Медицинский персонал

Медицинский персонал

Зарегистрировано в Минюсте России 18 марта 2013 г. N 27723

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОМЕНКЛАТУРЫ ДОЛЖНОСТЕЙ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

(в ред. Приказа Минздрава РФ от 01.08.2014 N 420н)

В соответствии с подпунктом 5.2.7 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526), приказываю:

Утвердить Номенклатуру должностей медицинских работников и фармацевтических работников согласно приложению.

Министр
В.И.СКВОРЦОВА

Приложение
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 20 декабря 2012 г. N 1183н

НОМЕНКЛАТУРА ДОЛЖНОСТЕЙ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

(в ред. Приказа Минздрава РФ от 01.08.2014 N 420н)

I. Медицинские работники

1.1. Должности руководителей:

главный врач (начальник) медицинской организации;

директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа;

заместитель руководителя (начальника) медицинской организации;

заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации — врач-специалист;

заведующий (главный врач, начальник) структурного подразделения, осуществляющего медицинскую деятельность, иной организации;

главная медицинская сестра (главная акушерка, главный фельдшер).

1.2. Должности специалистов с высшим профессиональным (медицинским) образованием (врачи):

а) врачи-специалисты, в том числе:

врач-акушер-гинеколог;

врач-акушер-гинеколог цехового врачебного участка;

врач-аллерголог-иммунолог;

врач-анестезиолог-реаниматолог;

врач-бактериолог;

врач-вирусолог;

врач-гастроэнтеролог;

врач-гематолог;

врач-генетик;

врач-гериатр;

врач-дезинфектолог;

врач-дерматовенеролог;

врач — детский кардиолог;

врач — детский онколог;

врач — детский уролог-андролог;

врач — детский хирург;

врач — детский эндокринолог;

врач-диабетолог;

врач-диетолог;

врач здравпункта;

врач-инфекционист;

врач-кардиолог;

врач клинической лабораторной диагностики;

врач — клинический миколог;

врач — клинический фармаколог;

врач-колопроктолог;

врач-косметолог;

врач-лаборант; <*>

<*> Наименование должности «врач-лаборант» сохраняется для специалистов, принятых на эту должность до 1 октября 1999 г.

врач — лабораторный генетик;

врач — лабораторный миколог;

врач мануальной терапии;

врач-методист;

врач-невролог;

врач-нейрохирург;

врач-неонатолог;

врач-нефролог;

врач общей практики (семейный врач);

врач-онколог;

врач-ортодонт;

врач-остеопат;

врач-оториноларинголог;

врач-офтальмолог;

врач-офтальмолог-протезист;

врач-паразитолог;

врач-патологоанатом;

врач-педиатр;

врач-педиатр городской (районный);

врач-педиатр участковый;

врач — пластический хирург;

врач по авиационной и космической медицине;

врач по водолазной медицине;

врач по гигиене детей и подростков;

врач по гигиене питания;

врач по гигиене труда;

врач по гигиеническому воспитанию;

врач по коммунальной гигиене;

врач по лечебной физкультуре;

врач по медико-социальной экспертизе;

врач по медицинской профилактике;

врач по медицинской реабилитации;

врач по общей гигиене;

врач по паллиативной медицинской помощи;

врач по радиационной гигиене;

врач по рентгенэндоваскулярным диагностике и лечению;

врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;

врач по спортивной медицине;

врач приемного отделения;

врач-профпатолог;

врач-психиатр;

врач-психиатр участковый;

врач-психиатр детский;

врач-психиатр детский участковый;

врач-психиатр подростковый;

врач-психиатр подростковый участковый;

врач-психиатр-нарколог;

врач-психиатр-нарколог участковый;

врач-психотерапевт;

врач-пульмонолог;

врач-радиолог;

врач-радиотерапевт;

врач-ревматолог;

врач-рентгенолог;

врач-рефлексотерапевт;

врач-сексолог;

врач-сердечно-сосудистый хирург;

врач скорой медицинской помощи;

врач-статистик;

врач-стоматолог;

врач-стоматолог детский;

врач-стоматолог-ортопед;

врач-стоматолог-терапевт;

врач-стоматолог-хирург;

врач — судебно-медицинский эксперт;

врач — судебно-психиатрический эксперт;

врач-сурдолог-оториноларинголог;

врач-сурдолог-протезист;

врач-терапевт;

врач-терапевт подростковый;

врач-терапевт участковый;

врач-терапевт участковый цехового врачебного участка;

врач-токсиколог;

врач — торакальный хирург;

врач-травматолог-ортопед;

врач-трансфузиолог;

врач ультразвуковой диагностики;

врач-уролог;

врач-физиотерапевт;

врач-фтизиатр;

врач-фтизиатр участковый;

врач функциональной диагностики;

врач-хирург;

врач — челюстно-лицевой хирург;

врач-эндокринолог;

врач-эндоскопист;

врач-эпидемиолог;

старший врач станции (отделения) скорой медицинской помощи;

старший врач станции (отделения) скорой медицинской помощи горноспасательных частей;

судовой врач;

б) врач-стажер.

1.3. Должности специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием:

биолог;

зоолог;

инструктор-методист по лечебной физкультуре;

медицинский психолог;

медицинский физик;

судебный эксперт (эксперт-биохимик, эксперт-генетик, эксперт-химик);

химик-эксперт медицинской организации;

эксперт-физик по контролю за источниками ионизирующих и неионизирующих излучений;

эмбриолог;

энтомолог.

1.4. Должности специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием (средний медицинский персонал):

акушер;

гигиенист стоматологический;

заведующий молочной кухней;

заведующий здравпунктом — фельдшер (медицинская сестра);

заведующий фельдшерско-акушерским пунктом — фельдшер (акушер, медицинская сестра);

заведующий кабинетом медицинской профилактики — фельдшер (медицинская сестра);

заведующий производством учреждений (отделов, отделений, лабораторий) зубопротезирования;

зубной врач;

зубной техник;

инструктор-дезинфектор;

инструктор по гигиеническому воспитанию;

инструктор по лечебной физкультуре;

инструктор по трудовой терапии;

лаборант;

медицинская сестра;

медицинская сестра — анестезист;

медицинская сестра врача общей практики (семейного врача);

медицинская сестра диетическая;

медицинская сестра медико-социальной помощи;

медицинская сестра палатная (постовая);

медицинская сестра патронажная;

медицинская сестра перевязочной;

медицинская сестра по косметологии;

медицинская сестра по массажу;

медицинская сестра (фельдшер) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи;

медицинская сестра приемного отделения;

медицинская сестра процедурной;

медицинская сестра по реабилитации;

медицинская сестра стерилизационной;

медицинская сестра участковая;

медицинская сестра по физиотерапии;

медицинский дезинфектор;

медицинский лабораторный техник (фельдшер-лаборант);

медицинский оптик-оптометрист;

медицинский регистратор;

медицинский статистик;

медицинский технолог;

операционная медицинская сестра;

помощник: врача-эпидемиолога, врача-паразитолога, врача по гигиене детей и подростков, врача по гигиене питания, врача по гигиене труда, врача по гигиеническому воспитанию, врача по коммунальной гигиене, врача по общей гигиене, врача по радиационной гигиене;

помощник энтомолога;

рентгенолаборант;

старшая медицинская сестра (акушер, фельдшер, операционная медицинская сестра, зубной техник);

фельдшер;

фельдшер скорой медицинской помощи;

фельдшер-нарколог;

фельдшер-водитель скорой медицинской помощи.

1.5. Иные должности медицинских работников (младший медицинский персонал):

младшая медицинская сестра по уходу за больными;

санитар;

санитар-водитель;

сестра-хозяйка.

II. Фармацевтические работники

2.1. Должности руководителей:

директор (заведующий, начальник) аптечной организации;

заместитель директора (заведующего, начальника) аптечной организации;

заведующий складом организации оптовой торговли лекарственными средствами;

заведующий медицинским складом мобилизационного резерва;

заместитель заведующего складом организации оптовой торговли лекарственными средствами;

заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации.

2.2. Должности специалистов с высшим профессиональным (фармацевтическим) образованием (провизоры):

провизор;

провизор-аналитик;

провизор-стажер;

провизор-технолог;

старший провизор.

2.3. Должности специалистов со средним профессиональным (фармацевтическим) образованием (средний фармацевтический персонал):

младший фармацевт;

старший фармацевт;

фармацевт.

2.4. Иные должности фармацевтических работников (младший фармацевтический персонал):

фасовщик;

Абзац 3 — Утратил силу. (в ред. Приказа Минздрава РФ от 01.08.2014 N 420н)

Примечания:

1. Должности «главный врач (начальник) медицинской организации», «заместитель руководителя (начальника) медицинской организации», «заведующий (главный врач, начальник) структурного подразделения, осуществляющего медицинскую деятельность, иной организации» относятся к должностям медицинских работников в случае, если в их трудовые (должностные) обязанности входит осуществление медицинской деятельности;

2. Наименования должностей заместителей руководителя (начальника) медицинской организации дополняются наименованием раздела медицинской деятельности, руководство которой он осуществляет. Например, «заместитель руководителя медицинской организации по медицинской части», «заместитель руководителя медицинской организации по лечебной части», «заместитель руководителя медицинской организации по клинико-экспертной работе», «заместитель руководителя медицинской организации по работе с сестринским персоналом» и другое.

3. Должности «заместитель директора (заведующего) аптечной организации», «заведующий складом организации оптовой торговли лекарственными средствами», «заместитель заведующего складом организации оптовой торговли лекарственными средствами», «заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации» относятся к должностям фармацевтических работников в случае, если их организационная и (или) функциональная деятельность непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением и изготовлением.

4. Наименование должности врача формируется с учетом специальности, по которой работник имеет соответствующую подготовку и работа по которой вменяется в круг его обязанностей. Например, «врач-терапевт».

5. Наименования должностей заведующих (начальников) структурных подразделений (отделов, отделений, лабораторий, кабинетов, отрядов и другое) дополняются наименованием должности врача, соответствующей профилю структурного подразделения. Например, «заведующий хирургическим отделением — врач-хирург».

6. В медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь, или при наличии в медицинской организации структурного подразделения, оказывающего специализированную медицинскую помощь, наименование должности «врач приемного отделения» дополняется наименованием должности врача соответствующей специальности. Например, «врач приемного отделения — врач скорой медицинской помощи».

Первый из них (1970-1980-е годы) связан с теориями профессионального доминирования английского социолога Э. Фрейдсона, развитыми прежде всего в трудах норвежского ученого Дж. Эвретвейта и австралийского исследователя Э. Уиллиса. В соответствии с их подходом немедицинский персонал, как смежные специалисты здравоохранения, определялись в качестве вспомогательного персонала, подчиняющегося и руководимого медицинскими работниками.

Начало второго этапа следует отнести к середине 1990-х годов, когда с изменением условий финансирования системы здравоохранения усложнились факторы разделения труда в медицинских организациях, обусловившие формирование новых принципов автономии немедицинского персонала. Принцип «связанные с медициной» был заменен принципом «связанные друг с другом», поэтому особую актуальность, как метко подмечает Р. Бойс, получил вопрос: «Кто управляет медициной?», а вместе с ним и проблемы развития организационных структур, лидерства, децентрализации и инноваций . Развитие этого этапа оказалось сопряженным с многократным увеличением численности смежных специалистов здравоохранения. Так, в 2007 г. во всем мире насчитывалось 59,8 млн работников здравоохранения, при этом около двух третей из них (39,5 млн) оказывало медицинские услуги, а одна треть (19,8 млн) выполняла административные и вспомогательные функции . При этом, по данным ВОЗ, в означенный период для удовлетворения глобальных целей в области здравоохранения в мире не хватало

еще около 2 млн таких специалистов (дефицит выше, чем для средних медицинских работников) . Важно отметить, что, по данным Ассоциации школ смежных специалистов здравоохранения (The Association of Schools of Allied Health Professions — ASAHP), количество немедицинского персонала варьирует от страны к стране. Так, в США к этой категории относится около 60 % работников данной сферы экономики , что значительно превышает аналогичные российские показатели.

Изменение роли немедицинского персонала в развитых странах нашло отражение и в переосмыслении структуры рассматриваемого понятия. Так, в Великобритании в данную группу работников включены специалисты 12 профессий: арт-терапевты, биомедики, специалисты по педикюру, ортопеды, диетологи, специалисты по трудотерапии, по музыкальной терапии, фельдшеры, физиотерапевты, протезисты, рентгенологи, логопеды и др. Они составляют около 10 % от общей численности сотрудников национальной системы здравоохранения и считаются третьей по величине группой специалистов после врачей и медсестер. Однако подобный подход не является общепринятым, поэтому существуют некоторые сложности в определении понятия «смежные специалисты здравоохранения» .

Неоднозначность в определении немедицинского персонала может быть проиллюстрирована и позицией ASAHP, характеризующей смежных специалистов здравоохранения как сегмент рабочей силы, связанный с идентификацией, оценкой и профилактикой заболеваний и расстройств, предоставлением услуг диетического и лечебного питания, реабилитации и управлением системой здравоохранения. . Эта категория специалистов делится на три группы: 1) профессионалы, осуществляющие прямой уход за пациентами (direct support professionals) при лечении, диагностике и реабилитации (их функции близки к тем, которые выполняют социальные работники или персональные ассистенты инвалидов); 2) группа поддержки медицинского персонала (healthcare support occupations), оказывающая ему административное и медицинское содействие; 3) группа участников в реализации оздоровительных методик для восстановления и поддержания физических, психологических, когнитивных и социальных функций пациентов .

Существуют и другие подходы к анализу структуры смежных специалистов здравоохранения. По данным И. Шеймана и В. Шевского, в США насчитывается более 200 профессий смежных специалистов, которые условно разбиваются на 5 подгрупп: 1) административный персонал; 2) специалисты по информационным технологиям; 3) специалисты по обслуживанию медицинского оборудования; 4) помощники врачей и наиболее квалифицированных медсестер; 5) работники, ведущие обслуживание пациентов . Однако, как представляется, собственно немедицинским персоналом являются работники первых трех подгрупп

и отчасти представители последней подгруппы, включая социальных работников и др. Критерием отнесения к немедицинскому персоналу может быть образование и выполняемый функционал, связанный с оказанием не медицинских, а сервисных, т.е. сопровождающих услуг.

Таким образом, несмотря на серьезное внимание к проблеме немедицинского персонала в зарубежной литературе, вопрос о содержании и структуре данного понятия все еще остается дискутабельным. В нашей стране изучение рассматриваемой категории связывается прежде всего с нормативно-правовой базой развития сферы здравоохранения.

Нормативные предпосылки определения категории «немедицинский персонал» в России

В научных публикациях российских исследователей в отношении работников, неотносящихся собственно к медицинскому персоналу, чаще всего встречаются такие названия, как: «немедицинский», «прочий» или «вспомогательный персонал». При этом однозначного толкования данных терминов, как и различий между ними, нет.

Понятийную многозначность во многом обуславливает введенное с 1989 г. в целях рационального использования ресурсов для оперативного решения задач право руководителей учреждений здравоохранения нашей страны самостоятельно утверждать штатное расписание, вносить в него изменения путем введения новых должностей медицинского и немедицинского персонала и замены должностей в любом порядке. Указанные изменения могут вводиться руководителем в пределах установленного фонда заработной платы по различным источникам финансирования . Особое значение имеет и рекомендательный характер штатных нормативов, подтверждаемый письмом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 06.04.2015 г. № 1726/30-4 «О порядке формирования штатных расписаний». В нем, в частности, подчеркивается, что структура и штатная численность устанавливаются руководителем медицинской организации, исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы и численности обслуживаемого населения с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи. Однако в утвержденных порядках оказания и стандартах медицинской помощи отсутствуют какие-либо рекомендации по формированию кадровой структуры медицинской организации в части немедицинского персонала. Например, в «Положении об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» содержатся лишь унифицированные наименования медицинских подразделений, в том числе: информационно-аналитическое отделение или кабинет медицинской статистики, организационно-методический кабинет (отделение), административно-хозяйственные подразделения .

Не устраняют понятийной многозначности и методические рекомендации «Определение оптимального соотношения врачебного/среднего медицинского/ прочего персонала в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения общей лечебной сети и специализированных служб», разработанные в 2012 г., в которых «прочий персонал» определяется как «немедицинский персонал», т.е. «работники и служащие, не имеющие медицинского образования и выполняющие виды деятельности, не относящиеся к лечебно-диагностическому процессу» .

Вместе с тем с учетом существующих правовых актов и выявленных особенностей анализа проблемы в зарубежной литературе, очевидно, что эта категория сотрудников представляет собой достаточно разнородную группу, в которой следует выделять две подгруппы: рабочие и служащие (административно-управленческий персонал), а в последней еще и уровни: руководители, специалисты и технические исполнители. Подчеркнем, что нормативно-правового акта, в котором были бы определены должности административно-управленческого персонала (АУП) в здравоохранении, не существует. При этом место АУП в оргструктуре обозначается. Так, например, в «Методических рекомендациях по расчету тарифов на медицинские услуги», утвержденных письмом Минздрава РФ от 12.07.1992 г. № 1, к административно-управленческому персоналу отнесены бухгалтерия, планово-экономический отдел, администрация и другие, без указания конкретных должностей. Должности рабочих и служащих без выделения категории АУП определены в приказе Минздрава РФ от 9 июня 2003 № 230 «Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения»).

Как представляется, такой подход позволит не только определить содержание рассматриваемого понятия, но и обосновать необходимые для реализации модернизации здравоохранения потребности в немедицинском персонале. Рассмотрим некоторые проблемы его формирования.

Проблемы формирования методического подхода к определению потребности в немедицинских кадрах лечебных учреждений

В настоящее время численность немедицинского персонала регулируется двумя нормативами. Первый из них — численность прочего персонала не должна быть больше 15 % от общего количества врачей и среднего медицинского персонала — установлен в упоминаемых выше методических рекомендациях 2012 г. «Определение оптимального соотношения врачебного/среднего медицинского/прочего персонала в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения общей лечебной сети и специализированных служб» (в 2010 г. постановлением Правительства РФ был определен

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

объем неэффективных расходов на управление кадровыми ресурсами прочего персонала, для уменьшения которого рекомендовалось проводить оптимизацию, если численность такого персонала превышала 40 % от общей среднероссийской численности врачей и среднего медицинского персонала). Второй норматив установлен «Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 гг.» и связан с 40 % предельной долей расходов на оплату труда на административно-управленческий и вспомогательный персонал в фонде оплаты труда учреждения. Признавая определенную справедливость такого подхода, подчеркнем, что он не учитывает роль немедицинского персонала в повышении клинической, организационной и экономической эффективности работы лечебного учреждения.

Данная проблема остается малоизученной, однако уже сейчас существуют отдельные работы по такой тематике. Например, исследования Н.А. Полиной на материалах больницы в Нижнем Новгороде показали, что внедрение и разработка информационной системы помогли выявить неэффективное использование некоторых ресурсов, сократить себестоимость лечения пациентов, и на фоне затрат в 7,23 млн руб., связанных с автоматизацией (стоимость внедрения окупилась за один год при плановом сроке — 2,4 года, при этом заработная плата привлеченного немедицинского персонала составила 27,1 % расходов). За пять лет эксплуатации системы был получен дополнительный доход в размере 10,5 млн руб. .

С учетом существующей дифференциации в социально-экономическом развитии регионов России, условиях жизни населения, качестве медицинской помощи такой подход не может не создавать проблемы не только для кадрового менеджмента организаций здравоохранения, но и для реализации их стратегических целей, включая достижение показателей «Дорожных карт» и связанную с ними стратегию оптимизации расходов. С этой точки зрения следует согласиться с мнением И. Шеймана и В. Шевского о том, что в современных условиях планирование кадров не должно сводиться к оценке ожидаемых объемов медицинской помощи и требуемых для их оказания ресурсов, а должно учитывать технологические и организационные сдвиги в отрасли, влекущие за собой повышение роли немедицинского персонала, невходящего в традиционные группы медицинских работников . В рамках такого подхода представляется вполне обоснованным использование зарекомендовавших себя в современном кадровом менеджменте нормативов, формирующих оптимальную организационную структуру и включающих нормативы численности управленческого персонала и нормы управляемости, обслуживания, времени и др.

Применение названных нормативов и норм необходимо для определения потребности конкретной медицинской организации в немедицинском персонале и возможно в рамках кадрового аудита. Обсуждается

его следующий порядок: анализ эффективности использования рассматриваемой категории сотрудников (изучение структуры, оценка обеспеченности профессиональными кадрами, текучесть кадров и ее причины, выявление резервов эффективного использования персонала); анализ качественного состава кадров по уровню их квалификации и образования, в том числе с применением профессиональных стандартов; анализ использования фонда рабочего времени; анализ производительности труда и др.

Как представляется, изучение выявленных в ходе кадрового аудита особенностей и проблем конкретных медицинских организаций, последующее обобщение достигнутых результатов и их проекция на уровень регионов и страны позволят выработать методический подход к регулированию численности немедицинских кадров лечебных учреждений с учетом вызовов модернизации.

Заключение

Проведенный анализ проблем определения содержания понятия «немедицинский персонал» и особенностей регулирования его численности, включая оценку потребности в данной категории работников медицинских организаций, позволяет сделать следующие выводы:

♦ понятийная многозначность определения содержания и структуры немедицинских кадров в зарубежной и российской литературе отражает современный этап сервисного менеджмента в лечебных учреждениях, для которого характерно развитие дополнительных услуг прежде всего как вспомогательных медицинских, а не самостоятельных сервисных, обеспечивающих качество пребывания пациента;

♦ для решения выделенных проблем в структуре «немедицинского персонала» на основе учета критериев профессионального образования и выполняемого функционала следует выделять две подгруппы: рабочие и служащие (административно-управленческий персонал), а в последней еще и уровни: руководители, специалисты и технические исполнители;

♦ для разработки методического подхода по оценке потребности в немедицинском персонале и регулированию его численности медицинскими организациями целесообразно проведение кадрового аудита конкретных лечебных учреждений в рамках управленческого консалтинга с целью определения оптимальных нормативов численности управленческого персонала и нормы управляемости, обслуживания, времени и др.

Подобные исследования, как представляется, могут стать основой для развития стратегического партнерства медицинских и образовательных организаций в рамках подготовки специалистов с новыми для системы здравоохранения управленческими компетенциями как реакции на вызовы осуществляемой модернизации.

Литература

2. Глобальная нехватка работников здравоохранения и ее последствия // Здравоохранение за рубежом. 2007. № 3. С. 20.

3. Письмо Минздрава России от 25.10.2012 г. № 16-5/10/2-3238 «О направлении методических рекомендаций «Определение оптимального соотношения врачебного/среднего медицинского/прочего персонала в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения общей лечебной сети и специализированных служб».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.04.2010 г. № 212 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2009 г. № 322».

6. Приказ Министерства здравоохранения СССР от 31.08.1989 г. № 504 «О признании рекомендательными нормативных актов по труду Минздрава СССР».

7. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 г. № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению».

8. Шейман И., Шевский В. Почему в России не хватает врачей? // Экономическая политика. 2014. № 3. С. 157-177.

Поступила в редакцию 27.04.2016.

non-medical personnel of healthcare organízatíons: the problems of definition and number control

Темы: КадрыОрганизация бизнесаСотрудники

В Российской Федерации предусмотрены особые профессиональные стандарты, а также льготы и гарантии для медицинского персонала. Поэтому всем трудящимся в сфере здравоохранения, а также соискателям и учащимся будет полезно знать, кто относится к медицинскому персоналу и что значит такой статус для самого работника. Необходима эта информация и для работников отдела кадров или бухгалтерии в учреждениях здравоохранения.

Медицинский персонал — кто это, правовое регулирование в России

Под медицинским персоналом в Российской Федерации подразумеваются лица, чья профессиональная деятельность прямо связана с системой здравоохранения и медициной. В современном российском законодательстве существует достаточно много нормативных документов, которые влияют на отдельные аспекты работы медицинского персонала, равно как и на ряд дополнительных преференций, предоставляемых подобным работникам. В частности, рассматривая этот вопрос, следует обратить внимание на положения следующих нормативно-правовых документов и актов:

  • Федеральный закон №323 от 21.11.2013. В данном законе устанавливаются основные принципы функционирования российской системы здравоохранения, и в том числе рассматриваются основные аспекты статуса медицинского персонала.
  • Приказ Минздравсоцразвития РФ №707н от 08.10.2015 устанавливает конкретные профессиональные стандарты медработников с высшим образованием в сфере здравоохранения.
  • Приказ Минздрава РФ №240н от 23.04.2013 предполагает особый порядок прохождения аттестации медработниками в целях присвоения им той или иной квалификации.
  • Статья 350 Трудового кодекса РФ регламентирует особенности трудовой деятельности медицинского персонала в целом, а также возможность предоставления таким работникам сокращенной рабочей недели и дополнительных отпусков.
  • Постановление Правительства РФ №101 от 14.02.2003 регулирует конкретные принципы, согласно которых у медицинского персонала сокращается рабочий день.
  • Постановление Правительства РФ №482 от 06.06.2013 посвящено принципам предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков для медицинского персонала.

Зная нормативы законодательства, которые определяют как само отношении тех или иных категорий трудящихся к медицинскому персоналу, так и принципы правового регулирования их труда, можно четко определить, насколько перспективным будет трудоустройство в сфере медицины, и на какие дополнительные льготы можно будет рассчитывать, работая в системе здравоохранения.

Виды медицинского персонала — кто к нему относится

Весь медицинский персонал в отношении предусмотренных профессиональными стандартами должностей, в Российской Федерации делится на три ключевых категории. Эти категории различаются как по требованиям к соискателям, так и по принципам проведения обучения и характеру работы. Существуют следующие виды медицинского персонала:

  • Младший медицинский персонал. Это — сотрудники здравоохранения низшего звена, не обладающие никаким профильным образованием. К нему относятся санитары и санитарки, младшие медсестры по уходу за больными, водители и сестры-хозяйки. Эти лица фактически обеспечивают лишь помощь в осуществлении медицинских процедур и не участвуют в лечении больных в принципе, за исключением необходимости оказания первой помощи.
  • Средний медицинский персонал. К нему относятся лица, имеющие среднее профессиональное медицинское образование, и способные на оказание не только первой помощи, но и проведение лечебных процедур и даже назначение лечения. К среднему медперсоналу относятся медсестры, старшие медсестры, фельдшеры.
  • Высший медицинский персонал. Именно к нему относятся непосредственно все врачи, обладающие высшим профессиональным образованием и максимальными возможностями по осуществлению лечения, установлению назначений, проведению операций и иных аспектов медицинской деятельности.

Следует понимать, что в большинстве учреждений здравоохранения также существуют и иные работники, решающие административные и сервисные задачи. Например — бухгалтеры, работники отдела кадров, дворники, повара. Эти сотрудники не относятся к медицинскому персоналу и не обладают соответствующими льготами, несмотря на работу в медучреждениях.

Сотрудники фармацевтической сферы не относятся к медицинскому персоналу, однако, относятся к фармацевтическому персоналу и также обладают специфическими льготами и жесткими требованиями к образованию и квалификации.

Особенности труда медицинского персонала в Российской Федерации

С точки зрения дополнительных социальных гарантий и льгот, медицинский персонал обладает определенными повышенными правами в сравнении с трудящимися в иных сферах деятельности, для которых не предусмотрено дополнительного правового регулирования. В частности, медицинский персонал может рассчитывать на:

  • Сокращенную рабочую неделю. Независимо от категории медработника, он работает не более 39 часов в неделю, а для отдельных должностей установлены и меньшие пределы рабочего времени в течение недели.
  • Дополнительные отпуска. В зависимости от характера работы и должности, медицинский персонал может получать дополнительные отпуска.
  • Работа по совместительству. В рамках работы по совместительству для медицинского персонала допускается расширение максимальной продолжительности рабочего времени в качестве совместителя свыше установленных законом 4 часов.
  • Льготы и социальные программы. Большинство сотрудников из числа медицинского персонала в Российской Федерации обладают правом на участие в ряде социальных программ. Например — они могут получить средства для обустройства жилья в сельской местности в объеме до 1 млн. рублей при условии трудоустройства в этом месте. Кроме этого, на региональном уровне для медработников могут предусматриваться дополнительные льготы и преференции.
  • Аккредитация и медосмотры. Весь медицинский персонал без исключения должен регулярно проходить медосмотры как во время работы, так и при трудоустройстве. Кроме этого, для большинства медработников предусматривается необходимость прохождения специальной аттестации для подтверждения имеющейся квалификации.

Князева Ирина Олеговна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *