Ликвидация кредитных организаций

Ликвидация кредитных организаций

Списание долгов физических лиц

После этого гражданин должен быть объявлен банкротом или же получить возможность реструктуризации долга.

Срок погашения не может превышать 5 лет; план реструктуризации утверждается собранием кредиторов, а также судом.

После этого отменяется начисление пени, прекращается взыскание по любым исполнительным документам, снимается арест на имущество и т.

д. В случае невыполнения должником плана реструктуризации его ожидает распродажа имущества согласно решению, принятому в судебном порядке. Что же касается списания задолженности физического лица, такая процедура сопряжена с огромными трудностями и имеет множество нюансов.

Например, мишель считает что эта процедура только для одной категории должников.

Мы же обратимся к законодательству. Федеральный закон от 29.06.2015 №154-ФЗ, вступающий в силу с 1 октября 2015 года достаточно подробно описывает процедуру банкротства физического лица. Предлагаю пройтись по этому закону, и на его основе попробовать составить примерную инструкцию, что же делать гражданину, если он чувствует наступление тяжелой долговой ямы.

Признаки банкротства у физика примерно такие же, как у юр.

Мы много лет занимаемся банкротством юридических лиц — этой формой официальной ликвидации предприятия. Закон о банкротстве всегда позволял успешно защищать руководство и собственников от ответственности за грехи их компаний, но оставалась одна проблема, которую до 01.07.15 можно было решить только неформальным способом. Это проблема поручительства физического лица, которая тесно связана с предпринимательской деятельностью и из нее вытекает.

Помощь: Действия банка в случае принятия юридическим лицом, имеющим кредитную задолженность, решения о ликвидации

ДЕЙСТВИЯ БАНКА В СЛУЧАЕ ПРИНЯТИЯ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ИМЕЮЩИМ КРЕДИТНУЮ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ, РЕШЕНИЯ О ЛИКВИДАЦИИ

Независимо от правильности проводимой банком оценки платежеспособности и проверки правоспособности клиента при предоставлении кредитов или иных банковских услуг, имеющих кредитный риск, банки в последствии могут столкнуться с ситуацией, когда в т.ч. при отсутствии известных банку объективных причин или негативных условий уполномоченными органами юридического лица принимается решение о его ликвидации (прекращении деятельности). В такой ситуации для банка важно оперативно предпринять необходимые действия с целью защиты своих законных прав и интересов.

В соответствии с п.1 ст.57 Гражданского кодекса РБ (далее — ГК) ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Основания ликвидации юридического лица

По общему правилу, установленному ст.57 ГК и п.35 Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента РБ от 16.03.1999 № 11 (в редакции Декрета от 17.12.2007 № 8) (далее — Положение), юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, может быть ликвидировано по решению:

1) собственников имущества, участников (учредителей, акционеров) либо органа коммерческой организации, уполномоченного на то учредительными документами;

2) суда;

3) регистрирующего органа;

4) иных органов в случаях, предусмотренных законодательными актами.

В случаях, установленных законодательством, ликвидация юридических лиц может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

Следует отметить, что если перечень оснований для ликвидации юридического лица, предусмотренных для принятия соответствующего решения судом или регистрирующим органом, ограничен, то в отношении оснований для принятия решения о ликвидации уполномоченными органами самого юридического лица (собственником, учредителем или участником) является открытым: в ст.57 ГК и в главе 7 Положения установлен лишь примерный перечень таких оснований.

Так, согласно п.2 ст.57 ГК и п.35 Положения юридическое лицо может быть ликвидировано:

— по истечении срока, на который создано данное юридическое лицо;

— при достижении цели, ради которой создано юридическое лицо;

— при признании судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер.

В указанных случаях собственники имущества (учредители, участники) либо орган коммерческой организации, уполномоченный ее учредительными документами, обязаны обеспечить ликвидацию юридического лица в срок, согласованный с регистрирующим органом.

В соответствии со ст.14 Закона РБ от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (в редакции Закона от 10.01.2006 № 100-З, далее — Закон № 2020-XII) основания для ликвидации хозяйственного общества по решению его участников должны быть указаны в уставе общества.

Тем не менее отсутствие каких-либо конкретных ограничений для принятия решения юридическим лицом (его органами) о ликвидации в остальных случаях может создать предпосылки для недобросовестных действий такого юридического лица (его уполномоченных органов или собственника). Законодательство не обязывает такое юридическое лицо (его органы) обосновывать причины принятия решения о ликвидации.

Особенности принятия решения о ликвидации юридического лица

В случае добровольной ликвидации юридического лица решение об этом принимает его собственник либо уполномоченный орган юридического лица. В отношении хозяйственных обществ принятие решения о ликвидации отнесено к исключительной компетенции общего собрания участников этого общества. При этом Законом № 2020-XII установлены повышенные требования к кворуму, необходимому для принятия решения о ликвидации:

— для акционерного общества — большинство не менее трех четвертей голосов лиц, принимающих участие в этом собрании, если большее число голосов не предусмотрено уставом общества;

— для общества с ограниченной и дополнительной ответственностью — единогласно всеми участниками.

Согласно ст.58 ГК учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с законодательством порядок и сроки ликвидации.

С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

О формировании ликвидационной комиссии

Следует отметить, что законодательством не установлено каких-либо специальных требований к членам ликвидационной комиссии (ликвидатору), которыми могут быть назначены как учредители, работники, руководитель юридического лица, так и иные лица. Это в отличие от процедуры банкротства не позволяет банку как кредитору требовать замены или отвода указанных лиц, в т.ч. и при отсутствии доверия.

Необходимо обратить внимание, что при определении состава ликвидационной комиссии банки в определенных случаях находятся в более привилегированном положении по сравнению с иными кредиторами. Так, согласно Указу Президента РБ от 10.03.2000 № 124 «О направлении представителей банков в качестве наблюдателей за хозяйственной деятельностью юридических лиц, не обеспечивающих своевременного возврата кредитов и выполнения договоров залога» и Положению о порядке направления представителей банков в качестве наблюдателей за хозяйственной деятельностью юридических лиц, не обеспечивающих своевременного возврата кредитов, включая полученные под гарантии правительства Республики Беларусь, и выполнения договоров залога, утвержденному постановлением Совета Министров РБ и Нацбанка РБ от 10.05.2000 № 654/20, банки вправе направлять своих представителей в качестве наблюдателей за хозяйственной деятельностью юридических лиц, не обеспечивающих своевременного возврата кредитов и выполнения договоров залога. При этом в случае ликвидации юридического лица наблюдатели включаются в состав ликвидационной комиссии. Тем не менее, к сожалению, действующее законодательство не предусматривает конкретный механизм включения наблюдателей в состав ликвидационных комиссий, в т.ч. обязанности для собственников (учредителей) принять необходимое решение, и сроки исполнения требования банка, а равно конкретной ответственности собственников (участников) юридического лица за нарушения требований указанных нормативных правовых актов.

Право на направление наблюдателей предоставляет банку дополнительные возможности, в т.ч. право на получение оперативной информации о деятельности должника, о движении средств по счетам предприятия, право на внесение предложений, направленных на исполнение обязательств перед банком.

Порядок предъявления банком требований ликвидационной комиссии

В соответствии со ст.59 ГК ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана:

1) поместить в органах печати, в которых публикуются данные о регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами;

2) принять все возможные меры к выявлению кредиторов, получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомить кредиторов о ликвидации юридического лица.

На практике во многих случаях ликвидационные комиссии ограничиваются публикацией объявлений.

Для банка, как кредитора, важно своевременно получить информацию о ликвидации клиента. Дополнительными возможностями для этого могут быть:

— получение информации о ликвидации при обращении ликвидационной комиссии (ликвидатора) в банк для переоформления счетов в соответствии с Инструкцией о порядке открытия и закрытия банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковских счетов, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 20.06.2007 № 127, в случае, если в банке открыты банковские счета клиента;

— сообщение клиента в случае, если при заключении кредитных сделок условиями таких договоров предусмотрена обязанность клиента письменно уведомлять банк о принятии решения о ликвидации с установлением ответственности за нарушение данной обязанности и права банка на приостановление кредитования и досрочное взыскание долга (кредита). Кроме того, в этом случае одним из серьезных стимулов для должностных лиц предприятия будет являться возможность привлечения к уголовной ответственности в соответствии со ст.237 «Выманивание кредита или дотаций» Уголовного кодекса РБ;

— получение сведений из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В соответствии с п.1 ст.58 ГК и пп.41-42 Положения учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему регистрацию юридических лиц, который вносит в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Предоставление сведений о конкретном юридическом лице осуществляется после уплаты государственной пошлины на основании письменного заявления, составленного в произвольной форме, в соответствии с Положением о Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 17.03.2003 № 359, и Инструкцией о порядке ведения Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Минюста РБ от 28.04.2003 № 9.

Срок, в течение которого могут быть заявлены требования кредиторами ликвидирующегося юридического лица, устанавливается уполномоченными органами (собственником, участниками) юридического лица. В любом случае законодательством установлен минимальный срок для заявления требований, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

В целях защиты своих имущественных интересов банк должен в установленные сроки направить в ликвидационную комиссию (ликвидатору) свои требования. Законодательством не установлен специальный порядок оформления такого требования. Как правило, требование оформляется в форме письма с указанием основания возникновения долга (договор), размера задолженности и т.д. При отправке требования кредитору следует получить доказательства предъявления такого требования (расписка в получении, отправление с обратным уведомлением о доставке и т.п.).

В соответствии с п.4 ст.60 ГК в случае отказа ликвидационной комиссии (ликвидатора) в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица. Требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано, согласно п.6 ст.60 ГК считаются погашенными.

В случае же, если банком будет пропущен срок для предъявления требований, банк тем не менее может направить требования ликвидационной комиссии. Однако в этом случае требования банка будут удовлетворяться из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Особенности работы с обеспечением обязательств

В соответствии со ст.389 ГК обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме случаев, когда законодательством исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и в других случаях).

При работе с проблемной задолженностью ликвидируемого юридического лица, обеспеченной поручительством (гарантией), залогом, гарантийным депозитом третьего лица, следует учитывать общее правило прекращения акцессорных обязательств (обеспечительных обязательств): с прекращением основного обязательства акцессорные обязательства также прекращаются (подп.1 п.1 ст.333, п.1 ст.347 ГК).

С учетом вышеизложенного банку при ликвидации должника следует максимально оперативно предъявлять требования к поручителю (гаранту, залогодателю) с тем, чтобы получить удовлетворение своих требований до окончания ликвидации основного должника (до внесения соответствующей записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

О прекращении начисления процентов за пользование кредитом

Согласно п.25 Инструкции о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.12.2003 № 226 (в редакции постановления от 28.12.2006 № 223) (далее — Инструкция), по решению уполномоченного органа банка начисление процентов за пользование кредитом может быть прекращено в случае ликвидации кредитополучателя — юридического лица.

Следует отметить, что в законодательстве термин «ликвидация» может употребляться как для обозначения определенного процесса (нахождение юридического лица в процессе ликвидации), так и для определения состоявшегося факта (ликвидация как прекращение деятельности юридического лица).

С учетом вышеописанного порядка предъявления требований кредитора (сроков предъявления и последствиях их пропуска), длящегося характера начисления процентов при наличии непогашенной задолженности логичным было бы предположить, что указанная норма Инструкции предоставляет банку право прекращения начисления процентов при получении сведений о нахождении должника в процессе ликвидации с тем, чтобы предъявленное банком ликвидационной комиссии требование было окончательным и не требовало постоянного «допредъявления» требований по процентам.

Однако в настоящее время позиция Нацбанка РБ состоит в том, что прекращение начисления процентов осуществляется в момент ликвидации юридического лица (прекращения его деятельности в момент внесения соответствующей записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). В такой ситуации очевидно, что поскольку в силу ст.389 и ст.57 ГК прекращение всех обязательств является общим правилом в случае ликвидации юридического лица, то указанная норма Инструкции о праве банков на прекращение начисления процентов за пользование кредитом в случае ликвидации кредитополучателя не имеет какого-либо практического применения для банков.

Удовлетворение требований кредиторов

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ГК и Положением, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Требования каждой следующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица это имущество распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законодательными актами.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается собственником имущества юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными, за исключением случая, если после ликвидации юридического лица будет доказано, что оно в целях избежания ответственности перед своими кредиторами передало другому лицу или иным образом намеренно скрыло хотя бы часть своего имущества. В этом случае кредиторы, не получившие полного удовлетворения своих требований в рамках ликвидационного производства, вправе обратить взыскание на это имущество в непогашенной части долга.

О банкротстве ликвидируемого должника

Если стоимость имущества юридического лица, являющегося коммерческой организацией, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве).

Несмотря на то что основные процедуры и правила проведения ликвидации установлены в ГК и Положении, тем не менее следует признать, что процедура ликвидации в недостаточной степени урегулирована законодательством, в т.ч. по сравнению с процедурой банкротства.

Согласно ст.247 Закона РБ от 18.07.2000 № 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон № 423-З) при выявлении факта недостаточности имущества должника — юридического лица, в отношении которого в соответствии с законодательством принято решение о ликвидации, для удовлетворения требований кредиторов собственник имущества юридического лица — унитарного предприятия, учредитель (участник) юридического лица или его руководитель либо иной уполномоченный орган (при выявлении вышеуказанного обстоятельства после принятия решения о ликвидации юридического лица и до назначения ликвидационной комиссии) либо ликвидационная комиссия обязаны подать в хозяйственный суд заявление о банкротстве юридического лица в течение одного месяца со дня выявления этого обстоятельства.

В соответствии со ст.249 Закона № 423-З учредители (участники) юридического лица, его руководитель и председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), допустившие нарушение указанных требований, солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам юридического лица в размере неудовлетворенных требований кредиторов.

Следует отметить, что в отношении банкротства ликвидируемого юридического лица Законом № 423-З установлена упрощенная процедура банкротства.

Нужно ли закрывать расчетный счет при ликвидации ООО?

Расчетный счет (р/с) является одним из видов счетов, открываемых банками для различных организаций. Предназначен он для проведения безналичных расчетов с контрагентами, оплаты налогов и сборов и т. д. Фактически, если закрыть расчетный счет, то не получится платить налоги, а что будет с ООО дальше, зависит от владельцев и руководителей, но работать полноценно до открытия нового р/с оно точно не сможет. Единственное, что получится делать — сдавать нулевую отчетность.

Организации могут не только создаваться, но и прекращать свою деятельность. Это может происходить по решению участников, принудительно или при банкротстве. Многие задаются вопросом, нужно ли закрывать счет при ликвидации. Ответ на него будет неоднозначным. С одной стороны, законодательством такая обязанность не устанавливается, а с другой, за обслуживание р/с берется плата, и в результате могут быть нарушены права банка как кредитора. Некоторые банки предусматривают автоматическое закрытие счета в договоре при ликвидации предприятия, но надеяться на это не стоит.

Когда закрывается расчетный счет?

Открывать счет — право, а не обязанность организации. Она может его не иметь совсем, если деятельности не было как таковой. Но реальному ООО для работы нужно открыть р/с в банке. Прекращение деятельности ООО может происходить добровольно, принудительно или в рамках процедуры банкротства.

Добровольное прекращение деятельности включает в себя несколько этапов:

  1. Принятие соответствующего решения.
  2. Рассылка уведомлений контрагентам и налоговой службе о предстоящей ликвидации.
  3. Расчеты с контрагентами, сдача ликвидационного баланса, прохождение различных проверок.
  4. Внесение записи в гос. реестр.

В законодательстве не устанавливается конкретный момент, когда можно закрывать р/с. Но нужно учитывать, что добровольно ликвидируемое ООО должно произвести расчеты с контрагентами и оплатить все налоги и т. д. Рекомендуется закрывать счет после сдачи ликвидационного баланса, но до момента внесения записи о прекращении деятельности в ЕРГРЮЛ.

Замечание! На практике очень часто встречаются ситуации, когда при ликвидации ООО счет закрывается сразу после принятия соответствующего решения. А потом всплывают мелкие долги по налогам и сборам. Оплатить их оказывается весьма затруднительно. Некоторым фирмам даже приходится снова открывать р/с.

При банкротстве или принудительном прекращении деятельности ООО закрытие счета происходит уже после ликвидации организации и внесения записи в государственный реестр.

Если у организации несколько расчетных счетов, то на момент проведения добровольных ликвидационных процедур оставляют только один р/с, который закрывается перед внесением записи в гос. реестр. При ликвидации ООО через банкротство назначенный судом управляющий также пользуется только основным расчетным счетом, а все остальные закрываются на самых первых этапах проведения процедуры.

Как закрыть счет при добровольной ликвидации

Закрыть счет при ликвидации фирмы в Сбербанке или любом другом кредитном учреждении несложно, но юридическому лицу нужно заранее провести все расчеты с контрагентами и бюджетом, а только затем приступать к этой операции. Рекомендуется предварительно сдать ликвидационный баланс и провести сверку взаиморасчетов по налогам и сборам.

Рассмотрим, какие операции надо выполнить для закрытия р/с при ликвидации по решению участников общества:

1

Получить выпуски по счету и убедиться в том, что все планируемые платежи зачислены и списаны.

2

Подать заявление о расторжении договора. К нему потребуется приложить копию решения (протокола) о прекращении деятельности, назначении ликвидатора или ликвидационной комиссии и, возможно, выписку из ЕГРЮЛ.

3

При необходимости снять остаток денег со счета или подать заявление на его перевод в другой банк.

Нужно позаботиться и о закрытии всех долгов перед банком, иначе можно столкнуться с отказом в закрытии р/с. После осуществления банком всех необходимых операций имеет смысл получить официальное уведомление от кредитной организации о том, что р/с действительно закрыт.

Причины ликвидации коммерческого банка

Ликвидация коммерческого банка подразумевает аннулирование его деятельности в добровольном или вынужденном порядке, сопровождающееся ликвидацией юридического лица. Коммерческий банк – это финансовая структура, подчиняющаяся своей законодательной базе.

Порядок ликвидации коммерческого банка прописан в статьях 23 ФЗ «О банках и банковской деятельности» и 51 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Основной причиной ликвидации коммерческого банка является его несостоятельность, приводящая к невозможности исполнять его обязательства.

К неплатежеспособности могут привести:

  • нарушение кредитной организацией законодательных норм;
  • неисполнение заемщиками своих обязательств;
  • некорректная политика кредитования;
  • неграмотная оценка рисков и прочее.

Также к мотивам, по которым у коммерческого банка могут отозвать лицензию, относятся:

  • отсутствие деятельности в течение 12 месяцев после обретения лицензии;
  • несоответствие действительности данных, указанных в лицензии;
  • умышленное внесение искаженных данных в финансовую отчетность;
  • осуществление ряда операций без получения на то допуска;
  • нарушение норм по лимиту капитала;
  • несоблюдений предписаний Центробанка по резервированию;
  • не удовлетворений притязаний кредитора по истечении двух неделей со дня их предоставления;
  • игнорирование решений судебных органов.

Порядок ликвидации банков в добровольном порядке

Побудить собственников коммерческого банка прийти к выводу о добровольном прекращении деятельности могут следующие факторы:

  1. Не достигнута ожидаемая экономическая выгода.
  2. Достигнута цель основания финансовой организации.
  3. Работа банковского учреждения невозможна из-за разногласий его учредителей.

Порядок создания и ликвидации коммерческого банка проходит по той же схеме, что и ликвидация ООО.

Ликвидация коммерческого банка на добровольной основе возможна только на основании решения о прекращении деятельности, подписанного всеми акционерами. При этом все обязательства перед кредиторами должны быть погашены до начала ликвидации. Информация о планируемой ликвидации должна пройти в средствах массовой информации.

О своем решении учредители банка должны не позднее пяти дней известить территориальное подразделение Центробанка РФ, по согласованию с которым создается ликвидационная комиссия, устанавливаются сроки и порядок ликвидации. В состав комиссии обязательно входит представитель ЦБ, задача которого осуществлять контроль за соблюдением интересов кредиторов и вкладчиков.

Ликвидация считается завершенной после предоставления Центробанку ликвидационного баланса.

Важно! Сведения о ликвидации коммерческого банка необходимо в течение месяца предоставить в налоговые органы. А если ликвидация сопровождалась реализацией имущества, то полученный доход подлежит налогообложению.

Порядок открытия регистрации ликвидации банка в принудительном порядке

Принудительно ликвидировать коммерческий банк возможно в следующих случаях:

  1. Учреждение осуществляет деятельность, не указанную в полученной лицензии.
  2. Коммерческая организация замечена в подаче искаженных сведений при получении лицензии.
  3. Имеются признаки неплатежеспособности.
  4. Банковская деятельность не начата в течение года после обладания лицензией.
  5. Банк не исполняет судебные решения.
  6. На отзыв лицензии подала ходатайство временная администрация банка.

Порядок принудительной ликвидации коммерческого банка следующий:

  1. Центробанк отзывает лицензию.
  2. Создается ликвидационная комиссия.
  3. Проводится всесторонняя проверка ликвидируемого коммерческого банка.
  4. Составляются промежуточные и итоговые балансы.
  5. Закрывается банковский счет ликвидируемого учреждения.
  6. Публикуется в СМИ информация о ликвидации банка.
  7. Вносится соответствующая запись в книгу регистрации.

Если коммерческий банк не в состоянии удовлетворить все требования кредиторов, то он ликвидируется как банкрот. В этом случае ЦБ обращается в арбитражный суд с соответствующим заявлением, который и выносит постановление о признании банка банкротом.

Важно! Решение об отзыве лицензии публикуется в «Вестнике Банка России». Оно может быть обжаловано в течение тридцати дней со дня опубликования.

Как только судебный орган вынес решение о ликвидации коммерческого банка:

  • управление коммерческого банка лишается управленческих функций и в течение трех дней передает ликвидатору всю документацию, ценности и печати;
  • данные о финансовом состоянии коммерческого банка перестают носить конфиденциальный характер;
  • все наложенные ранее аресты на имущество коммерческого банка и ограничения по распоряжению имуществом снимаются;
  • все требования к коммерческому банку могут быть удовлетворены только в ходе ее ликвидации.

Риски вкладчиков, заемщиков и кредиторов коммерческого банка при его ликвидации

Клиенты коммерческого банка всегда заинтересованы в сохранности своих средств. Поэтому известие о ликвидации финансовой структуры не является для них приятным.

Что нужно знать вкладчикам при ликвидации

Вкладчики коммерческого банка должны знать, что они могут не опасаться за вложенные средства. Процедура ликвидации коммерческого банка строго регламентирована, а сохранность сбережений гарантируется государством (Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ»).

Занимается данным вопросом Агентство страхования вкладов. Выплаты вкладчикам производятся в следующем порядке:

  1. В течение недели после получения сведений о ликвидации Агентство объявляет конкурс с целью выбора банка – агента по выплатам. Агент должен иметь сопоставимую с ликвидируемым учреждением филиальную сеть.
  2. После выбора банка-агента на первоочередные выплаты могут рассчитывать вкладчики с депозитами не более семисот тысяч рублей.
  3. Далее, к банку могут обратиться остальные вкладчики.

Важно! Выплаты осуществляются не ранее, чем две недели со дня наступления страхового случая. Деньги при этом можно получить как на банковский счет, так и наличными.

Информация для заемщиков

Заемщикам следует знать, что ликвидация коммерческого банка не предусматривает освобождения от обязательств перед ним. Оформленный ранее кредит выплачивать все равно придется, только в качестве кредитора будет выступать уже банк-правопреемник.

В каком порядке осуществляются выплаты кредиторам при ликвидации

Ликвидируемый коммерческий банк гасит задолженность перед кредиторами в следующем порядке:

  1. Удовлетворение обязательств перед вкладчиками.
  2. Выплаты долгов по трудовым договорам и страховым пособиям.
  3. Закрытие требований юридических лиц.
  4. Рассмотрение требований других кредиторов.

Также коммерческий банк обязан осуществить следующие платежи:

  • оплата работы ликвидационной комиссии;
  • финансирование фонда оплаты труда;
  • погашение долгов перед другими банками, в первую очередь перед Центробанком;
  • осуществление расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
  • удовлетворение обязательств перед кредиторами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *