Меры реагирования

Меры реагирования

Меры (акты) реагирования по результатам прокурорской проверки

По окончании проверки — независимо от того, выявились ли факты нарушения законов или нет, — прокуратура составляет акт проверки. Этот акт констатирует наличие или отсутствие нарушений законов в деятельности проверенного лица, в связи с возможностью которых осуществлялась прокурорская проверка (абз. 6 п. 2 резолютивной части, абз. 3 п. 5.5 мотивировочной части постановления Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 N 2-П, далее — Постановление N 2-П).

Отметим, что Закон о прокуратуре упоминает составление акта проверки лишь в том случае, если в ходе проверки не было выявлено нарушений (п. 14 ст. 21 Закона о прокуратуре в ред. от 07.03.2017). Представляется, что это не отменяет обязанности прокуратуры составлять акт и в остальных случаях, поскольку на это указывает Постановление N 2-П (абз. 6 п. 2 резолютивной части, абз. 3 п. 5.5 мотивировочной части).

После завершения проверки руководителю или уполномоченному представителю проверяемого лица предоставляется право ознакомления с актом проверки (п. 4 ст. 5 Закона о прокуратуре, абз. 3 п. 5.5 мотивировочной части Постановления N 2-П). А если в ходе проверки нарушений не выявлено, то прокурор в течение десяти рабочих дней после завершения проверки дополнительно вышлет копию акта проверенному лицу (п. 14 ст. 21 Закона о прокуратуре).

Форма акта проверки, в ходе которой не выявлено нарушений закона, установлена Генеральным прокурором РФ (п. 14 ст. 21 Закона о прокуратуре, приложение 3 к приказу Генеральной прокуратуры РФ от 17.03. 2017 г. N 172). Как будет оформляться акт проверки, в ходе которой выявлены нарушения, пока непонятно. Полагаем, что несоставление такого акта вообще противоречит положениям Закона о прокуратуре в том толковании, которое было дано Конституционным Судом РФ в абз. 6 п. 2 резолютивной части Постановления N 2-П) и которое является общеобязательным (ч. 5 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», также см. последний абзац п. 2 резолютивной части Постановления N 2-П).

Если проведенная проверка не выявила фактов нарушения закона и (или) прав человека, больше ничего особенного не происходит.

При этом если проверка проводилась по заявлению о нарушениях, то заявителю сообщается о том, что оснований для принятия мер прокурорского реагирования не выявлено. Этот ответ может быть обжалован по правилам главы 22 КАС РФ*(1) либо главы 24 АПК РФ (заявлением о признании незаконным бездействия прокурора, выразившегося в непринятии мер, предусмотренных Законом о прокуратуре, по результатам рассмотрения заявления) — см. постановление ФАС Поволжского округа от 07.07.2011 N Ф06-5099/11; решения Октябрьского районного суда г. Белгорода Белгородской области от 06.08.2014 по делу N 2-3847/14, Электростальского городского суда Московской области от 28.08.2012 по делу N 2-1537/2012. Если в заявлении, послужившем поводом к проверке, указывалось на факт совершения административного правонарушения, то прокурор, как правило, выносит определение об отказе в возбуждении дела (решения Орловского областного суда от 12.12.2014 по делу N 21-137/2014, Нижегородского областного суда от 21.03.2013). Однако он не обязан этого делать (определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 05.06.2014 по делу N 33-7620/2014, решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 15.03.2011 по делу N 2-388/11).

Если проведенная проверка обнаружила нарушения (уже совершенные или только наметившиеся), прокурор обязан принять соответствующие меры прокурорского реагирования, а именно:

— возбудить производство об административном правонарушении (абз. 9 п. 2 ст. 1, п. 2 ст. 22, ст. 25, п. 3 ст. 27 Закона о прокуратуре);

— предостеречь о недопустимости нарушения закона (п. 2 ст. 22, ст. 25.1 Закона о прокуратуре);

— внести представление об устранении нарушений закона (п. 3 ст. 22, ст.ст. 24, 28 Закона о прокуратуре);

— организовать уголовное преследование виновных лиц по правилам УПК РФ, если нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления (п. 2 ст. 27 Закона о прокуратуре).

Прокурор самостоятельно определяет, какую именно меру (комплекс мер) прокурорского реагирования необходимо применить в каждом конкретном случае. При этом прокурор выносит акт прокурорского реагирования — то есть издает документ, предусмотренный соответствующими статьями Закона о прокуратуре. О форме и других требованиях к актам прокурорского реагирования и их видах см. ниже.

Возбуждение дела об административном правонарушении

Прокурор вправе самостоятельно вынести мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении (ст. 25 Закона о прокуратуре, ст.ст. 25.11, 28.4 КоАП РФ). Это постановление прокурор пересылает в орган или должностному лицу, уполномоченному рассматривать данное дело по существу, в течение трех суток после составления (ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ, а если санкция подразумевает административный арест или выдворение — немедленно (ч. 2 ст. 28.8. КоАП РФ). Полученное от прокурора постановление рассматривается соответствующим органом в сроки, указанные в ст. 29.8 КоАП РФ.

Внимание

Прокурор обязан вызывать законного представителя проверяемого лица для вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, известив его о времени, месте и самом факте составления такого постановления. В противном случае извещение правонарушителя не считается надлежащим, а постановление, вынесенное в отсутствие представителя, — законным (постановления АС Волго-Вятского округа от 27.11.2014 N Ф01-4325/14; Двенадцатого ААС от 23.03.2015 N 12АП-1276/15, ФАС Уральского округа от 13.04.2010 N Ф09-2387/10-С1; ФАС Северо-Кавказского округа от 22.01.2013 N Ф08-7809/12; ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.03.2011 N Ф02-896/2011).

Однако (только по делам о нарушении прав свобод человека и гражданина — см. п. 3 ст. 27 Закона о прокуратуре) прокурор может не возбуждать дело самостоятельно, а ограничиться незамедлительным сообщением о правонарушении и пересылкой материалов проверки в уполномоченный орган. Эти материалы приобретают статус повода для возбуждения дел об административном правонарушении (п. 2 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ) и подлежат обязательному рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях (ч. 2 ст. 28.1 КоАП РФ). По результатам рассмотрения орган возбуждает административное дело либо отказывает в этом, вынося соответствующее определение (ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ), которое может быть обжаловано (ч. 4 ст. 30.1 КоАП РФ).

Правом привлечения к административной ответственности обладает только непосредственно прокурор или его заместитель (п. 2 ст. 22 Закона о прокуратуре). Судебная практика также предполагает, что такими полномочиями обладают прокуроры городов и районов, а также вышестоящие прокуроры (п. 15 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Привлечение виновных лиц к иной ответственности

Под «иной ответственностью», как правило, понимается ответственность дисциплинарная и (или) материальная, а также гражданско-правовая.

Требование о привлечении работников проверенного лица к дисциплинарной и (или) материальной ответственности может быть оформлено и простым письмом, но, как правило, содержится в представлении прокурора (по крайней мере, статистический отчет «О работе прокурора» по форме П (приказ Генеральной прокуратуры РФ от 02.06.2010 N 233, далее — Приказ N 233) содержит графу «По представлению прокурора привлечено лиц к дисципл. ответственности», аналогичная графа имеется в форме N 14-УРП «Представление прокурора» Приказа N 295; таким образом, количество наказанных (совершенно без учета вида взыскания либо факта его досрочного снятия в дальнейшем по ч. 2 ст. 194 ТК РФ) является показателем эффективности работы прокурора; данное обстоятельство может быть учтено проверяемыми лицами).

Если такое требование содержится в представлении, то оно должно быть рассмотрено, по нему должны быть приняты меры, о которых необходимо сообщить в прокуратуру — и все это в месячный срок со дня получения (абз. 2 п. 1 ст. 24 Закона о прокуратуре). Однако это не значит, что перечисленных в представлении работников нужно обязательно наказать. Напротив, согласно ТК РФ только у работодателя есть полное и исключительное право самостоятельно решать, привлекать или нет работника к дисциплинарной ответственности, а равно выбирать вид наказания (абз. 5, 6 ч. 1 ст. 22, ст. 192 ТК РФ). Кроме того, прокурору запрещено вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организаций (п. 2 ст. 26 Закона о прокуратуре). Поэтому прокурор не вправе требовать от работодателя обязательного привлечения сотрудника, допустившего нарушения, к дисциплинарной ответственности (определение СК по гражданским делам Красноярского краевого суда от 02.06.2014 по делу N 33-5124/2014). Соответственно, за отказ от применения к сотруднику мер дисциплинарного взыскания руководитель не может быть привлечен к административной ответственности (постановления Верховного Суда РФ от 16.12.2016 N 78-АД16-38, от 03.03.2016 N 46-АД16-2 и от 16.12.2015 N 81-АД15-5; Александровск-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 11.03.2015 по делу N 5-7/2015, Ахтубинского районного суда Астраханской области от 22.09.2014; п. 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Республики Мордовия по административным делам (2-е полугодие 2009 г.)). Если же работодатель решит привлечь к дисциплинарной ответственности сотрудника, по результатам работы которого организацией было допущено нарушение законодательства, то ему необходимо будет соблюсти процедуру наложения взыскания, предусмотренную ст. 193 ТК РФ. В противном случае взыскание будет незаконным, даже с учетом требований прокурора (решение Краснозерского районного суда Новосибирской области от 21.09.2012 по делу N 2-460/2012). То же относится к материальной ответственности: ст. 240 ТК вовсе разрешает работодателю отказаться от взыскания ущерба с работника. Копии приказов о наложении взысканий нужно представить в прокуратуру, поскольку на их основании вносятся данные в отчеты о работе прокуроров (п. 20 Инструкции по составлению статистического отчета «О работе прокурора» Приказа N 233)

Добиваясь привлечения виновных к гражданско-правовой ответственности, прокурор вправе самостоятельно предъявлять в суд (арбитражный суд) и поддерживать иски в интересах пострадавших (только в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, — п. 4 ст. 27 Закона о прокуратуре, ст. 45 ГПК РФ, ст. 39 КАС РФ, ст. 52 АПК РФ, п. 12 Приказа N 195). В остальных случаях прокурор разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод (абз. 3 п. 1 ст. 27 Закона о прокуратуре).»

Предостережение о недопустимости нарушения закона

Если при проверке обнаружились признаки готовящегося правонарушения, прокурор вправе объявить предостережение о недопустимости нарушения закона. Таким полномочием обладает только прокурор или его заместитель (ст. 25.1 Закона о прокуратуре, п. 1.1 Указания Генеральной прокуратуры РФ от 06.07.1999 N 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона», далее — Указание N 39/7). Предостережение может быть объявлено только должностным лицам, а также руководителям и другим работникам коммерческих и некоммерческих организаций, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции (ст. 25.1 Закона о прокуратуре, п. 1.4 Указания N 39/7). Оно не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Как правило, оно объявляется под расписку непосредственно в прокуратуре, но может быть объявлено и по месту работы виновного лица, в том числе в процессе рассмотрения результатов проверки (п. 2.3 Указания N 39/7). Предостережение силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель предупреждения должностных лиц о недопустимости нарушения закона; поэтому требование об его исполнении реализуется путем специальных процедур — вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд (решение Октябрьского районного суда г. Архангельска Архангельской области от 27.10.2014 по делу N 2-8099/2014, определение СК по гражданским делам Ростовского областного суда от 20.02.2012 по делу N 33-2379).

Предостережение должно содержать указание на конкретный федеральный закон, о недопустимости нарушения которого прокурор предупреждает (постановление ВС РФ от 27.09.2005 N 45-АД05-2; решение Володарского районного суда Нижегородской области от 10.05.2012 по делу N 2-621/12). Форма данного документа приведена в Указании N 39/7.

Предостережение может быть обжаловано (п. 4 Указания N 39/7) вышестоящему прокурору либо в суд общей юрисдикции только тем должностным лицом, в адрес которого оно вынесено (постановления ФАС Уральского округа от 18.06.2014 N Ф09-3594/14; ФАС Поволжского округа от 09.02.2010 по делу N А12-16007/2009; решения Бикинского городского суда Хабаровского края от 16.03.2015 по делу N 2-183/2015; Ленинского районного суда г. Иваново Ивановской области от 23.06.2014 по делу N 2-2403/14, Володарского районного суда Нижегородской области от 10.05.2012 по делу N 2-621/12; Можайского городского суда Московской области от 04.05.2012). Существуют, впрочем, и противоположные решения (кассационное определение СК по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 20.05.2011 по делу N 33-3341; Обзор судебной практики Верховного Суда Республики Хакасия по рассмотрению гражданских дел в порядке надзора за первое полугодие 2007 года; определение Дивногорского городского суда Красноярского края от 16.07.2010 по делу N 2-1044/2010). Помимо признания незаконным, суд также может обязать прокурора отозвать обжалованное предостережение (определение Балтийского флотского военного суда Калининградской области от 06.032014 по делу N 33А-69/2014).

За неисполнение предостережения виновному лицу грозит ответственность по ст. 17.7 КоАП РФ. При этом обязанность доказывания правомерности требований, изложенных в предостережении, лежит на прокуроре, а суду необходимо исследовать вопрос о законности и обоснованности внесенного предостережения, поскольку ответственность по ст. 17.7 КоАП РФ наступает лишь в случае неисполнения законных требований прокурора (постановление ВС РФ от 24.05.2005 N 72-АД05-2; Обзор практики рассмотрения судьями Пермского края дел об административных правонарушениях за второй квартал и второе полугодие 2010 года (вопрос N 3), постановление Приволжского районного суда Астраханской области от 12.03.2015 по делу N 5-30/2015; решение Карагинского районного суда Камчатского края от 16.05.2014 по делу N 2-65/2014).

Представление прокурора

Представление об устранении нарушений закона (ст. 24 Закона о прокуратуре) или об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина (абз. 2 ст. 28 Закона о прокуратуре) вносится в государственные органы, общественные организации и должностным лицам (п. 1 ст. 24 Закона о прокуратуре, п. 20 Приложения 1 Приказа N 450). Оно должно содержать изложение и анализ фактов, послуживших основанием для внесения представления, а также предложения об устранении нарушений закона (п. 20 Приложения 1 Приказа N 450). Однако предлагая способы устранения нарушений закона, прокурор не должен вмешиваться в хозяйственную деятельность (определение СК по административным делам Астраханского областного суда от 27.05.2015 по делу N 33-1768/2015). Представление должно содержать указание на конкретный закон, нарушение которого допущено (п. 3 ст. 22 Закона о прокуратуре, постановление Ярославского областного суда от 29.10.2012 N 4А-336/2012), а нарушение должно иметь очевидный либо доказанный прокурором характер (определения СК по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 15.07.2014 по делу N 33-2738-2014, Санкт-Петербургского городского суда от 14.06.2012 N 33-7733/2012; СК по гражданским делам Пермского краевого суда от 20.08.2012 по делу N 33-7148).

Если по результатам проверки прокурор внес представление, то по истечении месяца (в течение которого представление должно быть рассмотрено, а нарушение закона устранено) прокурор вправе прийти с повторной проверкой лица, причем по тем же основаниям и тому же предмету, которые им уже проверялись (абз. 3 п. 12 ст. 21, п. 1 ст. 24 Закона о прокуратуре).

Полученное представление подлежит безотлагательному рассмотрению (п. 1 ст. 24 Закона о прокуратуре). Адресатом должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме в течение месяца со дня внесения представления (п. 1 ст. 24 Закона о прокуратуре). Ответ должен содержать сведения о проведении конкретных мероприятий, направленных на устранение выявленных недостатков (например, о проведении служебной проверки (п. 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Республики Мордовия по административным делам (2-е полугодие 2009 г.) или разъяснительной работы с персоналом (постановление Астраханского областного суда от 10.09.2012). Простое информирование прокурора о том, что его представление рассмотрено и будет учтено, не является должным рассмотрением (постановления Киришского городского суда Ленинградской области от 19.06.2014 по делу N 12-43/2014, Хабаровского краевого суда от 27.05.2011 N 4-А-289/2011). При этом если представление рассматривается коллегиальным органом, прокурору сообщается о дне заседания, (п. 2 ст. 24 Закона о прокуратуре); если представление рассматривается единолично, то адресат обязан обеспечить по требованию прокурора его участие в рассмотрении внесенного им представления (п. 2 ст. 7 Закона о прокуратуре; постановление ВС РФ от 04.04.2013 N 47-АД13-1, решение Балаковского районного суда Саратовской области от 01.04.2014 по делу N 12-63/2014). Прокурор может прийти на рассмотрение своего представления не только в орган власти, но и в коммерческую или некоммерческую организацию (п. 3 ст. 7 Закона о прокуратуре).

Если представление было обжаловано, то течение месячного срока для исполнения представления прокурора начинается со дня вступления в силу последнего судебного решения по данному делу (постановление заместителя Председателя Верховного Суда РФ от 23.12.2010 N 75-АД10-2).

Таким образом, соблюдение процедуры (т.е. рассмотрение, в том числе с участием прокурора, и его письменное информирование о результатах рассмотрения представления) является строго обязательным в любом случае (п. 1 ст. 6 Закона о прокуратуре; постановления Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 13.04.2015 по делу N 5-64/2015, Саратовского областного суда от 02.07.2013 по делу N 7-390/2013; решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 28.05.2012 по делу N 12-157/2012).

Это не относится к удовлетворении требований прокурора по существу. Само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке (см. определение Конституционного Суда РФ от 24.02.2005 N 84-О). Эти должностные лица самостоятельно определяют характер принимаемых мер (решение Первомайского районного суда г. Пензы Пензенской области от 13.04.2015 по делу N 12-105/2015, постановление Волгоградского областного суда от 16.02.2011 по делу N 7а-179/11). Тем не менее, если адресат представления считает, что данное представление нарушает его права и свободы, создает препятствия к осуществлению прав и свобод или незаконно возлагает на него обязанности, он вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном гл. 22 КАС РФ и гл. 24 АПК РФ, а суд (и арбитражный, и общей юрисдикции) ОБЯЗАН рассмотреть дело по существу (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ, утв. Президиумом ВС РФ 25.11.2015 (вопрос N 19), см. также вопрос N 5 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2009 г).

Необходимо предупредить, что, как правило, суды отказывают в удовлетворении таких заявлений, поскольку оспариваемое представление прокурора силой принудительного исполнения не обладает, направлено на понуждение в добровольном порядке устранить нарушение законодательства, следовательно, нарушающим права и законные интересы заявителя признано быть не может (определения СК по гражданским делам Мурманского областного суда от 08.04.2015 по делу N 33-999/2015; Московского городского суда от 03.12.2012 N 4г/2-10835/12; СК по гражданским делам Ростовского областного суда от 19.08.2013 по делу N 33-10491/2013, СК по гражданским делам Ростовского областного суда от 21.02.2013 по делу N 33-1418, СК по гражданским делам Кировского областного суда от 18.04.2013 по делу N 33-1374; решения Октябрьского районного суда г. Липецка Липецкой области от 17.09.2014 по делу N 2-3412/14; Советского районного суда г. Брянска Брянской области от 28.07.2014 по делу N 2-4931, Ермаковского районного суда Красноярского края от 16.08.2012 по делу N 2-582/12). Противоположная практика крайне немногочисленна (решения Сызранского городского суда Самарской области от 21.03.2014 по делу N 2-1136/14, Советского районного суда г.Томска от 17.03.2011 по делу N 2-651/2011).

Лицо, которому внесено представление (либо лицо, его замещающие), вправе сообщить прокурору в письменной форме о несогласии с его содержанием, то есть отказать в удовлетворении представления. Само по себе несогласие прокурора с содержанием ответа, полученного по результатам рассмотрения представления, не может служить безусловным основанием для привлечения лица к административной ответственности (решения Первомайского районного суда г. Пензы Пензенской области от 26.05.2015 по делу N 12-215/2015; Тулунского городского суда Иркутской области от 11.04.2014 по делу N 12-61/2014, определения СК по административным делам Приморского краевого суда от 11.07.2013 по делу N 33-5550 и от 25.04.2013 по делу N 33-3438; вопрос N 3 Обзора практики рассмотрения судьями Пермского края дел об административных правонарушениях за второй квартал и второе полугодие 2010 года, утв. на заседании президиума Пермского краевого суда 04.03.2011; п. 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Республики Мордовия по гражданским делам (вопросы применения норм материального права) (1-ое полугодие 2003 г.)). Тем не менее, при рассмотрении такого дела суд может согласиться с тем, что (несмотря на соблюдение процедуры рассмотрения представления) фактически мер к исполнению требований прокурора принято не было (постановление Советского городского суда Калининградской области от 12.02.2015 по делу N 12-35/2015).

Поэтому при рассмотрении в суде дела об административном правонарушении за умышленное невыполнение требований прокурора (ст. 17.7 КоАП РФ) прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому внесено представление, и правомерность своих требований (определение Конституционного Суда РФ от 24.02.2005 N 84-О). Таким образом, ответственность наступает в том случае, если представление было вынесено по факту действительного нарушения закона, и адресат своевременно не устранил этого нарушения после рассмотрения представления.

Протест прокурора

Если при проверке был выявлен незаконный правовой акт, прокурор обязан безотлагательно (п. 4.2 Приказа N 195) принести на него протест издавшему такой акт органу или должностному лицу (п. 1 ст. 23 Закона о прокуратуре). В протесте прокурор указывает какой именно акт, по его мнению, нарушил какой конкретно закон и по каким основаниям. Обычно (в отношении организаций) прокуроры опротестовывают акты в сфере трудовых отношений, причем как локальные нормативные правовые акты (определения Санкт-Петербургского городского суда от 14.06.2012 N 33-7733/2012; СК по гражданским делам Пермского краевого суда от 20.08.2012 по делу N 33-7148), так и индивидуальные акты работодателя (решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 27.01.2015 по делу N 2-398/2015, определения СК по административным делам Приморского краевого суда от 14.03.2013 по делу N 33-2126; СК по гражданским делам Оренбургского областного суда от 30.11.2011 по делу N 33-7376/2011). Однако опротестованы могут быть и иные акты, например, протокол заседания жилищно-бытовой комиссии (определение ВК ВС РФ от 10.11.2011 N 203-В11-10) или акт, утверждающий устав предприятия (определение СК по гражданским делам Белгородского областного суда от 21.08.2012 по делу N 33-2670). Принесение протеста не приостанавливает действия опротестованного акта.

Правом принесения протеста обладают только прокурор и заместитель прокурора (п. 1 ст. 23 Закона о прокуратуре).

Протест необходимо рассмотреть не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, причем при исключительных обстоятельствах прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста (п. 2 ст. 23 Закона о прокуратуре). Общий срок рассмотрения протеста прокурора исчисляется со дня получения протеста и истекает в день поступления прокурору результатов его рассмотрения. Так, если протест получен 5 мая 2010 года (среда), то о результатах его рассмотрения следует сообщить прокурору не позднее 14 мая 2010 года (пятница). Поступление прокурору результатов рассмотрения протеста 17 мая 2010 года (понедельник) следует считать нарушением срока, установленного ч. 2 ст. 23 Закона о прокуратуре (вопрос N 2 Обзора практики рассмотрения судьями Пермского края дел об административных правонарушениях за второй квартал и второе полугодие 2010 года, утв. на заседании президиума Пермского краевого суда 04.03.2011).

Лицо, принявшее опротестовываемый прокурором акт, не обязано отменять или изменять его (постановление ВС РФ от 21.12.2011 N 59-АД11-1). Более того, рассмотрение протеста не предполагает обязательного рассмотрения протеста по существу, а свидетельствует о том, что прокурору в любом случае должен быть направлен ответ (определение СК по гражданским делам Тульского областного суда от 28.03.2013 по делу N 33-675). Протест прокурора носит характер предложения (рекомендации) органу либо должностному лицу, которому он внесён, а сам орган либо должностное лицо вправе сообщить прокурору в письменной форме о несогласии с содержанием протеста (определение СК по административным делам Приморского краевого суда от 14.03.2013 по делу N 33-2126). Таким образом, протест прокурора не возлагает на орган или должностное лицо, издавшее акт, никаких иных обязанностей, кроме обязанности в силу закона рассмотреть протест и о результатах рассмотрения сообщить прокурору (определение СК по гражданским делам Оренбургского областного суда от 13.02.2013 по делу N 33-986/2013). Более того, отмена опротестованного прокурором акта впоследствии может быть признана незаконной, невзирая на наличие протеста (решение Кисловодского городского суда Ставропольского края от 09.04.2015 по делу N 2-561/2015).

Если протест рассматривается коллегиальным органом, о дне рассмотрения следует особо уведомить прокурора (п. 3 ст. 23 Закона о прокуратуре). Конкретное должностное лицо, которому внесен протест, не обязано уведомлять прокурора о дне и времени рассмотрения внесенного протеста (определение СК по гражданским делам Белгородского областного суда от 21.08.2012 по делу N 33-2670).

О результатах рассмотрения протеста незамедлительно (то есть в тот же день) сообщается прокурору в письменной форме (п. 2 ст. 23 Закона о прокуратуре).

Протест не подлежит оспариванию в арбитражном суде, поскольку не является ненормативным правовым актом, не затрагивает прав и законных интересов адресата в сфере экономической деятельности, не влечет для него последствий экономического характера, не создает препятствий для осуществления такой деятельности и не порождает экономического спора (постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.11.2013 N Ф03-5780/13).

Протест может быть оспорен предъявлением административного иска в порядке главы 22 КАС РФ (до 15.09.2015 оспаривание проводилось по процедуре, установленной главой 25 ГПК РФ; однако необходимо отметить, что суды, как правило, отказывали в удовлетворении заявлений, поскольку неисполнение требования прокурора по отмене опротестованного акта не влечёт для заявителя негативных последствий, а, следовательно, не нарушает его прав; сама по себе обязанность по рассмотрению протеста прокурора установлена законом, а потому не может быть расценена как нарушение прав заявителя — см, например, определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 05.04.2013 по делу N 33-2689).

Нерассмотрение протеста в установленный срок и (или) неинформирование прокурора в письменном виде о результате рассмотрения влечет ответственность, предусмотренную ст. 17.7 КоАП РФ.

____________________________________

*(1) до 15.09.2015 такие дела рассматривались в порядке главы 25 ГПК РФ

В Прокуратуру __________ административного округа города ____________
______________________________

От: ____________________________
________________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

Я, ___________________, являлась собственником установленного во дворе дома в котором я проживаю по адресу: ______________________, укрытия для легкового автомобиля («ракушка»).
» » ______________ года я с удивлением обнаружила, что указанный гараж – ракушка был снесен. О намерении сноса гаража – ракушки, как и о самом сносе, а также его причинах, я уведомлена не была.
Как выяснилось позже, снос принадлежащего мне гаража – ракушки был произведен по решению руководителя Муниципалитета внутригородского муниципального образования ____________ в г. ________.
Кроме этого, сообщаю, что в гараже – ракушке находилось принадлежащее мне имущество, а именно:
1. Автомобильные шины – 4 шт.
2. Кондиционеры сплит – системы марки ___________ – 2 шт.
3. Утеплитель листовой – 4 шт.
4. Двери деревянные – 4 шт.
5. Листовой ДСП размером 110х110 см. – 26 шт.
При обнаружении мною факта сноса гаража – ракушки, выяснилось, что перечисленное выше имущество было утрачено.
По факту пропажи имущества я обратилась в муниципалитет внутригородского муниципального образования ___________, однако какой-либо информации о судьбе моего имущества сотрудники Муниципалитета мне предоставить не смогли.
_____________ года я обратилась в милицию с заявлением о факте сноса гаража – ракушки и пропаже имущества, что подтверждается талоном – уведомлением от __________г. № __________. Заявление было принято оперативным дежурным ОВД района _________ г. _________ ____________.
Считаю, что осуществление сноса гаража сотрудниками муниципалитета было произведено в нарушение норм действующего законодательства Российской Федерации, а противоправные действия должностных лиц муниципалитета повлекли утрату принадлежащего мне имущества, находившегося в гараже – ракушке.
Согласно ст. 35 Конституции Российской Федерации, право частной собственности охраняется законом.
Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Таким образом, в результате сноса гаража – ракушки существенным образом были нарушены мои законные права и интересы как частного собственника.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

На основании изложенного, —

ПРОШУ:

О принятом решении прошу сообщить в установленный законодательством РФ срок по адресу: ______________________________

» » _____________ года

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 5

Прокурорский надзор — это одно из направлений правоохранительной деятельности, которое состоит в решении прокуратурой задач по обеспечению исполнения законов и соблюдению прав и свобод человека на всей территории РФ и осуществляется в пределах и порядке, установленном Федеральным законом «О прокуратуре РФ».

Средства прокурорского реагирования — т.е. определенные акты — постановления, протесты, представления и предостережения о недопустимости нарушений закона, направленные на устранение нарушений законности, прав и свобод человека и гражданина, которые выносит прокурор при реализации надзорных полномочий, действуя в установленных законом правовых формах.

Формы актов прокурорского реагирования

1) протест,

2) представление,

3) предостережение о недопустимости нарушения закона,

4) постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении

§ 1. Протест прокурора

Протест — это подготавливаемый прокурором или его заместителем документ, который приносится на противоречащий закону, нарушающий права человека и гражданина правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации в суд.

В протесте заключается требование об устранении имеющихся в правовом акте противоречий закону, о приведении акта в соответствие с федеральным законом или его отмене. В основе этимологии термина «протест» лежит латинское слово «protestor», обозначающее публичное требование, заявление, доказывание.

Правом принесения протеста в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращения в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации, на незаконные правовые акты обладают прокурор и заместитель прокурора. Правовые акты федеральных министерств и ведомств могут быть опротестованы только Генеральным прокурором Российской Федерации и его заместителями. Прокуроры субъектов Российской Федерации обладают правом опротестования правовых актов представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов контроля соответствующего звена их системы. Вышестоящий прокурор имеет право действовать в пределах компетенции нижестоящих прокуроров и приносить протесты на правовые акты органов не только своего уровня, но и стоящих уровнем ниже. В тех случаях, когда прокурор выявляет незаконные акты органов, должностных лиц, надзор за законностью деятельности которых осуществляет вышестоящий прокурор, он должен подготовить проект протеста и представить его в вышестоящее звено прокурорской системы. ( то есть вышестоящий прокурор вправе подать протест на правовые акты нижестоящих прокуроров и обжаловать его в вышестоящие инстанции)

Прокуроры районов, городов вправе приносить протесты на правовые акты органов местного самоуправления, органов контроля районного звена, их должностных лиц.

Обязательными реквизитами протеста прокурора (он подается в основном в письменной форме, хотя может выноситься и в устной) являются: — точное название органа, в который приносится протест; акта, являющегося, по мнению прокурора, противоречащим закону;

— конкретное название закона и его положений, в противоречие с которыми вступил опротестованный акт;

— обстоятельства, дающие основания для вывода о его незаконности;

— четкое изложение требований прокурора со ссылкой на правовые нормы,

— регламентирующие процедуру принесения и рассмотрения протеста;

подпись лица, принесшего протест, с указанием должности и классного чина.

Протест должен соответствовать определенным требованиям не только по форме, но и по содержанию. В содержательной части протеста прокурор отражает следующие позиции:

— в чем выражается несоответствие либо противоречие акта (его части), на который направлено прокурорское воздействие;

-точное наименование закона, с которым вступил в противоречие (несоответствие) акт;

— предложение устранить допущенное нарушение (необходимо изложить свое видение: в каких конкретных юридических действиях оно должно выражаться и какие правовые последствия нести);

— требование рассмотреть протест в оговоренные законом сроки со ссылкой на правовые нормы и указание на то, что ответ о результатах рассмотрения протеста должен быть незамедлительно отправлен прокурору в письменной форме.

В ряде случаев возникает необходимость обращения прокурора в суд с заявлением об издании противоречащего закону правового акта и о признании его недействительным.

Заявление в суд направляется в соответствии с действующими положениями процессуального законодательства о подведомственности и подсудности дел. При этом необходимо иметь в виду, что в арбитражные суды прокуроры обращаются с заявлениями о признании недействительными актов, в которых представлены вопросы, касающиеся сферы предпринимательской и иной экономической деятельности.

Срок рассмотрения протеста десять дней с момента его поступления. В исключительных случаях, когда требуется немедленно устранить нарушения закона, прокурор вправе сам установить срок рассмотрения протеста, который может быть меньше, чем установленный законом. Если протест был принесен на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, он должен рассматриваться на ближайшем заседании данного органа.

По действующему законодательству принесение протеста не приостанавливает действия опротестованного акта. Тем не менее имеются реальные возможности снижения либо полной нейтрализации отрицательного эффекта противоречащего закону акта.

О результатах рассмотрения протеста прокурору в тот же день должно быть направлено письменное сообщение. Если невозможно техническое исполнение данного требования в тот же день, тогда оно исполняется на следующий день. Более позднее направление сообщения, равно как несоблюдение сроков рассмотрения протеста, является нарушением закона и может служить основанием для привлечения виновных лиц к ответственности.

По поручению прокурора в рассмотрении протеста может принять участие его помощник. Поручение должно быть надлежащим образом оформлено.

В определенных случаях возможен отзыв протеста. Право отзыва протеста принадлежит лицу, которым он был принесен, — прокурору или его заместителю. Возможность отзыва протеста допускается только до его рассмотрения

Отзыв протеста связан с тем, что мнение прокурора может измениться в результате установления новых, ранее не известных обстоятельств, принятия новых законов, иных факторов. При наличии оснований, исключающих необходимость рассмотрения протеста, он может быть отозван.

§ 2. Представление об устранении нарушений закона

Представление прокурора — акт прокурорского реагирования, имеющий целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий. Оно вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, уполномоченному устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Представление готовится на основе материалов прокурорской проверки. Основанием для его внесения служат установленные факты нарушения закона.

В представлении отражаются:

-орган,

-должностное лицо, которому оно вносится,

-источники информации об имевших место нарушениях закона,

-характеристика нарушений закона,

-анализ их причин и способствовавших им условий,

-требования прокурора об устранении нарушений закона и породивших их обстоятельств, -указания, касающиеся порядка и сроков рассмотрения представлений.

Предложения по устранению обстоятельств, способствовавших нарушениям закона экономического, организационно-управленческого, технического характера, должны базироваться на заключениях специалистов, материалах проверок и ревизий.

В нормативных правовых актах отсутствует детальное регулирование процедуры рассмотрения представления. Необходимо иметь в виду, что оно рассматривается безотлагательно.

Срок рассмотрения представления не установлен, однако указано, что в течение месяца должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, с последующим сообщением результатов принятых мер прокурору в письменной форме. В месячный срок, с момента внесения, по результатам рассмотрения должны быть приняты конкретные меры по устранению названных в нем нарушений закона, их причин и способствовавших им условий. Между тем на практике месячный срок, отведенный на принятие мер, нередко воспринимается как срок рассмотрения представления.

В каждом представлении, во избежание волокиты, должны содержаться четкие указания о сроках. В случае умышленного игнорирования изложенных в представлении требований прокурор вправе возбудить производство об административном правонарушении.

Присутствие прокурора на заседании коллегиального органа позволяет ему, во-первых, в случае необходимости дать разъяснения по существу возникших при рассмотрении представления вопросов и, во-вторых, иметь возможность более подробно аргументировать свою позицию по отношению к допущенным нарушениям. Обязательность извещения прокурора о дне заседания коллегиального органа обусловлена интересами обеспечения возможности личного участия прокурора в рассмотрении принесенного им протеста.

В системе подзаконных актов особое место занимают Постановления Правительства Российской Федерации. Они принимаются по наиболее важным вопросам, и на их основе осуществляется конкретизация положений закона, обеспечивается проведение в жизнь их требований. От качества Постановлений в значительной степени зависит уровень правового регулирования различных сфер жизнедеятельности общества и государства.

Согласно требованиям настоящего ФЗ в силу своего должностного положения Генеральный прокурор информирует Президента РФ обо всех выявленных случаях несоответствия постановлений Правительства Конституции РФ, российским законам. Назначение такой информации состоит в обеспечении условий для принятия мер по приведению данных актов в соответствие с законом.

§ 3. Постановление прокурора

Прокурору предоставлено право выносить постановления. Таковыми являются постановления, которые он может выносить в рамках различных отраслей прокурорского надзора, а также принимая участие в уголовно-процессуальной деятельности. Как уже отмечалось, осуществляя надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, прокурор правомочен вынести мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. К тому же о результатах рассмотрения постановления прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении должно быть в письменной форме сообщено прокурору.

Прокуроры и их заместители должны вынести постановление об освобождении из под стражи лица, содержащегося без законных оснований в учреждении, исполняющем наказание или меру принудительного характера, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение. Данное постановление, подлежит обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы. Кроме того, на досудебных стадиях уголовном процессе прокурор вправе самостоятельно принять любое процессуальное решение. Основные же процессуальные решения прокурора (органа предварительного расследования) фиксируются в постановлении.

Постановлением, к примеру, он может оформить следующие решения:

— о признании гражданским истцом и привлечении в качестве гражданского ответчика

— о приобщении к уголовному делу вещественного доказательства

— о применении меры пресечения

§ 4. Предостережение о недопустимости нарушения закона

Для предупреждения правонарушений предусмотрено еще одно средство прокурорского надзора — предостережение о недопустимости нарушения закона. Предостережение объявлено должностным лицам может быть и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. Предостережение готовится в письменной форме от имени прокурора или его заместителя.

Генеральный прокурор РФ или его заместитель либо подчиненный ему соответствующий прокурор или его заместитель при наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях, и при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности направляет руководителю общественного или религиозного объединения либо руководителю иной организации, а также другим соответствующим лицам предостережение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований объявления предостережения. Оно выносится в письменной форме с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений. В случае, если возможно принять меры по устранению допущенных нарушений, в предупреждении также устанавливается срок для устранения указанных нарушений, составляющий не менее двух месяцев со дня вынесения предупреждения.

Применение предостережения отнесено к исключительной компетенции прокурора и его заместителей. Другие работники прокуратуры такими полномочиями не обладают.

Предостережение применяется только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Для профилактики нарушений закона при производстве дознания, предварительного следствия и при рассмотрении дел судами должны использоваться иные средства прокурорского реагирования, предусмотренные законом.

Предостережение объявляется во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях.

Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.

Предостережение может быть обжаловано в суд в установленном порядке. В случае, если оно не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок соответствующими общественным или религиозным объединением, либо иной организацией, не устранены допущенные нарушения, послужившие основанием для вынесения предупреждения, либо если в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в их деятельности, в установленном законом порядке соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация подлежат ликвидации, а деятельность общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, подлежит запрету.

Предостережение о недопустимости нарушения закона применяется только к должностным лицам. Оно не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Предостережение следует объявлять должностным лицам государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, органов военного управления, воинских частей и учреждений. Оно может объявляться также руководителям и другим работникам коммерческих и некоммерческих организаций, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.

⇐ Предыдущая12345

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *