Комитет ветеранов особого риска

Комитет ветеранов особого риска

Информационное письмо

Испытания ядерного оружия явились одной из главных основ создания ядерного щита СССР. По мнению ученых, результаты ядерных испытаний долгие годы будут иметь большое значение для обороноспособности России, и будут являться одним из элементов военно-технического фундамента нашей национальной безопасности. Любая информация о ядерных испытаниях, об авариях на ядерных установках долгое время относилась к сведениям, составляющим государственную тайну, чернобыльская трагедия внесла свои поправки в информационную политику государства.

Общество еще не знало о ветеранах подразделений особого риска. О нас впервые заговорили после принятия Верховным Советом Российской Федерации Постановления от 27.12.1991 г. №2123-1.

К гражданам из подразделений особого риска относятся непосредственные участники испытаний ядерного оружия в атмосфере, под землей и под водой, участники испытаний боевых радиоактивных веществ; войсковых военно-морских и военно-воздушных учений с применением такого рода оружия; сборки ядерных зарядов до 1961 года; участники ликвидации радиационных аварий на атомных подводных кораблях и других военных объектах, из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, Железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел.

Ветераны подразделений особого риска в России — это участники 796 ядерных взрывов, ликвидаторы 511 аварий на атомных подводных и надводных кораблях.

Для защиты прав и медико-социальной реабилитации ветеранов подразделений особого риска согласно постановлению Правительства РФ от 21.10.1992 г. №806 «О комитете ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации» была зарегистрирована государственно — общественная организация «Комитет ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации». Комитетом Ветеранов подразделений особого риска РФ по состоянию на 1 января 2005 года было выдано 25 800 удостоверений «Ветеран подразделений особого риска». После чего удостоверения стало выдавать Министерство Обороны РФ, изменив их название «Участник действий подразделений особого риска».

Хочется отметить, что на территории Свердловской области с 1992 г. уже существовала организация, которая являлась структурным подразделением Комитета с названием «Свердловское областное отделение государственно — общественной организации «Комитет ветеранов подразделений особого риска РФ», которую возглавлял Голощапов В.А. (и все мы были членами этой организации), но данная организация перестала существовать и прекратила свою деятельность 15 октября 2007 г. на основании п.2 ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ (Выписка из ЕГРЮЛ от 28.01.2013 года №1648).

В Постановления Правительства РФ от 21.10.1992 г. №806 «О комитете ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации» и от 11.12. 1992 г. №958 «О мерах по обеспечению социальной защиты граждан из подразделений особого риска» были внесены изменения Постановлениями Правительства РФ от 26.01.2007 №46 и от 24.12.2008 №1002. Теперь на Комитет ветеранов подразделений особого риска РФ возлагаются только две обязанности, которые финансируются государством, это:

— Ведение учета и хранение сформированных до 1 января 2005 г. личных дел граждан из подразделений особого риска и членов семей, потерявших кормильца из числа этих граждан, а также выдачу заключений по вопросам, связанным с непосредственным участием граждан в действиях подразделений особого риска, на основании документов, находящихся в указанных личных делах;

— Осуществление совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти мероприятий по медико-социальной реабилитации граждан из подразделений особого риска на базе Научно лечебного центра Комитета ветеранов подразделений особого риска РФ.

Если по первому пункту все понятно, то второй пункт вызывает сомнения и недоумения. О какой медико-социальной реабилитации ветеранов можно говорить, если Научно-лечебного центра (НЛЦ) Комитета ветеранов подразделений особого риска РФ больше нет! Председателем Комитета Бенциановым В.Я. НЛЦ был передан безвозмездно другому ведомству. Вернуть НЛЦ обратно не удалось, это подтверждается Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 мая 2012 года № А56-2072/2011, сделка признана законной, законна и передача движимого и недвижимого имущества, оформленная актом приема-передачи от 21.07.2008 г. от Научно-лечебного центра Комитета ветеранов – Медико-санитарной части.

Получается замкнутый круг, деньги выделяются на Комитет ветеранов для нашей с вами реабилитации, а мы не можем этим воспользоваться. Денег просто нет, куда уходят деньги и на что они тратятся неизвестно? Новое руководство комитета ответить на это не может и не хочет. Может наши деньги «прокатывает» новый председатель Комитета, совершая рабочие поездки по всей России? Спрашивается — за чей счет «банкет»! Может поэтому и не допустили ревизионную комиссию к проверке?

За последние 10 лет от Комитета не было предоставлено нашей организации ни одного приглашения для лечения и оздоровления ветеранов, мы уже не говорим о финансовой помощи Комитета, льготных путевках на санаторно-курортное лечение, награждения ветеранов заслуженными наградами, Комитет не принял и не разработал ни одного нормативно-правового акта по вопросам социальной защиты граждан из подразделений особого риска. Доверие к Комитету просто нет! Тогда возникает законный вопрос, зачем он (Комитет) нужен? На свои многочисленные вопросы-обращения в Комитет мы не получили ни одного ответа. Мы полностью поддерживаем региональные общественные организации ветеранов других регионов и областей о ликвидации Комитета, как ненужной и бесполезной структуры.

Все вышеперечисленные вопросы приходится решать на региональном уровне, большое спасибо руководству Свердловской области, которое с пониманием и заботой относится к своим ветеранам. Для социальной защиты и медико-социальной реабилитации ветеранов подразделений особого риска на территории Свердловской области, на основании решения учредительного собрания ветеранов от 25 января 2013 года, было принято: создать и зарегистрировать организацию регионального значения, которая объединит в своих рядах ветеранов подразделений особого риска, членов их семей, а также участников действий подразделений особого риска и инвалидов, проживающих на территории Свердловской области.

19 марта 2013 г. в Свердловской области зарегистрирована Региональная общественная организация Свердловское областное объединение ветеранов и инвалидов подразделений особого риска (РОО СООВИПОР). Согласно зарегистрированного Устава РОО СООВИПОР вступление в объединение происходит на основании заявления ветерана (инвалида) ПОР. На сегодняшний день подано около 300 заявлений из 343 ветеранов, проживающих на территории Свердловской области, заявления продолжают поступать.

Место расположения организации г. Екатеринбург, ул. Мельковская, дом 12-А, офис 711.

Председатель РОО СООВИПОР — майор запаса Гребенников Сергей Леонидович.

Совет РОО СООВИПОР:

1. Сержант в отставке — Ерохин Валерий Леонидович.

2. Подполковник в отставке – Кузнецов Леонид Павлович.

3. Капитан первого ранга в отставке — Серебряков Анатолий Михайлович.

4. Старший лейтенант в отставке — Медведев Николай Васильевич.

5. Рядовой в отставке — Литовских Геннадий Васильевич.

6. Майор в отставке — Васильев Михаил Мануилович.

7. Сержант в отставке- Алалыкин Петр Демидович.

8. Капитан второго ранга запаса – Шмелев Геннадий Григорьевич.

9. Мичман запаса — Соков Павел Николаевич

Обращаем внимание, что РОО СООВИПОР является юридическим лицом и не является структурным подразделением Комитета, мы самостоятельны в своих решениях и правах выбора. Радует и то, что в регионах стали регистрироваться самостоятельные организации. Например, в Пермском крае появилась Региональная организация Пермское объединение ветеранов и инвалидов подразделений особого риска (Председатель И. Кощеев), аналогичная организация в Красноярском крае (председатель А. Либренц), в Санкт-Петербурге уже давно существует объединение ветеранов и инвалидов подразделений особого риска (председатель В. Бурдаков), такие организации есть и в ряде других регионов.

Совет Свердловского областного объединения, согласно уставных целей и задач, отстаивает и добивается увеличения мер социальной защиты наших ветеранов. Областное законодательство позволяет получать субсидии из областного бюджета на проведение патриотических и торжественных мероприятий, памятных дней, получать жилье и земельные участки на территории Свердловской области. Нами проводится работа по медико-социальной реабилитации граждан из подразделений особого риска, проживающих в Свердловской области, работа по воспитанию патриотизма у молодого поколения на примерах героизма, проявленного при особых обстоятельствах в мирное время, работа по выявлению граждан, принимавших непосредственное участи в действиях подразделений особого риска и оказание помощи в получении удостоверений. Цели и задачи поставлены, и они решаются, впереди грандиозные планы.

Текст письма утвержден и подписан членами Совета РОО СООВИПОР.

На сегодняшний день, в соответствии с приказом министра обороны «общественная организация ― «Комитет ветеранов подразделений особого риска» ― решает, является или нет заявитель пострадавшим от радиационной катастрофы», — говорится в запросе.

«По нашему мнению, передача одной из общественных организаций государственных функций нарушает основополагающий конституционный принцип равенства всех граждан и всех общественных организаций перед законом», — считают в «Беллоне».

В организацию «Беллона» часто обращаются люди, которым довелось быть ликвидаторами последствий радиационных аварий и катастроф.

Вот только один пример. 10 августа 1985 года в дальневосточной бухте Чажма на территории 30-го судоремонтного завода (воинская часть 63971) Военно-морского флота произошла авария на атомной подводной лодке К-431.

В атмосферу было выброшено около шести миллионов кюри радиоактивных веществ. Уровень радиоактивного загрязнения территории воинской части в десять тысяч раз превысил предельно допустимые нормы. В ликвидации аварии принимал участие гражданский и военный персонал завода, всего 2209 человек.

Большинство этих людей до сих не может доказать своё участие в ликвидации последствий аварии и, соответственно, не пользуется никакими льготами. Как писал об этом Григорий Пасько в своей статье «Эхо Чажминского взрыва», «все документы, напрямую подтверждающие действий работников во время аварии (планы работы цехов, заказ-наряды, рабочие листки на выполнение конкретных работ, приказы и прочее), были уничтожены».

Бывшая медсестра воинской части Ирина Вяткина, принимавшая непосредственное участие в ликвидации последствий аварии, получила серьёзную долю облучения, стала инвалидом, но не может подтвердить свой статус «ветерана подразделений особого риска».

Одной из причин проблем, с которыми сталкиваются ликвидаторы, является запутанная, непрозрачная, забюрократизированная система учёта и выявления «ветеранов подразделений особого риска».

Собственно говоря, эта обязанность должна лежать на государстве. Люди, потерявшие своё здоровье, выполняя государственные задачи, имеют право на материальную компенсацию и общественное признание своей роли.

Но не всё так просто… В соответствии с Приказом министра обороны Российской Федерации от 18.08.2005 года № 354 право участвовать в решении вопроса о праве людей на статус «ликвидатора» и положенные льготы было предоставлено «Комитету ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации».

Как поясняет юрист ЭПЦ «Беллона» Нина Поправко: «Данным приказом утверждена «Инструкция о порядке и условиях выдачи удостоверения». В соответствии с пунктами одиннадцать и двенадцать данной Инструкции, ушедшие в запас военнослужащие и бывшие гражданские специалисты, пострадавшие от радиационных катастроф и участвовавшие в ликвидации их последствий, подают заявления в военные комиссариаты по месту жительства. Далее запрос направляется в воинскую часть, где заявители проходили службу или работали в качестве гражданских специалистов».

По словам Поправко, если воинская часть подтверждает факт службы, то запрос направляется в министерство обороны и в Комитет ветеранов подразделений особого риска (ПОР). Именно сотрудники ветеранского комитета формируют «личное дело» заявителя и дают экспертное заключение по документам, которые он предоставил.

«Таким образом, именно общественная организация – Комитет ветеранов ПОР дает экспертное заключение и решает, является или нет заявитель пострадавшим от радиационной катастрофы, имеет ли он право на льготы, — говорит юрист. — С другой стороны, ни в одной инструкции, насколько мне известно, не прописана ответственность сотрудников и членов комитета за возможные ошибки, за неверно принятые решения».

Кто не отвечает на журналистские запросы
«Обращение людей на сайт «Беллона.Ру» и расследования наших журналистов и юристов, подтверждают тот факт, что «Комитет ветеранов подразделений особого риска» совсем не всегда встаёт на сторону ветеранов… Люди, пострадавшие от радиационных катастроф, не могут получить подтверждения своего статуса и положенные льготы. Это довольно-таки странная и закрытая организация. Практически невозможно получить информацию о её деятельности», ― говорит главный редактор сайта «Беллона.Ру» Рашид Алимов.

4 апреля 2007 года Алимов обратился с журналистским запросом к председателю ветеранского объединения Владимиру Бенцианову. Журналист попросил главу ветеранского союза обнародовать «статистику удовлетворенных и неудовлетворенных обращений граждан». Также Алимова интересовал вопрос о том, «какова роль Комитета ветеранов как общественной организации в принятии решения о выдаче или невыдаче удостоверения» и «на основании каких распорядительных актов организация была создана».

Запрос был получен одной из сотрудниц организации 9 апреля, что подтверждается почтовым «уведомлением о вручении». Но ответ из ветеранского комитета Алимов так и не дождался.

25 июня 2005 года журналист обратился в Кировский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением об оспаривании бездействия (непредоставления ответа на запрос) со стороны «Комитета ветеранов подразделений особого риска» и его главы Владимира Бенцианова.

9 июля 2007 года Кировским районным судом требования журналиста были удовлетворены. Суд признал незаконным «бездействие государственно-общественной организации «Комитет ветеранов подразделений особого риска», выразившееся в не предоставлении ответа на запрос от 4 апреля 2007 года».

«Экологический правозащитный центр «Беллона» намерен и в дальнейшем обращаться в судебные инстанции, если должностные лица не будут отвечать на запросы граждан, активистов и сотрудников «Беллоны», ― говорит Поправко, представлявшая интересы журналиста в суде.

«Журналистские запросы и обращения граждан ― это важнейшая часть их информационных прав. А за реализацию информационных прав надо бороться, также как и за применение других правовых норм… Непредставление ответа на запрос журналиста фактически блокирует редакционную работу, что нарушает не только его права, но и права читателей и учредителей средства массовой информации», — заявляет юрист.

Кому и зачем нужны государственно-общественные организации?
Удовлетворение судебного иска редактора «Беллоны.Ру» к комитету ветеранов стало юридической победой «Беллоны», но многие вопросы продолжают оставаться без ответа. Во время судебного заседания глава ветеранской организации Владимир Бенцианов вручил адвокату Рашида Алимова официальный ответ на его запрос. Он также извинился за задержку с ответом, которая была, по его словам, связана «с пребыванием в лечебных учреждениях и длительными командировками».

Как говорится, лучше поздно, чем никогда… Впрочем, ответ Бенцианова даёт почву для новых, и весьма острых, вопросов. Владимир Яковлевич пишет, что «Комитет ветеранов подразделений особого риска никогда во исполнение распорядительных документов Министерства обороны СССР не работал и прав на установление статуса «Участник действий подразделений особого риска» во исполнение поименованного Вами приказа МО РФ не имеет». Таким образом, глава организации фактически отрицает существование приказа министра обороны. Но «Беллона» обладает достоверной информацией о том, что такой приказ существует!

«Мы с большим уважением относимся к заслугам Владимира Яковлевича Бенцианова, но, конечно же, его ответ не может нас удовлетворить», — подчёркивает Поправко.

«Ситуация осложняется тем, что «Комитет ветеранов подразделений особого риска» является так называемой «государственно-общественной организацией», ― объясняет адвокат.

Статья 51 действующего федерального закона «Об общественных объединениях», принятого в мае 1995 года, предусматривает существование общественных организаций, созданных с участием государства.

В законе сказано, что «впредь до принятия федеральных законов о государственно-общественных и общественно-государственных объединениях указанные объединения создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти». Но до сегодняшнего дня нормативные акты, касающиеся деятельности подобных объединений, не доступны для общественности. Эта тема фактически засекречена.

«Вполне вероятно, что многие нормативные акты просто не существуют, за двенадцать лет их не удосужились принять», — предполагает юрист «Беллоны».

Интересное положение получается… Министерство обороны передаёт одну из важнейших своих функций ― социальную поддержку бывших военнослужащих и гражданских специалистов ― общественной организации. Эта организация имеет особый и весьма «непрозрачный» статус. Сама организация отрицает тот факт, что она обладает подобными полномочиями… Замкнутый круг?

«Мне думается, что ситуация может измениться, если государство, в том числе министерство обороны, обнародует все документы и нормативные акты, связанные с государственно-общественными и общественно-государственными объединениями, ― считает Поправко. — Совершенно непонятно, почему эта информация должна быть секретной. В чём здесь государственный интерес? Кроме того, можно поставить под сомнение уместность самого существования подобных «привилегированных» общественных объединений. В правовом государстве все общественные организации должны быть равны перед законом, обладать равными правами, обязанностями и полномочиями».

Ответ Бенцианова Алимову вызывает много и других вопросов.

«Статус пострадавшего ни в одном из нормативных актов, по которым работает Комитет, не указан и обобщение данных о работе Комитета этими актами не предусмотрено. А поэтому никаких цифр, запрашиваемых Вами, Комитет представить не имеет возможности», — пишет глава организации. Получается, что «Комитет ветеранов подразделений особого риска» не осведомлён о правовом положении людей, пострадавших от радиационных катастроф и не владеет статистикой по этой категории граждан ? Трудно, признаться, в это поверить…

В настоящее время редакция сайта «Беллона.Ру» готовит обращение в Министерство обороны Российской Федерации с требованием о предоставлении полной информации о порядке выявления и учёта ветеранов подразделений особого риска, пострадавших от радиационных катастроф. Если такая информация не будет предоставлена, редакция сайта «Беллона. Ру» намерена обратиться в судебные органы.

Сейчас в России активно обсуждаются планы создания новых ядерных объектов. Но не столкнутся ли нынешние работники атомной промышленности и сегодняшние военнослужащие с теми же проблемами, что и жертвы радиационной катастроф советской эпохи? Государство, которое намерено привлечь десятки тысяч новых людей в атомную промышленность, но не спешит выполнить своих обязательств перед ветеранами отрасли, напоминает азартного карточного игрока, который влезает во всё новые и новые долги и не спешит расплатиться со старыми кредиторами…

Уважаемые Ветераны, члены и участники РОО «Ветераны полигона ПРО», г. Москва! В связи с пандемией мы с Вами не сумели в этом году провести планируемые традиционные встречи, посвященные очередным годовщинам «04 Марта 1961 года» и «30 июля 1956 года». Кроме того, мы готовились к проведению Торжественного собрания Организации, посвященного 75-летию Великой Победы советского народа над фашистской Германией в войне 1941-1945 г.г. Но реальная жизнь корректирует наши планы — по результатам последних консультаций, проведенных членом нашего Совета Давидович А.П. с директором Школы № 1430 им. Г.В.Кисунько, сообщаем Вам, что продолжает действовать строгий запрет Департамента образования г. Москвы на проведение массовых мероприятий в помещениях школы, тем более с приглашением большого числа гостей. Наша попытка найти через МГОВ РВСН другое помещение также не увенчалась успехом, т.к. все ветеранские организации пребывают в таком же состоянии.

В связи со сложившейся ситуацией Совет Организации принял решение о переносе нашей встречи на октябрь 2020 года, имея в виду, что на 21.10.2020 г. у нас запланировано Общее собрание, посвященное очередной (14-й) годовщине создания (учреждения) РОО «Ветераны полигона ПРО», г. Москва.

Вместе с тем, если появится любая возможность собраться раньше, мы непременно постараемся ею воспользоваться. В любом случае, убедительно просим всех набраться терпения и внимательно следить за нашими объявлениями, размещаемыми на настоящем сайте и передаваемыми Вам через соответствующих руководителей ветеранских групп.

Совет РОО «Ветераны полигона ПРО», г. Москва

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *