Медицинский психолог

Медицинский психолог

Медицинский психолог vs медицинский работник: разбираемся в понятиях

Автор
  • Тарасов Виталий Евгеньевич

Медицинская психология в качестве профессиональной деятельности специалистов является элементом системы лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий, осуществляемых медицинскими учреждениями, и, отнюдь не случайно психологическая работа включена в состав перечня медицинских услуг, оказываемых населению. При этом часто возникает вопрос: является ли медицинский психолог медицинским работником? Да, является. Далее представлены нормативно-правовые акты, обосновывающие данное утверждение, а также рассмотрены ключевые вопросы правового статуса «медицинский работник» в контексте должности «медицинский психолог».

Для начала обратимся к определению, сформулированному в законе.

В соответствии с п.13. ст. 2. Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: «медицинский работник — физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность».

В соответствии с п.10. ст. 2. Закона, «медицинская деятельность — профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях».

В соответствии с п.3. ст. 2. Закона, «медицинская помощь — комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг».

Перечень медицинских услуг представлен в номенклатуре медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздрава России от 13.10.2017 № 804н, где практическая деятельность медицинского психолога прямо указана.

В соответствии с п.4. ст. 2. Закона, «медицинская услуга — медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение».

В соответствии с п.5. ст. 2. Закона, «медицинское вмешательство — выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности».

Однозначный ответ на вопрос «является ли медицинский психолог медицинским работником» раскрыт в Приложении к Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. № 1183н г. Москва «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников».

В номенклатуре есть три категории медицинских работников:
1.1. Должности руководителей.
1.2. Должности специалистов с высшим профессиональным (медицинским) образованием (врачи).
1.3. Должности специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием.

Медицинский психолог указан в последней категории Медицинских работников.

Для чего в этом важно разобраться?

I. Во-первых, это вопросы АТТЕСТАЦИИ

Аттестация медицинских психологов приравнена к аттестации медицинских работников и проводится по должности, предусмотренной действующей номенклатурой должностей. Это приказ Министерства здравоохранения РФ от 20.12.2012 г. № 1183н, п. 1.3.

Порядок и сроки прохождения медицинскими работниками аттестации для получения квалификационной категории определены приказом Министерства здравоохранения РФ от 23.04.2013 г. № 240н «О порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории».

Для специалистов с высшим психологическим образованием, допущенных до 1997 года к работе на должности «Медицинский психолог», Минздравсоцразвития РФ подготовил разъяснительное письмо о порядке присвоения квалификационных категорий, от 16.12.2008 № 9858-ВС «О подготовке медицинских психологов».

II. Во-вторых, статус медицинского работника предполагает повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности

Порядок и сроки совершенствования медицинскими работниками утверждены Приказом Минздрава России от 03.08.2012 № 66н

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка работников организуются в соответствии с квалификационными требованиями, утвержденными приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н (ред. от 15.06.2017).

Однако, (и это ВАЖНО) в указанном приказе Квалификационные требовании к медицинским психологам отсутствуют. А, следовательно, до момента пока они не будут разработаны и включены в данный документ нет практической возможности исполнять обязанность, предусмотренную п.4 по Повышению квалификации и профессиональной переподготовке.

III. Третий вопрос, касающийся статуса медицинского работника, вредность труда и право на дополнительный оплачиваемый отпуск.

В зависимости от места работы медицинского психолога законодатель по-разному регламентирует его право на дополнительный отпуск.

Этот вопрос следует рассматривать в двух направлениях:

1) место вашей работы обозначено в отдельном приказе Минздрава, в котором четко определены сроки дополнительного отпуска и льгот

В соответствии с Приложением к Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 июня 2013 г. № 482 выделено 3 категории Наименований должности (специальности, категории работников), для каждой из которых установлен разный по продолжительности ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. В эти категории входит медицинский психолог

a. Медицинские работники, участвующие в оказании психиатрической помощи, — 35 календарных дней;
b. Медицинские работники, непосредственно участвующие в оказании противотуберкулезной помощи, -14 календарных дней;
c. Медицинские работники, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лица, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, — 14 календарных дней.

2) Медицинским работникам, которым установлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по другим основаниям, отпуск предоставляется по результатам специальной оценки условий труда (СОУТ), ФЗ от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. Если рабочее место аттестовано как вредное (2, 3, 4 степень опасности), то минимальный дополнительный отпуск – 7 дней (ч. 2 ст. 117 ТК РФ). При этом внутренним приказом или коллективным трудовым договором может быть установлено и большее количество дней дополнительного отпуска.

Узнать, есть ли у вас вредность на рабочем месте, вы можете у своего инспектора по труду, попросив у него карту спецоценки (СОУТ) своего рабочего места. В соответствии с Письмом Минтруда России от 01.06.2018 № 15-4/10/В-4010 «Об обязанности работодателя по обеспечению проведения специальной оценки условий труда», каждому работодателю предписывается завершение проведения специальной оценки условий труда в срок не позднее чем 31 декабря 2018 г. на территории субъекта Российской Федерации.

Материал предоставлен Ассоциацией медицинских (клинических) психологов.

Опубликовано 31 января 2019

Медицинская психология – одно из направлений такой обширной науки как психология. Трудно сказать, чего больше в медицинской психологии – медицины или психологии. Но одно можно заметить абсолютно точно: здесь связи психологии и медицины настолько тесные, что для психологов, работающих в этой сфере, медицинские знания абсолютно необходимы.

А также психолог должен знать декларацию прав и свобод человека, основы законодательства РФ о здоровье граждан, закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», медицинскую психологию, психологию личности, общую и дифференциальную психологию, психотерапию, психогигиену, психодиагностику, психопрофилактику; кроме того, владеть методами активного обучения, методами диагностики и коррекции нормального и аномального развития, должен быть хорошо ориентирован в основах дефектологии, психопатологии, сексологии, этики.

Из всего вышесказанного делаем вывод, что медицинский психолог – специалист с высшим психологическим образованием по специальности «Психология» и получивший дополнительную подготовку на факультете последипломного образования по медицинской психологии, владеющий методами, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики и получивший сертификат по медицинской психологии.

Основная цель работы медицинского психолога: поддержание и восстановление психического и соматического здоровья.

Данный специалист проводит работу по выявлению условий, препятствующих гармоническому развитию личности пациента или затрудняющих его. Проводит психодиагностические исследования и наблюдения за пациентами, уделяя особое внимание лицам, имеющим факторы риска психических расстройств, в основе которых лежат патопсихологические механизмы и патогенные поведенческие стереотипы. Совместно с врачом разрабатывает развивающие и психокоррекционные программы с учетом индивидуальных, половых и возрастных факторов, выполняет работу по профессиональной ориентации пациентов с учетом их ценностей, установок, способностей, ситуационных возможностей и актуальных планов. Проводит работу по обучению медицинского персонала в области медицинской психологии.

Важная роль медицинского психолога в лечебном процессе заключается в том, что он способствует лучшему пониманию психологических причин и проявлений болезни человека. Многие психические болезни имеют психологические причины: конфликты, психические травмы, внушения, самовнушения, закрепившиеся патогенные реакции и состояния. Основными методами медико-психологического изучения больного остаются клиническая беседа и экспериментально-психологическое исследование больных. Таким образом, психолог оказывается очень полезен при составлении истории болезни больного.

Важно знать, что одна из обязанностей – повышение квалификации по медицинской психологии на циклах усовершенствования не реже одного раза в 5 лет. Кроме того, психолог несет административную и юридическую ответственность за последствия своих заключений, действий и высказываний в отношении пациентов в их родственников в соответствии с действующим законодательством.

Медицинские психологи могут работать в больницах, в Центрах здоровья, в санаторо-курортных учреждениях, могут навещать людей на дому. Медицинские психологи работают обычно в команде, например, с социальными работниками, врачами и другими специалистами по здоровью. Большинство работает в системе здравоохранения, некоторые могут вести частную практику.

Приоритетными сферами работы медицинских психологов были признаны:

1) область охраны материнства и детства;

2) область экстремальной медицины (помощь людям, попавшим в стихийные бедствия, различные катастрофы);

3) службы, связанные с оказанием медицинской помощи в соматических отделениях больниц;

4) работа медицинских психологов в онкологических, психоневрологических диспансерах.

Наиболее важными качествами, которыми должен обладать психолог, работающий в данной сфере, являются стрессоустойчивость, эмпатия, адекватность, поведенческая гибкость, коммуникабельность, стремление к самосовершенствованию и хорошая речь.

Несмотря на актуальность профессиональной психологической работы в медицинской сфере, проблемы конструктивного взаимодействия психологии и медицины в процессе повседневной врачебной практики все еще до конца не решены и вызывают споры, и вследствие этого формирование профессии медицинского психолога и психологической службы в системе здравоохранения происходит медленно.

Психолог в системе здравоохранения

Роль психологии в медицине

Определение 1

Психология – это наука, изучающая душу человека.

Психология в основном применяется в биологических и медицинских науках, с целью исследования и выявления психологических проблем у человека, а также поиска их эффективного решения. Это обусловлено тем, что от психического состояния человека зависит его физическое состояние, развитие разнообразных заболеваний. Кроме того, ряд исследователей доказывают, что и физическое состояние человека оказывает влияние на психологическое.

Раздел психологии, которая включена в медицину и оказывает необходимую помощь в исследовании и лечении пациентов принято называть медицинской психологией или клинической психологией.

Определение 2

Медицинская психология – это наука, решающая разнообразные медицинские проблемы, связанные с профилактикой и диагностикой психических заболеваний человека.

Роль психологии в медицине заключается в оказании всесторонней помощи врачу. Ее помощь состоит в том, что она направлена не на лечение болезни, а на лечение человека. Зачастую работа психолога в медицине связана с работой с теми больными, у которых имеются нарушения психики, обусловленные соматическими заболеваниями.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Психология в медицине 410 руб.
  • Реферат Психология в медицине 270 руб.
  • Контрольная работа Психология в медицине 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Замечание 1

Психолог, работающий в медицине, оказывает психологическую помощь пациентам, у которых выявлена раздражительность, ранимость, вспыльчивость или обидчивость.

Кроме работы с пациентами, психолог в медицине, занимается исследованием влияния лекарственных препаратов на психику человека, его поведение и общее психологическое состояние. Осуществляется посредством использования совокупности психологических методов, средств и приемов (наблюдение, экспериментирование, тестирование и т.д.).

Роль психологии в развитии медицине очень велика. Это доказывает связь психологии с медициной, которая строилась между данными науками достаточно длительное время, на уровне теории и практики. В настоящее время, психологические приемы используются в медицине в качестве методов лечения некоторых заболеваний.

Взаимосвязь психологии и медицины

С научной точки зрения психология занимает промежуточное место в системе наук. С одной стороны, она относится к естественным наукам, с другой — к техническим, с третьей — к общественным. Именно эта ее многогранность имеет особое значение для медицины.

В центре медицины находится человек и его здоровье. Аналогичное внимание человеку и его здоровью, уделяется и психологией. Только в отличие от медицины психология в основном занимается исследованием психического здоровья человека. Однако психическое здоровье находится в тесной взаимосвязи с физическим здоровьем. Именно это и обуславливает тесную взаимосвязь медицины и психологии.

Современный специалист в области медицины должен обладать знаниями из области психики человека, чтобы оказать каждому пациенту эффективную и полноценную медицинскую помощь.

Таким образом, медицина и психология являются теми науками, которые дают знания о человеке, особенностях развития и функционировании его организма, его возможностях. Данные знания будут более полными только при взаимодействии психологии и медицины.

Еще одним фактором, оказывающим влияние на взаимосвязь между психологией и медициной, является особенность профессий психолога и медицинского работника. Данные профессии относятся к типу «человек-человек», соответственно требования к их освоению предъявляются практические одинаковые. Через медицину или психологию, специалист включает пациента в коммуникативную систему, основной целью которой является получение необходимой информации. В процессе коммуникации осуществляется тесное взаимодействие с пациентом, которого специалист должен воспринимать как равноправного участника.

Замечание 2

Таким образом, и психология, и медицина представляют собой такие отрасли науки, основным условием успешности которых являются нравственно-этические принципы и нормы.

Основным принципом морали психологии и медицины является нравственность. Соблюдение нравственно-этических норм выступает одним из показателей успешности профессиональной деятельности медицинского работника или психолога.

Еще одной стороной взаимодействия психологии и медицины выступает норма.

Замечание 3

Норма в медицине – это физическое здоровье человека.

Норма в психологии – это что-то усредненное, не выделяющееся из общей массы, адаптированное под существующие социальные условия.

Таким образом, взаимосвязь медицины и психологии очевидна. И медицинский работник, и психолог имеют общую цель – помочь человеку. Именно поэтому в настоящее время вводится относительно новая должность – клинический психолог.

Сущность клинической психологии

Появление клинической психологии обусловлено тем, что все чаще медицинские работники приходят к выводу, что лечить необходимо не болезнь, а человека. Занимается лечением больного, а точнее его психического состояния – клинический психолог.

Определение 3

Клинический психолог – это специалист, выполняющий диагностические функции, корректирующий эмоциональное состояние пациента, работающий совместно с медицинскими работниками над улучшением состояния пациента и принимающий участие в разнообразных экспертизах.

Психология в медицине пытается разобраться во взаимосвязи психологического состояния человека и его заболеваний. В настоящее время довольно часто можно услышать от многих врачей, что стресс и депрессии ведут к возникновению некоторых болезней, что нужно комплексно подходить к оздоровлению всего организма, а не отдельного участка.

Благодаря современным исследованиям психологии в медицине многие врачи назначают лечение комплексно. Оно касается и заболевания, с которым обратился пациент, и его эмоционального состояния.

Современная медицина активно применяет методы клинической психологии, но для многих людей ее достижения недоступны, так как в государственных клиниках врачи придерживаются тех принципов, которые устоялись, и не всегда готовы к новшествам.

Клиническая психология — раздел психологии (на стыке с психиатрией), изучающий психические явления с точки зрения их взаимосвязи с болезнями. Сфера клинической психологии включает в себя диагностику психического здоровья, организацию и проведение научных исследований для понимания психофизиологических проблем и разработку, проведение и оценку психологической коррекции (психотерапия).
Психотерапевтические методы клинической психологии: консультирование, индивидуальная психотерапия, семейная психотерапия, семейное консультирование и различные формы поддержки людей, испытывающих психологические проблемы, связанные с нарушениями физического здоровья.
Клинический психолог (психолог здоровья ) – это квалифицированный специалист в области медицинской (клинической) психологии, занимающийся исследованиями в рамках данного психологического направления, диагностикой и коррекцией определенных проблем, в том числе и пограничных состояний.
Клиническая психология — специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению. Работа клинического психолога направлена на повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию.
Термин «клиническая психология» был введён в 1907 году американским психологом Лайтнером Уитмером (1867—1956), узко определявшим его как изучение индивидов путём наблюдения или эксперимента с намерением произвести изменение.
Ссылки
1. Клиническая психология ВИКИ
Клиническая психоло;гия (в устаревающей терминологии, медицинская психология) — раздел психологии (на стыке с психиатрией), изучающий психические явления с точки зрения их взаимосвязи с болезнями. Сфера клинической психологии включает в себя диагностику психического здоровья, организацию и проведение научных исследований для понимания психофизиологических проблем и разработку, проведение и оценку психологической коррекции (психотерапия). Психотерапевтические методы клинической психологии: консультирование, индивидуальная психотерапия, семейная психотерапия, семейное консультирование и различные формы поддержки людей, испытывающих психологические проблемы, связанные с нарушениями физического здоровья.
Клинический психолог – это квалифицированный специалист в области медицинской (клинической) психологии, занимающийся исследованиями в рамках данного психологического направления, диагностикой и коррекцией определенных проблем, в том числе и пограничных состояний. Он должен обладать определенными личностными чертами, например, стрессоустойчивостью, значительным уровнем терпения и желанием помогать окружающим. А также быть готовым ко всем возможным трудностям, что встречаются на профессиональном пути.
Клиническая психология — специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению. Работа клинического психолога направлена на повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию.
Термин «клиническая психология» был введён в 1907 году американским психологом Лайтнером Уитмером (1867—1956), узко определявшим его как изучение индивидов путём наблюдения или эксперимента с намерением произвести изменение.
Разделы клинической психологии в себя включают: психология больных людей; психология лечебного взаимодействия; норма и патология психической деятельности.
Методы клинической психологии
В клинической психологии используется множество методов, позволяющих объективизировать, дифференцировать и квалифицировать различные варианты нормы и патологии. Выбор методики зависит от задачи, стоящей перед психологом, психического состояния больного, образования пациента, степени сложности психического нарушения. Выделяют следующие методы:
Наблюдение
Беседа
Психофизиологические методы (например, ЭЭГ)
Биографический метод
Изучение продуктов творчества
Анамнестический метод (сбор сведений о лечении, течении и причинах расстройства)
Экспериментально-психологический метод (стандартизированные и нестандартизированные методики)
Психология девиантного поведения
Психосоматика, то есть проблемы связанные с соматическими расстройствами;
Неврозология или причины возникновения и протекания неврозов.
2. Клинический психолог: кто это, где он работает и чем занимается
Клинический психолог – это квалифицированный специалист в области медицинской (клинической) психологии, занимающийся исследованиями в рамках данного психологического направления, диагностикой и коррекцией определенных проблем, в том числе и пограничных состояний. В рамках клинического направления отдельное внимание уделяется следующим разделам: психосоматика, патопсихология, нейропсихология.
Нейропсихолог занимается: психотерапией, включающая в себя арт-терапию, групповые занятия, телесную терапию и так далее; психофизиологическими методами диагностики состояния; сбором и обработкой необходимой информации (составление анамнеза). Анализ и обработка результатов на основе творческой деятельности пациента. Основные психологические методы: наблюдение, беседа (консультирование), проведение опросов, тестирование, анализ и обработка результатов на основе творческой деятельности пациента.
Нейропсихолог должен обладать определенными личностными чертами, например, стрессоустойчивостью, значительным уровнем терпения и желанием помогать окружающим. А также быть готовым ко всем возможным трудностям, что встречаются на профессиональном пути.
3. Чем занимается клинический психолог, что это за профессия?
(ttps://otvet.mail.ru/question/35486380)
Клиническая психология — обширный раздел прикладной психологии (на стыке с психиатрией) , изучающий индивидуальные особенности с точки зрения связанных с ними медицинских реакций и явлений.
Сфера клинической психологии включает в себя оценку психического здоровья, организацию и проведение научных исследований для понимания психических проблем и разработку, проведение и оценку психологической коррекции и помощи (психотерапия) . Психотерапевтические методы клинической психологии: консультирование, индивидуальная психотерапия, семейная психотерапия, семейное консультирование и различные формы поддержки людей, испытывающих проблемы с адаптацией.
Термин «клиническая психология» был введён американским психологом Лайтнером Уитмером (1867—1956), узко определявшим его как изучение индивидов путём наблюдения или эксперимента с намерением произвести изменение.
Основными сферами деятельности клинического психолога являются проведение развернутой и углубленной психологической диагностики, психологического консультирования, психокоррекционных и психотерапевтических мероприятий, психологическая реабилитация, а также проведение судебно-психологической военной и трудовой экспертизы.
4. Чем отличается психолог от клинического психолога?
(https://otvet.mail.ru/question/80896082)
Психолог рассматривает поведенческую психику здоровых (по средним показателям) людей а именно модуляцию сложившихся предпосылок для нарушения стандартного ритма функционирования психики.
Клинический психолог — рассматривает клинические случаи отклонения психологическо-поведенческих проявлений от заданной нормы. Неадекватность восприятия и как следствия иррациональной реакции на внешние факторы.
5. Чем отличается клиническая психология от психиатрии?
(http://www.all-psy.com/konsultacii/otvet/93874/)
Клинический психолог ориентирован на работу в области здравоохранения: больницы, хосписы, поликлиники, центры геронтологии, роддома и т.д.
Клинический психолог не назначает таблетки, не регулирует лечение. Он является помощником врача. Специальность клинического психолога помогает в комплексном подходе в лечении пациентов. Внутри специальности клинического психолога есть более узкие специализации: психосоматика, психологическое консультирование, патопсихолог, психотерапия и др. Клинический психолог участвует в диагностике, экспертизе, проводит психокоррекцию, реабилитацию.
Клинический или медицинский психолог в процессе обучения достаточно подробно изучает отклонения в психическом развитии человека и психические заболевания, им дают много медицинских знаний. Задача клинического психолога — помогать людям с психическими отклонениями лучше адаптироваться к действительности, к окружающему миру через специальным образом организованные психологические занятия.
Клинический психолог — психолог, обладающий знаниями о психических нарушениях и помогающий людям с нарушениями психики лучше адаптироваться к жизни; психолог — это специалист, обладающий знаниями о развитии личности и об устройстве психики, помогает психически здоровым людям справляться с жизненными трудностями.
6. Каково быть клиническим психологом?
Клиническая психология связана с оценкой, диагностикой, лечением и профилактикой психических расстройств. Клиническая психология — одна из крупнейших областей психологии, в ней огромное количество направлений. В рамках клинической психологии психолог может заниматься как психическим здоровьем детей или взрослых, трудностями в обучении, эмоциональными нарушениями, так и злоупотреблением психоактивными веществами, гериатрией или психологией здоровья. Клинические психологи лечат некоторые из самых тяжелых психических расстройств — таких, как шизофрения и депрессия.
7. Клиническая психология
Клиническая психология изучает различные «пограничные» отклонения и дезадаптации – там, где это еще не патология, но уже не норма. в критерии психической нормы включают соответствующую возрасту человека зрелость чувств, адекватное восприятие действительности, наличие гармонии между восприятием явлений и эмоциональным отношением к ним, умение уживаться с собой и социальным окружением, гибкость поведения, критический подход к обстоятельствам жизни, наличие чувства идентичности, способность планировать и оценивать жизненные перспективы. Во многих случаях под психической нормой определяют то, насколько индивид адаптирован к жизни в социальной среде, насколько он продуктивен и критичен в жизни.
Клиническая психология — дисциплина, включающая в себя оценку психического здоровья, организацию и проведение научных исследований для понимания психических проблем, а также разработку, проведение и оценку психологической коррекции и помощи (психотерапии). Клинические психологи занимаются исследованием общепсихологических проблем, а также проблемами определения нормы и патологии, определением соотношения социального и биологического в человеке, а также решением проблем развития и распада психики.
Предпосылки возникновения клинической психологии были заложены психологическими исследованиями французских и русских психиатров конца 19 века. Во Франции эмпирическими исследованиями психологической тематики занимались Р. Рибо, И. Тэн, Шарко, Жан Мартен, Ж.-М. Шарко, П. Жане. В России патопсихологические исследования вели С. С. Корсаков, И. А. Сикорский, В. М. Бехтерев, В. Х. Кандинский и другие психиатры.
Первая психологическая лаборатория в нашей стране была основана В. М. Бехтеревым в 1885 г. при психиатрической клинике Казанского университета. В XX веке многочисленные исследования были проведены на базе Психоневрологического института им. Бехтерева. Развитию клинической психологии в России серьёзно способствовали такие выдающиеся отечественные деятели науки как В. П. Осипов, Г. Н. Вырубов, И. П. Павлов, В. Н. Мясищев. Большую роль в становлении клинической психологии как науки сыграли идеи Л. С. Выготского, которые были в дальнейшем развиты в общей психологии его учениками и сотрудниками А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, П. Я. Гальпериным, и другими.
Разделы клинической психологии
Патопсихология занимается вопросами нарушений психики человека, расстройствами адекватного восприятия мира из-за поражений центральной нервной системы.
Нейропсихология — обширная научная дисциплина, исследующая роль мозга и центральной нервной системы в психических процессах, затрагивающая вопросы как психиатрии и неврологии, так и философии сознания, когнитивной науки и искусственных нейрональных сетей.
Психосоматика исследует проблемы больных соматическими расстройствами, в происхождении и течении которых большую роль играет психологический фактор. В сферу психосоматики входят вопросы, связанные с онкологическими и другими тяжёлыми заболеваниями (извещение о диагнозе, психологическая помощь, подготовка к операции, реабилитация и др.) и психосоматическими расстройствами (при переживании острой и хронической психической травмы; проблемы включают симптомы ишемической болезни сердца, язвенные болезни, гипертоническое расстройство, нейродермиты, псориазы и бронхиальную астму).
Психологическая коррекция, или психокоррекция, связана с особенностями помощи больному человеку.
Психотерапия — основной метод психологической коррекции, осуществляемый клиническим психологом, в общем виде представляющий собой набор техник и методик, применяемых психотерапевтом для проведения изменений психоэмоционального состояния человека, его поведения и коммуникативных паттернов, улучшению его самочувствия и улучшению способности к адаптации в социуме. Психотерапии проводятся как в индивидуальном порядке, так и в группах.
Методы клинической психологии
В клинической психологии используется множество методов, позволяющих объективизировать, дифференцировать и квалифицировать различные варианты нормы и патологии. Выбор методики зависит от задачи, стоящей перед психологом, психического состояния больного, образования пациента, степени сложности психического нарушения. Выделяют следующие методы:
Наблюдение
Беседа
Психофизиологические методы (например, ЭЭГ)
Биографический метод
Изучение продуктов творчества
Анамнестический метод (сбор сведений о лечении, течении и причинах расстройства)
Экспериментально-психологический метод (стандартизированные и нестандартизированные методики).
Хотя клинические психологи и психиатры разделяют общую фундаментальную задачу — лечение психических расстройств — их подготовка, воззрения и методологии зачастую весьма отличаются. Возможно, наиболее важным отличием является то, что психиатры — это медицинские врачи с как минимум 4-5 годами медицинской подготовки и ещё несколькими годами интернатуры, в течение которой они зачастую могут выбрать узкую специализацию (например, работа с детьми или инвалидами).
Клинические психологи же, как правило, не прописывают медикаменты, хотя в последние годы в некоторых штатах США наблюдается движение по разрешению психологам с некоторыми ограничениями прописывать медикаментозные препараты. Для этого им необходимо пройти дополнительную специальную подготовку, а медикаменты, в основном, ограничиваются психотропными препаратами. Обычно же многие клинические психологи работают в сотрудничестве с психиатрами, чтобы обеспечить все свои терапевтические нужды.
8. Зачем медицинский психолог в больнице? Советы пациенту
Медицинский психолог не психиатр! Он работает с психически здоровыми людьми и помогает им справиться с болезнями, быть психологически готовыми к операциям, справляться со стрессовыми ситуациями.
В 1996 году министерство здравоохранения издало приказ «О подготовке медицинских психологов для учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь»
Приказ МЗиСР РФ от 27.12.2011 г. № 1664н утвердил Номенклатуру медицинских услуг которая включает в себя медицинские услуги (услуги медицинского психолога):
— «психодиагностическое обследование»;
— «нейропсихологическое обследование»;
— «психологическое консультирование» (индивидуальное, групповое, семейное);
— «психологическая коррекция».
Пациентам, начиная с первых суток нахождения в стационаре, бригадой специалистов, оказывается комплекс мероприятий, направленных на восстановление нарушенных вследствие ОНМК функций нервной системы.
В бригаду специалистов включены врачи разных специальностей, медицинские психологи, нейропсихологи-афазиологи, и иные специалисты.
В соответствии со своей фундаментальной и специальной подготовкой медицинский психолог осуществляет следующие виды профессиональной деятельности:
• Диагностическую;
• Консультативную;
• Научно-исследовательскую;
• Профилактическую;
• Коррекционную;
• Учебно-воспитательную;
• Реабилитационную;
Кроме специализированных учреждений (наркологическая, психиатрическая больница) и отделений для больных с инсультом медицинские психологи работают в противотуберкулезных диспансерах, родильных домах, онкологических центрах.
Медицинский психолог помогает людям справится со стрессовыми состояниями, сформировать правильное отношение к своему заболеванию, повысить мотивацию к выздоровлению, поможет разобраться с семейными взаимоотношениями.
9. Медицинская психология в России: смерть или новый виток?
Исторически сложилось так, что разработкой теории и практики медицинской психологии занимались врачи.
Есть немало расхождений в понятиях медицинская психология и клиническая психология. Понятие клиническая психология чаще всего встречается в англоязычных странах, наряду с ним употребляют и понятие патологическая психология. Занимаются клинические психологи пациентами с психическими нарушениями и теми, у кого психические нарушения возникают вследствие тяжелых соматических заболеваний. Медицинские психологи на западе занимаются решением проблем медицины применяя методы психологии, проблемами пациента и взаимоотношениями врач-пациент, предупреждением заболеваний, охраной здоровья.
В основу развития клинической психологии в России легла французская психологическая школа (Р.Рибо, И.Тен, Ж.-М. Шарко, П.Жане)
В.М.Бехтерев в 1885 году открыл вторую в Европе экспериментально-психологическую лабораторию в Казани и чуть позже ряд лабораторий в Санкт-Петербурге для обследования нервнобольных.
Большим событием для российской науки было открытие в 1912 году Психологического института при Московском университете.
Теоретические и практические разработки в психологии были приостановлены в 30-х годах XX века по идеологическим причинам и возобновились только в 60 годах. Самостоятельное и широкое развитие в это время получили патопсихология и нейропсихология. В 1965 году в медицинских институтах СССР было введено обязательное преподавание медицинской психологии, а годом позже вышло методическое пособие по медицинской психологии под редакцией В.Н.Мясищева и М.С. Лебединского.
Теоретические и практические разработки в психологии были приостановлены в 30-х годах XX века по идеологическим причинам и возобновились только в 60 годах. Самостоятельное и широкое развитие в это время получили патопсихология и нейропсихология. В 1965 году в медицинских институтах СССР было введено обязательное преподавание медицинской психологии, а годом позже вышло методическое пособие по медицинской психологии под редакцией В.Н.Мясищева и М.С. Лебединского.
Специалисты заинтересованные в развитии психологии в России вели активные дискуссии о проблемах взаимодействия психологии и психиатрии, о новых направлениях, возможности внедрения психологических знаний в медицину. На базе Московского государственного университета в 1970 году была открыта кафедра нейропатопсихологии; в Психоневрологическом институте им.Бехтерева появилась лаборатория клинической психологии и психодиагностики; Б.В.Зейгарник организовала лабораторию клинической психологии и психотерапии, в НИИ нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко А.Р.Лурия открыл нейропсихологическую лабораторию. Все это стало большим скачком в развитии медицинской психологии в те годы.
В 1975 году в психиатрических учреждениях вводят должность психолога, основной задачей которого является проведение совместно с психиатрами и другими специалистами диагностической, экспертной, реабилитационной, психокоррекционной и профилактической работы с психически больными.
Только после произошедших в 90-е годы политических изменений в России начался процесс развития медицинской психологии как науки и прикладной специальности. На тот момент медицинских психологов, работающих в системе здравоохранения насчитывалось около 1 тысячи.
Были выделены приоритетные направления работы медицинских психологов:
— охрана материнства и детства;
— экстремальная медицина (стихийные бедствия, различные катастрофы);
— оказание психологической помощи в соматических отделениях больниц;
— работа в диспансерах (онкологических, психоневрологических и др.).
Предполагалось, что развитая медико-психологическая служба резко сократит нагрузку на врачей, освободив их для непосредственной врачебной помощи больным.
В 2005 году МЗ РФ издает приказ №534 «О мерах по совершенствованию нейрореабилитационной помощи больным с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы». Всемирная организация здравоохранения считает нейрореабилитацию — одной из важнейших государственных проблем.
В поликлиниках и больницах (как детских, так и взрослых) по всей стране создаются реабилитационные кабинеты, отделения, открываются сенсорные комнаты, кабинеты нейрокоррекции и психологической реабилитации. Пациенты начинают понимать, кто такой медицинский психолог и чем он занимается. Количество обращений и потребность в этих специалистах опять высока.
Ставки медицинских психологов в учреждениях здравоохранения сокращают так же быстро, как и вводили их примерно лет 8 назад. ОМС эти ставки не финансирует, а у больниц и поликлиник нет собственных средств оплачивать труд этих специалистов. Специалистов сокращают, нагрузка на тех, кто остается увеличивается в разы, заработная плата снижается. Резко снизился и уровень образования медицинских психологов.
Похоже, что к 2020 году медицинская психология впадет в очередную «спячку». Задача населения сегодня просто выжить, удовлетворить только витальные потребности.
Всё закончилось или это просто очередной виток?
Елена Артюх — Психолог, Консультант
г. Ставрополь
Опубликовано на сайте: 14 января 2016
10. Психолог в поликлинике МГИМО А.Г. Ефремов окончил факультет психологии МГУ с красным дипломом и сейчас является единственным (!) штатным психологом государственного вуза России, он работает в Медико-психологическом центре при поликлинике МГИМО (Московского государственного института международных отношений). Кроме психолога, в Центре работают психиатры и психотерапевты. Основные задачи Центра – диагностика абитуриентов, студентов, проходящих диспансеризацию, и сотрудников при поступлении на работу, а также всех желающих, психологическое консультирование и психологическая «скорая помощь», психокоррекция и даже работа с психически больными. Солидная часть всех этих обязанностей ложится на психолога.
Диагностика студентов и преподавателей выполняется психологом и начинается обычно с компьютерного варианта MMPI, теста Кеттела, опросника Клонинджера. Далее, с каждым студентом психолог проводит клиническую беседу с целью уточнения первоначальных «сырых» результатов теста. Если выясняется, что у данного человека серьезные психические отклонения, его направляют к психиатру. Если тесты и беседа не выявили тяжелых нарушений психики, по желанию студента психолог дает психологические рекомендации. Эта работа особенно интенсивна во время приемных экзаменов.
Другой трудовой обязанностью психолога является психологическое консультирование. В течение дня к нему в кабинет может прийти любой студент или преподаватель и попросить психологической помощи и совета.
Кроме этого, психолог занимается консультированием через Интернет тех, кто по каким-то причинам не решился на очное «свидание».
Чтобы справиться со всеми этими обязанностями, психологу нужно иметь солидный багаж знаний и умений. Он должен владеть психологическими знаниями и знаниями в области медицины (в частности, в области психиатрии и неврологии). Кроме всего прочего, в современном мире нельзя обойтись без хотя бы минимальной компьютерной грамотности. Ефремов обладает всеми перечисленными свойствами, и даже сам пишет программы для компьютерного тестирования. Работу в Центре он сочетает с научной работой в Научном Центре Психического Здоровья РАМН (учится в аспирантуре).
Психологу по определению положено интересоваться внутренним миром человека и тонкостями межлюдских отношений. Но мало кто задумывается, что это не так уж просто и требует большой работы над собой. Одним из самых важных и нужных качеств, которые, по мнению Ефремова, следует развивать для успешной работы — это способность к эмпатии (сопереживанию). Кроме того, важным качеством является терпимость и уважение к людям и их проблемам. Это основная задача практикующего консультанта — не ставить себя выше других людей. Решение этой проблемы пересекается с мировоззренческими, а не только профессиональными особенностями человека. Основным, самым главным убеждением любого психолога является принцип врачей «Не навреди».
11. Чем занимаются психологи здоровья? Психолог А. В. УШНИЧКОВ
Психологи здоровья участвуют в решении самых различных задач. Конкретный тип работы, которую психолог выполняет ежедневно, может зависеть от условий или его способностей. Одни работают непосредственно в клинических условиях, помогая отдельным лицам или целым группам предотвратить заболевания или выработать здоровые привычки. Другие проводят исследования по вопросам, касающимся здоровья, или принимают участие в формировании государственной политики в области здравоохранения.
Психологам здоровья приходится работать в больницах, клиниках, частных организациях и университетах. Одни выбирают специализацию в конкретной области, например, в онкологии, управлении болью, гинекологии или в программах отказа от курения. Другие же предпочитают работать в правительстве, зачастую управляя программами общественного здравоохранения или оказывая влияние на государственную политику.
Большинство дипломированных психологов здоровья имеют докторскую степень в области психологии. Очень часто они сначала получают степень бакалавра в общей психологии, а затем специализируются на медицинской психологии в аспирантуре.
Психологи здоровья могут выбрать работу в разнообразных организациях, включая колледжи и университеты, реабилитационные центры, государственные медицинские учреждения и психиатрические клиники.
12.Чем отличается психолог от психиатра, психотерапевта, невролога и невропатолога?
Психолог
Главное отличие психолога от психотерапевта и психиатра заключается в том, что психолог – это не врач. Соответственно, диагнозы он не ставит и лечением не занимается. У него другая задача: помочь пациенту восстановить душевное равновесие, обрести уверенность в себе, развить коммуникативные способности, научить справляться с негативными последствиями умственного и эмоционального перенапряжения.
Психологов часто привлекают для проведения тренингов, тестирования уровня интеллекта, выявления способностей. Его консультации помогают определиться с выбором профессии, найти общий язык с подрастающими детьми, устранить недопонимание в супружеских отношениях.
Вывод: психолог занимается со здоровыми или практически здоровыми людьми, не занимается врачебной диагностикой, не выписывает лекарства, не лечит.
13. Медицинский психолог: обзор професии
Психологией здоровья называют специальную область знаний, рассматривающую влияние биологии, психологии, поведения и социальных факторов на здоровье человека.
Психологи здоровья участвуют в решении самых различных задач. Конкретный тип работы, которую психолог выполняет ежедневно, может зависеть от условий или его способностей. Одни работают непосредственно в клинических условиях, помогая отдельным лицам или целым группам предотвратить заболевания или выработать здоровые привычки. Другие проводят исследования по вопросам, касающимся здоровья, или принимают участие в формировании государственной политики в области здравоохранения.
Психологам здоровья приходится работать в больницах, клиниках, частных организациях и университетах. Одни выбирают специализацию в конкретной области, например, в онкологии, управлении болью, гинекологии или в программах отказа от курения. Другие же предпочитают работать в правительстве, зачастую управляя программами общественного здравоохранения или оказывая влияние на государственную политику.
психология здоровья открывает хорошие перспективы для карьерного роста – в связи с увеличением найма психологов в больницах и других медицинских учреждениях. Психологи здоровья могут выбрать работу в разнообразных организациях, включая колледжи и университеты, реабилитационные центры, государственные медицинские учреждения и психиатрические клиники.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *