Медицинский осмотр водителей транспортных средств

Медицинский осмотр водителей транспортных средств

Люди, по роду деятельности связанные с управлением автомобилем, проводят за рулем больше времени, чем остальные. Дорога – зона повышенной опасности, поэтому нужно ответственно подходить к отбору кандидатов на эту должность. Каждая профессия отражена в классификации ОКПД, благодаря чему наниматель устанавливает класс условий труда и вредности, определяет объем медицинской комиссии.

Содержание

Зачем нужны медосмотры водителей

Перечень специалистов, которых нужно пройти, чтобы получить водительскую справку на 5 лет, ограничен. Для допуска к профессиональной сфере нужен расширенный медицинский осмотр водителей транспортных средств.

Предрейсовый осмотр водителей

Водитель управляет не только легковым транспортом, в его профессиональные обязанности может входить вождение погрузчика, фуры, автобуса. Если из-за резкого ухудшения состояния здоровья техника окажется без управления, опасности подвергается большое количество людей, находящихся как внутри транспорта, так и на улице.

Из-за действия производственных факторов здоровье работника может ухудшиться в течение короткого промежутка времени. Поэтому нужно исключать действие вредных условий труда с периодичностью, установленной инструкцией по ОТ.

Кому из водителей и как часто необходимы медицинские осмотры

По закону, периодическому обследованию подлежат шоферы, связанные с:

  • перевозкой пассажиров;
  • транспортировкой пищевых продуктов;
  • работой в ночное время;
  • контактом с дезинфицирующими растворами, лекарственными средствами, бытовой химией.

Важно! Работающие водители проходят проверку здоровья 1 раз в 2 года. Если сотруднику нет 21 года или у него выявлено хроническое заболевание, то ежегодно.

Виды медосмотров

В зависимости от объема проверки состояния здоровья выделяют следующие виды осмотров:

  • предрейсовый;
  • текущий;
  • послерейсовый.

Первый и последний вид проводится каждый рейс. Как часто водители должны проходить периодический медосмотр, установлено законодательством, срок составляет раз в 2 года. После работы отдельные категории водителей также должны быть осмотрены специалистом, чтобы предупредить и сделать более редкими случаи пьянства на рабочем месте.

Предварительный медицинский осмотр

Предварительный медосмотр – обследование соискателя с целью установления пригодности к выполнению работы. Перед началом обследования отдел по охране труда выписывает вредные факторы, с которыми будет сталкиваться сотрудник. Это определяет список врачей, которых нужно пройти.

Правила проведения периодического медицинского осмотра

Предварительный, как и периодический медицинский осмотр водителей транспортных средств, должен проводиться с заключениями следующих специалистов:

  • терапевт (с результатами анализов);
  • невролог;
  • нарколог-психиатр;
  • для женщин – гинеколог, после 40 лет – маммолог;
  • хирург;
  • оториноларинголог;
  • офтальмолог;
  • дерматовенеролог;
  • по показаниям – эндокринолог.

Если человек, проходящий предварительный и периодический медосмотр водителей в организации, по всем показателям соответствует предлагаемой должности, работодатель заключает с ним трудовой договор.

Важно! При обнаружении профессиональных заболеваний или связанных с вредностями при выполнении трудовых обязательств, к работе соискатель не допускается. При этом он сохраняет право на управление легковым автомобилем, если это не связано с трудовой деятельностью.

Периодический медицинский осмотр

Текущим, или периодическим, называют обязательный ежегодный медосмотр, позволяющий определить общее состояние здоровья, хронические заболевания. При их наличии или появлении профессиональных заболеваний человеку могут рекомендовать сменить профиль работы. Перечень специалистов, как правило, не отличается от первичного. Мед. осмотр платный, оплачивать его обязуется предприятие.

Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр

Предрейсовый контроль включает измерение артериального давления, пульса, температуры, проверку водителя на предмет трезвости. Перед началом смены человек обращается в медицинское учреждение, с которым заключен соответствующий договор, или к сотруднику организации, предназначенному для допуска к работе. Который уточняет наличие жалоб на самочувствие, обращая внимание на реакцию зрачков на свет, темп речи, наличие постороннего запаха. При соответствии всех показателей в норме, ответственный человек в путевом листе ставит отметку о допуске.

После окончания работы часть экспедиторов также проходит проверку на состояние здоровья. Это дисциплинарный фактор, позволяющий предупредить употребление алкоголя во время смены. С другой стороны, лица с хроническими заболеваниями нуждаются в регулярном осмотре, чтобы своевременно предупредить обострение. Последовательность осмотра такая же, как и перед сменой.

Штамп послерейсового осмотра

Как оснастить помещение для проведения предрейсовых медосмотров водителей

Чтобы провести предрейсовое обследование, не нужно сложное оборудование. Для получения права заниматься освидетельствованием, нужно выделить помещение для работы. Оно должно соответствовать требованиям:

  • высота более 2,6 м;
  • площадь более 12 м2;
  • обладать комбинированным освещением;
  • на окнах должны быть средства защиты от перегрева;
  • все поверхности должны быть гладкими, легко обрабатываемыми дезсредствами;
  • швы и стыки линолеума или другого типа покрытия без выступающих краев.

В ходе осмотра понадобится медицинское оборудование и изделия:

  • тонометр;
  • алкотестер;
  • термометр;
  • фонендоскоп;
  • укладка для неотложной помощи;
  • одноразовые шпатели;
  • экспресс-тесты на алкоголь и сильнодействующие вещества.

В кабинете должно быть дополнительное оборудование:

  • стол;
  • стул;
  • кушетка;
  • шкаф для верхней одежды;
  • вешалка для верхней одежды;
  • коврик;
  • сейф;
  • комната для исследования биологического материала.

Важно! Сотрудник, проводящий обследование, должен иметь медицинское образование медсестры или фельдшера, пройти курс освидетельствования.

Результаты предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей

Сотрудник, проводящий освидетельствование, должен заполнить соответствующие документы. Там отражаются следующие данные:

  • ФИО сотрудника, проходящего обследование;
  • место работы;
  • время прибытия на обследование;
  • результаты измерения АД;
  • пульс;
  • показания алкотестера;
  • личные данные лица, проводящего освидетельствование.

Журнал по освидетельствованию должен быть прошнурован, пронумерован, скреплен печатью и заверен руководителем учреждения, проводящего допуск.

Медицинское освидетельствование водителей

Работая в такси или любой другой организации, связанной с перевозками, необходимо проходить проверку на отсутствие паров алкоголя в выдыхаемом воздухе. Для этого применяют алкотестер, который ежегодно проверяется и проходит допуск на работоспособность.

Вжно! Перед началом смены, прибор включают в сеть, прогревают. После нажатия кнопки включения и подачи звукового сигнала в гнездо вставляют одноразовый мундштук. Водитель дышит до звукового сигнала, затем прибор выдает результат.

Медицинское освидетельствование водителей

Регулирующее законодательство

Основание для медицинского осмотра любого вида – законодательные акты. Обязательства воителей проходить медосмотры записаны в законе «О безопасности дорожного движения» № 196ФЗ. С прохождением медицинской комиссии и освидетельствования связано ряд актов:

Таким образом, водители, устраивающиеся на работу в качестве наемного работника или как ИП, обязаны проходить несколько видов медосмотра. Перед выездом на линии они проходят процедуру освидетельствования, чтобы исключить нахождение на рабочем месте в больном или нетрезвом состоянии.

Отдельного внимания заслуживает информация, которую мы подобрали о периодичности прохождения медицинских осмотров и освидетельствований для разных категорий лиц, которые управляют ТС (транспортными средствами). Кроме того следует коснуться прочих изменений Кодекса об Административных правонарушениях и ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Эти изменения начали действовать с 31.03.2014г. и незнание основных моментов не освобождает от ответственности за невыполнение новых требований. Разберем основные из них по порядку.

Понятие водитель транспортного средства (ТС)

Теперь в ФЗ «О безопасности дорожного движения» введена новая трактовка понятия «водитель транспортного средства»:

Данное понятие разделяет всех водителей на 3 основные группы, а именно:

  1. Управляют ТС в личных целях;
  2. Работают на ТС;
  3. Управляют ТС, как индивидуальные предприниматели.

Каждая из представленных групп теперь имеет свои типы медицинских освидетельствований, о которых стоит рассказать подробнее.

Виды медицинских освидетельствований и осмотров водителей

Рассмотрим цитату из закона «БДД» №196-ФЗ главы IV статьи 23 п.1:

Из цитаты видно, что существуют следующие виды медицинских освидетельствований и осмотров для водителей ТС:

  1. Освидетельствование, которое обязательно проводится для людей, получающих права впервые.
  2. Освидетельствование, которое обязательно проводится при замене ВУ (водительского удостоверения).
  3. Освидетельствование, которое обязательно проводится при возвращении ВУ после лишения (в случае, если это предусмотрено КоАП).
  4. Внеочередное освидетельствование, которое обязательно проводится, если периодический медосмотр (п.6) выявил существенное ухудшение состояния здоровья водителя.
  5. Обязательный предварительный медицинский осмотр.
  6. Обязательный медосмотр, который проводится с периодичностью 1 раз в 2 года.
  7. Обязательный медосмотр предрейсовый.
  8. Обязательный медосмотр послерейсовый.

Вполне ясно, что далеко не все вышеперечисленные виды медицинских осмотров обязательно нужно проходить каждому человеку для управлениия ТС.

Обязательные медицинские осмотры

Рассмотрим случаи, когда потребуется прохождение обязательных медицинских осмотров:

Отдельного внимания заслуживают такие моменты:

  • Из приведенного выше списка обязательные медосмотры (п.п.1-3) нужны для всех водителей;
  • Из приведенного выше списка обязательные медосмотры (п.п.5-8) нужны лишь тем, кто управляет ТС, как индивидуальный предприниматель, а также работают водителями на ТС. Таким образом, водитель, который использует свой автомобиль, к примеру, для поездки на природу или к родственникам, проходить данные виды медосмотров не должен;
  • В момент приема на работу человека в качестве водителя, от него потребуется пройти 1 раз предварительный медицинский осмотр;
  • Если человек работает водителем, то он обязан проходить периодические медицинские осмотры каждые 2 года;
  • Если человек работает водителем, то перед каждым рейсом он обязан пройти предрейсовый медицинский осмотр. Исключением здесь является работа в оперативных службах, когда на прохождение подобного осмотра может просто не быть времени;
  • Если человек работает водителем ТС, который осуществляет пассажироперевозки либо перевозки грузов, относящихся к категории опасных, то он должен проходить послерейсовый медицинский осмотр.

Нужно отметить, что любой из видов обязательных медосмотров согласно п.5 статьи 23 «БДД»проводится за счет работодателей.

Для водителей, которые работают на ТС предназначено и внеочередное обязательное освидетельствование. Его проводят, если в ходе обязательного периодичного медосмотра отмечено ухудшения состоянии здоровья человека.

Из предоставленной выше информации можно сделать следующие выводы:

  • Для водителя, который использует в личных целях свой автомобиль, обязательным считается прохождение медицинского освидетельствования 1 раз в 10 лет (перед проведением замены прав на новые);
  • Если человек работает водителем, то ему необходимо проходить медосвидетельствование 1 раз в 10 лет, а кроме того 4 типа медосмотров (с различной периодичностью).

Где проходить медицинские освидетельствования и медицинские осмотры?

Согласно того же закона «О безопасности дорожного движения» статьи 23 п.7:

Итак, разберем по порядку для каждого типа обследований:

  • Медицинские освидетельствования, которые описаны в п.п.1-4, можно проходить в клиниках, как государственных, так и частных. Следует отметить, что осмотры таких специалистов, как психиатр-нарколог и психиатр, нужно проходить исключительно в госучреждениях здравоохранения.
  • Периодические, а также предварительные медосмотры, которые описаны в п.п.5-6, можно проходить у специалистов частных и государственных учреждений.
  • Медосмотры пред- и послерейсовые проводятся медработником (штатным либо привлекаемым) непосредственно в организации, которая выступает работодателем.

Теперь самые важные изменения, касающиеся водителей ТС, в рамках этой статьи разобраны. И все же предлагаем Вам ознакомиться с полным текстом обновленного закона «О безопасности дорожного движения».

Штрафы за неправильное проведение медицинских освидетельствований и осмотров

Перейдем к рассмотрению статьи 11.32 КоАП РФ, где предусмотрен перечень административных взысканий в виде штрафов за неправильное проведение медицинских освидетельствований и осмотров в следующих размерах:

Итак, какие штрафы предусмотрены:

  • Для человека, который управляет автомобилем и при этом нарушил правила осуществления медосмотра либо освидетельствования, предусмотрен штраф, размеры которого составляют 1000-1500 рублей;
  • За такое же нарушение медицинский работник (врач), который проводил подобное освидетельствование либо медосмотр будет оштрафован на сумму 2000-3000 рублей.
  • Юр. лицо либо индивидуальный предприниматель за аналогичное нарушение будет оштрафован на сумму 30-50 тысяч рублей.

Следует отметить, что этот штраф должен быть наложен не инспектором ГИБДД, а должностным лицом, которое является сотрудником органов, осуществляющих надзор и контроль в здравоохранительной сфере.

В завершении следует еще раз напомнить, что изменения в законодательстве уже действуют (вступили в силу 31.03.2014г.). Следует быть внимательными, чтобы не оказаться заложником неприятных обстоятельств. Ведь прохождение медкомиссии не займет достаточно много времени, а неприятности и штрафы, которые повлечет за собой отсутствие необходимых документов, способны надолго испортить настроение.

Последнее обновление: 05-12-2019

Темы: КадрыМедосмотрОрганизация бизнеса

Действующее законодательство требует от работодателей в обязательном порядке проводить медицинский осмотр водителей в 2020 году. При этом порядок действий может сильно отличаться в зависимости от конкретных условий труда, о чем следует помнить как работникам, так и самим работодателям. О том, есть ли новые законы о медосмотре водителей, как проводится медицинский осмотр – предрейсовый и послерейсовый, и иные нюансы должны быть обязательно известны работодателю, ведь нарушение установленных норм может повлечь за собой привлечение к ответственности и уплату весьма значительных штрафов.

Медосмотр для водителей в 2020 году – какой положен

Учитывая повышенную опасность автомобильного транспорта, по отношению к его водителям применяются особые меры правового регулирования – в общегражданском праве это выражается в необходимости получения водительского удостоверения, для которого требуется предоставление медицинской справки. Однако регулярная трудовая деятельность, сопряженная с управлением автотранспортными средствами, является источником еще большей потенциальной опасности – в связи с этим законодательно устанавливаются дополнительные ограничения и нормативы, касающиеся таковых работников. В частности, к подобным мерам охраны труда и общества относятся и медосмотры водителей.

Правовое регулирование медицинского осмотра водителей закреплено в положениях статьи 213 Трудового кодекса, а также в положениях статьи 328 ТК РФ. Однако этот нормативный акт содержит лишь общие принципы медосмотра водителей в 2019 году. Наиболее полно рассматриваемый вопрос раскрывается положениями Приказа Минздрава №835н от 15.12.2014, а также Федерального закона №196 от 10.12.1995. В соответствии с нормами данных документов, виды медосмотров водителей могут подразделяться на следующие категории:

  • Медосмотр при приеме на работу водителя. В отношении водителей всех без исключения транспортных средств, принимаемых на должность, связанную с непосредственным управлением движением транспорта, должен проводиться первичный или предварительный медосмотр.
  • Периодические медосмотры водителей. Помимо медосмотра при трудоустройстве, необходимо водителям также проходить регулярные периодические медосмотры не реже, чем раз в два года.
  • Внеочередные медосмотры. В отдельных ситуациях водители могут быть направлены на внеочередной медосмотр – причем это направление может быть как выдано работодателем, так и сам работник может направиться на него по собственной инициативе.
  • Предрейсовые медосмотры. Водители, работающие на ежедневной основе, обязаны в соответствии с положениями действующего законодательства, проходить предрейсовые медосмотры перед каждым выездом.
  • Послерейсовые медосмотры. В отношении некоторых категорий водителей могут применяться не только предрейсовые, но и приводящиеся после рейса медицинские осмотры.

Работодатель не имеет права допускать к работе водителя, не прошедшего медосмотр. При этом, если непрохождение медосмотра произошло не по вине работодателя, то за период до его прохождения заработная плата сотруднику не начисляется. В случае, если к работе будет допущен водитель, не прошедший требуемый медосмотр, это может повлечь за собой привлечение виновных лиц к административной ответственности по статье 11.32 КоАП РФ, либо, в отдельных случаях – по статьям 5.27 КоАП РФ и 12.32 КоАП РФ.

Медосмотр водителя при приеме на работу и периодические медицинские осмотры

При приеме водителя на работу, вне зависимости от наличия у него медицинской справки, полученной для водительского удостоверения, он обязан пройти медицинский осмотр. Российское законодательство в обязательном порядке устанавливает для водителей необходимость обследования у следующих врачей:

  • Терапевт.
  • Офтальмолог.
  • Нарколог.
  • Психотерапевт.
  • Невролог и отоларинголог – для водителей категорий C, D и T, или же по направлению терапевта.

Обязательными обследованиями является лишь ЭЭГ по назначению невролога, а также сдача анализа мочи по направлению нарколога.

Периодичность прохождения медицинских осмотров для водителей составляет 2 года.

Послерейсовые и предрейсовые медицинские осмотры водителей в 2019 году – порядок и нормативы

Порядок проведения предрейсового медосмотра предполагает обязательное прохождение медицинского осмотра каждым водителем предприятия перед началом рабочего дня и непосредственным управлением транспортным средством для исполнения служебных обязанностей. Такой осмотр может проводиться как в медицинском учреждении, так и на территории работодателя, причем допускается проведение осмотра как штатным медицинским работником, так и приглашенным – необходимо лишь, чтобы для проведения осмотра было обеспечено соответствующее место, инструментарий, а также наличие сертификата, подтверждающего полномочия и квалификацию врача.

Сам по себе предрейсовый медосмотр является упрощенной процедурой, которая может быть проведена одним медработником и служит для предупреждения различных негативных воздействий на организм водителя, способных негативно сказаться на способности управления транспортным средством. Порядок проведения медосмотра является следующим:

  1. Рассмотрение жалоб о недомоганиях и состоянии здоровья обследуемого. Врач обязан выслушать водителя, если у того имеются какие-либо замечания относительно своего здоровья или недомогания.
  2. Проведение визуального осмотра и базовых измерений. Врач должен осмотреть водителя на наличие травм или иных повреждений, препятствующих исполнению трудовых обязанностей, а также измерить пульс, артериальное давление и температуру тела водителя.
  3. Проверка на опьянение. Врачу необходимо также проверить наличие признаков интоксикации алкогольного, наркотического или иного характера у водителя, для чего используются специальные приборы.
  4. Внесение результатов осмотра в документацию. Информация о прохождении водителем медосмотра перед рейсом вносится в путевой лист и в журнал проведения медосмотров на предприятии.

Водители экстренных служб могут осуществлять работу при необходимости без осуществления предрейсового медосмотра. Послерейсовый медосмотр водителей не должен проводиться в обязательном порядке по отношению ко всем категориям водителей. Данная процедура является обязательной только для лиц, занятых в перевозках пассажиров или же особо опасных грузов. При этом общий порядок проведения таковых осмотров не отличается от предрейсовых, за исключением отсутствия необходимости фиксации осмотра в путевом листе работника – отметка о нем ставится только в журнале.Архипова Ольга Сергеевна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *