Кто принимает решение о гражданстве?

Кто принимает решение о гражданстве?

Основания, условия, порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации

Основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации определены Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 62-ФЗ), Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325 (далее – Положение), а также Указами Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. № 183 «Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке» и от 29 апреля 2019 г. № 187 «Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке».

Гражданство Российской Федерации приобретается (статья 11 Федерального закона № 62-ФЗ):

а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

г) по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом № 62-ФЗ или международным договором Российской Федерации.

Прием в гражданство Российской Федерации лиц осуществляется в общем и упрощенном порядке. Общий и упрощенный порядки отличаются основаниями, условиями, сроками рассмотрения соответствующих заявлений и компетенцией принятия решения.

Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в общем порядке осуществляются в срок до одного года со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом, в упрощенном порядке – до трех месяцев (в случаях необходимости уточнения фактов, свидетельствующих о наличии оснований для отклонения заявлений, предусмотренных пунктами «а» – «в», «е» части первой статьи 16 Федерального закона № 62-ФЗ, указанный срок может быть продлен, но не более чем на три месяца).

По заявлениям о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке решение принимает Президент Российской Федерации, в упрощенном порядке – руководитель территориального органа МВД России на региональном уровне.

Условия приема в российское гражданство в общем порядке установлены статьей 13 Федерального закона № 62-ФЗ. Одним из основных условий является постоянное проживание на территории Российской Федерации по виду на жительство в течение пяти лет непрерывно. Срок проживания сокращается до одного года или это условие снимается для отдельных категорий иностранцев, установленных той же статьей.

На основании статьи 37 Федерального закона № 62-ФЗ гражданство Российской Федерации приобретается:

в соответствии со статьей 12 Федерального закона № 62-ФЗ – со дня рождения ребенка;

в соответствии с частями второй и четвертой статьи 26 Федерального закона № 62-ФЗ – со дня усыновления (удочерения) ребенка;

в остальных случаях – со дня принесения лицом Присяги гражданина Российской Федерации в соответствии со статьей 11.1 Федерального закона № 62-ФЗ, если иное не предусмотрено Федеральным законом № 62-ФЗ и указами Президента Российской Федерации.

Гражданство Российской Федерации прекращается со дня принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, соответствующего решения.

Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке

Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке осуществляется при наличии условий и оснований, установленных для некоторых категорий лиц статьей 14 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 62-ФЗ). При этом для них снято требование о сроке постоянного проживания в России (но не условие иметь вид на жительство, за исключением лиц, указанных в частях второй.2 – восьмой данной статьи). В соответствии с указанной статьей Федерального закона № 62-ФЗ в упрощенном порядке могут быть приняты в российское гражданство следующие категории лиц:

• лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, проживавшие и проживающие в государствах, входивших в состав СССР, и не получившие гражданство этих государств.

• иностранные граждане и лица без гражданства, которые:

а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

б) состоят не менее трех лет в браке с гражданином Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации;

в) имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации;

г) имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, – в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;

д) имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, – в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;

е) получили после 1 июля 2002 г. профессиональное образование по основным профессиональным образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию, в образовательных или научных организациях Российской Федерации на ее территории и осуществляют трудовую деятельность в Российской Федерации в совокупности не менее одного года до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации;

ж) являются индивидуальными предпринимателями и осуществляют предпринимательскую деятельность в Российской Федерации непрерывно не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности. При этом в указанный период сумма уплаченных такими гражданами и лицами в каждом календарном году налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет не менее 1 миллиона рублей;

з) являются инвесторами, чья доля вклада в уставный (складочный) капитал российского юридического лица, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности, составляет не менее 10 процентов непрерывно не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации.
При этом размер уставного (складочного) капитала такого юридического лица должен составлять не менее 100 миллионов рублей и в указанный период сумма уплаченных таким юридическим лицом в каждом календарном году налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет не менее 6 миллионов рублей;

и) осуществляют не менее одного года до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации трудовую деятельность в Российской Федерации по профессии (специальности, должности), включенной в перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства – квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, утвержденный Минтрудом России;

к) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

л) являются гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Молдова или Украины;

м) признаны носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона № 62-ФЗ;

н) состоят в браке с гражданином Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, и имеют в этом браке общих детей;

о) являются нетрудоспособными, прибыли в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированы по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г.;

п) являются ветеранами Великой Отечественной войны, имели гражданство бывшего СССР и проживают на территории Российской Федерации;

р) являются участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, получили разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, имеют регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с указанной Государственной программой либо состоят на учете по месту пребывания на территории указанного субъекта Российской Федерации;

с) относятся к категориям, определенным Президентом Российской Федерации в соответствии с частью первой.1 статьи 29 Федерального закона № 62-ФЗ:

лица, постоянно проживающие на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины;

граждане Украины, не имеющие гражданства (подданства) другого государства, родившиеся и постоянно проживавшие на территориях Республики Крым и г. Севастополя, выехавшие за пределы указанных территорий до 18 марта 2014 г., а также их дети, в том числе усыновленные (удочеренные), супруги и родители;

лица без гражданства, родившиеся и постоянно проживавшие на территориях Республики Крым и г. Севастополя, выехавшие за пределы указанных территорий до 18 марта 2014 г., а также их дети, в том числе усыновленные (удочеренные), супруги и родители;

граждане Украины и лица без гражданства, имеющие разрешение на временное проживание в Российской Федерации, вид на жительство в Российской Федерации, удостоверение беженца, свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации или свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, постоянно проживавшие на территориях Донецкой и Луганской областей Украины по состоянию на 7 апреля 2014 г. и 27 апреля 2014 г. соответственно, а также их дети, в том числе усыновленные (удочеренные), супруги и родители;

иностранные граждане и лица без гражданства, которые сами либо родственники по прямой восходящей линии, усыновители или супруги которых были подвергнуты незаконной депортации с территории Крымской АССР, а также их родственники по прямой нисходящей линии, усыновленные (удочеренные) дети и супруги;

граждане Исламской Республики Афганистан, Республики Ирак, Йеменской Республики и Сирийской Арабской Республики, родившиеся на территории РСФСР и состоявшие в прошлом в гражданстве СССР, а также их дети, в том числе усыновленные (удочеренные), супруги и родители.

Кроме того, граждане Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Беларусь могут приобрести гражданство Российской Федерации на территории Российской Федерации также в упрощенном порядке на основании Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства от 26 февраля 1999 г.

С заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке ребенка и недееспособного лица, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, вправе обратиться:

а) один из родителей ребенка, имеющий гражданство Российской Федерации, при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

б) единственный родитель ребенка, имеющий гражданство Российской Федерации;

в) опекун ребенка, его попечитель или опекун недееспособного лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12 и частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее – Федеральный закон № 48-ФЗ);

г) руководитель российской организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую под надзор помещен ребенок, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации;

д) руководитель образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной российской организации, в которую под надзор помещено недееспособное лицо, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 11 Федерального закона № 48-ФЗ.

Заявления по вопросам гражданства Российской Федерации лицом, проживающим (пребывающим) на территории Российской Федерации, подается в территориальный орган МВД России по месту жительства или по месту пребывания (в соответствии с частями седьмой и восьмой статьи 14 Федерального закона № 62-ФЗ) заявителя. Прием заявлений от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, осуществляется в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации.

Условия приема в российское гражданство установлены частью первой статьи 13 Федерального закона № 62-ФЗ. Условия приема в гражданство Российской Федерации на основании части восьмой статьи 14 Федерального закона № 62-ФЗ установлены Указами Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. № 183 «Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке» и от 29 апреля 2019 г. № 187 «Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке».

Заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, о восстановлении в гражданстве Российской Федерации и о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации отклоняются на основании части первой статьи 16 Федерального закона № 62-ФЗ, если заявитель:

а) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;

б) участвует либо участвовал в международных, межнациональных, межтерриториальных или иных вооруженных конфликтах, либо в совершении в ходе таких конфликтов действий, направленных против российского контингента миротворческих сил и препятствующих исполнению им своих миротворческих функций или направленных против Вооруженных Сил Российской Федерации, либо в совершении террористических актов, осуществлении экстремистской деятельности или в подготовке совершения таких актов, в осуществлении такой деятельности за пределами Российской Федерации в отношении граждан Российской Федерации, представительств Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях, представительств субъектов Российской Федерации и их сотрудников;

в) участвует либо участвовал в совершении или в подготовке к совершению противоправных действий, содержащих хотя бы один из признаков экстремистской деятельности, за осуществление которой законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная, административная или гражданско-правовая ответственность, либо иных действий, создающих угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;

г) имеет ограничения на въезд в Российскую Федерацию в связи с тем, что подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или передавался Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии, либо в связи с принятием в отношении него решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации (до истечения установленных сроков ограничения на въезд в Российскую Федерацию);

д) использовал при подаче заявления подложные документы или сообщил заведомо ложные сведения;

е) состоит на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

ж) имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации;

з) преследуется в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

и) осужден и отбывает наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (до истечения срока наказания).

Соответствующие конкретным основаниям приобретения российского гражданства формы заявлений, правила и порядок их оформления, подачи и рассмотрения, а также перечни прилагаемых к ним документов, установлены Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325, и Указами Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. № 183 «Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке» и от 29 апреля 2019 г. № 187 «Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке».

За прием в гражданство Российской Федерации, восстановление в гражданстве Российской Федерации, выход из гражданства Российской Федерации, за определение наличия гражданства Российской Федерации уплачивается государственная пошлина в размере 3 500 рублей. В случае отклонения заявления по вопросам гражданства Российской Федерации по основаниям, предусмотренным статьями 16 и 20 Федерального закона № 62-ФЗ, государственная пошлина заявителю не возвращается.

Отмена решений по вопросам гражданства Российской Федерации

Отмена решения по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации или иным полномочным органом, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации и принявшими такое решение.

Решение по вопросам гражданства Российской Федерации в случае отмены в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) считается недействительным со дня принятия такого решения.

Решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене в случае, если будет установлено, что данное решение принято на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений, либо в случае отказа заявителя от принесения Присяги гражданина Российской Федерации.

В случае, если при обращении с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации заявитель не имел намерения нести обязанности, установленные законодательством Российской Федерации для граждан Российской Федерации, а целью приобретения гражданства Российской Федерации являлось осуществление деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, решение о приобретении гражданства Российской Федерации также подлежит отмене на основании сообщения заявителем заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации.

Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке. При этом установленный вступившим в законную силу приговором суда факт совершения лицом хотя бы одного из преступлений (приготовления к преступлению или покушения на преступление), предусмотренных статьями 205, 205.1, частью второй статьи 205.2, статьями 205.3 – 205.5, 206, 208, частью четвертой статьи 211, статьями 281, 282.1 — 282.3 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо хотя бы одного из преступлений (приготовления к преступлению или покушения на преступление), предусмотренных статьями 277 – 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, если их совершение сопряжено с осуществлением террористической деятельности, приравнивается к установлению судом факта сообщения заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации.

Если вы успешно выполнили все условия и предоставили в ГУВМ МВД достоверные документы, получили положительный ответ на заявление, остается только дождаться готовности гражданства РФ. Посмотрим, какими способами можно проверить готовность гражданства РФ.

Чтобы узнать готовность гражданства РФ существует всего два варианта:

  1. Письмо по почте
  2. Личный визит в ГУВМ

Письмо по почте

Первый вариант — это извещение по почте. Сотрудники ведомства уведомляют о том, что прошение одобрили, направляя соответствующее письмо.

Но такому способу оповещения доверяют не все — письмо может по каким-то причинам так и не попасть в почтовый ящик. Поэтому остается второй, более надежный вариант.

Личное посещение управления по вопросам миграции МВД

Второй вариант — личное посещение ГУВМ. Результаты поступают начальнику миграционного подразделения, в которое человек подавал документы. Туда и нужно обращаться, чтобы проверить результаты. Наиболее эффективным будет личное посещение отделения, так как шансы выяснить информацию по телефону крайне малы.

Если вы проживаете в Москве, то, чтобы узнать результат, не обязательно ехать в Сахарово. Информация поступит в отделение по вопросам миграции по месту вашей регистрации. Через это ведомство и нужно узнавать о решении.

Как узнать о готовности гражданства РФ онлайн

Одно время на официальном сайте МВД РФ действовал сервис проверки готовности гражданства. Достаточно было просто указать регион оформления, фамилию, имя, отчество, данные паспорта, после чего сервис выдавал ответ — одобрили заявление или еще нет.

На данный момент проверить готовность гражданства онлайн нельзя! Сайт МВД России такой услуги не предоставляет!

Других ресурсов, через которые можно было бы в режиме онлайн сделать проверку, не существует. Поэтому, чтобы узнать ответ, остаются описанные выше способы: ожидание письма и личное посещение миграционного подразделения.

Сколько времени ждут ответа по гражданству

На принятие решения отводятся разные сроки. Все зависит от того, по какому основанию заявитель оформляет статус россиянина. На одобрение прошения в общем порядке уходит 12 месяцев. Иностранцы, которые проходят в упрощенном порядке, узнают официальный ответ в течение 6 месяцев.

Участники программ (НРЯ, соотечественники), заявители, подававшие по четырехстороннему соглашению, выходцы из ДНР и ЛНР, оформлявшиеся по Указу Президента № 187, узнают о результатах рассмотрения документов всего за 3 месяца.

К этим срокам стоит прибавить еще один месяц — примерно столько времени уйдет на то, чтобы решение поступило в отделение по вопросам миграции.

Пытаться узнать результаты раньше этих сроков практически бессмысленно. Иногда ходатайства одобряют раньше установленных 12, 6 и 3 месяцев, но это скорее исключение из правил, чем норма.

Что делать после получения российского гражданства? Получение паспорта после получения гражданства РФ

Первый и самый важный шаг после получения гражданства РФ – документальное подтверждение нового статуса. Бывшему мигранту после получения российского гражданства необходимо получить паспорт РФ.

Для того чтобы получить паспорт РФ, нужно обратиться в МВД со следующим пакетом документов:

  • заявление на выдачу паспорта РФ;
  • фотографии 3х4;
  • документ, подтверждающий личность обратившегося;
  • свидетельство о рождении;
  • квитанцию об оплате 300 рублей госпошлины;
  • свидетельство о браке;
  • свидетельства рождения детей.

Важно! Подавать заявление и документы необходимо лично.

Срок получения паспорта РФ после подачи заявления, как правило, около двух недель. Срок рассмотрения документов – 10 дней. Если же заявитель не прописан по месту обращения в МВД, срок может увеличиться до 30 дней.

Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что единственным объектом, обладающим полными полномочиями в вопросах гражданства, является президент. Но вряд ли человек, который захочет легализировать своё проживание в России, пойдёт напрямую к главе Федерации. Поэтому нередко возникает вопрос — кто решает вопросы гражданства РФ непосредственно среди органов исполнительной власти. Об этом говорится в законе о гражданстве.

Общие положения

Закон относит к органам, принимающим решения по вопросам гражданства РФ, специальную комиссию, сформированную при президенте. Он же делегирует ей комплекс прав и обязанностей в предоставлении иностранным гражданам и апатридам российского правового статуса. Гражданская комиссия является государственным органом. В ряд её основных полномочий входит:

  • подготовка проектов, предложений, законопроектов по делам гражданства для подачи их президенту;
  • осуществление единой политики государства в вопросах предоставления гражданства;
  • контроль за соблюдением законодательства и исполнения определённых решений, касающихся единого правового статуса;
  • рассмотрение заявлений и ходатайств о получении обычного и двойного гражданства РФ, прекращении гражданско-правовой связи.

Комиссия также занимается общими вопросами, касающимися разработкой новых положений, дополнением и изменением существующих нормативно-правовых актов, регулирующих основные моменты в получении и прекращении правовой связи.

Остальные органы, кто решает вопросы гражданства РФ, относятся к системе исполнительной власти. Это Министерство внутренних дел и все его подразделения, Министерство иностранных дел, различные консульские и дипломатические учреждения. Ими выполняются следующие функции:

  • приём ходатайств;
  • проверка поданных документов и изложенных в заявлении фактов;
  • отправка проверенных и подготовленных бумаг в Комиссию по вопросам гражданства;
  • идентификация лиц, как принадлежащих гражданству РФ;
  • регистрация изменений правового статуса в случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством.

Полномочия в этом вопросе у вышеперечисленных органов практически одинаковые, за тем исключением, что министерства выполняют их в границах Федерации, а консульства и дипломатические представительства — за её пределами.

Порядок и процедура

В общем порядке обратиться за получением гражданства могут любые иностранные граждане и апатриды, достигшие 18-летнего возраста и имеющие полную дееспособность. При этом указанные категории лиц должны соответствовать следующим требованиям:

  1. Лицо должно проживать на территории субъекта Федерации 5 лет безвыездно, с момента получения ВНЖ и до дня подачи ходатайства о получении гражданского статуса. Непрерывным считается тот период, в течение которого индивид покидал Россию не более, чем на 3 месяца на протяжении 1 года.
  2. Иностранцы и лица без гражданства обязаны неукоснительно следовать положениям Конституции и действующим законам РФ.
  3. Иметь легальный источник средств для проживания. К ним относятся зарплаты, пенсии, стипендиальные выплаты, различные пособия, выплата алиментов, доходы от реализации своего имущества или сдачи его в аренду, выплаты по гражданско-правовым соглашениям, призы, подарки. Иначе говоря, любые доходы, включающиеся в налоговые базы.

Граждане, имеющие гражданство, должны обратиться в соответствующий полномочный орган своего государства с ходатайством об отказе от имеющегося у него другого гражданства. Если есть указание в международных соглашениях, то отказываться от существующего гражданства не нужно. Помимо этого, отказ не нужен, если его невозможно осуществить по тем или иным причинам.

Условия и документы для подачи

Одним из самых основных условий получения гражданства — владение государственным русским языком. Подтвердить необходимые знания закон разрешает несколькими способами. Для этого предоставляется на выбор одно из следующих доказательств:

  • документ о получении не ниже основного общего образования — аттестат образовательного учреждения, выданный либо до 1.09.1991 на территории страны, входящей в СССР, либо после 01.09.1991 в пределах России;
  • сертификат пройденного экзамена по русскому языку (базовый уровень и выше). Он должен быть выдан образовательным учреждением на территории субъекта Федерации или в другой стране, в которой МО РФ позволено проводить государственные аттестации иностранных граждан по русскому языку;
  • образовательный документ, выданный соответствующим учреждением другого государства. В нем обязательно должно быть указано об изучении полного курса русского языка. Он подлежит переводу и нотариальному удостоверению.

При этом есть категории лиц, которым не нужно доказывать и подтверждать знания русского языка. К таким относятся:

  • мужчины от 65 лет и женщины от 60 лет;
  • лица, ограниченные в дееспособности или полностью недееспособные;
  • имеющие инвалидность первой группы.

Одного ходатайства при подаче будет недостаточно. Вместе с ним необходимо подать ещё ряд документов:

  • вид на жительство;
  • подтверждение легального дохода: справка о доходах, пенсионное удостоверение, налоговая декларация с соответствующими пометками, справка с места работы, подтверждающий документ о получении пособия, алиментов и прочее;
  • подтверждение отказа от гражданства другого государства. Бумага выдаётся консульским или дипломатическим представительством в рамках законодательства государства, чьим гражданином являлся податель. Предоставлению также подлежит документ о невозможности осуществить отказ и копия ходатайства об этом, засвидетельствованная соответственно законам иностранного государства.

Если прекращение гражданства по инициативе лица возможно лишь в случае однозначного получения российского правового статуса, закон даёт подателю 1 год для того, чтобы после получения российского гражданства прекратить правовую связь с другой страной.

Ускоренное получение

Между Россией и некоторыми другими государствами существует ряд международных соглашений, исходя из которых вопросы гражданства решаются по упрощённому варианту. Если податель принадлежит к гражданству государства — участника подобных договоров, ему не нужно предоставлять документ о прекращении правовой связи. Таким же правом наделены лица, получившие в России политическое убежище или имеющие официально полученный статус беженца.

Закон может сократить срок пребывания на территории России с 5 лет до 1 года, руководствуясь следующими основаниями:

  • Индивид родился в РСФСР или имел в прошлом гражданство СССР.
  • Лицо не менее 3 лет состоит в браке с гражданином России.
  • Податель нетрудоспособен и имеет дееспособных, достигших совершеннолетия детей — граждан Российской Федерации.
  • Лицо, претендующее на гражданство, обладает высокими достижениями в сферах науки и техники, культуры.
  • Заявителю предоставлено политическое убежище или официальный статус беженца в России.

В том случае, когда претендент на гражданство имеет хотя бы одно из вышеперечисленных оснований, ему необходимо предоставить дополнительные удостоверяющие документы:

  • в случае первого основания — свидетельство о рождении, выданное органом ЗАГС в пределах РСФСР. Если такой документ отсутствует, документом, подтверждающим рождение и принадлежность в прошлом гражданству СССР, будет являться паспорт образца 1974 года, имеющий соответствующую информацию;
  • для лиц, относящихся ко второй категории, — паспорт супруга-россиянина и свидетельство о браке;
  • нетрудоспособным лицам — свидетельства о рождении и паспорта детей, а также свидетельство о нетрудоспособности подателя (справка об инвалидности, пенсионное удостоверение);
  • заявители с высокими достижениями, а также лица, обладающие квалификацией или профессией, представляющими интерес для государства — заявление заинтересованного уполномоченного органа исполнительной власти о принятии подателя в гражданство Российской Федерации;
  • имеющим политическое убежище необходимо предоставить соответствующее свидетельство, а беженцам — бумагу о признании лица беженцем.

Граждане других стран и проживающие на территории России апатриды, имеющие нетрудоспособного родителя-гражданина РФ, со своим ходатайством должны также предоставить:

  • свой вид на жительство;
  • подтверждающий доходы документ;
  • документ-подтверждение о знании русского языка;
  • свидетельство о рождении подателя;
  • паспорт родителя-гражданина России;
  • документ, подтверждающий наличие нетрудоспособности.

Иностранные лица обязаны также подать документы консульской или дипломатической организации другой страны либо другого органа иностранного государства, уполномоченного совершать подобные функции. Речь идёт о документе, свидетельствующем об отказе лица от гражданства иного государства либо невозможности в осуществлении отказа. Подаче также подлежит копия обращения заявителя, заверенная должным образом представителем консульства или дипломатического учреждения.

Для лиц, ныне не имеющих правовой связи с каким-либо государством, но в прошлом принадлежащих гражданству СССР, а также для тех, кто проживает на территории государств, ранее входивших в СССР, законом определена подача следующих дополнительных документов:

  • ВНЖ;
  • подтверждение легального заработка;
  • если податель не освобождён в соответствии с определённой нормой от предоставления документа о владении русским языком — один документ из предоставленного выше перечня;
  • оригинал свидетельства о рождении подателя, выданное уполномоченным органом ЗАГС в пределах СССР или дипломатической организацией, представляющей интересы СССР на территории другого государства.

В тех случаях, когда свидетельство о рождении выдавалось уполномоченным органом другой страны, подтверждением прошлой принадлежности к гражданству СССР могут послужить официальная информация, предоставленная всё тем же уполномоченным органом или справка об обмене паспорта советского образца на документ лица без гражданства.

Исключения из общих правил

Как и в любых других сферах, исключения из правил есть и в вопросах, касающихся получения российского гражданского статуса. Особую исключительность имеют те случаи, когда податель ходатайства о гражданстве имеет выдающиеся особые заслуги перед государством. Для таких лиц не действует правило обязательного пятилетнего проживания, законного подтверждения владения государственным языком и доказательств источников доходов, а также необязателен отказ от предыдущего гражданства.

Особенность принятия в гражданство РФ таких лиц в том, что оно осуществляется путём подачи официального обращения к президенту через федеральный орган государственной власти. Заявление должно содержать подробное изложение заслуг заявителя перед Федерацией, целесообразность и обоснованность получения им гражданства.

Особыми, выдающимися заслугами перед Россией принято считать высокие достижения в сферах науки, спорта, культуры, техники, производства, вклады в обеспечение безопасности и обороны государства, развитие экономики и других важных областей. Особым вкладом также считается то, что значительно повысило международный престиж Российской Федерации.

Конечно, такие факты нуждаются в объективной и подробной оценке. При этом проверяющий орган может запросить дополнительную информацию от федеральных органов государственной власти, а также от полномочных органов субъектов Федерации. Решение о приёме в гражданство РФ принимает непосредственно президент Российской Федерации. Принятое решение не подлежит обжалованию или изменению.

Органы РФ, принимающие решение по вопросам гражданства

Ключевые слова: орган, России, РФ, принимающие, решение, вопрос, гражданства

Реализация рассмотренных выше норм об основаниях приобретения, прекращения и изменения российского гражданства связана с необходимостью ее правового регулирования.

Этому посвящена значительная часть ФЗ «О гражданстве РФ» от 31 мая 2002 года и Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ от 14 ноября 2002 г. В последнем подробно определяется порядок рассмотрения и решения вопросов гражданства.

ФЗ «О гражданстве РФ» предусматривает, какие государственные органы ведают делами о гражданстве и каковы полномочия этих органов, закрепляет порядок производства и обжалования решений по этим делам.

В соответствии со ст. 28 ФЗ полномочными органами, ведающими делами о гражданстве РФ, являются: 1) Президент РФ; 2) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы; 3) федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ. Полномочия органов, ведающих делами о гражданстве РФ, определяются ФЗ «О гражданстве РФ».

В системе органов, связанных с решением вопросов гражданства, основными полномочиями обладает Президент РФ как глава государства, олицетворяющий его.

Конституция устанавливает, что Президент решает вопросы гражданства РФ (п. «а» ст. 89). К их числу относятся: прием в гражданство; восстановление в гражданстве; выход из гражданства; отмена решения о приеме в гражданство.

Полномочия Президента РФ отражены в ст. 29 ФЗ. К ним относятся вопросы (ч.1 ст.29): а) приема в гражданство РФ в общем порядке в соответствии со статьей 13 ФЗ; б) восстановления в гражданстве РФ в общем порядке в соответствии со статьей 15 ФЗ; в) выхода из гражданства РФ в общем порядке в соответствии с частью первой статьи 19 (самого лица) и частью первой статьи 26 (его ребенка) ФЗ; г) отмены решений по вопросам гражданства РФ в соот-и со статьей 23 ФЗ.

Также Президент РФ утверждает Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве РФ, в связи с исполнением ФЗ; издает указы по вопросам гражданства РФ.

При наличии определенных обстоятельств (в течение пяти лет, предшествовавших обращению выдворялись за пределы РФ; использовали подложные документы; состоят на военной службе, на службе в других ин. гос-ва; имеют неснятую или непогашенную судимость; преследуются в уголовном порядке компетентными органами; осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы) Президент РФ вправе рассмотреть вопрос о приеме в гражданство РФ или восстановлении в гражданстве РФ иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствии со статьями 13 — 15 ФЗ (общий, упрощенный порядок, восстановление).

В целях реализации своих полномочий по вопросам гражданства РФ и предварительного рассмотрения заявлений Президент РФ образует Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ. Положение о Комиссии утверждается Президентом РФ. В ее задачи входят подготовка предложений для Президента по делам о гражданстве, обеспечение проведения единой государственной политики в области гражданства, контроль за исполнением решений по вопросам гражданства. Президент назначает председателя Комиссии и по предложению последнего утверждает состав Комиссии.

Члены Комиссии участвуют в ее работе на общественных началах. В Администрации Президента в качестве ее подразделения действует Управление Президента РФ по вопросам гражданства.

Остальные государственные органы, принимающие участие в решении вопросов гражданства или решающие их, входят в систему органов исполнительной власти. К ним относятся Министерство внутренних дел и его органы (Федеральная миграционная служба и её территориальные органы), а также Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия (ст. 30 ФЗ): а) определяют наличие гражданства РФ у лиц, проживающих на территории РФ; б) принимают от лиц, проживающих на территории РФ, заявления по вопросам гражданства РФ; в) проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства РФ документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах; г) направляют Президенту РФ в случаях, предусмотренных частью первой статьи 29 ФЗ (т.е. всё то, что касается общего порядка) заявления по вопросам гражданства РФ, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы и материалы; д) исполняют принятые Президентом РФ решения по вопросам гражданства РФ в отношении лиц, проживающих на территории РФ; е) рассматривают заявления по вопросам гражданства РФ, поданные лицами, проживающими на территории РФ, и принимают решения по вопросам гражданства РФ в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14, с частью третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 ФЗ; ж) ведут учет лиц, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом приняты решения об изменении гражданства; з) оформляют гражданство РФ в соответствии с частью второй статьи 12 и частями второй и четвертой статьи 26 ФЗ; и) осуществляют отмену решений по вопросам гражданства РФ в соответствии со статьей 23 ФЗ.

Некоторые статьи ФЗ «О гражданстве РФ», необходимые для понимания вышеизложенного текста.

Статья 12. Приобретение гражданства РФ по рождению

2. Ребенок, который находится на территории РФ и родители которого неизвестны, становится гражданином РФ в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

Статья 22. Основания отмены решений по вопросам гражданства РФ

Решение о приобретении или прекращении гражданства РФ подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

Статья 23. Порядок отмены решений по вопросам гражданства РФ и последствия такой отмены

1. Отмена решения по вопросам гражданства РФ осуществляется Президентом РФ или иным полномочным органом, ведающими делами о гражданстве РФ и принявшими такое решение.

2. Решение по вопросам гражданства РФ в случае отмены в соответствии со статьей 22 ФЗ считается недействительным со дня принятия такого решения.

Статья 26. Гражданство детей при усыновлении (удочерении)

2. Ребенок, усыновленный (удочеренный) гражданином РФ, или супругами, являющимися гражданами РФ, или супругами, один из которых является гражданином РФ, а другой — лицом без гражданства, приобретает гражданство РФ со дня его усыновления (удочерения) независимо от места жительства ребенка по заявлению усыновителя, являющегося гражданином РФ.

4. В случае, предусмотренном частью третьей настоящей статьи, при отсутствии в течение одного года со дня усыновления (удочерения) заявления обоих усыновителей ребенок приобретает гражданство РФ со дня усыновления (удочерения), если он и его усыновители проживают на территории РФ.

В соответствии со ст. 31 ФЗ к полномочиям федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, и дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, находящихся за пределами РФ относится: а) определение наличия гражданства РФ у лиц, проживающих за пределами РФ; б) принятие от лиц, проживающих за пределами РФ, заявлений по вопросам гражданства РФ; в) проверка фактов и представленных для обоснования заявлений по вопросам гражданства РФ документов и в случае необходимости запрос дополнительных сведений в соответствующих государственных органах; г) направление Президенту РФ в случаях, предусмотренных частью первой статьи 29 ФЗ (т.е. всё то, что касается общего порядка), заявлений по вопросам гражданства РФ, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключений на данные заявления, документы и материалы; д) исполнение принятых Президентом РФ решений по вопросам гражданства РФ в отношении лиц, проживающих за пределами РФ; е) рассмотрение заявлений по вопросам гражданства РФ, поданных лицами, проживающими за пределами РФ, и принятие решений по вопросам гражданства РФ в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14, с частями второй и третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 ФЗ; ж) ведение учета лиц, в отношении которых дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, находящимися за пределами РФ, приняты решения об изменении гражданства; з) оформление гражданства РФ в соответствии с частью второй статьи 26 ФЗ; и) отмена решений по вопросам гражданства РФ в соответствии со статьей 23 ФЗ. … читать далее …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *