Конкурсное производство при банкротстве

Конкурсное производство при банкротстве

Конкурсное производство является завершающей стадией в процедуре банкротства юридического и физического лица.

Содержание

🎯 Цель конкурсного производства:

• Соблюдение баланса интересов кредитора и должника

• Мероприятия по формированию конкурсной массы должника

• Выполнение обязательства перед кредиторами

• Ликвидация предприятия

📌В конкурсном производстве арбитражным судом утверждается конкурсный управляющий, который осуществляет следующую деятельность (статья 129 ФЗ о банкротстве):

1. Принять в ведение имущество должника и произвести его инвентаризацию не позднее трех месяцев с момента начала процедуры банкротства.

2. Провести оценку имущества должника

3. Осуществлять поиск и возврат имущества должника, находящиеся у третьих лиц

4. Применение мер по обеспечению сохранности имущества должника

5. Вести реестр требований кредиторов

6. Заключать сделки, которые будут выгодны для расчета перед кредиторами, с согласия собрания кредиторов

7. Увольнять работников должника

8. Поиск и взыскание дебиторской задолженности с дебиторов или ее продажа на торгах

Конкурсное производство вводится сроком на 6 месяцев Арбитражным судом и может быть продлено по ходатайству лица, участвующего в процедуре банкротства.

📌 Что такое конкурсная масса должника?

Имущество должника на момент начала конкурсного производства и выявленное в ходе него процедуры является конкурсной массой.

Конкурсная масса должника подлежит реализации, денежные средства в результате продажи имущества направляются на погашение требований кредиторов.

Не относятся к конкурсной массе социально-значимые объекты и личные активы собственника бизнеса, данный пункт регулируется статьей 132 ФЗ о банкротстве.

Реализация имущества должника происходит на специальных электронных площадках, где покупателем может быть как физическое, так и юридическое лицо. Необходимо иметь электронную цифровую подпись (ЭЦП) и внести задаток на счет.

📌Очередность в выплате кредиторам (статья 134 ФЗ о банкротстве):

Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.

1. В первой очереди за счет вырученных средств из конкурсной массы, удовлетворяют судебные расходы, вознаграждение Арбитражного Управляющего и привлеченных лиц, арбитражным управляющим, которые выполняли определенные обязанности в соответствии с законом о банкротстве, например, услуги профессионального оценщика.

2. Во второй очереди выплачивается заработная плата сотрудникам и бывшим работникам предприятия банкрота.

3. В третьей очереди удовлетворяются требования об оплате работы привлеченных лиц арбитражного управляющего для обеспечения возложенных функций на него, например, услуги бухгалтера, помощника арбитражного управляющего.

4. В четвертой очереди выплачиваются коммунальные платежи компании должника

5. Иные платежи

Расчет с конкурсными кредиторами происходит после полной оплаты текущих платежей, в соответствии с очередностью установленной в статье 134 пункт 4 ФЗ о банкротстве:

1. Расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью.

2. Расчеты по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

3. Расчеты с другими кредиторами, в том числе с Федеральной налоговой службой.

Важно знать, что требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

Кредиторы, требования которых не были удовлетворены в полном объеме имеют право привлечь руководителя и собственника бизнеса к субсидиарной ответственности.

По итогам конкурсного производства конкурсный управляющий предоставляет отчет арбитражному суду о проделанной работе. На основе отчета суд выносит определение о завершении конкурсного производства в отношении должника в ЕГРЮЛ вносится запись о ликвидации предприятия.

Юридическая Фирма «Темида Групп» оказывает полное сопровождение процедуры банкротства на всех ее этапах, а также подготовки компании к банкротству. Более 530 проведенных процедур банкротства и опыт 20+ лет позволяют нам уверенно действовать в интересах наших клиентов.

Конкурсное производство — процедура банкротства, применяемая к должнику, чью финансовую состоятельность уже нельзя вернуть. Таким образом, оно представляет собой, чаще всего, завершающий этап в деле о несостоятельности. Обычно, в результате юридическое лицо ликвидируется, а все долги считаются исполненными.

Цели и задачи конкурсного производства

Итак, давайте разберемся, что же представляет собой этот процесс? Цель конкурсного производства при банкротстве состоит в том, чтобы погасить как можно больше задолженностей перед кредиторами. Отталкиваясь от этого, управляющий должен делать все возможное, чтобы вернуть максимум того, что принадлежало банкротящейся организации и расплатиться таким образом с кредиторами.

Совокупность принадлежащего на праве собственности юридическому лицу (включая денежные средства) составляет конкурсную массу.

Важно сразу заметить следующее: вводится конкурсное производство при банкротстве юридического лица. Аналогичный этап, применяемый к физическим лицам, называется реализация имущества.

Вопрос, который автоматически возникает в голове – кто же управляет этой процедурой и как добиться возврата своих денег? Начнем по порядку. Все, кто включен в реестр требований кредиторов (РТК), являются участниками в банкротном деле. Данный статус дает возможность участия в собраниях кредиторов.

Собрания кредиторов — зачем они нужны

Каждое такое собрание управляющий доводит до сведения кредиторов информацию о проведенной деятельности. Она отражается в специальном отчете, где видно, что конкретно предпринято для возвращения денежных средств в конкурсную массу, сколько денежных средств было потрачено и на что, сколько удалось вернуть, какая собственность была и имеется в настоящий момент у предприятия и т.д.

Также, он обязан донести до всех, кто присутствует на собрании, о планируемых действиях, соотносящихся с задачами и целями процедуры.

Кроме того, на собрании решаются основные организационные моменты, такие как частота созыва собраний, место проведения собраний, будет ли представитель собрания кредиторов и если ответ положительный — кто им будет.

Перечень вопросов, которые будут решаться на конкретном собрании, включаются в повестку, а также публикуются на специальном сайте (ЕФРСБ) и направляются каждому кредитору лично, в срок не менее четырнадцати дней до даты собрания, при условии, что общее количество кредиторов, находящихся в РТК не превышает пятисот.

Помимо голосования по повестке, любой кредитор может выдвинуть дополнительные вопросы. В этих целях, во время регистрации на собрании, нужно сообщить конкурсному управляющему о своем желании, а также предоставить список вопросов.

Кроме того, что немаловажно, именно на данном собрании можно принять решение о смещении нынешнего конкурсного управляющего и предложить своего кандидата на эту должность, о чем мы подробнее поговорим позже.

Кратко скажем о том, как принимаются решения на собраниях. По большинству вопросов достаточно простого большинства голосов от всех присутствующих. Каждый участвующий обладает процентом голосов, пропорционально имеющейся перед ним задолженности.

Таким образом, кредиторы с большим размером требований, обладают большим процентом голосов. Однако существует ряд вопросов, указанный в Законе, решения по которым принимаются большинством от всего количества голосов находящихся в реестре.

Реестр требований и конкурсные кредиторы

Отдельно следует кратко сказать про то, как стать лицом, участвующим в банкротном деле. Так, основанием открытия конкурсного производства является решение суда о несостоятельности юридического лица.

По судебному акту, конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев. Как правило, одновременно с решением о банкротстве, судом назначается управляющий, который должен опубликовать соответствующую информацию на ЕФРСБ в течение последующих десяти дней.

С этого момента у Вас есть ровно два месяца, чтобы отправить требование о включении в РТК. Данный документ должен быть направлен конкурсному управляющему и в арбитражный суд, где находится дело.

Внимание! За истечением двухмесячного срока реестр подлежит закрытию. Восстановление пропущенного срока законодательством не предусматривается.

Если вы не направили заявление в установленное время, ваше требование подлежит вынесению за реестр. Это означает отсутствие возможности голосовать на собрании кредиторов, и, что еще более неприятно, обязательства, имеющиеся перед вами будут погашаться за тем, как будет произведен расчет со всеми участниками по делу, включенными в соответствующую очередь реестра.

Конкурсный управляющий — кто это и зачем он нужен

Выше неоднократно упоминалось о конкурсном управляющем. Остановимся немного подробнее на его роли в конкурсном производстве. Так, при завершении этапа банкротства, предшествующего конкурсу на собрании кредиторов всегда избирается конкурсный управляющий (или саморегулируемая организация, которая должна будет предоставить кандидатуру суду).

Далее, на основании результатов собрания, суд утверждает управляющего, за которого проголосовало большинство, или кандидатура которого предоставлена СРО.

Фактически, со дня своего утверждения, управляющий осуществляет функции руководителя должника. Он должен быть беспристрастным, не занимать ту или иную сторону, при проведении процедур, применяемых в деле, должен действовать добросовестно и разумно, соблюдая интересы должника, кредиторов, общества. Также, своего рода новый руководитель получает в ведение имущество банкрота, обязательно инвентаризирует его и распоряжается им.

По сути, конкурсное производство представляет собой совокупность действий, которые должны сводится к:

  • поиску;
  • обнаружению;
  • возвращению собственности должника;
  • сохранению имущества;
  • пополнению конкурсной массы.

В итоге, к расчету с кредиторами. В этих целях, закон наделяет управляющего достаточно широкими полномочиями.

Вместе с тем, к сожалению, бывают такие ситуации, когда утвержденное судом лицо действует на стороне должника или какого-то иного лица, что влечет неисполнение или ненадлежащие исполнение обязанностей. В таком случае, перед кредитором существуют две возможности, чтобы отстранить конкурсного.

  1. Первое – включить предложение по отстранению для рассмотрения на собрании кредиторов и, при поддержке большинства, соответствующее ходатайство подается в арбитражный суд.
  2. Второй вариант – подать жалобу в суд, в которой указать на неисполнение или ненадлежащее исполнение конкурсным управляющим своих обязанностей. Данный вариант возможен только если это повлекло нарушение прав или законных интересов заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь убытки.

О сроках и продлении производства

Пожалуй, самый главный вопрос, который интересует всех кредиторов – это когда же они получат свои деньги? Отвечая на этот вопрос, необходимо уточнить следующее. Как уже говорилось выше, процедура конкурсного производства изначально вводится максимум на шесть месяцев.

Как говорит Закон о банкротстве, конкурсное производство можно продлевать если имеется ходатайство, поступившее от одного из участников по делу.

Срок продления составляет также максимум шесть месяцев. По факту, Закон не устанавливает крайние сроки конкурсного производства при банкротстве, поскольку не регламентирует максимальное количество раз для продления.

Единственное, что необходимо помнить при голосовании за продление конкурса– это финансирование. Управляющий должен отправлять массу корреспонденции, публиковать сведения в ЕФРСБ, подавать иски, отправлять сотрудников в командировки и делать множество других затратных вещей.

Денежные средства на это все берутся прямиком из конкурсной массы. То есть, следует понимать, будет ли выгода от продления конкурса и реально ли его продление позволит получить обратно свои денежные средства.

Вопрос о продлении конкурсного производства решается на собрании кредиторов. Помимо этого, законом предусмотрена возможность перехода к внешнему управлению. Де-факто это встречается крайне редко, однако, следует об этом знать.

При условии, что ранее иные процедуры, кроме наблюдения не вводились и во время конкурса возникли веские причины, подтвержденные данными фин. анализа, считать, что платежеспособность должника можно восстановить, в течение месяца с момента выявления указанных обстоятельств управляющий обязан созвать собрание кредиторов для обсуждения возможности обращения в суд с прошением о прекращении текущего этапа банкротства и возвращению к внешнему управлению.

Расчеты

Как указывалось ранее, цель для которой вводится конкурс – это погашение долгов. Расчеты производятся при поступлении денежных средств в конкурсную массу. В РТК существует несколько очередей с требованиями. Задолженность погашается поочередно, по мере погашения требований кредиторов предыдущих очередей.

Бывают ситуации, когда по каким-либо причинам невозможно перечислить денежные средства на ваш счет (вклад). В этой ситуации вся полагающаяся сумма должна быть внесена в депозит нотариуса, который работает в том же субъекте, в котором находится должник, о чем вас сразу же должны известить.

Когда конкурсной массы, имеющейся у банкрота, не хватает для того, чтобы погасить все требования кредиторов одной очереди, имеющаяся сумма распределяется каждому кредитору соответственно с размером задолженности, на которую он включен в РТК.

Также существуют «зареестровые» требования, состоящие из тех, кто пропустил срок закрытия реестра. Они погашаются после удовлетворения всех требований, находящиеся в реестре. Как правило, на практике до расчетов с последними не доходит.

Что же происходит после введения конкурса

Если говорить в целом про последствия конкурсного производства, последствия введения конкурса и объявления лица несостоятельным, происходит следующее:

  • с момента, как введен конкурс, все функции, связанные с управлением и распоряжением имуществом юридического лица теперь принадлежат управляющему;
  • все финансовые претензии рассматриваются только в банкротном деле;
  • прекращается исполнительное производство, открытое на должника;
  • исполнительные листы направляются управляющему;
  • снимаются аресты, которые были наложены на собственность должника;
  • закрываются все счета, кроме одного, являющегося основным.

По сути, делается все, чтобы максимально эффективно закрыть имеющиеся долги.

Для того чтобы была возможность контролировать эффективность процесса, конкурсный управляющий перед каждым плановым созывом собрания готовит отчет о проделанной работе. Данные отчеты предоставляются суду, когда рассматривается будет ли завершена или продлена процедура конкурсного производства.

Так, если на собрании большинство проголосовало за не целесообразность продления конкурса ввиду удовлетворения требований кредиторов или недостаточности финансирования (по иным причинам), суд изучает отчет управляющего с результатами деятельности, подтверждает итоги собрания кредиторов, выносит соответствующее определение. С этого дня конкурсное производство считается завершенным.

Спустя пол года после вынесения соответствующего определения, судья отправляет его в орган, осуществляющий гос. регистрацию юридических лиц. Завершение конкурсного производства можно считать причиной для того, чтобы внести в ЕГРЮЛ запись о ликвидации юр. лица.

Напоследок хотелось бы сказать следующее. Конкурсное производство, как и вся процедура, безусловно, является способом получения от должника имеющейся задолженности.

Однако зачастую это своеобразный способ уйти от расплаты по счетам. Именно для того, чтобы препятствовать этому, обязательно знать о своих правах, знать основы банкротства, участвовать в собраниях кредиторов и отстаивать свои права.

1. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:

срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;

прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных настоящей статьей;

сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну;

совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке, установленном настоящей главой;

прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства;

исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежат передаче судебными приставами-исполнителями конкурсному управляющему в порядке, установленном федеральным законом;

снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается;

исполнение обязательств должника, в том числе по исполнению судебных актов, актов иных органов, должностных лиц, вынесенных в соответствии с гражданским законодательством, уголовным законодательством Российской Федерации, процессуальным законодательством и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, осуществляется конкурсным управляющим в порядке и в случаях, которые установлены настоящей главой.

2. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).

Руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.

В случае уклонения от указанной обязанности руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1. На сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона, начисляются проценты в порядке и в размере, которые предусмотрены настоящей статьей.

Проценты на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа, выраженную в валюте Российской Федерации, начисляются в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату открытия конкурсного производства.

Соглашением между конкурсным управляющим и конкурсным кредитором может быть предусмотрен меньший размер подлежащих уплате процентов или более короткий срок начисления процентов по сравнению с предусмотренными настоящей статьей размером или сроком.

Подлежащие начислению и уплате в соответствии с настоящей статьей проценты начисляются на сумму требований кредиторов каждой очереди с даты открытия конкурсного производства до даты погашения указанных требований должником.

Начисленные в соответствии с настоящей статьей проценты не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих конкурсному кредитору, уполномоченному органу на собраниях кредиторов.

Уплата начисленных в соответствии с настоящей статьей процентов осуществляется одновременно с погашением требований кредиторов по денежным обязательствам и требований к должнику об уплате обязательных платежей в порядке очередности, установленной статьей 134 настоящего Федерального закона.

3. Представители собственника имущества должника — унитарного предприятия, а также учредителей (участников) должника в ходе конкурсного производства обладают правами лиц, участвующих в деле о банкротстве.

4. В случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 72 настоящего Федерального закона, в ходе конкурсного производства решения, отнесенные к компетенции собрания кредиторов и комитета кредиторов, могут приниматься арбитражным судом.

Комментарий к Ст. 126 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)»

1. Комментируемая статья содержит положения о последствиях открытия конкурсного производства. В статье дан исчерпывающий перечень последствий открытия конкурсного производства для должника.

2. С открытием конкурсного производства наступает срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей. Это означает, что кредиторы по денежным обязательствам, а также по обязательным платежам, если даже срок исполнения указанных обязательств еще не наступил, вправе предъявить к должнику свои требования в установленный ст. 128 Закона срок, после чего становятся кредиторами, заявившими требования.

3. После открытия конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника. Это относится к кредитам банка, неоплаченным платежным требованиям, невыполненным обязательствам, т.е. ко всем случаям, когда кредиторы должника имели право при обычных условиях на получение указанных санкций.

4. Одним из последствий открытия конкурсного производства является то, что сведения о финансовом состоянии должника уже не относятся к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной. Так, согласно абз. 2 п. 3 ст. 17 Закона комитет кредиторов вправе требовать от конкурсного управляющего любую информацию о ходе конкурсного производства, в том числе о финансовом состоянии должника.

В действующем законодательстве отсутствует единое понятие конфиденциальной информации, что вызывает трудности в правоприменительной практике. Видимо, к конфиденциальной информации относится информация, находящаяся в режиме налоговой тайны (ст. 102 Налогового кодекса РФ), аудиторской тайны (п. 3 ст. 8 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»), банковской тайны (ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»), тайны страхования (ст. 946 ГК РФ). Понятие и признаки коммерческой тайны определены в ст. 139 ГК РФ.

5. Что же касается сделок, связанных с отчуждением имущества должника либо влекущих передачу его имущества в пользование третьим лицам, то они совершаются исключительно в порядке, установленном главой VII Закона о банкротстве. Так, ст. 132 Закона предусмотрен особый порядок передачи имущества, изъятого из оборота, жилищного фонда социального использования, детских дошкольных учреждений и объектов коммунальной инфраструктуры, относящихся к системам жизнеобеспечения, и т.п.

6. В конкурсном производстве прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве. Так, исполнительные листы, выданные на основании решений судов по текущим обязательствам (ст. 5 и п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве), подлежат исполнению.

7. В абз. 7 п. 1 комментируемой статьи установлено, какие требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства с момента открытия конкурсного производства. Имеется в виду, что после опубликования конкурсным управляющим сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации, а до определения — в «Российской газете», кредиторы, чьи требования удовлетворяются в очередности, предусмотренной п. 4 ст. 134 Закона, должны обратиться к конкурсному управляющему в установленный срок.

Требования, не являющиеся денежными, в частности, о возврате имущества из чужого незаконного владения, о признании сделки недействительной, рассматриваются в порядке искового производства. Такие иски оплачиваются государственной пошлиной, и по ним суд выносит решение. В деле о банкротстве арбитражный суд вправе принять решение о признании должника банкротом либо отказать в признании должника банкротом. Никаких иных решений в деле о банкротстве суд не принимает.

Закон о банкротстве допускает исполнение обязательств должника, но только в случаях и порядке, предусмотренных главой VII Закона. Например, согласно п. 1 ст. 134 Закона вне очереди, в частности, удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшим в ходе конкурсного производства, если иное не установлено Законом о банкротстве. Иное установлено п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве.

8. Исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось в соответствии с Законом о банкротстве, подлежат передаче судебными приставами-исполнителями в порядке, установленном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», конкурсному управляющему.

Конкурсный управляющий даже при отсутствии заявлений кредиторов второй очереди на основании представленных судебными приставами-исполнителями исполнительных листов может включить указанных кредиторов в реестр требований кредиторов.

В остальных случаях, будучи необходим для проверки удержаний и своевременности предъявления его к исполнению, исполнительный лист может быть направлен в арбитражный суд конкурсным управляющим при наличии возражений относительно требований кредиторов.

9. С момента открытия конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению этим имуществом, в числе которых могут быть названы меры по обеспечению требований кредиторов.

При открытии конкурсного производства для снятия ранее наложенных арестов на имущество должника и иных ограничений не требуется вынесение судом какого-либо дополнительного определения. Арбитражный суд и суд общей юрисдикции не вправе налагать новые аресты на имущество должника, а также вводить иные ограничения по распоряжению его имуществом.

Вместе с тем следует иметь в виду, что существуют случаи, когда имеется потребность в качестве обеспечительной меры наложить арест на имущество должника, в частности, если к должнику заявлен иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения либо предъявлено требование о признании права собственности. В указанных случаях ходатайство о наложении ареста на имущество должника может быть направлено заинтересованным лицом в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве должника.

В том случае, если должнику будет заявлен иск о взыскании денежных средств по внеочередным требованиям, аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены (применены) исключительно в рамках дела о банкротстве.

10. Исполнение обязательств должника с момента открытия конкурсного производства и до его завершения может осуществляться лишь в случаях и порядке, которые установлены комментируемой главой (см. комментарий к ст. 142).

С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства руководитель или иные органы управления должника не вправе осуществлять какие-либо функции, отнесенные к их ведению. Кроме того, прекращаются полномочия собственника имущества должника — унитарного предприятия. По Закону о банкротстве 1998 г. они прекращались полностью. В настоящее время не прекращаются полномочия органов управления должника, уполномоченных в соответствии с учредительными документами принимать решения о заключении крупных сделок, о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника.

Руководитель должника отстраняется от должности в том же порядке, что и при ликвидации организации.

В течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего органы управления должника обеспечивают передачу бухгалтерской и иной документации должника конкурсному управляющему. Иногда указанные органы не совершают таких действий. Представляется, что в данном случае конкурсный управляющий вправе обратиться в порядке, установленном ст. 60 Закона, с заявлением по поводу их бездействия в арбитражный суд. Арбитражный суд вправе выдать исполнительный лист в том случае, если данные органы в установленный арбитражным судом срок не совершили указанные действия.

Необходимо обратить внимание на то, что в случае непередачи органами управления должника бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей должника конкурсному управляющему органы управления должника, в том числе и руководитель должника, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. В частности, ст. 195 Уголовного кодекса Российской Федерации за сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, за передачу имущества в иное владение, отчуждение или уничтожение, фальсификацию бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность, если эти действия совершены руководителем или собственником организации-должника при банкротстве или в предвидении банкротства и причинили крупный ущерб, предусматривает уголовную ответственность.

11. С открытием конкурсного производства представители учредителей (участников) должника, а также представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия наделяются правами лиц, участвующих в процессе по делу о банкротстве (см. ст. 35 Закона).

Конкурсное производство является финалом процедуры признания юридического лица несостоятельным. После нее предприятие окончательно признается банкротом и ликвидируется.

Целью конкурсного производства является максимальное удовлетворение кредиторских требований, если реабилитационные процедуры не дали должного эффекта.

Когда вводится процедура конкурсное производство при банкротстве?

Решение о введении на фирме процедуры конкурсного производства принимается арбитражным судо, который ведет процесс банкротства юридического лица. Такое постановление суд выносит на основании ходатайства собрания кредиторов или управляющего. Нередко кредиторы заинтересованы в максимально оперативном старте данного этапа, так как для них это единственный шанс на получение назад задолженности в короткие сроки.

Информация Кредиторы первоначально могут дать должнику шанс на оздоровление через санацию или назначение профессионального внешнего управляющего. Но не всегда такие реабилитационные процедуры бывают эффективны и приводят к восстановлению платежного баланса. А в ряде случаев кредиторы могут заранее предвидеть неблагоприятный исход предстоящей реабилитации. Тогда они вправе ходатайствовать о пропуске стадий оздоровления/внешнего управления и незамедлительном переходе к конкурсному производству.

Если предварительно сторонам удалось урегулировать в компромиссном порядке вопрос задолженности и заключить мировое соглашение, а должник-юрлицо в конечном итоге не выполнял его условия и неоднократно срывал график платежей, то это может служить основанием для возобновления процедуры банкротства. Тогда суд сразу назначит этап конкурсного производства и не даст юридическому лицу «второй шанс» на оздоровление.

Таким образом, суд может ввести конкурсное производство в отношении должника в следующих случаях:

  1. При реабилитации предприятия не удалось полностью погасить задолженность перед кредиторами.
  2. Суд посчитал нецелесообразным введение в отношении должника этапов реабилитации при несостоятельности.
  3. Должник сорвал условия мирового соглашение.

Завершающий этап банкротства фирмы вводится по отношению к должнику в случае, если совокупная стоимость имеющихся долгов перед бюджетом и кредиторами превышает размер его активов.

Важно Данное решение арбитража должно быть обязательно опубликовано в СМИ. Сообщение должно содержат такую информацию как реквизиты и дата решения о признании юрлица банкротом, назначения конкурсного управляющего, сроках процедуры.

Закон о конкурсном производстве

Отдельного закона, который бы регламентировал процедуру конкурсного производства, на сегодня не разработано. Данный этап и ключевые требования к нему детализированы в базовом нормативно-правовом акте, посвященном процедуре банкротства: в ФЗ-127 о несостоятельности.

К сведению Рассматриваемому этапу процедуры признания несостоятельности юридического лица посвящена седьмая глава. В ней освещены такие важные аспекты конкурсного производства как последствия этой процедуры, полномочия и требования к конкурсному управляющему, оценка имущества предприятия-должника, формирование конкурсной массы и исключение имущества из нее, очередность погашения кредиторских требований, банковские счета юрлица, продажа имущества и частные аспекты банкротства (уступка прав требования/замещение активов юрлица, освобождение и отстранение финуправляющего и пр.).

Суть заключающей стадии банкротства

Стадия конкурсное производство юридического лица направлена на соразмерное удовлетворение кредиторских требований. Именно в этом состоит ее базовая задача. В качестве дополнительных можно выделить окончательную ликвидацию должника и аккумулирование его имущества.

Сущность конкурсного производства можно определить через выделение его базовых отличительных черт:

  1. Именно через этот этап банкротится большинство юрлиц, так как их отличает абсолютная невозможность исполнить свои обязательства перед кредиторами (размер долгов превышает стоимость принадлежащего имущества).
  2. Интересы кредиторов в части погашения задолженности перед ними выходят на первый план. Расчеты с ними осуществляются по принципам справедливости и пропорциональности.
  3. Задачи этапа решаются через аккумулирование имущества в конкурсную массу и ее дальнейшую распродажу.
  4. Следствие конкурсного производства – выведение должника из числа субъектов экономической деятельности, т.к. после завершения процедуры юрлицо ликвидируется.
  5. Руководство конкурсным производством занимается специально назначенное лицо, тогда как высших менеджмент юридического лица отстраняется от дел.
  6. Весь ход процедуры контролируется арбитражем и кредиторскими собранием для исключения злоупотреблений со стороны управляющего.

Как проводится процедура?

В ходе процедуры конкурсного производства юридическое лицо проходит ряд последовательных этапов:

  1. Проведение кредиторского собрания, на котором выносится на голосование вопрос инициации данной процедуры.
  2. Принятие в арбитражном суде решения о старте процедуры.
  3. Назначение конкурсного управляющего и одновременное отстранение от руководства и управления имуществом компании бывших топ-менеджеров.
  4. Публикация соответствующего сообщения в СМИ с указанием места приема кредиторских требований и сроков формирования реестра.
  5. Формирование реестра (перечня) кредиторов с указанием задолженности перед ними. Кредиторы, включенные в перечень получают статус конкурсных. Они обладают приоритетом при распределении вырученных средств перед зареестровыми кредиторами.
  6. Мораторий (приостановка) на удовлетворение кредиторских требований.
  7. Формирование конкурсной массы из всего имущества, принадлежащего должнику (основных средств, недвижимости, дебиторской задолженности, транспортных средств и пр.). Имущество, которое является предметом залога, выделяется отдельно.
  8. Принятие мер к розыску принадлежащего юрлицу имущества и взысканию имеющейся дебиторской задолженности, анализ сделок юрлца и аннулирование управляющим сомнительных и притворных операций за последние годы.
  9. Корректировка конкурсной массы и исключение из нее имущества, официально изъятого из оборота, имущественных прав, социально-значимых объектов и иного имущества клиентов.
  10. Производится оценка конкурсной массы. Это может сделать сам управляющий или привлечь специализированных оценщиков.
  11. Организация и проведение торгов на имущество, включенное в конкурсную массу.
  12. Удовлетворение кредиторов соразмерно обязательствам перед ними и в порядке очередности из денежной массы, вырученной на торгах. Законом предусмотрено три очереди кредиторов: первая – требования по исполнительным листам (ответственность за причинение вреда жизни/ здоровью), вторая – долги по зарплате и выходным пособиям, третья – долги перед кредиторами и бюджетными организациями. Последними погашаются обязательства перед внеконкурсными кредиторами (если вырученных средств хватит для этого).
  13. Из вырученных средств погашаются процессуальные издержки (на публикацию сообщений, организацию торгов и пр.), судебные расходы, текущие коммунальные платежи, выплачивается вознаграждение управляющему, гасятся долги по зарплате и иные расходы процедуры банкротства.
  14. Отчетность управляющего перед кредиторским собранием и судом по результатам процедуры.
  15. Если судья утвердит отчетность управляющего он принимает решение о завершении процесса признании несостоятельности юрлица и его ликвидации. Для этого не нужно ждать полного погашения кредиторских требований. Обычно удовлетворить все обязательства не удается.
  16. Управляющий представляет в ФНС решение суда о признании юрлица банкротом. Это служит основанием для ликвидации и исключении записи о компании из ЕГРЮЛ в течение 10 дней.
  17. С момента внесения отметки в ЕГРЮЛ с управляющего слагаются все полномочия, конкурсное производство завершается, а задолжавшее юрлицо больше не является субъектом экономической деятельности.

План конкурсного производства

В ходе процедуры конкурсное производство арбитражный управляющий разрабатывает детальный план мероприятий, который ему необходимо пройти для формирования и наполнения конкурсной массы, а также погашения обязательств перед кредиторами. Данный план подлежит утверждению на кредиторском собрании.

В плане конкурсного производства прописываются порядковый номер, наименования мероприятий и сроки их исполнения. Обычно он разрабатывается в табличной форме. Какие мероприятия могут быть включены в план данного этапа банкротства:

  • направление уведомлений руководству компании об отстранении и работникам компании о сокращении;
  • направление сообщений в газету Коммерсант и ЕГРЮЛ (о старте конкурсного производства, назначении управляющего, торгах и пр.);
  • уведомление ФНС о важнейших решениях: старте конкурсного производства,
  • направление различных запросов в ФНС, БТИ, ГИБДД, ФССП, Росреестр, кредитные организации и пр. для уточнения финансового состояния;
  • инвентаризации основных средств, нематериальных активов , наличности, расходов и пр.
  • проведение кредиторских собраний;
  • подготовка отчетности и пр.

Торги в конкурсном производстве

После инвентаризации и оценки всей принадлежащей должнику собственности конкурсный управляющий формирует окончательную конкурсную массу. Именно она будет реализована на торгах. Производить оценку управляющий может самостоятельно на основании данных бухгалтерской отчетности или иной информации. Он не заинтересован в занижении стоимости имущества, так как получает процент от продаж. Но при необходимости участники процесса могут обжаловать оценку и потребовать привлечения внешних специалистов.

Информация Сегодня все торги проводятся исключительно в электронном виде на специализированных площадках. Конкурсный управляющий может выбрать одну из них по своему усмотрению.

Торги проводятся в три этапа:

  1. Торги на повышение. В качестве стартовой выступает рыночная цена, а шага аукциона – 5-10% от первоначальной стоимости. Побеждает участник, предложивший наибольшую цену за лот.
  2. Торги со сниженной начальной ценой. Нереализованное на первом этапе имущество передается на второй этап. Первоначальная цена при этом снижается на 20-30% по отношению к рыночной.
  3. Торги на понижение. На этот этап обычно переходит только низколиквидная собственность. Выигрывает в торгах тот, кто первым сделал предложение.

Для поступления денежных средств по результатам торгов конкурсного производства и их распределения между кредиторами арбитражный управляющий открывает специальный счет. Все расчетные счета должника подлежат закрытию для сокращения затрат на банковские услуги.

Нереализованная собственность при желании может быть направлена кредиторам в счет погашения задолженности и при их отказе передается собственникам бизнеса.

Конкурсный управляющий в процедуре банкротства юридического лица

Конкурсный управляющий является ключевой фигурой в делах признания компании несостоятельной. Он наделен широкими полномочиями для обеспечения целостности имущества и его аккумулирования, а также максимального погашения обязательств юридического лица перед кредиторами при банкротстве. К его компетенции относятся такие задачи:

  • поиск активов должника;
  • контроль финансовых потоков;
  • возврат собственности должник, находящейся у третьих лиц, в конкурсную массу;
  • составление и уточнение реестра кредиторов;
  • оценка имущества и организация торгов;
  • осуществление расчетов с кредиторами и пр.

Таким образом, успешный исход процесса во многом зависит от профессионализма конкурсного управляющего.

Информация Кандидатура управляющего конкурсным производством назначается судом. При этом должна быть исключена личная заинтересованность специалиста и наличие связей с должником или кредиторами.

СРО для назначения управляющего может быть рекомендована суду кредиторским собранием.

Если управленец недобросовестно исполняет свои обязанности, игнорирует требования кредиторов, халатно относится к срокам, то по ходатайству участников процесса его могут отстранить от работы. Более того, если своими действиями/бездействие управляющий конкурсным производством нанес ущерб кредиторам или юридическому лицу, то меры ответственности могут быть более суровыми. Вплоть до исключения его из СРО, вынесения решения о возмещении убытков и применения норм уголовного кодекса.

Выполняет свои функции управляющий за определенное вознаграждение. Оно включает в себя фиксированную величину, а также определенный бонусный процент в зависимости от эффективности работы.

К сведению Фиксированный размер вознаграждения составляет 35000 р. ежемесячно. Что касается дополнительной премиальной части, то она зависит от размера удовлетворённых требований кредиторами. Если более 75% обязательств были погашены, то конкурсный управленец дополнительно получит 7% от суммы; более 50% — 6%; 25% — 4,5%; до 25% — 3%. Кредиторское собрание может установить иной порядок исчисления бонусов.

Срок процедуры

Конкурсное производство процедуры банкротства не может длиться бесконечно. Стандартные сроки составляют полгода. Но при необходимости они могут быть пролонгированы арбитражным судом. Для продления сроков арбитражный управляющий должен предоставить веские причины.

Пример Банкротится крупный производственный комплекс и требуется дополнительное время на опись и оценку его собственности; управляющему необходимо время, чтобы найти имущество должника или взыскать дебиторскую задолженность. Максимальный период пролонгации – не более 6 месяцев. Таким образом, в общей сложности конкурсное производство не может по закону длиться более 1 года.

Права и обязанности участников процедуры конкурсного производства

В качестве ключевых сторон процесса банкротства выступают кредиторы, управляющий и должник.

Само юридическое лицо-банкрот обладает правом подачи заявления о признании собственной несостоятельности. Также он может отстаивать свои интересы в суде и на собраниях. В число его обязанностей входит оказание содействия в работе управляющего конкурсным производством и непротиводействие его работе.

Кредиторы в конкурсном производстве сами по себе обычно не обладают широким спектром полномочий (если только речь не идет об единственном кредиторе). Ключевые функции принадлежат кредиторскому собранию. Именно здесь решаются наиболее важные вопросы относительно должника. В частности:

  • определение порядка продажи имущества;
  • переуступка прав требования;
  • выбор кандидатуры конкурсного управляющего;
  • ходатайства об устранении управляющего;
  • заключение мирового соглашения;
  • рассмотрение и утверждение отчета управляющего;
  • обжалование решений и действий управляющего конкурсным производством и пр.

Арбитражному управляющему переходят важнейшие функции управления фирмой в ходе конкурсного производства. Он держит под контролем все вверенное ему имущество банкротящегося предприятия, контролирует кредиторские собрания.

В перечень прав конкурсного управляющего при банкротстве входит распоряжение имуществом юридического лица, кадровые перестановки, отказ от исполнения некоторых сделок, обжалование действий юрлица по отчуждению имущества и пр.

Прекращение процедуры

Конкурсное производство прекращается по решению арбитражного суда. Такое постановление выносится на основании отчетности, представленной арбитражным управляющим по результатам работы. Прекращение данного этапа подразумевает также, что процесс признания юридического лица несостоятельным признан завершенным.

Данные о прекращении процедуры банкротства передаются управляющим конкурсным производством в ФНС и регистрирующий орган выносит определение о ликвидации юрлица. После чего с компании снимаются все долговые обязательства, даже если выручки от продажи имущества оказалось недостаточно для их погашения.

Отчет конкурсного производства

Для контроля над деятельностью арбитражного управляющего в конкурсном производстве он обязан представлять обязательные отчетные формы. Отчитываться по результатам своей работы управляющему необходимо перед кредиторскими собраниями, а также судом.

Кредиторское собрание обладает правом на получение необходимой информации о ходе процесса конкурсного производства. Если управленец не предоставляет в установленные сроки отчетность ходе процедуры банкротства юридического лица, то это может служить основанием для его отстранения.

Информация Согласно требованиям законодательства отчетность должна предоставляться не реже раза в квартал.

ФЗ о несостоятельности юридического лица содержит указания в отношении обязательных разделов отчетности. Здесь должны быть прописаны сведения о принадлежащей должнику собственности, размере кредиторских требований с разбивкой по очередности, информация по кадровым вопросам: сколько сотрудников было уволено, сколько из них сохранили рабочие места и пр.

К сведению Также управляющий должен отобразить результаты своей работы: какие требования удалось погасить в результате конкурсного производства и в каком размере, расходы которые пришлось понести, какой имущество было возвращено в конкурсную массу и пр.

В завершении процесса банкротства управляющий предоставляет итоговую отчетность в суде (предварительно она направляется для ознакомления всем кредиторам). Она должна сопровождается всем спектром подтверждающей факт расчетов с кредиторами, получения средств по результатам торгов конкурсного производства и сам кредиторский реестр. Отчет необходим для окончательной ликвидации компании.

Последствия процедуры конкурсного производства при банкротстве юридического лица

После введения в отношении юридического лица конкурсного производства начисление штрафов и неустоек прекращается; сделки по отчуждению собственности аннулируются; информация о финансовом состоянии потенциального банкрота более перестает быть коммерческой тайной; снимается с должностей высшее руководство; аннулируется арест имущества.

Главным последствием конкурсного производства и его логическим завершением является ликвидация компании и списание с нее всех долговых обязательств.

Конкурсное производство – это финальная стадия процедуры признания организации финансово несостоятельной. По результатам завершения конкурсного производства компания получает статус банкрота и в дальнейшем ликвидируется. Ликвидации можно избежать только при условии полного исполнения своих обязательств перед кредиторами.

Правовые нормы

Конкурсному производству посвящена отдельная Глава 7 в 127-ФЗ «О финансовой несостоятельности». В ст. 124 127-ФЗ устанавливаются сроки конкурсного производства.

Последствия введения судом данного этапа содержатся в ст. 126 127-ФЗ. Конкурсный управляющий, как ключевая фигура в деле о банкротстве, его права и обязанности прописаны в ст. 127, 129.

Порядок погашения требований кредиторов урегулирован в ст. 134-138, правила завершения конкурсного производства прописаны в ст. 149.

Отдельные положения, которые регулируют процедуру, содержатся в Гражданском кодексе, КоАП, Уголовном кодексе. В частности, в уголовном законодательстве прописана ответственность за преднамеренное и фиктивное банкротство.

Что такое конкурсное производство

После того как в арбитражный суд поступило заявление о признании должника банкротом, суд может вынести одно из указанных решений:

  1. Возбудить в отношении юрлица-должника процедуру признания его финансово несостоятельным.
  2. Отказать в возбуждении в отношении должника процедуры банкротства.

В случае возбуждения в отношении должника процесса признания его финансово несостоятельным процедура происходит по следующим этапам:

  1. Наблюдение – данный этап предполагает проведение анализа всех сделок юрлица. Цель управляющего на указанном этапе – не допустить вывода активов и заключения невыгодных сделок с имуществом. По результатам наблюдения принимается решение о выборе одной из реабилитационных процедур или переходе к конкурсному производству.
  2. Финансовое оздоровление – одна из реабилитационных процедур, которая направлена на поиск путей по выводу компании из финансового кризиса. Например, путем привлечения заемных средств, поиска поручителей и гарантов.
  3. Внешнее управление – вся деятельность юрлица контролируется внешним управляющим, и руководство компании отстраняется от дел. Внешнее управление на предприятии вводится опционально, если у участников есть основания надеяться на восстановление платежеспособности, и они связывают банкротство с неумелыми действиями руководства.
  4. Конкурсное производство – этот этап вводится по решению суда. Процедура устанавливается на предприятии по решению суда при отсутствии реальной возможности на восстановление платежного баланса. До введения конкурсного производства судом юрлицо еще не имеет официального статуса банкрота.

Конкурсное производство можно определить как завершающий этап процедуры признания должника финансово несостоятельным, который заключается в поиске и аккумуляции имущества должника для удовлетворения имущественных требований кредиторов и последующей ликвидации.

Какие цели преследует

Конкурсное производство является единственной процедурой признания компании финансово несостоятельной, после которой компания ликвидируется. Целями введения этапа конкурсного производства являются:

  1. Поиск и аккумуляция имущества должника для формирования конкурсной массы.
  2. Ликвидация компании, которая имеет долги перед кредиторами.
  3. Удовлетворение кредиторских требований за счет аккумуляции имущества и его продажи.

Последствия открытия

Последствиями введения по отношению к должнику конкурсного производства являются:

  1. Прекращение всех операций по начислению штрафных санкций (в виде пени и штрафов), процентов и иных штрафных санкций за ненадлежащее исполнение обязательств юридического лица, даже если оно не платит по счетам.
  2. Наступает срок исполнения всех текущих и кредитных обязательств должника на момент открытия конкурсного производства.
  3. Прекращаются все сделки и операции, которые связаны с отчуждением собственности юрлица (на сумму более 5% от совокупной величины активов юрлица).
  4. Информация о финансовом состоянии должника перестает быть коммерческой тайной и не является более секретной. Она размещается в открытом доступе.
  5. Исполнительные документы, которые действуют на текущий день, передаются приставами управляющему в деле о банкротстве.
  6. Руководство компании отстраняется от дел и передает полномочия конкурсному управляющему.
  7. Снимается арест с имущества должника и прочие действующие ограничения по распоряжению его собственностью (блокировка счетов и пр.).
  8. После признания ИП банкротом и решения суда об открытии конкурсного производства регистрация гражданина как ИП признается более недействительной. Параллельно с этим аннулируются все лицензии ИП, связанные с предпринимательской деятельностью.
  9. Кредиторы имеют право предъявлять свои требования к должнику только в рамках проведения конкурсного производства. Заявлять о своих требованиях напрямую должнику они не вправе.

Этапы процедуры

Процедура конкурсного производства вводится по отношению к должнику на 6 месяцев с возможностью ее продления еще на полгода по ходатайству лица, которое участвовало в деле в качестве управляющего. Процедура может продлеваться в отношении крупных предприятий с большим спектром собственности.

Когда суд пришел к выводу, что восстановление финансовой ситуации на предприятии-должнике невозможно, то он выносит определение о признании должника банкротом и введении в отношении него конкурсного производства.

Процедура конкурсного производства – сложный многоэтапный процесс, состоящий из большого числа этапов. Конкурсное производство на предприятии предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Назначается конкурсный управляющий.
  2. Извещается руководство компании о банкротстве предприятия.
  3. Издается приказ о передаче руководящих функций вместе с печатями, документами и ценностями в пользу конкурсного управляющего.
  4. Вся бухгалтерская документация передается управляющему.
  5. Информация о банкротстве и конкурсном производстве подлежит обязательной публикации в СМИ в открытом доступе. Сведения об этом размещаются на портале ЕФРСБ и в печатном издании «Коммерсант».
  6. Обеспечивается сохранность имущества должника. Для этого ценное имущество передается на хранение.
  7. Передается запрос в службу судебных приставов в целях снятия ареста с имущества банкрота.
  8. Передаются запросы в контролирующие инстанции для сбора полных сведений по состоянию счетов должника и по наличию имущества должника, которое можно было бы продать для погашения требований кредиторов.
  9. Открывается специальный счет, на который будут поступать все средства для включения в конкурсную массу. Все остальные счета в банках закрываются.
  10. Работники компании уведомляются о предстоящей ликвидации компании (как минимум за 2 месяца до предстоящего увольнения).
  11. Привлекаются специалисты: аудиторы, бухгалтеры и оценщики (при необходимости).
  12. Проводится инвентаризация.
  13. Анализируется документация должника, и определяется его текущее финансовое состояние.
  14. Принимаются меры по взысканию дебиторской задолженности.
  15. Заводится реестр требований кредиторов, при этом у кредиторов есть определенные временные ограничения для заявления своих финансовых претензий к должнику. Такой реестр закрывается через 2 месяца после публикации сведений о банкротстве и открытии конкурсного производства. Все требования кредиторов должны иметь документальное подтверждение, а их обоснованность доказана арбитражным судом.
  16. Формируется конкурсная масса. В нее включается все имущество компании, которое можно направить кредиторам для погашения их претензий.
  17. Проводится собрание кредиторов для определения порядка и сроков продажи имущества.
  18. Проводятся открытые торги для продажи имущества. В таких торгах может принять участие любой желающий. Сегодня торги проводятся в электронном формате на специализированной площадке.
  19. Проводятся все необходимые расчеты с кредиторами. Требования кредиторов погашаются управляющим с учетом очередности и пропорционально их требованиям в совокупной задолженности. Принцип очередности предполагает, что выплаты в пользу кредиторов второй очереди погашаются только после погашения обязательств перед кредиторами первой очереди. Исключение составляют случаи погашения долгов перед залогодержателями: их требования удовлетворяются в преимущественном порядке путем продажи предмета залога. Принцип пропорциональности погашения долгов применяется только в том случае, когда сформированная конкурсная масса не позволяет погасить обязательства перед всеми кредиторами. В противном случае, обязательства перед ними погашаются полностью в части подтвержденных судом требований. Обязательства, не указанные в реестре (зареестровых кредиторов), подлежат удовлетворению за счет имущества банкрота, которое осталось после погашения долгов. Но на практике до погашения таких обязательств дело доходит редко.
  20. Подается отчет в СРО, а документы по должнику (бухгалтерские, кадровые, финансовые) – в государственный архив, где они будут находиться на хранении в течение установленного законом времени.
  21. Подается отчет о завершении конкурсного производства в арбитраж. Отчитывается перед судом арбитражный управляющий. Только в том случае, если его отчет был принят, суд выносит определение о прекращении производства по делу о банкротстве. В отчете содержится информация о том, какой объем денежных средств удалось выручить от продажи имущества, и объем требований кредиторов, которые удалось погасить. Определение суда о прекращении производства по делу о банкротстве подлежит незамедлительному исполнению.
  22. Публикуется информация о завершении конкурсного производства в СМИ.
  23. Закрывается основной счет и должника снимают с налогового учета. Сведения о ликвидации должника передаются в ФНС. Налоговая служба в установленные сроки вносит отметку о ликвидации компании в ЕГРЮЛ. Именно дата публикации сведений об исключении из реестра и является завершающим этапом конкурсного производства и банкротства в целом.

В случае невозможности погасить все требования кредиторов в ходе банкротства должник все равно объявляется финансово несостоятельным, и остаток долгов аннулируется.

Но в некоторых ситуациях руководство должника вправе привлечь к субсидиарной ответственности, в частности, при обнаружении фактов фиктивного или преднамеренного банкротства. Но вина руководителей и контролирующих должника лиц в доведении компании до неспособности исполнять свои обязательства или искажении бухгалтерской отчетности должна быть доказана и подтверждена судебным решением.

Кто такой конкурсный управляющий

Конкурсное производство – это сложная трудоемкая процедура. Для управления данным процессом судом назначается конкурсный управляющий. Это обязательный этап в деле о банкротстве.

Конкурсный управляющий – это лицо, которое имеет статус арбитражного управляющего и прошедшее специальное обучение. По сути, управляющий берет на себя руководящие функции в компании.

Конкурсный управляющий – арбитражный управляющий, назначенный судом на основании п. 1 ст. 127 127-ФЗ после объявления юридического лица банкротом. Перечень требований к арбитражным управляющим приведен в ст. 20 127-ФЗ:

  1. Управляющий должен иметь российское гражданство.
  2. Он должен состоять в СРО управляющих.

На основании п. 2, 3 ст. 20 127-ФЗ к управляющему предъявляются обязательные требования. В частности, речь идет о таких требованиях:

  • наличие высшего образования;
  • стаж работы на руководящей позиции не менее года;
  • стажировка на посту помощника от 2 лет (в некоторых СРО могут устанавливаться более строгие требования к прохождению стажировки);
  • успешная сдача экзамена по программе МЭР от 2009 года №517;
  • отсутствие судимостей за совершение умышленного преступления;
  • отсутствие административного или уголовного наказания в виде дисквалификации или лишения права занимать определенную должность;
  • отсутствие фактов об исключении из СРО;
  • наличие договора страхования ответственности со сроками от года и страховой суммой от 10 млн р. по ст. 24.1 127-ФЗ.

За исполнение своих полномочий в деле о банкротстве управляющий получает вознаграждение. По п. 3 ст. 20.6 127-ФЗ оно состоит из двух частей:

  1. Фиксированного размера вознаграждения в размере 30 тыс. р. ежемесячно. В сложных делах размер ежемесячного вознаграждения допускается увеличить.
  2. Суммы дополнительных процентов.

Сумма процентов, которая полагается управляющему, рассчитывается на основании п. 13 ст. 20.6 127-ФЗ и составляет 7% от суммы требований кредиторов, если управляющему удалось погасить более 75% всех обязательств. 6% идет управляющему, если ему удалось погасить 50-75% требований. Если управляющему удалось погасить менее половины указанных требований кредиторов, но более 25%, то ему полагается 4,5%. При погашении менее четверти требований управляющему перечислят 3%.

В указанных случаях суммы, которые взыскиваются при привлечении учредителей и руководства юрлица к субсидиарной ответственности, не учитываются при расчете вознаграждения по п. 3.1 ст. 20.6 127-ФЗ. С данных взысканных сумм управляющему перечисляется 30%, сюда входят расходы на услуги сторонних лиц, которые могли привлечь руководство к ответственности.

Порядок назначения

Конкурсный управляющий в деле о банкротстве юрлица назначается с учетом порядка, который прописан в ст. 45 127 127-ФЗ. Кандидатуру управляющего могут предложить кредиторы в заявлении о признании банкротом или по результатам голосования на собрании кредиторов.

На основании принятия судом определения о признании банкротом юрлица или получения СРО протокола собрания организация предоставляет информацию о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям 127-ФЗ. В задачи СРО не входит документальное подтверждение этих сведений, но судом могут быть запрошены такие документы на основании п. 24 Постановления Пленума ВАС от 2009 года №60.

Если конкретная кандидатура управляющего не была предложена, то заявленная СРО должна предложить своего кандидата, который соответствует требованиям закона. При необходимости избирается управляющий, имеющий право работать с государственной тайной или с определенной степенью секретности.

Права

Права и обязанности управляющего перечислены в ФЗ-127. Арбитражный управляющий наделен правом по п. 3 ст. 129 127-ФЗ:

  1. Распоряжаться собственностью должника (с учетом установленного законом порядка без злоупотреблений и исключительно в интересах имущественных интересов кредиторов).
  2. Подавать заявления в арбитраж о признании заключенных сделок недействительными, если такие сделки были заключены на нерыночных условиях, нарушили имущественные права кредиторов и совершены за год до процедуры банкротства.
  3. Увольнять сотрудников юрлица и его директоров.
  4. Отказываться от исполнения договора, который ранее заключен юрлицом при отсутствии обстоятельств, препятствующих восстановлению платежеспособности.
  5. Заявлять исковые заявления о взыскании убытков с собственников прежнего руководства банкрота.
  6. Заявлять иски о привлечении третьих лиц к субсидиарной ответственности в установленных законом случаях.

В п. 1 ст. 20.3 127-ФЗ предусмотрены дополнительные права и обязанности управляющего в деле о банкротстве. Так, конкурсный управляющий наделен правом:

  • созывать собрание кредиторов или комитет кредиторов;
  • получать вознаграждение в деле о банкротстве;
  • привлекать третьих лиц для обеспечения исполнения обязанностей управляющего;
  • отказаться от исполнения обязанностей путем подачи заявления в арбитражный суд.

Обязанности

Помимо прочего, проведение процедуры банкротства накладывает на управляющего некоторые обязательства (на основании п. 1 ст. 128, п. 2 ст. 129 127-ФЗ):

  1. Публикация сведений о признании должника банкротом.
  2. Принятие имущества должника и проведение инвентаризации имущества в течение 3 месяцев.
  3. Внесение сведений в ЕФРСБ по результатам инвентаризации в течение 3 лет после завершения процедуры, по итогам завершения конкурсного производства.
  4. Принятие мер по обеспечению сохранности имущества.
  5. Привлечение оценщика для определения стоимости имущества.
  6. Проведение мероприятий по поиску и возврату имущества должника.
  7. Оповещение работников о предстоящем увольнении не менее, чем за месяц до него.
  8. Ведение реестра кредиторских требований.
  9. Предъявление требований к должникам банкрота по дебиторской задолженности.
  10. Возражения кредиторам по включению их требований в реестр.
  11. Передача документации юрлица на хранение в государственный или муниципальный архив.

Также при принятии собранием кредиторов решения о прекращении деятельности должника управляющий обязан исполнить такое требование, если только данные шаги не приведут к техногенной, экологической и иной катастрофе.

На основании п. 2 ст. 20.3 ФЗ-127 управляющий обязан проинформировать компетентные органы при выявлении им случаев административных и уголовных преступлений. Также в его обязанности входит информирование конкурсных кредиторов, СРО, компетентных органов о выявлении признаков преднамеренного или фиктивного банкротства.

Контролирующие инстанции нужно оповестить и о выявленном факте нарушения обязанностей по передаче заявления о банкротстве по ст. 9 127-ФЗ.

Подготовка и предоставление отчетности

Работа конкурсного управляющего в деле о банкротстве завершается подготовкой отчетности. Такой отчет предоставляется после завершения расчетов с кредиторами юрлица либо по результатам отказа всех кредиторов от своих требований после подписания мирового соглашения по нормам ст. 57 127-ФЗ.

Общие правила подготовки отчетов или заключений управляющего прописаны в Постановлении Правительства от 2003 года №299. В данном документе должны содержаться сведения:

  1. Об итогах инвентаризации.
  2. О результатах оценки имущества и сформированной конкурсной массы.
  3. О денежных средствах, поступивших на счет юрлица.
  4. О распродаже имущества.
  5. О размере требований, которые были предъявлены управляющим в части дебиторской задолженности к третьим лицам.
  6. О ведении реестра кредиторских требований.
  7. О работе по закрытию счетов должника.
  8. О привлечении к субсидиарной ответственности лиц, которые довели юрлицо до банкротства.

К отчетности нужно приложить:

  1. Реестр кредиторских требований с указанием размера таких требований.
  2. Перечень непогашенных требований.
  3. Документы о распродаже имущества банкрота.

Если у суда не возникло вопросов к предоставленной отчетности управляющим, то он завершает производство по делу о банкротстве на основании п. 1 ст. 149 127-ФЗ. Если суд не принимает отчетность управляющего, то отчет направляется на доработку.

Освобождение от обязанностей

Согласно п. 1 ст. 144 127-ФЗ, управляющий освобождается от исполнения своих обязанностей по собственному желанию, ходатайству СРО, в остальных случаях. В частности, СРО обязана направить ходатайство об отстранении конкурсного управляющего в следующих ситуациях (на основании ст. 20.5 127-ФЗ):

  1. При выходе управляющего из данной СРО. Если ходатайство не поступило в течение 20 дней, то его могут предоставить иные участники процесса о несостоятельности.
  2. При выявлении фактов несоответствия управляющего установленным требованиям.
  3. При выявлении фактов, указывающих на невозможность участия управляющего в деле о банкротстве.

При выявлении указанных фактов ходатайства передаются в суд в течение 14 дней.

Правила отстранения управляющего от дела о банкротстве закреплены в ст. 20.4, 145 ФЗ-127.

Управляющего могут отстранить от участия в деле по требованию кредиторского собрания или отдельных участников дела о банкротстве (кредиторов или уполномоченных органов).

Если с ходатайством обращается участник процесса, то он должен предоставить доказательства, что действия управляющего нарушили его права, причинили вред кредиторам и третьим лицам.

Также управляющий в обязательном порядке отстраняется от участия в процессе при исключении его из СРО за нарушение условий членства, а также условий действующего законодательства. Об этом факте саморегулируемая организация оповещает суд.

Управляющего отстраняют от конкурсного производства за совершение административного проступка, который повлек за собой дисквалификацию от исполнения обязанностей. После дисквалификации ФНС обязана сообщить об этом факте СРО, а организация уведомляет об этом факте суд.

При ненадлежащем исполнении управляющим своих обязанностей и причинении им ущерба должнику, конкурсным кредиторам и иным лицам и установлении этого факта судом управляющий обязан возместить их по п. 4 ст. 20.4 127-ФЗ.

В качестве примера бездействия управляющего, которое повлекло за собой имущественный ущерб кредиторам, можно привести определение ВС от 2017 года №307-ЭС17-9965 по делу № А56-70026/2010. Бездействие управляющего заключалось в непринятии мер по обеспечению сохранности имущества должника и по взысканию дебиторской задолженности.

Если на возмещение убытков были потрачены средства из компенсационного фонда СРО, что привело к его уменьшению ниже уровня в 20 млн р., управляющий обязан возместить убытки всем членам СРО, которые делали дополнительные взносы.

Сведения о взыскании с управляющего убытков, которые возникли из-за неисполнения им своих обязанностей, а также сведения о размере убытков подлежат размещению в Едином реестре в течение 3 дней после вступления судебного акта в силу. Гражданская ответственность управляющего в обязательном порядке подлежит страхованию.

Таким образом, конкурсное производство – финальная стадия процедуры банкротства. Она вводится судом при невозможности восстановления платежного баланса компании и означает официальное признание юрлица банкротом. Целью конкурсного производства является аккумулирование конкурсной массы, продажа принадлежащего должнику имущества для погашения обязательств перед кредиторами. По результатам конкурсного производства банкрот как юрлицо ликвидируется. Конкурсный управляющий выступает в качестве арбитражного управляющего в деле о банкротстве. К его базовым задачам относят формирование конкурсной массы и погашение требований кредиторов. В случае неисполнения своих профессиональных обязанностей управляющий отстраняется от работы и привлекается к гражданско-правовой ответственности.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Екатерина Алейникова Юрист. Автор статей. Практика в сфере госзакупок, недвижимости, ДТП, споров со страховыми компаниями Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *