Кто считается ребенком?

Кто считается ребенком?

Автор статьи: Юлия Кайсина Последнее изменение: Январь 2020 года 23563 0

Понятие детства в бытовом смысле достаточно расплывчато и неопределенно. Но существует много ситуаций, когда требуется четко обозначить возрастные рамки. Покупка льготных билетов, выплата пособий, ответственность несовершеннолетних перед законом, возможность совершать от своего имени сделки и вступать в брак – для всего этого существует конкретный возрастной ценз. До какого возраста дети считаются детьми по закону, и в каких случаях возрастные нормы могут изменяться.

Общие положения

Понятие «детство» смежное для многих сфер жизни, а права детей закреплены в международном законодательстве. Как правило, во всех странах юридической границей детства является совершеннолетие, после которого человек становится полностью дееспособным. Эта дата отличается в разных странах, в России совершеннолетними признаются граждане, достигшие 18 лет. До тех пор они считаются детьми (ст. 54 СК РФ), и ответственность за них несут родители.

В то же время внутри этого возрастного периода также существует градация, связанная с постепенным увеличением прав и обязанностей ребенка. Кроме этого, постепенно уменьшаются льготы, которыми родители несовершеннолетнего могут пользоваться. Сюда относятся как привилегии, гарантированные законом:

  • детские пособия,
  • отпуск по уходу за ребенком,
  • право на налоговый вычет и пр.,
  • льготы, предоставляемые разными организациями. Например, крупные скидки или бесплатное посещение развлекательных мероприятий, предоставление услуг гостиницами, транспортными компаниями и т.п.

Права несовершеннолетних

Комментарий специалиста Горчаков Владимир Юрист Задать вопрос эксперту Основные права, дающие людям возможность осуществлять какие-либо действия, закреплены в Гражданском кодексе РФ.

Часть прав ребенку принадлежит с рождения – право на жизнь и свободу, право воспитываться в семье и т.п. Другие приобретаются по достижении определенного возраста. Сюда прежде всего относится возможность принимать решения о том, где и с кем проживать, право распоряжаться имуществом, заключать сделки и аналогичные вопросы.

С 6-14 лет

Пока ребенку не исполнилось 6 лет, он не может самостоятельно принимать решения относительно собственной судьбы. Хотя в некоторых случаях его мнение будут спрашивать, например, если решается вопрос об определении его дальнейшего места проживания при усыновлении или разводе родителей, решающим оно не будет. После того, как малышу исполнилось 6 лет, у него появляются первые законодательно закрепленные права. Согласно ст.28 ГК РФ, он уже может:

  • совершать мелкие бытовые сделки, например, делать покупки или меняться недорогими вещами с друзьями;
  • совершать безвозмездные сделки, например, преподносить недорогие подарки и принимать их;
  • распоряжаться деньгами, которые родители или опекуны выдали на карманные расходы.

При этом имущественную ответственность за совершенные сделки несут законные представители ребенка. Они же отвечают за вред, который будет нанесен по вине ребенка.

После того, как ребенку исполнится 10 лет, его согласие является обязательным при назначении ему законных представителей (опекунов или попечителей), определении места жительства после развода родителей, а также на смену ФИО.

С 14-18 лет

Когда ребенку исполняется 14 лет, он перестает считаться малолетним. В этом же возрасте он получает паспорт, что существенно расширяет его правовые возможности. 14-летние подростки могут:

  • устраиваться на работу (при этом работодатель обязан создать для них условия в соответствии с трудовым законодательством);
  • открывать счета и вклады в банках;
  • самостоятельно распоряжаться своими доходами;
  • совершать сделки от своего имени, но если речь идет про крупную сумму или дорогостоящее имущество потребуется согласие законных представителей или органов опеки;
  • представлять свои интересы в суде в присутствии педагогов или родителей (опекунов).

В этом возрасте дети несут ответственность за совершенные сделки, а также должны самостоятельно возмещать причиненный вред (ст. 1074 ГК РФ). Родители возмещают ущерб только если у несовершеннолетнего нет доходов или имущества, за счет которого они могут выплатить компенсацию. Однако отвечать они будут только в случае, если будет доказана их вина в причинении вреда. Например, из-за отсутствия должного воспитания ребенка и поощрения его нежелательных действий.

После 14 лет ребенок может самостоятельно выбирать место проживания. Однако если он по каким-то причинам хочет жить отдельно от родителей, те должны дать на это письменное согласие. При этом рядом с ним должен находиться другой взрослый. Например, бабушка или дедушка, совершеннолетние братья и сестры и т.п. После 16 лет он с согласия родителей может жить один в общежитии учебного заведения.

Досрочное признание дееспособным

В некоторых случаях ребенок может быть признан полностью дееспособным до достижения 18 лет. Для этого он должен:

  1. Вступить в брак. Минимальная граница для бракосочетания – 16 лет, при этом причина должна быть уважительной. В законе нет точной расшифровки этого положения, но на практике часто основанием для бракосочетания лиц моложе 18 лет становится беременность.
  2. Пройти процедуру эмансипации. Если ребенок работает по трудовому договору или стал индивидуальным предпринимателем, то есть фактически обеспечивает себя сам, он может обратиться в орган опеки с просьбой признать его полностью дееспособным. Но это возможно только при согласии законных представителей – родителей или опекунов. Если они своего согласия на эмансипацию не дают, признать несовершеннолетнего дееспособным может только суд.

Комментарий специалиста Горбунова Ольга Юрист Задать вопрос эксперту После того, как человек стал полностью дееспособным, он приобретает все права гражданина РФ: может занимать государственные должности, участвовать в выборах, без ограничений распоряжаться своим имуществом и т.д.

Ответственность несовершеннолетних

Помимо прав все граждане РФ обладают обязанностями и несут ответственность за уклонение от них. Это касается и детей. Но список их обязанностей значительно меньше, чем у взрослых, да и ответственность они несут не всегда.

За малолетних детей ответственность несут их родители. Связано это с тем, что ребенок еще не может в достаточной степени контролировать свои поступки и осознавать их последствия. И нарушение норм поведения трактуется как неправильное воспитание и недостаточный надзор за ребенком со стороны родителей.

Начиная с 14 лет, ребенок начинает нести ответственность за свое ненадлежащее поведение по закону. При этом возраст наступления ответственности отличается в зависимости от вида правонарушения:

Гражданско-правовая ответственность

Частичная гражданско-правовая ответственность наступает с 14 лет. Например, за совершенные лично сделки или за причиненный ребенком вред. Но полностью отвечать по делам гражданско-правового характера человек начинает только после совершеннолетия

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность в большинстве случаев наступает с 16 лет. Однако для некоторых преступлений возрастная планка снижена. К ним относятся убийство, изнасилование, похищение, умышленное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью и некоторые другие (ст. 20 УК РФ). Но даже в этом случае к несовершеннолетним применяются особые нормы закона: в случае признания их виновными они попадают в специальные воспитательные колонии, и только по достижении 18 лет, если срок наказания к тому времени не закончится, их переводят в колонии для взрослых

Административная ответственность

Административная ответственность наступает в 16 лет (ст. 2.3 КоАП). При этом закон позволяет освободить лицо младше 18 лет от административной ответственности и заменить наказание альтернативными методами воздействия. Решение об этом принимает Комиссия по делам несовершеннолетних с учетом обстоятельств конкретного дела

Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарная ответственность наступает с момента, когда ребенок официально устроился на работу. Поэтому теоретически санкции за нарушение трудовой дисциплины можно применять с 14 лет. При этом уволить несовершеннолетнего сотрудника по своей инициативе работодатель может только с согласия органов опеки (ст. 269 ТК РФ). Исключение – если предприятие полностью прекратило деятельность

Таким образом, можно сказать, что с точки зрения соблюдения норм права детство в большинстве случаев заканчивается в 16 лет. Именно в этом возрасте несовершеннолетний может привлекаться к ответственности, в том числе уголовной, за нарушение законодательства.

1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 54 СК РФ

1. Первый пункт комментируемой статьи определяет такое важное и часто используемое понятие, как «ребенок». Это необходимо, поскольку детьми называются не только несовершеннолетние, но и взрослые лица, это понятие отражает родственную связь. При этом несовершеннолетние лица (не достигшие 18 лет) — объект особой защиты семейного законодательства, и также граждане с ограниченной дееспособностью. Эти факторы обусловливают необходимость разграничения понятия «дети» и «совершеннолетние дети». Однако при этом детство, с точки зрения закона, — это всегда период возрастного развития от рождения до достижения 18-летнего либо иного возраста, с которым закон связывает дееспособность в гражданско-правовом смысле.

2. Рассматриваемое право включает в себя несколько составляющих. Право ребенка жить и воспитываться в семье заключается в обеспечении ребенку со стороны государства возможности жить и воспитываться в семье, поскольку в ней он, прежде всего, получает физическое и духовное развитие, находит поддержку и понимание, готовится стать полноценным членом общества. За всю историю развития человечества не было выявлено лучшей формы воспитания ребенка, чем воспитание в семье. Поэтому к основным принципам регулирования семейных отношений СК РФ относит приоритет семейного воспитания детей. Даже в отношении ребенка, лишившегося своей семьи, приоритетной формой воспитания является семейная — передача ребенка на усыновление, в приемную семью, в семью опекуна (попечителя). Только в тех случаях, когда подобное устройство в семью ребенка не представляется возможным, он передается на воспитание в детские учреждения.

Семейное воспитание ребенка предполагает его воспитание в собственной семье, которую составляют прежде всего его родители. В таком случае государство выполняет лишь охранительную функцию, оберегая семью от внешних посягательств. Однако при нарушении прав ребенка в семье возможно применение такого государственного воздействия, как ограничение или лишение родительских прав. Право знать своих родителей тесным образом связано с правом жить и воспитываться в семье. Согласно ст. 7 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989; вступила в силу для России с 15 сентября 1990 г.) каждый ребенок имеет право знать своих родителей, насколько это возможно <1>. Если ребенок воспитывается в полноценной семье, то не возникает никаких сложностей. Иначе обстоит дело в случае, если ребенок был найден или воспитывается матерью, а отец неизвестен. В подобных ситуациях право ребенка знать своих родителей влечет необходимость установления отцовства (материнства) в судебном порядке. Законные представители ребенка, государственные и муниципальные органы, организации, занимающиеся розыском, должны содействовать ребенку в розыске своих родителей. До настоящего времени остается дискуссионным вопрос о соответствии праву ребенка знать своих родителей тайны усыновления и тайны биологического происхождения ребенка при применении методов искусственного оплодотворения.

———————————

<1> Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLVI. 1993.

Право ребенка на заботу со стороны родителей предполагает удовлетворение всех жизненно важных интересов и потребностей ребенка родителями, обеспечение уважения его человеческого достоинства. Заботой о ребенке считается всемерная поддержка и оказание ему всех видов помощи: обеспечение питанием, одеждой, учебными принадлежностями и книгами, лечением в случае болезни и т.п. Правом на совместное проживание со своими родителями ребенок обладает даже в том случае, если проживает на территории другого государства. В соответствии с п. 2 ст. 10 Конвенции ребенок, родители которого проживают в различных государствах, имеет право поддерживать на регулярной основе, за исключением особых обстоятельств, личные отношения и прямые контакты с обоими родителями. Исключением из общего правила о праве ребенка на совместное проживание с родителями являются случаи, когда это противоречит интересам ребенка, например если родители причиняют вред физическому и психическому здоровью ребенка.

Согласно п. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов. Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 (ред. от 28.03.2008), устанавливают порядок регистрации несовершеннолетних граждан по месту жительства и по месту пребывания <1>. Так, в соответствии с п. 28 Правил регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей). По достижении подростком возраста 14 лет его регистрация по месту жительства производится на основании паспорта. При этом право ребенка на совместное проживание с родителями сохраняется. Каждый ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. По сути, это право конкретизирует обобщающее понятие — право ребенка жить и воспитываться в семье.

———————————

<1> СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2939.

Данное право корреспондируется с правом и обязанностью родителей воспитывать своих детей. В частности, родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ). Важное значение в становлении личности имеет обеспечение интересов ребенка, под которыми понимается удовлетворение его жизненно важных потребностей. Соблюдение этого права позволяет расти ребенку физически, духовно и психически здоровым, создает возможность для нормального и всестороннего развития его индивидуальных способностей. Уважение человеческого достоинства ребенка родителями и другими членами семьи также оказывает существенное влияние на развитие полноценной личности. При воспитании ребенка должно исключаться пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение (п. 1 ст. 65 СК РФ).

Другой комментарий к Ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации

1. Согласно п. 1 комментируемой статьи, ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия). Данное определение соответствует понятию «ребенок», закрепленному в ст. 1 Конвенции о правах ребенка.

Нормы международного права и СК РФ признают ребенка самостоятельной личностью. Согласно ст. 2 Конвенции о правах ребенка, государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств; они принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи.

Следует отметить, что понятие «ребенок» неоднозначно. Способность ребенка приобретать права, предусмотренные семейным законодательством, возникает с момента рождения. Дееспособность ребенка определяется ст. ст. 21, 26 — 28 ГК РФ и зависит от возраста ребенка, а также соответствующими статьями СК РФ. Приобретение ребенком полной гражданской дееспособности до достижения совершеннолетия (вступление в брак — п. 2 ст. 21 ГК РФ, эмансипация — ст. 27 ГК РФ) не означает, что несовершеннолетнего нельзя более рассматривать в качестве ребенка, за исключением случаев, указанных в законе, например при прекращении алиментных обязательств родителей и детей (см., например, комментарий к ст. 120 СК РФ). Вместе с тем полагаем, что следует согласиться с мнением некоторых авторов о том, что понятия, применяемые в СК РФ и ГК РФ: «несовершеннолетний» и «ребенок», — не всегда следует рассматривать как тождественные, поскольку первое должно связываться только с возрастом субъекта, второе — указывать на отсутствие у лица полной дееспособности в гражданском и семейном праве <1>.

———————————

Следует отметить, что ребенок как субъект семейных правоотношений наделяется как личными неимущественными, так и имущественными правами, которые предусмотрены не только гл. 11, но и иными нормами СК РФ, а также иными правовыми актами, в частности ГК РФ, Законом об основных гарантиях прав ребенка, Законом об опеке и попечительстве, международными актами. Что же касается обязанностей, то в силу возраста несовершеннолетнего они определены лишь нормами нравственности, поскольку принудить его к их исполнению при помощи закона нельзя

Таким образом, к личным неимущественным правам детей действующее законодательство относит:

2. Поскольку в семье закладываются предпосылки нормального развития ребенка как личности, его духовного и нравственного созревания, п. 2 комментируемой статьи закрепляет, что одним из важных прав, гарантированных ребенку, является право жить и воспитываться в семье. Предоставленное ребенку право означает, что ребенок может проживать вместе со своими родителями, что согласуется с п. 2 ст. 20 ГК РФ, устанавливающим местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов. По достижении 14-летнего возраста несовершеннолетние с согласия своих законных представителей вправе избирать место своего жительства. При раздельном проживании родителей место жительства ребенка определяется соглашением родителей.

Если соглашение между родителями, с кем из них будет проживать ребенок, не достигнуто, данный спор разрешается в судебном порядке (см. комментарий к ст. 65 СК РФ). Пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 разъясняет, что, решая вопрос о месте жительства несовершеннолетнего при раздельном проживании его родителей (независимо от того, состоят ли они в браке), необходимо иметь в виду, что место жительства ребенка определяется исходя из его интересов, а также с обязательным учетом мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, при условии что это не противоречит его интересам (п. 3 ст. 65, ст. 57 СК РФ). При этом суд принимает во внимание возраст ребенка, его привязанность к каждому из родителей, братьям, сестрам и другим членам семьи, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (с учетом рода деятельности и режима работы родителей, их материального и семейного положения, имея в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя), а также другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей.

Право ребенка жить и воспитываться в семье также включает в себя право ребенка знать своих родителей; право на заботу родителей; право на воспитание своими родителями; право на совместное с ними проживание; право на обеспечение его интересов и всестороннее развитие; право на уважение его человеческого достоинства.

Право ребенка знать, насколько это возможно, своих родителей гарантировано ст. 7 Конвенции о правах ребенка. Оно тесно связано с правом ребенка на заботу родителей и обусловлено тем, что возникновение взаимных прав и обязанностей родителей и детей основывается на происхождении детей от данных родителей, удостоверенном в установленном законом порядке (см. комментарий к ст. 47 СК РФ). Однако в силу различных причин данное право может быть ограничено, например, если ребенок найден или подкинут. Исключением также являются: тайна усыновления (см. комментарий к ст. 139 СК РФ), тайна применения методов искусственной репродукции человека (см. комментарий к ст. 52 СК РФ).

Право ребенка знать своих родителей и право на их заботу неразрывно связаны с правом детей на совместное проживание с родителем, создающим наиболее благоприятные условия для проявления надлежащего воспитания и всестороннего физического и духовного развития. Полагаем, что забота родителей ребенка заключается не только в удовлетворении его жизненно необходимых потребностей материально-бытового характера (питание, обеспечение одеждой, учебными принадлежностями и т.п.), но и в проявлении внимания к ребенку, оказании помощи при разрешении интересующих его вопросов, возможных конфликтов с другими детьми и т.д. (т.е. в обеспечении разнообразных интересов детей). Однако право на совместное проживание с родителями имеет ряд исключений, которые связаны с необходимостью защиты интересов ребенка, например, в тех случаях, когда оставление ребенка с родителями представляет непосредственную угрозу жизни ребенка или его здоровью (см. комментарий к ст. 77 СК РФ), либо при лишении или ограничении родительских прав (см. комментарий к ст. ст. 69, 73 СК РФ).

Создание родителями в семье условий, обеспечивающих полноценное в физическом и нравственном аспектах развитие ребенка, его уверенность в себе, активное участие в жизни общества, а также всестороннее обеспечение его интересов, является необходимым фактором надлежащего воспитания ребенка.

Согласно п. 2 комментируемой статьи, при отсутствии родителей, лишении их родительских прав, ограничении их в родительских правах, признании их недееспособными и в иных случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в установленном порядке, предусмотренном гл. 18 СК РФ. При этом согласно ст. 123 СК РФ предпочтение отдается семейным формам воспитания детей, оставшихся без родительского попечения, таким как передача ребенка на усыновление, в приемную семью или под опеку (попечительство).

Если вам нужна помощь Адвоката

Cвязаться с адвокатом:

С самого рождения каждый гражданин страны наделен определенными правами и обязанностями. Если младенческий возраст ребенка подразумевает полную зависимость от родителей, то по мере взросления перечень прав растущего человека увеличивается, но и круг обязанностей тоже расширяется. Данная статья поможет понять, кто такие малолетние дети, до какого возраста продолжается этот период, также рассматриваются основные правовые гарантии, имеющиеся у ребенка и его родителей, законных представителей.

Возрастные периоды развития

Конституция Российской Федерации четко прописывает определение понятия ребенка как гражданина, не достигшего совершеннолетия, то есть 18-летнего возраста, и выделяет 2 возрастных периода с юридической точки зрения:

  1. С рождения до 14 лет. Прописывание законом того, до какого возраста дети считаются малолетними, позволяет определить его статус и обозначить недееспособность перед законом. То есть в этот период от имени ребенка действуют его законные представители – оба родителя, один из них, опекуны, усыновители.
  2. С 14 до 18 лет. В этот период ребенок является несовершеннолетним. Объем прав и обязанностей у него меняется, он наделяется частичной дееспособностью. По достижении 18-летнего возраста гражданин утрачивает статус ребенка и становится совершеннолетним.

Законное определение понятия «малолетний ребенок»

Для того чтобы права и обязанности ребенка были законно урегулированы, существуют специальные правовые статьи, прописывающие определение понятий, касающихся детей:

  • Статья 54 Семейного кодекса РФ – «Ребенком называется лицо, не достигшее 18 лет».
  • Статья 28 Гражданского кодекса РФ определяется с понятием возраста малолетнего ребенка – «…несовершеннолетний, не достигший 14 лет».
  • Статья 28 Конституции РФ определяет понятие родителя как лица, обязанного заботиться о ребенке.

Права малолетних детей

Детям с раннего возраста необходимо внушать понятие гражданина, рассказывать ему о его правах, в наглядной и доступной форме доносить информацию о том, что наряду со взрослыми он должен нести определенные виды ответственности. Права детей можно разделить на несколько видов: имущественные, неимущественные и зависящие от возраста. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Имущественные права включают в себя следующее:

  • материальное содержание от родителей, других членов семьи;
  • пособия, предусмотренные законом, в том числе материнский капитал;
  • собственные доходы, имущество, приобретенное на них;
  • совместное проживание с родителями, совладение общим имуществом.

Неимущественные права включают в себя:

  • владение фамилией, именем, отчеством;
  • возможность получать образование в дошкольных, средних, специальных, высших учебных заведениях;
  • охрана здоровья;
  • жизнь в семье и общение с родственниками;
  • организация отдыха и досуга;
  • выражение собственного мнения;
  • соблюдение интересов и защита прав.

Возраст ­– это еще один критерий, влияющий на увеличение и расширение детских прав:

  • В 2 месяца у новорожденного появляется право на дошкольное образование.
  • С 6-летнего возраста ребенок вправе совершать мелкие бытовые и направленные на безвозмездное получение выгоды сделки и самостоятельно распоряжаться средствами, предоставленными ему родителями или законными представителями.
  • 6,5 лет – возраст, когда у ребенка появляется право на получение начального образования в школе.
  • В детские общественные объединения ребенок может самостоятельно вступать в возрасте 8 лет.

Интересуетесь тем, до какого возраста малолетние дети в РФ не могут выражать свое мнение? До 10 лет. А вот после они имеют право на:

  • выражение своего мнения при решении внутрисемейных вопросов, затрагивающих его интересы;
  • решать, с кем из родителей он хочет проживать после расторжения брака;
  • соглашаться или нет с изменением своих фамилии, имени, отчества;
  • участвовать в восстановлении родительских прав;
  • соглашаться или нет со своим усыновлением, передачей в приемную семью, назначением опекуна.

Подводя итоги, можно утверждать, что права ребенок приобретает по мере взросления, поэтапно. В малолетнем возрасте он имеет право на жизнь и свободу, личную неприкосновенность и социальную защиту, имя и гражданство, семью и образование, первоочередную помощь и защиту, выражать свое мнение и пользоваться имущественными правами.

Обязанности детей малолетнего возраста

Следующий вопрос, который необходимо прояснить, касается того, до какого возраста малолетние дети не имеют обязанностей. Вообще, весь период с 0 до 14 протекает под девизом «Больше прав и меньше обязанностей». Тем не менее, первые юридические обязанности появляются у ребенка в тот момент, когда он начинает посещать начальную школу. Дошколятам обязанности устанавливают родители и другие члены семьи. Здесь следует говорить об уважении к старшим и домашних бытовых обязанностях, к которым ребенка необходимо приучать как можно раньше. А с 6,5 — 7 лет у ребенка появляются следующие юридические обязанности:

  • ежедневное посещение школы;
  • соблюдение устава школы, где прописаны все права и обязанности учащихся и учителей;
  • участие в образовательном процессе, выполнение домашних заданий;
  • бережное отношение к школьному имуществу (родителям следует помнить, что за порчу школьного имущества они несут непосредственную ответственность);
  • соблюдение правил внутреннего распорядка школы;
  • уважение чести и достоинства всех членов школьного сообщества.

Обязанности родителей

Поскольку малолетними считаются дети в возрасте до 14 лет, в этот период за них несут ответственность их родители, законные представители. На них лежат следующие обязанности по отношению к детям:

  • материальные;
  • воспитательные;
  • здоровьесберегающие;
  • образовательные.

Собственного представления обо всех родительских обязанностях недостаточно, они четко регламентируется соответствующими законами и их несоблюдение влечет за собой административную или уголовную ответственность.

Получение паспорта в 14 лет

По достижении ребенком 14-летнего возраста, то есть в тот момент, когда понятие «малолетний» теряет свою юридическую силу, он обязан получить паспорт РФ. Срок получения документа ограничен 30-ю днями с момента наступления дня рождения. Ребенок должен иметь российское гражданство. Перечень документов, необходимых для оформления документа следующий:

  • оригинал свидетельства о рождении;
  • документ, подтверждающий гражданство;
  • 2 фотографии;
  • квитанция об оплате гос. пошлины;
  • заявление на выдачу паспорта.

Ответ на вопрос: «До какого возраста дети малолетние?» можно перефразировать следующим образом: до тех пор, пока не получат паспорт.

Подростковый возраст

Начало подросткового возраста с физиологической точки зрения происходит в 12 лет. У юристов свое определение. На вопрос о том, до какого возраста ребенок малолетний по закону, каждый правовед ответит – до 14. А после он становится по закону несовершеннолетним подростком. Подросток получает паспорт, может начать официальную трудовую деятельность с заведением трудовой книжки, открыть в банке счет и карту на свое имя, получать заработную плату безналичным способом, обращаться в суд, участвовать в приватизации. За неправомерные действия его ожидает административная и уголовная ответственность.

Совершеннолетие

В разных мировых сообществах понимание того, до какого возраста дети малолетние, может существенно отличаться. Так, совершеннолетие происходит в различных государствах по-разному: где-то в 19 лет, а где-то в 21. В Российской Федерации ребенок становится совершеннолетним в 18 лет. Он признается полностью дееспособным и самостоятельно отвечает за свои поступки перед законом. Может пользоваться всеми правами и обязанностями взрослого человека: покупать алкогольно-табачную продукцию и голосовать на выборах, появляться в ночное время суток на улице без сопровождающих его взрослых людей и нести административную или уголовную ответственность за проступки, трудиться полный рабочий день и вступать в права наследования. Очень важно владеть исчерпывающей информацией о своих правах и обязанностях, быть грамотным и ответственным гражданином.

Конституционно-правовой статус малолетних

В РК и малолетний возраст ребенка, и несовершеннолетний четко прописаны. Юридическое значение понятия «малолетний» подразумевает причастность к отдельной категории субъектов с особенным специальным конституционно-правовым статусом. Понимание необходимости особенного отношения к малолетним детям осуществлялось на протяжении тысячелетий: начинаясь с отождествления ребенка с вещью, красной нитью проходя через насилие над ним, приводящее зачастую к необратимым последствиям. Наконец, постепенно привело к пониманию того, что только гуманное отношение к детям может сформировать в них лучшие человеческие качества, а соответственно, приведет к прогрессивному развитию всего человечества. Наделение малолетних специальным конституционно-правовым статусом, их определение в особенную группу, находящуюся под защитой государства, относится к созданию специального вида общественных отношений по защите прав, свобод и законных интересов малолетних и несовершеннолетних детей. Ими занимается ювенальная юстиция.

Немного об ответственности

Ответственность – это желание и способность принимать на себя такие обязательства, которые позволяют самостоятельно проживать свою жизнь, заботиться о себе. Ответственность бывает:

  • гражданская;
  • административная;
  • уголовная.

Никакой вид ответственности нельзя отождествлять друг с другом, у каждого из них своя специфика. Зная, до какого возраста дети малолетние по УК РФ, можно судить о том, какие у них обязанности перед государством и обществом. По мере взросления объем прав ребенка увеличивается, ответственность за их соблюдение возрастает. Родительская ответственность обратно пропорциональна его взрослению, то есть чем старше ребенок, тем меньше за него и его поступки отвечают родители.

Законы о правах ребенка

Права ребенка определены не только законами определенной страны, но и прописаны международными нормативными документами. Об основных понятиях по правам ребенка в РФ говорится в следующих законах:

  • Конституция РФ. Она обеспечивает детству, материнству и семье в целом обеспечение государственной защиты и поддержки.
  • Семейный кодекс РФ. Прописывает, до какого возраста ребенок является малолетним, предусматривает соблюдение его прав на жизнь, имя, семью, выражение собственного мнения и много другое.
  • Закон № 124-ФЗ. В нем говорится о гарантированном урегулировании основных прав ребенка.
  • Конвенция «О правах ребенка». Действует с момента принятия 20 ноября 1989 г.
  • Декларация «По правам ребенка». Была провозглашена 20 ноября 1959 г Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. В ней установлены 10 принципов, которым необходимо следовать для того, чтобы детям было обеспечено счастливое детство.
Листать назад Оглавление Листать вперед

Особенности взаимодействия организма и лекарства у детей и людей пожилого и старческого возраста.

Теперь нам уже известно, что деятельность органов и систем нашего организма оказывает существенное влияние на всасывание, воздействие и выведение принимаемого нами препарата. Такое влияние может носить как общий, так и частный характер. К числу факторов частного характера относятся индивидуальные особенности организма, которые в значительной степени влияют на действие лекарств и требуют определенного подхода в каждом конкретном случае. К числу общих факторов, которые учесть значительно легче, относится возраст пациента. Чувствительность по отношению к лекарствам меняется в зависимости от возраста. Поэтому выделяют две категории пациентов – дети (до 14 лет) и пожилые люди (старше 65 лет), для которых в силу возрастных особенностей организма отдельно устанавливают дозировки и частоту приема лекарств.

Для пациентов моложе 14 лет и старше 65 лет в силу возрастных особенностей организма отдельно устанавливают дозировки и частоту приема лекарств.

Воздействие лекарства на организм, то есть его фармакодинамические свойства, практически не зависят от возраста пациента. Поэтому специальных лекарств для пожилых людей или для детей не существует. Исключение делается только для детей младшего возраста, лечение которых предъявляет особые требования не столько к самому лекарству, сколько к лекарственной форме. Детям чаще дают сиропы, эликсиры, порошки, то есть лекарственные формы, которые им легче принимать или которые можно добавлять в пищу при кормлении ребенка.

Тем не менее, физиологические процессы, влияющие на фармакокинетику лекарств (всасывание, выведение и другие) у детей и у пациентов пожилого возраста, имеют свои особенности, и в большинстве случаев требуется изменение дозировки препарата в сторону уменьшения.

Дети и подростки до 14 лет. Одним из факторов, влияющих на изменение дозировок препаратов, назначаемых детям, является постоянное изменение массы тела быстро растущего организма.

Поправка на каждый год жизни ребенка составляет примерно 1/20 дозы взрослого человека.

Помимо массы тела, по мере взросления у детей значительно изменяются и особенности протекания физиологических процессов, которые определяют фармакокинетику лекарств. Этот фактор играет особенно существенную роль в первые несколько месяцев жизни. Период развития плода от 28 недель до родов и по 7-е сутки жизни ребенка называют перинатальным периодом. В этот период влияние лекарств на организм ребенка особенно велико. Это связано с недостаточностью ферментов, незрелостью многих систем, в том числе центральной нервной системы. Некоторые из этих особенностей остаются и на протяжении всего первого года жизни.

Как мы уже упоминали в главе 2.4, весь путь лекарства в организме человека любого возраста можно разделить на четыре этапа: всасывание, распределение, превращение (биотрансформация) и выведение (экскреция). И каждый из этих этапов в детском организме имеет свои особенности, которые врач учитывает при назначении лекарств.

Всасывание лекарств у детей происходит по тем же законам, что и у взрослых, однако имеет некоторые особенности. Например, из-за малой мышечной массы и недостаточности периферического кровообращения трудно предсказать, какие результаты могут дать внутримышечное и подкожное введение лекарств. Препарат может оставаться в мышце и всасываться медленнее, чем ожидалось. Но в какой-то момент возможна активация кровообращения (использование грелки, физические упражнения), и тогда в общий кровоток быстро и неожиданно поступает большое количество лекарства. Это может привести к созданию высоких и даже токсических концентраций лекарственного вещества в организме. Примерами препаратов, наиболее опасных в таких ситуациях, являются: сердечные гликозиды, антибиотики аминогликозидного ряда и противосудорожные средства.

В первые годы жизни большие изменения происходят в желудочно-кишечном тракте ребенка. Увеличивается выделение (секреция) желудочного сока, меняются скорость удаления содержимого из кишечника, активность ферментов, концентрация желчных кислот и другие факторы, определяющие скорость и полноту всасывания лекарства из желудочно-кишечного тракта. Интенсивность перистальтики и, следовательно, время прохождения пищи по кишечнику трудно предсказать, поэтому, если перистальтика ослаблена, то всасывание лекарственных средств в тонком кишечнике увеличивается, и стандартная доза может оказаться токсичной. При поносе, сопровождающемся усилением перистальтики, время прохождения пищи, следовательно, и лекарственных средств по кишечнику сокращается, это ведет к уменьшению всасывания. Пониженная активность пищеварительных ферментов и желчных кислот уменьшает всасывание жирорастворимых лекарств.

! У новорожденных (до 4 недель) и грудных детей (до 1 года) наблюдается повышенная проницаемость кожи, поэтому местное применение лекарств или их случайное попадание на тело ребенка могут вызвать системные и токсические эффекты из-за всасывания препарата прямо через кожные покровы.

Свои особенности у детей, в том числе раннего возраста, имеет и распределение лекарств. Детский организм отличается повышенным содержанием воды.

У новорожденного вода составляет 70-75% массы тела, в то время как у взрослых этот показатель равен лишь 50-55%. Межтканевой жидкости у детей также больше – 40% массы тела, по сравнению с 20% у взрослых.

Это следует учитывать при определении дозировок. В меньшей степени это относится к жирорастворимым лекарствам, хотя и содержание жира в организме меняется с возрастом.

Другим фактором, влияющим на распределение лекарств, является их связывание с белками плазмы крови. Как правило, у новорожденных связывание с белками ослаблено, поэтому концентрация свободного препарата в плазме повышается. Поскольку именно свободное (несвязанное) вещество оказывает фармакологическое действие, это может привести к усилению действия лекарства или даже к проявлениям токсичности. Например, если назначить диазепам в рассчитанной в соответствии с массой тела дозе, но не учитывать низкого связывания его с белками плазмы, то можно получить концентрацию свободного препарата, которая в пять раз превысит концентрацию у взрослых при той же суммарной (связанный плюс несвязанный препарат) концентрации в крови. Такая доза может с самого начала оказаться токсичной.

Биотрансформация большинства лекарств происходит в печени. У новорожденных и детей до 4 лет активность ферментов печени, ускоряющих и облегчающих превращение лекарств, более низкая, чем у взрослых, поэтому многие препараты медленно разрушаются и долго циркулируют в организме. Период полувыведения, который характеризует время нахождения лекарства в организме, у детей раннего возраста в 2-3 раза выше, чем у взрослых. Особенно это касается фенитоина, анальгетиков, сердечных гликозидов, барбитуратов.

Например, у новорожденных теофиллин выводится из крови крайне медленно, достигая уровня выведения у взрослых только через несколько месяцев жизни ребенка. А вот к 1-2 годам этот показатель начинает даже превышать взрослый, но к школьному возрасту нормализуется. Поэтому для поддержания концентрации теофиллина в крови на терапевтическом уровне новорожденному нужна очень низкая доза, а детям от 4 месяцев до 6 лет – более высокая, чем даже для взрослых (в пересчете на массу тела).

Выведение лекарств из организма происходит главным образом с участием почек. Мочевыделительная система у новорожденных детей развита недостаточно, ее функция достигает значений, характерных для взрослых (из расчета на единицу площади поверхности тела), только к концу первого года жизни. Поэтому выведение лекарств почками у грудничков происходит медленнее, чем у детей постарше и у взрослых, что также учитывается при подборе дозы.

Другой особенностью раннего детского возраста является незрелость гематоэнцефалического барьера, защищающего центральную нервную систему, что создает опасность проникновения лекарств из крови через этот барьер и, соответственно, повышает вероятность токсического воздействия на центральную нервную систему, которая и так еще не до конца сформировалась. Например, по этой причине детям до 5 лет противопоказано применение морфина.

Как видно из приведенных выше примеров, число факторов, влияющих на выбор препаратов и их дозировку для детей, чрезвычайно велико. Поэтому не следует пытаться самостоятельно решить такую сложную проблему.

Нет никаких универсальных правил расчета дозы, которые могли бы гарантировать эффективность и безопасность применения лекарств у детей, особенно новорожденных, и правильно назначить препарат может только врач-педиатр.

Рациональный подход заключается в расчете дозировки на основе знаний фармакокинетики детского организма с поправкой на ожидаемую ответную реакцию и индивидуальные особенности каждого ребенка. Такими знаниями и опытом располагает врач-педиатр, поэтому родителям не следует подменять его и пытаться самостоятельно назначать лечение ребенку. Это может привести к печальным последствиям.

Пациенты старше 65 лет. Другую возрастную группу, физиологические особенности которой требуют корректировки доз в сторону уменьшения, составляют люди пожилого и старческого возраста. Это связано с тем, что функциональные возможности большинства систем и органов постепенно снижаются в течение всей жизни. Большая часть связанных с возрастом объективных биологических изменений не оказывает практического влияния на повседневную активность, но в период болезни или существования в условиях стресса эти изменения становятся очень важным фактором. Разумеется, это только определенная тенденция, нельзя считать возрастные изменения решающим фактором, определяющим качество жизни каждого человека старше определенного возраста. Приблизительно у трети здоровых людей возрастного ослабления функций не происходит. Однако со временем накапливается все больше «мелких поломок”. Во многом они обусловлены образом жизни, привычками, характером питания и воздействием окружающей среды. Часть из них являются последствиями перенесенных ранее заболеваний.

С возрастом люди начинают также по-другому использовать лекарства. Во-первых, их принимают значительно чаще, поскольку чаще болеют. Во-вторых, увеличивается число взаимосвязанных друг с другом заболеваний. Лечение каждого из них требует назначения особых препаратов, которые должны правильно сочетаться друг с другом.

Какие же возрастные особенности организма в наибольшей степени влияют на фармакокинетику лекарств? Наиболее важными изменениями являются снижение выделительной способности почек, ухудшение кровоснабжения различных органов и тканей, в том числе печени из-за склерозирования сосудов и снижения величины сердечного выброса, уменьшение мышечной массы и содержания альбумина плазмы, накопление жировой ткани, уменьшение содержания воды в тканях, вероятно ограничение компенсаторных возможностей в связи с возрастными изменениями в мозге. Все эти нарушения могут замедлять всасывание лекарств, уменьшать интенсивность биотрансформации и скорость выведения. В пожилом возрасте переносимость нагрузок, в том числе и фармакологических, значительно снижена, в связи с чем даже незначительная интоксикация представляет серьезную опасность. Также возрастает вероятность того, что накопление в организме лекарства дойдет до токсического уровня при назначении обычных терапевтических доз. Это требует уменьшения доз и увеличения интервалов между их приемом.

Дополнительным фактором риска для пациентов пожилого возраста является употребление большего (почти в три раза) количества лекарств по сравнению с представителями всех остальных возрастных групп. Причем женщины используют большое число препаратов в 2 раза чаще, чем мужчины. В среднем пожилой человек получает около 18 рецептов в год, при этом более 50% пациентов не соблюдают в точности предписанный врачом режим приема, а примерно 25% совершают ошибки, приводящие к развитию побочных действий. Известно, что число пациентов с проявлениями побочных действий возрастает от 10%, когда принимается один препарат, и до 100%, если в арсенале больного 10 лекарственных средств.

Частота побочных действий у пожилых людей более чем в 2 раза выше, чем у молодых. Число пациентов с проявлениями побочных действий возрастает от 10%, когда принимается один препарат, до 100%, если в арсенале больного 10 лекарственных средств.

С возрастом, по-видимому, истощаются и некоторые механизмы регуляции гомеостаза – способности к сохранению постоянства внутренней среды организма в условиях непрерывно меняющегося состояния внешней среды. А ведь гомеостатические реакции являются важным компонентом общей реакции на лекарство, они могут менять характер или интенсивность ответа на введение препарата. Например, увеличение сердечного выброса, необходимое при слабой или умеренной физической нагрузке, происходит у пожилых людей не за счет повышения частоты сердечных сокращений, как у молодых людей, а в результате увеличения ударного объема (количество крови, выбрасываемое сердцем при очередном сокращении). В старости у большинства пожилых людей развитых стран повышается кровяное давление, нарушается температурная регуляция (поэтому старые люди плохо переносят понижение температуры), повышается чувствительность к снотворным и успокаивающим средствам, анальгетикам. С другой стороны, уменьшается выраженность реакций на стимуляторы и блокаторы бета-адренорецепторов, что связано с изменением свойств и числа этих рецепторов.

Выяснением особенностей действия и применения лекарств у людей пожилого и старческого возраста занимаются гериатрическая фармакология и гериатрическая медицина (от греческого geron – старик и iatros – врач), приобретающие в последнее время все большее значение в связи со значительным увеличением числа пожилых людей.

Литература
Листать назад Оглавление Листать вперед

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *