Лицензирование в предпринимательской деятельности

Лицензирование в предпринимательской деятельности

Содержание

Виды предпринимательской деятельности, подлежащие лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

В п. 1 статьи 17 Закона о лицензировании перечислен 81 вид деятельности, в настоящий момент подлежащих лицензированию. Однако в силу положений ст. 18 Закона количество лицензируемых видов деятельности подлежит постепенному уменьшению — вступление в силу технических регламентов приведет к исключению из рассматриваемого списка некоторых видов деятельности. В связи с чем после наступления указанных событий лицензированию будут подлежать всего 70 видов деятельности.

Лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

  • 1) разработка авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
  • 2) производство авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
  • 3) ремонт авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
  • 4) испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
  • 5) деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств;
  • 6) деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств;
  • 7) предоставление услуг в области шифрования информации;
  • 8) разработка, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем;
  • 9) деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • 10) деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации;
  • 11) деятельность по технической защите конфиденциальной информации;
  • 12) разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность;
  • 13) деятельность по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговля указанной продукцией;
  • 14) разработка вооружения и военной техники;
  • 15) производство вооружения и военной техники;
  • 16) ремонт вооружения и военной техники;
  • 17) утилизация вооружения и военной техники;
  • 18) торговля вооружением и военной техникой;
  • 19) производство оружия и основных частей огнестрельного оружия;
  • 20) производство патронов к оружию и составных частей патронов;
  • 21) торговля оружием и основными частями огнестрельного оружия;
  • 22) торговля патронами к оружию;
  • 23) экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию;
  • 24) коллекционирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию;
  • 25) разработка и производство боеприпасов и их составных частей;
  • 26) утилизация боеприпасов и их составных частей;
  • 27) выполнение работ и оказание услуг по хранению, перевозкам и уничтожению химического оружия;
  • 28) эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов;
  • 29) эксплуатация химически опасных производственных объектов;
  • 30) деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности;
  • 31) производство взрывчатых материалов промышленного назначения;
  • 32) хранение взрывчатых материалов промышленного назначения;
  • 33) применение взрывчатых материалов промышленного назначения;
  • 34) деятельность по распространению взрывчатых материалов промышленного назначения;
  • 35) производство пиротехнических изделий;
  • 36) деятельность по распространению пиротехнических изделий IV и V класса в соответствии с национальным стандартом;
  • 37) деятельность по тушению пожаров;
  • 38) производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
  • 39) производство маркшейдерских работ;
  • 40) деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
  • 41) геодезическая деятельность;
  • 42) картографическая деятельность;
  • 43) выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления;
  • 44) выполнение работ по активному воздействию на геофизические процессы и явления;
  • 45) деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;
  • 46) фармацевтическая деятельность;
  • 47) производство лекарственных средств;
  • 48) производство медицинской техники;
  • 49) техническое обслуживание медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • 50) изготовление протезно-ортопедических изделий по заказам граждан;
  • 51) деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (культивирование растений, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список I в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
  • 52) деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
  • 53) деятельность, связанная с оборотом психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список III в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
  • 54) деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;
  • 55) перевозки морским транспортом пассажиров;
  • 56) перевозки морским транспортом грузов;
  • 57) перевозки внутренним водным транспортом пассажиров;
  • 58) перевозки внутренним водным транспортом грузов;
  • 59) перевозки воздушным транспортом пассажиров (за исключением перевозок, осуществляемых воздушными судами государственной авиации, экспериментальной авиации, гражданской авиации, в том числе авиации общего назначения, без взимания платы);
  • 60) перевозки воздушным транспортом грузов (за исключением перевозок, осуществляемых воздушными судами государственной авиации, экспериментальной авиации, гражданской авиации, в том числе авиации общего назначения, без взимания платы);
  • 61) перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • 62) перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом;
  • 63) перевозки железнодорожным транспортом грузов;
  • 64) перевозки железнодорожным транспортом грузобагажа;
  • 65) транспортировка грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки прибывших грузов с железнодорожных выставочных путей, возврата их на железнодорожные выставочные пути;
  • 66) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте;
  • 67) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах;
  • 68) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;
  • 69) деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • 70) деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I — IV класса опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I — V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности);
  • 71) деятельность по производству и реализации специального игрового оборудования, предназначенного для осуществления игорного бизнеса;
  • 72) заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов;
  • 73) заготовка, переработка и реализация лома черных металлов;
  • 74) деятельность, связанная с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации;
  • 75) деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин (программ для ЭВМ), баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование указанных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора);
  • 76) аудиторская деятельность;
  • 77) деятельность по изготовлению и ремонту средств измерений;
  • 78) космическая деятельность;
  • 79) медицинская деятельность;
  • 80) деятельность по обеспечению авиационной безопасности;
  • 81) деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

Отдельные из перечисленных виды деятельности имеют такую обширную сферу действия, что законодатель счел целесообразным установить необходимость выделения перечня работ и услуг по восьми видам деятельности. При этом на Правительство РФ возложена обязанность по утверждению таких перечней по каждому виду деятельности в соответствующих положениях о лицензировании отдельных видов деятельности.

Так, например, при осуществлении космической деятельности могут выполняться (оказываться) семь видов работ (услуг): создание и производство космической техники, космических материалов и технологий, а также создание и реконструкция космической инфраструктуры; монтаж оборудования, ввод и прием в эксплуатацию объектов космической инфраструктуры, их доработка, ремонт и реконструкция; подготовка средств выведения и космических объектов к запуску; подготовка космонавтов к полету на космических кораблях и научно-методическое обеспечение пилотируемых космических полетов; запуск и управление полетом космических объектов; использование (эксплуатация) космической техники, космических материалов и космических технологий, в том числе: проведение исследований и экспериментов с применением космической техники; прием и (или) обработка информации, получаемой с космических аппаратов дистанционного зондирования Земли; международное сотрудничество Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства.

Перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности включает в себя работы (услуги), выполняемые при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи по соответствующим направлениям.

Поскольку в положениях о лицензировании устанавливается перечень работ и услуг по конкретным видам деятельности, то заниматься теми работами и услугами в данных видах деятельности, которые не предусмотрены соответствующими положениями, соответственно, запрещается.

Важно, что перечень лицензируемых видов деятельности является исчерпывающим, что означает невозможность расширения данного перечня за счет внесения в него новых видов деятельности. Включение иных видов деятельности в рассматриваемый перечень возможно только путем принятия федерального закона о внесении дополнений в ст. 17 Закона о лицензировании.

Уменьшение перечня лицензируемых видов деятельности, отражает прогрессивную политику, направленную на ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регламентирования и в сфере лицензирования отдельных видов деятельности.

Лицензируемый вид деятельности — это, прежде всего, вид деятельности, закрепленный в комментируемом Законе, а именно в п. 1 ст. 17. Как известно, такое положение дел существовало не всегда. История лицензирования в России столкнулась с проблемами, когда виды деятельности, подлежащие лицензированию, определялись множеством нормативных актов, в том числе и ведомственных, что породило хаос и практически тотальное лицензирование всех видов деятельности. Быстрое увеличение числа лицензируемых видов деятельности связывают с Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 27.05.1993 N 492 «О полномочиях органов исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов федерального значения по лицензированию отдельных видов деятельности», которым в процесс расширения сферы лицензирования были вовлечены субъекты Российской Федерации, что позволило за короткий срок довести список лицензируемых видов деятельности до 1143. Учитывая негативный опыт, законодатель пришел к единственно правильному решению — закреплению всех видов деятельности, подлежащих лицензированию, в одном нормативном акте федерального уровня, причем перечень этот является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, все изменения и дополнения в это перечень могут быть внесены только путем принятия федерального закона.

Что такое лицензирование: буква закона

Лицензией называют особый разрешительный документ, позволяющий осуществлять определенную деятельность. Соответственно, лицензирование — это процесс оформления, продления и аннулирования такого разрешения. Порядок лицензирования регулируется указанным выше законом (далее — №99-ФЗ).

Наличие лицензии гарантирует потребителю безопасность, получение услуг или работ заявленного качества, их соответствие всем нормативам, установленным законодательством или иными правовыми актами.

Соискателем лицензии может быть как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель. Выдачей лицензий занимается множество государственных органов. В какой из них обратиться? Это зависит от типа деятельности. Например, лицензия на оказание многих типов услуг грузоперевозок выдается Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, аудиторские компании получают лицензии в Минфине России, лицензии на производство медицинской техники и оказание медицинских услуг выдает Росздравнадзор, а за лицензией на предоставление охранных услуг нужно обращаться в МВД России. Всего же в нашей стране насчитывается почти 30 государственных органов, занимающихся лицензированием деятельности.

В сфере ответственности таких органов находится не только выдача лицензий, но и их аннулирование, приостановление, ведение реестров организаций, получивших лицензию, а также контроль за соблюдением соответствующих условий.

Существуют также частные коммерческие организации, оказывающие консалтинговую помощь в лицензировании, — они помогают собрать пакет документов и преодолеть все бюрократические препоны.

Важно помнить о том, что лицензирование деятельности — это не акт доброй воли со стороны предпринимателя, а требование законодательства, за нарушение которого предусмотрены санкции.

Какие виды деятельности подлежат лицензированию

Сегодня закон выделяет около 50 направлений деятельности, для которых обязательно получение лицензии. В частности, лицензированию подлежат:

  • кредитование;
  • любая деятельность, так или иначе связанная с охраной государственной тайны;
  • производство и оборот этилового спирта и содержащей спирт продукции;
  • услуги связи;
  • фармацевтическая деятельность;
  • услуги частных охранных агентств;
  • производство, установка и обслуживание медтехники;
  • биржевая деятельность;
  • услуги в области таможенного дела;
  • нотариальные услуги;
  • страховые услуги;
  • внешнеэкономические операции;
  • международные пассажирские и грузовые перевозки;
  • реализация оружия и патронов;
  • использование результатов интеллектуальной деятельности;
  • теле- и радиовещание;
  • использование природных ресурсов;
  • образовательная деятельность и прочее.

Это лишь основная часть обширного списка видов деятельности, для занятия которыми требуется лицензия.

Важно!
Перечень большинства видов работ и оказания услуг, на которые требуются лицензии, содержится в статье 12 Федерального закона №99-ФЗ. Данное лицензирование регулируется отраслевым законодательством. Например, кредитные организации получают лицензии в соответствии с нормами Федерального закона от 2 декабря 1990 года №395-1 «О банках и банковской деятельности».

Хотеть — не значит получить лицензию: требования к организациям

Процедура лицензирования достаточно сложная и предполагает соответствие соискателя определенным требованиям. Необходимо иметь соответствующую деятельности техническую базу (причем необходимое оборудование должно находиться в собственности и иметь надлежащую документацию), помещения, штат квалифицированных специалистов, систему производственного контроля, уставной капитал определенного размера, отсутствие задолженностей и многое другое.

На заметку
Согласно статье 333.33 НК РФ, для большинства типов деятельности размер госпошлины за получение лицензии составляет 7500 рублей. Но из этого правила есть исключения. Например, для получения лицензии на совершение банковских операций придется заплатить 0,1% от уставного капитала, но не более 500 000 рублей. Лицензия на производство спиртосодержащих продуктов стоит от 800 000 рублей, а на розничную продажу алкоголя — 65 000 рублей за год.

Короткого и простого ответа на вопрос о том, как получить лицензию, не существует как минимум потому, что правила и условия лицензирования зависят от вида деятельности, на который получается лицензия.

Однако независимо от рода деятельности для оформления лицензии требуются:

  • заявление на получение лицензии, составленное по форме;
  • копии документов, свидетельствующих о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям (их перечень определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности);
  • пакет учредительных документов компании;
  • квитанцию об уплате госпошлины за предоставление лицензии.

Порядок получения лицензии

Порядок лицензирования предполагает прохождение нескольких этапов.

Сначала вам необходимо оплатить госпошлину, поскольку квитанция об ее оплате входит в пакет необходимых документов. Затем нужно собрать все бумаги, которые понадобятся для получения лицензии, и здесь следует быть крайне внимательным, поскольку отсутствие даже одного документа станет препятствием при получении лицензии.

Далее оформляется заявление, которое подписывает руководитель организации или иное уполномоченное лицо. В заявлении указываются:

  • наименование, организационно-правовая форма компании, юридический и фактический адрес, электронный адрес и телефон, государственный регистрационный номер юрлица и наименование органа регистрации с указанием его адреса;
  • ИНН и данные документа о постановке на учет в налоговой службе;
  • лицензируемый вид деятельности;
  • реквизиты квитанции об уплате госпошлины;
  • данные документов, подтверждающих соответствие лицензиара требованиям к лицензируемому виду деятельности.

Заявление вместе с подкрепляющим пакетом документов подается в соответствующий лицензирующий орган. Согласно Постановлению Правительства РФ от 16 июля 2012 года №722 «Об утверждении Правил предоставления документов по вопросам лицензирования в форме электронных документов», допускается подача электронных документов.

По закону в течение трех рабочих дней вам сообщат, приняты ли документы к рассмотрению. Положительный ответ еще не означает, что лицензия уже практически у вас в кармане, — он говорит лишь о том, что документы предоставлены в полном объеме. Бывает и так, что лицензирующий орган отказывается принимать бумаги, как правило, это связано с тем, что какого-то документа не хватает. Тогда чиновники выдают уведомление о необходимости устранения недочета. На это выделяется 30 дней.

Если документы приняты на рассмотрение, придется запастись терпением. Процедура лицензирования занимает 45 дней, считая со дня подачи заявления. За это время лицензирующий орган проверит все бумаги и достоверность указанных в них сведений, а также соответствие претендента требованиям. После этого оформляется приказ о выдаче лицензии. В течение трех дней после подписания приказа его выдают на руки представителю компании или отправляют ему почтовым отправлением.

Лицензия на деятельность — это не только права, но и обязательства. Помните о том, что государственный орган, выдавший вам лицензию, будет периодически проверять вас. Проверки могут быть как плановыми, так и внеплановыми.

График и частота плановых проверок зависит от вида деятельности, обычно они проводятся каждые один–три года. Если в процессе такой проверки контролер обнаружит нарушения, у вас будет 30 дней на то, чтобы их исправить. В противном случае лицензия будет приостановлена, а данные об этом факте внесут в специальный реестр. В случае игнорирования требований бизнесменом по истечению обозначенного срока лицензия аннулируется.

Внеочередные проверки проводятся при выявлении нарушений во время предыдущих проверок, при поступлении в орган сообщений о таких нарушениях и так далее.

Иногда обстоятельства складываются так, что лицензию приходится переоформлять. Порядок переоформления во многом схож с процессом получения лицензии, однако госпошлина в этом случае меньше, и ее размер зависит от причины переоформления. Если переоформление лицензии на деятельность требуется при реорганизации юридического лица, изменении юридического адреса и названия компании либо смене фактического или юридического адреса осуществления деятельности, стоимость процедуры составит 3500 рублей. В остальных случаях пошлина за переоформление обычно составляет 750 рублей.

Хотя процесс оформления лицензии может показаться хлопотным, получить эту бумагу необходимо. Работа без лицензии считается административным правонарушением и карается штрафами, конфискацией продукции, оборудования для производства, сырья, а в ряде случаев — приостановлением деятельности.

Подготовка к получению лицензии — дело непростое и кропотливое, требующее особого внимания. Однако это вполне осуществимая процедура. Если вы все же не уверены, что все сделали правильно, лучше начать процедуру с консультации в надежной юридической компании, которая оказывает поддержку на всех этапах получения лицензии на деятельность.

Помощь в лицензировании

О том, кто и как может помочь с получением, переоформлением или продлением лицензии, рассказывает председатель Московской коллегии адвокатов «ЮрСити», кандидат юридических наук Виктория Анатольевна Шакина:

«Лицензирование особенно актуально для новых компаний или организаций, расширяющих сферу своей деятельности. А юридическое сопровождение бизнеса, включая оказание помощи в получении или переоформлении лицензии, является одним из основных и наиболее востребованных направлений работы Московской коллегии адвокатов «ЮрСити». И это неудивительно: оформление лицензии — процесс трудоемкий и требующий знания специфики. При отсутствии опыта и навыков работы с юридическими документами шансы получить отказ в выдаче лицензии для заявителя слишком высоки. В результате это способно привести к серьезным убыткам из-за невозможности полноценного функционирования компании в выбранной отрасли.

Минимизировать риск отказа можно, обратившись к опытным юристам. Наши специалисты помогут определить готовность клиента к получению лицензии, оценят риски и разработают меры по их нейтрализации, грамотно подготовят заявительную документацию, проследят за ее прохождением через все этапы каждой бюрократической процедуры и согласования. Наш успех станет успехом вашего бизнеса!»

Лицензирование предпринимательской деятельности

Правовые основы лицензирования, понятие лицензирования, лицензии

Лицензирование — деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.

Указывая на некорректность термина «мероприятия», С. Н. Шишкин предлагает рассматривать лицензирование как организационную форму государственного регулирования, причем достаточно жесткую.

По мнению Е. И. Спектор, «лицензирование, являясь специальным административно-правовым режимом, представляет собой один из универсальных и достаточно эффективных легализующих средств государственного регулирования экономики»1.

Лицензирование представляет собой прямое, административное воздействие на экономическую деятельность, осуществляемое с применением императивных правил. При этом лицензии можно основания рассматривать в качестве межотраслевого средства регулирования экономической деятельности. Доказательством тому является применение данного средства регулирования во внешнеэкономической деятельности , при пользовании недрами и иных сферах экономики.

Правовую основу лицензирования составляют нормы Всемирной торговой организации (ВТО), Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также российское законодательство.

Договорно-правовая основа лицензирования ВТО закреплена положениями Генерального Соглашения по торговле услугами (ГАТС) (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.), которым введен режим наибольшего благоприятствования при предоставлении услуг. Исключения могут быть предусмотрены в Перечне изъятий. Пунктом 4 Ст. VI ГАТС определено, что меры, относящиеся к требованиям лицензирования, не должны создавать неоправданных барьеров в торговле услугами. Они должны основываться на объективных и гласных критериях, таких как компетентность и способность поставлять услугу; не быть более обременительными, чем это необходимо для обеспечения качества услуги; не являться ограничением на поставку услуги.

Договорно-правовая основа лицензирования ЕАЭС базируется на принципах Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.), Приложением № 16 к которому является Протокол о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций (далее — Протокол). Данным актом лицензия рассматривается в качестве одного из видов общего понятия «разрешение», определяемого как предусмотренное законодательством государства-члена, основанное на обращении заявителя подтверждение компетентным органом права этого лица на осуществление определенной деятельности или определенных действий, в том числе посредством включения в реестр, выдачи официального документа. Установлены требования к внутреннему регулированию сторон, в том числе в отношении разрешительных требований и процедур. Определено, что каждое государство-член ЕАЭС в отношении услуг, поставщиков и получателей услуг другого государства-члена может применять отдельные ограничения и условия, указанные в национальных перечнях или в Приложении № 2 к Протоколу. В процессе либерализации торговли услугами, учреждения, деятельности государства-члены руководствуются принципами: оптимизации внутреннего регулирования, пропорциональности, взаимовыгодное™, последовательности и экономической целесообразности.

Анализ положений Договора позволяет сделать вывод о том, что в рамках ЕАЭС предусмотрены меры, направленные на либерализацию, гармонизацию, а ряде случаев и унификацию правового регулирования предпринимательской деятельности, включая разрешительные (лицензионные) процедуры.

Национальное регулирование лицензирования базируется на положениях ст. 49 ГК РФ и Закона о лицензировании. Кроме того, порядок лицензирования конкретных видов деятельности определяется положениями, которые утверждаются Правительством РФ. В качестве примера приведем Положение о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии1.

Если федеральным законом разрешено заниматься предпринимательской деятельностью только при наличии специального разрешения (лицензии), но порядок и условия не были установлены, а лицо ста,ю осуществлять такую деятельность в отсутствие специального разрешения (лицензии), то действия этого лица, сопряженные с извлечением дохода в крупном или особо крупном размере либо с причинением крупного ущерба гражданам, организациям или государству, следует квалифицировать как осуществление незаконной предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии)1.

Термин «лицензия» происходит от лат. licentia — разрешение, право.

Лицензия — специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в слу-

чае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Согласно ст. 2 Закона о лицензировании, к лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, обороне и безопасности государства, и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Противоречивым видится мнение В. В. Семенихина, согласно которому «лицензирование следует рассматривать не как ограничение прав и свобод хозяйствующего субъекта…, а как инструмент государственного регулирования». Лицензирование является тем способом государственного регулирования экономической деятельности, которым ограничивается предусмотренная ст. 34 Конституции РФ свобода предпринимательства. Однако такое ограничение соответствует ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

Лицензированию подлежат виды деятельности, указанные в ст. 1 и 12 Закона о лицензировании. Введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений в Закон о лицензировании. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

Положения Закона о лицензировании не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования видов деятельности, перечень которых приведен в ч. 2 ст. 1 (деятельность кредитных организаций, страховая, по проведению организованных торгов и др.). Порядок лицензирования данных видов деятельности определяется специальным законодательством (например, Законом о банках, Законом о РЦБ).

Особенности лицензирования могут устанавливаться в отношении видов деятельности, указанных в ч. 4 ст. 1 Закона о лицензировании (оказание услуг связи, образовательная деятельность, предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами и др.).

Положения Закона о лицензировании применяются к отношениям, связанным с лицензированием:

  • — медицинской деятельности и образовательной деятельности, осуществляемых организациями на территориях опережающего социально-экономического развития — с учетом особенностей, установленных Законом о территориях опережающего развития;
  • — деятельности организаций, расположенных на территории международного медицинского кластера и осуществляющих соответствующую направлениям деятельности международного медицинского кластера деятельность — с учетом особенностей, установленных Федеральным законом 29 июня 2015 г. № 160-ФЗ «О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • — медицинской деятельности и образовательной деятельности, осуществляемых организациями на территории свободного порта Владивосток, — с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток».

Исходя из критериев, представленных в гл. 3, лицензирование относится к специальному режиму предпринимательства. При этом внутри самого режима лицензирования существует дифференциация на:

  • — общий лицензионный режим (определен Законом о лицензировании и распространяется на указанные в ст. 12 виды деятельности;
  • — специальный лицензионный режим (определен специальным законодательством и распространяется на указанные в ст. 1 виды деятельности). При этом обратим внимание на постепенно расширяющуюся сферу его применения.

Лицензирование может осуществляться федеральными органами исполнительной власти. Осуществление полномочий РФ в области лицензирования отдельных видов деятельности может быть передано органам государственной власти субъектов РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами (например, Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»),

Постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности и названы виды деятельности, полномочия по лицензированию которых переданы органам исполнительной власти субъектов РФ (например, медицинская деятельность медицинских организаций, подведомственных субъекту РФ и находящихся по состоянию на 1 января 2011 г. в муниципальной собственности, организаций муниципальной и частной систем здравоохранения, индивидуальных предпринимателей).

Лицензирование видов деятельности, указанных в ст. 1 Закона о лицензировании, может осуществляться федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов

РФ, органами местного самоуправления. Например, в силу п. 10 ст. 18 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются органами исполнительной власти субъектов РФ. Полномочия на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции могут быть переданы субъектом РФ органам местного самоуправления.

Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта РФ, может осуществляться на территориях других субъектов РФ при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 957.

Специальный лицензионный режим может предусматривать заключение соглашений между субъектами РФ (например, лицензия на розничную продажу алкогольной продукции, выданная одним субъектом РФ, может действовать на территории другого субъекта РФ при условии наличия между ними соответствующего соглашения).

В рамках общего лицензионного режима лицензия действует бессрочно. Ограничение срока действия лицензии предусматривается федеральными законами, устанавливающими специальный лицензионный режим. Например, согласно ст. 6 Закона о частной детективной и охранной деятельности на осуществление частной детективной деятельности лицензия предоставляется сроком на пять лет.

  • Шишкин С. Н. Предпринимательско-правовые (хозяйственно-правовые) основыгосударственного регулирования экономики. М.; Берлин: Инфотропик Медиа, 2011.С. 141, 145.
  • Спектор Е. И. Правовые иллюзии и реалии Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Законодательство и экономика. 2011. № 7.
  • См.: Ершова И. В. Лицензирование как способ государственного регулированиявнешнеэкономической деятельности // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. 2013. № 2. С. 221.
  • Перечень специфических обязательств, прилагаемых к ГАТС, в отношении РФопределен в Приложении № 1 к Протоколу от 16 декабря 2011 г. «О присоединенииРоссийской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирнойторговой организации от 15 апреля 1994 г.».
  • Утв. постановлением Правительства РФ от 29 марта 2013 г. № 280 //СЗ РФ. 2013.№ 14. Ст. 1700.
  • Пункт 9 постановления Пленума ВС РФ от 18 ноября 2004 г. № 23 «О судебнойпрактике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем».
  • Семенихин В. В. Торговля. Энциклопедия. 2-е изд. М., 2011 // СПС «Гарант».
  • СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6931.

Регистрационный и лицензионный режимы предпринимательской деятельности

Регистрационный режим предпринимательской деятельности

Корпорации подвергаются государственному регулированию уже на этапе их создания, что обеспечивается наличием регистрационного режима предпринимательской деятельности. Процедура государственной регистрации урегулирована ФЗ от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», государственная регистрация финансово-промышленных групп осуществляется Министерством экономического развития и торговли в порядке, установленном ФЗ от 30 ноября 1995 г. №190-ФЗ «О финансово-промышленных группах».

Характерным моментом, присущим практически всем ранее и ныне регулирующим экономическую деятельность федеральным законам, является неоднозначное и хаотичное использование ими понятий «разрешение», «специальное разрешение» и «лицензия». Проблема их соотношения имеет не только теоретическое значение, но и на практике возникают разного рода разногласия в связи с их применением. Сперва необходимо уяснить суть, этимологию данных понятий, выяснить, есть ли различия между ними или они тождественны по содержанию.

Толковый словарь русского языка определяет понятие «разрешение» как право на совершение чего-нибудь, а также документ, удостоверяющий такое право. Действующее законодательство не дает четкого легального определения понятия «разрешение». Попытки законодательной регламентации удались лишь в сфере предпринимательской деятельности с понятием «лицензия», раскрывающим свое содержание исключительно через понятие «специального разрешения», что подтверждает действующая законодательная база, в том числе — ГК РФ (ст. 49, 61, 129), УК РФ (ст. 171, 169, 172 и др.), КоАП РФ (ст. 14.1, 19.20; 20.16, 20.23 и др), ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», иные специальные тематические законы, регламентирующие лицензирование соответствующих видов деятельности.

Так, нормы ГК РФ, регламентирующие сферу предпринимательских отношений (абз. 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ), устанавливают, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) *(83) и что нахождение в обороте отдельных видов объектов гражданских прав, определяемых в порядке, установленном законом, допускается по специальному разрешению (лицензии) (п. 2 ст. 129 ГК) *(84).

Согласно буквальному и телеологическому толкованию данной нормы становится очевидным, что лицензия (специальное разрешение) является основанием возникновения у предпринимателя специальной правоспособности, т.е. возможности заниматься определенными видами деятельности, перечень которых определяется законом (см., в частности, постановление Президиума Верховного Суда РФ от 19 января 2005 г. N 23пв04).

На настоящий момент такими законами являются Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ст. 17) и иные специальные тематические законы, предмет правового регулирования которых, не является сферой действия Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ст. 1), и которые согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ могут огранивать права граждан в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и законных интересов других лиц и т.п. При этом ст. 17 Федерального закона «О лицензировании» определен исчерпывающий перечень видов деятельности, которые подпадают под обязательный режим лицензирования.

Абзац 2 п. 3 ст. 49 ГК РФ конкретизирует положения, сформулированные абзацем 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ, что право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В силу абз. 2 п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Таким образом, законодательно подтверждается, в том числе, что приобретаемая на основании лицензии (или специального разрешения) правоспособность предпринимателя обусловливает ее персонифицированный характер, т.е. лицензируемая деятельность может выполняться только конкретным соискателем лицензии/лицензиатом (см. также ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

На основании текстуального и систематического анализа абз. 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ во взаимосвязи с нормой, изложенной в абз. 2 п. 3 ст. 49 ГК РФ, представляется возможным заключить, что законодатель, применяя понятие «специальное разрешение», конкретизирует и уточняет смысл понятия «лицензия», являющегося разрешительным документом, который выдается соискателю лицензии/лицензиату в качестве подтверждения соблюденных им всех предусмотренных законом лицензионных требований и условий, и представляет собой юридический факт (действие), являющийся основанием для возникновения (изменения, прекращения) правоотношений.

Иными словами, лицензия, являясь специальным разрешением, представляет собой правовое средство легитимации определенных видов деятельности предпринимателя и является подтверждением законности предпринимательской деятельности, поскольку предоставляет право на ведение соответствующего вида предпринимательской деятельности.

Соблюдая единство применяемой законодателем терминологии и концептуально-понятийного аппарата, Гражданскому кодексу РФ (ст. 49) корреспондирует и ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в действ, ред.), которая также раскрывает легальное понятие «лицензия» через понятие «специальное разрешение» на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Таким образом, законодатель, применяя понятие «специальное разрешение» вкупе с понятием «лицензия» именно через призму разрешительного документа, обязательного для осуществления соискателем лицензии/лицензиатом соответствующего вида предпринимательской деятельности, явственно дает понять, что при осуществлении предпринимательской деятельности обязательным документом, подтверждающим специальную правоспособность предпринимателя, является наличие только одного разрешительного документа — лицензии. Иными словами, лицензия — специальное разрешение.

Вместе с тем само понятие «разрешение» является более широким и включает в себя государственную регистрацию (юридических и физических лиц, недвижимости), сертификацию, стандартизацию, аккредитацию, аттестацию и т.д. И посредством разных по своей сути разрешительных методов государство подтверждает законное вхождение субъектов в хозяйственный оборот. Более того, без регистрации как основного требования к предпринимателям не может осуществляться законное вхождение в хозяйственный оборот, не будет признана компетенция субъектов, возможность заключения ими договоров, не будет выдана лицензия на занятие определенными видами деятельности.

Целью разрешительного механизма является установление особого государственного контроля за осуществлением таких видов деятельности, которые в силу присущих им особенностей сопряжены с обеспечением и реализацией наиболее важных публичных интересов, связаны с вовлечением в них неограниченного круга лиц, не участвующих в их осуществлении. Будучи одним из методов государственного воздействия на общественные отношения, разрешение представляет собой юридическое согласие государства совершать те или иные юридически значимые действия в условиях, предусмотренных данной нормой, либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

В данном случае мы сталкиваемся с разновидностью легального признания определенных видов деятельности — выдачей разрешений органами исполнительной власти и должностными лицами. Эти разрешения служат основанием для осуществления соответствующей деятельности. Например, выдача разрешений на торговлю префектурами района по месту нахождения торговой точки. Или во исполнение требований Федерального закона от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» Федеральный горный и промышленный надзор РФ издает постановление от 30 сентября 1999 г. N 64 «Об утверждении положения о порядке выдачи разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых» *(85), которое устанавливает порядок выдачи разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых, включая размещение строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и требований по обеспечению промышленной безопасности и охраны недр, а также требований безопасности территорий и поселений и их защиты от воздействий техногенного характера.

То есть помимо предусмотренной в Федеральном законе «О недрах» системы лицензирования пользования недрами Госгортехнадзор параллельно устанавливает единый порядок выдачи разрешений. Таким образом, во исполнение соблюдения и обеспечения законов органы исполнительной власти издают соответствующие нормы императивного характера.

В Федеральном законе от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ «О рекламе» *(86) применялся термин «разрешение». Согласно ст. 14 Закона распространение рекламы в городских, сельских поселениях и на других территориях могло осуществляться в виде плакатов, стендов, световых табло и иных технических средств и допускается при наличии разрешения соответствующего органа местного самоуправления, согласованного с органом управления автомобильных дорог, а также с территориальным подразделением государственной автомобильной автоинспекции, федерального исполнительного органа внутренних дел в полосе отвода и придорожной зоне автомобильных дорог за пределами территории городских и сельских поселений. То есть органы госавтоинспекции (ГИБДД) и другие соответствующие органы, исходя из правил, предусмотренных в указании МВД от 14 сентября 1995 г. N 1/4377 «О реализации Закона РФ «О рекламе» (приложение «Требования к размещению рекламы на дорогах, улицах по условиям обеспечения безопасности дорожного движения») *(87), выносили решение о даче разрешения на размещение рекламы. Так как дорожное движение является источником повышенной опасности, то разрешительный порядок размещения наружной рекламы нацелен на обеспечение безопасности движения. Вступивший с 1 июля 2006 года новый Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» *(88) предусматривает наличие разрешения на установку рекламной конструкции, которое выдается на основании заявления либо: 1. собственника; 2. иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества; 3. владельца рекламной конструкции (ч. 9 ст. 19 Федерального закона «О рекламе»).

Выдают разрешения орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции, которые не вправе требовать от заявителя представления документов и сведений, не относящихся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции, а также взимать помимо государственной пошлины дополнительную плату за подготовку, оформление, выдачу разрешения и совершение иных связанных с выдачей разрешения действий (ч. 9, 12 ст. 19).

При этом указанные органы законодательно наделены правом осуществлять согласование с иными уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче, что не запрещает заявителю, в свою очередь, также самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа (ч. 13 ст. 19).

Самовольная установка (без разрешения) рекламной конструкции не допускается. В случае самовольной установки рекламной конструкции, последняя подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (ч. 10 ст. 19).

Существуют также ситуации, когда государство требует для осуществления конкретного вида деятельности как разрешения, так и лицензии, тем самым предъявляя повышенные требования к обеспечению безопасности человека и общества. Например, Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (в действ, ред.) *(89)помимо лицензии на архитектурную деятельность для архитекторов (юридических и физических лиц) требует иметь еще и разрешение на строительство, т.е. основание для реализации архитектурного проекта.

Таким образом, в данном случае используются два совершенно разных требования, два разных официальных документа, диапазон деятельности которых направлен, по сути, на один объект — обеспечение жизнедеятельности граждан в целях контроля за выполнением градостроительных требований, а также предотвращения причинения вреда окружающей природной среде. То есть в данном Законе понятия разрешения и лицензии никоим образом не пересекаются по содержанию, это два совершенно разных официальных документа, которые взаимно дополняют друг друга и получение которых уменьшает риск причинения вреда гражданам.

Рассмотрев вышеперечисленные примеры применения терминов «специальное разрешение» и «лицензия», следует отметить следующее. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц и т.д. Как уже говорилось, на сегодняшний день центральное место в системе лицензионного законодательства занимает Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» *(90), который, во-первых, содержит в себе легальное определение термина «лицензия» и тем самым составляет единую, унифицированную базу для всего правового режима лицензирования, а во-вторых, включает перечень лицензируемых видов деятельности. Следовательно, применительно к включенным в него видам деятельности правовой режим имеет идентичное для всех правовое содержание применения лицензии.

Те виды деятельности, которые не оказались в перечне лицензируемых видов, но были предусмотрены до вступления данного Закона другими федеральными законами, также подпадают под использование термина «лицензия». Загвоздка заключается лишь в том, что до появления унифицированного законодательства законодатель использовал два термина — «лицензия» и «разрешение». Но так как в данном случае действует правило, указывающее, что позже изданный акт одного уровня отменяет предыдущий во всем том, в чем он расходится, то, соответственно, на осуществление видов деятельности, подпадаемых под лицензируемую, в любом случае должен распространяться термин «лицензия».

Таким образом, следует выделить следующий отличительный признак лицензии от разрешения: разрешение выдается на совершение какого-либо действия (разового, однократного), а лицензия — на конкретный вид деятельности с соблюдением определенных критериев, требований.

В дальнейшем представляется целесообразным законодателю более детально и продуманно определить и разграничить сферы применения разрешительных документов — разрешения и лицензии, а также условия и основания предъявляемых к ним требований и критериев.

Лицензирование предпринимательской деятельности

Лицензирование отдельных видов деятельности, в том числе предпринимательской, осуществляется на основании федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ с многочисленными последующими изменениями (от 13. 03. 2002г.; от 21.03. 2002 г.; от 09. 12. 2002 г.; 10. 01. 2003г.; от 27. 02. 2003 г.; от 11. 03. 2003г.; от 26. 03. 2003 г.; от 23.12. 2003 г.; от 02.11. 2004 г.), в связи с чем пользоваться этим законом при изучении данной темы следует по ЭПС КонсультантПлюс или Гарант.

Лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности, именуется лицензиатами.

Лицензия включает в себя перечень полномочий, составляющих компетенцию хозяйствующего субъекта в отношении лицензируемых видов деятельности, требующих для их осуществления специальных знаний или специальных условий, лицензионные требования к работникам юридического лица, а также требования о соответствии указанным специальным условиям объекта, в которых или при помощи которого осуществляется такой вид деятельности. Эти требования связаны, прежде всего, с потенциальной возможностью нанесения вреда законным интересам, нравственности и здоровью граждан, интересам общества и государства в случае, если подобная деятельность будет производиться неквалифицированно или малоквалифицированно.

Лицензирование является видом государственного контроля. Выдачу лицензий и контроль за соблюдением лицензионных требований и условий осуществляют лицензирующие органы, т.е. ораны федеральной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие лицензирование в соответствии с законодательством о лицензировании (например, лицензионные палаты субъектов РФ).

Постановлением Правительства РФ утверждены Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, и Перечень видев деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности.

На федеральном уровне лицензирующими органами являются министерства — транспорта, сельского хозяйства, культуры, внутренних дел, и некоторые государственные комитеты — каждый в рамках своей компетенции.

Органами исполнительной власти субъектов РФ лицензируются такие виды деятельности, как производство дезинфекционных средств, ветеринарная деятельность, заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов, публичный показ аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале.

Положения о лицензировании отдельных видов деятельности (предусмотренных заранее в федеральном законе!) принимаются на уровне Правительства РФ, а по некоторым видам деятельности — на уровне министерств федерального уровня.

Законом о лицензировании установлен единый перечень лицензируемых видов деятельности (в п. 17 Закона их перечислено более ста видов). Кроме того, некоторые иные виды деятельности, подлежащие лицензированию, дополнительно к перечню, данному в ст. 17 Закона о лицензировании, могут устанавливаться на уровне иных федеральных законов — это касается банковской, страховой и ряда иных видов деятельности.

Если тот или иной вид деятельности в силу федерального закона не подлежит лицензированию, никакие другие органы, в том числе на региональном уровне, не могут предусмотреть лицензирование этой деятельности.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В частности, подлежит лицензированию деятельность, связанная с туризмом, перевозками, оружием и военной техникой, медицинскими, ветеринарными услугами, негосударственная (частная) охранная и сыскная деятельность и другое. Перечень видов деятельности, требующей получения лицензии на её осуществление, содержится в ст. закона о лицензировании. Кроме того, отдельные виды деятельности, подлежащей лицензированию, указываются в иных федеральных законах.

Так, специальным федеральным законодательством регулируется лицензирование деятельности кредитных организаций. деятельности в области производства и оборота алкогольной продукции, деятельности в области связи, таможенного дела, внешнеэкономических операций и другой деятельности, указанной в п. 2 ст. 2 Закона о лицензировании. Количество видов лицензируемой деятельности действующим законодательством значительно сокращено, что само по себе направлено на развитие предпринимательства, ограничение произвола чиновников, но в то же время нельзя не отметить, что на некоторые виды деятельности лицензирование отменено явно преждевременно (например, это касается риэлторской деятельности или деятельности арбитражных управляющих).

На каждый вид деятельности, предусмотренный законом, предоставляется отдельная лицензия. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию субъектом — юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта РФ, может осуществляться на всей территории России. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта РФ, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. По окончании срок действия лицензии он может быть продлен по заявлению лицензиата путем переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:

— заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения — для юридического лица; фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;

— копии учредительных документов и копия документа о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом), а для индивидуального предпринимателя — копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);

— копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);

— документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

— сведения о квалификации работников соискателя лицензии или о квалификации самого индивидуального предпринимателя.

Кроме указанных документов, в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, наличие которых при осуществлении конкретного вида деятельности установлено соответствующими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами, принятие которых предусмотрено соответствующими федеральными законами.

Не допускается требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных Федеральным законом о лицензировании и иными федеральными законами.

Все документы принимаются лицензирующим органом от соискателя по описи с выдачей её копии соискателю.

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий шестидесяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа. Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензирующий орган обязан в тот же 60-дневный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об обоснованном отказе в предоставлении лицензии — в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты государственной пошлины за предоставление лицензии (если решение положительное). Таким образом, при положительном решении пошлину платить придется дважды — за рассмотрение лицензии и за выдачу лицензии.

В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии, лицензирующий орган выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии, в котором обязательно указывается лицензиат, его местонахождение (местожительство), ИНН и срок действия лицензии.

Лицензирующие органы ведут реестры лицензий на те виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют.

Основанием для отказа в предоставлении лицензии являются:

— наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

— несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии. Соискатель лицензии во всех случаях имеет право обжаловать в суд отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие.

В случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или места его нахождения, либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, либо утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, а также в иных предусмотренных федеральными законами случаях, лицензиат — юридическое лицо (его правопреемник) или индивидуальный предприниматель — обязан не позднее чем через пятнадцать дней подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату документа, подтверждающего наличие лицензии.

Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение десяти дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления. За переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, взимается государственная пошлина.

Лицензирующие органы вправе (и обязаны) осуществлять контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий в пределах компетенции, предоставленной им Законом о лицензировании. Эти органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения (оценочная категория!) лицензиатом лицензионных требований и условий на срок до шести месяцев. Плата за возобновление действия лицензии не взимается. Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган вправе (и обязан) обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Аннулировать лицензию может только суд, но есть исключение: лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев государственной пошлины за предоставление лицензии.

Суд может аннулировать лицензию на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации или если лицензиат не устранил нарушений после приостановления действия лицензии Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо в случае прекращения (по любым основаниям!) действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а также в силу вступившего в силу решения суда об аннулировании лицензии.

Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц. Эта информация в виде выписок из реестра о конкретных лицензиатах предоставляется физическим и юридическим лицам по их заявлениям в трехдневный срок, причем на платной основе.

Ответственность за правонарушения в области государственной регистрации и лицензирования

Нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями законодательства о лицензировании при осуществлении предпринимательской деятельности в установленных законом случаях влечет административную и уголовную ответственность виновных лиц за незаконное предпринимательство.

Так, частью 2 ст. 14. 1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение обязательно. Наказание предусмотрено в виде штрафа, размер которого установлен для каждого из указанных субъектов отдельно. Возможна также конфискация изготовленной продукции, орудий производства и сырья. При буквальном толковании данной формулировки из этого как будто бы следует, что конфискация может быть применена только к субъектам, изготовившим продукцию для продажи без лицензии на изготовление и продажу. Представляется, что к торговым предприятиям в данном случае конфискация также может быть применена, если продавец реализует продукцию без необходимой лицензии.

Частью 3 ст. 14. 1 КоАП РФ предусмотрена ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц в виде штрафов различных размеров, налагаемых за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

За те же правонарушения (деятельность без лицензии, когда она необходима, или с нарушением условий лицензирования) предусмотрена и уголовная ответственность — ст. 171 УК РФ.

Статья содержит три самостоятельных состава преступлений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности: занятие такой деятельностью без государственной регистрации юридического или физического лица; без получения ими в необходимых случаях лицензии; с нарушением условий лицензирования.

Совершение соответствующих правонарушений может повлечь уголовную ответственность лишь в том случае, если они повлекли причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо полученный в результате этих действий доход является крупным. Наказание за такие преступления установлено в виде штрафов различного размера, обязательных работ, ареста либо лишения свободы на срок до трех лет.

Предпринимательское право / Лицензирование предпринимательской деятельности

Лицензирование предпринимательской деятельности.

Лицензирование представляет собой вид гос-го контроля, направленного на обеспечение защиты прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности гос-ва.

Лицензирование – мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Правовой основой лицензирования предпр-ой деятельности в настоящее время является ст.49 ГК РФ, Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», акты субъектов РФ, определяющие порядок лицензирования. Кроме того, порядок лицензирования конкретных видов деятельности определяется соотв. положениями, которые утверждаются Правительством РФ. 8 августа 2001 г. Президентом РФ подписан новый ФЗ №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Лицензирование может осуществляться федеральными органами гос-ой власти, а также органами гос-ой власти субъектов РФ в соотв. с Конституцией РФ и федеральными законами. Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2000 г. № 326 «О лицензировании отдельных видов деятельности» утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование. В Москве эту деятельности осуществляет специально создания Московская лицензионная палата.

Лицензирующим органам закон предоставляет весьма широкие права, связанные с их деятельностью. Так, в рамках контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, лицензирующие органы имеют право проводить проверки деятельности лицензиата; запрашивать и получать необходимые объяснения и справки; составлять на основании результатов проверок акты с указанием конкретных нарушений; выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений; выносить предупреждение лицензиату. Новым законом о лицензировании вводится принцип установления единого перечня лицензируемых видов деятельности. В силу данного принципа перечень лицензируемых видов деятельности может определяться только ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения соответствующих дополнений в данный Закон.

Для того, чтобы стать лицензиатом, то есть лицом, имеющим лицензию на осуществление конкретного вида деятельности, соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы: 1) Заявление о выдаче лицензии. 2) Копия учредительных документов и свидетельства о гос-ой регистрации в качестве юр.лица или соответственно копия свидетельства о гос-ой регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. 3) Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; 4) Документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления. Новый Закон предусмотрел твердый размер лицензионного сбора за рассмотрение заявления – 300 рублей.

Основанием для отказа в выдаче лицензии м.б.: а) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; б) несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям. Отказ в выдаче лицензии м.б. обжалован соискателем. Основанием переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, для юридического лица является его преобразование либо изменение наименования или местонахождения.

Для индивидуальных предпринимателей основанием переоформления является изменение имени или места жительства. Кроме того, основанием для переоформления является утрата подтверждающего лицензию документа. Лицензирующие органы наделены правом приостанавливать действие лицензии в случае выявления ими неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий. Лицензия теряет юр. силу: – в случае ликвидации юр. лица или прекращения действия свидетельства о гос-ой регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя; – в случае реорганизации юр. лица, за исключением преобразования. Законом о лицензировании также предусмотрены основания для аннулирования лицензии.

Можно выделить две группы таких оснований и соответствующие два порядка аннулирования лицензии. 1) В административном порядке, то есть самим лицензирующим органом без обращения в суд, лицензия может быть аннулирована в случае неуплаты лицензиатом лицензионного сбора за предоставление лицензии в течение трех месяцев; 2. В судебном порядке на основании заявления лицензирующего органа лицензия аннулируется: – если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, а также обороне и безопасности гос-тв, культурному наследию народов РФ; – в случае неустранения лицензиатом неоднократных или грубого нарушения лицензионных требований и условий после приостановления действия лицензии.

Лицензирование хозяйственной деятельности

Общие положения о лицензировании содержатся в ХК (ч. ст.91), ХК (ст.14, ч.З ст.43).

Базовые документы — Закон от 1.06.00 «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности», Порядок формирования, ведения и пользования сведениями лицензионного реестра и представления их в Единый лицензионный реестр, утв. постановлением КМУ от 8.11.00; Перечень органов лицензирования, утв. постановлением КМУ от 14.11.00 ., постановление КМУ от 20.11.00 «О введении лицензии единого образца для определенных видов хозяйственной деятельности «; постановление КМУ от 29.11.00 «О сроке действия лицензии на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности, размеры и порядок зачисления платы за ее выдачу»; Перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче лицензии для отдельного вида хозяйственной деятельности, утв. постановлением КМУ от 4.07.01.

Понятие лицензирования (ст.1 Закона) — выдача, переоформление и аннулирование лицензий, выдача дубликатов лицензий, ведение лицензионных дел и лицензионных реестров, контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий, выдача распоряжений об устранении нарушений лицензионных условий, а также распоряжений об устранении нарушений законодательства в сфере лицензирования.

Общая характеристика лицензирования:

1. Предметом лицензирования является лицензия — документ государственного образца, удостоверяющий право лицензиата на осуществление указанного в нем вида хозяйственной деятельности в течение определенного срока при условии выполнения лицензионных условий.

2. Лицензия удостоверяет право лицензиата на осуществление соответствующей деятельности.

3. Лицензированию подлежит хозяйственная деятельность.

Следует отличать хозяйственную деятельность, осуществляемую лицом с целью производства продукции, торговли, оказания услуг, выполнения работ для других юридических или физических лиц, от деятельности, хотя и имеет признаки хозяйственной, однако производится исключительно для обеспечения собственных нужд, поскольку последняя не требует лицензирования (не подлежит лицензированию деятельность по предоставлению услуг по перевозке пассажиров служебными автомобилями за исключением перевозок, выполняемых на коммерческой основе (п. 1.5 Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом).

Исчерпывающий перечень видов хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию, установлено 9 Закона. Однако лицензирование банковской деятельности, внешнеэкономической деятельности, каналов вещания, в сфере электроэнергетики и использования ядерной энергии, в сфере интеллектуальной собственности — осуществляется по специальным законам.

4. Лицензия выдается на определенный срок, то есть право, удостоверенное лицензии, является срочным (постановление КМУ от 29.11.00 ., Минимальный срок — 3 года).

5. Условием действительности лицензии является соблюдение лицензиатом лицензионных условий (обязательные требования как к лицензиату, так и к порядку осуществления им деятельности, подлежащей лицензированию. Они имеют вид нормативно — правового акта, принимаемого Государственным комитетом Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства совместно с профильным министерством или ведомством).

Государственное управление в сфере лицензирования

Согласно ст. 4 Закона о лицензировании реализацию государственной политики в сфере лицензирования осуществляют КМУ, специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования, а также органы исполнительной власти, определенные КМУ и специально уполномоченные исполнительные органы советов.

Специально уполномоченным органом по вопросам лицензирования является Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства: разрабатывает основные направления развития лицензирования, разрабатывает проекты нормативно — правовых актов по вопросам лицензирования, осуществляет надзор за соблюдением органами лицензирования и лицензиатами законодательства в сфере лицензирования и дает разъяснения по его применению, определяет формы документов в сфере лицензирования и правила их оформления; утверждает совместно с органами лицензирования лицензионные условия.

Непосредственное выполнение законодательства в сфере лицензирования возложено на органы лицензирования, (перечень которых утвержден постановлением КМУ от 14.11.00.): Выдают и переоформляют лицензии, выдают дубликаты лицензий, принимает решение о признании лицензий недействительными; осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий; издают распоряжения об устранении нарушений лицензионных условий; аннулируют лицензии.

Государственные контролирующие органы , в том числе органы ГНС также осуществляют контроль в сфере лицензирования в пределах своих полномочий.

Порядок выдачи лицензии — субъект хозяйствования подает:

— заявление, в котором указывает сведения о себе (ЮЛ — наименование, местонахождение, банковские реквизиты, идентификационный код, а ФЛ — фамилия, имя, отчество, паспортные данные, идентификационный номер) вид хозяйственной деятельности, на осуществление которого заявитель намеревается получить лицензию;

— копию свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности или копию справки о внесении в Единый государственный реестр, заверенная нотариально или органом, выдавшим оригинал документа.

Дополнительно — документы, предусмотренные Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о выдаче лицензии для отдельного вида хозяйственной деятельности, утв. постановлением КМУ от 4.07.01.

Орган лицензирования принимает решение о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче в срок не позднее 10 рабочих дней с даты поступления заявления о выдаче лицензии и документов, которые прилагаются. Основания отказа:

— недостоверность данных в документах, представленных заявителем, для получения лицензии;

— несоответствие заявителя согласно поданным документам лицензионным условиям.

В случае отказа в выдаче лицензии на основании выявления недостоверных данных в документах, представленных заявителем о выдаче лицензии, субъект хозяйствования может подать в орган лицензирования новое заявление о выдаче лицензии не ранее чем через 3 месяца с даты принятия решения об отказе.

В случае отказа в выдаче лицензии на основании несоответствия заявителя лицензионным условиям, новое заявление может быть подано после устранения причин отказа.

После принятия решения о выдаче лицензии заявитель должен внести плату за ее выдачу (20 необлагаемых минимумов доходов граждан, если органом лицензирования является центральный орган исполнительной власти, или 15 тысяч рублей, если органом лицензирования является местный орган исполнительной власти) (кроме специально определенных видов. Например, размер платы за выдачу лицензии на изготовление парфюмерно — косметической продукции — 600 тысяч рублей).

Орган лицензирования должен оформить лицензию не позднее чем за 3 рабочих дня со дня поступления документа, подтверждающего внесение платы. Если заявитель в течение 30 календарных дней не подал документ, подтверждающий внесение платы за выдачу лицензии, или не обратился в орган лицензирования для получения оформленной лицензии, орган лицензирования, оформивший лицензию, имеет право отменить решение о выдаче лицензии или принять решение о признании такой лицензии недействительной.

Для каждого филиала, подразделения лицензиата, которые осуществляют хозяйственную деятельность на основании полученной им лицензии, орган лицензирования выдает лицензиату заверенные им копии лицее.

Основания:

— изменение наименования юридического лица (если изменение наименования не связано с реорганизацией юридического лица) или ФИО физического лица;

— изменение местонахождения юридического лица или места жительства физического лица;

— изменения, связанные с осуществлением лицензиатом определенного вида хозяйственной деятельности.

В случае возникновения оснований для переоформления лицензии лицензиат обязан в течение 10 рабочих дней подать органу лицензирования заявление о переоформлении лицензии вместе с лицензией, подлежащей переоформлению, и соответствующими документами или их нотариально заверенными копиями, которые подтверждают указанные изменения. Не переоформленная в установленный срок лицензия является недействительной.

Орган лицензирования в течение 3 рабочих дней с даты поступления заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к ней, обязан выдать переоформленную на новом бланке лицензию с учетом изменений, указанных в заявлении о переоформлении лицензии.

За переоформление лицензии взимается плата в размере 5 тысяч рублей.

Аннулирование лицензии

основаниями:

— заявление лицензиата об аннулировании лицензии;

— акт о повторном нарушении лицензиатом лицензионных условий;

— решение об отмене государственной регистрации субъекта хозяйствования;

— нотариально заверенная копия свидетельства о смерти физического лица;

— акт о выявлении недостоверных сведений в документах, представленных субъектом хозяйствования для получения лицензии;

— акт об установлении факта передачи лицензии или ее копии другому юридическому или физическому лицу для осуществления хозяйственной деятельности;

— акт об установлении факта не подачи в установленный срок сообщения об изменении данных, указанных в документах, прилагаемых к заявлению о выдаче лицензии;

— акт о невыполнении распоряжения об устранении нарушений лицензионных условий;

— невозможность лицензиата обеспечить выполнение лицензионных условий, установленных для определенного вида хозяйственной деятельности;

— акт об отказе лицензиата в проведении проверки органом лицензирования или специально уполномоченным органом по вопросам лицензирования.

Орган лицензирования принимает решение об аннулировании лицензии в течение 10 рабочих дней с даты установления оснований для аннулирования лицензии, которое вручается (направляется) лицензиату с указанием оснований аннулирования не позднее 3 рабочих дней с даты его принятия.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *