Лицензия на дезинсекцию

Лицензия на дезинсекцию

Вопрос: Нужна ли лицензия или санитарно-эпидемиологическое заключение на осуществление дезинфекционной деятельности?

Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности» дезинфекционная деятельность исключена из лицензируемых видов деятельности и не подлежит санитарно-эпидемиологической экспертизе с последующей выдачей санитарно-эпидемиологического заключения.

Вопрос: На основании чего оцениваются условия организации и осуществления дезинфекционной деятельности?

Ответ: Условия организации и осуществления дезинфекционной деятельности (в том числе дезинсекции и дератизации как ее раздела) оцениваются в порядке проведения государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в ходе которого устанавливается соответствие деятельности требованиям:

  • СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности»;
  • СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих»;
  • СП 3.5.3.1129-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации».

Вопрос: Отменены ли санитарные паспорта на транспорт, предназначенный для перевозки пищевых продуктов, если «да», то необходимо ли проводить дезинфекцию машин вообще и как подтвердить ее проведение?

Ответ: В соответствии с п. 4 статьи 19 Федерального закона №29-ФЗ в редакции, действующей с 21 октября 2011 года, сформулированным следующим образом: «Для перевозок пищевых продуктов должны использоваться специально предназначенные или специально оборудованные для таких целей транспортные средства». Требования о наличии санитарного паспорта на специально предназначенные или специально оборудованные транспортные средства для перевозки пищевых продуктов с 21.10.2011г. не применяются.

В соответствии с требованиями СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» и СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» транспортные средства, используемые для перевозки пищевых продуктов и продовольственного сырья ежедневно подвергаются мойке с применением моющих средств и ежемесячно с применением дезинфицирующих средств, разрешенными для применения в установленном порядке.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие перевозки пищевых продуктов, обязаны соблюдать требования нормативных документов к условиям перевозки и подтверждать их соблюдение соответствующими документами. Такими документами на сегодняшний день являются договор с организацией на оказание услуг по мойке и дезинфекции транспорта, предназначенного для перевозки пищевых продуктов, и акты выполненных работ.

Вопрос: Какие дезинфицирующие средства можно использовать, чем регламентируется возможность их использования?

Ответ: Для проведения дезинфекции могут использоваться любые дезинфицирующие средства, прошедшие государственную регистрацию, имеющие сертификат соответствия или декларацию о соответствии и инструкцию по применению, утвержденную в установленном порядке.

Требования к наличию вышеуказанной документации на дезинфицирующие средства определены Федеральным законом от 30.03.99г № 52-ФЗ «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения», постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2001 № 262 «О государственной регистрации отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека, а также отдельных видов продукции, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации», решением комиссии таможенного союза от 28 мая 2010г. №299, утверждающей Единый перечень товаров, подлежащих санитарно- эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной территории таможенного союза.

Вопрос: Могут ли сотрудники коммерческих лечебно-профилактических организаций осуществлять дезинсекцию и дератизацию собственными силами, без привлечения сторонних организаций?

Ответ: В соответствии с требованиями п.11.23 главы №1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность не должно быть синантропных членистоногих, крыс и мышевидных грызунов. Проведение дезинсекции и дератизации должно осуществляться в соответствии с санитарными правилами специализированными организациями.

Вопрос: Хотим заниматься установкой ОЗДС, просим Управление Роспотребнадзора по городу Москве выдать лицензию или разрешение на осуществление данных работ.

Ответ: Применение охранно-защитных дератизационных систем (ОЗДС) является специальным дератизационным мероприятием, призванным обеспечить защиту объектов от грызунов. Способ и устройство электрической дератизации, реализуемые с помощью ОЗДС, защищены Государственными патентами. Порядок введения их в хозяйственный оборот (в том числе разработка проектно-сметной документации, монтаж и техническое обслуживание) регламентируется патентным правом Российской Федерации.

Управление Роспотребнадзора по городу Москве не имеет полномочий по выдаче лицензий, сертификатов и разрешений на право проектирования, монтажа и технического обслуживания ОЗДС.

Определение понятий

К дезинфектологии сегодня относятся три основных вида деятельности. Речь идет о:

  1. Дезинфекции.
  2. Дезинсекции.
  3. Дератизации.

Несмотря на определенные общие черты, это виды деятельности, нацеленные на уничтожение разных видов вредителей. Начать стоит с дезинфекции.

Под дезинфекцией подразумевается уничтожение бактерий, которые являются потенциально опасными и могут привести к инфицированию здоровых людей. Фактически, данный вид деятельности можно отнести к обеззараживанию. Вследствие химической обработки уничтожается большая часть патогенных бактерий. Поскольку уничтожить все микроорганизмы довольно сложно, очистка снижает их количество до приемлемого уровня.

Справка! Особенностью дезинфекции является борьба с врагом, который невидим невооруженным взглядом.

Под дезинсекцией подразумевается комплекс мер, направленных на уничтожение насекомых. Этот метод используется при необходимости очистки жилых зданий от клещей, тараканов, блох. Проводить подобные процедуры необходимо не только в частных домах, но и в школах, больницах, других государственных учреждениях.

Не меньшим спросом пользуется дератизация – меры, предпринимаемые против грызунов (чаще всего — крыс и мышей). Эти животные являются переносчиками разнообразных инфекций, иногда смертельных. Несмотря на развитие современных технологий, проблема грызунов до сих пор остается актуальной не только для небольших поселений, но и для мегаполисов.

Лицензия на проведение этих видов работ

Лицензирование дезинфектологии – сложный и довольно запутанный вопрос. Из-за разных видений ситуации единого мнения по этому поводу нет как среди юристов, так и в обществе судей. В разных регионах страны принимаются противоположные судебные решения, которые, несмотря на это, основываются на действующих законодательных нормах.

Основная путаница заключается в том, относится ли дезинфекционная деятельность к медицинским услугам. Чтобы дать ответ на этот вопрос, необходимо разобраться в понятиях. Так:

  1. Под медицинской услугой подразумеваются вмешательства, которые направлены на предотвращение возникновения заболевания и его лечение, а также реабилитацию, последующую за этим.
  2. Медицинская помощь – более широкое понятие. Им обозначаются меры, принимаемые для восстановления здоровья, осуществляемые при помощи медицинских услуг.

Теоретически дезинфекционную деятельность можно отнести к медицинским услугам, поскольку она позволяет:

  • проводить профилактику заболеваний;
  • предотвращать эпидемии;
  • локализировать возбудителей разных видов.

Однако в 2007 году был принят Федеральный закон, в согласии с которым лицензирование услуг в сфере дезинфектологии отменялось. Несмотря на это, большинство юристов склоняется к необходимости получения лицензии. Подобная ситуация вызвана не только профессиональными интересами таких специалистов, но и последними событиями.

Новые правки

Чтобы понять, необходимо ли лицензирование дезинфекции, следует обратить внимание на два документа:

  1. Письмо Минздрава от 9 июня 2016 года.
  2. Решение Верховного суда, вынесенное 12 января 2018 года.

Первый документ был выдан в качестве ответа на многочисленные запросы о необходимости лицензирования. В соответствии с ним, получать официально разрешение на деятельность необходимо только в том случае, если она относится к медицинской помощи. Большинство специалистов делают вывод, что получать лицензию нужно при обработке медицинских учреждений. В остальных случаях можно обойтись без разрешения.

Но нужно учесть, что к медицинской помощи можно отнести не только дезинфекцию медучреждений.

Более конкретный ответ содержится в решении Верховного суда. Эта инстанция указала, что, хотя дезинфекционные работы не направлены на прямую помощь больному, они являются частью санитарно-противоэпидемических мероприятий.

Последние относятся к медицинской деятельности. Соответственно, получать лицензию на проведение подобных работ необходимо. Кроме того, Верховный суд постановил, что при проведении госзакупок от претендентов необходимо требовать лицензию.

Таким образом, несмотря на противоречивые законодательные нормы, получать лицензию необходимо в случае, если деятельность компании связана с предоставлением медицинских услуг либо предприятие собирается работать по государственным заказам.

Теоретически, фирмам, деятельность которых не связана с медицинской помощью, можно не беспокоиться о получении этого документа. Между тем, учитывая разные подходы к трактовке законодательных норм, оформленная лицензия позволит избежать проблем в будущем.

Законодательные нормы

Дезинфекция регулируется сразу несколькими законодательными актами. Еще в 1996 году все три вида деятельности были отнесены к дезинфектологии. Это было подтверждено постановлением от 2003 года. В дальнейшем регулирование данной сферы осуществлялось при помощи следующих законодательных актов:

  1. ФЗ под номером 258, принятый в 2007 году, исключил дезинфекцию из перечня лицензируемых видов деятельности, однако ПП под номером 291 (принято в 2012 году) устанавливает необходимость получения лицензии на осуществление услуг в сфере дезинфектологии.
  2. Последний нормативный акт вызвал широкое обсуждение среди участников рынка. Оно продолжалось вплоть до выхода разъяснительного письма Минздрава, упомянутого выше. Между тем, 7 июля 2017 года глава Роспотребнадзора выдала постановление под номером 83, в котором дезинфекция относится к медицинской деятельности и, следовательно, нуждается в лицензировании. Однако, как указывают эксперты, подобные вопросы относятся к компетенции Минздрава, а не Роспотребнадзора.
  3. Точку в этих спорах поставил Верховный суд. В соответствии с решением, принятым им в январе 2018 года, дезинфекция относится к медицинским услугам и подлежит лицензированию.

Вследствие всех этих событий сложилась ситуация, при которой нельзя дать однозначный ответ на вопрос: нужна ли лицензия на дезинфекцию?

Пассивная позиция Минздрава только усугубляет проблему. Учитывая все вышесказанное, можно утверждать, что получать лицензию необходимо в тех случаях, когда предприятие осуществляет деятельность, связанную с медицинской помощью (к примеру, проводить дезинфекцию в больнице), либо работает по государственным заказам.

Таким образом, из-за законодательной путаницы у предприятий возникают трудности с получением лицензии на дезинсекцию и дератизацию. Нужна ли эта бумага? Действующее законодательство не дает исчерпывающего ответа на данный вопрос. Однако сегодня наиболее распространено мнение, в согласии с которым получать документ необходимо в случае работы по государственным заказам или очистке медицинских учреждений.

Лицензия на дезинфектологию «снова» необязательна для внемедицинской дезинфекции?

Верховный Суд Российской Федерации неожиданно пришел к выводу, что при осуществлении дезинфекционной деятельности (в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции, дератизации) вне рамок оказания медицинской помощи нет необходимости получать лицензию на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии (Постановление ВС РФ от 29 апреля 2019 г. № 46-АД19-1).

Напомним, что вопрос о необходимости медлицензии для любых организаций (ИП), предоставляющих в РФ услуги по дезинфекции, уже много лет является камнем преткновения: ФАС России, а вслед за ней и Минздрав России считают, что медлицензия нужна только тем, кто занимается дезинфектологией в рамках медицинской деятельности, а Роспотребнадзор считает, что медлицензия и сотрудники с медицинским образованием нужны всем фирмам-дезинфекторам без исключения.

Казалось, что точку в ведомственной перепалке поставил ВС РФ (в лице Коллегии по экономическим спорам) – зимой прошлого года он пришел к выводу об обязательности медлицезии, потому что дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы, если они не выполняются по отношению к пациенту, – хотя и не являются медицинским вмешательством, – однако включены в понятие «медицинская деятельность» в качестве санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (мы подробно писали об этом ранее). Само Определение ВС РФ казалось прецедентом, который подтолкнет судебную практику к единообразию.

Правда, и после этого исторического события Минздрав России дерзнул высказать строго противоположное мнение.

И вот теперь с мнением судей Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ не считаются даже их коллеги, разбирающие жалобы по делам об административных правонарушениях, рассмотренным в судах общей юрисдикции: отменен штраф и прекращено дело по ч. 2 ст. 14.1 КоАП (деятельность без лицензии) в отношении директора МУП. Этот МУП занимался дератизацией местных муниципальных школ, а лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии, разумеется, не располагал.

Штраф был признан законным судами всех уровней – от мирового до областного, а сами судебные решения по делу пестрят ссылками на упомянутое выше Определение ВС РФ. Любопытно, что защитник директора МУП требовал не учитывать данное Определение, поскольку оно противоречит позиции ФАС РФ и Минздрава РФ. Еще один козырь защиты – это некое письмо Генеральной прокуратуры РФ, которая тоже выступила с критикой позиции ВС РФ.

И хотя в районном и областном суде эти аргументы не произвели впечатления, ВС РФ штраф отменил, а дело прекратил в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные постановления:

  • исходя из Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании медицинской помощи, утв. приказом Минздрава России от 11 марта 2013 г. № 121н, работы (услуги) по дезинфектологии организуются и выполняются при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинскойпомощи, при оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении;
  • буквальное толкование приведенных выше норм в их системной взаимосвязи позволяет признать, что лицензированию в качестве медицинской деятельности подлежат работы (услуги) по дезинфектологии, выполняемые в рамках оказания медицинской помощи;
  • следовательно, при осуществлении дезинфекционной деятельности (в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции, дератизации) вне рамок оказания медицинской помощи необходимость получения лицензии на осуществление медицинской деятельности отсутствует.

Кому нужно получать лицензию?

В статье 12 закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ приводится перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии. Всего их 51, среди них:

  • деятельность, связанная с шифрованием и защитой информации;
  • деятельность, связанная с оружием и военной техникой;
  • производство лекарств и медтехники;
  • охранная и детективная деятельность;
  • оказание услуг связи, телевидение и радиовещание;
  • деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, компьютерных программ, баз данных и фонограмм на любых носителях;
  • образовательная деятельность;
  • фармацевтическая и медицинская деятельность;
  • перевозки водным и воздушным транспортом;
  • перевозки железнодорожным транспортом пассажиров и опасных грузов;
  • перевозки пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.

Кроме этого существует ряд видов деятельности, подлежащих лицензированию, которые регулируются отдельными законами, такие как деятельность кредитных организаций и участников рынка ценных бумаг, страховая деятельность и деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 1 закона № 99-ФЗ).

Если вы обнаружили в этих списках ту деятельность, которой планируете заниматься, надо будет получить на нее лицензию. Для малого бизнеса актуальным является получение лицензий на образовательную, медицинскую, охранную деятельность, пассажирские перевозки (в порядке, предусмотренным законом № 99-ФЗ) и получение лицензии на розничную торговлю алкоголем, которую мы рассмотрим отдельно.

Лицензионные требования

Лицензию можно получить лишь при условии соблюдения определенных требований: наличие технической базы (помещения, оборудование, специальная документация); работников необходимой квалификации и специальности; системы производственного контроля; размер уставного капитала и др. Приводятся эти требования по каждому виду лицензируемой деятельности в отдельных Положениях, утверждаемых постановлениями Правительства.

Например, лицензионные требования к перевозке пассажиров автотранспортом указаны в постановлении Правительства от 2 апреля 2012 г. № 280. Соискатель такой лицензии должен иметь:

  • транспортные средства, соответствующие техническим требованиям для перевозки пассажиров и оснащенные аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС;
  • помещения и оборудование для техобслуживания и ремонта транспортных средств;
  • водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование;
  • специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств или наличие договора с медицинской организацией или ИП, имеющими соответствующую лицензию.

С требованиями к выдаче лицензий по вашему виду деятельности вы можете ознакомиться, обратившись в соответствующий лицензирующий орган. Требования к получению лицензии на продажу алкоголя мы рассмотрим ниже, в отдельном разделе.

Документы для получения лицензии

В лицензирующий орган надо подать заявление о выдаче лицензии и пакет подтверждающих документов, указанных в ст. 13 закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ. Учитывая, что лицензированию подлежат виды деятельности, контролируемые разными службами, формы таких заявлений будут отличаться. Для примера мы предлагаем вам ознакомиться с заявлением на получение лицензии для пассажирских автоперевозок.

В заявлении должны быть указаны наименование, организационно-правовая форма, место нахождения соискателя; лицензируемый вид деятельности; ИНН; данные выписки из ЕГРИП или ЕГРЮЛ; сведения об оплате госпошлины.

Кроме заявления подаются копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензионным требованиям, а также опись всех документов. О том, какие именно нужны документы, надо узнавать в лицензирующем органе или самостоятельно найти соответствующий нормативно-правовой акт.

Необходимость представления нотариально заверенных учредительных документов отменена законом от 14.10.2014 № 307-ФЗ, поэтому если от вас требуют такие копии (а они по-прежнему указаны в некоторых Административных регламентах для получения лицензий), вы можете отказаться от выполнения такого требования, ссылаясь на этот закон.

Перечень сведений, указываемых в заявлении, и список документов, прилагаемых к нему, является исчерпывающим (ст. 13 (4) закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ), то есть от вас не должны требовать другие документы.

Сколько стоит лицензия?

Размер государственной пошлины за лицензию установлен статьей 333.33 НК РФ. Статья очень большая, поэтому подскажем, где искать. Находим пункт 1 подпункт 92. Размер госпошлины составляет 7 500 рублей для всех видов лицензируемой деятельности, за исключением:

  • банковских операций (0,1 % уставного капитала, но не более 500 тыс. рублей);
  • производство, хранение, закупку, поставки этилового спирта и алкогольной продукции (от 800 тыс. до 9,5 млн. рублей);
  • розничная продажа алкогольной продукции — 65 тыс. рублей за каждый год срока действия лицензии;
  • предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами — 30 тыс. рублей.

Обращаем ваше внимание – госпошлина оплачивается один раз за весь срок действия лицензии. В общем случае срок лицензии не ограничен, но по некоторым видам деятельности он установлен (с возможностью продления), например, срок алкогольной лицензии не должен превышать пять лет.

При отказе в выдаче лицензии госпошлина не возвращается. В 2013 году в Конституционном суде рассматривалось дело о возврате заявителю 40 тыс. рублей в связи с отказом в выдаче лицензии на розничную продажу алкоголя (Постановление КС от 23.05.2013 № 11-П). По этому вопросу даже сами судьи не пришли к согласию, один из них высказал особое мнение, суть которого «Формально правильно, но по сути — издевательство». Исходя из этого, прежде чем оплачивать лицензию, рекомендуем сначала обратиться в соответствующий лицензирующий орган, чтобы убедиться, что вы сможете соблюсти необходимые требования для ее получения.

Как получить лицензию?

После того, как вы нашли контакты лицензирующего органа, подготовили необходимые документы и уплатили госпошлину, надо обратиться за получением лицензии. Документы можно подать:

  • лично, при визите в лицензирующий орган;
  • заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

При получении документов соискателю лицензии выдается копия описи с отметкой о дате приема (лично или заказным письмом с уведомлением о вручении). Если в поданном пакете документов обнаруживается неполный комплект или нарушение требований, то в течение трех рабочих дней со дня приема заявления соискателю вручается (высылается) уведомление о необходимости устранить нарушения в тридцатидневный срок. После устранения нарушений мотивированное решение о рассмотрении заявления на лицензию или о возврате заявления принимается в течение трех рабочих дней.

Если же претензий к документам не было, то решение о выдаче лицензии выносится в течение пяти рабочих дней, а сама лицензия вручается лицензиату или направляется ему заказным письмом с уведомлением в течение трех рабочих дней после этого решения. Возможно получение лицензии и в форме электронного документа, если было указано в заявлении.

В выдаче лицензии могут отказать, тогда в решении об этом должны быть указаны мотивы отказа со ссылками на нормативно-правовые акты или реквизиты акта проверки соискателя лицензии, если отказ был основан на несоответствии лицензионным требованиям.

Выдается лицензия по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 октября 2011 г. № 826. Если лицензия был испорчена или утеряна, то можно получить ее дубликат в порядке, предусмотренном статьей 17 закона № 99-ФЗ.

Действует лицензия на территории всей Российской Федерации, но если лицензиат меняет регион деятельности, то должен сообщить об этом в лицензирующий орган того субъекта РФ (край, область, республика), где он собирается работать.

Как получить лицензию на алкоголь?

Розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво – это достаточно популярный вид деятельности наших пользователей, поэтому расскажем подробнее, как получить лицензию на алкоголь. Регулирует лицензирование этого вида деятельности специальный закон № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года. Сначала внесем ясность в вопрос продажи пива (а также пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи).

Пиво является алкогольной продукцией, но его реализацию регулируют отдельные положения закона. На продажу пива не распространяются особые требования к розничной продаже и потреблению алкогольной продукции, указанных в статье 16 закона № 171-ФЗ, и для продажи пива не нужна лицензия.

С 2013 года продавать пиво можно лишь в стационарных объектах (магазинах), но к их площади нет определенных требований, как для реализации другой алкогольной продукции. В городских поселениях для продажи пива необходимо применять кассовый аппарат даже на режимах ЕНВД и ПСН. И еще одно отличие пива от другого алкоголя – его могут реализовывать не только организации, но и индивидуальные предприниматели.

Что касается алкоголя в целом, то получение лицензии на его производство и оборот кроме закона № 171-ФЗ регулирует еще и специальный Административный регламент. Документы для получения лицензии на производство алкоголя отличаются от тех, что подают на получение лицензий для других видов деятельности. В нашей статье мы рассмотрим лицензионные требования только к розничной продаже алкоголя, т.к. требования к его производству, хранению и оптовому обороту имеет смысл рассматривать отдельно.

Для получения лицензии соискатель должен:

  • быть юридическим лицом (ИП продавать алкоголь, кроме пива, не могут);
  • иметь в собственности или долгосрочной (от года) аренде стационарные торговые объекты и складские помещения;
  • общая площадь таких помещений для розничной продажи алкоголя должна быть не менее 50 кв. м в городских поселениях и не менее 25 кв. м в сельской местности;
  • при продаже алкоголя в городских поселениях лицензиат должен применять кассовый аппарат, даже если он является плательщиком ЕНВД;
  • иметь уставный капитал определенного размера (требование устанавливают региональные лицензирующие органы), но не более 1 млн. рублей.

Региональные лицензирующие органы могут устанавливать и другие дополнительные требования, поэтому прежде чем собирать необходимые документы и оплачивать госпошлину, обратитесь за подробной информацией в соответствующее окружное управление Росалкогольрегулирования. Их контакты, так же как и форму заявления на лицензию вы можете найти в Административном регламенте.

Переоформление, приостановление и возобновление действия лицензии

Если у лицензиата меняются данные, указанные в статье 18 закона № 99-ФЗ, надо обратиться в лицензирующий орган за переоформлением лицензии. Переоформление требуется в случаях:

  • реорганизации юридического лица;
  • изменения личных данных и места жительства ИП;
  • смене юридического адреса и наименовании организации;
  • изменения адреса, по которому осуществляется лицензируемый вид деятельности.

Порядок переоформления лицензии приводится в статье в статье 18 закона № 99-ФЗ, размер госпошлины составляет от 600 до 2600 рублей.

Лицензирующий орган не только выдает лицензии, но и следит за деятельностью лицензиата. Если в процессе плановой или внеплановой проверки обнаружатся нарушения лицензионных требований, то будет вынесено предписание об их устранении, а если это не произойдет в указанный срок, то деятельность лицензии может быть приостановлена (статья 20 закона № 99-ФЗ), На период приостановления вести лицензируемую деятельность запрещено.

После того, как требования лицензирующего органа выполнены, действие лицензии возобновляется. Сведения о приостановлении и возобновлении лицензий вносятся в специальный реестр.

Ответственность за работу без лицензии

За нарушение законов о лицензировании предусмотрена административная ответственность:

  • за деятельность без лицензии по статье 14.1(2) КоАП РФ: штраф для организаций от 40 до 50 тысяч рублей, для ИП – от 4 до 5 тысяч рублей, при этом допускается конфискация продукции, орудий производства и сырья;
  • за деятельность с нарушением условий выданной лицензии по статье 14.1(3) КоАП РФ: штраф для организаций от 30 до 40 тысяч рублей, для ИП – от 3 до 4 тысяч рублей;
  • за деятельность с грубым нарушением условий выданной лицензии по статье 14.1(4) КоАП РФ: штраф для организаций от 40 до 50 тысяч рублей, для ИП – от 4 до 5 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • за деятельность без лицензии при производстве и реализации алкоголя по статье 14.1(17) КоАП РФ: от 200 до 300 тысяч рублей с возможностью конфискации продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота.

Если при этом деятельность без лицензии причинила крупный ущерб гражданам, организациям, государству или принесла доход в крупном размере (более 1,5 млн. рублей), то возможно привлечение и к уголовной ответственности по статье 171 УК РФ – штраф до 300 тысяч рублей или арест до шести месяцев.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *