Лимит по европротоколу

Лимит по европротоколу

Важные факты из статьи

  1. Лимит выплаты по европротоколу составляет 100 тысяч рублей. Исключение составляют Москва, Питер и их области при условии регистрации ДТП через ГЛОНАСС – так можно получить выплату по ОСАГО до 400 тысяч за ущерб автомобилю.
  2. Со страховой компании нельзя требовать выплату, если реальный ущерб превысил лимит – так говорит судебная практика.
  3. Также доплачивать не должен и виновник аварии, в том числе если лимит превышен только при разнице износа. И это тоже мнение Верховного суда РФ.
  4. Единственное исключение с возможностью взыскать доплату – если в происшествии причинён вред здоровью людей.

Попав в некрупное ДТП, когда причинённый ущерб незначителен, в решении конфликта водители могут обойтись без привлечения сотрудников полиции. Чтобы разойтись, так сказать, полюбовно и получить выплату по страховке ОСАГО, достаточно оформить на месте европротокол. Но что же делать, если сумма ущерба превысила лимит, как в таком случае возместить ущерб и кто выплатит разницу?

Вообще, это документ, позволяющий зафиксировать последствия дорожно-транспортного происшествия без участия уполномоченных сотрудников Госавтоинспекции. При наличии правильно заполненного извещения потерпевшая в результате ДТП сторона может получить средства на восстановление авто от страховщика виновника аварии.

Авария оформляется через европротокол, когда:

  • в ДТП участвовало 2 стороны – не больше и не меньше;
  • в результате аварии ущерб нанесен исключительно транспортным средствам, то есть отсутствуют пострадавшие физически стороны;
  • виновник и пострадавший не имеют разногласий;
  • сумма ущерба не больше установленного лимита;
  • европротокол оформлен по правилам;
  • каждая из сторон происшествия имеет действующий полис ОСАГО.

При несоблюдении хотя бы одного из указанных выше условий, авария оформляется с участием сотрудников ГИБДД.

По состоянию на 2020 год максимальная выплата по европротоколу составляет 100 тысяч рублей.

100000 рублей – максимальная сумма выплаты по европротоколу, распространяющаяся на территории всей РФ, за исключением регионов, где действует безлимитный режим.

Безлимитное извещение возможно оформить в следующих регионах РФ:

  • территория Санкт-Петербурга;
  • Ленинградская область;
  • Москва;
  • Подмосковье.

На указанных территориях действует повышающий коэффициент, который позволяет повысить лимит по выплате страховки до 400 тысяч рублей. Поэтому, не такой уж и безлимитный европротокол в данных регионах. Но получить максимальную выплату в 400000 рублей водители смогут при условии предоставления видеозаписи и фотоснимков из ГЛОНАСС регистратора.

Иногда выплаченной компенсации оказывается недостаточно, чтобы в полной мере восстановить транспортное средство. Может ли водитель рассчитывать на доплату?

Если сумма ущерба превысила лимит, то страховая компания не обязана доплачивать разницу. Это указано в Федеральном законе об ОСАГО – статья 11.1, пункт 8:

8. Потерпевший, которому осуществлено страховое возмещение вреда, причинённого его транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, документы о котором оформлены в соответствии с настоящей статьёй, не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении вреда, причинённого его транспортному средству в результате такого происшествия, в той части, в которой совокупный размер осуществленного потерпевшему страхового возмещения и предъявленного страховщику дополнительного требования о возмещении указанного вреда превышает предельный размер страхового возмещения, установленный соответственно пунктами 4 и 5 настоящей статьи.

Таким образом, потерпевшая в результате дорожно-транспортного происшествия сторона, получив выплату по европротоколу в рамках лимита – 100000 рублей, не может предъявить страховщику дополнительные требования по возмещению ущерба ТС.

В постановлении Пленума №58 от 26.12.2017, Верховный суд РФ объясняет: с момента произведения выплаты страховщиком компенсации на основании европротокола, его обязательства по данному случаю прекращаются.

Тут же есть некоторые оговорки: пострадавшая в результате аварии сторона может рассчитывать на выплату дополнительной компенсации сверх регламентированного лимита только в том случае, когда причинён вред жизни и здоровью.

Речь идет о вреде, обнаруженном уже после подачи заявления на выплату по ущербу автомобиля на основании извещения.

15. Потерпевший вправе обратиться к страховщику ответственности лица, причинившего вред, с требованием о возмещении вреда жизни и здоровью, который возник после предъявления требования о страховом возмещении в порядке, установленном статьей 11.1 Закона об ОСАГО, и о котором потерпевший не знал на момент предъявления требования о возмещении вреда в связи с повреждением его транспортного средства (пункт 8 статьи 11.1 Закона об ОСАГО).

В данном случае все достаточно интересно. Согласно статьям 15 и 1064 Гражданского кодекса РФ, потерпевшая в результате ДТП сторона имеет право истребовать полного возмещения причиненного ему ущерба. Именно на основании данных законодательных проектов, а также постановления Конституционного суда люди взыскивают с виновника аварии сумму доплаты за износ по ОСАГО.

Но в случае с европротоколом есть существенная тонкость: законом и договоренностью предусмотрена выплата ущерба в меньшем размере. И в ФЗ об ОСАГО это как раз учитывается – ограничение по лимиту.

Судебная практика в данном вопросе такова: водители пытались оспорить указанное в ФЗ правило, однако Конституционный суд ни в одном из поданных заявлений не увидел проблем.

Так, в терминологии законов об ОСАГО, понятие европротокол звучит следующим образом – это соглашение между потерпевшей стороной и виновником аварии, имеющее обязательную силу. Заполняя извещение о дорожном происшествии, потерпевший автоматически подтверждает, что он не имеет никаких возражений касательно обстоятельств аварии, характера и перечня повреждений, а также размера компенсации.

Именно такого мнения придерживается тот же Верховный суд РФ. Уже в другом ППВС утверждается следующее:

39. Возмещение убытков в пределах сумм, установленных статьей 11¹ Закона об ОСАГО, является упрощенным способом исполнения обязательств страховщиком, вследствие чего выплата прекращает обязательство страховщика и причинителя вреда по конкретному страховому случаю (пункт 1 статьи 408 ГК РФ).

В связи с этим не подлежит удовлетворению иск потерпевшего к страховщику и/или к причинителю вреда о возмещении ущерба на сумму, превышающую предельный размер страховой выплаты, за исключением случаев, когда соглашение участников дорожно-транспортного происшествия при его оформлении без участия уполномоченных на то сотрудников полиции признано судом недействительным.

К слову, о признании недействительным европротокола…

Оспорить его крайне сложно. Исходя из судебной практики, законной признается выплата по извещению в пределах установленных рамок в 100000 рублей.

Существует единственный вариант, как получить сверх лимита в 100 тысяч – ДТП регистрируется в пределах региона, где действует безлимитный европротокол. Подобные дорожные происшествия должны быть, кроме бумажных извещений с каждой стороны, оформлены через систему фото и видеорегистрации ГЛОНАСС либо приложение ДТП.Европротокол.

Более подробно об алгоритме передачи данных о ДТП в страховую по ГЛОНАСС рассказывается в постановлении Правительства РФ №1002 от 1 октября 2014 года.

А вот когда речь идет об ущербе, причиненному здоровью и жизни пострадавшей в результате аварии стороны, можно попытаться оспорить европротокол. Тут стоит понимать, что данное правило распространяется исключительно на ДТП, оформленные с помощью извещения без участия сотрудников ГИБДД, когда ущерб здоровью и жизни был выявлен уже после подачи заявление на возмещения убытков по авто.

Чаще всего требования о взыскании дополнительных расходов направляются виновнику аварии, который далеко не всегда соглашается возмещать ущерб на добровольной основе. В таком случае возможно попытаться решить вопрос через суд.

Судебное разбирательство требует особо тщательной подготовки:

  1. В первую очередь пострадавшему желательно отправить виновнику претензию в письменной форме с указанием размера дополнительной компенсации и причины, повлекшей данные действия. Это может решить проблему в досудебном порядке.
  2. Дальше вместе с копией претензии пострадавшая сторона пишет исковое заявление. К нему необходимо добавить еще копию документов, подтверждающих факт причинения ущерба здоровью и жизни, копию извещения о ДТП, копию акта о страховом случае. Правильно и последовательно изложить в исковом свои требования – половина успеха, поэтому на данном этапе желательно обратиться за помощью автоюриста, расходы на которого компенсируются проигравшей стороной.
  3. Далее пострадавшая сторона должна уплатить госпошлину. Только при наличии чека, подтверждающего оплату пошлины, дело примут в разработку.

Ну а дальше дело уже за судом. Чаще всего подобные иски удовлетворяются в полном объеме. Но вот сколько придется ждать до момента завершения судебного разбираться, никто не скажет.

Как говорилось ранее, с момента подписания извещения обе стороны дают свое согласие на мирное урегулирование дел, без взаимных претензий. И если одна из сторон решит все же вызвать сотрудников ГИБДД, чтобы заново оформить дорожное происшествие, то вторая сторона будет правой, не захотев этого.

Но на практике такие есть случаи, когда после подписания этой бумаги одна из сторон решает оформить ДТП через ГИБДД. Но это должно происходить непосредственно после аварии. Позднее смысла в проведении этой процедуры нет.

Между тем, ничего не должно препятствовать вызову сотрудников ГИБДД после составления европротокола по обоюдному соглашению сторон. При этом, как ни странно, это даже не нарушение ПДД, так как, согласно последним изменениям, вы не обязаны сообщать в полицию о происшествии, если есть возможность составить европротокол. И только по желанию можно обратиться в ГАИ, а о сроках ничего не сказано.

Но лучше всё же сделать это немедленно и как можно раньше. Желательно при этом вообще сообщить сотрудникам, что ДТП случилось только что. Конечно, если автомобили вы уже не восстановили.

Как видим, ситуация с превышением лимита по европротоколу достаточно тонкая. Поэтому в случае возникновения сомнений, касающихся размера причиненного ущерба, лучше не рисковать, а обратиться за помощью к сотрудникам ГИБДД. Да, эта процедура займет больше времени, но вместе с тем виновник сможет получить полную сумму выплаты на восстановление транспортного средства. Да и опытные юристы не советуют прибегать к этому пока ещё «сырому» варианту оформления ДТП.

Будьте внимательны на дорогах, придерживайтесь правил дорожного движения и берегите себя!

Европротокол — специальная форма Извещения о ДТП, которую самостоятельно заполняют участники ДТП, и которая подтверждает право одного из участников (Потерпевшего) на получение страховой выплаты по ОСАГО.

Закон об оформлении ДТП без сотрдников ГИБДД
Возможность и обстоятельства оформления европротокола в 2019 году регламентируются следующими нормативными актами:
— Федеральным законом от 25.04.2002г. №40-ФЗ «Об ОСАГО» (ст. 11.1).
— Федеральным законом от 21.07.2014г. №223-ФЗ, включающим в предыдущий закон пункт 11.1, допускающий возможность оформления ДТП в 2019 году без участия представителей дорожной полиции.
— Федеральным законом от 29.12.2017г. №448-ФЗ, корректирующим вышеуказанный норматив в плане порядка условий составления европротокола.
— Положением №431-П от 19.09.2014г., утвержденным российским Центробанком и определяющим правила ОСАГО.

Сумма ущерба при оформлении европротокола
В 2019 году для оформления европротокола устанавливаются определенные ограничения, ограничивающие размер возможного возмещения ущерба. Согласно пунктам 4 – 5 ст. 11.1 закона №40-ФЗ, самостоятельное составление документа по результатам аварии водителями возможно, если максимальная сумма ущерба составляет:
100 тысяч рублей.
400 тысяч рублей, если авария произошла на территории Москвы, Санкт-Петербурга, московской или ленинградской областей.

!ВНИМАНИЕ!
Для урегулирования ДТП по Европротоколу (без вызова ГИБДД) фиксация с помощью мобильного приложения до 01.10.2019 обязательна только в случае наличия разногласий или необходимости урегулирования на сумму от 100 до 400 тысяч рублей в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области.
С 01.10.2019 фиксация с помощью мобильного приложения и (или) техническими средствами контроля (если они передают информацию в АИС ОСАГО) обязательна для всех ДТП без вызова ГИБДД. При невозможности фиксации обязателен вызов ГИБДД.

Особенности оформления европротокола в 2019 году
При оформлении европротокола в 2019 году необходимо руководствоваться следующими правилами:
— для записей должна использоваться шариковая ручка;
— надписи должны быть различимы, рекомендуется заполнять графы не прописью, а печатными знаками;
— обе страницы документа должны заполняться каждым водителем, при условии проставления ими подписей на двух экземплярах бланка;
— в случае внесения исправлений, они подтверждаются подписями обоих водителей.

Когда можно оформить европротокол при ДТП в 2019 году
Согласно требованиям ст. 11.1 Федерального закона №40-ФЗ, в 2019 году допускается не вызывать представителей ГИБДД для расследования результатов аварии и оформить европротокол, если соблюдены следующие условия:
— В ДТП участвовало два автомобиля, а повреждения вызваны непосредственно их столкновением.
— Авария произошла на территории РФ, поскольку, несмотря на то, что в других странах предусмотрено оформление европротокола, там не действует российский ОСАГО.
— Оба водителя оформили автостраховку ОСАГО, и срок действия полисов еще не истек.
— Водители самостоятельно определили между собой виновника ДТП.
— Пострадали только две указанные машины, травмированные и погибшие отсутствуют, ущерб не нанесен объектам городской инфраструктуры, другим людям или автомобилям и пр.
— Ущерб авто после ДТП не превышает 100 тысяч рублей (для Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга, Ленинградской области не превышает 400 тысяч рублей).
— Второй водитель не должен возражать против самостоятельного оформления европротокола, иначе составить документ не получится, поскольку оба участника ДТП заверяют его собственными подписями.

!Внимание !
В 2019 году определение виновного водителя исключено из перечня обязательных условий оформления европротокола, если в машине установлена спутниковая система ГЛОНАСС или у автомобилистов есть специальное мобильное приложение, позволяющие установить виновника без присутствия на месте происшествия инспекторов ГИБДД.

Действия при ДТП до оформления европротокола
Согласно п. 2.5 ПДД в случае ДТП водителю необходимо выполнить ряд обязательных действий:
Автомобиль должен быть остановлен, не допускается его перемещать до окончания расследования аварии, если это не создает препятствий для движения или опасности окружающим.
Если передвижение других автомобилей невозможно, в соответствии с п.2.6 ПДД необходимо освободить участок дороги, предварительно зафиксировав на фото и видео обстоятельства аварии.
Двигатель необходимо выключить, машину поставить на стояночный тормоз.
Включить аварийную сигнализацию и установить знак аварийной остановки. Если происшествие произошло в пределах городской черты, расстояние от знака до автомобиля составляет не менее пятнадцати метров, на дороге вне населенного пункта – минимум тридцать метров (п. 7.2 ПДД).
Убедиться в отсутствии пострадавших, если это потребуется, вызвать медиков.
Сообщить о произошедшем телефонным звонком страховщику и поступить в соответствии с его рекомендациями. Если условия страхового договора предусматривают вызов представителя страховой компании на место ДТП, необходимо его дождаться.
Зафиксировать обстоятельства аварии имеющимися фото или видео средствами.
Познакомиться с другим участником происшествия, обменяться контактной информацией, зафиксировать реквизиты его полиса ОСАГО и данные автомобиля.
Найти свидетелей ДТП, записать их телефонные номера и другие контактные сведения.
Оформить бланк извещения (европротокол) о происшествии с другим водителем.

Если обстоятельства ДТП не соответствуют условиям, допускающим оформление его результатов европротоколом, необходимо вызвать представителей ГИБДД и принять участие в расследовании, подписав необходимые документы и сообщив об известных обстоятельствах аварии.

Пошаговая инструкция оформления Европротокола в 2019 году

Вначале оба водителя совместно заполняют первые восемь пунктов бланка европротокола, внося следующую информацию:

В первом пункте – указать точный адрес или километр шоссе, где произошла авария.
Во втором – отмечается дата происшествия и время, с минутной точностью. Необходимо внимательно подойти к фиксации времени, чтобы не ошибиться, заполняя документ.
В третьем – сколько автомобилей было повреждено. Если их более двух, составление европротокола в 2019 году неправомерно.
В четвертом – отмечается, что отсутствуют раненые и погибшие, иначе придется вызывать представителей правоохранительных органов.
В пятом – проставляется галочка в квадрате относительно проведения медицинского освидетельствования на предмет алкогольного опьянения (в большинстве случаев – нет).
В шестом – пострадали ли другие машины и прочее имущество.
В седьмом – имеются ли очевидцы, способные подтвердить обстоятельства происшествия, с указанием фамилий, имен, отчеств, их паспортной информации.
В восьмом – участвовали ли в расследовании ДТП представители ГИБДД (в данном случае указывается – нет).

Далее каждый водитель отдельно заполняет свою сторону бланка. Не имеет значения, в каком порядке будут обозначены автомобили участников происшествия, это не повлияет на итоговый результат и не более чем условно. В данных пунктах указывается:

В девятом – информация об автомобиле, с перечислением марки, модели, номера ВИН, регистрационных сведений.
В десятом – паспортные данные владельца, если речь идет об организации – ее полное наименование.
В одиннадцатом – сведения о лице, управлявшем автомобилем, включая паспортную информацию, данные из водительского удостоверения (его номер, присвоенную категорию ТС, разрешенных к управлению, дату выдачи).
В двенадцатом – информацию об автостраховщике с отметкой номера полиса и даты, по которую действует документ, отдельная отметка – застраховано ли авто от повреждений.
В тринадцатом – на схематическом изображении автомобиля или другого ТС отмечается, на какое место пришелся удар при столкновении.
В четырнадцатом – перечисляются полученные дефекты и повреждения.
В пятнадцатом – графа «Замечания» предусматривает отметку водителя о предполагаемом виновнике аварии.
В шестнадцатом – из предлагаемого перечня выбираются соответствующие произошедшему обстоятельства происшествия; если ни одно из них не подходит – имеется графа «Иное».
В семнадцатом – схематически изображается ДТП, с указанием всех существенных деталей происшествия. О порядке оформления схемы указано ниже.
В восемнадцатом – оба водителя расписываются.

На втором листе бланка европротокола нумерация пунктов начинается сначала. Порядок заполнения оборота в 2019 году следующий:

В первом пункте отмечается, какой букве согласно европротоколу (А или В) соответствует конкретный автомобиль. Порядок распределения не важен, главное – различать участников.
Во втором детально излагаются обстоятельства аварии по мнению водителя, заполняющего данный экземпляр бланка.
В третьем – отмечается, находился за рулем непосредственно владелец ТС или доверенное лицо.
В четвертом – перечисляются другие автомобили, кроме указанных, если они участвовали в ДТП.
В пятом – наличие материального ущерба для других объектов с указанием их наименования и принадлежности (при наличии обстоятельств, относящихся к четвертому и пятому пунктам, придется вызывать представителей ГИБДД).
В шестом – способно ли авто перемещаться своим ходом. Если требуется буксировка, сообщается о местонахождении поврежденной автомашины.
В седьмом – отмечается, различается ли позиция водителей в трактовке пунктов с четырнадцатого по семнадцатый данного документа. Если присутствуют разногласия, их следует перечислить.
Далее указывается, когда составлялось извещение, ФИО заполнившего бланк, его личная роспись.
Предусмотрена графа для отметки о прилагаемой к извещению документации. Это может быть схема ДТП или данные, полученные с использованием вышеуказанных технических средств, без которых в некоторых случаях европротокол в 2019 году не будет принят к рассмотрению.

!Внимание!

После того, как европротокол оформлен в двух экземплярах, в него запрещается вносить изменения или дополнения, иначе он будет признан незаконным. Если требуется внести коррективы, они должны подтверждаться обоими участниками, но чтобы исключить возможные проблемы с последующим оформлением страховки рекомендуется заполнить бланки повторно, исключив возможные исправления и коррективы.

Составляем схему .</b>
Схема на европротоколе представляет собой графическое изображение ДТП, пошаговая инструкция ее выполнения в 2019 году следующая:
— отмечается наименование документа, дата и время его составления;
— рисуется план местности, с отметкой расположенных рядом объектов и особенностей инфраструктуры, других деталей;
— обозначается, как называются улицы или километр шоссе, где произошла авария;
— изображаются линии дорожной разметки, знаки, регулировочные средства (светофоры) и прочие особенности, регламентирующие порядок движения на данном участке;
— указывается расположение автомобилей после столкновения с обозначением каждого ТС соответствующей буквой алфавита, использующейся при составлении бланка извещения;
— отмечается, как перемещались машины до аварии;
— место столкновения обозначается крестиком;
— фиксируются прочие обстоятельства, играющие роль в полном описании обстоятельств происшествия.

Внизу схемы необходимо привести расшифровку условных обозначений, использовавшихся при составлении схемы, записываются фамилии и инициалы водителей, участвовавших в ДТП. Водители расписываются, внося фразу с формулировкой о согласии с составленным планом. Если имеются очевидцы, они также должны подписать указанную схему с указанием основных своих данных.
Фотографирование места аварии и повреждений.
Согласно рекомендациям РСА (Российского Союза Автостраховщиков) водители, оформляющие ДТП по европротоколу, могут «по возможности» сделать фотографии места аварии.
Аргументация такая, что при рассмотрении извещения о дорожно-транспортном происшествии в страховой компании, фотоснимки ускорят процесс рассмотрения вашего дела по ОСАГО. Но не стоит переживать, ведь страховщик обязан вынести решение не позднее 20 дней с момента подачи европейского протокола.
Даже учитывая, что к виновнику и потерпевшему нет жестких требований по предоставлению фотографий в свою страховую, мы рекомендуем их сделать, если есть на что снимать. Желательно сделать как можно больше фотографий для европротокола, учитывая нижеследующие рекомендации:
1. Общий план ДТП
Эти фотографии потребуются для идентификации места аварии. На них должны быть видны объекты, расположенные в данной местности:
Здания и сооружения;
Дорожная разметка;
Знаки и светофоры.

Знаки и светофоры.

2. Следы торможения, элементы деталей, оставшихся на дороге.
Этот пункт не всегда актуален для европротокола, так как его оформление характерно для мелких дорожных происшествий. Но все же, при наличии дополнительных следов и предметов, которые могут прояснить обстоятельства инцидента, лучше их сфотографировать. В объектив должны попасть следующие элементы:
Тормозной путь, оставленный транспортным средством на проезжей части;
Места, в которых произошло осыпание разбитых деталей автомобиля (фар, стекол, бамперов, накладок и т.п.);
3. Крупный план транспортных средств с читаемыми номерами
Теперь можно подойти ближе к месту ДТП и сделать фотографии автомобиля крупным планом. Желательно сделать это с разнообразных ракурсов. Чем больше фотоснимков будет запечатлено на фотоаппарат тем лучше.
Допустимо последовать схеме представленной в первом пункте, существенно сократив расстояние до ТС. Особое внимание следует уделить месту контакта автомобилей.
4. Макросъемка поврежденных деталей
Здесь нужно сфотографировать повреждения с близкого расстояния. Рекомендуется произвести по несколько фотографий одного и того же повреждения. Те же самые детали впоследствии нужно указать в 14 пункте европротокола.
Дополнительно рекомендуется сделать фото элементов, когда водители разъедутся и освободят дорогу для составления европейского протокола. Для подстраховки сфотографируйте детали кузова, сопряженные с поврежденными. Это поможет выявить малозаметные и скрытые повреждения автомобиля.

!Примечание!:
Ответственность каждого из участников ДТП определяется только в соответствии с данными, вносимыми обоими участниками ДТП на лицевой стороне Извещения.

Рекомендуется первый лист Извещения о ДТП оставлять предполагаемому потерпевшему, второй лист (самокопир) — предполагаемому виновнику ДТП. В принципе, не имеет значения, кому достанется первый лист, а кому второй (рекомендации связаны с тем, что оригинал Извещения легче отсканировать и переслать Страховщику виновника при прямом возмещении убытков).

Оба участника ДТП обязаны самостоятельно заполнить обратные стороны Извещения. Обратную сторону рекомендуется заполнить уже дома (во Франции даже рекомендуют ее заполнять вместе с юристом).
Примечание:
На обратной стороне Извещения о ДТП имеется бланк декларации, он заполняется каждым водителем отдельно. Эти данные позволяют получить дополнительную информацию, необходимую для разбирательства страхового случая.
Извещение считается заполненным только в случае если:
— экземпляры разъединены;
— заполнены обе стороны каждого экземпляра Извещения.
В некоторых случаях, информация с обратной стороны Извещения о ДТП от виновника ДТП может и не понадобиться для подтверждения страхового случая. Но лучше не рисковать: есть обязанность заполнить обе стороны Извещения каждым участником — значит нужно заполнить, чтобы не давать лишнего повода страховым компаниям отказать в страховой выплате.

Что делать после оформления европротокола?
После того, как европротокол оформлен, в 2019 году он передается участником происшествия в страховую компанию для начисления компенсации по ущербу. В этой ситуации не играет роли, виноват или нет водитель в аварии. Это будет иметь значение в определении порядка взыскания средств страховщиком в рамках действующего ОСАГО.

!Внимание!
При вручении извещения (вместе с другим пакетом документов) необходимо побеспокоиться, чтобы сотрудник страховщика, принимающий корреспонденцию, сообщил участнику аварии входящий номер документации, реквизиты заведенного дела, свою фамилию, инициалы и должность, зафиксировал, когда поступили бумаги на возмещение по ОСАГО.

Срок оповещения страховой !ВАЖНО!

В 2019 году согласно п. 2 ст. 11.1 Федерального закона №40-ФЗ, водителю, заполнившему извещение (как виновному так и пострадавшему), необходимо в пятидневный срок (исключая праздничные и выходные дни) после даты аварии, указанной в бланке европротокола, передать документ в страховую компанию, иначе СК вправе отказаться возмещать ущерб.
Водителю не допускается в течение последующих пятнадцати дней самостоятельно восстанавливать автомобиль до осмотра его представителями страховщика или назначенными СК специалистами экспертной организации (если это потребуется).

Необходимые документы для подачи в страховую компанию
— заявлением на бланке, разработанном в страховой компании, о возмещении убытков в случае аварии;
— паспортом заявителя или другим равноценным документом;
— водительскими правами;
— СТС автомобиля;
— страховым договором ОСАГО, в который вписан управляющий автомашиной;
— фотографиями и видеоматериалами, свидетельскими показаниями об обстоятельствах аварии, данными технических средств, упомянутых в ст. 11.1 закона №40-ФЗ.

!Внимание!
Согласно п. 10 ст. 12 ФЗ№40, страховщику необходимо в пятидневный срок от даты предоставления европротокола за свой счет организовать проведение экспертного обследования авто, чтобы установить объем и стоимость восстановления машины.

Что будет, если не сдал европротокол? !Внимание!

В соответствии с положениями ст. 14 Федерального закона №40-ФЗ, страховая компания вправе предъявить ответное требование о возмещении ущерба, выплаченного по договору ОСАГО пострадавшему, со стороны виновного в ДТП, если им не предоставлен европротокол о происшествии в течение пяти суток, без учета выходных или праздничных дней.

Поэтому, кроме отсутствия возможности получить причитающиеся средства по автостраховке, если автолюбитель не сдаст в страховую в установленный срок свой экземпляр европротокола, ему следует быть готовым к предъявлению со стороны страховщика регрессных требований по ОСАГО.
Действия в случае отказа страховой по европротоколу

Обоснованные причины отказов в приеме европротоколов со стороны страховой компании в 2019 году могут быть обусловлены:

ошибками, неточностями и исправлениями в бланке извещения, составления его неразборчивым почерком;
отсутствием подписи второго водителя;
нарушением условий, при которых допускается оформление европротокола;
просроченной датой предоставления документации;
отсутствием подтверждений с использованием специальных технических средств, при несогласии участников аварии относительно обстоятельств происшествия;
свидетельствами, подтверждающими, что документ был подготовлен при условиях оказания давления на составителя.

Страховщик не вправе отказывать клиенту, необоснованно требуя предоставления второго экземпляра европротокола, заполненного другим пострадавшим водителем, или в прочих случаях, не предусмотренных законодательством.

Если СК в 2019 году отказывается принимать оформленный европротокол по неправомерным причинам, автовладелец должен отстаивать свои интересы в суде.

Но, согласно ч. 5 ст. 4 АПК РФ, обязателен досудебный процесс урегулирования споров. Поэтому в таком случае автолюбителю необходимо обратиться к страховщику с письменной претензией, указав в документе:

— наименование инстанции, куда направляется бумага;
— обстоятельства дела, с указанием неправомерности отказа и ссылкой на действующие нормативно-правовые акты;
— требования по исполнению претензии;
— предлагаемый срок ответа и адрес направления данного сообщения;
— перечень приложений.

В конце претензии составитель указывает дату, когда была составлена бумага, расписывается с указанием ФИО. Приложения должны свидетельствовать о правоте заявителя, обеспечивать наличие доказательств, оправдывающих составление претензии.

Если в тридцатидневный срок со стороны страховой компании не поступил ответ на поданную претензию по выплатам согласно европротоколу или был подтвержден необоснованный отказ от выплаты, автовладелец вправе направлять исковое заявление в арбитражную судебную инстанцию по адресу его жительства или нахождения страховщика.

Кроме страховщика, копия подобной претензии может направляться в РСА, Роспотребнадзор и другие заинтересованные организации.

Заполняем протокол
Тут можно заполнить онлайн и распечатать если бланков не оказалось у обеих сторон — online-docs.ru/europrotocol-online/

Важные факты из статьи

  1. Максимальный лимит страхового возмещения по европротоколу приравнен к лимиту по ОСАГО в целом.
  2. Соответственно, получить можно до 400 000 рублей.
  3. И этот предельный размер не только для Москвы и Петербурга, но и всех регионов.
  4. Однако, для максимальной выплаты при оформлении европротокола нужны специальные технические средства и программное обеспечение.
  5. Без технических средств вы можете рассчитывать не более чем на 100 000 рублей.
  6. Хотя, если ошибиться с размером ущерба на месте ДТП (оформить извещение без сотрудников ГИБДД вместо вызова полицейских), то часть денег всё равно можно получить с виновника.

При заключении договора ОСАГО в офисе страховой компании водителям вместе с бланком полиса выдают один-два бланка извещения о ДТП. Это извещение и именуется в обиходе «европротоколом». С его помощью можно оформить аварию без вызова на место сотрудников ГИБДД. Но аварии бывают разными, где-то царапка на машине, где-то существенный ущерб и скрытые повреждения. Чтобы определиться со способом оформления ДТП, нужно знать, сколько вам заплатят по европротоколу в 2020 году.

Лимит страхового возмещения по извещению устанавливается не самим страховщиком, а закреплен в Законе об ОСАГО. На сегодняшний день такая выплата может достигать максимального значения страховой суммы по возмещению вреда имуществу и равна 400 000 рублей. Но это максимальный размер, получить его удается далеко не всегда и не везде.

Москву как столицу нашей страны еще в далеком 2014 году наградили исключением из общего правила получения выплаты по европротоколу и допустили получение возмещения в максимальном размере 400 000 рублей, но фиксировать ДТП при этом надо было с помощью системы ГЛОНАСС.

То есть в Москве возможны 2 варианта получения возмещения:

  • если зафиксировать ДТП с помощью программного обеспечения с использованием навигационной системы, то по ОСАГО можно получить максимальный лимит в 400 тысяч,
  • если же фиксацию аварии с помощью ПО не производить, то максимальная выплата составляет те же 100 тысяч рублей.

По прошествии многих лет, лимит не изменился, поменялись лишь технические средства, необходимые для фиксации. О них мы поговорим немного ниже.

Несмотря на то, что Петербург столицей не является, но все же в нём проживают миллионы граждан, у которых более миллиона машин. За полгода в таком городе может произойти более 2 500 ДТП. С такой статистикой было бы странным, если бы лимит оформления европротокола не приравняли бы к московскому, то есть максимальному.

Но без технических средств всё равно не обойтись.

Почти 5 лет в системе автогражданки размер выплаты зависел от нескольких факторов:

  1. в каком городе произошел страховой случай,
  2. как были зафиксированы обстоятельства происшествия

Но с 01.10.2019 года территориальный фактор упразднили. И в 2020 году по новому закону не важно, где вы попали в ДТП: в Москве или в какой-нибудь деревне под названием «Васюки».

Главное, как будете всё фиксировать.

Утверждены даже Требования к техническим средствам контроля, в основном, там про взаимодействие с системой «ЭРА-ГЛОНАСС» и соответствие ГОСТу Р 57484-2017.

Но в Законе об ОСАГО всего этого пока ещё нет, здесь более доступным языком изложены способы фиксации:

  1. с помощью техсредств контроля, которые взаимодействуют с глобальной навигационной спутниковой системой и позволяют передать данные о ДТП (сам факт столкновения и координаты),
  2. с помощью специального программного обеспечения, которое будет взаимодействовать с системой ГОСУСЛУГ.

Специальная программа уже разработаны. Вот только зафиксировать ДТП удаётся далеко не всегда – проще говоря, приложение пока ещё сырое. А называется оно «Помощник ОСАГО». Порядок оформления происшествия с его помощью для получения наибольшего лимита выплаты мы приводили в специальной статье.

Так вот, если всё фиксировать технически, то лимит составляет 400 000 рублей. Если только заполнить извещение, то 100 000 рублей. Но нужно помнить, что не должно быть разногласий между участниками об обстоятельствах ДТП, характере и перечне повреждений, иначе для получения даже 100 000 рублей надо всё фиксировать техсредствами.

Срок на произведение страхового возмещения потерпевшему не менялся и составляет 20 дней, за исключением нерабочих праздников. Но это в большинстве случаев будет не выплата деньгами, а восстановительный ремонт. На европротокол тоже распространяется приоритет ремонта над выплатой.

Но есть и исключение: если стоимость ремонта по ОСАГО будет превышать лимит европротокола, тогда, согласно подпункта «д» пункта 16.1 статьи 12 Закона полагается выплата деньгами, если потерпевший не согласится доплатить.

Это, кстати, один из способов получить деньги вместо ремонта. Но сразу настораживает то, что возместят не весь ущерб, а с износом, но кое-что еще можно потом взыскать с виновника ДТП.

Уже много раз поднималась тема недоплаты по ОСАГО и нехватки выплаты на полноценный ремонт, но, как правило, это касалось ситуаций, когда ДТП оформлялось сотрудниками полиции и не было никаких лимитов и европротоколов.

Самый распространенный способ упрощенного оформления – пока ещё бумажный, и потерпевшие рассчитывают на 100 000 рублей возмещения.

Так вот, если на месте аварии с оценкой ущерба невиновный водитель сильно промахнулся, то не всё потеряно. К 100 000 рублей от страховой компании можно будет взыскать с виновника ДТП разницу, между полным размером ущерба, рассчитанным по Единой Методике ОСАГО и рыночной стоимостью ремонта. У нас есть более подробная статья о том, что делать, если ущерб оказался свыше лимита европротокола.

А теперь рассмотрим в цифрах на простом примере.

  • В результате аварии был поврежден автомобиль потерпевшего, и стоимость его ремонта по ЕМ и ценам РСА составляет 130 000 рублей – то есть свыше максимального лимита по ОСАГО без фиксации программным обеспечением.
  • Сразу не оценив все повреждения, водитель оформился бумажным европротоколом и получит от страховой компании возмещение в размере 100 000 рублей.
  • Посетив автосервис, выясняется, что на самом деле, для полноценного и качественного ремонта машины нужно 170 000 рублей.
  • Какую же сумму требовать с виновника? Ответ – 40 000 рублей. Нужно брать разницу между 170 000 и 130 000 рублей.
  • В итоге 140 000 рублей может хватить на какой-никакой ремонт машины.

Обратите внимание, что требовать с виновника разницу между максимальной выплатой по европротоколу и реальным ущербом по калькуляции с износом вы уже не можете, потому что, как считает Верховный суд, оформляя извещение без сотрудников ГИБДД, вы согласились с суммой ущерба, не превышающей 100 тысяч.

monkeybusiness / .com

1 июня 2018 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО) и Правила ОСАГО, касающиеся упрощенного порядка оформления документов о ДТП без участия уполномоченных сотрудников полиции (европротокол) (Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. № 448-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11.1 и 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

Предельный размер страхового возмещения по европротоколу увеличился до 100 тыс. руб. (ранее он составлял 50 тыс. руб.). При этом для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей лимит остался на прежнем уровне – 400 тыс. руб.

Оформление ДТП по европротоколу в пределах 100 тыс. руб. теперь возможно даже в тех случаях, когда между участниками ДТП есть разногласия по поводу обстоятельств причинения вреда (ранее – только при отсутствии разногласий). Для этого водителям необходимо зафиксировать обстоятельства аварии и передать их в автоматизированную информационную систему ОСАГО (посредством предусмотренных Законом об ОСАГО технических средств контроля или программного обеспечения).

Аналогичным образом нужно будет зафиксировать обстоятельства ДТП, имевшего место на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской или Ленинградской областей, в целях получения страхового возмещения в пределах 400 тыс. руб. При этом данный повышенный лимит европротокола применяется только при отсутствии у участников ДТП разногласий (Указание Банка России от 16 апреля 2018 г. № 4775-У).

В бланке извещения о ДТП необходимо теперь, помимо прочего, указывать сведения об отсутствии разногласий относительно обстоятельств причинения вреда, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств либо – при оформлении европротокола в пределах 100 тыс. руб. – о наличии и сути таких разногласий.

Перечисленные правила оформления документов применяются к ДТП, произошедшим после 1 июня 2018 года.

В период действия договора ОСАГО, заключенного до 1 июня 2018 г., заполнение водителями извещения о ДТП может осуществляться на бланке извещения по форме, действовавшей до указанной даты. В этом случае разногласия (если они есть) относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств, их наличие и суть нужно будет указать в пункте 7 «Примечание» оборотной стороны извещения о ДТП.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *