Магистратура это второе высшее или нет?

Магистратура это второе высшее или нет?

Уровень магистратуры по-российски

Магистратура после бакалавриата, в чем ее отличие от бакалавриата

В чем отличие магистратуры от специалитета

Магистратура после специалитета и магистратура как второе высшее

Отсрочка для поступления в магистратуру

Поступление в магистратуру: условия, формы и стоимость

Магистратура на западе

Впервые понятие магистратуры было введено еще в Древнем Риме еще в VI веке до н.э., но тогда оно применялось как общее название государственных должностей в Римской республики. Магистратуры были выборными (ординарными), когда из нескольких претендентов отбирался один магистрат, и назначаемыми (экстраординарными), когда статус магистрата придавался назначением.

С появлением первых университетов еще в раннем средневековье появилась необходимость в аттестации их профессоров. Тогда статус магистра скорее соответствовал ученой степени (наравне с другими учеными степенями того времени), нежели академической квалификации выпускника университета в ее нынешнем понимании.

Хотя грань между академической и ученой степенями размыта, и часто не проводится, провести ее можно по следующему критерию. Если степень присуждается выпускнику вуза для «потребления» ее во внешней, реальной жизни, то ее можно именовать академической (степень «массового потребления»), а если она больше нужна для внутриуниверситетской аттестации, то е лучше именовать ученой.

В Средние века учёная степень магистра – «Magister artium liberalium» носил учитель так называемых свободных наук, магистры, вместе с докторами наук, имели право участвовать в выборах ректора.

Впоследствии в связи с переходом к одноуровневой системе ученых степеней (доктор философии, доктор наук) к XIX веку ученая степень магистра (именно как ученая степень) перестала присуждаться и сохранилась только в системе научной аттестации в Российской империи и Англии.

Но по мере того, как внешняя среда стала «потреблять» не только бакалавров, но и магистров, качественно различая их по уровню подготовки, степень магистра стала восприниматься как академическая степень, т.е. просто как более высокая квалификация выпускника университета. В ходе Болонского процесса национальные уровни высшего образования стран Европы («Licenciatura», «Diplomado», «Maestria» и тому подобные) были приведены в соответствие друг другом и стандартизированы.

Современная магистратура называется на западе «graduate», то есть законченное, или выпускное образование. Хотя с дипломом бакалавра можно устроиться в любой области, для получения хорошей должности придется продолжить учебу в магистратуре, которая дает более практическое образование и профессиональную специализацию. Продолжается магистратура обычно 2 года (от 1 года до 3 лет), причем по статистике поступают в нее далеко не все выпускники бакалавриата. Часть выпускников бакалавриата сначала выходят на рынок труда и только потом снова возвращаются в университет – на уровень магистратуры.

Специалисты, получившие диплом магистра, или как его еще называют мастера, высоко ценятся на рынке труда и, конечно, зарабатывают больше, чем бакалавры. Магистратура дает возможность пойти в докторантуру и защитить диссертацию на степень доктора (PhD), которая открывает путь к научной карьере.

Примеры магистерских степеней на западе:

  • Магистр наук (MS – Master of Science),
  • Магистр искусств (MA – Master of Arts),
  • Магистр делового администрирования (MBA – Master of Business Administration),
  • Магистр права (LLM – Master of Laws),
  • Магистр изящных искусств (MFA – Master of Fine Arts).

Помимо этих чисто академических степеней существует также особый вид профессиональных степеней магистерского уровня по юридическим и медицинским специальностям – «Doctor of Law» и «Doctor of Medicine», которые являются подтверждением профессиональной квалификации. Их получение занимает 3-4 года.

Появление магистратуры в России

Понятие «магистр», как и «бакалавр», применялось еще в царской России, но тогда это была ученая степень (в другие периоды – ученое звание), она присваивалась в период 1753-1918 годов.

На первом отрезке времени, до 1802 года магистр – это ученое звание и оно присваивается, университетами, что называется, неформально, без закрепления этой процедуры в уставных уложениях того времени. Но уже с 1803 года ученая степень магистра присуждается на основе утвержденного указом императора Александра I положения о производстве в ученые степени (при этом степень магистра сначала занимала среднее положение между ученой степенью кандидата и степенью доктора наук, а с 1884 года полностью замещает кандидатскую степень).

Сразу после Октябрьской революции (01.10.1918) все ученые степени, в т.ч. ученая степень магистра, были отменены. Хотя позднее в 1934 году система ученых степеней была восстановлена, ученая степень магистра была заменена в ней на ученую степень кандидата наук, которая полностью соответствовала ей по рангу. В Болонской системе российская степень кандидата наук соответствует ученой степени доктора философии – PhD.

Второе появление в нашей стране магистратуры произошло в связи присоединением России к Болонскому процессу (процессу сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования). На самом деле даже немного раньше – еще до этого в 1996 г. магистратура появилась в России как третья ступень высшего образования (для получения которой нужно было учиться 6 лет). До 2008 магистратура не была массовой, так как сосуществовала со ступенью «дипломированный специалист», на которого на большинстве программ нужно было учиться 5 лет, и который был более понятен абитуриентам и рынку труда.

Как мы уже писали применительно к бакалавриату, в связи присоединением России к Болонской конвенции с 2003 года в нашей стране был запущен процесс гармонизации систем высшего образования и создания единого европейского пространства высшего образования. С этого момента и до настоящего времени идет нескончаемая череда изменения образовательных стандартов (ГОС, ГОС-2, ФГОС3, ФГОС3+ и ФГОС3++), существенно локализовавших специалитет и сделавших на большинстве направлений магистратуру единственным форматом на втором уровне образования.

Сначала, уже в 2005 году, было введено в действие новое (второе) поколение государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, вместе с которыми наравне со специалитетом в вузах России появился бакалавриат и магистратура. Затем в 2009 году вышли т.н. федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (стандарты третьего поколение), по которым бакалавриат и магистратура стали господствующими уровнями, а программы специалитета (классическое «советское» обычно 5-летнее одноуровневое высшее образование) были сохранены только в медицине, искусстве и военных науках, а в других областях – только точечно. С введением ФГОС3, ФГОС3+ и ФГОС3++ позиции магистратуры в системе образования только усилились, т.к. она стала безальтернативной, но вот со смыслами в магистратуре здесь не все ладно, что и постараемся разобрать в следующем разделе.

Хотя наша отечественная магистратура носит то же имя, что и «западная» магистратура, во многих вузах она существенно отличается от нее по своему предназначению. Проблема заключается в том, что в России студент получает специализированное профессиональное образование обычно уже на уровне бакалавриата (исключение составляют только немногие вузы проекта 5-100).

Магистратура вследствие этого чаще всего превращается в своего рода «предаспирантуру», позволяющую подготовить и представить пробную диссертацию. Она готовит не высококвалифицированных специалистов для бизнеса, государства, производства и сферы здравоохранения, а ученых и вузовских преподавателей низшего звена. Такие программы магистратуры совершенно не походят для выпускников бакалавриата иных направлений, так как их освоение предполагает ранее полученную специализацию в одноименном бакалавриате.

Наши образовательные стандарты предполагают достаточно большой блок педагогической практики в магистратуре. Выпускник российской магистратуры – это ассистент (преподаватель) реже младший научный сотрудник без степени, который чаще всего идет в аспирантуру. Так как у него по существу просто нет другого выбора, если он хочет выйти на более или менее приемлемый уровень доходов.

Окончание аспирантуры с ее квалификацией преподавателя высшей школы его единственный шанс подняться на ступеньку старшего преподавателя или научного сотрудника, где оклад уже повыше и нагрузка хоть немного ниже. А после защиты кандидатской диссертации выпускник аспирантуры становится полноправным преподавателем или исследователем.

Довольно часто программа магистратуры может быть «отформатирована» под программу второго высшего образования. В данном случае есть риск нарваться на недостатки другого рода, и они заимствованы из классических программ второго высшего образования (сокращенный и ускоренный специалитет). Это когда обе стороны образовательных отношений понимают их формальность: студенты делают вид, что ходят на занятия и учатся (а на самом деле большинство из них работают), а преподаватели – что преподают актуальные знания (а на самом деле читают по книжкам что-то).

Значительно реже можно встретить настоящую магистратуру, в которой вам дают хорошую и практическую профессиональную специализацию, сочетающуюся с постановкой менеджеральных компетенций. Примеры такой магистратуры можно найти, например, в ВШЭ и РАНХиГС. В последнем случае можно даже найти двухдипломную магистратуру, совмещенную со степенью MBA. Есть неплохие примеры инженерной магистратуры, основанной на CDIO.

Основное отличие магистратуры от специалитета заключается в том, что входом на нее является окончание специалитета, когда можно переопределиться с направлением обучения. Т.е. выпускник магистратуры – это достаточно эрудированный человек, проучившийся на двух разных по направлениям программах (хотя они могут быть и близкими).

У такого выпускника сформированы (во всяком случае, должны быть сформированы) не только профессиональные, но так называемые «soft-skills» (комплекс неспециализированных, важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, т.е. не связаны с конкретной предметной областью).

Выпускники специалитета проходят более узкую, по сути «тоннельную» образовательную траекторию и в совершенстве владеют профессиональными и узкопрофессиональными (специальными) компетенциями. Став специалистом, выпускник сможет работать только в определенном сегменте, который отвечает его специальности. Но в России, согласно новейшим исследованиям, по своей профессии работает лишь около 20% выпускников вузов, значит вероятность, что вы «промахнетесь» с выбором специальности очень высока.

Специалитет сейчас сохранен в сферах безопасности, военных наук, медицины и искусств. Его главный недостаток – это низкая адаптивность выпускников на рынке труда. Если за время обучения на программе, а это 5-6 лет, требования рынка труда меняются, что очень вероятно в наших динамичны условиях, то у вас будут проблемы и с поиском работы и с адаптацией на рабочем месте.

Магистратура вместе со специалитетом в соответствии с новым Федеральными законом «Об образовании» (N 273-ФЗ от 29.12.2012) относятся ко второму уровню высшего образования. Соответственно, магистратура – второе высшее образование всего в двух случаях:

  • Поступление в магистратуру после магистратуры другого направления,
  • Поступление в магистратуру после специалитета.

При этом в соответствии с Федеральным законом от 03.02.2014 N 11-ФЗ, «Лица, имеющие высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением им квалификации «дипломированный специалист», имеют право быть принятыми на конкурсной основе на обучение по программам магистратуры, которое не рассматривается как получение этими лицами второго или последующего высшего образования».

Сделано это для того, чтобы те, кто закончил специалитет до перехода на уровневое образование, когда специалитет («дипломированный специалист») и магистратура относились к разным ступеням (второй и третьей, соответственно), был в равных условиях с выпускниками уровневого бакалавриата.

Последний прием на программы «дипломированного специалиста» в нашей стране состоялся в 2010 г. (по ГОС-2), т.к. с 2011 г. набирали уже только бакалавров (по большинству направлений) и «простых» специалистов (по отдельным направлениям). Соответственно, последний выпуск «дипломированных специалистов» состоялся по очной форме обучения в 2015 году (для 5-летних программ) и в 2016 (для 6-летних программ). В этот же год был и последний выпуск заочников, т.к. по 6-летним программам обычно не было заочной формы.

Из сказанного следует, если в дипломе у вас написано «дипломированный специалист», а закачивали вы до 2015-2016 годов, смело можете поступать на бюджет в магистратуру – она не будет для вас вторым высшим. Только по конкурсу пройти придется, а в хороших ведущих вузах, да на популярные направления он может быть просто запредельным. А плохое образование вам зачем?

Если же вы заканчивали уже «фгос-овский» специалитет набора 2011 года или позднее, то магистратура для вас – второе высшее образование, а оно в любом случае платное, так что будьте готовы к тому, чтобы оплатить обучение. Но это дает вам возможность «без обид» выбраться хороший вуз и направление под себя (бесплатно-то уже нельзя).

Сразу оговоримся, что на наш взгляд служба в вооруженных силах России (по-простому «служба в армии») является не только гражданским долгом перед своей Родиной, но и определенной школой, которую необходимо пройти, чтобы ощутить себя настоящим мужчиной. Но при этом, вне военного времени человек сам вправе выбирать время, когда ему получать формальное (высшее) образование, необходимое для достойной интеграции в социум, а когда проходить «мужскую школу».

В соответствии с Федеральным законом РФ «О всеобщей воинской обязанности» N 53-ФЗ от 28.03.1998 г. (дословно) право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию по программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, – в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.

Ни убавить, ни прибавить. Итак, магистратура (второй уровень высшего образования) дает право на отсрочку при двух но: во-первых, поступление должно состояться в год получения степени бакалавра (первый уровень высшего образования), а во-вторых, ваша программа магистратуры должна иметь государственную аккредитацию. Если вы и дальше захотите пользоваться образовательной отсрочкой, то у вас один путь – поступление в аспирантуру (второй уровень высшего образования).

Для поступления в магистратуру необходим диплом о получении высшего образования любого уровня (бакалавриат, специалитет, магистратура или аспирантура) и успешное прохождение конкурсных вступительных испытаний. При этом сам порядок и содержание вступительных испытаний определяются вузами самостоятельно и поэтому сильно разнятся.

Список документов для поступления в магистратуру непринципиально отличается от списка, который необходим при прохождении вступительных испытаний в бакалавриат или специалитет. Основные отличия в том, что вместо аттестата о полном общем образовании нужен диплом о получении любого уровня высшего образования, а также в том, что не нужно предоставлять данные ЕГЭ. Ведущие университеты, а также на некоторые специальности в качестве конкурса при поступлении требуют портфолио, состав которого определяется в зависимости от профиля программы.

Обучение в магистратуре возможно в рамках очной, заочной, очно-заочной (вечерней) форм, а также с применением дистанционных технологий. Выбор конкретной формы завит от ваших личных предпочтений, финансов и вашей занятости. Тем абитуриентам, кто еще молод и планирует заниматься научной или преподавательской деятельностью, предпочтительнее очная форма обучения, а тем, кто уже имеет практический опыт и кому диплом необходим для освоения новой специальности, можно остановиться на заочной или очно-заочной форме, в т.ч. с применением дистанционных технологий.

Как мы уже писали выше на бюджет в магистратуру можно поступить, если вы имеете либо степень бакалавра, либо полученный до изменений 2011 года диплом «дипломированного специалиста». В обоих случаях магистратура будет рассматриваться как первое высшее образование и поэтому абитуриенты будут допущены к конкурсу на бесплатные места. У тех, кто защитил магистерскую диссертацию или диплом специалиста нового образца, доступно только обучение на внебюджетной основе.

Стоимость обучения в магистратуре сильно варьирует в зависимости от местонахождения вуза, его престижности, формы обучения и популярность выбранного профиля обучения. В ряде случает на цену также влияют результаты вступительных испытаний и ваше портфолио.

Цены в ведущих московских университетах колеблются от 200 до 300 тысяч рублей за год очного обучения, а если это двухдипломная программа – то стоимость обучения может быть доходить до 500 тыс. руб. и выше.

Зачем идти в магистратуру?

Итак, какую же «добавленную стоимость» формирует магистратура по сравнению с программами высшего образования (бакалавриатом и специалитетом), и зачем тратить еще два года своей молодости на продолжение учебы?

Магистратура в России предполагает минимум два года обучения сверх стандартных четырех лет бакалавриата, но эти два года принципиально меняют человека. Разница между обладателями магистерского и бакалаврского дипломов заметна даже невооруженным глазом.

В бакалавриате закладываются базовые знания, и по его окончания вас уже можно идентифицировать как человека с высшим образованием, но полученные здесь профессиональные компетенции, закладываемые преимущественно на последнем курсе, не стоит переоценивать, они носят ознакомительный характер.

В магистратуре (хорошей, правильной магистратуре), наоборот, основываясь на полученном вами надпрофессиональном багаже, полученном в бакалавриате, происходит ваша профессиональная «заточка». За два года вы сможете уяснить все тонкости избранной профессии, приобрести необходимые для практики навыки и опробовать многие из приобретенных знаний «в реале».

По сравнению со специалитетом, магистратура не настолько узконаправленно рассматривает профессию, особенно с учетом бакалаврского уровня. Поэтому магистры могут рассчитывать на более продуктивный карьерный рост, чем специалисты. И еще одно немаловажное отличие в пользу диплома магистра, чтобы начать работу за границей, требуется иметь именно его, так как специалитет не является котируемым вне России, а бакалавриат вряд ли позволит претендовать на желаемую должность.

Чтобы не ошибиться с выбором вуза, на базе которого вы буде становиться профессионалом, желательно проработать самые разные доступные данные обо всех возможных вузах. и в первую очередь это данные рейтингов вузов: как международных, так и российских. Наш рейтинг «Национальное признание» позволит вам заглянуть внутрь вуза, объективно посмотреть на тех, кто будет вас учить, оценить («по Станиславскому»), верите вы им или нет.

Добрый день, Виктория. Работодатель обязан оплатить учебный отпуск. Магистратура — это не второе высшее образование, это высшее образование тоже, его вторая ступень.

ТК РФ Статья 173. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры, и работникам, поступающим на обучение по указанным образовательным программам
Работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета илипрограммам магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения и успешно осваивающим эти программы, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для:
прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах соответственно — по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов соответственно — по 50 календарных дней (при освоении образовательных программ высшего образования в сокращенные сроки на втором курсе — 50 календарных дней);
прохождения государственной итоговой аттестации — до четырех месяцев в соответствии с учебным планом осваиваемой работником образовательной программы высшего образования;
Работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы:
работникам, допущенным к вступительным испытаниям, — 15 календарных дней;
работникам — слушателям подготовительных отделений образовательных организаций высшего образования для прохождения итоговой аттестации — 15 календарных дней;
работникам, обучающимся по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры по очной форме обучения, совмещающим получение образования с работой, для прохождения промежуточной аттестации — 15 календарных дней в учебном году, для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов — четыре месяца, для сдачи итоговых государственных экзаменов — один месяц.
Работникам, успешно осваивающим имеющие государственную аккредитацию программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры по заочной форме обучения, один раз в учебном году работодатель оплачивает проезд к месту нахождения соответствующей организации, осуществляющей образовательную деятельность, и обратно.
Работникам, осваивающим имеющие государственную аккредитацию программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения на период до 10 учебных месяцев перед началом прохождения государственной итоговой аттестации устанавливается по их желанию рабочая неделя, сокращенная на 7 часов. За время освобождения от работы указанным работникам выплачивается 50 процентов среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда.
По соглашению сторон трудового договора сокращение рабочего времени производится путем предоставления работнику одного свободного от работы дня в неделю либо сокращения продолжительности рабочего дня в течение недели.

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением по не имеющим государственной аккредитации программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры, устанавливаются коллективным договором или трудовым договором.

Если Вам нужна дополнительная помощь: консультация, составление документов — обращайтесь!
Для этого нажмите на кнопку «Общаться в чате», которая находится рядом с моим фото.
Желаю удачи!

Многие после окончания 4-х курсов бакалавриата задумываются о том, чтобы продолжить обучениепо своей или новой специальности. Несмотря на то, что сейчас появляется все больше различных курсов, все еще сохраняется престиж высшего многоступенчатого образования. Кто-то продолжает обучение в магистратуре, а кто-то решает сменить профиль и получить второе высшее. Чем различаются эти виды получения знаний? Разбираемся вместе.

В этой статье:

В чём разница между магистратурой и вторым высшим?

Магистратура – это обучение, предполагающее либо получение новой специальности, либо углубление в уже полученную профессию. Необходимое требование для поступления в магистратуру – диплом бакалавра.

Второе высшее образование – это получение образования с освоением новой специальности. Оно, как и первичное, может проходить в заочной и очной форме.

Таким образом, магистратура – это продолжение обучения по специальности на ступень выше бакалаварского, а второе высшее – это освоение новой профессии в течение нескольких лет без опоры на уже полученное ранее образование.

Магистратура или второе высшее – что выбрать?

Сколько времени необходимо для обучения?

Все программы магистратуры длятся только два года. По общим меркам срок – небольшой, именно поэтому магистратура предполагает именно узконаправленное углубление в специальность. Так, в магистратуре студенты пишут не несколько курсовых работ, а одну общую за два года – магистерскую.

Второе высшее – подразумевает, что обучение будет длиться от 3-х до 4-х лет.

Второе высшее может быть получено как в очной, так и в заочной форме. От этого будет зависеть время, затраченное на освоение новой специальности. Важно, что здесь нет бюджетных мест, необходимо заключить договор.

Уточнить все детали о поступлении на программы второго высшего образования, как правило, можно на сайте вузов. К примеру, на сайте МГУ в разделе информации для поступающих:

Очень часто обучение на втором высшем образовании на большинстве направлений происходит совместно со студентами бакалавриата. Однако возможны и специальные отделения как, например, в МГУ.

Перспективы и навыки: что студент получает и на что может рассчитывать в будущем?

Магистратура – это достаточно узконаправленное и специализированное образование. Она предполагает, что у студента есть уже определенный багаж знаний, и ему нужно только добрать и углубить недостающие.

Несмотря на то, что в России у абитуриентов нет образовательных ограничений при поступлении (в Германии, к примеру, после конкретной программы пойти учиться дальше не по специальности практически невозможно, необходимо добрать курсы), чаще всего молодые люди выбирают ту магистратуру, которая пересекается со специальностью, полученной ими ранее.

Поступление предполагает сдачу экзаменов или участие в конкурсе портфолио, а это значит, что, в противном случае, абитуриенту самостоятельно придется осваивать программу другой специальности, чтобы пройти на программу.

Плюс в том, что в магистратуре, как и в бакалавриате, есть бюджетные места, на которые может рассчитывать любой абитуриент, достаточно выиграть конкурс и обойти конкурентов.

Магистратура чаще всего состоит из курсов по выбору, которые студенты выбирают при поступлении. Это дает возможность выстроить собственный узконаправленный трек обучения. Кроме того, магистранты учатся вечером, что дает возможность совмещать учебу со стажировкой или работой.

Диплом магистранта нередко выглядит более солидно перед работодателем. Он показывает, что профессия освоена глубоко, возможно, что с получением дополнительных навыков из смежных сфер (к примеру, если диплом бакалаврианта – филологический, а магистратуры – журналистский).

Также это дает возможность отсрочить еще на два года взрослую жизнь и попробовать себя в качестве стажера, параллельно получая практические знания и навыки.

Кроме того, работодатели в последние годы все чаще требуют от кандидатов не только диплом бакалавра, но и магистранта, так как считается, что магистрант смог получить более глубокие знания в конкретном деле и его можно считать квалифицированным специалистом, в отличие от бакалавра.

Второе высшее образование – это освоение новой специальности, приобретение общих и фундаментальных знаний.

Второе высшее образование необходимо тем, кто разочаровался в своей профессии/специальности или нашел себя в совершенно новом деле и осознал, что ему необходимы новые знания и полноценный диплом для работы в этой сфере.

Второе высшее – это хороший плюс в ваше портфолио. Такой диплом доказывает, что вы более многофункциональны и можете совместить несколько специальностей, выполнить более широкий спектр задач. Кроме того, если у вас хватило сил снова вернуться в стены вуза и стать студентом, совмещая обучение с основной работой, то это определенно может служить доказательством вашей целеустремленности и заинтересованности в новом деле.

Кто платит за обучение?

В магистратуре можно обучаться как на коммерческой, так и на бюджетной основе. Чтобы попасть на бюджет, необходимо хорошо написать вступительный экзамен, выиграть олимпиаду или пройти конкурсный отбор в виде портфолио и получить высшие баллы.

Несомненно, такая возможность заманчива для тех, кто хочет продолжить обучение, но не может себе этого позволить на свои средства. Если у вас все же есть возможность оплатить обучение, то необходимо пройти конкурс и быть готовым заключить договор с вузом.

Второе высшее может быть получено только на коммерческой основе. Цены за такое образование не сильно отличаются от цен за обучение в бакалавриате или в магистратуре. При этом, они могут варьироваться в зависимости от того, выбираете вы очное или заочное отделение.

Сравнить цены за обучение в магистратуре и на втором высшем можно на сайте вуза:

Вот так различались цены в МГУ в 2019 году

Так что, чтобы выбрать между магистратурой и вторым высшим, пройдитесь ещё раз по всем разделам статьи, определите свои приоритеты по каждому пунтку и сделайте выбор в пользу того или иного вида образования.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KakiGdeUchitsya.ru. Переход с советской системы образования, при которой готовили специалистов, на болонскую систему, при которой готовят бакалавров и магистров по-прежнему вызывает немало вопросов. Пожалуй, главные вопросы – это является ли бакалавриат высшим образованием и магистратура – это второе высшее образование или нет.

Про бакалавриат можно прочитать по приведенной ссылке, а о магистратуре поговорим сейчас. Сразу признаюсь, что учился я по старой системе, то есть я специалист, поэтому пришлось немного почитать самому о магистратуре, поинтересоваться у знакомых преподавателей, почитать законы Российской Федерации, в общем подойти к вопросу со всей ответственностью.

В каких случаях магистратура – это второе высшее

Да, как можно понять из заголовка подпункта магистратура – это не всегда второе высшее образование. Да и случаев, когда магистратура – это второе высшее не так много, так что перечислить их не составит трудна:

  1. Поступление в магистратуру после свециалитета.
  2. Поступление в магистратуру после магистратуры другого направления.

    Мудрый магистр, желающий получить второе высшее образование

Если не совсем понятно, сейчас поясню, в общем-то эти 2 пункта нет смысла рассматривать по отдельности, так что пишу о них вместе. Если Вы имеете диплом специалиста или магистра, то вполне можете поступать в магистратуру и, если доучитесь, то будете иметь второе высшее образование.

Но хочется предостеречь от некоторых слишком смелых шагов, например, поступления в магистратуру совсем другого профиля, не такого, какой Вы изучали раньше. Магистратура предполагает наличие неплохих базовых знаний, так что может оказаться, что учиться Вам будет очень тяжело. Но тут уже решайте сами, сможете ли Вы отучиться и получить заветный диплом магистра, и вместе с ним второе высшее образование или нет.

В общем, подводя итог скажу, что магистратура вполне может быть вторым высшим образованием, но только если у Вас есть образование специалиста или магистра. И да, не забудьте, что второе высшее образование в любом случае платное, так что будьте готовы к тому, чтобы оплатить обучение.

Но и после специалитета магистратура может не быть вторым высшим образованием. Согласно п. 15, ст. 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ может произойти следующее:

15. Лица, имеющие высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением им квалификации «дипломированный специалист», имеют право быть принятыми на конкурсной основе на обучение по программам магистратуры, которое не рассматривается как получение этими лицами второго или последующего высшего образования. (часть 15 введена Федеральным законом от 03.02.2014 N 11-ФЗ)

Кому и зачем это может понадобиться я представить не могу, но, бывает и такое.

В каких случаях магистратура не является вторым высшим образованием

Это происходит в том случае, если Вы отучились на бакалавриате и получили соответствующий диплом. При этом Вы безусловно можете поступить в магистратуру, но есть некоторые ограничения.

Магистратура после бакалавриата считается обучением в некоей более узкой области знаний, полученных при обучении на бакалавриате. Таким образом, обучение в магистратуре может быть или по той же специальности, или по очень близкой.

В общем, после бакалавриата магистратура вторым высшим образованием не является, зато получить корочки магистра можно бесплатно, если Вы бесплатно обучались на бакалавриате. А вот дальше уже можно поступить в магистратуру на другую специальность и это будет вторым высшим образованием.

Каким законом регулируются ступени образования

Не знал, как назвать подпункт, поэтому пусть будет так. В общем я хотел напомнить о Федеральном Законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016), на который ссылался в статье про то, является ли бакалавриат высшим образованием, ссылка на которую была в начале статьи, ну да ладно приведу еще раз выдержку из 10 статьи данного закона:

5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование — бакалавриат;

3) высшее образование — специалитет, магистратура;

4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

Тут становится понятно, что всё то, о чём я писал взято не с потолка, а соответствует Федеральному закону, который устанавливает ступени образования для студентов, получающих высшее образование. И позволяет сделать вывод о том, как можно получить второе высшее образование, и когда магистратура будет вторым высшим.

Про второе высшее могу только посоветовать взвесить все за и против и поступать только если оно Вам действительно необходимо. В дополнение хотелось бы оставить ссылку на свежую статью под названием нужна ли магистратура, советую почитать, много полезной информации есть До встречи на страницах блога KakiGdeUchitsya.ru

Если статья показалась Вам полезной, пожалуйста, поделитесь ею с помощью кнопочек, расположенных чуть ниже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *