Личные неимущественные права авторов

Личные неимущественные права авторов

Вообще все права, которые человек приобретает (или не приобретает – как фишка ляжет) в течение своей жизни, делятся на две группы: имущественные права (право собственности на любимый велосипед и «счастливые» трусы) и нематериальные блага (и их подвид — личные неимущественные права).
Так как впереди долгие и подробные разговоры об имущественных правах, сегодня побеседуем о духовном и нематериальном, а именно – о личных неимущественных правах.
Нематериальные блага отнюдь не ограничиваются всего лишь авторским правом. Так, Гражданский кодекс Российской Федерации к нематериальным благам относит следующие безусловно ценные явления:
— жизнь и здоровье;
— достоинство личности;
— личная неприкосновенность;
— честь и доброе имя;
— деловая репутация;
— неприкосновенность частной жизни;
— личная и семейная тайна;
— право свободного передвижения;
— выбора места пребывания и жительства;
— право на имя;
— право авторства;
— иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага.*
Делится все это богатство на нематериальные блага и личные неимущественные права по следующему принципу: все, что любезному гражданину нашей доблестной страны причитается с момента рождения и по факту рождения на просторах 1/6 части суши, является нематериальными благами . Например: право на жизнь и здоровье, право на честь и доброе имя. А то, что жалуется на основании закона, относится к личным неимущественным правам, в том числе и право авторства. Грань между благами и правами достаточно тонкая и условная и, как мне кажется, придумана исключительно для того, чтобы гиганты отечественной цивилистики имели хороший повод для интеллигентных споров за рюмкой чая.
Основная особенность нематериальных благ и личных неимущественных прав, она же – отличие от имущественных прав, в том, что они, во-первых, лишены материального (имущественного) содержания, их нельзя оценить в денежном выражении и, во-вторых, они неразрывно связаны с личностью их носителя, что означает невозможность их отчуждения или иной передачи другим лицам ни по каким основаниям.
Перевожу: право на жизнь не имеет цены и продать его кому-нибудь нельзя. Точно так же, как и право авторства (т.е. право признаваться автором произведения).
Все эти права защищаются законодательством (в некоторых случаях – вплоть до защиты прав уже умершего человека), впрочем, с присущим нашей исполнительной власти чувством юмора. Желающие посмеяться могут пойти и попробовать рассказать сержанту Сидорову, патрулирующему переход под Пушкинской площадью при температуре воздуха +30 в тени, про свои права на свободное передвижение и выбор места жительства. Занимательная у вас будет беседа – особенно если вы подготовитесь и обрушите на несчастного сержанта с фрикативной «г» цитаты из Постановлений Конституционного суда РФ. Полагаю, что сержант, движимый исключительно просветительским инстинктом, продемонстрирует вам, как на основании закона ваши прекрасные нематериальные блага и неимущественные права могут быть ограничены. Заодно посмотрите на обезьянник. Изнутри.
Но, какой бы нежной утопией не выглядели личные неимущественные права, определенная (и существенная!) польза от знакомства с ними имеется. Потому что это знакомство, перерастая в крепкую дружбу, позволяет влить полведра дегтя в горшочек меда главного редактора/издателя и учинить нежный авторский беспредел.
К личным неимущественным правам автора относятся следующие права:
— право признаваться автором произведения (право авторства);
— право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);
— право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;
— право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).**
Обсудим по пунктам.
1. Право авторства. Вернемся к Васе с Осей, которые, жертвуя собственным здоровьем на благо просвещения широкой общественности, написали эпохальный путеводитель по заповедным пивным местам. Пока они тратили гонорары на восстановление печени и пошатнувшихся нервов, некто Гоша Пипкин, подковыривая в носу, обнаружил сию нетленку и, недолго думая, выложил в сети, подписав собственным именем. Руководствуясь принципом «тихо сп.здил и ушел – называется нашел» (хотя в нашем случае – называется «плагиат»). Вот тут-то Вася с Осей (или Ося без Васи, или наследники обоих, если гонорары нашим героям впрок не пошли) могут бежать к юристам, потирая ручки на ходу, и строчить под диктовку исковое заявление с требованием урезонить зарвавшегося хама Пипкина и взыскать с него компенсацию за наглость — нарушение права авторства.
2. Право на имя. Оно же – право автора выбирать, под каким именем обнародовать свое произведение. Вариантов, согласно Закону, может быть три: подлинное имя, псевдоним, анонимно. В первом случае все просто — при публикации произведения указываются полные фамилия, имя, отчество автора (или фамилия и инициалы), если авторским договором не установлено иное.
Если же Вася с Осей стыдятся своих пивных похождений и не хотят, чтобы авторов почтенного труда в Баварии и Чехии идентифицировали как «того русского, который – нет, ты помнишь? – после трех литров пива упал под стол, кусал ножку стула и требовал от бармена срочного акта любви», то они могут свой путеводитель опубликовать под псевдонимами, выбрав что-нибудь эффектное и запоминающееся. Например, «Котя Вервольфович» и «Аполлон Бельведер-Залесский». Непременно указав в авторском договоре, что публикация допускается только под указанными псевдонимами. А если все очень запущенно и слухи о Васиных и Осиных изысканиях на чужбине переполняют отечественную прессу – наши герои и вовсе могут публиковаться анонимно (указав это опять же, в авторском договоре).
И вот тогда… тогда издатель и пикнуть не может, и намекнуть не смеет – кто же на самом деле авторы бестселлера. Иначе – см пункт 1 – юристы, исковое, компенсация. А если Вася и Ося загнутся, не успев объявить о своем авторстве (т.е. сообщить всему миру, что они – «те самые, которые…»), то траурные переиздания их путеводителя также должны будут печататься под псевдонимами или анонимно.
Но если среди читателей найдется хитрый филолог-лингвист, в загребущие ручки которого по чистой случайности попадут школьные сочинения Васи и Оси на тему «Как я провел лето» и первые упражнения наших героев со словом и слогом (проходящие по категории «креатиффчег»), и этот наглый тип пошуршит учебником, помашет красным карандашом – да и определит авторство Васи и Оси, а свои научные выводы опубликует – имеет право. Васе и Осе останется только стирать пломбы от злобы и учиться жить в свете немеркнущей славы.
3. Право на обнародование. То есть право автора предоставить доступ к своему произведению любым третьим лицам (кроме собственно автора и издателя). Чаще всего реализуется путем заключения соответствующего авторского договора. При этом произведение считается обнародованным только в том случае, если публикация (воспроизведение, показ, и т.п.) были осуществлены с согласия автора, на основании авторского договора и с соблюдением его (договора) условий.
Если автор после обнародования произведения перегрелся на солнцепеке, то он может использовать свое право на отзыв ***. То есть отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения.
Предположим, Вася и Ося заключили авторский договор и передали издательству «Пивняк-сушняк» исключительные права на публикацию своей нетленки. Издательство воодушевилось, заказало красочные фотографии, подготовило рукопись к печати, заключило договор с типографией, и вот когда первые глянцевые страницы поползли из типографского станка – авторы передумали. Решили, что в настоящем виде их труд поверхностен, незрел и не имеет метафизической целостности. Поэтому опубликовать его – опозориться на всю оставшуюся жизнь. Тогда им остается только сообщить об этом издательству «Пивняк-сушняк», выслушать часовую матерную тираду (спешно записывая новые слова и обороты), оплатить ВСЕ убытки издательства (гонорары фотографу, дизайнеру, оформителю, стоимость печати, перевозки, хранения, рекламы и т.п.), выплатить предусмотренную авторским договором неустойку, а после этого – получить на руки уже отпечатанные экземпляры путеводителя и в домашних условиях осваивать приготовление питательного бульона из книжного клея. Потому что ничего, кроме своих отозванных книжек, Васе и Осе на покушать не останется.
Если же степень поражения Васи-Осиных мозгов достигла критической отметки, наши авторы могут публично оповестить широкую общественность об отзыве своего путеводителя и изъять сей монументальный труд из продажи. Разумеется, с неизменным возмещением всех убытков.
Из всей этой дорогущей идиллии авторского произвола есть одно исключение — право на отзыв не может быть применено автором, если его произведение является служебным. Но и тут есть варианты для импровизации – автор может принять решение не передавать свое произведение работодателю. Конечно, опять придется раскошелиться и возместить собственной конторе стоимость затраченных при создании произведения материалов. Но после облегчения кошелька невозможно будет заставить автора передать свое произведение работодателю. Получается, что право на отзыв служебного произведения утрачивается автором после того, как он передал это произведение своему работодателю.
4. Право на защиту репутации автора. На мой юридический вкус, это право – просто именины сердца для изможденного капризной музой автора. Потому что содержание этого права сводится к следующему: без согласия автора недопустимо внесение в произведение любых изменений — даже если они не наносят ущерба чести и достоинству автора (сие следует из того, что автору и только автору принадлежит право на переработку произведения. Впрочем, это уже относится к имущественным правам, а не о них сейчас речь). Особо отмечаю, что право на защиту репутации может быть реализовано автором когда его произведение снабжается иллюстрациями, примечаниями, предисловием и т.п., которые искажают замысел автора, унижают его и т.п.
Предположим, солнечного удара у Васи с Осей не случилось, отзывать свой путеводитель они не стали, но получив по авторскому экземпляру уже отпечатанной и готовой к продаже нетленки – схватились каждый за свое сердце и помчались за корвалолом. А все потому, что предисловие писал врач-нарколог, в каждом абзаце проставивший авторам по новому диагнозу и через абзац – посуливший им же скорейшую и безвременную кончину в приступе белой горячки; на сопроводительных фото мучимый абстинентным синдромом и тоской по великой державе фотограф запечатлел бутылки «Жигулевского» образца 1981г. на газете «Правда» (№125 за 16 апреля 1987г.) в компании трупа безвременно высушенной воблы с выпученными глазами. И никого не беспокоит, что ни Васе в Баварии, ни Осе в Чехии на газетах не накрывали, Жигулевского не подавали, а на закуску предлагали колбаски с тушеной капустой и кнедлики. И диагноз у них один на двоих – «Здоров!»
Вот здесь, вооружившись Гражданским кодексом РФ, Вася с Осей могут в судебном порядке требовать у издательства «Пивняк-сушняк» сатисфакции и компенсации физических и нравственных страданий, сиречь – морального вреда, причиненного издательством авторам.
А на десерт – еще одна ложечка меда. Как было написано выше в моем затянувшемся спиче, личные неимущественные права автора от самого автора неотчуждаемы.**** В реальности же расклад несколько иной.
Однозначно и стопроцентно не может быть продано, подарено, обменено и любым иным способом передано право авторства. И любой договор с содержанием «Я, Вася Пупкин, будучи автором путеводителя по пивным заведениям Баварии, передаю свое право авторства на указанный путеводитель Осе Попкину» заведомо ничтожен. Это значит, что в судебном разбирательстве наш самый гуманный суд в мире признает такой горе-договор недействительным без всяких доказательств и прений Васи и Оси, в силу прямого указания закона. И будьте любезны, получите двустороннюю реституцию (возврат каждой из сторон полученного по такой сделке) – Вася возвращает Осе деньги, Ося сокрушается, но возвращает Васе его, Васино, право авторства.
Другие же личные неимущественные авторские права действуют, пока они не ограничены авторским договором. Именно в договоре автор выбирает, под каким именем будет опубликовано его произведение, возможна ли переработка произведения, дополнение его предисловием, картинками, вокабуляром, схемами поедания кнедликов и прочая, прочая, прочая. А после заключения авторского договора автор не вправе в одностороннем порядке условия договора менять (подписался на предисловие – все, получи и не пищи!).
Как видите, и из неимущественных прав, лишенных денежного выражения, можно извлечь некую экономическую пользу при умелом подходе к хитрому стечению обстоятельств. За сим полагаю знакомство с личными неимущественными правами автора законченным. Наслаждайтесь их приятным обществом, пока я для наилучшей усвояемости препарирую, отбиваю, обжариваю и приправляю имущественные права автора.
*пункт 1 статьи 150 Гражданского кодекса РФ
**пункт 1 статьи 15 Закона
***пункт 2 статьи 15 Закона
****пункт 3 статьи 15 Закона

Интеллектуальные права, также называемые правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, — это законодательно установленная возможность лица распоряжаться данного вида собственностью по своему усмотрению. В том числе допускается передача права на использование третьим лицам либо, напротив, применение в их отношении различных запретов. Данная сфера регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации. О том, какие виды интеллектуальных прав существуют, будет рассказано в данной статье.

Понятие и виды прав интеллектуальной собственности

Как уже говорилось в анонсе, интеллектуальные права — это права какого-либо лица на продукты интеллектуальной деятельности. Названий у данного вида прав очень много. Например, существует такое определение как субъективные права интеллектуальной собственности, что является просто ещё одним синонимом данного термина.

Если обратиться к российскому классификатору субъективных прав, то можно заметить, что данный вид прав классифицируется как субъективные права на нематериальные блага. Это логичное решение составителей, поскольку речь здесь идет не о материальных предметах.

Следует отметить, что существуют различные виды интеллектуальных прав, отличающиеся друг от друга, часто возникающие совместно либо при особых обстоятельствах. Исходя из статьи 1226 Гражданского кодекса Российской Федерации, интеллектуальные права включают следующие виды:

  • имущественные интеллектуальные права;
  • личные неимущественные права;
  • иные права.

Пока рассмотрим эти виды интеллектуальных прав поверхностно, чтобы получить комплексное представление о предмете разговора. Начнём по порядку.

1. Имущественные права — это вид интеллектуальных прав, которые можно использовать в сделках, продавать и передавать по усмотрению правообладателя либо в силу каких-то договоров, которые устанавливают требования по обращению с этим видом прав. Самое главное отличие имущественных прав заключается в том, что они не привязаны непосредственно к автору. К категории имущественных прав относится и исключительное право. Оно включает в себя следующее:

  • право пользоваться продуктом интеллектуальной деятельности любым образом, не противоречащим действующему законодательству (подробности можно прочесть в первом пункте 1229 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации РФ);
  • право свободно передавать, отчуждать, продавать и любыми другими способами распоряжаться продуктом интеллектуальной деятельности;
  • право позволять и воспрещать третьим лицам пользоваться продуктом интеллектуальной деятельности (подробности можно прочесть в 1233 статье Гражданского кодекса Российской Федерации);
  • право на юридическую защиту продукта интеллектуальной деятельности.

2. Личные неимущественные права — это те виды интеллектуальных прав, которые имеют прямое отношение к автору данного произведения. Они не могут быть объектом сделок и быть переданы третьим лицам. Что сюда входит? Например, право на авторство. С точки зрения законодательства нельзя осуществить сделку, в рамках которой автор передаёт право называться автором произведения другому лицу. Подробнее об этом можно прочесть во втором пункте 1228 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации. Ещё шире освящает этот вопрос вся 70 глава данного кодекса, поскольку она целиком посвящена авторскому праву.

3. Иные интеллектуальные права — это те категории интеллектуальных прав, которые могут быть установлены только в отношении отдельных видов объектов права интеллектуальной собственности.

Виды объектов интеллектуальных прав

Какие существуют виды объектов интеллектуальных прав? Может показаться, что их трудно перечислить, но это не так. Статья 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации приводит все виды объектов интеллектуальной собственности. Если же в данном перечне нет какого-либо продукта, то это может означать лишь то, что данный вид не относится к тем, которые подлежат правовой охране.

Следует отметить, что виды интеллектуальных прав для удобства принято классифицировать по группам, каждая из которых предполагает собственный правовой подход.

1) Авторское право — это тот вид интеллектуальных прав, который можно рассматривать как наиболее широкий. Термин применяется и в области литературы, и в области науки. При этом понятие авторского права возникает при наличии произведения, как некой объективной формы, представляющей авторскую идею. Если высказаться проще, то можно сказать, что такой вид интеллектуальных прав, как авторское право, охраняет именно конкретную форму реализации: книгу, картину и т.д., но не в состоянии защитить её идею.

Авторское право может быть отнесено далеко не ко всем видам продуктов интеллектуальной деятельности человека. Например, в эту категорию не попадут официальные документы, государственная символика, концепции, процессы, языки программирования, факты, способы решения каких-либо технических задач, методы и подходы к организационным вопросам, а также многое другое.

2) Права, смежные с авторскими — это тот вид интеллектуальных прав, который относится к нетворческим направлениям деятельности. Как правило, в любом государстве может быть установлен собственный перечень смежных прав. В частности, в эту категорию чаще всего относят эфирное вещание или сообщения по кабелю, фонограммы и многое другое.

3) Патентное право — это тот вид интеллектуальных прав, который относится к различным изобретениям, полезным моделям и промышленным образцам. Здесь важно провести чёткое разграничение таких понятий, как «открытие» и «изобретение», поскольку изобретение — это продукт человеческой деятельности, создание чего-то, чего не существовало прежде, а открытие — это констатация какого-то существующего факта или явления, до сих пор неизвестного человечеству. На открытия интеллектуальные права не распространяются.

4) Нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности, на которые тоже могут распространяться некоторые виды интеллектуальных прав. Среди прочего: производственные секреты, достижения селекционеров и т.д.

5) Средства индивидуализации юридических лиц, включающие товарные знаки, фирменные наименования и другое. Регулирование данной области производит единый правовой институт охраны маркетинговых обозначений.

В чём отличие прав автора и правообладателя?

В первую очередь важно определиться, кто такой автор. Автор — это лицо, которое создало произведение. Чтобы считать произведение созданным, необходимо два условия:

  1. творческий вклад человека,
  2. объективная форма выражения произведения.

Творческий вклад признаётся, если лицо самостоятельно проделало какую-либо работу для создания некого произведения. Результат, полученный механическим путём, не будет считать произведением, а тот, кто его запустил — автором.

Следует отметить, что даже ручной поиск информации и ее систематизация может рассматриваться как минимальный творческий вклад, так что составление справочника — это создание произведения.

Объективная форма выражения — это наличие некого материального носителя, дающего возможность ознакомиться с произведением автора. Грубо говоря, мало прочитать стих или спеть песню: нужна запись текста, нот, либо хотя бы аудио- или видеозапись.

Если оба условия соблюдены, то это означает, что с юридической точки зрения есть автор и есть произведение.

Автор обладает всеми правами на своё произведение. Фактически является самым главным правообладателем.

Но возможна передача исключительных прав другому правообладателю. Это может быть осуществлено через договор отчуждения, либо по договору предоставления права пользования на различных условиях. Но это не передаст абсолютно все права (к примеру, не затронет право авторства).

В некоторых ситуациях, например, при наличии трудового договора, автор может заранее отказаться от исключительных прав на произведение в пользу другой стороны договора.

В чём особенность интеллектуальных прав публикатора

Такой вид интеллектуальный прав, как право публикатора, — это нововведение в отечественном законодательстве. Это важно, поскольку позволяет разобраться с вопросом о том, как могут быть обнародованы те произведения, которые не были доведены до публики при жизни автора.

Согласно 1337 Гражданского кодекса Российской Федерации, публикатор — это то лицо, которое занимается обнародованием такого произведения, разумеется, при условии, что оно с законодательной точки зрения может попасть в общественное достояние. Следует отметить, что публикатор, как лицо, осуществляющее публикацию, имеет право действовать так только в отношении произведений. На другие виды объектов, созданных автором, его полномочия не распространяются.

Публикатор не имеет права осуществлять свою деятельность в отношении некоторых видов произведений. Что же это за такие категории? В основном это те виды произведений, которые находятся в архивах муниципального или государственного уровня.

Предоставляемые публикатору виды прав включают:

  1. Исключительное право на произведение, которое он обнародовал. Право предполагает всё то, что предусмотрено в Гражданском кодексе Российской Федерации в статье 1339.
  2. Право указать своё имя в обнародованном произведении. При этом имя требуется сохранять в случае его переработки, либо публикации на иностранном языке и при прочих видах, предполагающих изменение изначальной формы.

Следует отметить, что обнародование произведения должно производиться в соответствии с 3 пунктом статьи 1268 Гражданского кодекса Российской Федерации. В первую очередь, необходимо учесть, что данная процедура не должна противоречить авторской воле. Например, автор произведения вправе указать в дневнике, завещании, письме или какой-либо иной форме, что он не желает, чтобы данная его работа стала достоянием общественности. Это требование нужно уважать. Публикация в таких случаях недопустима.

Исключительное право лица, осуществляющего публикацию, включает:

  • воспроизведение произведения;
  • распространение произведения или его копий посредством реализации;
  • осуществление проката произведения или его копий;
  • публичная демонстрация произведения;
  • сообщение произведения по кабельной связи;
  • отправление заграницу произведения или его копий в целях реализации;
  • публичное исполнение;
  • сообщение произведения в эфир;
  • доведение произведения до масс каким-либо иным образом.

Имеются и иные виды установления статуса публикатора. Например, публикатор может выступить одновременно и переводчиком, либо кем-то ещё. Приведём пару ситуаций. Допустим, некий переводчик решил опубликовать на русском языке произведение английского автора, которое до сих пор не было известно публике. Соответственно, такой публикатор занимается уже не только одним видом работы — доведением до общественности произведения, но и выступает в роли человека, занимающегося творчеством, — переводчика. Таким образом, у данного лица появляется уже два статуса по отношению к данному произведению. С одной стороны, он публикатор, а с другой — переводчик. Все виды прав, которые полагаются в обоих случаях, должны быть соблюдены в отношении данного лица.

Исключительное право публикатора действует в течение двадцати пяти лет после того, как произведение было впервые обнародовано.

Следует ещё раз отметить, что публикатор обладает далеко не всеми видами интеллектуальных прав на публикуемое произведение. Если будет установлено, что он пытается присвоить себе авторство, либо как-то иначе посягнуть на интеллектуальные неимущественные права автора, то его право публикатора может быть прекращено. Обычно такая процедура производится в порядке судебного решения. Чаще всего в этих делах руководствуются статьёй 1342 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Гражданский кодекс Российской Федерации посвящает первый пункт статьи 1343 вопросу того, как правильно устанавливать права на обнародованное произведение, если на них претендуют публикатор и некое лицо, выступающее в качестве покупателя прав на произведение. Как правило, всё регулируется при помощи договора, а то, какой вариант будет использован в каждом конкретном случае, зависит от соглашения сторон.

Что же касается того, какие виды интеллектуальных прав будут переданы тем или иным лицам, как будет производиться распространение оригинала и копий произведений, и многих других вопросов, то здесь будут действовать стандартные условия, установленные в статье 1272 Гражданского кодекса Российской Федерации. Например, если публикатор продаст свои права, то дальнейшие публикации могут осуществляться уже без его согласия и без выплаты вознаграждения.

Понятие и виды интеллектуальных прав неимущественного характера

Перечислим существующие виды интеллектуальных прав неимущественного характера:

  • право на имя,
  • право авторства,
  • право на неприкосновенность произведения,
  • право на защиту репутации автора.

Что же означает выражение «неимущественные интеллектуальные права»? Всё довольно просто. В отличие от имущественных, неимущественными являются безусловные права, от которых нельзя отказаться. Кроме того, эти права не прекращаются в связи с тем, что прошёл установленный законодательством промежуток времени. Как известно, основные виды интеллектуальных прав могут передаваться, продаваться, изменяться. Но неимущественные не рассматриваются как объекты сделок. Ими нельзя распоряжаться тем же образом. Этот вид интеллектуальных прав разработан из тех соображений, что общество имеет право знать имя истинного создателя того или иного произведения, а также иметь возможность ознакомиться с этой работой в её оригинальном, а не искажённом воплощении. Невозможно даже юридически оформить сделку, при которой если автор объявит об отказе от интеллектуальных прав неимущественного характера, то она будет признана недействительной. Если же каким-то образом она была проведена, то её результаты не имеют никакой юридической силы. Авторство сохранятся за автором. Но отдельно следует рассмотреть последний пункт — право на защиту репутации. О нём мы ещё поговорим ниже, так как это особый вид интеллектуального права неимущественного характера, который действительно может передаваться по наследству третьим лицам.

Рассмотрим подробно существующие категории интеллектуальных прав неимущественного характера.

  • Право авторства — право значится в качестве автора своей работы.
  • Право автора на имя — право использовать для подписи работы своё или любое желаемое имя, либо вообще не подписывать произведение никак, оставшись анонимом.
  • Право на неприкосновенность произведения — не разрешается внесение каких-либо поправок, корректировок, сокращений, прибавлений и других изменений к произведению, если он не дал на то личное согласие. Следует отметить, что данный вид интеллектуальных прав неимущественного характера предполагает также и то, что к произведению нельзя прибавлять комментарии, послесловия, иллюстрации и т.д. Подробнее об этом рассказывает Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 1266.
  • Право на защиту репутации автора — этот вид интеллектуального права неимущественного характера тесно связан с предыдущим. Их легко перепутать. Тем не менее, есть разница. Здесь речь идёт о том, что произведение защищено от каких-либо прибавлений, способных повредить репутации автора, выставить его в неблагоприятном свете. Следует отметить, что защита чести и достоинства создателя произведения происходит и после того, как он умер. Данный вопрос рассматривается в уже упомянутой выше стать 1266 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом издатель, имя или наименование которого указано на произведении, считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление.

Эти отношения сохраняются до тех пор, пока автор не решит раскрыть свою личность.

Как известно, существует процедура перехода произведений в общественное достояние. Это довольно сложный вопрос, так как известно, что личное неимущественное право не имеет сроков. В связи с этим очень сложно порой разобраться в видах интеллектуальных прав, которые продолжают и прекращают действие в момент перехода прав на произведение в общественное достояние. Здесь необходимо обратиться к законодательству и разъяснить, что же оно говорит о сохранении видов интеллектуальных прав на произведение.

Итак, наследники имеют право защищать интересы автора, но сами не получают те же виды интеллектуальных прав, что были закреплены за ним. В частности, наследник не имеет оснований для того, чтобы присвоить себе авторство произведения. Тем не менее, он может продолжать защищать репутацию автора — в этом закон его не ограничивает. Что же предполагает такой вид интеллектуальных прав неимущественного характера? Суть состоит в следующем: наследник, правопреемник или иное заинтересованное лицо может отстаивать интересы автора, требовать сохранения целостности произведения, сохранения авторства и принимать законодательные меры против тех, кто нарушил какое-либо из этих прав.

На первый взгляд такое разграничение видов интеллектуальных прав между умершим автором и его наследниками выглядит справедливым и единственным возможным. Не случайно именно эти положения закреплены в статье 1267 Гражданского кодекса Российской Федерации. Но, к сожалению, на практике это не всегда приводит к положительным результатам. Следует понимать, что далеко не все наследники являются людьми, понимающими авторский замысел, разделяющими убеждения автора и его интересы. Часто происходит так, что наследники своими запретами препятствуют популярности автора, изданию его новых книг, появлению экранизаций и т.д. Как-то повлиять на них с законодательной точки зрения практически не представляется возможным. Это говорит о том, что имея в руках даже не самые существенные виды интеллектуальных прав, человек с превратными представлениями, может действовать вне интересов умершего автора. К сожалению, подобные ситуации не нашли какой-либо приемлемой формы юридической оценки. На сегодняшний день данная область остаётся непроработанной.

Иные виды интеллектуальных прав

1. Право следования. Это очень важный для творческих людей вид интеллектуального права. Понять, в чём его суть, проще всего на примере. Допустим, есть некий художник, поэт, музыкант и т.д. Он создаёт некое произведение, на которое у него, безусловно, имеются определённые виды интеллектуальных прав. Среди прочих необходимо и такое право, которое бы помогло отстаивать интересы этого автора в будущем. Например, роман писателя внезапно набрал популярность, вследствие чего допечатали дополнительный тираж, либо музыка композитора стала пользоваться спросом и была записана на множество дисков. В связи с этим требуется такой вид интеллектуального права, который бы мог обеспечить автору некоторые отчисления, исчисляемые в процентах от продаж этой продукции. Это важный вид интеллектуальных прав, поскольку никто не способен точно предугадать, каким образом будет цениться в будущем то или иное произведение искусства, в то время как многие авторы вынуждены ради денег порой продавать свои работы за бесценок. В связи с этим законодательно введено право следования, которое распространяется на произведения изобразительного искусства, рукописи и музыкальные произведения.

2. Право на получение патента — это вид интеллектуальных прав, который часто упоминается в связи с регистрацией прав на продукты интеллектуальной деятельности — в первую очередь, изобретения. Учитывая, что интеллектуальные права могут быть проданы, то патент на изобретение разрешается получить лицу, которое стало новым правообладателем. Установлены и другие ситуации, в которых данный вид интеллектуальных прав переходит к другому лицу. Среди прочего следует отметить, что среди прочего способен передавать данное интеллектуальное право договор, виды которого могут быть разнообразными, но чаще всего речь идёт о трудовом. То есть, если, например, учёный работает в неком институте, то право на патентование его изобретения остаётся за учреждением, согласно трудовому договору.

3. Право доступа — это вид исключительных прав, относящийся к предметам архитектуры и изобразительного искусства. Согласно статье 1226 Гражданского кодекса Российской Федерации, данный вид интеллектуальных прав включается в категорию «иные интеллектуальные права». Следует отметить, что в законодательствах иных стран право доступа относится не только к архитектурным произведениям и произведениям живописцев, но и к другим формам искусства. Однако сейчас мы рассматриваем исключительно российское законодательство. Суть данного вида интеллектуальных прав сводится к тому, что некоторые объекты интеллектуальной собственности являются уникальными, невоспроизводимыми объектами. Если, например, музыка или рукопись могут иметь цифровое выражение и печататься на однотипных носителях, то картина или здания рассматриваются как уникальные объекты, доступ к которым должен быть открыт их автору. В частности, воспрещается препятствовать фото- и видеосъёмке произведения автором. Но есть и исключения, если подписан договор, согласно которому, автор отказывается от такого вида интеллектуального права, как право доступа. В рамках данного права вводится понятие «собственник произведения» — то есть лицо, являющееся непосредственным владельцем оригинала объекта интеллектуальной деятельности. Собственник произведения обязан не препятствовать реализации права доступа автора к своему творению. Право доступа сохраняется даже в тех случаях, когда, например, произведение передано в аренду третьему лицу. Собственник не имеет права скрывать от автора место, где находится его творения. Сделав фото- и видеосъёмку, автор может распоряжаться полученными материалами по своему усмотрению, не спрашивая на это разрешения владельца.

4. Право на отзыв — это довольно сложный для реализации вид интеллектуальных прав автора. Его суть проще всего объяснить на примере. Допустим, некий автор решил по своим соображениям вернуть себе своё творение. Он имеет на это полное право, но лишь с тем условием, что возместит владельцу всё те убытки, которые тот понесёт в силу такого решения. Это не всегда одна только стоимость произведения. Вполне возможно, что потребуется покрыть и другие сопутствующие расходы. Сложность реализации такого интеллектуального права автора заключается ещё и в том, что в случае книг придётся отзывать тиражи и т.д. То есть, в зависимости от формы интеллектуальной собственности, возникнут свои нюансы, которые значительно усложнят данную процедуру. Многие нюансы осуществления данного вида интеллектуального права раскрыты в 1269 Гражданского кодекса Российской Федерации. Следует учитывать, что данный вид интеллектуальных прав не может быть реализован в нашей стране в отношении компьютерных программ и произведениям, ставшим частью некой структуры, например, архитектурным элементам одного большого здания и т.д.

5. Право на вознаграждение является элементом исключительного права. В статье 1245 Гражданского кодекса Российской Федерации говорится, что подобная ситуация возможна в отношении фонограмм и произведений аудиовизуального характера. Эту тему освещает ещё и 3 пункт 1263 статьи Гражданского кодекса, который затрагивает вопрос публичного исполнения и сообщения в эфир продуктов интеллектуальной деятельности.

1. В случае нарушения личных неимущественных прав автора их защита осуществляется, в частности, путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, компенсации морального вреда, публикации решения суда о допущенном нарушении.

2. Положения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, применяются также к защите прав, предусмотренных пунктом 4 статьи 1240, пунктом 7 статьи 1260, пунктом 4 статьи 1263, пунктом 4 статьи 1295, пунктом 1 статьи 1323, пунктом 2 статьи 1333 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 1338 настоящего Кодекса.

3. Защита чести, достоинства и деловой репутации автора осуществляется в соответствии с правилами статьи 152 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 1251 ГК РФ

1. Статья 1226 ГК РФ к числу видов интеллектуальных прав наряду с исключительным правом относит личные неимущественные и иные интеллектуальные права. Комментируемая статья посвящена защите личных неимущественных прав и является специальной нормой по отношению к общим нормам ст. 1250 ГК РФ. Часть четвертая Кодекса в отличие от ранее действовавшего законодательства не проводит четкого деления между личными неимущественными и имущественными правами автора и иного правообладателя. В то же время такое деление основывается на общих критериях гражданского права и имеет значение для применения способов защиты, предусмотренных настоящей статьей. Личные неимущественные права могут принадлежать автору результата интеллектуальной деятельности. К личным неимущественным правам относятся право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения, исполнения, право на обнародование и др.

2. В комментируемой статье законодатель объединяет как способы защиты, так и меры ответственности за нарушение личных неимущественных прав. Законодатель определяет специальные способы защиты личных неимущественных прав, однако не все из них могут применяться при защите исключительных прав, а именно компенсация морального вреда. Под моральным вредом понимаются физические и нравственные страдания, которые могут испытывать лишь физические лица. В соответствии с абз. 1 ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости (ст. 1101 ГК).

Вопросам компенсации морального вреда посвящено Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» .

———————————
Российская газета. N 29. 08.02.1995.

Компенсация морального вреда не применяется, если были нарушены лишь исключительные права (имущественные права).

Несмотря на то что перечень способов защиты личных неимущественных прав не является исчерпывающим, не все способы защиты исключительных прав, споры о которых превалируют, применяются для защиты личных неимущественных прав. Так, например, взыскание компенсации в соответствии с п. 3 ст. 1252 ГК РФ не применяется к защите личных неимущественных прав.

3. Способы защиты личных неимущественных прав, предусмотренные комментируемой статьей, применяются и к случаям нарушения отдельных прав, прямо предусмотренных в данной статье, а именно прав:

— лица, организовавшего создание сложного объекта, указывать свое имя или наименование или требовать его указания (п. 4 ст. 1240 ГК);

— издателя энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий при любом использовании такого издания указывать свое наименование или требовать его указания (п. 7 ст. 1260 ГК);

— изготовителя аудиовизуального произведения при любом использовании аудиовизуального произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания (п. 4 ст. 1263 ГК);

— работодателя при использовании служебного произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания (п. 3 ст. 1295 ГК);

— производителя фонограммы на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования, а также на защиту фонограммы от искажения при ее использовании и на обнародование фонограммы (п. 1 ст. 1323 ГК);

— изготовителя базы данных на указание на экземплярах базы данных и (или) их упаковках своего имени или наименования (п. 2 ст. 1333 ГК);

— публикатора на указание своего имени на экземплярах обнародованного им произведения и в иных случаях его использования, в том числе при переводе или другой переработке произведения (подп. 2 п. 1 ст. 1338 ГК).

В качестве истцов, чьи права нарушены, в этих случаях могут выступать не только физические, но и юридические лица, за исключением публикатора, в качестве которого может выступать только гражданин.

Нормы о защите личных неимущественных прав автора распространяются и на исполнителя физического лица, чьим творческим трудом осуществлено исполнение.

4. Согласно ст. 152 ГК РФ к способам защиты чести, достоинства и деловой репутации автора относятся:

— опровержение порочащих честь, достоинство или деловую репутацию автора сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности;

— возмещение убытков;

— компенсация морального вреда.

Пример нарушения прав автора на вышеназванные блага предусмотрен п. 2 ст. 1266 ГК РФ, согласно которому извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия дают автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации. В этих случаях по требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства автора и после его смерти.

Понятия чести, достоинства и деловой репутации традиционно определяются наукой гражданского права следующим образом:

— честь — это морально-правовая категория позитивно-объективного характера, определяющая общественную оценку личности;

— достоинство — это морально-правовая категория позитивно-субъективного характера, определяющая оценку собственной личности;

— репутация — это сложившееся о лице мнение, основанное на оценке общественно значимых его качеств, а деловая репутация — оценка профессиональных качеств.

Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства автора и после его смерти.

Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением.

Некоторые особенности защиты чести, достоинства и деловой репутации раскрываются в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» .

———————————
Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 4.

Личные неимущественные права авторов

Неимущественные права не относятся по своей специфике к экономическим правам, это права личные. Произведение есть выражение творческих качеств автора. Соответственно автор имеет право требовать защиты своего произведения от искажения, плагиата и других нарушений.

Личные неимущественные права неотчуждаемы от автора, они не могут передаваться другим лицам и являться бессрочными.

ГК РФ закрепила за автором личные неимущественные права:

1) право признаваться автором произведения (право авторства, ст. 1265 ГК РФ);

2) право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения, т.е. анонимно (право на авторское имя, ст. 1265 ГК РФ);

3) право на неприкосновенность произведения, означающее запрет следующих действий:

— внесение без согласия автора в его произведение изменений, сокращений и дополнений,

— снабжения произведения иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (ст. 1266 ГК РФ).

Ранее существовало похожее право, именующееся «правом на защиту репутации автора», но оно предполагало необходимость доказывания того, что внесение изменения, искажения и т. д. порочат репутацию автора, без чего защита не предоставлялась;

4) право на обнародование (обнародование-действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения, ст. 1268 ГК РФ).

Новым в четвертом пункте является: если автор передал по договору произведение другому лицу для использования, то считается, что он согласился на обнародование этого произведения.

Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, а значит, для осуществления охраны интересов автора обнародование произведения совсем не обязательно.

Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и, что очень важно, сохраняются за ними в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

Право авторства является абсолютным и неотчуждаемым; право на обнародование и на защиту произведения при жизни автора может принадлежать только ему, а после смерти автора передается его наследникам.

Но нередко пользователи, в том числе телекомпании, используют в эфире произведения, не указывая имени автора. При этом, признавая факт нарушения, отказывается выплачивать компенсацию, в которой предусмотрены меры по восстановлению нарушенных авторских прав, пологая, что эта норма ГК РФ не распространяется на нарушения личных неимущественных прав. Данная позиция неправомерна, и Верховный суд РФ, рассмотрев судебные постановления нижестоящих судов по иску автора к телекомпании, подтвердил право автора требовать выплаты компенсации за нарушение его личного неимущественного права, т. е. права на имя.

Перечисленные выше права могут принадлежать только автору. После его смерти они не переходят по наследству. При жизни автор не может передавать эти права третьим физическим или юридическим лицам.

Право на имя связано именно с личностью автора, трудом которого создано произведение. Именно этому лицу принадлежат все права, которые зафиксированы в ГК РФ, если не доказано иное. Именно фамилию, имя, отчество автора обязаны указывать пользователи, разумеется, если он не дал соответствующих указаний о том, что его работа может использоваться под псевдонимом либо анонимно (без указания имени). В последнем случае разрешение автора необходимо письменно зафиксировать в соответствующем договоре, ибо без волеизъявления автора использовать произведение анонимно запрещено. Одним из условий выдачи такого авторского разрешения может быть выплата пользователем, если данное требование выдвинуто им, определенной суммы компенсации за использование произведения анонимно, либо в качестве возмещения убытков, которые он может понести оттого, что его имя как автора не указано, либо выплата увеличенного размера вознаграждения.

Однако такие договоры не могут являться авторскими, так как передачи права здесь не происходит. В силу ст.1228 абзац 2 п. 2. ГК РФ неимущественные права сохраняются за автором и в случае уступки исключительных имущественных прав на использование произведения.

Отсутствие имени автора является нарушением одного из личных неимущественных прав, зафиксированных ст.1251 ГК РФ, за нарушение которых предусмотрена ответственность.

Кроме того, если обратиться к ст.1315 ГК РФ, в которой перечисляются права исполнителя, являющиеся вторичными по отношению к авторским, то среди прочих в перечень исключительных прав включены право на имя, защиту исполнения или постановки от всякого искажения и иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя. Таким образом, личные неимущественные права являются исключительными правами, непосредственно связанными с конкретной личностью, автором.

Например, неуказание имени автора в титрах музыкальной передачи влечет за собой отсутствие этого имени в документах, предоставляемых телекомпанией в РАО для распределения вознаграждения автором используемых по лицензии Общества произведений. И как результат—неполучения автором причитающегося вознаграждения за использование произведения при передачи его в эфир.

Неуказание имени автора сочинения, включенного в аудиовизуальное произведение, на видеокассетах или при воспроизведении созданного автором плаката в печати, отсутствие таблички с обозначением имени автора при экспонировании картины, эскизов и т.п. на выставке, а также указание имени другого лица вместо подлинного автора—все это случаи нарушения права на имя, права авторства. Автор вправе восстановить их путем обращения в суд и предъявления требований, перечисленных в ГК РФ.

При нарушении личных неимущественных прав автор может ставить вопрос и о возмещении морального вреда, что предусмотрено ст. 12., 150-152, 1098-1101 ГКРФ. В соответствии с п. 1 ст. 1101 ГКРФ компенсация морального вреда должна быть выражена в денежной форме. В случаях, когда допускается использование произведения автора без его разрешения и без выплаты вознаграждения (так называемое свободное использование произведения), Закон обязывает указывать имя автора и источник заимствования.

Право на оборудования—это также исключительное личное право автора произведения. Никто, кроме него, не может решить, когда и в каком виде, каким способом произведение может быть впервые доведено до сведения публики — опубликовано либо публично показано и т. п.

В Российском авторском праве под обнародованием произведения понимается осуществление с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, передачи в эфир или иным способом (ст. 1268 ГК РФ). Если автор после обнародования своего произведения не желает по каким-либо причинам его дальнейшего широкого использования, он обычно отказывается заключать авторские договоры. Тем самым использование произведения ограничивается случаями свободного использования. Вместе с тем, автор может поступить более решительно—воспользоваться правом на отзыв (ст. 1269 ГК РФ).

5) право на отзыв—это право автора изъять произведение из оборота, запретить, кому бы то ни было его использовать, при этом он сам также не вправе использовать отозванное произведение. Автор может за свой счет изъять из обращения, ранее изготовленные экземпляры произведения.

ГК РФ обязывает автора публично оповестить об отзыве обнародованного произведениям, например через средства массовой информации — газеты, журналы и т. п. Если права на такое произведение автором переданы третьим лицам, при отзыве произведения он обязан возместить пользователю причиненные таким решением убытки. Соответственно пользователь в таком случаем вправе требовать возмещения убытков от автора. Правило об отзыве не распространяются на «служебные произведения».

Эти правила не применяются к программам для ЭВМ, к служебным произведениям и к произведениям, вошедшим в сложный объект (ст. 1240 ГК РФ).

Праву автора на неприкосновенность произведения и защите произведения от искажений посвящена ст. 1266 ГК РФ. По новому законодательству не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения). При использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме. Извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации. В этих случаях по требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства автора и после смерти.

После смерти автора его наследники могут осуществлять защиту права авторства, права на имя и защиту репутации автора произведения. Вместе с тем возникает вопрос, являются ли наследники в силу ГК РФ обладателями исключительных прав, если неимущественные права по закону к ним не переходят, и вправе ли они ставить вопрос о взыскании компенсации в связи с отсутствием имени автора при публикации его произведения?

В силу ст. 128 ГК РФ к объектам гражданского прав относят результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), а также нематериальные блага. Закон признает исключительные право гражданина (ст. 138 ГКРФ). Поскольку исключительные имущественные права от одного гражданина (автора) в силу Закона перехода по наследству, наследники соответственно являются обладателями исключительных прав.

Нематериальные блага, как-то право на имя авторство или иные личные неимущественные права, принадлежащие гражданину в силу ГК РФ, могут защищаться наследниками правообладателя (ст. 150 ГК РФ). Способы защиты гражданских прав, в том числе нарушенных неимущественных авторских прав, в том числе нарушенных неимущественных авторских прав, перечисленных ст. 12 ГК РФ, в силу которой наследники вправе требовать признания права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, возмещения убытков, компенсации морального вреда, иными способами, предусмотренными ГК РФ.

В качестве примера можем рассмотреть факт из судебной практики.

Автор, заключив договор на издание своего произведения, поручил издательству обнародовать его под псевдонимом. Издательство выполнило обязательно и издало произведение под псевдонимом автора, однако впоследствии автор обнаружил, что другое издательство, без его разрешения и без согласия первого издательства, которому автором были переданы исключительные права на использование в печати его произведения, переиздало его работу, при этом раскрыв псевдоним автора, против чего тот категорически возражал, даже включив соответствующее условия в первоначальный договор с издательством о том, что имя автор никогда и ни при каких обстоятельствах не будет раскрыто издателем.

Представляется, что второе издательство нарушило право на имя, так как в силу ст. 1265 ГК РФ именно автору принадлежит право разрешать использовать произведение под псевдонимом. Поскольку автор разрешил использовать произведение именно так, никто иной не вправе изменить данное решение. Именно автор может предъявить претензии второму издателю и в силу ст. 12 и 151 ГКРФ и ст.1265 и 1251 ГК РФ требовать восстановления (защиты) нарушенного права.

В силу ст. 19 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате неправомерного использования его имени, подлежит возмещению.

При искажении либо использовании имени способами или в форме, которая затрагивает его честь, достоинство и деловую репутацию, применяются правила, предусмотренные ст. 152 ГК РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *