Международная спортивная организация

Международная спортивная организация

Международные спортивные связи являются органической частью межгосударственных отношений в целом. Прежде чем переходить к рассмотрению особенностей правового статуса международных спортивных организаций, подчеркнем, что международная спортивная организация — это, на деятельность которой оказывают влияние нормы международного права, а именно права международных организаций.

Международных организации по характеру членства разделяются на межгосударственные (межправительственные) и неправительственные. Международные неправительственные организации определяются как объединение национальных общественных организаций, союзов, групп и отдельных лиц из различных государств, созданное в целях содействия международному сотрудничеству в политической, экономической, культурной, научно-технической и других сферах деятельности человека; это организация, учрежденная не на основании межправительственного соглашения и не ставящая целью извлечение коммерческой прибыли1.

Международные физкультурно-спортивные объединения относятся к категории неправительственных, общественных организаций. Членами международных спортивных объединений являются национальные спортивные организации, в ряде случаев — международные объединения, имеющие отношение к деятельности в области физического воспитания, спорта, а также отдельные лица. Основанием для отнесения спортивных объединений к неправительственным организациям является резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1296 (XIV) от 23 мая 1968 г., которая гласит: «международной неправительственной организацией признается любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения». При этом основными признаками международной неправительственной организации являются:

  • — отсутствие целей извлечения прибыли;
  • — признание по крайней мере одним государством или наличие консультативного статуса при международных межправительственных организациях;
  • — получение денежных средств более чем из одной страны;
  • — осуществление деятельности, по крайней мере, в двух государствах;
  • — создание на основе учредительного акта.

Международные организации в общем, а спортивные в частности, складывались в ходе длительного процесса развития международных отношений. Первоначально международные спортивные отношения выражались в основном в двусторонних контактах национальных спортивных организаций, осуществлявшихся большей частью в форме соревнований. Спортивные связи стран осуществлялись посредством договорных отношений в рамках соглашений о культурном и научном сотрудничестве, которые подписывались правительствами. Протоколы о спортивном обмене в таких межправительственных соглашениях являлись составной частью соглашения 2.

Постепенно локальные связи стали приобретать характер многосторонних контактов с национальными спортивными организациями нескольких стран. Возникла необходимость в создании международных организаций, которые способствовали бы более организованному осуществлению международных спортивных связей и регламентации правил проведения спортивных соревнований. Постепенно совершенствовались формы общения, которые были присущи уже не отдельным национальным спортивным организациям, а международным органам, выражавшим в той или иной форме общие интересы в развитии определенного вида спорта3.

Именоваться международная спортивная организация может по-разному: лига, федерация, союз, ассоциация, группа, блок, объединение и пр.

Как правило, международные организации (спортивные федерации не исключение) создаются на основе международного договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола и т.д.). Это предполагает созыв международной конференции для выработки и принятия текста договора, который и будет учредительным актом организации. Международные организации могут быть созданы и в упрощенном порядке, в форме принятия решения другой международной организацией.

В целом появление международных спортивных федераций относится к концу XIX столетия. Особенно быстрое их развитие отмечается в начале ХХ века.

Так, основы Международной федерации гимнастики (ныне ФИЖ) закладывались еще в 1881 году, когда был создан Европейский союз гимнастики, и лишь в 1897 г. образовано существующее международное объединение. Международный союз велосипедистов (УСИ) создан в 1900 году. В 1910 г. на конгрессе по лыжному спорту была образована Международная комиссия, на базе которой в 1924 г. учреждается Международная федерация (ФИС). Попытки организовать международную федерацию борьбы была предпринята в 1913 г., однако первая мировая война помешала ее созданию, и только в 1921 г. Международная федерация борьбы окончательно оформилась. При этом, отметим, что международная любительская федерация борьбы (ФИЛА) была образована в 1912 г.

Далее, международная организация по современному пятиборью (УИПБМ) была создана в 1948 г., в то время как соревнования по данному виду спорта входили в программу олимпийских игр с 1912 г. Международный союз стрелкового спорта (УИТ) образовался в 1921 г на основе Международного союза национальных стрелковых федераций и клубов, который возник в 1905 г. и прекратил свою деятельность в 1915 г. в связи с первой мировой войной.

Международная федерация бокса создана в 1920 г. Однако ее руководители дискредитировали себя активным сотрудничеством с фашистскими организациями, поэтому вместо нее в 1946 г. была образована действующая теперь Международная ассоциация любительского спорта (АИБА).

Безусловно, ассоциаций и федераций очень много, и перечислять все их не представляется возможным в рамках данного исследования. Отметим, что процесс образования международной спортивной ассоциации — это процесс длительный, который порой занимает много лет. Это процесс продолжается и сегодня, о чем свидетельствует появление «молодых» ассоциаций — и этот процесс не всегда связан с появлением новых видов спорта, напротив, как видно ассоциации и союзы образуют любители достаточно «старых» видов спорта. В качестве примера назовем Международный союз триатлона (ИТУ, образован в 1989 г.), Международный союз биатлонистов (ИБУ, 1993 г.), Всемирная конфедерация бильярдного спорта (1992 г.), Международная федерация ушу (1990) и др.

Официальные наименования международным спортивным федерациям даются обычно на французском или английском языке; заглавные буквы наименований составляют сокращенное название федераций.

Структура большинства международных спортивных объединений в общих чертах идентична и воспроизводит в более или менее модифицированном виде структуру других, в том числе неспортивных объединений. Главным представительным органом большого числа международных спортивных объединений является общее собрание (конгресс, ассамблея и др.). Руководящие органы объединений либо избираются на определенный срок на конгрессе, либо создаются по принципу представительства от национальных или региональных организаций.

Международные федерации организуют свою работу на основании уставов, регламентирующих деятельность руководящего определенным видом спорта международного органа и соответствующих национальных спортивных организаций. В уставах много общего, а различия в основном связаны со спецификой вида спорта. В уставе сформулированы цели и задачи деятельности федерации; структура и компетенция руководящих органов; правила приема и исключения; порядок вынесения решений; финансовые вопросы; издательская деятельность; регламент проведения заседаний и конгрессов и другие вопросы, связанные с регламентацией деятельности федерации.

Первая часть устава международной спортивной федерации является определяющей частью, в которой даются наиболее общие положения о деятельности федерации (название, состав, штаб-квартира). К примеру, из Устава Международной Ассоциации Кураш4:

  • 1.1 Международная Ассоциация Кураш, именуемая далее МАК, является неполитической и некоммерческой международной организацией, образованной на территории Узбекистана и состоящей из Национальных Федераций Кураш, входящих в МАК через одну из Континентальных Федераций Кураш.
  • 1.2 МАК в равной степени уважает права и интересы всех официально входящих в нее Национальных Федераций Кураш, далее именуемых НФК, и Континентальных Федераций Кураш, далее именуемых КФК.
  • 1.3 В своих действиях и решениях МАК не использует практику дискриминационного подхода, включая дискриминацию по национальному, религиозному, половому признаку, политическим, культурным или другим предпочтениям. Далее обращение к частным лицам в мужском роде следует расценивать равно как обращение и к женскому роду, если только не приводится четкого разъяснения пола описываемого лица.
  • 1.4 Руководящими органами МАК являются Конгресс и Исполнительный Комитет.

Устав Международной Федерации Футбола (ФИФА)5 в первой статье также дает определение Федерации: «ФИФА состоит из национальных федераций (НФ), которые входят в нее и признаются ею как контролирующие футбол в соответствующих странах.

В каждой стране признается только одна НФ.

Каждая из четырех Британских ассоциаций признается как отдельный член ФИФА.

НФ в регионе, который еще не приобрел независимость, может с разрешения национальной федерации той страны, от которой она зависит, тоже просить о вступлении в ФИФА».

Основной целью деятельности международной спортивной федерации является пропаганда и широкое развитие своего вида спорта, особенно в тех странах, где он еще недостаточно или совсем не культивируется. ФИФА определяет свою цель и задачи в ст. 2 Устава следующим образом:

Целью Федерации является:

  • 1. пропагандировать и развивать игру в футбол любыми средствами, которые она считает целесообразными;
  • 2. укреплять дружественные отношения между НФ, конфедерациями, а также их официальными лицами и игроками путем организации футбольных матчей на всех уровнях и оказания поддержки футболу всеми иными средствами, которые она считает приемлемыми;
  • 3. контролировать любую разновидность футбола, предпринимая необходимые и целесообразные шаги, направленные на предотвращение нарушений Устава, регламентов или Правил игры, установленных ИФАБ, предотвращать введение порочных и иных методов или практики в игру и защищать ее от злоупотреблений;
  • 3.1. дискриминация против страны или отдельной личности по расовым, религиозным или политическим мотивам не допускается;
  • 3.2. НФ, которая допускает, разрешает или организует соревнования, в которых практикуется дискриминация, или которая существует в стране, где дискриминация в спорте разрешена законом, не допускается в ФИФА или должна быть исключена из ее рядов, если уже является ее членом. НФ при подаче заявки на участие в соревновании или на его организацию должна дать заверения Федерации в том, что ее условия будут уважаться;
  • 4. обеспечивать посредством Устава и Регламента принципы урегулирования любых разногласий, которые могут возникнуть между двумя или более НФ.

Международные спортивные федерации являются самостоятельными организациями, не подчиняющимися в своей деятельности никакому другому международному объединению, за исключением Международного Олимпийского Комитета, которые определяет правила проведения и программу олимпийских игр. Но и здесь Федерации полностью ответственны за техническое руководство соревнованиями по своему виду спорта.

В целом, международные спортивные организации относятся к числу важнейших институтов международного права, основывают свою деятельность на общепризнанных нормах международного права, отвечают интересам сохранения мира и развития международного сотрудничества.

Присоединиться к МФС может любая национальная спортивная федерация, отвечающая уставным требованиям МФС. При этом не допускается дискриминация членов по признакам расы, религии, политической принадлежности (один из олимпийских принципов) Именно поэтому членом любой международной спортивной федерации не может стать национальная федерация из Южной Африки. На сегодняшний день действует Международная конвенция против апартеида в спорте6, согласно которой в связи с тем, что в Южной Африке проводится система узаконенной расовой сегрегации и дискриминации с целью установления и поддержания господства одной расовой группы людей над другой расовой группой людей и ее систематического угнетения, государства-участники Конвенции не допускают спортивных контактов со страной практикующей апартеид, и принимают соответствующие меры для обеспечения того, чтобы их спортивные организации, команды и отдельные спортсмены не вступали в такие контакты.

В этих целях, согласно ст. 10 Конвенции, Государства-участники запрещают въезд в свои страны членам команд и отдельным спортсменам, которые участвуют или участвовали в спортивных соревнованиях в Южной Африке, и запрещают въезд в свои страны представителям спортивных организаций, членам команд и отдельным спортсменам, которые по своей собственной инициативе приглашают спортивные организации, команды и спортсменов, официально представляющих страну, практикующую апартеид и участвующих в соревнованиях под ее флагом. Государства-участники могут также запретить въезд в страну представителям спортивных организаций, членами команд или отдельным спортсменам, которые поддерживают спортивные контакты со спортивными организациями, командами или спортсменами, представляющими страну, практикующую апартеид, и участвующими в соревнованиях под ее флагом. Запрещение въезда не должно нарушать положений соответствующих спортивных федераций, которые выступают за ликвидацию апартеида в спорте, и применяется только в отношении участия в спортивных мероприятиях.

Государства-участники рекомендуют своим национальным представителям в международных спортивных федерациях принимать все возможные и практические меры в целях недопущения участия спортивных организаций команд и спортсменов, о которых говорится выше, в международных спортивных соревнованиях, и, через своих представителей в международных спортивных организациях принимают все возможные меры для того, чтобы:

а) обеспечить исключение Южной Африки из всех федераций, в которых она еще состоит членом, а также не допускать восстановления членства Южной Африки в любой федерации, из которой она была исключена;

b) в случае, если какие-либо национальные федерации допускают спортивные обмены со страной, практикующей апартеид, принимать санкции против таких национальных федераций, включающие, когда необходимо исключение из соответствующих международных спортивных организаций и недопущение участия их представителей в международных спортивных соревнованиях.

В случаях грубых нарушений положений настоящей Конвенции государства-участники принимают по своему усмотрению соответствующие меры, включая, когда необходимо, меры, направленные на исключение ответственных национальных спортивных руководящих организаций, национальных спортивных федераций или спортсменов соответствующих стран из международных спортивных соревнований.

Положения данной статьи, конкретно касающиеся Южной Африки прекратят свое действие, когда в этой стране будет ликвидирована система апартеида.

Актуальными особенно в последние годы для спортивной деятельности являются вопросы допинга в спорте. В связи с этим в 1989 г. была принята Конвенция против применения допинга 7, вступившая в силу 1 марта 1990 года. Участие в борьбе с допингом международных и национальных спортивных организаций является одной из мер искоренения допинга в спорте. Так, статья 7 Конвенции гласит, что стороны (страны-участницы Конвенции) обязуются поощрять свои спортивные организации и через них международные спортивные организации, в том, что касается разработки и применения всех надлежащих, относящихся к их компетенции мер по борьбе с допингом в спорте. С этой целью они призывают свои спортивные организации уточнять и согласовывать их соответствующие права, обязательства и обязанности, и в частности путем согласования:

а) антидопинговых правил на основе правил, принятых компетентными международными спортивными организациями;

b) списков фармакологической классификации допинговых веществ и запрещенных методов допинга на основе списков, принять компетентными международными спортивными организациями;

с) методов антидопингового контроля;

d) дисциплинарных процедур, применяющих признанные принципы естественной справедливости и гарантирующие уважение основных прав спортсменов, на которых падает подозрение;

е) процедуры применения эффективных санкций в отношении руководителей, врачей, ветеринаров, тренеров, физиотерапевтов и других руководителей или соучастников нарушений спортсменами антидопинговых правил;

f) процедуры взаимного признания временной дисквалификации и прочих санкций, вводимых другими спортивными организациями в самой стране или в какой-либо другой стране.

Кроме того, Стороны поощряют спортивные организации:

а) в проведении достаточного, с точки зрения эффективности, количества антидопинговых проверок не только в ходе соревнований, но и без предупреждения, в любой удобный момент, вне них; эти проверки должны осуществляться в условиях равенства для всех спортсменов и включать анализы, осуществляемые и повторно проводимые на спортсменах, отобранных, в случае необходимости, наугад;

b) заключать со спортивными организациями других стран соглашения, позволяющие подвергать спортсмена, тренирующегося в одной из этих стран, проверке, осуществляемой группой антидопингового контроля, наделенной необходимыми полномочиями в данной стране;

с) уточнять и согласовывать правила, касающиеся допуска спортсменов к соревнованиям и включающие антидопинговые критерии;

d) поощрять спортсменов активно участвовать в борьбе с допингом, проводимой международными спортивными организациями;

е) полно и эффективно использовать как во время спортивных соревнований, так и вне их оборудование, предоставленное в их распоряжение для антидопингового анализа в лабораториях;

f) разрабатывать научные методы тренировки и руководящие принципы, предназначенные для защиты спортсменов любого возраста, с учетом специфики каждого конкретного вида спорта.

Таким образом, МСФ должны стать основными органами, способствующими борьбе с допингом в своем виде спорта, как на общемировом уровне, так и на уровне составляющих федерацию национальных спортивных организаций.

Важный момент, на который необходимо обратить внимание. Международные спортивные федерации (МСФ) создаются и действуют не только в целях развития профессионального спорта (спорта высоких достижений), но и т.н. «спорта для всех», «массового спорта» (в прямом смысле массовой физической культуры). В уставах содержатся соответствующие строки: ФИФА — «способствовать развитию игры в футбол любым путем, который признан подходящим ФИФА или ее исполнительным комитетом»; ФИБА — «распространение любительского баскетбола во всем мире»; ФИВБ — «содействие развитию волейбола в разных странах» и т.д. Среди целей, записанных в уставе ИААФ, имелась такая запись: «установление дружеских отношений между всеми членами для развития легкой атлетики в мире». То есть, запись в уставе о развитии того или иного вида спорта в разных странах мира обязательно присутствовала, однако, как отмечают исследователи, носила, скорее формальный характер — своего рода дежурная фраза о необходимости развития спорта среди широких масс населения8. На практике исполнение задачи развития «спорта для всех» затруднялось по нескольким причинам, основной из которых является нехватка финансирования. Как правило, финансы МСФ складываются из годовых членских взносов национальных федераций, и расходуются они, прежде всего, на нужды «спорта высоких достижений». Поддержка развития спорта для всех — это прерогатива местных органов власти и местных (национальных) спортивных организаций.

Руководящими органами в отдельных видах спорта являются международные спортивные федерации. Появление первых федераций относится к концу XIX века. Особенно интенсивно федерации стали создаваться в начале XX века.

Сейчас насчитывается более 80 международных федераций. Старейшей из них является федерация гимнастики, образованная в 1881 году. С 1892 года существуют федерации академической гребли, а также скоростного бега на коньках и фигурного катания. В 1900 году образовался международный союз велосипедистов.

Процесс создания международных федераций не прекращается. К числу наиболее молодых можно отнести федерацию волейбола, созданную в 1946 году, спортивного рыболовства — в 1952 году, хоккея с мячом — в 1955 году, санного спорта — в 1957 году, буерного спорта— в 1962 году, прыжков на батуте — в 1964 году. Наиболее представительна Федерация легкой атлетики, в которую входят 183 страны. Еще несколько федераций объединяют более чем 130 стран: баскетбола —178, волейбола — 175, футбола — 156, бокса — 155, велоспорта— 145, плавания—142, тяжелой атлетики—132.

Каждая федерация утверждает свой устав, избирает руководящие органы, устанавливает официальные языки. Федерации направляют свою деятельность на дальнейшее развитие своих видов спорта в максимально большем числе стран, разрабатывают и утверждают правила соревнований, организуют крупнейшие международные соревнования и чемпионаты, решают вопросы пропаганды видов спорта.

Источники финансирования деятельности федераций — членские взносы национальных федераций, доходы от соревнований, продажи официальных изданий, от трансляции состязаний по телевидению, пожертвований частных лиц и организаций.

В 1967 году создана Генеральная ассоциация международных спортивных федераций, которая призвана способствовать укреплению авторитета международных федераций и их независимости, содействовать более тесным контактам федераций с МОК и любой другой спортивной организацией, согласовывать мнение по вопросам международного спортивного движения и Олимпийских игр. Генеральная ассамблея ассоциации собирается не реже одного раза в год.

Международные спортивные федерации являются самостоятельными организациями. В своей деятельности они подчиняются Генеральной ассоциации международных федераций, а в вопросах, связанных с проведением соревнований на Олимпийских играх,— МОК.

МОК признает международные федерации по видам спорта, входящим в программу Олимпийских игр.

Высок авторитет спортивных организаций нашей страны в международных спортивных объединениях. Показателем этого может служить тот факт, что в руко* водящие органы федераций избрано 147 представителей Советского Союза (среди них 21 вице-президент международных спортивных организаций). В том числе Л. С. Хоменков (легкая атлетика), В. И. Колосков (футбол), А. А. Новиков (борьба), Ю. Б. Чесноков (волейбол), Н. Н. Пахоменко (тяжелая атлетика) и др. В четырех федерациях наши представители возглавляют различные высокие международные спортивные органы: Ю. Е. Титов — много лет бессменный президент Международной федерации гимнастики, В. С. Сысоев — президент Международной любительской федерации велоспорта. В ноябре 1988 года президентом Международной федерации современного пятиборья, биатлона и триатлона избран прославленный советский спортсмен И. А. Новиков. На протяжении ряда лет возглавляет Международную федерацию хоккея с мячом Г. П. Гранатуров.

Международная федерация студенческого спорта совместно с Организацией объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) в прошлом году учредили Международный день студенческого спорта. Теперь он будет отмечаться ежегодно 20 сентября.

Что представляет собой Международная федерация студенческого спорта?

Международная федерация университетского спорта. Фото: Public Domain

Международная федерация студенческого спорта (FISU, фр. Fédération Internationale du Sport Universitaire) — международная спортивная организация, созданная для развития и продвижения спорта среди студентов. Является правопреемницей Международной конфедерации студентов (МКС), существовавшей до Второй мировой войны. Первые «Мировые Игры среди студентов» были организованы Жаном Петитьеном в Париже в мае 1923 года.

Вопрос-ответ Что такое Универсиада? 10 фактов о соревновании

В 1946 году в Праге был создан Международный Союз Студентов (ISU). Его основная цель — восстановление деятельности Международной Конфедерации Студентов. В 1947 году этот союз организовал IX Мировые Игры среди студентов. В 1949 году Полом Шлеймером из Люксембурга была создана Международная Федерация Студенческого Спорта (FISU).

В 1959 году FISU и ISU дали свое согласие на участие в Играх в г. Турин (Италия), организованных Итальянской Ассоциацией Студенческого Спорта. Итальянские организаторы впервые назвали игры 1959 года «Универсиадой» и создали флаг с буквой «U», окруженной пятью звездами, который стал началом мирового шествия Универсиад.

Где находится штаб-квартира FISU?

Штаб-квартира Международной федерации студенческого спорта находится в Лозанне (Швейцария).

Чем занимается FISU?

Основной вид деятельности Международной федерации студенческого спорта — это проведение Универсиад и чемпионатов мира среди студентов.

Федерация также координирует деятельность более ста национальных федераций студенческого спорта, входящих в ее состав. Под ее эгидой каждые два года проводятся Летняя и Зимняя Универсиада — аналог Олимпийских игр, проводящийся среди студентов.

FISU сотрудничает с международными спортивными организациями, такими как МОК, GAISF, WADA и т.д.

Где в 2017 году пройдет Универсиада?

28-я Всемирная Зимняя Универсиада пройдет в 2017 году в казахстанском городе Алматы. Состязания состоятся с 29 января по 8 февраля. Участие в них примут 2000 спортсменов из 55 стран в возрасте от 17 и до 28 лет. Всемирная 29-я летняя Универсиада в 2017 пройдет в Тайбейе (Тайвань).

Россия впервые примет Зимнюю Универсиаду в 2019 году. Она пройдет в Красноярске. Всемирная Универсиада 2019 — это третья Универсиада, которую принимает Россия. Первая Летняя Универсиада проходила в Москве в 1973 году, вторая — в 2013 году в Казани.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *