Категория ребенок инвалид

Категория ребенок инвалид

– нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
– ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
– необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Наличие одного из указанных условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет категория «ребенок инвалид».

Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп — на 1 год.

Категория «ребенок-инвалид» устанавливается на 1 или 2 года либо до достижения гражданином возраста 18 лет.

В случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.

Переосвидетельствование инвалидов I группы проводится 1 раз в 2 года, инвалидов II и III групп – 1 раз в год, а детей инвалидов – 1 раз в течение срока, на который ребенку установлена категория «ребенок инвалид».

Гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, категория «ребенок инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет:

– не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории «ребенок инвалид») гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению;
– не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории «ребенок инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма.

Перечень заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма, при которых группа инвалидности (категория «ребенок инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет) устанавливается без указания срока переосвидетельствования:
1. Злокачественные новообразования (с метастазами и рецидивами после радикального лечения; метастазы без выявленного первичного очага при неэффективности лечения; тяжелое общее состояние после паллиативного лечения, инкурабельность (неизлечимость) заболевания с выраженными явлениями интоксикации, кахексии и распадом опухоли).
2. Злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей с выраженными явлениями интоксикации и тяжелым общим состоянием.
3. Неоперабельные доброкачественные новообразования головного и спинного мозга со стойкими выраженными нарушениями двигательных, речевых, зрительных функций и выраженными ликвородинамическими нарушениями.
4. Отсутствие гортани после ее оперативного удаления.
5. Врожденное и приобретенное слабоумие (выраженная деменция, умственная отсталость тяжелая, умственная отсталость глубокая).
6. Болезни нервной системы с хроническим прогрессирующим течением, со стойкими выраженными нарушениями двигательных, речевых, зрительных функций.
7. Наследственные прогрессирующие нервно мышечные заболевания, прогрессирующие нервно мышечные заболевания с нарушением бульбарных функций (функций глотания), атрофией мышц, нарушением двигательных функций и (или) нарушением бульбарных функций.
8. Тяжелые формы нейродегенеративных заболеваний головного мозга (паркинсонизм плюс).
9. Полная слепота на оба глаза при неэффективности проводимого лечения; снижение остроты зрения на оба глаза и в лучше видящем глазу до 0,03 с коррекцией или концентрическое сужение поля зрения обоих глаз до 10 градусов в результате стойких и необратимых изменений.
10. Полная слепоглухота.
11. Врожденная глухота при невозможности слухоэндопротезирования (кохлеарная имплантация).
12. Болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением с тяжелыми осложнениями со стороны центральной нервной системы (со стойкими выраженными нарушениями двигательных, речевых, зрительных функций), мышцы сердца (сопровождающиеся недостаточностью кровообращения IIБ III степени и коронарной недостаточностью III IV функционального класса), почек (хроническая почечная недостаточность IIБ III стадии).
13. Ишемическая болезнь сердца с коронарной недостаточностью III IV функционального класса стенокардии и стойким нарушением кровообращения IIБ III степени.
14. Болезни органов дыхания с прогредиентным течением, сопровождающиеся стойкой дыхательной недостаточностью II III степени, в сочетании с недостаточностью кровообращения IIБ III степени.
15. Цирроз печени с гепатоспленомегалией и портальной гипертензией III степени.
16. Неустранимые каловые свищи, стомы.
17. Резко выраженная контрактура или анкилоз крупных суставов верхних и нижних конечностей в функционально невыгодном положении (при невозможности эндопротезирования).
18. Терминальная стадия хронической почечной недостаточности.
19. Неустранимые мочевые свищи, стомы.
20. Врожденные аномалии развития костно мышечной системы с выраженными стойкими нарушениями функции опоры и передвижения при невозможности корригирования.
21. Последствия травматического повреждения головного (спинного) мозга со стойкими выраженными нарушениями двигательных, речевых, зрительных функций и тяжелым расстройством функции тазовых органов.
22. Дефекты верхней конечности: ампутация области плечевого сустава, экзартикуляция плеча, культи плеча, предплечья, отсутствие кисти, отсутствие всех фаланг четырех пальцев кисти, исключая первый, отсутствие трех пальцев кисти, включая первый.
23. Дефекты и деформации нижней конечности: ампутация области тазобедренного сустава, экзартикуляция бедра, культи бедра, голени, отсутствие стопы.

Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации).

В главном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования.

В Федеральном бюро медико социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования.

Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением организации, оказывающей лечебно профилактическую помощь, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.

Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико социальной экспертизы.

Гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико социальную экспертизу, либо в главное бюро.

Бюро, проводившее медико социальную экспертизу гражданина, в 3 дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро.

Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по медико социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации с согласия гражданина может поручить проведение его медико социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро.

Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро.

Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утверждены приказом Минздравсоцразвития от 23 декабря 2009 года.

Классификации, используемые при осуществлении медико социальной экспертизы граждан, определяют основные виды нарушений функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности, а также основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.

Критерии, используемые при осуществлении медико социальной экспертизы граждан, определяют условия установления групп инвалидности (категории «ребенок инвалид»).

К основным видам нарушений функций организма человека относятся:

– нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций);
– нарушения языковых и речевых функций (нарушения устной и письменной, вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования и пр.);
– нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности);
– нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений);
– нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета;
– нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела).

При комплексной оценке различных показателей, характеризующих стойкие нарушения функций организма человека, выделяются четыре степени их выраженности:

1 степень – незначительные нарушения,
2 степень – умеренные нарушения,
3 степень – выраженные нарушения,
4 степень – значительно выраженные нарушения.

К основным категориям жизнедеятельности человека относятся: способность к самообслуживанию; способность к самостоятельному передвижению; способность к ориентации; способность к общению; способность контролировать свое поведение; способность к обучению; способность к трудовой деятельности.

При комплексной оценке различных показателей, характеризующих ограничения основных категорий жизнедеятельности человека, выделяются 3 степени их выраженности:

Способность к самообслуживанию – способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены:

1 степень – способность к самообслуживанию при более длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении объема с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
2 степень – способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень – неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и полная зависимость от других лиц.

Способность к самостоятельному передвижению – способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом:

1 степень – способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
2 степень – способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень – неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц.

Способность к ориентации – способность к адекватному восприятию окружающей обстановки, оценке ситуации, способность к определению времени и места нахождения:

1 степень – способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств;
2 степень – способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень – неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц.

Способность к общению – способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации:

1 степень – способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации; использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи; при изолированном поражении органа слуха способность к общению с использованием невербальных способов и услуг по сурдопереводу;
2 степень – способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень – неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц.

Способность контролировать свое поведение – способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально правовых и морально этических норм:

1 степень – периодически возникающее ограничение способности контролировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции;
2 степень – постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц;
3 степень – неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц.

Способность к обучению – способность к восприятию, запоминанию, усвоению и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми):

1 степень – способность к обучению, а также к получению образования определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;
2 степень – способность к обучению только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников, детей с ограниченными возможностями здоровья или на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;
3 степень – неспособность к обучению.

Способность к трудовой деятельности – способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы:

1 степень – способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;
2 степень – способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях труда с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц;
3 степень – неспособность к любой трудовой деятельности или невозможность (противопоказанность) любой трудовой деятельности.

Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.

Критерием для определения первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты: способности к самообслуживанию третьей степени; способности к передвижению третьей степени; способности к ориентации третьей степени; способности к общению третьей степени; способности контролировать свое поведение третьей степени; способности к обучению третьей степени; способности к трудовой деятельности третьей степени.

Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты: способности к самообслуживанию второй степени; способности к передвижению второй степени; способности к ориентации второй степени; способности к общению второй степени; способности контролировать свое поведение второй степени; способности к обучению второй степени; способности к трудовой деятельности второй степени.

Критерием для определения третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности первой степени или ограничению следующих категорий жизнедеятельности в их различных сочетаниях и вызывающее необходимость его социальной защиты: способности к самообслуживанию первой степени; способности к передвижению первой степени; способности к ориентации первой степени; способности к общению первой степени; способности контролировать свое поведение первой степени; способности к обучению первой степени.

Категория «ребенок-инвалид» определяется при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), вызывающих необходимость социальной защиты.

Приказ Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. в отличие от приказа Минздравсоцразвития России от 22 августа 2005 года «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико социальной экспертизы» предусматривает не установление инвалидам степеней ограничения способности к трудовой деятельности (ОСТД), а только ее оценку в рамках устанавливаемых групп инвалидности и определяет четкое соответствие групп инвалидности степеням ОСТД.

Так, приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. установлено, что одним из критериев установления I группы инвалидности является третья степень ограничения способности к трудовой деятельности (ОСТД), II группы – вторая степень ОСТД, III группы – первая степень ОСТД.

На этом основании инвалидам, которым до 1 января 2010 г. группа инвалидности была установлена со сроком переосвидетельствования и ниже, чем степень ограничения способности к трудовой деятельности, при очередном освидетельствовании в 2010 г. после вступления в силу приказа Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. в случае подтверждения ранее установленной степени ограничения способности к трудовой деятельности устанавливается более высокая группа инвалидности. Так, при очередном освидетельствовании инвалидов II группы с третьей степенью ОСТД в случае подтверждения данной степени ОСТД им устанавливается I группа инвалидности, а инвалидам III группы со второй и третьей степенью ОСТД при подтверждении указанных степеней ОСТД соответственно II и I группы инвалидности.

С 1 января 2010 года, по данным Минздравсоцразвития, группы инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности коррелируются следующим образом:

— первой группе инвалидности соответствует 1 группа, третья, вторая, первая степень или ее отсутствие; 2 группа, третья степень; третья группа, третья степень;
— второй группе соответствует 2 группа, вторая степень; вторая группа, первая степень; вторая группа без степени; третья группа, вторая степень;
— третьей группе соответствует третья группа, первая степень; третья группа без степени и третья группа нулевой степени.

Материал подготолвен на олснове информации открытых источников

Категория «ребенок-инвалид» ставится, если человек получил инвалидность в детском возрасте и на момент инвалидности не достиг совершенолетия. Т. е. если нет 18-ти, группа не дается, а ставится категория «ребенок-инвалид». Срок такой инвалидности могут дать на год, могут на два, могут сразу до 18-ти. А когда человек достигает 18, инвалидность с него либо снимают, либо дают одну из групп (первую, вторую или третью). И в справке пишут группу и делают пометку «инвалид с детства» в графе «причина инвалидности».

Т. е. ребенок-инвалид — тот, который получил инвалидность в детском возрасте. А человек, который и в детстве был на инвалидности, и когда вырос, на ней остался, ибо состояние здоровья не улучшилось — он уже считается инвалидом детства. Что в общем-то, логично: не будут же ставить «ребенок-инвалид», если возраст уже не детский.

В том, что до 17 лет не дают группу инвалидности, а делают пометку в справке «ребенок-инвалид». А когда этому ребенку исполняется 18, дают одну из трех групп (первую, вторую или третью).

В соответствии с Правилами признания лица инвалидом (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 N 247) признание ребёнка инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы ( МСЭ) по месту жительства и с письменного заявления законного представителя ребёнка. Направление на МСЭ выдают:
— организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, независимо от ее организационно-правовой формы;
— орган, осуществляющий пенсионное обеспечение;
— орган социальной защиты населения;
Либо, если вышеперечисленные органы отказали в направлении на МСЭ ребёнку, то законному представителю на руки выдаётся справка, на основании которой он ребёнка имеет право обратиться в бюро МСЭ самостоятельно.
Организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, направляет ребёнка на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, (форма 0-88/у) указываются данные о состоянии здоровья ребёнка, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий.
Условиями признания ребёнка инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
Наличие одного из условий не является основанием, достаточным для признания ребёнка инвалидом.
Установление ребёнку инвалидности происходит в соответствии с классификациями и критериями, определёнными в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 23 декабря 2009 г. N 1013н г. Москва»Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»
В соответствии с названным документом категория «ребенок-инвалид» определяется при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), вызывающих необходимость социальной защиты.
К основным категориям жизнедеятельности ребёнка относятся:
— способность к самообслуживанию;
— способность к самостоятельному передвижению;
— способность к ориентации;
— способность к общению;
— способность контролировать свое поведение;
— способность к обучению;
Степени выраженности:
1 степень — незначительные нарушения,
2 степень — умеренные нарушения,
3 степень — выраженные нарушения. ( определяющие степень выраженности каждого из перечисленных критериев смотрите в вышеназванном Приказе)
Нуждаемость в соц. защите подразумевает:
— Необходимость в спец. тех. средствах (ходунки, коляски, слуховые аппараты)
— Нуждаемость в специальном образовании
— Нуждаемость в лекарственных препаратах.
То есть для установления ребёнку инвалидности не достаточно просто иметь заболевание, нужно чтоб это заболевание, дефект, нарушение ограничивало ребёнка в перечисленных категориях жизнедеятельности и вызывало нуждаемость в социальной защите.
Итак: Инвалид- лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Стойкость нарушений подтверждается предшествующим лечением ( обычно не менее 6 мес), т.е в мед. документах должно быть подтверждено, что ребёнку проведено адекватное лечение, но успеха оно не принесло. Т.е в выписке должно фигурировать слово » без изменений». К тому же родителям стоит помнить, что даже если ребёнок родился с выраженными внешними нарушениями и их стойкость уже доказана (отсутствие ручек или ног) рассчитывать на выдачу розовой справки по инвалидности – не стоит. Причины тому следующие:
1.Признание лица инвалидом в соответствии с п.2 «Правил…» осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых и психологических данных. ( Сразу после рождения, сделать эту оценку не возможно, нужно время.)
2.п.16 «Правил…» после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий, в т.ч. высокотехнологической медицинской помощи, при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. ( Т.е. как было уже отмечено ранее, нужно предшествующее лечение).
3.Социальная защита. Считается, что ребёнок до года нуждается более в родительском уходе, нежели соц. защите.
4.У детей высокий реабилитационный потенциал. Нужно его отслеживание.
Категория «ребенок-инвалид» устанавливается на 1 или 2 года либо до достижения гражданином возраста 18 лет.
Без указания срока переосвидетельствования инвалидность устанавливается в случаях:
— не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом ребёнка, имеющего заболевания. Дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма согласно Перечню (утв. Постановлением Правительства РФ 07.04.2008г N 247);
— не позднее 4 лет после первичного признания инвалидом в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в Перечне состояний);
Желающие уточнить более тонкие моменты установления инвалидности ребёнку, могут задать вопросы здесь в теме, либо на форуме.

Инвалид детства – лицо, которое проходило освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы до 18 лет и было признано экспертами ребенком-инвалидом. Этот статус гражданин получает при ряде врожденных или приобретенных заболеваний, при которых он нуждается в мерах социальной защиты уже в детском возрасте.

Критерии для оформления группы

Поводом для направления ребенка на комиссию может стать один из видов стойких расстройств функции организма при следующих патологиях:

  • нарушения языковых функций, голосообразования, устной или письменной речи;
  • поражения одной из сенсорных функций (любого вида чувствительности, стойкий болевой синдром, снижение или утрата слуха, зрения, обоняния);
  • расстройства психики с нарушением эмоций, восприятия, представления, сознания, интеллекта, памяти, способности к ориентации в пространстве;
  • нарушения со стороны взаимодействия нервной системы и опорно-двигательного аппарата, приводящие к невозможности адекватно координировать движения, удерживать тело в вертикальном положении, совершать движения;
  • нарушения при каких-либо физических уродствах, в результате которых у ребенка появляются грубые деформации головы, тела, конечностей, нарушаются размеры и пропорции тела, есть аномальные отверстия пищеварительного тракта, органов дыхания или мочевыделительной системы.

Подробный перечень заболеваний указан в приказе Министерства Труда РФ от 17.12. 2015 № 1024.

При грубых нарушениях, не поддающихся достаточной коррекции, группу инвалидности ребенку оформляют в раннем возрасте. Также заболевания возникают или прогрессируют в ходе роста и развития, в результате травм и аварий. В этом случае оформление группы и пенсии по инвалидности происходит после проведения реабилитационных мероприятий и возможно даже перед совершеннолетием.


Расстройства могут иметь врожденный характер, и тогда говорят о генетических патологиях или нарушениях внутриутробного развития

Статус «инвалид с детства» можно получить в любом возрасте. Для этого необходимо, чтобы ребенок имел группу инвалидности сроком от 1 года, вне зависимости от того, была ли она подтверждена при последующих переосвидетельствованиях.

Порядок оформления

Ребенок, у которого есть хроническая болезнь, наблюдается у профильного специалиста и получает медицинскую помощь. При отсутствии компенсации на фоне лечения врач оценивает стойкость и выраженность категорий жизнедеятельности. Для более полной оценки он направляет ребенка на дообследование к другим специалистам и начинает оформление документов в бюро МСЭ.

Представитель ребенка собирает пакет документов, в который входят:

  • выписки из амбулаторной карты;
  • копии эпикризов из стационара при госпитализациях;
  • копии заключений специалистов, результатов обследований;
  • направление на МСЭ (медико-социальную экспертизу) установленного образца;
  • документы ребенка: паспорт или свидетельство о рождении, полис, СНИЛС;
  • паспорт родителя или опекуна;
  • заключение медико-педагогической комиссии;
  • данные о назначении протезов, ортезов;
  • характеристики с места учебы;
  • документы о полученном образовании.

Эксперты детского бюро МСЭ проводят очное освидетельствование ребенка, подробно изучают документы. Они выявляют факт и степень нарушения одной из семи категорий жизнедеятельности: ориентации, самообслуживания, самостоятельного передвижения, общения, контроля поведения, обучения, трудовой деятельности.

С 2016 года при оформлении инвалидности введены 4 степени выраженности стойких нарушений различных функций организма. Их значения высчитывают в процентах. В таблице ниже приведены краткие описания.

Степени и значения в процентах Расшифровка
1 степень – от 10 до 30 незначительные нарушения
2 степень – от 40 до 60 умеренные нарушения
3 степень – от 70 до 80 выраженные нарушения
4 степень – от 90 до 100 значительно выраженные

Комиссия признает ребенка инвалидом при выявлении нарушений со 2 до 4 степени. Они могут касаться одной или сразу нескольких функций. И тогда лицо, не достигшее восемнадцати лет, признают нуждающимся в социальной защите. Сроки, на которые ребенку дают инвалидность, различаются в зависимости от характера заболевания, травмы или нарушения развития.

Комиссия может оформить группу с ежегодным переосвидетельствованием на 2, 3 года или больший срок. Например, детям с сахарным диабетом инвалидность дают до 14 лет. Затем их направляют на переосвидетельствование. В 14 лет комиссия подтверждает статус инвалида или отказывает в группе. В обоих случаях, если такой больной достигнет совершеннолетия и будет оформлять пенсию, в справке МСЭ будет стоять пометка «инвалид с детства».

Если гражданин имел детскую инвалидность не до совершеннолетия и утратил документы, подтверждающие этот факт, он может восстановить их. Информацию об оформлении группы заносят в следующие документы:

  • амбулаторную карту;
  • историю развития ребенка;
  • выписки из стационаров;
  • справки.


Если с момента установления инвалидности прошло менее 10 лет, гражданин вправе запросить сведения из детской МСЭ

Категория «ребенок-инвалид» касается только несовершеннолетних пациентов и не может быть пожизненной. После достижения 18 лет их направляют на взрослую МСЭ. Там оформляют определенную группу инвалидности или отказывают в признании лица нетрудоспособным. В случае тяжелого состояния ребенка-инвалида возможно установление 1 группы бессрочно при достижении совершеннолетия.

Родители особенного ребенка должны владеть информацией о привилегиях и льготах инвалидам детства. При оформлении группы граждане получают стандартный набор социальных услуг, в который входит: бесплатное лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение и проезд на общественном транспорте для ребенка и сопровождающего лица.

К медицинской помощи в рамках соцпакета относят и обеспечение детей с некоторыми генетическими нарушениями обмена веществ аптечным питанием. Семья ребенка-инвалида вправе выбрать – пользоваться этими льготами или оформить отказ и получать компенсацию наличными. В 2019 году эта выплата составляет до 3000 рублей в месяц. В индивидуальной программе реабилитации указывают нуждаемость в технических или гигиенических средствах. Инвалид получает их бесплатно.

Компенсации и выплаты семье

Выплаты и компенсации семьям с особыми детьми носят регулярный или периодический характер в зависимости от своего назначения. Ежемесячно родители, опекуны, осуществляющие уход за ребенком с инвалидностью, получают от 6100 рублей (или 60% от минимальной оплаты труда). Если эти функции выполняет другое лицо, выплаты составляют около 1380 рублей.

Помощь семьям заключается и в оформлении субсидий на дом или квартиру, в которой они проживают; размер компенсации за коммунальные платежи составляет 50%. На капитальном ремонте многоквартирного дома можно также сэкономить до половины указанной в квитанции суммы. Если ребенок-инвалид проживает в частном доме без газа, его семья получает определенное количество дров для отопления бесплатно перед началом сезона.

При необходимости проезда ребенка-инвалида по зрению до специализированного медицинского центра оформляют бесплатные билеты на него и сопровождающего. Заболевания нервной системы, опорно-двигательного аппарата нарушают способность к самостоятельному передвижению и могут буквально закрыть ребенка инвалида в четырех стенах. Для создания доступной среды инвалиду-колясочнику выделяют пособие до 70000 рублей для адаптации квартиры, подъезда, крыльца.

На эти средства семья инвалида может:

  • расширить дверные проемы в квартире, убрать пороги;
  • перенести розетки, выключатели на нужную высоту;
  • установить поручни, специализированную сантехнику;
  • оборудовать поручнями подъезд;
  • установить пандусы и перила.


Родители особого ребенка должны уточнить в соцзащите, какие еще выплаты действуют в данном регионе. Например, в некоторых областях возможно бесплатное обучение управлению личным автотранспортом одного из членов семьи или самого инвалида по достижении совершеннолетия

Больные, имеющие инвалидность с детства, часто проживают в стесненных условиях. Чтобы уточнить, положена ли квартира большей площади, как ее получить, следует обратиться с документами на уже имеющееся жилье в администрацию по месту регистрации. Гражданин предъявляет бумаги на квартиру, справку из БТИ, в которой указывают, есть ли у него в собственности какое-либо жилье, паспорт. Если имеющийся метраж ниже социальных норм, гражданина поставят на очередь.

При наличии инвалидности стоит уточнить у лечащего врача, попадает ли заболевание под приказ Минздрава № 911н о праве на дополнительную жилплощадь. В документе перечислены те расстройства, при которых совместное проживание с лицом невозможно. Это значит, что инвалид имеет возможность получить отдельную комнату или квартиру.

Образование и труд

При оформлении в сад или ясли дети с группой инвалидности обладают правом на первоочередное зачисление. Это относится к обычным и специализированным детским садам. Дальнейшая адаптация при некоторых заболеваниях происходит в специализированных школах-интернатах, училищах.

После окончания инвалид детства уже имеет профессию и навыки труда. При поступлении в средние и высшие учебные заведения эта категория инвалидов попадает в категорию льготников. Для зачисления достаточно иметь рекомендации МСЭ по обучению и сдать экзамены на положительные оценки.

Помощь родителям инвалидов

При наличии особого ребенка семья становится социально уязвимой. Государством предусмотрены льготы родителям или опекунам, помощь при трудоустройстве:

  • мама ребенка до 16 лет имеет право на 4-дневную рабочую неделю или сокращенную смену;
  • 4 дополнительных выходных в месяц;
  • при трудоустройстве такого родителя отказ в приеме на работу, снижение оклада недопустимы;
  • работодатель не может уволить мать ребенка по собственному желанию.

Льготы матерям, воспитывающим инвалидов до совершеннолетия, заключаются и в возможности выхода на пенсию в 50 лет. Для этого женщина должна иметь трудовой стаж от 15 лет. Время, потраченное на уход за ребенком, учитывают при оформлении трудовой пенсии.


Предотвращение изоляции и разъяснение своих прав помогает в социальной адаптации таких семей. Для получения подробной информации о предоставляемых услугах следует обратиться в местный государственный центр социального обслуживания населения

Льготы при налогообложении, уплате пошлин

Инвалиды с детства при достижении совершеннолетия и продлении группы на МСЭ имеют право на следующие льготы:

  • получают налоговый вычет в сумме 50 рублей в месяц;
  • не платят налог на имущество;
  • освобождаются от регистрационного сбора при начале предпринимательской деятельности;
  • не платят налог за специально оборудованный личный автомобиль;
  • имеют право оплачивать до половины стоимости полиса ОСАГО.

Инвалиды 1 и 2 групп освобождаются от уплаты некоторых госпошлин (подачи имущественных исков до определенной суммы, обращение в суд, 50% компенсация услуг нотариуса).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *