Кто проверяет детские сады?

Кто проверяет детские сады?

На практике образовательным учреждениям приходится иметь дело со специфичным видом проверок, характерным только для данной отрасли. Речь идет о проверках, проводимых Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, то есть Рособрнадзором. Отметим, что специалисты этого ведомства приказом от 4 июня 2008 г. № 1238 утвердили форму акта о результатах выездной (инспекционной) проверки, а также форму акта о результатах камеральной проверки. Подготовиться к таким проверкам поможет наш материал.

Камеральные и выездные проверки

Во время камеральных проверок изучаются документы и сведения, представленные проверяемым образовательными организациями, органами управления образования и другими лицами. Такую проверку назначает руководитель (заместитель руководителя) Рособрнадзора либо уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ.

А вот выездные проверки проводят по месту нахождения и ведения деятельности образовательной организации. Основанием для проведения данных проверок является решение Рособрнадзора или решение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ.

Как выездные, так и камеральные проверки могут быть плановыми и внеплановыми.

Плановые проверки проводят в соответствии с графиком проверок Рособрнадзора (уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ). Чаще чем один раз в два года одно учреждение проверять нельзя (п. 9 Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования, далее – Правила).

Причиной же для внеплановой проверки может послужить любая информация, подтверждаемая доказательствами о наличии признаков нарушений. При этом в случае необходимости проверяющие могут обратиться за содействием к любому государственному органу либо частному лицу (физическому или юридическому). Также к проверке могут привлекаться эксперты, прошедшие квалификационные испытания, которые также утверждает Рособрнадзор.

Полномочия проверяющих

Проверяющие имеют право:
– посещать проверяемую образовательную организацию. Но только в порядке, установленном законодательством РФ, и при предъявлении служебного удостоверения (иного документа, подтверждающего их полномочия);
– проверять деятельность образовательной организации в соответствии с утвержденным планом проверки либо на основании информации о возможных нарушениях, изложенной в обращениях граждан, юридических лиц или поступившей из иных источников;
– приносить и пользоваться собственными организационно-техническими средствами, в том числе компьютерами, калькуляторами, телефонами;
– наблюдать за деятельностью проверяемой организации;
– запрашивать материалы и документы, необходимые для проведения проверок;
– проводить экспертизу документов;
– при необходимости организовывать анкетирование обучающихся и работников проверяемой организации;
– осуществлять экспертизу качества образования, проводить тестирование обучающихся и воспитанников образовательных организаций;
– выполнять иные функции, предусмотренные приказом о проведении проверки.

Основные этапы проведения проверки

Далее рассмотрим ход проведения проверки поэтапно.

НАЧАЛО ПРОВЕРКИ

Первое, что должны сделать проверяющие, это вручить руководителю образовательной организации или уполномоченному им лицу копию приказа о проведении проверки. То есть обосновать свой приход. Ведь полномочия проверяющих подтверждаются именно приказом о проведении проверки, а также служебными удостоверениями или документами, удостоверяющими личность.

Кроме того, председатель комиссии (проверяющий):
– знакомит руководство проверяемой образовательной организации с правами и обязанностями организации при проведении проверки;
– выясняет все существенные обстоятельства, касающиеся предмета проверки;
– запрашивает необходимые для работы комиссии документы, информационно-справочные и иные материалы, организует их получение.

ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРКИ

Во время проведения проверки руководитель проверяемой организации (уполномоченное им лицо) должен:
– организовывать по требованию встречу членов комиссии с руководителями основных подразделений и иными работниками проверяемой организации, обучающимися (воспитанниками) и их родителями;
– предоставлять на срок проведения соответствующей проверки отдельное служебное помещение, обеспечивающее сохранность документов, оборудованное необходимой мебелью, компьютерами, организационно-техническими средствами, в том числе средствами связи (в отдельных случаях требуются даже гигрометры);
– предоставлять по письменному запросу председателя комиссии (проверяющего) и в установленный им срок все необходимые для достижения целей проверки документы и их заверенные копии. Если документы (их копии) не могут быть предоставлены в установленный срок или отсутствуют вовсе, то до истечения такого срока причина должна быть мотивирована в письменном виде;
– давать устные и письменные объяснения по существу предмета проверки;
– обеспечивать доступ к информационным ресурсам автоматизированных систем, используемых в деятельности организации, в режиме «только для чтения».

Если руководитель организации (уполномоченное им лицо) своими действиями мешает проведению проверки (например, отказывается предоставить какие-либо документы), проверяющие могут составить соответствующий акт.

ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОВЕРКИ

По завершении мероприятия председатель проверяющей комиссии:
– доводит до сведения руководителя проверяемой организации или уполномоченного им лица итоги проверки, предварительную оценку деятельности проверяемой организации, основные выводы и предложения комиссии;
– составляет акт о результатах проверки;
– производит запись о проведенной проверке в имеющемся в образовательной организации журнале учета мероприятий по контролю. Если такой журнал отсутствует, то в акте проверки делается соответствующая запись.

К составленному в двух экземплярах акту прилагаются заключения членов комиссии, иные документы и материалы, полученные и рассмотренные в ходе проверки.

Руководитель организации должен быть ознакомлен с актом. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте, руководитель может приложить письменные возражения (а также при возможности документы или их копии, подтверждающие обоснованность возражений).

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Итак, после завершения проверки в образовательную организацию направляется решение руководства Рособрнадзора (либо уполномоченного исполнительного органа субъекта РФ). Оно может быть составлено в виде письма-уведомления, предписания или приказа.

Уведомление направляется в проверяемую организацию в случае, если по результатам проверки не было установлено нарушений обязательных для исполнения требований.

Если выявлены нарушения или недостатки в деятельности, то направляется предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков его исполнения. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, решение в отношении проверяемой организации может приниматься в форме приказа.

КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПРЕДПИСАНИЙ

Если в ходе проверки выявлены нарушения, организации дают срок на их устранение.

После того как все недочеты исправлены, проверяющим направляют отчет об исполнении предписания. Данный отчет должен включать в себя:
– письмо на бланке проверяемой организации с описанием сведений об исполнении предписания;
– заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих исполнение предписания.

Представленный отчет чиновники рассматривают на предмет комплектности, правильности оформления и заполнения представленных документов. В случае допущения каких-либо нарушений по указанным критериям в адрес проверяемой организации направляется письмо с указанием перечня недостающих документов и замечаний по их оформлению и заполнению. На устранение нарушений (например, на досылку документов) устанавливаются новые сроки.

В случае невыполнения в эти сроки данных указаний предписание считается неисполненным. Однако руководитель организации имеет право подать прошение в письменной форме о продлении сроков.

При комплектности представленных документов, правильности их оформления и заполнения отчет об исполнении предписания рассматривается по существу. В том случае, если представленный отчет подтверждает факт исполнения предписания, в адрес проверяемой организации по почте направляется письмо о принятии отчета об исполнении предписания.

Если же на основании отчета чиновники не смогут установить факт исполнения предписания, то может быть проведена повторная (внеплановая) проверка образовательной организации.

ПРАВА РУКОВОДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ

Руководитель образовательной организации или уполномоченное им лицо во время проверки имеют право:
– знакомиться со своими правами и обязанностями;
– знакомиться с актом проверки, прилагать к нему письменные возражения и объяснения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений;
– обжаловать действия проверяющих их руководству.

Также следует помнить и при необходимости напоминать проверяющим, что их деятельность не должна нарушать нормальный режим работы образовательной организации (учреждения).

НАКАЗАНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ДЛЯ НАРУШИТЕЛЕЙ

В отношении провинившейся организации могут быть приняты, в частности, следующие меры воздействия:
1) приостановление действия лицензии полностью или в части ведения образовательной деятельности по отдельным образовательным программам;
2) аннулирование лицензии;
3) приостановление действия свидетельства о государственной аккредитации полностью или по отдельным образовательным программам;
4) лишение свидетельства о госаккредитации.

С рейдами в учреждениях образования республики бывают специалисты из Минобразования, Минздрава, МЧС и не только. По словам работников как государственных, так и частных заведений, обилие проверок только мешает работать: мол, куда лучше было бы потратить время, посвященное на подготовку к проверке, на детей.

© Sputnik / Константин Чалабов

Проверки в детсаду – нечастое явление?

Многие проверки в детсадах проходят мимо сотрудников и касаются лишь представителей администрации. Однако проверяются, конечно, и надлежащие условия пребывания детей в учреждении.

Опытная воспитательница столичного учреждения Елена Сергеевна (имя изменено по просьбе героини – Sputnik) рассказала, что речь здесь о соблюдении как санитарных норм и правил, так и требований безопасности. Однако в их детсаду проверки – явление нечастое.

«Возможно, все дело в том, что наш детсад уже очень много лет работает… Как минимум, нас всегда проверяют после долгого летнего перерыва. В так называемом объезде участвуют представители разных ведомств: и районной администрации, и отдела образования, и санстанции… Каждый смотрит по-своему, а потом решают, готов ли детский сад к новому учебному году», – поясняет собеседница агентства.

По словам воспитательницы, подготовка учреждения после сезона отпусков требует немало времени и сил, но опытные сотрудники знают, чего от нее ждать, так что обычно не паникуют. «Разве что планы приходится написать, чтобы не было замечаний – та еще бумажная волокита. Волнуемся всегда, но рабочий процесс это не стопорит», – констатирует она.

© Sputnik / Игорь Зарембо Время, которое педагоги тратят на подготовку к проверкам, можно использовать более рационально — на занятия с детьми, например

Про санстанцию и родителей-жалобщиков

«Каждый раз, когда едет санстанция, страшновато. Невозможно поддерживать стерильную чистоту в группе ежедневно, но очевидно, что, если проверяющий сунет руку на полку, а достанет ее всю в пыли, мне нечего будет сказать: это мой косяк. Так что нужно просто уметь готовиться к проверкам.

Я вот проработала 40 лет, так что если слышу, что в детсад едет санстанция – бегу вытирать подоконники и считать полотенца. Все просто, если не запускать, а поддерживать порядок в течение года», – говорит она.

© Sputnik / Алексей Владыкин

По словам Елены, сперва члены комиссии приходят к заведующей, которая провожает их во все возрастные группы. К проверке стараются как минимум обеспечить надлежащий вид того, что бросается в глаза. К примеру, увидев не промаркированные кровати в спальной комнате, проверяющие станут искать и другие недочеты (и им, вероятнее всего, удастся их найти).

«Однажды проверяющая спросила у нас в группе, моем ли мы пол. Как только получила утвердительный ответ, сразу указала на тряпку: мол, а почему тогда сухая? А она у нас прямо колом стояла, – очевидно было, что ее несколько дней не брали в руки», – вспомнила она.

Нередко проверки проходят в саду по инициативе придирчивых родителей.

«Они начинают возмущаться из-за того, что ребенка неправильно одели. Или что ему дают слишком много картошки. Такие не ленятся и пишут жалобу в отдел образования, в сад идет комиссия: взвешивать порции, если надо, изучать меню.

Претензии по рациону почти всегда пустые: в детском саду работает технолог, который разрабатывает меню в соответствии с нормами по калорийности и соотношению белков, жиров и углеводов», – поясняет воспитатель. В редких случаях и с учетом индивидуальных вкусов детей воспитатели могут разве что немного варьировать размеры порций.

© Sputnik Вера Дашкевич Плохая погода — не повод отказаться от прогулок

«К примеру, когда разливаем суп: если я знаю, что один ребенок совсем плохо ест рассольник, а другой напротив – очень хорошо, целесообразно ведь разделить его немного иначе?» – задается вопросом воспитатель.

По мнению опытных сотрудников, необязательно неукоснительно следовать правилам, чтобы обеспечить комфорт ребенка – в частности, сделать так, чтобы он был сыт. В целом, вопросы с большинством родителей удается уладить напрямую: так, в группе Елены есть девочка-вегетарианка, которой просто не дают мясо, родители не требуют заменять его другими источниками белка.

«Однажды на ребенка упал горшок с цветком» – про безопасность

«По вопросу безопасности контроль даже в мелочах жесткий. Вот вам пример: в дошкольном учреждении дети могут склеивать детали поделок только тем клейстером, что заварен из крахмала. Любой другой вреден; к тому же дети ведут себя по-разному: некоторые срывают колпачок с клея-карандаша и начинают его лизать.

© Sputnik Вячеслав Шарапов

Но силикатный или канцелярский клей ни в коем случае не должен попадать в организм ребенка! И тем не менее, далеко не всем воспитателям хочется возиться и варить клейстер, так что они наливают купленный. Непонятно, зачем нарываться на жалобу, да к тому же рисковать здоровьем детей, если есть правила?» – задается вопросом специалист.

Члены комиссии проверяют, закреплена ли вся мебель: почти вся, по словам Елены, должна быть прикручена или прибита. На столе у воспитателя не должно быть ножниц, скрепок и иголок – не все дети знают, что им запрещено лезть на стол.

«Возможность падения чего-либо сверху должна быть исключена: у нас был случай, когда стоящий на шкафу цветок упал от толчка прямо ребенку на голову и сильно его поранил. Или нянечка однажды против правил начала разливать суп по тарелкам, когда дети уже сидели за столом, и ошпарила мальчика кипятком. Короче говоря, по безопасности придираются – и правильно делают», – резюмирует воспитатель.

Елена признает: есть правила, которые необходимо (и невозможно не) соблюдать. Однако некоторые запреты в детсадах обходят.

© Sputnik / Мария Амелина И все же — несмотря на стресс, все согласны с тем, что проверки стимулируют бдительность воспитателей и безопасность детей

«Во время проверки приходится прятать электрочайники, удлинители, которыми нельзя пользоваться (но, конечно, чай мы пьем). В общем, знаем и готовимся, но осознаем, что должны контролировать безопасность подопечных», – заверяет она.

«Добросовестно выполнять работу – достаточно»

Есть еще проверка по качеству образовательного процесса. По словам Елены, страх этой проверки обратно пропорционален трудовому стажу.

«Проверяющие интересуются, как идет работа: могут попросить провести так называемый открытый урок, посмотреть, сколько у воспитателя учебных пособий, стабильно ли он ведет занятия и исправно ли вписывает их в журнал. Ничего необычного, с опытом все это происходит почти автоматически», – делится собеседница агентства.

© Sputnik / Игорь Зарембо

По ее мнению, больших эмоциональных ресурсов требуют проверки от администрации – заведующих и методистов, которые в ответе за весь детский сад. К примеру, пожарные, которые заглядывают даже в подвалы и техпомещения, идут с проверкой именно к ним.

«На то и существуют контролирующие органы, чтобы проводились проверки и сотрудники были «в тонусе». Иначе можно недоглядеть и не заметить гвозди, торчащие из сломанной скамейки, или открытые ворота. Несколько лет назад было куда больше проверок: санстанция чуть ли не ежемесячно приходила. А теперь, я считаю, достаточно просто добросовестно выполнять свою работу», – резюмирует воспитательница из столичного детского сада.

«Очень много нервов!»

Далеко не все работники детсадов встречают проверки так спокойно.

«Очень много отнимает нервов! Если узнаем за неделю, то всю неделю и переживаем. Не знаю, как в других садах, нас проверяют частенько и, можно сказать, по всем фронтам: от журналов и медкнижек до режима сна и влажности в помещениях», – пожаловалась молодая воспитатель Карина (имя изменено – Sputnik).

Карина работает в детском саду всего три года, приблизительно столько же времени ее сестра посвятила работе в школе. «Детские сады тоже вверх дном переворачивают, просто чуть реже», – утверждает девушка.

Специалисты откровенничают: весьма непросто пройти проверку без единого предписания, замечания у комиссии есть всегда. Иногда устранить нарушения непросто из-за того, как различаются советы «инспекторов» разных проверяющих групп.

«У нас коллеги делились историей о том, как в яслях несколько раз прибивали и отрывали от пола ковер: сперва пожарные велели его закрепить, чтобы дети не спотыкались, когда бегают; потом санстанции не понравилось, что под ним пыль накапливается», – вспомнила еще одна собеседница Sputnik.

Как найти план проверок Рособрнадзора на текущий 2020 год?

График проверок Рособрнадзора обычно публикуется в начале каждого календарного года на региональных портала, посвященных надзору в сфере образования.

Свежие распоряжения Рособрнадзора о проведении экспертизы или проверки учебного заведения можно найти на официальном сайте по ссылке — obrnadzor.gov.ru/ru/docs/documents.

Что может проверить Рособрнадзор?

Рособрнадзор имеет полномочия проверять:

  • Высшие учебные заведения;
  • Школы;
  • Юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • Дипломы;
  • Сайты.

Контролеры имеют право:

  • посещать проверяемую образовательную организацию;
  • проверять деятельность образовательной организации в соответствии с утвержденным планом проверки либо на основании информации о возможных нарушениях, изложенной в обращениях граждан, юридических лиц или поступившей из иных источников;
  • приносить и пользоваться собственными организационно-техническими средствами, в том числе компьютерами, калькуляторами, телефонами;
  • наблюдать за деятельностью проверяемой организации;
  • запрашивать материалы и документы, необходимые для проведения проверок;
  • проводить экспертизу документов;
  • при необходимости организовывать анкетирование обучающихся и работников проверяемой организации;
  • проводить экспертизу качества образования, тестирование обучающихся и воспитанников образовательных организаций;
  • выполнять иные функции, предусмотренные приказом о проведении проверки.

Сроки проверки

О проведении плановой проверки Рособрнадзор обязан уведомить организацию не позднее 3 рабочих дней до начала ее проведения.

Проверяемому лицу направляется копия приказа Рособрнадзора о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

О проведении внеплановой выездной проверки контролеры обязаны уведомить организацию не менее чем за 24 часа до начала ее проведения.

Сделать это они могут любым доступным способом, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Срок проведения каждой из проверок (как документарной, так и выездной) не может превышать 20 рабочих дней.

При проверке организации, которая ведет свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, указанные сроки устанавливаются отдельно по каждому филиалу, представительству. При этом общий срок проведения проверки указанной организации не может превышать 60 рабочих дней. В отношении одной организации плановая проверка может быть проведена Рособрнадзором не чаще одного раза в 3 года.

Плановая проверка в отношении образовательного учреждения, реализующего основные общеобразовательные программы (дошкольного, начального, основного, среднего (полного) общего образования), может быть проведена не чаще одного раза в 2 года.

КСП проверила организацию питания в детских садах

Контрольно-счетной палатой завершена проверка законности и результативности расходования средств на поставку продуктов питания для нужд дошкольных образовательных учреждений. Тема предложена главой городского округа, контрольные мероприятия проведены на 12 объектах.

В ходе проверки проанализированы закупки ряда продуктов, по которым либо в ходе торгов произошло значительное снижение цены, либо часть процедур признана несостоявшейся (молочные продукты, мясо и т.д.).

В целом отмечено сокращение нарушений и повышение ответственности сотрудников учреждений, отвечающих за закупки, – например, в части, касающейся предоставления документов, подтверждающих качество товаров, или при использовании информации о недобросовестных поставщиках и фальсифицированной продукции.

Однако некоторые нарушения стали уже «традиционными». Так, дошкольными учреждениями не отслеживалось соответствие заключенных контрактов и закупочной документации. Например, в заключенных контрактах на поставку некоторых продуктов не указывались отдельные характеристики товара – класс, сортность, категория и т.д. Установлены единичные нарушения при размещении информации в ЕИС и АИС МЗ, а также при внесении изменений в планы-графики закупок.

Кроме того, установлены случаи предоставления в качестве обеспечения исполнения контракта банковских гарантий, не соответствующих требованиям законодательства.

Проведенными в детских садах проверками установлено несоблюдение поставщиками условий отдельных контрактов: выявлены отдельные факты поставки продуктов (мясо, овощи), на этикетке или упаковке которых не содержалась полная информация о товаре.

Несмотря на проводимую дошкольными учреждениями претензионную работу, выявлено также значительное количество продуктов, не соответствующих условиям контрактов. Причем, не соблюдались как остаточные сроки годности круп и бобовых, так и требования к качеству овощей, сухофруктов, мяса. Всего в ходе проверки поставщиками заменено порядка полутонны некачественных продуктов питания.

Установлены также случаи несоблюдения заказчиками условий контрактов в части сроков оплаты своих обязательств: нарушения составили от 1 до 70 дней.

Вместе с тем, ставшее уже неотъемлемой частью наших проверок анкетирование родителей показало, что большинство опрошенных (более 90%) довольны качеством и организацией питания в детских садах. Работа по улучшению качества питания детей эффективна и заметна.

По итогам проверки направлены представления в проверенные учреждения и руководителю управления образования и молодежной политики. Представления исполнены в установленные сроки и сняты с контроля.

Отчет о результатах контрольного мероприятия направлен заместителю главы администрации по социальной политике и руководителю управления образования и молодежной политики.

Информация по результатам проверки законности и результативности использования средств бюджета города-курорта Кисловодска, выделенных в 2015 году на обеспечение деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 22 города-курорта Кисловодска.

На основании Положения о Контрольно-счетной палате городского округа города-курорта Кисловодска (новая редакция), в соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты городского округа города-курорта Кисловодска на 2016 год проведена проверка законности и результативности использования средств бюджета города-курорта Кисловодска, выделенных в 2015 году на обеспечение деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 22 города-курорта Кисловодска.

Проверкой обоснованности использования средств бюджета города-курорта Кисловодска, выделенных в 2015 году на обеспечение деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 22 города-курорта Кисловодска установлен ряд нарушений, в том числе:

Трудового кодекса Российской Федерации:
– начислялась и выплачивалась заработная плата сотрудникам Учреждения без учета фактически отработанного времени;

Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ (редакция от 01.12.2014) «О минимальном размере оплаты труда»:
– оператору стиральных машин не производилась доплата до минимального размера оплаты;

Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»:
– начислялась и выплачивалась доплата за увеличение объема работ без первичных документов;
– начисление и оплата родительской платы за содержание детей в Учреждении, произведенные на основании первичного документа «Ведомость по расчетам с родителями за содержание детей в детских учреждениях»), не отражались в Главной книге Учреждения, что привело к искажению бухгалтерской отчетности в части дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на 01.01.2015 и на 01.01.2016;

Бюджетного кодекса Российской Федерации:
– Учреждением нарушен принцип адресности бюджетных средств, что привело к неправомерным расходам (начисление страховых взносов на обязательное медицинское страхование производилось за счет средств городского бюджета, оплата производилась за счет средств краевого бюджета; заработная плата педагогических работников начислялась за счет средств краевого бюджета, оплата производилась за счет средств городского бюджета; начисление НДФЛ по листку нетрудоспособности произведено за счет средств ФСС, оплата произведена за счет средств краевого и городского бюджетов);
– Учреждением допущено неисполнение принципа результативности и эффективности использования средств бюджета, выразившееся в уплате пени и доплате педагогу-психологу, работающему на 0,5 ставки как внешнему совместителю за совмещение должности младшего воспитателя на 1 ставку и должности кладовщика на 0,5 ставки за время, когда педагог-психолог исполняла должностные обязанности по основному месту работы;
– Учреждением нарушен принцип целевого характера использования бюджетных средств, что привело к неправомерным расходам (средства бюджета, выделенные на открытие дополнительной группы, фактически использованы Учреждением на выплату премий и стимулирующих надбавок);
Приказа Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»:
– педагогам-психологам, учителям-логопедам и воспитателям, принятым на работу по внешнему совместительству, устанавливалась норма часов учебной нагрузки, как основным работникам, что привело к неправомерным расходам (выплате заработной платы, за фактически не отработанное время);

Решения Думы города-курорта Кисловодска от 19.12.2014 № 177-414 «О бюджете города-курорта Кисловодска на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов»:
– на основании Коллективного договора сотруднику производилась доплата в размере 25 процентов от должностного оклада за исполнение обязанностей председателя профсоюзного комитета Учреждения. Оплата производилась за счет общего фонда оплаты труда Учреждения. При формировании бюджета города-курорта Кисловодска на 2015 год указанный вид расходов не предусматривался;

Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н:
– Учреждением в Главной книге ежемесячно не отражалось начисление заработной платы работникам, налогов, профсоюзных взносов и страховых взносов в Пенсионный фонд, в Фонд социального страхования и в Фонд обязательного медицинского страхования, что привело к наличию дебиторской и кредиторской задолженности, не отраженной при составлении годовой отчетности за 2015 год по состоянию на 01.01.2016;

Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 № 191н:
– Учреждением при составлении Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета и формы 0503169 «Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности» допущено искажение бухгалтерской отчетности в части дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на 01.01.2015 и 01.01.2016;
– Учреждением бюджетная отчетность составлялась не на основе данных Главной книги и (или) других регистров бюджетного учета, установленных законодательством Российской Федерации для получателей бюджетных средств ;
– Учреждением не проводилось сверка оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета (журнал операций № 2, № 5, № 6);

Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Общероссийского классификатора основных фондов, утвержденного постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359:
– Учреждением не принят к учету вновь созданный объект;

Положения об оплате труда работников муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 22 города-курорта Кисловодска:
– оператору стиральных машин не выплачивалась доплата за вредные и тяжелые условия труда в размере 12 % от должностного оклада;
– не производилась доплата работникам за тяжелые и вредные условия труда в размере 12 % от должностного оклада: младшим воспитателям, уборщику служебных помещений и поварам. Сумма недоплаты за тяжелые и вредные условия труда компенсировалась за счет доплаты до МРОТ;

– за счет средств городского бюджета произведена оплата профсоюзных взносов в большей сумме, чем удержана из заработной платы сотрудников Учреждения. Сумма переплаты подлежит возврату в доход городского бюджета.
– установление доплаты стимулирующего характера за усложнение бухгалтерского учета главному бухгалтеру привело к неправомерным расходам. Доплату производили за исполнение обязанностей, определенных должностной инструкцией;

– арифметические ошибки, допущенные главным бухгалтером Учреждения, привели к неправомерным расходам и к недоплате заработной платы.

При работе с первичными документами по учету продуктов питания установлены нарушения:
– при заполнении меню-требований не заполнена графа «количество порций»;
– при списании продуктов питания:
• за период с января по август 2015 года установлено несоответствие количества детей, фактически присутствующих в детском саду, количеству довольствующихся по меню-требованию;
• за период с сентября по декабрь 2015 года списание продуктов по меню-требованию произведено из расчета 40 человек, независимо от количества присутствующих детей;
Стоимость продуктов питания, списанных сверх установленных норм, подлежащих возмещению в доход городского бюджета.

Приказа Министерства финансов РФ от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»:
– в стоимость здания включена стоимость строительно-монтажных работ, стоимость составления сметной документации и стоимость содержания технадзора при проведении капитального ремонта Учреждения, что повлекло искажение бухгалтерской отчетности по состоянию на 01.01.2015 и нарушения в порядке оплаты налога на имущество;

Общероссийского классификатора основных фондов, утвержденного постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359:
– не приняты к учету вновь созданные объекты (ограждение, помещение охраны, павильоны, площадки, игровые конструкции (качалки, качели, карусель, детский игровой комплекс с горкой и т.д.)
– не приняты к учету и не отражены в разделе «Краткая индивидуальная характеристика объекта» Инвентарной карточки учета основных средств (форма 050431), представленной Учреждением объекты, смонтированные при выполнении капитального ремонта (система пожарной сигнализации, система видеонаблюдения и узел учета тепловой энергии);

Налогового кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ:
– Учреждением произведена уплата земельного налога за 2015 год, до момента государственной регистрации права на земельный участок под детский сад (25.02.2016);

Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»:
– Учреждением вносились изменения в контракты в части цены и объемов выполненных работ (более чем на 10 процентов) без заключения дополнительных соглашений;

Приказа Минэкономразвития России и Федерального казначейства РФ от 20.09.2013 № 544/18н «Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы», п.6 приложения к приказу Минэкономразвития России № 182, Казначейства России № 7н от 31.03.2015 (ред. от 03.11.2015) «Об особенностях размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2015 – 2016 годы»:
– Учреждением заключались муниципальные контракты путем проведения электронного аукциона, не предусмотренные планом-графиком;

Приказа Минэкономразвития России и Федерального казначейства РФ от 27.12.2011 № 761/20н «Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков»:
– Заказчиком предусматривались закупки путем проведения электронного аукциона в апреле 2015 года (план-график от 10.04.2015). Фактически муниципальные контракты заключены с нарушением срока размещения заказа (май, июнь 2015 года);
– Заказчиком не вносились изменения в графу 9 плана-графика «Ориентировочная начальная (максимальная) цена контракта» в случаях изменения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки, более чем на 10 процентов.

Материалы проверки направлены для рассмотрения в Думу города-курорта Кисловодска, Главе города-курорта Кисловодска и в прокуратуру города Кисловодска.

Заведующей муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением Детский сад № 22 города-курорта Кисловодска направлено представление Контрольно-счетной палаты городского округа города-курорта Кисловодска для принятия мер по устранению выявленных нарушений.

Как сообщили «Газете.Ru» в Генеральной прокуратуре,

за период с начала 2015-го и до середины 2016 года прокуроры выявили более 289 тыс. нарушений прав несовершеннолетних на образование.

Речь идет в первую очередь о незаконных действиях чиновников в отношении детей и их родителей, у которых возникли трудности с посещением детских садов.

Реклама

Как показывает практика, в большинстве случаев прокуратура, вмешавшись, помогла родителям отстоять свои права, а заодно добилась наказания для виновных должностных лиц.

Так, согласно данным статистики, в суды за это время было предъявлено более 23 тыс. исков, внесено более 45 тыс. представлений, по результатам рассмотрения которых

привлечено к дисциплинарной ответственности 48,9 тыс. лиц, к административной — 3,8 тыс. лиц, предостережено 7,9 тыс. должностных лиц о недопустимости нарушения закона, а также возбуждено 124 уголовных дела.

«Газета.Ru» отобрала наиболее яркие эпизоды столкновения родителей и детей с беззаконием в детских садах, многие из которых могут оказаться знакомы тем из читателей, кто сталкивался с системой российского дошкольного образования.

«Добровольные» пожертвования

Прокурорами в республиках Башкортостан, Дагестан, Тыва, Хакасия, Вологодской, Кемеровской, Ярославской областях установлены нарушения образовательными организациями принципа бесплатности образования, предусмотренного ст. 5 закона №273-ФЗ.

Так, например, кызылским межрайонным прокурором Республики Тыва выявлено, что

при устройстве детей в детский сад «Хензигбей» села Ээрбек Кызылского района родителями вносились так называемые добровольные пожертвования в размере 10 тыс. руб.

По данному факту председателю администрации района внесено представление, денежные средства возвращены родителям, к заведующему детским садом применено дисциплинарное взыскание.

Для вас нет мест

В Волгоградской, Воронежской областях, городе Севастополе прокурорами выявлялись нарушения при приеме детей в дошкольные образовательные организации. Так,

в Воронежской области отказано в приеме на обучение в МКДОУ «Нижнемамоновский детский сад №3» малолетнего, 2009 года рождения, в связи с отсутствием свободных мест.

Однако в ходе проверки прокурором Верхнемамонского района области установлено наличие мест. По данному факту прокурором района внесено представление, ребенок принят в детский сад.

Плата за присмотр и уход

Практически во всех субъектах Российской Федерации прокурорами выявлялись нарушения ст. 65 закона №273-ФЗ, связанные с взиманием с родителей обучающихся платы за присмотр и уход в детских садах.

Прокурорскими проверками вскрыты случаи незаконного увеличения перечня затрат, включаемых в размер родительской платы.

Ачинским межрайонным прокурором Красноярского края в суд направлено 171 заявление о взыскании с управлений образованием администрации города Ачинска и Ачинского района задолженности по начисленной, но не выплаченной компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми. Из указанного количества дел производством прекращены 55 в связи с добровольным исполнением, 116 заявлений прокурора судом удовлетворено и фактически исполнено.

Прокуратурой Городищенского района Пензенской области

выявлен факт отказа заведующим МБДОУ детским садом №4 ребенку в посещении образовательной организации из-за невнесения платы за присмотр и уход за ним.

По результатам проверки прокурором района внесено представление начальнику отдела образования Городищенского района, по результатам рассмотрения которого два лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

Незаконное отчисление из детского садика

К примеру, сообщают в прокуратуре, в Удмуртской Республике, Красноярском крае, Вологодской, Омской, Пензенской областях в нарушение ст. 61 закона №273-ФЗ имели место случаи необоснованного отчисления из дошкольных образовательных организаций.

Прокурором Емельяновского района Красноярского края установлено, что

из МБДОУ «Шуваевский детский сад «Звездочка» был отчислен малолетний воспитанник по причине длительного непосещения им образовательной организации,

в связи с чем на незаконный приказ об отчислении подан протест, право ребенка на получение дошкольного образования восстановлено.

По представлению прокурора Центрального округа города Омска Омской области восстановлены права несовершеннолетней, незаконно отчисленной из БДОУ города Омска «Детский сад №279 общеразвивающего вида» в связи с увольнением ее матери, работающей в данной образовательной организации.

Прокуратурой Вытегорского района Вологодской области при проверке законности отчисления ребенка-инвалида из дошкольной группы Алмозерской основной общеобразовательной школы установлено, что по результатам медико-социальной экспертизы несовершеннолетняя, шестилетняя девочка, признана ребенком-инвалидом. Индивидуальной программой реабилитации рекомендованы мероприятия психолого-педагогической реабилитации в дошкольном специализированном (коррекционном) образовательном учреждении. Однако

приказом директора указанной школы малолетняя была отчислена из дошкольной группы школы на основании заявления матери, написанного вследствие введения в заблуждение администрацией школы о невозможности обучения ее дочери-инвалида в данной дошкольной группе.

По результатам проверки прокуратурой района в связи с нарушениями ст. 79 закона №273-ФЗ, ст. 19 федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» начальнику управления образования Вытегорского муниципального района внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, одно лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, девочка восстановлена в дошкольной группе.

Вымогательство платы с сирот и инвалидов

Проверки свидетельствуют, что дошкольными организациями Республики Дагестан, Удмуртской Республики, Архангельской, Волгоградской, Вологодской, Воронежской, Омской, Оренбургской, Ростовской областей по-прежнему допускаются нарушения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-инвалидов.

По факту взимания МКДОУ «Кумылженский детский сад общеразвивающего вида №1» Волгоградской области в нарушение ст. 65 закона №273-ФЗ родительской платы с опекунов

прокурором Кумылженского района в суд предъявлено два исковых заявления к администрации Кумылженского муниципального района о возврате денежных средств.

Решениями Кумылженского районного суда требования прокурора удовлетворены, денежные средства возвращены опекунам. Кроме того, по инициативе прокурора района заведующий образовательной организацией привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.8 КоАП РФ.

Нецелевое использование зданий детских садов

Прокурорами в Краснодарском крае, Волгоградской, Омской областях продолжена работа по возвращению зданий в систему дошкольного образования.

В Волгоградской области

помещения МКДОУ «Кировский детский сад «Колокольчик» общей площадью 276,2 кв. м использовались Кировской амбулаторией ГБУЗ «Светлоярская ЦРБ», несмотря на то что очередь в указанный детский сад составляла 26 детей.

Прокуратурой Светлоярского района Волгоградской области в Светлоярский районный суд предъявлено исковое заявление об обязании больницы освободить занимаемые помещения и обязании администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области привести освобожденные помещения в соответствие с требованиями санитарно- эпидемиологических правил.

Решением Светлоярского районного суда иск прокурора удовлетворен, названные помещения освобождены для использования дошкольной образовательной организацией.

Работа детского сада без лицензии

В республиках Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Кабардино-Балкарской, Чеченской, Чувашской республиках, Алтайском, Камчатском, Красноярском, Пермском, Ставропольском, Хабаровском краях, Волгоградской, Курской, Ростовской, Тульской областях, Еврейской автономной области в нарушение ст. 91 закона №273-ФЗ имели место факты осуществления образовательной деятельности при отсутствии лицензий.

Так, прокуратурой города Нальчика Кабардино-Балкарской Республики

выявлен факт осуществления образовательной деятельности МКДОУ «Детский сад №32» Нальчика без соответствующей лицензии по причине отсутствия свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок, хозпостройки и здание.

Главе администрации Нальчика внесено представление, по результатам рассмотрения которого детским садом лицензия получена, шесть должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.

Прокуратурой Вурнарского района Чувашской Республики вскрыт факт осуществления МБДОО «Детский сад №7 «Ручеек» образовательной деятельности без лицензии. В отношении заведующего детским садом возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.20 Ко АП РФ, по результатам рассмотрения которого он привлечен к административной ответственности. В Вурнарский районный суд прокурором направлено исковое заявление об обязании детского сада получить лицензию на осуществление образовательной деятельности, заявленные требования прокурора удовлетворены, лицензия детским садом получена.

Халатность, которая привела к трагедии

В Чарышском районе Алтайского края в МКДОУ «Детский сад «Березка» вследствие ненадлежащего отношения к своим обязанностям

воспитатель, не имеющая специального образования, допустила попадание мелких частей игрушки в дыхательные пути ребенка, в результате чего малолетний погиб.

По материалам проверки, проведенной прокурором района, вынесено постановление в порядке ст. 37 УПК РФ, в отношении воспитателя возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного п. «б», «в» ч. 2 ст. 238 УК РФ, судом вынесен обвинительный приговор. По представлению, внесенному председателю комитета по образованию района, воспитатель уволена, заведующий детским садом уволен по собственному желанию до момента рассмотрения представления.

При проведении игры на улице

6-летний воспитанник детского сада №7 города Белая Холуница «Аленушка» Кировской области споткнулся и упал на торчащий из бетонной плиты кусок арматуры, получив при этом тупую травму живота, открытую рану брюшной полости.

По представлению прокурора района виновные в допущенных нарушениях закона лица привлечены к дисциплинарной ответственности, в отношении заведующего детским садом по инициативе прокурора возбуждено уголовное дело по ст. 293 УК РФ, по результатам рассмотрения которого судом вынесен обвинительный приговор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *