Коммерческое обозначение

Коммерческое обозначение

Основные сходства

Разберем сначала, в чем объекты схожи между собой. Во-первых, оба они зрительно контактируют с потребителем: человек сперва знакомится с вывеской на предприятии, а затем и с товарным знаком, приобретая продукцию, на которой он изображен. Если говорить о фирменном наименовании, то контакт будет не такой прямой.

Во-вторых, они имеют сходную форму: словесную, изобразительную и другую. Это два единственных средства индивидуализации, которые могут быть не только в форме слова (словосочетания), но и иных, более креативных формах. Даже если брать наименование места происхождения товаров (НМПТ), то для этого объекта также допускается лишь словесная форма.

В-третьих, оба они оборотоспособны. Например, по договору коммерческой концессии только эти объекты могут передаваться вместе с бизнесом. Право на НМПТ и на фирменное наименование передать другому по лицензии или в порядке отчуждения нельзя.

В-четвертых, они могут быть похожи и даже идентичны. Закон прямо допускает возможность использовать все коммерческое обозначение или его часть в торговой марке.

Коммерческое обозначение и товарный знак: разница

Теперь, после анализа, различия бросаются в глаза. Остановимся только на самом главном: коммерческое обозначение индивидуализирует предприятия, торговая марка — товары.

На практике зачастую сложно отличить одно от другого, так как предприниматель может воспользоваться исключительным правом на торговую марку и разместить ее на своем магазине. При этом ему дозволено также размещать коммерческое обозначение. Например, на магазине может быть написано как его название, например, «Продукты» так и отдельные торговые марки товаров, которые можно приобрести в этом ларьке.

Кардинальным отличием могло бы стать упоминание знака r в кружке или знака TM по отношению к товарным знакам, однако их написание — право, а не обязанность предпринимателя, они есть не всегда.

Таким образом, в целом средства индивидуализации разные, у них различное предназначение. Однако так сложилось, что иногда действительно трудно сказать, что перед нами — коммерческое обозначение либо торговая марка, так как они имеют похожую форму, и владелец может размещать их где угодно как по отдельности, так и вместе.

Что такое коммерческое обозначение

Коммерческое обозначение — это способ индивидуализировать предприятие, завоевавшее себе известность на определенной территории своими услугами или продукцией. Такое обозначение не закреплено законодательно, но кратко и точно отражает его главные признаки.

К дополнительным признакам коммерческого обозначения можно отнести следующее:

  • Использование его исключительно в коммерческой деятельности. Благотворительный фонд, например, не может приобретать права на коммерческое обозначение.
  • Объектом коммерческого обозначения могут являться только предприятия, имеющие имущество, используемое для коммерческой деятельности. Это могут быть не только производственные предприятия, но и кафе, магазины, павильоны и т. п.

Иногда для упрощения объяснения приводят в пример коммерческое обозначение – вывеску. Действительно, вывеска является самым типичным внешним выражением коммерческого обозначения. Она размещается на коммерческих предприятиях и делает их узнаваемыми для потенциальных потребителей. Но одной вывеской примеры коммерческого обозначения ограничивать нельзя.

1. Понятие коммерческого обозначения

Коммерческое обозначение является средством индивидуализации предприятия. Оно получает правовую охрану, если становится известным на определенной территории в результате осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности. Исключительное право на коммерческое обозначение по своему содержанию сходно с правами на фирменное наименование, но отличается по другим весьма важным признаками: основаниям возникновения, объекту индивидуализации и субъектам-правообладателям. В этой статье я расскажу о наиболее интересных и значимых вопросах и проблемах правовой охраны этого вида маркетинговых обозначений и приведу примеры таковых.

  1. Понятие коммерческого обозначения.
  2. Фирменное наименование и коммерческое обозначение.
  3. Исключительное право на коммерческое обозначение.
  4. Регистрация коммерческого обозначения.

Коммерческое обозначение — это средство индивидуализации предприятия, ставшего известным на определенной территории при осуществлении предпринимательской деятельности. Такое определение не закреплено в Гражданском кодексе, но отражает основные признаки рассматриваемого понятия. Кроме того, понятие коммерческого обозначения можно охарактеризовать с помощью следующих признаков:

  • объектом индивидуализации является предприятие, под которым в ст.132 ГК РФ понимается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие включает земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права и долги. Примерами предприятий являются торговые павильоны, кафе, ателье, заводы и т.п. Хотя в законе об этом не сказано, в юридической науке считается, что предприятие должно включать как минимум один объект недвижимости;
  • коммерческое обозначение используется только в предпринимательской деятельности. Таким образом, не может приобрести права на это средство индивидуализации, скажем, благотворительный фонд.

Часто, чтобы упростить объяснение, приводят пример коммерческого обозначения — вывеску. Отчасти это верно, потому что вывеска — наиболее типичный по своей природе способ внешнего выражения коммерческих обозначений. Вывеска может быть размещена на предприятиях и приобрести известность, стать узнаваемой среди потребителей. Но лишь вывеской рассматриваемое понятие ограничивать нельзя.

2. Фирменное наименование и коммерческое обозначение

Напомним, что в России права признаются на четыре средства индивидуализации: товарные знаки, фирменные наименования, наименования мест происхождения товаров и коммерческие обозначения. Для удобства они представлены на схеме:

Фирменное наименование и коммерческое обозначение являются наиболее близкими средствами индивидуализации. Общее между ними в том, что они используются в предпринимательской деятельности и не индивидуализируют (в отличие от тех же товарных знаков) товары и услуги как таковые. Более того, во многих странах понятие фирменного наименования более близко к российскому коммерческому обозначению, чем к российскому фирменному наименованию. Но если говорить применительно к нашей стране, то отличий между этими средствами индивидуализации намного больше, чем сходства:

  • фирменное наименование подлежит государственной регистрации и включается в ЕГРЮЛ, тогда как коммерческие обозначения не регистрируются (подробнее об этом ниже);
  • фирменное наименование индивидуализирует коммерческие юридические лица, а коммерческое обозначение — предприятия, которые могут принадлежать любым юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям
  • исключительное право на фирменное наименование не может быть передано третьим лицам. Напротив, исключительное право на коммерческое обозначение может отчуждаться двумя способами: по договору коммерческой концессии и договору аренды предприятия.

Есть и другие отличия, но они не являются столь важными.

3. Исключительное право на коммерческое обозначение

На все объекты интеллектуальной собственности возникает исключительное право, которое как бы привязывает такой объект к определенному лицу — правообладателю — и одновременно ограждает его от использования третьими лицами. Исключительное право на коммерческое обозначение не является исключением. Его содержание состоит в двух аспектах:

  • позитивный аспект исключительного права: правообладатель вправе использовать коммерческое обозначение любыми способами, в том числе на вывесках, в Интернете, на документах и в рекламе;
  • негативный аспект исключительного права: правообладатель вправе запрещать использование средства индивидуализации всем третьим лицам При использовании без согласия правообладателя права последнего признаются нарушенными и наступает ответственность за нарушение. В частности, правообладатель вправе потребовать от нарушителя прекратить незаконное использование и возместить убытки.

Исключительное право на коммерческие обозначения может принадлежать юридическим лицами, включая некоммерческим, но осуществляющим предпринимательскую деятельность, и индивидуальным предпринимателям. Территория действия права ограничена территорией, на которой обозначение приобрело известность.

4. Регистрация коммерческого обозначения

Регистрация коммерческого обозначения не требуется и не осуществляется ни Роспатентом в реестрах интеллектуальной собственности, ни налоговой в ЕГРП, ни нотариусами, ни какими-либо частными лицами. Для доказательства возникновения прав на него в суде или антимонопольных органах наиболее ценятся следующие источники: договор на создание и размещение вывески, разработки дизайна (см. тему «Договоры в авторском праве»), фотографии вывесок, копии документов и рекламных материалов с обозначением, опросы потребителей.

Однако отсутствие регистрации коммерческих обозначений, скорее, недостаток, чем достоинство. На практике наиболее сложный вопрос — это установить момент возникновения исключительного права, от чего в большинстве случаев зависит исход судебного разбирательства. Поэтому коммерческое обозначение является довольно слабым средством индивидуализации. Для надежной защиты маркетинговых обозначений лучший способ — регистрация товарного знака (регистрация торговой марки). Помимо формальной определенности, при нарушении прав на товарный знак есть возможность взыскать с нарушителя компенсацию без доказывания размера причиненных убытков.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *