МФЦ перерасчет за воду

МФЦ перерасчет за воду

Ниже перечислены коммунальные услуги и допустимость отклонений от установленных норм

Электроснабжение

Поставка электричества должна соответствовать ГОСТу по частоте тока и напряжению в квартирных сетях. Отклонений от норм, прописанных в государственном стандарте, быть не должно.

Отопление

Для отопления существуют требования по температуре в помещениях и давлению внутри системы. Отклонения по температуре в некоторых случаях допустимы.

Не считается нарушением превышение в 4оС, снижение температуры по ночам (с полуночи до 5 утра) на 3оС. А вот днем в жилых помещениях холоднее становится не должно. Давление в системе всегда должно соответствовать нормативам.

Нормативы для помещений

  • жилые помещения +18оС, для регионов с самой холодной пятидневкой -31оС и ниже такой норматив +20оС; для угловых помещений эти показатели — +20оС и +22оС соответственно
  • кухни +18оС
  • туалеты +18, ванные и совмещенные санузлы +25оС

Газоснабжение

Для газа нормативным считается давление 0,0012-0,003 МПа, допускается отклонение в пределах 0,0005 МПа.

Водоснабжение

К воде предъявляется ряд требований по составу, свойствам для холодной и горячей воды и давлению в системе. Эти показатели всегда должны соответствовать нормативам.

Горячая вода, помимо вышеуказанных норм, должна отвечать определенным критериям по температуре. Согласно санитарным нормам, она должна составлять 60-75оС. В ночное время (с полуночи до 5 утра) возможно отклонение в 5оС, днем колебания температуры не должны быть более 3оС.

После устранения недостатков услуг ЖКХ составляется акт, и начисления происходят в прежнем объеме.

3

Содержание

Отсутствие жильца

Собрались в длительную командировку, отпуск, или вдруг оказались на длительном лечении в больнице? Вы имеете право на перерасчет, но только в том случае, если отсутствие продолжалось пять календарных дней и больше, при этом дни отъезда и приезда в учет не идут.

Еще одно обязательное условие — отсутствие счетчиков и невозможность их установки с технической точки зрения. Если индивидуальные приборы учета есть, то начисления будут производиться по показаниям.

Уменьшение платежей возможно по таким услугам как поставка воды, водоотведение (если подаете на перерасчет оплаты за воду) и газоснабжение (за исключением газа для отопления). А вот оплата за отопление (имеется в виду центральное) перерасчету не подлежит.

Если вы знаете о своем отсутствии заранее, то лучше предупредить управляющую организацию до отъезда, тогда перерасчет сделают в течение 5 рабочих дней, и сумма с поправками должна появиться в квитанции за текущий месяц.

Если ваш отъезд случился неожиданно, или у вас просто нет времени на улаживание вопросов с УК, можно сделать перерасчет в течение 30 календарных дней после возвращения. Тогда откорректированная стоимость коммунальных услуг вносится в новый платежный документ.

Максимальный срок временного отсутствия длится до полугода. Если фактически вы отсутствовали дольше, заявление нужно подавать повторно.

Чтобы получить перерасчет, нужно подать заявление и документы, которые подтвердят, что вы не проживали какое-то время дома. Это могут быть чеки из отеля, приказ с места работы о направлении в командировку, справка от лечебного учреждения, и т.п.

Только помните, что эти документы нужно оформить по определенным правилам, иначе вы получите отказ в перерасчете. Попросите в организации, выдавшей документы, проставить регистрационные номера, подписи, даты и печати. Эти требования не распространяются только на проездные билеты. Если вы выезжаете заграницу и документы на иностранном языке — нужно сделать перевод.

Необходимо помнить, что перерасчет можно произвести, если у вас нет просрочек и долгов по оплате услуг ЖКХ. В противном случае нужно будет сначала погасить все долги и оплатить пени.

Дмитрий Бурняшев

Частнопрактикующий юрист, эксперт по правовому сопровождению деятельности организаций ЖКХ

специально для ГАРАНТ.РУ

Доступность информации о правах собственников и о возможностях отстаивания таких прав и интересов, а также количество нарушений в сфере ЖКХ, способствует росту желающих отстаивать свои права в судебном порядке. Рассмотрим наиболее частые вопросы.

Предусмотрен ли досудебный или претензионный порядок урегулирования спора?

Условно, иски в сфере ЖКХ можно поделить на две группы:

  • иски об оспаривании решений общих собраний собственников помещений в МКД, членов ТСЖ или ЖСК;
  • иски к управляющим компаниям, в том числе ТСЖ, ЖСК, об оспаривании начислений, действий или бездействия, договоров управления, взыскания причиненного вреда и т. д.

Ни в одном из перечисленных случаев нормами Гражданского процессуального кодекса и Арбитражного процессуального кодекса, а также иными законами, регламентирующими правоотношения в сфере ЖКХ, не предусмотрен досудебный или претензионный порядок урегулирования спора. Но он может быть предусмотрен в договорах, заключаемых с такими организациями. Таким образом, при обращении в суд по спорам в сфере ЖКХ, соблюдение претензионного порядка необязательно, если такой порядок не предусмотрен договорными отношениями.

Является ли процедура уведомления собственников при оспаривании решений общих собраний о намерении обратиться в суд досудебным порядком урегулирования? Какие последствия несоблюдения процедуры?

В рамках процедуры оспаривания решения собрания предусмотрена обязанность лица, оспаривающее такое решение, уведомить в письменной форме и заблаговременно участников гражданско-правового сообщества о намерении обратиться в суд и предоставить им иную информацию, имеющую отношение к делу (п. 6 ст. 181.4 Гражданского кодекса).

Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума от 23 июня 2015 г. № 25 (далее – Постановление № 25) обратил внимание, что установленное п. 6 ст. 181.4 ГК РФ правило о заблаговременном уведомлении участников соответствующего гражданско-правового сообщества о намерении обратиться с иском в суд не является досудебным порядком урегулирования спора, в связи с чем в случае невыполнения истцом указанных требований суд не вправе возвратить исковое заявление на основании п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ, а также оставить исковое заявление без рассмотрения на основании абз. 2 ст. 222 ГПК РФ (п. 115 Постановления № 25). Отсутствие доказательств об уведомлении других участников является основанием для оставления искового заявления без движения согласно п. 1 ч. 2 ст. 135 ГПК РФ.

Таким образом, при обращении в суд с оспариванием решения собрания необходимо приложить к исковому заявлению доказательства соблюдения процедуры уведомления участников о намерении обратиться в суд. В противном случае исковое заявление будет оставлено без движения, и истцу будет предложено в установленный определением срок соблюсти процедуру и представить в суд доказательства.

Кого именно надо уведомлять и каким способом?

Если оспаривается решение общего собрания собственников, то следует уведомлять всех собственников помещений в МКД как потенциальных участников общего собрания, имеющих право участвовать в собрании и на которых распространяется решение собрания согласно ст. 46 Жилищного кодекса РФ.

Если оспаривается решение членов ТСЖ, то следует уведомлять также всех собственников помещений в доме, поскольку ст. 143.1 Жилищного кодекса РФ установлено право как членов ТСЖ, так и лиц, не являющихся членами ТСЖ, обжаловать в судебном порядке решения органов управления товарищества.

Сложность уведомления заключается в отсутствии законодательного указания на конкретный способ такого уведомления (вручение под роспись, направление заказным или иным способом), а также во множестве адресатов уведомления. В ст. 181.4 ГК РФ есть лишь указание на письменную форму уведомления.

В свою очередь, ВС РФ в п. 65 Постановления № 25, высказал позицию о возможности направить юридически значимое сообщение, которым является уведомление о намерении обратиться в суд, в форме размещения на специальном стенде информации об общем собрании собственников помещений в МКД.

Таким разъяснением ВС РФ в несколько раз увеличил возможность собственников обжаловать решения общих собраний, которые в определенных случаев «сдавались» на стадии оставления искового заявления без движения и невозможности уведомить абсолютно всех собственников под роспись.

Позиция ВС РФ активно используется в судебной практике.

Например, Верховным судом Республики Хакасии апелляционным определением от 26 июля 2016 г. по делу № 33-2496/2016 было отменено определение суда первой инстанции об оставлении искового заявления об оспаривании решения общего собрания собственников. Суд указал, на законность одного из способа уведомления как размещение уведомления на информационном стенде дома. В свою очередь, коллеги из Забайкальского краевого суда в апелляционном определении от 10 марта 2016 г. по делу № 33-1150/2016, рассматривая частную жалобу на определение об оставлении иска без движения, напомнили, что п. 6 ст. 181.4 ГК РФ не содержит ограничений в способах извещения собственников, указывая лишь на необходимость письменного извещения, и указали в качестве примера извещение в форме размещения объявления на информационной доске.

Исходя из своей практики, отмечу, что размещая объявление лучше сделать фотографию с геолокацией (в таком случае в свойствах фотографии, как электронного документа, будет указан адрес дома, где она сделано), а также стоит сделать фотографию как самого объявления вблизи, так и общего фона (доски объявления).

Кроме самих фотографий в суд можно приложить в качестве доказательства и акт о размещении уведомлений, составленный в присутствии свидетелей (двух и более граждан).

Какой срок исковой давности по спорам в сфере ЖКХ?

В сфере ЖКХ существует несколько сроков исковой давности в зависимости от предмета спора и требований.

3 года – общий срок исковой давности согласно ст. 196 ГК РФ, который, в том числе распространяется и на требования о взыскании задолженности со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Например, если речь идет о взыскании задолженности, то со дня, следующим за днем обязанности уплатить очередной платеж.

При этом, срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу согласно ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ и п. 2 ст. 200 ГК РФ (п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).

6 месяцев – срок для предъявления требований об обжаловании решений общих собраний собственников помещений в МКД согласно ч. 6 ст. 46 Жилищного кодекса РФ. Срок исчисляется со дня, когда собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Например, с даты размещения уведомления о результатах общего собрания на информационных досках и/или с даты размещения управляющей организацией протокола общего собрания в ГИС ЖКХ.

Аналогичный срок установлен и для иных решений собраний согласно п. 5 ст. 181.4 ГК РФ, например – решение общего собрания членов ТСЖ, ЖСК или иного жилищного объединения.

Каков размер госпошлины при обращении в суд?

При подаче исковых заявлений к управляющим компаниями госпошлину платить не следует, если сумма исковых требования меньше 1 млн руб., поскольку на отношения между собственниками жилых помещений в МКД и управляющей компанией распространяется Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (п. 7 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2017)). А в силу п. 3 ст. 17 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей), подп. 4 п. 2, п. 3 ст. 333.36 Налогового кодекса истцы-граждане по искам, связанным с нарушением их прав потребителей, освобождаются от уплаты госпошлины, если сумма иска не превышает 1 млн руб. При более высокой цене иска госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб.

Если оспаривается решение собрания, то размер госпошлины составит 300 руб. (п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ). При этом Минфин России разъяснил, что при подаче в суд общей юрисдикции одного искового заявления тремя физлицами должна быть уплачена госпошлина в размере 300 руб. При этом каждое физлицо в таком случае уплатит по 100 руб. (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 августа 2017 г. № 03-05-06-03/53697).

Таким образом, чтобы определить сумму пошлины, необходимую уплатить каждым соистцом, следует общую сумму пошлины согласно п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ в 300 руб. разделить на количество соистцов:

  • по 150 руб. каждый, если двое;
  • по 100 руб. каждый, если трое;
  • по 75 руб. каждый, если четверо;
  • и так далее.

Обязан ли гражданин при иске о взыскании убытков к управляющей компании доказывать ее виновность в действиях или бездействии?

Гражданин при подаче иска о взыскании убытков не обязан доказывать наличие вины на стороне управляющей компании, поскольку граждане, являющиеся собственниками помещений в МКД, относятся к потребителям услуг, оказываемых управляющей организацией (исполнителем) по возмездному договору управления МКД, в связи с чем на данные правоотношения распространяется закон о защите прав потребителей (п. 7 Обзора № 3).

А это означает, если вред причинен в зоне ответственности управляющей организации (например, в результате аварии на общедомовом стояке холодной воды), то гражданин не должен доказывать наличие вины со стороны управляющей организации.

В свою очередь, согласно вышеуказанным разъяснениям бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.

Если управляющая организация не согласна с требованиями и считает, что вред был причинен в результате действий третьих лиц, то именно на управляющую организацию возлагается обязанность по доказыванию этого обстоятельства в суде. Так, например, она не будет отвечать за причиненный вред вследствие проведенных ремонтных работ собственниками помещений в МКД. Собственнику было отказано в возмещении вреда из-за того, что собственник коммунальной квартиры самостоятельно выполнил работы по замене унитаза, и во время монтажа сломал часть чашки на крестовине канализационного стояка (постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2015 г. № 05АП-572/15).

Большая масса требований в спорах с управляющими компаниями посвящена взысканию убытков вследствие заливов квартир, которые происходят из-за ненадлежащего исполнения обязательств управляющими организациями.

В итоге, при подаче иска о взыскании убытков, причиненными по данной причине, не следует доказывать виновность управляющей организации в силу вышеуказанных положений законодательства.

Аналогичная ситуация будет обстоять и с требованиями к ТСЖ или иному жилищному объединению согласно п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» – закон о защите прав потребителей распространяется на отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам, в том числе и членам этих организаций, платных услуг (работ).

ГЖИ (аббревиатура, используемая для государственной жилищной инспекции) – государственная организация, совершающая контроль управления многоквартирными домами, а также наделенная разрешительными функциями, связанными с эксплуатацией недвижимости.

Как показывает практика, граждане не до конца понимают, чем должна заниматься эта служба, поэтому целесообразно указать, что жилинспекция – независимый посредник между государственными/муниципальными органами власти с одной стороны и жильцами/владельцами квартир – с другой.

Общее понятие Госжилинспекции

Как уже отмечалось выше, Жилищно-коммунальная инспекция предназначена для установления взаимодействия между владельцами жилья в многоквартирных домах и муниципалитетами. Необходимость формирование отдельного контролирующего органа обусловлена тем, что в многоэтажных зданиях помимо частных квартир есть общие территории, требующие постоянного ухода и ремонта. И государство со своей стороны гарантирует каждому гражданину безопасность при эксплуатации жилых и нежилых сооружений.

Специалисты жилищной инспекции готовят заключение о возможности безопасной эксплуатации дома, что влияет на присвоение зданию статуса аварийного или ветхого.

Осуществление жилищного надзора органами ГЖИ происходит только в рамках конкретного субъекта Федерации (полномочия ограничиваются областными территориями). Для управления на местах формируются городские отделы.

В работе инспекция должна подчиняться нормам законодательства. А именно Конституции РФ (каждому жителю России гарантировано право на защиту личной собственности), ЖК РФ (касательно правил целевого использования жилья и управления домами), ведомственными законами, устанавливающими правила осуществления надзора и проведения целевых проверок.

Эмблема ГЖИ

Основные задачи

Жилищно-коммунальные инспекторские службы уполномочены исполнять следующие действия:

  • принятие жалоб и заявлений от населения касательно нарушения требований законодательства и устранение противоправных действий (самостоятельное выявление);
  • рассмотрение споров в сфере предоставления коммунальных услуг (защита потребительских прав);
  • неисполнение своих обязанностей управляющими компаниями;
  • изменение условий эксплуатации домов;
  • возникновение обстоятельств, ставящих под сомнение безопасность проживания в недвижимости.

Для полноценного исполнения задач на вверенной территории Жилинспекция может проводить следующие мероприятия:

  • государственный жилищный надзор за техническим состоянием зданий и порядком их эксплуатации;
  • ознакомление с документами провайдеров коммунальных услуг, а также контроль качества подаваемых ресурсов;
  • организация проверок домов;
  • контроль деятельности ЖКХ (особенно в переходной период между сезонами, когда особое внимание уделяется коммуникациям);
  • рассмотрение заявлений и принятие решений касательно возможности переоборудования жилья.

Учитывая такой широкий спектр полномочий, жители района могут обращаться к инспекторам с жалобами по любому вопросу, связанному с эксплуатацией многоквартирного дома.

Какие вопросы решает и какие права имеет

Такие жилищные инспекторские органы исполняют много задач по разным направлениям. И чтобы гарантировать успешную и эффективную деятельность организации, законодательные акты предусматривают дополнительные права должностных лиц в этой сфере. К ним относятся:

  • беспрепятственный доступ ко всем коммуникациям с целью проведения их проверки;
  • возможность обследования домов в любое желаемое время (в том числе, без предварительного предупреждения УК, ЖКХ или самоуправления);
  • сбор информации от юридических и физических лиц, а также организаций, которая отображает порядок пользования домом, условия предоставления коммунальных услуг и оказания необходимой поддержки жильцам;
  • фиксация нарушений закона;
  • составление административных протоколов и предписаний с целью привлечения виновных лиц к ответственности;
  • инициация рассмотрения споров в судах;
  • заключение контрактов с провайдерами услуг и товаров, необходимых для надлежащего использования дома;
  • собрание жильцов и проведение разъяснительных бесед;
  • рассмотрение жалоб и заявлений населения;
  • личный прием граждан;
  • проведение мероприятий по борьбе с коррупцией.

Что нужно знать о ГЖИ

Во многом эффективность работы региональных госжилинспекций зависит от активности взаимодействия с населением. Так, работа ведется посредством проведения личных встреч с жильцами, а также путем рассмотрения различных жалоб и заявлений населения. Подать ходатайство в ГЖИ можно лично в локальном отделении, в электронном виде на официальном сайте организации, а также по телефону.

Дополнительно нужно учитывать следующие принципы деятельности организации:

  1. Жилинспекции подчиняются все государственные и частные фирмы, чья деятельность связана с эксплуатацией домов. Это касается ЖЭКов, а также частных провайдеров коммунальных услуг. Подчинение проявляется в праве осуществления надзора за деятельностью таких компаний, а также их привлечением к ответственности виновных лиц.
  2. Коммерческие УК отчитываются в результатах своей работы закрепленным инспекторам. Это делается для того, чтобы избежать злоупотребления своими полномочиями управляющими фирмами, а также предотвращения некачественного исполнения вверенных обязанностей.
  3. Участие в качестве посредника между встречными сторонами в спорах, касающихся эксплуатации домов, предоставления коммунальных ресурсов или благоустройстве придомовых территорий.

Полномочия и права Государственной жилищной инспекции

Комитет государственного жилищного надзора и лицензионного контроля уполномочен исполнять следующие функции:

  • проверка ухода за общедомовой собственностью;
  • надзор за качеством предоставления коммунальных сервисов;
  • решение конфликтных ситуаций, связанных с установлением стоимости услуг ЖКХ;
  • контроль соблюдения договоров, которые стали заключаться между жильцами и управляющими фирмами, а также провайдерами услуг;
  • проверки исправности числительных приборов.

Как показывает практика, большинство жалоб и обращений в инспекцию поступают по вопросам, связанным с некачественным исполнением обязанностей управляющими компаниями. А именно:

  • отказ в проведении поточного или капитального ремонта;
  • неисправность освещения;
  • поломки лифта и отсутствие мастера по ремонту;
  • ненадлежащий уход за придомовыми территориями;
  • неисправность коммуникаций;
  • экономические споры, связанные с необоснованным завышением стоимости коммунальных услуг.

Как действует Госжилинспекция в случае жалобы со стороны жильцов?

Официальная исполнительная деятельность Госжилнадзора осуществляется на основании ведомственного Положения. В статьях нормативно-правового акта зафиксирован порядок реагирования должностных лиц на все жалобы и обращения жильцов. Алгоритм действий следующий:

  1. Потребитель передает в локальный отдел письменное заявление, в котором обозначает текущие претензии. Единой формы обращения не существует, но для ясности обстоятельств, предстоит отобразить дату обращения, фамилию должностного лица, допустившего нарушения, а также материальный вред, если такой был причинен. Заявление готовится в двух экземплярах, один из которых остается у самого гражданина.
  2. Обращение регистрируется в Журнале, после чего начинается разбирательство. Максимальный срок проведения проверки не установлен, но уже через 10 суток заявитель должен получить ответ с указанным списком предпринятых действий.
  3. Назначается ответственный инспектор, который проверяет обоснованность поданной жалобы. С этой целью ответственное лицо лично отправляется в дом для проверки нарушений, а также истребует документацию от компетентных организаций.
  4. При подтверждении нарушения составляется Акт, в котором отображается суть проступка. Акт подписывается инспектором, нарушителем, заявителем и двумя независимыми свидетелями. Дополнительно готовится Предписание с требованиями устранить нарушение и прекратить незаконные действия.

Предписание передается виновным органам и для его исполнения есть 30 суток. За этот срок все недостатки должны быть устранены.

Какие вопросы не входят в полномочия ГЖИ

Председатель исполнительного комитета ГЖИ может назначать проверки по всем видам нарушений, кроме экономических. Так, в ведении инспекции не находятся вопросы, связанные с использованием денежных средств жильцов управляющими компаниями или ТСЖ. Все, что касается финансовой деятельности УК, относится к полномочиям правоохранительных органов и ФНС.

Как уже отмечалось выше, за свои действия ГЖИ также несут ответственность. В чем заключаются незаконные действия отделений ГЖИ, обозначено в ведомственном Положении о службе. Чаще всего это касается фактов отказа в рассмотрении жалоб жильцов. Чтобы привлечь инспекторов к ответу, нужно готовить обращение в вышестоящий орган.

Государственная жилищная инспекция города Москвы

Официальный сайт — https://www.mos.ru/mgi/

Государственная жилищная инспекция Московской области

Официальный сайт — http://gzhi.mosreg.ru/

13.11.2019 Вода / Счетчики холодной и горячей воды

Ситуация: собственники квартиры много месяцев (полгода, к примеру) не передавали показания счетчиков воды. Коммунальщики перевели квартиру на оплату воды по нормативам. Результат – цифры в строках горячее и холодное водоснабжение заметно выросли. И это сподвигло жильцов наконец передать показания счетчиков.

Реальное потребление воды, как и следовало ожидать, оказалось намного меньше, чем было насчитано по нормативам. По логике, собственникам квартиры положено сделать перерасчет. Однако коммунальщики возвращать переплаченные деньги отказались. На каком основании? И можно ли все-таки добиться перерасчета в такой ситуации?

Долго не подавали показания счетчиков воды: что говорит действующее законодательство?

Порядок расчетов между собственником квартиры и исполнителем коммунальном услуги (сейчас это чаще всего управляющая компания дома) описывается в «Правилах предоставления коммунальных услуг». Их актуальная версия доступна по ссылке http://docs.cntd.ru/document/902280037

В частности, п. 59 Правил утверждает, что в случае если показания счетчика не были переданы, то плата за потребленную коммунальную услугу (в данном случае – водоснабжения), первые три месяца рассчитывается, исходя среднего потребления в предыдущий период (берется полгода).

А п. 60 уточняет, что по истечении трехмесячного срока плата за воду начисляется, исходя из действующих в регионе нормативов потребления.

Таким образом, логика выстраивается следующая: в случае не передачи показаний счетчика первые три месяца плату за воду начисляют по «среднему», а затем по нормативу.

Что происходит, когда собственник квартиры возобновляет передачу показаний прибора учета? Эта ситуация вроде бы как описывается в п. 61 Правил. Дословно это выглядит следующим образом:

… Если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов…

Иными словами, если у исполнителя коммунальных услуг (под «исполнителем» в данном случае понимается либо управляющая компания, либо водоканал) имеются одни показания, а при проверке счетчика выясняются другие, то во внимание принимаются фактические показания. Соответственно, должен быть произведен перерасчет за оказанные услуги по водоснабжению.

И логичным выглядит допущение, что такой же порядок действует и в случае, если показания прибора учета получены не в ходе проверки, а непосредственно от собственника квартиры. Однако в реальности нередко происходит по-другому.

Коммунальщики используют лазейку, которую открывает п. 31 все тех же Правил. В нем, среди прочего, говорится, что исполнитель коммунальной услуги обязан:

… принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания …

Ключевой здесь является фраза «за тот расчетный период» (т.е. месяц), за который сняты показания.

Эту фразу (при желании) можно понять и так, что перерасчитывать плату за воду по нормативу, начисленную за прошлые месяцы, исполнитель коммунальных услуг, вроде как, и не обязан. Она же была начислена не за тот месяц, когда были сняты показания счетчика.

Соответственно, логика выстраивается такая: в месяцы, когда показания счетчика не передавались, расчет может идти либо по-среднему, либо по нормативу. И даже когда показания все-таки передаются, то они используются лишь как «начальные» для того, чтобы насчитать по счетчику плату за воду уже для следующего месяца. Если, конечно, потребитель эти показания в следующем месяце передаст.

Пример такого толкования норм законодательства дают, в частности, разъяснения, опубликованные 26.02.2018 года Министерством энергетики и ЖКХ Красноярского края в ответ на обращение одного из местных жителей. В оригинале их можно посмотреть здесь — http://gkh24.ru/questions, номер вопроса — 18-001-289. Но для удобства приводим их ниже.

Долго не передавали показания счетчика воды, можно ли получить перерасчет? Пример официальных разъяснений

… Вопрос: Добрый день, у меня в квартире установлены приборы учета горячей и холодной воды, но показания в УК не передавались более 3 месяцев, УК перевела меня на расчет по нормативу и отказывается производить корректировку, хотя показания я передала. На каком основании они не делают перерасчет, и как в дальнейшем должен производиться расчет и учет переданных показаний?

Ответ: В соответствии с пунктом 33 Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 потребитель имеет право при наличии индивидуального прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее даты, установленной договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

При этом согласно пункту 59 Правил № 354 в случаях непредставления потребителем показаний индивидуального прибора учета за расчетный период в установленные Правилами № 354 или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, сроки, начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 6 расчетных периодов подряд плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 60 Правил № 354 по истечении указанного выше предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по среднемесячному объему потребления коммунального ресурса, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается из нормативов потребления коммунальных услуг.

При этом нормой пункта 31 Правил № 354 определено, что исполнитель обязан принимать от потребителей показания индивидуальных приборов учета, использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что если потребитель не воспользовался своим правом ежемесячно снимать и передавать показания индивидуального прибора учета, исполнитель определяет плату за коммунальную услугу исходя из положений пунктов 59, 60 Правил № 354.

Далее, при предоставлении потребителем показаний приборов учета исполнителю, перерасчет за прошлый период в соответствии с представленными показаниями не проводится, так как Правилами № 354 определена обязанность исполнителя использовать показания индивидуальных приборов учета при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания.

Соответственно, действия исполнителя в Вашем случае правомерны…

Позиция жилищной инспекции и судов по пересчету платы за воду исходя из показаний счетчиков

И сформулированный выше подход – это отнюдь не уникальное явление. То, что проблема носит массовый характер, подтверждают многочисленные решения судов и жилищных инспекций, принятые по заявлениям собственников, которые настаивают на перерасчете платы за воду исходя из фактических показаний счетчиков.

Хорошая же новость заключается при этом в том, что, насколько можно понять из анализа складывающей практики рассмотрения таких дел, надзорные ведомства и суды склоняются к поддержке позиции собственников жилья.

Характерным в этом смысле является рассмотрение иска, поданного компанией «Центр реализации коммунальных услуг» (управляет водоканалом города Шарыпов, Красноярский край) к региональной Службе строительного надзора и жилищного контроля. Коммунальщики потребовали признать незаконным решение, вынесенное жилищной инспекцией в поддержку собственника частного дома.

Если вкратце, то хозяин дома, подключенного к сетям центрального водоснабжения, с октября 2016 длительное время не передавал показания счетчика воды. Плата за воду в первые три месяца начислялась по предыдущему среднему потреблению, затем абонент был переведен на оплату по нормативу.

В июне 2017 года представитель водоканала посетил частное домовладение и снял показания счетчика. Одновременно был проведен осмотр прибора учета воды, подтвердивший его исправность и наличие пломбы. Тем не менее, сделать перерасчет платы за воду исходя из объемов фактического потребления в период между октябрь 2016 – июнь 2017 года поставщик отказался.

В ответ собственник дома обратился с жалобой в местных жилищный контроль. Надзорное ведомство жалобу рассмотрело, обязало «Центр реализации коммунальных услуг» провести перерасчет исходя из показаний счетчика. Водоканал, в свою очередь, с жилищной инспекцией не согласился, попробовал настоять на своем в судебном порядке. Но потерпел неудачу. Арбитражный суд Красноярского края встал на сторону жилищных инспекторов и собственника дома. В тексте решения суда эта позиция сформулирована следующим образом:

… Исходя из материалов дела … 08.06.2018 обществом с ограниченной ответственностью «Центр реализации коммунальных услуг» совместно с собственником рассматриваемого жилого дома проведен технический осмотр инженерных систем холодного водоснабжения жилого дома и в пределах земельного участка, о чем составлен соответствующий акт, подписанный представителем ООО «Центр реализации коммунальных услуг» и собственником жилого дома.

Согласно названного акта от 08.06.2018 в ходе технологического осмотра зафиксировано, что прибор учета холодного водоснабжения опломбирован, текущие показания на момент осмотра прибора учета: 00266 м³

Таким образом, учитывая, что собственником жилого дома в период с октября 2017 года не представлялись показания индивидуального учета холодного водоснабжения, управляющей компанией проводилась проверка технического состояния прибора учета холодного водоснабжения и у общества с 08.06.2018 имелись сведения о показаниях прибора учета холодного водоснабжения, заявитель обязан был произвести перерасчет платы за холодное водоснабжение исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета. …

Ознакомиться с полным текстом .

В дальнейшем водоканал пытался оспорить решение в судах высших инстанций. Дело дошло до Верховного суда РФ, однако пересмотра решения коммунальщики добиться не смогли. Посмотреть все решения по делу .

И какое резюме? В ситуации, когда показания счетчика долгое время не передавались, а после того, как они были переданы, перерасчета платы за воду не произошло, жилищная инспекция и суды с большой долей вероятности выступят на стороне собственника. И хотя действующее законодательство трактует данную ситуацию не волне четко, перерасчета добиться реально.

Необходимые условия для этого такие:

— Счетчик должен быть исправным

— Пломба счетчика не должна быть нарушена, а срок поверки не должен истечь

— Лучше, если фактические показания счетчика (те, которые станут первыми после длительного перерыва) снимет представитель «исполнителя коммунальной услуги»

В таком случае «ловушка коммунальщиков» будет эффективно обезврежена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *