Кто является работодателем для учителя?

Кто является работодателем для учителя?

2. Лицо, лишенное решением суда права работать в образовательном учреждении в течение определенного срока, не может быть принято на работу в образовательное учреждение в течение этого срока.
(п. 2 введен Федеральным законом от 25.07.2002 N 112-ФЗ)
3. Трудовые отношения работника образовательного учреждения и образовательного учреждения регулируются трудовым договором (контрактом). Условия трудового договора (контракта) не могут противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
4. Помимо оснований прекращения трудового договора по инициативе администрации, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, основаниями для увольнения педагогического работника образовательного учреждения по инициативе администрации этого образовательного учреждения до истечения срока действия трудового договора (контракта) являются:
1) повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения;
2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;
3) появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
Увольнение по настоящим основаниям может осуществляться администрацией без согласия профсоюза.
Комментарий к статье 56
Комментируемая статья регулирует трудовые отношения в сфере образования. Следует отметить, что она должна применяться в комплексе с гл. 52 ТК РФ «Особенности регулирования труда педагогических работников». Появление в новом Трудовом кодексе данной главы является новацией, ранее труд педагогических работников не рассматривался в качестве специального предмета правового регулирования. Специфика и социальная значимость педагогического труда определяют необходимость установления специальных правовых норм, регулирующих его.
Трудовые отношения имеют специфический субъектный состав. Так, согласно п. 1 комментируемой статьи по общему правилу для педагогических работников работодателем является соответствующее образовательное учреждение.
Исключение из этого правила составляют руководители образовательных учреждений, поскольку из смысла ст. 273 ТК РФ следует, что их работодателем является непосредственно учредитель (учредители) образовательного учреждения. Положение руководителя образовательного учреждения имеет еще одну особенность. Он в трудовых отношениях имеет двойственное положение: с одной стороны, он сам является работником, а с другой — он представитель работодателя.
Действующее законодательство предъявляет специальные требования к работникам образовательных учреждений. Так, к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ. К педагогической деятельности не могут допускаться лица, которым эта деятельность запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления. Перечни соответствующих медицинских противопоказаний и преступлений, при наличии которых лица не допускаются к педагогической деятельности, устанавливаются федеральными законами. Данная норма, закрепленная в ч. 2 ст. 331 ТК РФ, получила развитие в п. 2 комментируемой статьи, согласно которому лицо, лишенное решением суда права работать в образовательном учреждении в течение определенного срока, не может быть принято на работу в образовательное учреждение в течение этого срока.
В соответствии с п. 3 комментируемой статьи трудовые отношения работника образовательного учреждения и образовательного учреждения регулируются трудовым договором (контрактом). Условия трудового договора (контракта) не могут противоречить законодательству о труде.
Понятие трудового договора раскрывается в ст. 56 ТК РФ. В соответствии с ней трудовом договором признается соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.
В трудовом договоре указываются: фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя — физического лица), заключивших трудовой договор.
Существенными условиями трудового договора являются:
— место работы (с указанием структурного подразделения);
— дата начала работы;
— наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция. Если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ;
— права и обязанности работника;
— права и обязанности работодателя;
— характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;
— режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных в организации);
— условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);
— виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью.
В трудовом договоре могут предусматриваться условия об испытании, о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной), об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение производилось за счет средств работодателя, а также иные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями.
Условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.
Согласно ст. 332 ТК РФ замещение всех должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении производится по трудовому договору, заключаемому на срок до пяти лет. При замещении должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении, за исключением декана факультета и заведующего кафедрой, заключению трудового договора предшествует конкурсный отбор. Положение о порядке замещения указанных должностей утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Должности декана факультета и заведующего кафедрой высшего учебного заведения являются выборными. Порядок выборов на указанные должности определяется уставами высших учебных заведений.
В федеральных государственных высших учебных заведениях должности ректоров, проректоров, деканов факультетов, руководителей филиалов (институтов) замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от времени заключения трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие данного возраста, переводятся с их согласия на иные должности, соответствующие их квалификации. Проректоры принимаются на работу по срочному трудовому договору. Срок окончания срочного трудового договора, заключаемого проректором с высшим учебным заведением, совпадает со сроком окончания полномочий ректора. По представлению ученого совета высшего учебного заведения учредитель вправе продлить срок пребывания в должности ректора до достижения им возраста семидесяти лет. По представлению ученого совета высшего учебного заведения ректор имеет право продлить срок пребывания в должности проректора, декана факультета, руководителя филиала (института) до достижения ими возраста семидесяти лет.
В иных образовательных учреждениях трудовые договоры заключаются на неопределенный срок.
В соответствии со ст. 333 ТК РФ для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. Учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре, может ограничиваться верхним пределом в случаях, предусмотренных типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида. В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда, продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется Правительством Российской Федерации. Педагогическим работникам разрешается работа по совместительству, в том числе по аналогичной должности, специальности.
Педагогическим работникам образовательного учреждения предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством РФ (см. Постановление Правительства РФ от 1 октября 2002 г. N 724).
Педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения. В целях реализации указанного права педагогических работников образовательных учреждений, подведомственных Минобрнауки России, Приказом Минобразования РФ от 7 декабря 2000 г. N 3570 утверждено Положение о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года.
В связи с закреплением в трудовом законодательстве данной нормы представляет интерес связанная с этим судебная практика. Так, Рубцовский городской суд Алтайского края 28 марта 1996 г. вынес решение, которым обязал администрацию муниципального учреждения культуры и детскую музыкальную школу N 2 г. Рубцовска предоставить преподавателю этой школы в соответствии со ст. 55 Закона об образовании длительный отпуск без сохранения заработной платы сроком с 15 мая 1996 г. по 15 мая 1997 г. Истица работала преподавателем музыкальной школы свыше 13 лет и подала заявление о предоставлении ей длительного отпуска. Администрация в предоставлении отпуска отказала, считая, что стаж для получения отпуска начинает идти с 1992 г. Затем администрация детской музыкальной школы N 2 г. Рубцовска подала жалобу в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда. Судебная коллегия рассмотрела жалобу в открытом судебном заседании 19 июня 1996 г. и определила: кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В данном случае, как видим, и городской, и краевой суды посчитали, что с принятием Закона об образовании все педагоги, имеющие 10-летний и более стаж, получили право на использование длительного отпуска.
Согласно ст. 336 ТК РФ помимо оснований, предусмотренных трудовым законодательством, основаниями прекращения трудового договора с педагогическим работником образовательного учреждения являются:
— повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения;
— применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;
— достижение ректором, проректором, деканом факультета, руководителем филиала (института), федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования возраста шестидесяти пяти лет.
Пунктом 4 комментируемой статьи предусматривается, что помимо оснований прекращения трудового договора по инициативе администрации, предусмотренных законодательством о труде, основаниями для увольнения педагогического работника образовательного учреждения по инициативе администрации этого образовательного учреждения до истечения срока действия трудового договора являются:
— повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения;
— применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;
— появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
Увольнение по данным основаниям может осуществляться администрацией без согласия профсоюза.
Глава VI. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Учредителем государственных и муниципальных учреждений является то или иное публичное правовое образование (например, регион, муниципалитет). При этом функции и полномочия учредителя возлагаются на конкретный государственный или муниципальный орган. В качестве такого может выступать, например, орган управления образованием, или орган управления несколькими социальными сферами, включая образование, или орган по управлению имуществом.

Единый перечень прав и обязанностей учредителя учреждения для всех типов и видов учреждений также отсутствует. Вместе с тем, есть ряд вопросов, относящихся к компетенции учредителя, общий для всех учреждений. Однако и эти вопросы имеют особенности, зависящие от типа и вида учреждения.

Степень контроля учредителя за деятельностью учреждения достаточно высока, и она зависит от ряда ключевых полномочий, принадлежащих учредителю.

Одним из важнейших полномочий учредителя в отношении подведомственного учреждения является полномочие принимать решения о реорганизации, ликвидации, смене типа учреждения.

Пожалуй, важнейшим правом учредителя, не зависящим от типа и вида учреждения, является право, предусмотренное п. 2 ст. 278 ТК РФ на принятие решения о прекращении трудового договора с руководителем учреждения «в связи с принятием уполномоченным органом решения», то есть без каких-либо объективных обоснований причин расторжения трудового договора. Учредитель в любой момент, при условии соблюдения гарантий, установленных трудовым законодательством (выплата соответствующей компенсации) вправе сменить руководителя образовательного учреждения, что обеспечивает возможность оказывать непосредственное влияние на принципы управления учреждением.

Существенной особенностью учреждений является то, что они не являются собственниками закрепленного за ними имущества. В связи с этим учредитель как собственник обладает рядом полномочий: санкционировать сделки с имуществом учреждения, вправе изъять неиспользуемое или используемое не по назначению имущество и т.д.

За исключением автономного учреждения, детально описанная компетенция учредителя иных типов и видов учреждений в действующем законодательстве отсутствует. Информацию об этом следует искать в уставе учреждения.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», к компетенции учредителя в области управления автономным учреждением относятся:

1) утверждение устава автономного учреждения, внесение в него изменений;

2) рассмотрение и одобрение предложений руководителя автономного учреждения о создании и ликвидации филиалов автономного учреждения, об открытии и о закрытии его представительств;

3) реорганизация и ликвидация автономного учреждения, а также изменение его типа;

4) утверждение передаточного акта или разделительного баланса;

5) назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

6) назначение руководителя автономного учреждения и прекращение его полномочий, а также заключение и прекращение трудового договора с ним, если для организаций соответствующей сферы деятельности федеральными законами не предусмотрен иной порядок назначения руководителя и прекращения его полномочий и (или) заключения и прекращения трудового договора с ним;

7) рассмотрение и одобрение предложений руководителя автономного учреждения о совершении сделок с имуществом автономного учреждения в случаях, если для совершения таких сделок требуется согласие учредителя автономного учреждения;

8) решение иных предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами вопросов.

Таким образом, действующее законодательство РФ не предусматривает единого содержания прав и обязанностей учредителя организации, справедливого для любой организационно-правовой формы, оставляя этот вопрос на его собственное усмотрение. Источником информации о компетенции учредителя в области управления организацией служит ее устав.

Вместе с тем, Федеральный закон № 273-ФЗ предусматривает ряд прав и обязанностей учредителя образовательной организации, важнейшие из которых приведены в Таблице 5.Таблица 5. Права и обязанности учредителя образовательной организации

Федерального закона № 273-ФЗ Права и обязанности учредителя образовательной организации

П. 3 ч. 3 ст. 28 Право на получение ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования

П. 7 ч. 3 ст. 28 Право на согласование программы развития образовательной организации

Ч. 9 ст. 34 Обязанность по обеспечению перевода совершеннолетних обучающихся с их согласия и несовершеннолетних обучающихся с согласия их родителей (законных представителей) в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности в случае невозможности продолжения образовательной деятельности организации и в других случаях

Ч. 2 ст. 40 Обязанность по организации бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями

Пункты 1-2 ч. 1 ст. 51 Право на назначение (утверждение) руководителя образовательной организации

Ч. 4 ст. 51 Право на установление порядка и сроков проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя государственной или муниципальной образовательной организации

Ч. 2 ст. 65 Право на установление родительской платы за присмотр и уход за ребенком и ее размера

Ч. 2 ст. 65 Право снизить родительскую плату или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых учредителем случаях и порядке

Ч. 8 ст. 66 Право на установление платы за содержание детей в образовательной организации с наличием интерната, взимаемой с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, и ее размер

Ч. 8 ст. 66 Право снизить указанную плату или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых учредителем случаях и порядке

Ч. 1 ст. 67 Право разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте по сравнению с установленным ч. 1 ст. 67 Федерального закона № 273-ФЗ

Ч. 5 ст. 77 Право на установление порядка комплектования специализированных структурных подразделений и нетиповых образовательных организаций обучающимися, проявившими выдающиеся способности и т.д., с учетом уровня и направленности реализуемых образовательными организациями образовательных программ, обеспечивающих развитие интеллектуальных, творческих и прикладных способностей обучающихся в образовательных организациях

Как видно из таблицы 5, права и обязанности учредителя образовательной организации также не имеют единого содержания и зависят от ее типа и других особенностей данной организации.

При этом необходимо отметить, что у учредителя есть целый ряд рычагов давления на образовательное учреждение, например, возможность в любой момент сменить руководителя учреждения, возможность сократить государственное (муниципальное) задание на следующий год, возможность при расчете занизить размер нормативных затрат на оказываемые услуги, возможность отказаться утверждать план финансово-хозяйственной деятельности и т.п. В связи с этим, у учредителя достаточно широки возможности оказывать административное давление на подведомственное учреждение, принуждая к тому или иному решению вопросов, которые, по закону, должны решаться учреждением автономно.

Практика показывает, что в подобных ситуациях правовые средства решения конфликтов оказываются менее эффективными, чем политические действия учреждения – обращение к вышестоящим органам, привлечение общественности, освещение ситуации в средствах массовой информации. Желаю удачи. В.

Нормативно-правовой блок

(в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации»

и Федеральными государственными образовательными стандартами )

1. Непрерывное образование, обеспечивающее возможности реализации права на образование в течение всей жизни, включает:

  • общее образование;
  • профессиональное образование;
  • дополнительное образование и профессиональное обучение;
  • все ответы правильные.

2. К уровням общего образования относятся:

  • дошкольное образование;
  • начальное общее образование;
  • основное общее образование;
  • среднее общее образование;
  • все ответы правильные.

3. К уровням профессионального образования относятся:

  • высшее образование – бакалавриат;
  • высшее образование – специалитет, магистратура;
  • высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации;
  • среднее профессиональное образование;
  • все ответы правильные.

4. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:

  • автономность образовательных систем субъектов;
  • преемственность основных образовательных программ;
  • вариативность содержания программ соответствующего уровня;
  • государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации программ и результатам их освоения.

5. Федеральные государственные стандарты включают в себя требования к:

  • структуре основных образовательных программ;
  • условиями реализации основных образовательных программ;
  • минимуму содержания образования;
  • результатам освоения образовательных программ.

6. Порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается:

  • Министерством образования и науки РФ;
  • Госдумой РФ;
  • Правительством РФ;
  • Президентом РФ.

7. Образовательные программы дошкольного общего образования разрабатываются и утверждаются:

  • организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования;
  • организацией, осуществляющей образовательную деятельность, по имеющейся государственной аккредитацией.

8. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе:

  • Федеральных государственных образовательных стандартов;
  • Федеральных государственных требований.

9. В Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в форме:

  • очной;
  • очно-заочной;
  • заочной;
  • дистанционной.

10. В Российской Федерации образование может быть получено вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме:

  • семейного образования;
  • самообразования;
  • экстерната.

11. Кто может осуществлять образовательную деятельность:

а) индивидуальные предприниматели;

б) организации, осуществляющие обучение;

в) образовательные организации;

г) все ответы верные.

12. Кто определяет порядок приема обучающихся в образовательную организацию?

а) в 1-ый класс начальной школы – учредитель, в остальные – образовательная организация;

б) на ступенях начального общего и основного общего образования – образовательная организация;

в) только учредитель;

г) это относится к компетенции только образовательной организации.

13. При каких условиях можно привлекать обучающихся к труду в образовательной организации?

а) при условии, что вышестоящим органом поставлена соответствующая задача;

б) если получено добровольное согласие каждого из обучающихся;

в) требуется только соблюдать условия безопасности и охраны труда;

г) при условии согласия обучающихся, согласия родителей (законных представителей) для несовершеннолетних обучающихся.

14.Какие обязанности должны выполнять обучающиеся в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»?

а) добросовестно осваивать образовательную программу;

б) выполнять индивидуальный учебный план, в т. ч. посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом занятия;

в) осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям;

г) выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;

д) все ответы верные.

15. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности:

а) в освоении основных общеобразовательных программ;

б) в развитии;

в) в социальной адаптации, в т.ч. несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления

г) во всем перечисленном выше.

16. Родители (законные представители) обучающихся имеют право:

а) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся;

б) давать согласие на проведение психологических, психолого-педагогических обследований;

в) давать согласие на участие в психологических, психолого-педагогических обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них;

г) получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;

д) все ответы верные.

17. Кто может войти в состав комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений?

а) представители совершеннолетних обучающихся;

б) родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся;

в) работники организации, осуществляющей образовательную деятельность;

г) все перечисленные выше.

18. Что в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» включается в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности?

а) учебная (преподавательская);

б) воспитательная работа;

в) индивидуальная работа с обучающимися;

г) научная, творческая и исследовательская работа;

д) также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом;

е) все указанные выше виды деятельности.

19. Кем или чем определяется соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года?

а) соответствующим локальным нормативным актом образовательной организации;

б) руководителем образовательной организации;

в) учредителем образовательной организации;

г) министром образования и науки.

20. Что должен предпринять руководитель образовательной организации в первую очередь в случае, если к нему поступила письменная жалоба от родителей обучающегося на учителя, который, по их мнению, нарушил нормы профессионального поведения, например, при всем классе обзывал ученика грубыми унизительными словами?

а) объявить выговор учителю;

б) назначить и провести дисциплинарное расследование;

в) уволить учителя, допустившего нарушение, несовместимое с законодательными требованиями, предъявляемыми к педагогическим работникам;

г) провести педагогический совет с вызовом на него родителей и разобраться в сложившейся ситуации.

21. Имеет ли право на длительный оплачиваемый отпуск сроком до одного года учитель, проработавший в данной образовательной организации всего один учебный год, но имеющий 10-летний стаж непрерывный педагогический стаж?

а) да, безусловно;

б) да, если установлено учредителем и (или) уставом образовательного учреждения, что этот отпуск является оплачиваемым;

в) да, если учитель сам найдет себе замену на этот период:

г) нет.

22. Кто является работодателем для учителя образовательной организации?

а) образовательное организация;

б) учредитель образовательного учреждения;

в) руководитель образовательного учреждения;

г) заместитель руководителя образовательного учреждения.

  1. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности осуществляется:

а) ежегодно;

б) один раз в три года;

в) один раз в пять лет;

г) по желанию педагогического работника.

24.Руководитель государственной или муниципальной образовательной организации несет ответственность за руководство:

а) образовательной работой;

б) научной работой;

в) воспитательной работой;

г) организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации;

д) всеми видами перечисленных выше работ.

25. Имеет ли право учитель как частное лицо оказывать платные образовательные услуги своим и другим ученикам с целью получения дополнительного дохода?

а) да, но только зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя, занимающегося индивидуальной трудовой педагогической деятельностью;

б) да, но только зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя, занимающегося индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, и получив соответствующую лицензию на образовательную деятельность, при том, что это не приводит к конфликту интересов в данной организации;

в) да, но только с разрешения администрации образовательной организации, где он постоянно работает;

г) нет.

  1. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, обязана ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных представителей):
  2. Основанием для изменения образовательных отношений является:

а) со своим уставом;

б) с лицензией на осуществление образовательной деятельности;

в) со свидетельством о государственной регистрации;

г) с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся;

д) со всеми перечисленными выше документами.

а) распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, изданный руководителем этой организации или уполномоченным им лицом;

б) распорядительный акт министерства образования;

в) распорядительный акт учредителя организации, осуществляющей образовательную деятельность;

г) распорядительный акт, изданный президентом образовательной организации.

28. Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме:

а) единого государственного экзамена (ЕГЭ);

б) а также в форме, которая может установиться для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в спец. учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, для обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, для обучающихся детей-инвалидов;

в) а также в форме, которая может установиться для обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, изучавших родной язык из числа языков народов РФ и литературу народов России из числа языков народов РФ и выбравших экзамен по родному языку из числа языков народов РФ для прохождения итоговой аттестации;

г) все перечисленные формы.

  1. Какие документы об образовании и (или) о квалификации выдаются в Российской Федерации:
  2. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых устанавливаются:
  3. Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации (за исключением образцов дипломов об окончании ординатуры или ассистентуры-стажировки), образцы которых устанавливаются:
  4. В каких случаях образовательные отношения прекращаются между обучающимся и организацией, осуществляющей образовательную деятельность?
  5. В каких случаях образовательные отношения досрочно прекращаются между обучающимся и организацией, осуществляющей образовательную деятельность?
  6. В течение какого времени лицо, отчисленное из образовательной организации по инициативе обучающегося до завершения образовательной программы, имеет право на восстановление для обучения?
  7. Кем или чем определяются порядок и условия восстановления в образовательной организации обучающегося, отчисленного по инициативе этой организации?

а) документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации;

б) документы об обучении, к которым относятся свидетельство об обучении, свидетельство об освоении дополнительных профессиональных программ в области искусств, иные документы, выдаваемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность;

в) все ответы верные.

а) федеральным органом исполнительной власти;

б) органами исполнительной власти субъекта РФ;

в) самостоятельно образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

г) органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования.

а) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

б) органами исполнительной власти субъекта РФ;

в) самостоятельно образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

г) органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования.

а) в связи с получением образования (завершением обучения);

б) досрочно;

в) в обоих случаях, указанных выше.

а) по инициативе обучающего или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в случае перевода в другую организацию;

б) по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность;

в) по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей и образовательной организации, в том числе в случае ликвидации образовательной организации;

г) во всех случаях, указанных выше.

а) в течение пяти лет после отчисления из нее при наличии в ней свободных мест и с сохранением прежних условий обучения, но не ранее завершения учебного года (семестра), в котором указанное лицо было отчислено;

б) в течение трех лет;

в) в течение одного года;

г) в течение десяти лет.

а) локальным нормативным актом этой организации;

б) министерством образования;

в) учредителем организации, осуществляющей образовательную деятельность;

г) президентом образовательной организации.

36. Обязательными уровнями образования в РФ являются:

  • начальное общее образование;
  • основное общее образование;
  • среднее общее образование;
  • среднее профессиональное образование.

37. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста:

  • 14 лет;
  • 17 лет;
  • 18 лет;
  • 20 лет.

38. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижению детьми возраста:

  • шести лет и шести месяцев;
  • семи лет;
  • восьми лет;
  • девяти лет.
  1. Прием на обучение на основании результатов единого государственного экзамена осуществляется по программам:
  2. Профессиональное обучение направлено:
  3. Профессиональное обучение предусматривает получение разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего:
  4. Профессиональное обучение реализуется по программам:
  5. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
  6. Форма обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения устанавливается:
  7. Повышение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается:
  8. Присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается документом о квалификации в форме:

а) бакалавриата;

б) специалитета;

в) магистратуры.

а) на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции;

б) получение квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего;

в) на формирование и развитие творческих способностей человека.

а) с изменением уровня образования;

б) без изменения уровня образования.

а) профессиональной подготовки рабочих и должности служащих;

б) профессиональной переподготовки рабочих и служащих;

в) повышения квалификации рабочих и служащих;

г) все ответы правильные.

а) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

б) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

в) лица, имеющие профессиональную подготовку.

а) нормативно-правовым актом регионального органа управления образования;

б) организацией, осуществляющей деятельность самостоятельно;

в) образовательной организацией по согласованию с учредителем.

а) дипломом;

б) свидетельством;

в) удостоверением.

а) диплома;

б) удостоверения;

в) сертификата.

47.В каких организациях осуществляется общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья?

а) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам;

б) в любых образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

в) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;

г) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования.

48.В каких учреждениях получают начальное общее, основное общее и среднее общее образование лица, осужденные к лишению свободы и не достигшие возраста тридцати лет?

а) в общеобразовательных организациях субъектов РФ, созданных при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы;

б) в любых образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

в) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;

г) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования.

49. Где проходят экспертизу примерные основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов РФ, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий)?

а) в министерстве образования и науки;

б) в региональных органах исполнительной власти;

в) в образовательной организации;

г) в централизованной религиозной организации.

  1. Лицензированию в соответствии с законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности подлежат:
  2. Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности является:
  3. Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится:

а) образовательная деятельность;

б) образовательная организация;

в) образовательноеорганизация.

а) образовательные организации, осуществляющие обучение;

б) индивидуальные предприниматели;

в) индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность непосредственно.

а) по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с ФГОС;

б) по программам дошкольного образования;

в) по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами.

53. Кто несет ответственность за качество образования выпускников?

а) образовательная организация;

б) учитель:

в) руководитель образовательной организации:

г) руководитель образовательной организации, учителя и родители (законные представители) обучающихся.

54. Имеет ли право учитель требовать от обучающегося обязательного при­сутствия в музее (на выставке, в ботаническом саду и т.п.), сети он решил провести там наглядное занятие по своему предмету?

а) да, если это предусмотрено образовательной программой и учебным планом:

б) да, если администрация образовательного учреждения разрешила такое мероприятие;

в) да, безусловно;

г) нет, ни при каких условиях.

55. Прав ли учитель общеобразовательной школы, считающий, что присут­ствие на уроке официального проверяющего (инспектора) из Минобразования РФ неправомерно?

а) да, учитель прав, присутствие проверяющего на уроке неправомерно во всех случаях:

б) да, учитель прав, но только в том случае, если проверяемый вопрос не
входит в компетенцию Министерства или в полномочия проверяющего;

в) нет, учитель не прав, но только в случае, если присутствие на уроке проверяющего согласовано с руководством местного органа управления образованием;

г) нет, учитель не прав, присутствие проверяющего на уроке правомерно во всех случаях.

56. Кто несет ответственность за повышение профессиональной квалифика­ции учителя?

а) сам учитель;

б) образовательная организация;

в) учредитель образовательной организации;

г) государственный орган управления образованием субъекта Российской Федерации.

57. Как следует поступить учителю, если обучающийся только по его предме­ту имеет академическую задолженность по итогам года, а учитель считает, что нет необходимости оставлять этого ученика на второй год?

а) самостоятельно исправить оценку на положительную, и рекомендовать органам управления образовательным организациям перевести обучающегося в следующий класс на общих основаниях;

б) постараться договориться с администрацией образовательной организации и с ее разрешения исправить оценку на положительную;

в) поставить запрос об осенней переэкзаменовке обучающегося;

г) ходатайствовать перед органом управления образовательной организации об условном переводе этого ученика в следующий класс.

58. Законно ли требование учителя об отчислении из муниципальной школы ученика 7-го класса, достигшего возраста 13-ти лет, за то, что тот «ленится и совершенно не желает изучать его предмет»?

а) да, такое требование вполне правомерно и администрация школы, не
нарушая требований закона, может его удовлетворить;

б) да, требование правомерно, но только в случае, если этот ученик к тому же неоднократно нарушил устав образовательной организации и (или) совершил противоправные действия;

в) да, правомерно, если аналогичные требования поступают и от других учителей:

г) нет.

59. Вправе ли администрация гимназии при наличии соответствующей ва­кансии мотивировать отказ в приеме на работу учителя начальных классов, имеющего среднее специальное педагогическое образование, недостаточным уровнем его образования?

а) да, прием на работу осуществляется по усмотрению самой администрации:

б) да, если Типовым положением о гимназии будет установлен для работы в начальных классах гимназии образовательный ценз — высшее педагогическое образование:

в) да, за исключением случаев, когда учитель с таким образованием направлен на работу службой занятости населения:

г) нет.

60. Чье замечание (завуча, представителя методической службы, представи­теля Минобразования РФ) по поводу применяемой методики обучения следу­ет принять к сведению учителю, если по содержанию ни с одним из этих замечаний он не согласен?

а) завуча, требующего изменения методики, так как она не дает требуемое качество образования;

б) представителя методической службы, утверждающего, что применяемая методика в худшую сторону отличается от традиционных;

в) представителя Минобразования РФ, утверждающего, что следует реализовывать только методики, рекомендованные министерством;

г) ничьи.

61. Какое основание для увольнения учителя по инициативе администрации является незаконным?

а) повторное в течение года грубое нарушение устава образовательной организации;

б) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;

в) появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

г) некорректное поведение и (или) неоднократное создание конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе и в отношениях с обучающимися.

62. Кто является работодателем для учителя общеобразовательной организации?

а) образовательная организация;

б) учредитель образовательной организации;

в) руководитель образовательной организации:

г) заместитель руководителя образовательной организации.

63. Если образовательная организация направило учителя в качестве воспита­теля в детский трудовой лагерь, то должна ли эта его работа оплачиваться сверх установленного оклада?

а) да, во всех случаях;

б) да, в случае, если осуществление таких работ и обязанностей не предусмотрено трудовым договором или иными нормативными правовыми актами;

в) да, только в случае если осуществление этих дополнительных функций происходит за рамками официально установленного рабочего времени;

г) нет, ни при каких условиях.

64. Является ли нарушением закона со стороны работников образовательной организации привлечение обучающихся к агитационной работе, проводимой в ходе выборов?

а) нет;

б) нет, если общее собрание школы приняло такое решение;

в) да, если это осуществляется в принудительном порядке.

г) да, во всех случаях.

65. Какие учебные пособия может использовать в своей работе учитель обще­образовательной организации?

а) любые, по своему усмотрению:

б) только одобренные Минобразованием РФ,

в) только одобренные Минобразованием РФ и органом управления образованием субъекта РФ;

г) только одобренные Педагогическим советом школы.

66. Законно ли поступил директор школы, уволивший учителя за появление его на работе в состоянии алкогольного опьянения?

а) да, безусловно;

б) да, если это его повторное появление на работе в таком виде;

в) да, если на это получено согласие профсоюза;

г) нет.

67. Если учитель решил применять в своей деятельности новую методику, предусматривающую практические занятия, в ходе которых требуется вы­полнение обучающимися определенных трудовых функций, то каким образом он должен обеспечить внедрение этой методики?

а) включить практические занятия в свой рабочий план и потребовать от
обучающихся обязательного выполнения предусмотренных этим планом трудовых функций;

б) согласовать этот вопрос с завучем и проводить эти практические занятия в обычном порядке;

в) обратиться к руководителям образовательной организации с просьбой о включении этих занятий в образовательную программу и учебный план, и после включения приступить к этим занятиям;

г) получить согласие на проведение этих занятий от родителей (законных представителей) обучающихся и после этого проводить эти занятия в обычном порядке.

68. Кто из перечисленных не может являться председателем управляющего совета образовательной организации (выделите верные варианты ответов):

а) директор школы;

б) представитель общественности;

в) представитель учредителя;

г) представитель родительского коллектива.

69. Конкретные полномочия членов Управляющих советов образовательных организаций определяются (выделите верный ответ):

а) положением об Управляющем совете образовательной организации;

б) они указаны в Уставе образовательного учреждения;

в) определяются самими членами Управляющих советов;

г) положением и распределении стимулирующей части ФОТ.

70. Можно ли послать на сельскохозяйственные работы ученика в случае, если орган управления образованием принял решение об участии в этих работах?

а) нет, ни при каких условиях.

б) да, при условии согласия ученика.

в) да, при условии согласия его родителей (законных представителей).

г) да, при условии согласия ученика и его родителей (законных представителей).

71. Можно ли без разрешения учредителя внести в устав положения, разработанные и принятые образовательным организациям?

а) да, любые положения.

б) да, кроме положений, регулирующих отношения с учредителем.

в) закон допускает это в части устава, не урегулированной законом.

г) нет, закон не допускает этого.

72. Примерная основная образовательная программа по ФГОС состоит из:

а) рабочих (учебных) программ курсов, предметов, дисциплин, учебных модулей

б) базисного (примерного) учебного плана и (или) примерных программ курсов, предметов, дисциплин (учебных модулей) с учетом уровня и ступени образования;

в) требований к результатам подготовки выпускников;

г) других материалов, обеспечивающих качество подготовки обучающихся

73. Требования к условиям реализации основных образовательных программ по ФГОС описывают требования:

а) к материально-техническому обеспечению;

б) учебно-методическому обеспечению;

в) к соотношению гуманитарной и естественнонаучной составляющей образовательных программ;

г) кадровому обеспечению реализации основной образовательной программы.

74. Требования к структуре основных образовательных программ по ФГОС включают требования:

а) к соотношению (объемам) составляющих программы (гуманитарная, естественнонаучная, математическая и др.);

б) к уровню подготовки выпускников;

в) к соотношению обязательной части программы и части, которая формируется участниками образовательного процесса;

г) к минимуму содержания основных образовательных программ.

75. Качество образования – это

а) соответствие реальных образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям;

б) совокупность уровня индивидуальных достижений учащихся и качества деятельности преподавателя;

в) качество основных образовательных программ;

г) улучшение производительности труда в школе.

76. Основной целью СОКО является:

а) получение и распространение достоверной информации о качестве образования;

б) принятие правильных управленческих рений;

в) определение критериев для распространения стимулирующей части фонда оплаты труда при НСОТ;

г) подведение итогов работы образовательной организации.

77. Объектами оценки в системе образования являются:

а) образовательные программы;

б) образовательные организации;

в) индивидуальные образовательные достижения учащихся;

г) все вместе.

78. Внешнюю оценку качества образования дают:

а) органы управления образованием;

б) государственные структуры, органы власти;

в) производство;

г) общество.

79. Внутреннюю оценку качества образования дают:

а) обучающиеся;

б) обучающие;

в) ресурсное обеспечение;

г) общество.

80. Объектами внутреннего мониторинга являются:

а) оценка образовательных программ;

б) самооценка образовательного учреждения;

в) результаты сдачи ГЭ;

г) результаты специальных социологических опросов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *