Куда подавать жалобу в ФАС?

Куда подавать жалобу в ФАС?

Содержание

Для чего подается жалоба в ФАС

1. Внесение нужных участнику изменений в документацию (аукционную, конкурсную и пр.).
2. Обжалование решения закупочной комиссии об отклонении первой или второй части заявки.
3. Обжалование действий заказчика при проведении закупки.
4. Обжалование действий заказчика при заключении контракта.
5. Обжалование действия оператора электронной торговой площадки.
6. Для отмены закупки, продления срока проведения закупки

Кто может подать жалобу в ФАС по 44-ФЗ

Подать жалобу может любой участник закупки. По Федеральному закону № 44-ФЗ, участник закупки это практически любое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, причем не обязательно имеющее аккредитацию на ЭТП.
Но в последнее время стали появляться решения ФАС об отказе в рассмотрении жалобы, если она подана участником не аккредитованным на соответствующей торговой площадке (на наш взгляд неправомерные отказы).

Куда обращаться с жалобой на заказчика по 44-ФЗ

Большинство участников государственных и муниципальных закупок рано или поздно приходит к необходимости обращения за защитой своих прав в контрольные органы. Постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 органом, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок определена Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Жалоба по 44-ФЗ на действия конкретного заказчика подается в территориальный орган ФАС по месту расположения заказчика.

Особенности подачи жалобы в разных субъектах РФ

Необходимо отметить, что жалоба подается не в центральный аппарат Федеральной антимонопольной службы, а в территориальный орган ФАС по месту регистрации заказчика, закупка которого обжалуется. Поэтому при подаче жалобы необходимо учитывать специфику сложившейся практики принятия решений в данном субъекте РФ, так как зачастую решения контролирующих органов по одному и тому же вопросу в разных субъектах РФ отличаются.

Обратитесь за квалифицированной юридической помощью по подготовке жалобы на документацию и действия заказчика к эксперту нашего портала

Рахматуллину Марату Равильевичу

В каких случаях можно подать жалобу в ФАС

1. Неправомерные требования документации
Нередко при проведении государственных или муниципальных закупок заказчики неумышленно, а иногда намеренно включают в документацию о закупке неправомерные и избыточные требования как к самим участникам закупок, так и к документам, которые участники должны предоставить в составе заявки.
Обращения в адрес заказчика с требованиями о внесении изменений в т.ч. через запрос разъяснений не приводят к положительному результату, что обуславливает необходимость подачи жалобы на положения документации в УФАС по месту нахождения заказчика.
2. Неправомерные действия заказчика, закупочной комиссии
В данном случае часто обжалуется в ФАС незаконное отклонение заявки на участие в процедуре определения поставщика и жалобы на признание победителем лица, заявка которого не соответствует документации о закупке. Также сюда можно отнести жалобы на нарушение заказчиком процедуры проведения закупки и несоблюдение требований к содержанию протоколов рассмотрения.

3. Неправомерные действия заказчика при заключении контракта
К данной категории жалоб по 44-ФЗ можно отнести жалобы на нарушения заказчика при формировании проекта контракта, жалобы на отказ в приеме протокола разногласий на проект контракта или неправомерный отказ от заключения контракта с победителем закупки.
4. Жалобы на действия электронных торговых площадок
Наиболее редко встречающаяся жалоба, чаще всего вызванная отказом оператора ЭТП зарегистрировать участника закупки.

Какие сроки направления жалоб по 44-ФЗ

Жалоба на положения документации до окончания срока подачи заявки на участие в закупочной процедуре
Жалоба на действия заказчика не позднее чем через пять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов закупки
если обжалуемые действия совершены при рассмотрении вторых частей заявок или при подписании контракта — до заключения госконтракта
Жалоба на действия заказчика, связанные с заключением контракта не позднее даты заключения госконтракта
Жалоба на оператора торговой площадки в течение 30 календарных дней с даты совершения обжалуемых действий

Что должна содержать жалоба в ФАС

В различных ситуациях состав сведений и документов прилагаемых к жалобе сильно разнится. Как правило, жалоба должна содержать в себе номер извещения о закупке на официальном сайте, информацию о заявителе и заказчике, ссылки на обжалуемые действия заказчика и положения законодательства которые они нарушают.

Непредставление необходимых в конкретном случае сведений и документов может стать причиной отказа в приеме жалобы на действия заказчика.

Что может стать причиной отказа рассмотрения жалобы

Территориальный орган ФАС РФ вправе отказать в приеме жалобы по нескольким причинам:
— несоответствие требованиям, установленным Законом № 44-ФЗ;
— отсутствие на жалобе подписи уполномоченного лица;
— поступление жалобы по истечение установленного срока на подачу;
— аналогичная жалоба уже рассматривается.
При отказе в приеме жалобы можно устранить недочеты и подать ее повторно, либо если вы не согласны с отказом в приеме жалобы ФАС, то можно обратиться в суд.

Доверьте составление жалобы профессионалам

При составлении жалобы нужно очень хорошо разбираться в законодательстве о контрактной системе, чтобы выстроить логическую цепочку обоснования предъявляемых в жалобе требований.
Наши эксперты имеют большой опыт обжалования закупок по 44-ФЗ и помогут вам грамотно составить жалобу, которая с высокой степенью вероятности будет удовлетворена.
Свяжитесь с нами:

Ваш личный тендерный отдел!

Звоните +7 (903) 798-43-96

ПОИСК РЕШЕНИЯ И ПРЕДПИСАНИЯ ФАС ПО ЖАЛОБЕ (Как найти)

Все решения в области Госзакупок ФАС обязательно публикует на официальном сайте.

Для чего нужно искать решение ФАС.

Для начала разберемся, что же представляет собой база решений ФАС по жалобам 44-ФЗ.

Это онлайн-ресурс, содержащий информацию по заключениям федеральной антимонопольной службы в связи с урегулированием споров, возникших в результате внеплановых проверок участников контрактной системы, а также решений по поводу плановых ревизий.

На первый взгляд может показаться, что пользоваться базой поставщику необходимо только при подаче жалобы и отслеживании результата по ней.

Однако, данный каталог текстов необходим еще и в следующих случаях:

Аналитика заказчика

Перед участием в торгах поставщику следует ознакомиться с историей закупок, проводимых конкретным заказчиком. Насколько «проблемны» проводимые им торги.

Если в большинство заказов проходят с разбирательствами в ФАС, то следует взвесить все плюсы и минусы участия в данных закупках.

Мониторинг аналогичных разбирательств

Прежде чем направить жалобу, участнику целесообразно ознакомиться с текстами заключений, вынесенных по аналогичным проблемным ситуациям.

Поставщику будет легче аргументировать свою позицию, предоставить доказательную базу со ссылками на нормативные правовые акты и, что немаловажно, сослаться на аналогичные документы.

Сведения можно предоставлять не только по делам управлений антимонопольной службы конкретного округа, но и любого иного региона.

Поиск конкретных документов

Ну и основная функция базы — это поиск заключений заинтересованных участников процесса.

Все привлеченные к процессу разбирательства лица вправе ознакомиться с результатами проверки.

Если заключение не удовлетворяет требованиям поставщика, он имеет право на обжалование решения ФАС в судебном порядке.

Как найти РЕШЕНИЕ на сайте ФАС

На официальном сайте антимонопольной службы на главной странице доступен раздел «База».

Страница «Правовые акты» открывает доступ к поиску документов по всей сфере деятельности контролирующего органа.

Необходимо указать сферу деятельности «Контроль госзакупок».

Указать структурное подразделение. Это может быть как Центральный аппарат (к примеру, заявления на действия оператора торговой площадки), так и территориальные управления.

Ну и, наконец, если известно, указать номер документа и период, в течение которого вынесено заключение.

База также доступна на сайтах конкретных управлений.

Как найти в ЕИС

Намного проще система поиска построена на сайте Единой информационной системы. Заключения по жалобам находятся в специальном реестре (раздел «Мониторинг, аудит и контроль») доступен многочисленный набор параметров по поиску необходимых документов.

Поиск осуществляется по следующим параметрам: статус, содержание, субъект жалобы, орган контроля, данные участника, дата поступления документа и др.

Как можно заметить, намного проще ввести данные заказчика, на кого подана жалоба, или же сведения поставщика, кто подал заявление для проверки.

Порядок подачи жалобы по 44-ФЗ (ст. 105)

В государственных закупках работа и добросовестность поставщиков находится под особым контролем и за существенные нарушения действующего законодательства можно попасть в реестр недобросовестных поставщиков. материал на эту тему можно посмотреть по ссылке.

Работу заказчиков контролирует сразу несколько федеральных ведомств.

Данному виду контроля в Законе о контрактной системе отведена целая глава, которую мы рассмотрели в этой статье. Однако, на этом контроль за закупками заказчика не заканчивается.

Для обеспечения прозрачности и доступности закупок, не допущения ограничения конкуренции и сговора между сторонами госзаказа Законом о контрактной системе предусмотрена возможность подачи жалобы.

Стоит отметить, что жалобу можно подать как на неправомерные действия, так и на бездействие.

На кого можно жаловаться?

Это могут быть заказчики и его должностные лица, уполномоченные учреждения, оператора электронной площадки и оператора специализированной электронной площадки.

Кто может жаловаться?

По сути, исходя из части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе, пожаловаться может любой гражданин, если действия или бездействия должностных лиц нарушают права и интересы этого гражданина.

Когда можно подавать жалобу?

В любое время определения поставщика, но не позднее десяти календарных дней с даты подведения итогов закупки. То есть фактически жалобу можно подать в любой момент с даты размещения закупки в Единой информационной системе до даты заключения контракта.

Но всё было бы так просто, если б это не был наш горячо любимый 44-ый.

Есть несколько нюансов:

на положения документации и извещение о закупке жалоба может быть подана не позднее окончания срока подачи заявок;

если жалоба направлена на действия (бездействия) должностных лиц во время или после рассмотрения заявок, то подать её может только участник закупки, подавший заявку на участие в торговой процедуре;

если обжалуемые действия совершены после рассмотрения вторых частей заявок на участие в конкурсах и аукционах или при заключении контракта, то обжалование таких действий осуществляется до заключения контракта;

обжалование действий (бездействий) оператора электронной площадки и специализированного оператора электронной площадки возможно в течение тридцати дней с момента совершения обжалуемых действий.

По окончании этих сроков жаловаться можно только в судебном порядке.

КУДА ПОДАТЬ ЖАЛОБУ?

Жалобу на действия (бездействия) должностных лиц необходимо подавать в органы, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок исходя из подведомственности заказчика (федерального уровня, уровня субъекта, органы местного самоуправления, контрольные органы в сфере гособоронзаказа).

Также подача жалобы в ФАС не является препятствием для одновременного обращения с исковым заявлением в судебные органы.

Информация о всех поданных жалобах и принятых по ним решениям включается в реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний. Данные, внесённые в реестр, доступны для ознакомления в свободном доступе в Единой информационной системе в разделе «Контроль и аудит».

ВОЗВРАТ ЖАЛОБЫ

Казалось бы, что здесь сложного? Написал своё мнение — бумага всё стерпит, приложил документы, какие посчитал нужным, а там знающие люди разберутся. Но всё далеко не так.

Жалоба может быть возвращена лицу, её направившему.

Решение о возвращении жалобы должно быть принято в течение двух рабочих дней с даты обращения. Поэтому если этот срок истёк, а вам никто жалобу не вернул, то, скорее всего, вашу жалобу рассматривают.

Закон о контрактной системе даёт возможность участнику закупки отозвать поданную им же жалобу. Произойти это должно ДО принятия решения по жалобе. И больше по тем же причинам жаловаться у участника не получится. Закон это запрещает.

Причины возврата жалоб:

Жалоба не соответствует требованиям Закона о контрактной системе — не подойдёт вариант «пишу как хочу».

Жалоба не подписана уполномоченным лицом — даже если все документы по жалобе в порядке, но в сопроводительном письме забыли поставить подпись, то всё будет возвращено обратно жалобщику.

Жалоба подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами — необходимо приложить приказ наделении полномочиями по направлению жалоб либо о назначении (тогда лучше приложить копию должностной инструкции, если в приказе прямо не указаны полномочия по направлению обращений).

Жалоба на те же действия (бездействия) по которым уже есть решение суда или контрольного органа — увы, так тоже бывает, иногда кто-то успевает быстрее нас.

КАК ПРАВИЛЬНО ОФОРМИТЬ ЖАЛОБУ В КОНТРОЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

В первую очередь, необходимо знать, что жалоба подаётся в письменном виде. Никакие e-mail-ы, телеграфы, факсы и усиленные электронные цифровые подписи здесь не действуют. При подаче жалобы (точнее уже при её оформлении) участником закупки формируется целый пакет документов.

Обязательные требования Закона по содержанию жалобы:

Наименование, местонахождения, почтовый адрес, номера контактных телефонов лица, действия (бездействия) которого обжалуются.

Наименование, местонахождения, почтовый адрес, номера контактных телефонов лица, подавшего жалобу.

Указание на закупку, за исключением случае обжалования действий (бездействий) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки.

Указание на обжалуемые действия (бездействия) должностных лиц.

Документы, подтверждающие обоснованность жалобы — это могут копии документов или скриншоты монитора компьютера, например.

Сопроводительное письмо с указанием перечня прилагаемых к жалобе документов.

Сама жалоба подписывается лицом её подающим либо его представителем. Если жалоба подаётся представителем, то необходимо приложить доверенность или иной подтверждающий его полномочия документ.

НОРМАТИВНАЯ БАЗА:

Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 №728;

Постановление Правительства РФ от 27.10.2015 №114.

Если участник государственных закупок считает, что в процессе проведения тендера были нарушены его права, он может обратиться в надзорный орган – Федеральную Антимонопольную службу (ФАС). Порядок подачи жалоб регулируется ФЗ-44 2013 г. «О контрактной системе в области закупок продукции, работ, оказания услуг для обеспечения гос. и муниципальных потребностей» и ФЗ-223 2011 г. «О государственных закупках».

Распространенные нарушения на площадках

Госзакупки проводятся на сервисах, именуемых электронными площадками. Владеют сайтами специальные структуры – операторы. Они обеспечивают проведение закупок на собственной площадке. Список операторов отражен в Распоряжении Правительства РФ № 1447-р 2018 г.

Большинство участников закупок сталкиваются с такими нарушениями:

  • некорректные положения планов и закупочных документов;
  • незаконные причины отказа по заявкам;
  • незаконные действия в ходе оформления контрактов;
  • неправомерные действия оператора в процессе проведения аккредитации и торгов.

Кто может подавать жалобу

В компетенцию ФАС входит разрешение следующих вопросов:

  • относительно содержания документов и правомерности требований, отраженных в них;
  • относительно действия или бездействия комиссии;
  • относительно действий оператора, включая аккредитацию.

Для первой категории претензии могут подавать любые физ. или юр. лица, вне зависимости от того, входят ли они в число участников торгов или нет. Для второй и третьей категории, обращения принимаются только от субъектов, чьи права были ущемлены, т.е. от участников торгов по отклоненным заявкам, сбоям в работе площадок и т.д.

Сроки подачи жалоб

Если участник тендера выявил недочеты в документах, то подавать жалобу ему нужно до окончания периода размещения заявки. В процессе проведении конкурса писать претензию можно в любое время после публикации тендера, но не позднее 10 суток с момента размещения на сайте протокола рассмотрения заявок.

Неправомерные действия, которые были осуществлены после признания победителя закупки, можно обжаловать на стадии оформления контракта. 30 дней есть у заинтересованных лиц, что оспорить выявленные нарушения со стороны оператора в процессе аккредитации.

Если сроки написания претензий истекли, участник торгов может обратиться с иском в Арбитражный суд.

Как правильно составить жалобу

При подготовке документа обязательно указывается:

  • наименование структуры, куда подается претензия, и ее адрес;
  • наименование лица, который составляет документ с указанием контактов;
  • наименование юр. лица, которое совершило правонарушение в процессе проведения тендера, с указанием его местонахождения;
  • указание на конкретную закупку, если обращение связано с ней;
  • название претензии;
  • перечень действий или бездействий, которые обжалуются заявителем с изложением обстоятельств дела;
  • все бумаги, подтверждающие факты, изложенные в претензии.

В конце документа ставится дата и подпись заявителя с расшифровкой.

В претензии может отражаться информация о нарушениях только по одному тендеру. Если в документе содержатся данные по нескольким закупкам, он возвращается заявителю.

Скачать образец

Скачать образец жалобы в ФАС на электронную площадку

Обращение предоставляется в письменном или в электронном виде, если у заявителя есть электронно-цифровая подпись (ЭЦП). Документ рассматривается в Центральном аппарате ФАС, если в нем содержится претензия к оператору площадки или в территориальном отделении, если обращение по закупкам в рамках обеспечения гос. или муниципальных потребностей (п. 3.9 — 3.14 регламента ФАС). Вся информация есть на сайте организации.

Такой вариант обращения называется внесудебным способом обжалования. Наличие жалобы в ФАС не является препятствием для обращения в суд по аналогичному поводу.

Рекомендуем почитать: Жалоба на проведение госзакупок

Как рассматриваются обращения

После поступления обращения, ФАС обязан рассмотреть документ в 5-дневный срок. При этом у сотрудников учреждения есть 2 дня для вынесения решения о возврате или принятию к рассмотрению.

Данные о жалобе вместе с содержанием письма размещаются в Единой информационной системе в области закупок (ЕИС). Комиссия назначает дату рассмотрения, о чем сообщается заинтересованным лицам. На заседании может находиться заявитель, представитель оператора и другие лица, имеющие отношение к делу. Нужно быть готовым к предъявлению документов, подтверждающих личность.

Комиссия рассматривает обращение и принимает одно из трех решений:

  • Претензия обоснована, т.е. подтверждается, что в действиях ответчика есть нарушения. Подготавливается предписание об устранении выявленных недостатков.
  • Обращение частично обосновано – решение также готовится в форме предписания.
  • Жалоба не обоснована — комиссия не установила факты нарушений со стороны оператора, т.е. все его действия признаются законными.

После оглашения решения, в течение трех дней подготавливается письменный вариант, который выдается на руки заинтересованным лицам или пересылается в их адрес по почте.

Заключение комиссии считается окончательным, но его можно обжаловать в суде. Срок направления иска – 3 месяца с даты вынесения решения.

В НАЧАЛО РЕГЛАМЕНТА ФАС

Порядок рассмотрения жалобы по существу

3.24. Рассмотрение жалобы осуществляется на заседании Комиссии контролирующего органа.

3.25. Контролирующий орган рассматривает жалобу по существу в течение пяти рабочих дней со дня поступления жалобы. При этом первым днем считается день, следующий за днем поступления жалобы в контролирующий орган.

Контролирующий орган вправе направить Заказчику, оператору электронной площадки и заявителю запрос о представлении на заседание Комиссии сведений и документов, необходимых для рассмотрения жалобы.

3.26. Заказчик, действия (бездействие) которого обжалуются, обязан представить Комиссии конкурсную документацию, документацию об аукционе (в том числе документацию об открытом аукционе в электронной форме), извещение о проведении запроса котировок, изменения в конкурсную документацию, документацию об аукционе (в том числе в документацию об открытом аукционе в электронной форме), заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе (в том числе заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме), котировочные заявки, протоколы вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в аукционе (в том числе открытом аукционе в электронной форме), протоколы рассмотрения и оценки котировочных заявок, протоколы оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протоколы аукциона (в том числе открытого аукциона в электронной форме), аудио-, видеозаписи и иные документы и сведения, составленные в ходе размещения заказа.

3.27. Оператор электронной площадки обязан представить Комиссии документы, составленные в ходе проведения открытого аукциона в электронной форме, и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы, за исключением сведений об участниках размещения заказа, конфиденциальность которых оператор электронной площадки обязан обеспечивать в соответствии с Законом о размещении заказов.

3.28. Заявитель, Заказчик, оператор электронной площадки и заинтересованные лица вправе лично присутствовать при рассмотрении жалобы по существу либо направить для участия в рассмотрении жалобы своих представителей.

Подтверждение полномочий физических лиц, индивидуальных предпринимателей не требуется. Полномочия руководителей юридических лиц подтверждаются решением (копией решения) о назначении или об избрании лица на должность, в соответствии с которым такое лицо обладает правом действовать от имени юридического лица без доверенности.

Полномочия представителей должны быть подтверждены доверенностью или иным подтверждающим его полномочия документом.

На заседание Комиссии допускаются лица при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

3.29. Рассмотрение жалобы Комиссией осуществляется в присутствии заявителя, Заказчика, оператора электронной площадки, заинтересованных лиц и иных лиц, выразивших желание присутствовать на заседании Комиссии.

К участию в рассмотрении жалобы могут быть привлечены эксперты, представители органов государственной власти, свидетели (лица, которым могут быть известны обстоятельства, относящиеся к рассмотрению жалобы) (далее – привлеченные лица).

В случае если при рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки выявляются признаки нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по созданию, ведению, развитию и обслуживанию официального сайта, организацией, оказывающей услуги по ведению и обслуживанию официального сайта федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение реестра контрактов, то внеплановая проверка проводится в отношении действий (бездействия) указанных лиц с их уведомлением о проведении внеплановой проверки.

В случае отсутствия на заседании Комиссии одной из сторон либо нескольких сторон заседание комиссии может быть перенесено на более позднюю дату. При переносе даты рассмотрения жалобы срок ее рассмотрения не продлевается и не может составлять более пяти рабочих дней со дня ее поступления. В случае если перенос срока рассмотрения жалобы невозможен, Комиссия обязана рассмотреть жалобу и принять решение, в том числе в случае отсутствия одной из сторон либо нескольких сторон.

Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов Комиссии.

Рассмотрение жалобы Комиссией на закрытом заседании допускается в случаях, если открытое заседание может привести к разглашению государственной тайны, в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

На заседании Комиссии ведется аудиозапись, которая должна храниться не менее трех лет. Любое лицо, присутствующее на заседании Комиссии, вправе осуществлять аудио- и видеозапись заседания Комиссии, предварительно уведомив об этом Комиссию.

Непосредственно перед рассмотрением жалобы Комиссия проверяет полномочия заявителя, Заказчика, оператора электронной площадки, заинтересованных лиц, присутствующих на рассмотрении жалобы. В случае если полномочия указанных лиц не подтверждены должным образом, такие лица вправе присутствовать на заседании Комиссии без права давать пояснения по существу жалобы.

3.30. Председатель Комиссии либо в отсутствие председателя его заместитель, осуществляющий его обязанности (далее — Ведущий заседание):

— открывает заседание Комиссии и объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению;

— разъясняет сторонам, участвующим в рассмотрении жалобы, и иным заинтересованным лицам их права и обязанности;

— разъясняет порядок рассмотрения жалобы, уведомляет о том, что при рассмотрении жалобы ведется аудиозапись заседания и проводится внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов при размещении заказа, являющегося предметом рассмотрения жалобы;

— руководит рассмотрением жалобы, обеспечивает условия для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела, обеспечивает рассмотрение заявлений и ходатайств лиц, участвующих в рассмотрении жалобы;

— принимает меры по обеспечению установленного порядка рассмотрения жалобы.

В случае отсутствия лиц, направивших возражения на жалобу, сотрудником контролирующего органа также сообщается о содержании таких возражений.

В ходе рассмотрения жалобы Заказчик, оператор электронной площадки дают возражения по фактам, указанным в жалобе заявителя. Заинтересованные и привлеченные лица вправе давать свои пояснения по жалобе в устной и (или) письменной форме.

3.32. Комиссия при рассмотрении жалобы осуществляет в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов и настоящим Регламентом внеплановую проверку соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов при размещении заказа, являющегося предметом рассмотрения жалобы.

Внеплановая проверка проводится одновременно с рассмотрением жалобы.

При этом проверяется соответствие всех действий (бездействия) Заказчика, оператора электронной площадки, в том числе не указанных в жалобе, а также всех документов по организации и проведению торгов или запроса котировок, относящихся к размещению заказа, являющегося предметом жалобы, требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов.

3.33. Комиссия при рассмотрении жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки заслушивает пояснения сторон, заинтересованных и привлеченных лиц, а также передает копии пояснений и возражений на жалобу, представленных в письменной форме, представителям сторон и заинтересованных лиц, присутствующим на заседании Комиссии, испрашивает необходимые документы для ознакомления. Комиссия вправе получать объяснения сторон, заинтересованных и привлеченных лиц по фактам, изложенным в жалобе, а также иным вопросам, связанным с размещением заказа, совершать иные действия, направленные на всестороннее рассмотрение жалобы и проведение внеплановой проверки.

3.34. Комиссия по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе может объявить перерыв в заседании Комиссии. При этом необходимо учитывать, что жалоба должна быть рассмотрена в срок, не превышающий пять рабочих дней со дня ее поступления в контролирующий орган. Объявление перерыва на срок, в результате которого общий срок рассмотрения жалобы превысит пять рабочих дней, не допускается.

При объявлении перерыва лицам, присутствующим на заседании Комиссии, объявляется о дате, времени и месте продолжения заседания Комиссии. После окончания перерыва заседание Комиссии продолжается с того момента, на котором заседание было прервано.

В случае если после окончания перерыва изменился состав Комиссии или на заседание Комиссии явилась одна из сторон (Заказчик, оператор электронной площадки, заявитель), отсутствовавшие на заседании до объявления перерыва, то рассмотрение жалобы и проведение внеплановой проверки начинается заново.

3.35. По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссия принимает единое решение.

Решение принимается Комиссией простым большинством голосов членов Комиссии, присутствовавших на заседании Комиссии. В случае если член Комиссии не согласен с решением, он излагает письменно особое мнение.

При принятии решения учитываются все обстоятельства дела, установленные Комиссией в результате рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки.

Комиссия по результатам рассмотрения жалобы принимает решение о признании жалобы обоснованной, частично обоснованной или необоснованной. Жалоба признается частично обоснованной в случае, если установлены не все указанные в такой жалобе нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов.

Рассмотрение жалобы не проводится в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе по критериям оценки заявок на участие в конкурсе, указанным в пунктах 1 и 1.1 части 4 статьи 28, пунктах 1, 2 и 4 части 3 статьи 31.6 Закона о размещении заказов. В этом случае Комиссия принимает решение о том, что соответствующий довод жалобы не относится к компетенции контролирующего органа.

3.36. Решение Комиссии подлежит немедленному оглашению по окончании рассмотрения жалобы по существу. При этом оглашается только его резолютивная часть. В случае если в результате рассмотрения жалобы или проведения внеплановой проверки территориальным органом и ФАС России по одному и тому же размещению заказа вынесены решения (выданы предписания), противоречащие друг другу полностью или частично, решение (предписание) территориального органа действует и выполняется в части, не противоречащей принятому решению (предписанию) ФАС России.

Решение (предписание) Комиссии является окончательным и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

3.37. В случаях если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов, Комиссия выдает предписание об устранении таких нарушений.

Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты размещения заказа.

3.38. Предписание подлежит исполнению в срок, установленный таким предписанием.

Неисполнение в установленный срок предписания влечет за собой последствия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Под неисполнением в срок предписания понимается уклонение от исполнения либо частичное исполнение предписания, а также несвоевременное исполнение такого предписания.

  • РусТендер
  • Вопрос-ответ
  • Федеральная Антимонопольная Служба
  • Подача жалобы в ФАС

Деятельность Федеральной антимонопольной службы, или ФАС России, заключается в поддержании принципов свободной конкуренции.

Главным образом ФАС России рассматривает следующие случаи:

  1. злоупотребление доминирующим положением;

  2. сговор с целью завышения цен;

  3. преференции со стороны органов власти по отношению к подрядчикам;

  4. навязывание дополнительных услуг;

  5. нарушение закона о рекламе.

В чем заключается работа ФАС?

На практике деятельность антимонопольной службы может быть очень полезна как простым людям, так и юридическим лицам.

В сфере государственных закупок самым распространенным случаем является подача жалобы в ФАС на ошибки в документации и неправомерные действия заказчика

Чтобы воспользоваться своими правами нужно, во-первых, их знать, а во-вторых, грамотно составить обращение в соответствующий орган.

Порядок подачи жалобы в ФАС и в каких случаях ждать отказа?

Существует два способа обращения в антимонопольную службу:

  1. жалоба – просьбу о защите прав или свобод заявителя;

  2. заявление – по сути, сообщение о нарушении закона. Заявитель может сообщать, как о нарушении непосредственно своих прав, так и о нарушениях, не касающихся его лично. Главное, чтобы вопрос, описываемый в заявлении, был в компетенции службы.

В ФАС можно обращаться, как по почте, так и через интернет, заполнив форму на сайте ведомства. Жалобу, связанную с нарушениями в сфере государственных закупок можно подать либо в бумажном виде, либо в форме электронного документа на адрес электронной почты территориального контролирующего органа (управление ФАС в субъекте РФ).

Данные для отправки жалобы в антимонопольный орган обычно указаны на сайте каждого УФАС.

Наши специалисты помогут Вам составить жалобу в ФАС для защиты Ваших интересов в торгах.

Сроки подачи жалобы в ФАС

Срок подачи жалобы в ФАС, согласно 44-ФЗ составляет 10 дней с момента размещения в Единой информационной системе итогового протокола. В течение 2 дней после подачи жалобы, информация о ней размещается в ЕИС, а также направляется уведомление лицам, участвующим в рассмотрении (заявителю, заказчику, оператору электронной площадки):

  1. о поступлении жалобы;
  2. ее содержании;
  3. о месте и времени ее рассмотрения.

В течение 5 рабочих дней контролирующий орган рассматривает жалобу по существу и выносит мотивированное решение. В течение 3 рабочих дней с даты принятия решения и, в случае выдачи предписания, с даты выдачи такого предписания, направляет копию решения и предписания участнику, подавшему жалобу, заказчику, а также оператору электронной площадки.

Подготовка и подача жалобы в ФАС

регламентированные сроки и защита интересов в суде

Заказать

Иногда обращение остается без ответа. Основания для этого четко оговорены законом:

  • Вы не сообщите фамилию;

  • Вы наберете текст одними заглавными буквами, латиницей или не разобьете его на предложения;

  • Вы повторно обращаетесь с одним и тем же вопросом, не сообщая новые факты;

  • Вы обращаетесь с вопросом по поводу решения суда.

Как подавать жалобу в ФАС в электронном и письменном виде знают не все. И то, и другое должно содержать одинаковую информацию, отличаются они исключительно оформлением.

Жалоба в ФАС — как оформить обращение?

  • К подготовке пакета документов стоит подойти очень тщательно. Небрежность может стать козырем в руках вашего будущего оппонента, привести к затягиванию процесса рассмотрения.

  • Составление жалобы в ФАС требует грамотности и терпения, если она подается письменно, то по установленной форме.

  • Если речь идет о юридическом лице, то обращение пишется от лица представителя компании и заверяется его личной или электронной цифровой подписью.

  • К жалобе прикладываются документы, подтверждающие вашу правоту, и их список.

  • Текст обращения должен содержать ссылки на законодательные акты, подтверждающие Вашу точку зрения.

  • Не забудьте об информации о Вас или о компании.

В конце статьи Вы увидите образец жалобы в ФАС, составленной на фирменном бланке организации.

Если обращение будет от юридического лица, то Вам потребуется фирменный бланк организации и также необходимо будет завизировать его как исходящий документ. Документ должен быть подписан подающим лицом или его уполномоченным представителем (в этом случае пакет документов должен содержать доверенность на право подписи).

Порядок подачи жалобы в ФАС

Когда подготовка окончена, нужно решить, каким образом будет подана жалоба: в электронном виде или в бумажном.

При любом варианте необходимо помнить, что:

  1. Важно соблюсти сроки подачи.

  2. Вам необходимо подать жалобу в территориальный орган ФАС России, его адрес можно найти в интернете на официальном сайте службы.

Уведомление о принятии жалобы к производству будет отправлено на Ваш адрес электронной почты, либо почтой России, а также размещено на сайте http://zakupki.gov.ru/ в Единой информационной системе.

В принципе, порядок всегда один и тот же, хотя и имеет свои отличия в зависимости от того, какое нарушение совершено.

Жалоба в ФАС по 223-ФЗ — новые условия с 2018 года

Жалобы в ФАС на заказчика

Участие в аукционах часто приводит к конфликтным и просто неоднозначным ситуациям. Желание какой-либо структуры оттеснить одного или нескольких участников, сговоры, затягивание сроков приема заявок – то, с чем часто встречаются, подрядчики. Если Вы столкнулись с подобной ситуацией, то обращаться нужно именно в антимонопольную службу.

Важно понимать, кто в каком случае имеет право подать жалобу:

  1. на содержание конкурсной документации — любое лицо;
  2. на действия комиссии или заказчика при рассмотрении заявок, подведении итогов, проведении аукциона или иных действиях, совершенных после срока окончания подачи заявок — только лицо, подавшее заявку.

Формулировок жалоб немало. Каждая из них эффективна в конкретном случае. Их виды зависят от типа конкурса:

  1. заказ для федеральных нужд госорганами и органами, управляющими внебюджетными фондами: жалоба на поведение заказчика во время размещения заказа, его действие или бездействие;

  2. участвуя в закрытом конкурсе для потребностей субъекта РФ или муниципальных нужд, Вы также можете написать жалобу в ФАС на действия или бездействия заказчика;

  3. будучи участником электронного аукциона, Вы можете обжаловать действия оператора электронной торговой площадки, в том числе, если у вас возникли проблемы с аккредитацией.

Совет: если Вы подаете жалобу в антимонопольную службу на нарушение законодательства о госзаказе, очень важно не терять времени из-за незнания формальностей. Именно поэтому лучший выход – доверить подготовку специалистам, обратившись в «РусТендер».

Однако некоторые правила должен знать каждый. Мы перечислим только основные моменты, которые не ограничивают всего многообразия возможных ситуаций:

  • Жалоба в ФАС на документацию должна быть подана до того, как закроется прием заявок на участие;

  • она должна быть в письменной форме и заверена личной или электронной подписью;

  • действия оператора ЭП обжалуются в течение 30 дней, а жалоба на заказчика должна быть подана до заключения контракта, в течение 10 дней с даты размещения итогового протокола;

  • о месте и времени рассмотрения обращения Вы узнаете в течение двух дней после подачи документов.

В ходе рассмотрения проводится проверка, по итогам которой Ваше обращение может быть признано обоснованным, необоснованным или частично обоснованным.

В чем же главная цель подачи жалобы в ФАС? В выявлении нарушений закона: если таковые будут выявлены, то контракт не будет заключен до их устранения.

Помощь при подготовке обращения

Очень важно подготовить все необходимые документы оперативно и оформить их в соответствии с требованиями закона. От этого во многом зависит вероятность быстрого и благоприятного для Вас решения о нарушении в сфере госзаказа.

Доверьтесь команде профессионалов компании «РусТендер». Наши специалисты обладают большим опытом работы в сфере госзаказа, а это значит, что мы сумеем обойти подводные камни и опасные мели. Хотите подать жалобу в ФАС? Просто оставьте на заявку на сайте или позвоните по бесплатному номеру 8-800-700-23-26 и мы:

  1. проанализируем ситуацию;

  2. подготовим документы так, чтобы не допустить затягивания дела;

  3. подадим пакет документов с соблюдением всех сроков.

Работа с нами – это оперативная помощь Вашему бизнесу. Наша компания оказывает целый комплекс услуг в сфере госзаказа и закупок государственных компаний. Нам есть что предложить, как опытным, так и начинающим игрокам.

Образец жалобы в ФАС

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *