будет два варианта: либо регистрироваться в каждом государстве заново, либо использовать мадридскую систему международной регистрации товарных знаков. Это позволит пройти разовую процедуру и получить права в 118 странах.

Стоит отметить, что в обоих случаях региональной регистрации не избежать.

Региональная регистрация товарного знака.

От страны к стране аспекты этой процедуры разнятся: органы регистрации, ее стоимость, сроки. Но структура процесса достаточно схожа.

Кто имеет право на регистрацию?

Право на регистрацию знака имеют физические лица, индивидуальные предприниматели (ип), юридические лица или патентный поверенный.

Патентный поверенный — это физическое лицо, которое имеет лицензию, выданную органом регистрации для предоставления услуг по патентованию и защите товарных знаков.

К патентному поверенному следует также обращаться лицам, которые не являются резидентами страны, в которой необходима регистрация.

Что нужно для регистрации?

  • Заявка

Подать заявку в региональный орган регистрации. В РФ — Федеральный институт промышленной собственности, в Украине — Украинский институт интеллектуальной собственности (Укрпатент), в Беларуси — Национальный центр интеллектуальной собственности. Заявка, как правило состоит из заявления, перечня товаров, описания обозначений. Форму заявки можно скачать на официальных сайтах органов-регистраторов.

  • МКТУ

Выбрать классы по Международной классификации товаров и услуг (МКТУ). Эта классификация позволяет отнести ваш товарный знак к конкретной категории, что облегчает регистрацию и оценку органами регистрации, а также упрощает защиту прав интеллектуальной собственности на ваш товарный знак. МКТУ включает 45 классов из них 1-34 это товары, а 34-45 услуги. На сайте mktu.info вы можете воспользоваться поиском, чтоб найти нужный класс. Эта информация указывается в заявке.

  • Экспертиза

Чтобы получить право интеллектуальной собственности (зарегистрировать) на товарный знак, он должен быть уникальным. По этому после подачи заявки в региональный орган регистрации, знак проходит проверку на идентичность. Такая услуга предоставляется самим органом регистрации, она платная и цена будет зависеть от вида обозначения (текстовое, графическое), сроков предоставления и от количества видов деятельности по МКТУ. Точную цену предоставляемых услуг можно узнать на сайте регистратора ФИПС, Укрпатент, НЦИС. Именно эта экспертиза позволяет зарегистрировать товарный знак.

Если в процессе экспертизы возникнет необходимость в уточнениях по документации, вам будет отправлен соответствующий запрос. В случае, если возникнут обстоятельства препятствующие регистрации, вам будет отправлено уведомление.

У многих возникает желание перед отправкой заявки провести проверку по базам с открытым доступом в интернете, либо воспользоваться услугами компаний, которые предоставляют такой поиск и т.д. Не рекомендуем этого делать, так как точный результат может дать только орган регистрации, и экспертиза обязательна для проведения при регистрации знака. Поэтому подобные действия не имеют особого смысла.

Свидетельство о регистрации

После того как орган регистрации примет решение, вам необходимо убедится в уплате государственной пошлины на регистрацию. Если пошлина уплачена, вам выдадут свидетельство о регистрации товарного знака.



Что такое логотип?

Под этим термином подразумевается стилизованное, отображенное в графической форме слово или изображение (визуальные элементы, символ, знак, рисунок или их комбинация), служащие для индивидуализации компании, ее продукции и услуг.

Несмотря на то, что чаще всего под данным термином подразумевается торговая марка, само изображение может являться объектом интеллектуальной собственности, охраняемым российским законодательством.

Иными словами, дизайнерская разработка является завершенным изобразительным произведением, а его создатель имеет возможность распоряжаться им, как интеллектуальной собственностью. Дополнительных мероприятий, чтобы зарегистрировать себя в качестве разработчика графического символа, проводить не требуется.

Вот тут и кроются подводные камни интеллектуальной собственности. В судебной практике не редкость случаи, когда компания, правообладатель зарегистрированного товарного знака, сталкивается с необходимостью защищать принадлежащую ей интеллектуальную собственность.

Создавший изображение, использованное при оформлении средства обозначения, предъявляет иск о нарушении своих прав, требуя значительные компенсации. В суде истец представляет доказательства, подтверждающие, что именно он разработал изобразительный элемент, использовавшийся при создании уже зарегистрированной торговой марки.

Чтобы созданный дизайнером графический символ можно было безбоязненно зарегистрировать в качестве товарного знака, авторские права должны быть официально переданы в распоряжение компании (индивидуального предпринимателя), намеревающейся оформить средство обозначения. Необходимо заключить договор, указав возможность анонимного использования изобразительного элемента.

Защита авторского права

Чтобы иметь доказательства своего статуса создателя имеющего коммерческую ценность изобразительного элемента, все же потребуется выполнить ряд действий.

На данный момент используются следующие методы защиты прав художника:

  1. Публикация своего произведения изобразительного искусства и обязательная рассылка.
  2. Публикация в средствах массовой информации на бумажном носителе.
  3. Депонирование работы у нотариуса.
  4. Депонирование в специализированной организации (РАО).
  5. Отправка файла с изображением к себе на почту (открывать его не нужно) либо на свой почтовый адрес заказного письма с нотариально заверенным изображением.
  6. Публикация объекта на различных сайтах в Интернете, с указанием имени разработчика и даты создания.

Документ, выдаваемый при депонировании объекта, подтверждает, что данное произведение дизайнерского искусства существовало в объективном виде, находилось в распоряжении лица, передавшего результат работы на сохранение.

Для получения документа, подтверждающего факт депонирования, необходимо направить заявления в «РАО», представив следующий пакет документов:

  • составленное на специальном бланке заявление, по установленной форме;
  • соискатель должен заверить заявление собственной подписью;
  • подписанный договор с организацией, обеспечивающей депонирование дизайнерской работы;
  • оплата регистрации изображения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *