Могут ли быть ограничены права и свободы?

Могут ли быть ограничены права и свободы?

· Не могут, так как права и свободы принадлежат человеку с момента его рождения и не отчуждаемы

· Не могут, так как согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие права и свободы человека

· Могут быть ограничены Указом Президента Российской Федерации в той мере, в которой это необходимо для защиты основ конституционного строя и обеспечения обороны страны

· Могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в которой это необходимо для защиты безопасности государства, здоровья, прав и законных интересов других лиц

239. Важнейшими государственно-правовыми атрибутами государственности субъектов Российской Федерации являются (выберите наиболее полный и правильный вариант ответа):

· Для республик — конституция, для иных субъектов – устав

· Для республик, краев — конституция, для иных субъектов – устав, а также для всех без исключения субъектов – законодательство

· Для всех субъектов без исключения – устав и законодательство

· Для республик – конституция, для иных субъектов – устав, а также для всех без исключения субъектов – законодательство

240. Гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина является:

· Президент Российской Федерации

· Конституционный Суд Российской Федерации

· Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

· Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

241. Срок избрания Президента Российской Федерации:

· 4 года

· 5 лет

· 6 лет

· зависит от того, впервые или повторно гражданин избран Президентом Российской Федерации

Кто может быть избран Президентом Российской Федерации?

· Гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет

· Гражданин Российской Федерации старше 40 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет

· Гражданин Российской Федерации старше 30 лет, не покидавший страну последние 3 года

· Гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет

243. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий:

· с момента избрания;

· с момента принятия присяги;

· на следующий день после официального опубликования результатов выборов Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

244. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации:

· более трёх сроков подряд

· более одного срока

· более четырёх сроков подряд

· более двух сроков подряд

Может ли избранный Президент Российской Федерации приступить к исполнению своих президентских обязанностей, если при вступлении в должность он не принес клятву?

· Не может

· Может, пообещав сделать это позднее

· Может, так как клятва – это формальный акт

· Может, поставив свою подпись под текстом клятвы заочно

246. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент Российской Федерации является:

· главой государства

· главой исполнительной власти

· главой законодательной власти

· главой исполнительной и законодательной власти

247. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент Российской Федерации издает:

· законы и распоряжения

· указы и распоряжения

· законы и постановления

· постановления и распоряжения

248. Осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации обеспечивают в соответствии с Конституцией Российской Федерации:

· Правительство Российской Федерации

· Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации

· Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

· Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

249. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае (выберите наиболее полный и правильный ответ):

· Противоречия этих актов Конституции Российской Федерации

· Противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам

· Противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации

· Противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина

Кто вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушением прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом?

· Президент Российской Федерации

· Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

· Правительство Российской Федерации

· Конституционный суд Российской Федерации

251. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации НЕ имеет права:

· Объявлять военное положение

· Осуществлять помилование

· Назначать референдум

· Подписывать ратификационные грамоты

252. Статус Совета Безопасности Российской Федерации определяется:

· Федеральным конституционным законом

· Федеральным законом

· Указом Президента Российской Федерации

· Постановлением Правительства Российской Федерации

Последняя редакция Статьи 56 Конституции РФ гласит:

1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

Комментарий к Ст. 56 КРФ

1. В соответствии с содержанием ч. 1 комментируемой статьи целями введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации. Это корреспондирует закрепленной в статье 2 Конституции РФ норме о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и тому значению, которое Конституция придает защите конституционного строя.

В соответствии с требованиями ч. 1 анализируемой статьи 30 мая 2001 г. был принят ФКЗ «О чрезвычайном положении». В Законе подробно рассматриваются: цели, обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения; меры и ограничения, применяемые в этих условиях; силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения; особое управление территорией, на которой введено чрезвычайное положение; гарантии прав граждан; ответственность должностных лиц в условиях чрезвычайного положения и др.

Чрезвычайное положение означает временно вводимый в соответствии с Конституцией и названным ФКЗ на всей территории России или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим ФКЗ отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Все ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия могут производиться лишь в соответствии с требованиями Конституции и федерального конституционного закона.

Статьей 3 названного ФКЗ предусмотрено, что чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю России и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:

а) попытки насильственного изменения конституционного строя, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

2. В соответствии со ст. 88 Конституции чрезвычайное положение на всей территории России или в ее отдельных местностях вводится указом Президента с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента о введении чрезвычайного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации.

В указе Президента о введении чрезвычайного положения должны быть определены:

а) обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения;

б) обоснование необходимости введения чрезвычайного положения;

в) границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;

г) силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения;

д) перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;

е) государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;

ж) время вступления указа в силу, а также срок действия чрезвычайного положения.

Указ Президента о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию.

После обнародования указа члены Совета Федерации обязаны прибыть к месту заседания Совета Федерации в возможно короткие сроки без специального вызова. Вопрос об утверждении указа рассматривается Советом Федерации в качестве первоочередного. Совет Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования указа Президента о введении чрезвычайного положения, рассматривает вопрос об утверждении этого указа и принимает соответствующее постановление.

Указ Президента о введении чрезвычайного положения, не утвержденный Советом Федерации, утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования, о чем население России или соответствующих отдельных ее местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.

Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях — 60 суток. По истечении указанного срока чрезвычайное положение считается прекращенным. В случае если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента с соблюдением требований, установленных настоящим ФКЗ для введения чрезвычайного положения.

При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, ранее установленного в соответствии с настоящим ФКЗ срока Президент отменяет чрезвычайное положение полностью или частично, о чем население Российской Федерации или соответствующих отдельных ее местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.

Указом Президента о введении чрезвычайного положения на период действия чрезвычайного положения может предусматриваться введение мер и временных ограничений, в частности: полное или частичное приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полномочий органов исполнительной власти субъекта Федерации, а также органов местного самоуправления; …установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства; установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств; запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий; запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций (ст. 11).

В случае введения чрезвычайного положения при наличии обстоятельств, указанных в п. «а» ст. 3 настоящего ФКЗ, в дополнение к указанным мерам и временным ограничениям на территории, на которой вводится чрезвычайное положение, указом Президента о введении чрезвычайного положения могут быть предусмотрены следующие меры и временные ограничения: введение комендантского часа, т.е. запрета в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специальных пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан; ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов; приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения; проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр их вещей, жилища и транспортных средств; продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на 3 месяца.

В случае введения чрезвычайного положения при наличии обстоятельств, указанных в п. «б» ст. 3 ФКЗ, в дополнение к указанным в его ст. 11 мерам и временным ограничениям, на территории, на которой вводится чрезвычайное положение, указом Президента о введении чрезвычайного положения могут быть предусмотрены, в частности, следующие меры и временные ограничения: временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением стационарных или временных жилых помещений; введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий; отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением указанными руководителями своих обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном соблюдении требований охраны труда.

На территории, на которой введено чрезвычайное положение, выборы и референдумы не проводятся в течение всего периода действия чрезвычайного положения.

Президент вправе приостанавливать действие правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, в случае противоречия этих актов указу Президента о введении на данной территории чрезвычайного положения.

Для обеспечения режима чрезвычайного положения используются силы и средства органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, внутренних войск, а также силы и средства органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствии стихийных бедствий. В исключительных случаях в дополнение к указанным силам и средствам для обеспечения режима чрезвычайного положения могут привлекаться Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы. Войска и органы пограничной службы привлекаются для обеспечения режима чрезвычайного положения только в целях охраны Государственной границы России. В Законе (ст. 17) указано, для выполнения каких задач привлекаются Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы.

Для осуществления единого управления силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, указом Президента назначается комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение, и определяются его полномочия. Комендант, в частности, издает в пределах своих полномочий приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения, обязательные для исполнения на соответствующей территории всеми организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и должностными лицами указанных организаций, гражданами, а также начальниками (командирами) органов внутренних дел, органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, воинских формирований, расположенных (дислоцирующихся) на территории, на которой введено чрезвычайное положение, и дополнительно привлекаемых для обеспечения режима чрезвычайного положения; устанавливает время и срок действия комендантского часа; определяет особый режим въезда на территорию, на которой введено чрезвычайное положение, и выезда с нее.

Комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение, вправе принимать участие во всех заседаниях органов государственной власти и заседаниях органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, и вносить предложения по вопросам, отнесенным настоящим ФКЗ и иными нормативными правовыми актами РФ к его компетенции. Деятельность комендатуры регулируется положением, утвержденным Президентом. Образование комендатуры территории, на которой введено чрезвычайное положение, не приостанавливает деятельность органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, действующих на указанной территории.

Для координации действий сил и средств, обеспечивающих режим чрезвычайного положения, в составе комендатуры территории, на которой введено чрезвычайное положение, указом Президента может быть создан объединенный оперативный штаб из представителей органов, обеспечивающих режим чрезвычайного положения. Объединенным оперативным штабом руководит комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение.

При введении чрезвычайного положения на всей территории России все войска и воинские формирования передаются в оперативное подчинение федеральному органу исполнительной власти, определяемому Президентом.

На территории, на которой введено чрезвычайное положение, указом Президента может вводиться особое управление этой территорией путем создания: а) временного специального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение; б) федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение. Временный специальный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, действует на основании положения, утверждаемого Президентом.

В случае если на территории, на которой введено чрезвычайное положение, создание временного специального органа управления указанной территорией не обеспечило достижения целей введения чрезвычайного положения, может быть создан федеральный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение. При этом временный специальный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, прекращает свои полномочия.

3. В ч. 3 комментируемой статьи приводится перечень закрепленных в Конституции прав и свобод, которые не могут быть ограничены в условиях чрезвычайного положения. Этот перечень весьма обширный и включает, в частности, право на жизнь, охрану государством достоинства личности; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести, вероисповедания.

Особенно необходимо отметить сохранение гарантии судебной защиты прав и свобод, права на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, гарантии на получение квалифицированной юридической помощи, сохранение действия презумпции невиновности, о которой говорится в ст. 49 Конституции.

В ФКЗ «О чрезвычайном положении» приводятся нормативные положения, призванные обеспечить право на обращение в суд в условиях чрезвычайного положения и обязанность суда соблюдать установленные процессуальные правила.

В Законе (ст. 35) установлено, что правосудие на территории, на которой введено чрезвычайное положение, осуществляется только судом. На указанной территории действуют все суды, учрежденные в соответствии с гл. 7 Конституции. Учреждение каких-либо форм или видов чрезвычайных судов, а равно применение любых форм и видов ускоренного или чрезвычайного судопроизводства не допускаются. В случае невозможности осуществления правосудия судами, действующими на территории, на которой введено чрезвычайное положение, по решению Верховного Суда или Высшего Арбитражного Суда в соответствии с их компетенцией может быть изменена территориальная подсудность дел, рассматриваемых в судах.

Деятельность органов прокуратуры на территории, на которой введеночрезвычайное положение, осуществляется в порядке, установленном федеральным законом. При введении чрезвычайного положения на территориях нескольких субъектов Федерации Генеральным прокурором РФ может быть создана межрегиональная прокуратура территории, на которой введено чрезвычайное положение.

В Законе содержится ряд норм, которые определяют полномочия, порядок и пределы действий различных органов и должностных лиц, что также имеет важное значение в обеспечении прав свобод граждан, недопущении их необоснованного ограничения.

Меры, применяемые в условиях чрезвычайного положения и влекущие за собой изменение (ограничение) полномочий органов государственной власти и управления, установленных Конституцией, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, должны осуществляться в тех пределах, которых требует острота создавшегося положения. Эти меры должны соответствовать международным обязательствам Российской Федерации, вытекающим из ее международных договоров в области прав человека, и не должны повлечь за собой какую-либо дискриминацию отдельных лиц или групп населения исключительно по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам.

Лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и оказывается необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством РФ.

Установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами России порядок и условия применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники изменению в условиях чрезвычайного положения не подлежат.

Граждане, должностные лица и организации за нарушение требований режима чрезвычайного положения, установленных в соответствии с настоящим ФКЗ, несут ответственность в соответствии с российским законодательством.

Указы Президента и иные нормативные правовые акты РФ, нормативные правовые акты субъектов Федерации, принятые в целях обеспечения режима чрезвычайного положения и связанные с временным ограничением прав и свобод граждан, а также прав организаций, утрачивают силу одновременно с прекращением периода действия чрезвычайного положения без специального уведомления.

Прекращение периода действия чрезвычайного положения влечет за собой прекращение административного производства по делам о нарушении режима чрезвычайного положения и немедленное освобождение лиц, подвергнутых административному задержанию или аресту по указанным основаниям.

Неправомерное применение физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники сотрудниками органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, военнослужащих внутренних войск и Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, а также превышение должностными лицами сил, обеспечивающих режим чрезвычайного положения, служебных полномочий, включая нарушение установленных настоящим ФКЗ гарантий прав и свобод человека и гражданина, влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Оглавление Раздел 1. Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Раздел второй

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
Статья 17
1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статья 18
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статья 19
1. Все равны перед законом и судом.
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Статья 20
1. Каждый имеет право на жизнь.
2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
Статья 21
1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Статья 22
1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
Статья 23
1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
Статья 24
1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Статья 25
Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Статья 26
1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Статья 27
1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
Статья 28
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Статья 29
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Статья 30
1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
Статья 31
Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 32
1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.
Статья 33
Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Статья 34
1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Статья 35
1. Право частной собственности охраняется законом.
2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
4. Право наследования гарантируется.
Статья 36
1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Статья 37
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Статья 38
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.
3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Статья 39
1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Статья 40
1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статья 41
1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Статья 42
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статья 43
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Статья 44
1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Статья 45
1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Статья 46
1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Статья 47
1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Статья 48
1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
Статья 49
1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
Статья 50
1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.
2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.
Статья 51
1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.
Статья 52
Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Статья 53
Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Статья 54
1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Статья 55
1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статья 56
1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.
3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 Конституции Российской Федерации.
Статья 57
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Статья 58
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Статья 59
1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Статья 60
Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
Статья 61
1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.
2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
Статья 62
1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Статья 63
1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.
Статья 64
Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

Оглавление Раздел 1. Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Раздел второй

Ограничение прав и свобод человека и гражданина обусловлено необходимостью обеспечения безопасности граждан и государства, исключения общественно вредного поведения, злоупотреблений правами и свободами, ведущих к нарушению прав и свобод других лиц. Поэтому изучение проблематики, связанной с ограничением прав и свобод, имеет важное значение для развития правовой практики защиты прав человека.

В науке конституционного права понятие ограничения прав и свобод человека употребляется в двух смыслах.

Во-первых, ограничение представляет собой исключение из общей совокупности прав и свобод человека, принадлежащих ему некоторых прав. Такие ситуации могут иметь место при введении в стране или на какой-либо ее территории режима чрезвычайного положения (ст. 56). При этом в Конституции Российской Федерации устанавливается, что такого рода ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным конституционным законом только в целях обеспечения безопасности граждан и защиты основ конституционного строя с обязательным указанием пределов и срока их действия. Не подлежат ограничению некоторые права и свободы, предусмотренные специально указанными в ч. 3 ст. 56 статьями Конституции. Эти статьи закрепляют право на жизнь, достоинство личности, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, гарантии против сбора информации о частной жизни лица, свободу совести, свободу вероисповедания, свободу предпринимательской деятельности, право на жилище, а также комплекс прав на судебную защиту.

Во-вторых, как установленные Конституцией Российской Федерации и законодательством пределы (границы) осуществления человеком и гражданином субъективных прав и свобод. Формально-юридическое выражение ограничений прав и свобод происходит в запретах, сужении рамок, границ прав и свобод, установлении условий, обязываний, ответственности, существование которых детерминировано необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей и обеспечения необходимого баланса между интересами личности, общества и государства. Это те ограничения прав и свобод, в условиях которых личность живет и осуществляет свою повседневную деятельность, поэтому рассмотрим некоторые из них подробнее.

Нормы, ограничивающие права и свободы человека, могут содержаться непосредственно в Конституции Российской Федерации, а затем получить развитие в отраслевом законодательстве.

В качестве примера приведем ст. 25 Конституции, в которой устанавливаются гарантии и ограничения неприкосновенности жилища. Согласно тексту конституционной нормы, никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Тем самым в Основном Законе прямо устанавливается возможность ограничения права на неприкосновенность жилища. В соответствии с ч. 3 ст. 3 Жилищного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (вред, от 31 января 2016 г. № 7-ФЗ) проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая. Соответствующие нормы, конкретизирующие основания и порядок проникновения в жилище сотрудников полиции, следователей, дознавателей, содержатся в ч. 3 ст. 15 Федерального закона «О полиции» от7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (вред, от 14декабря 2015 г.), ч. 5 ст. 165 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2015 г.) и др.

Другим примером может служить норма ч. 2 ст. 34 Конституции РФ, направленная на установление ограничения деятельности экономических субъектов, согласно которой не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Понятия монополизации и недобросовестной конкуренции раскрываются в Федеральном законе от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (ред. от 5 октября 2015 г.) «О защите конкуренции». Законом запрещается монополизация — действия занимающего доминирующего хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей (ст. 10); и недобросовестная конкуренция — действия, включающие в себя дискредитацию конкурентов, введение в заблуждение в отношении качества и потребительских свойств товаров и услуг и т. п., некорректное сравнение хозяйствующих субъектов и (или) их товаров, незаконное использование результатов интеллектуальной собственности, незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну (ст. 14.1—14.7).

Ограничения прав и свобод граждан — такой правовой институт, развитие которого обусловлено динамикой отрицательных явлений в политической, экономической и социальной сферах, а также появлением новых внутри- и внешнеполитических угроз. С этим связано установление новых ограничений прав и свобод в законодательстве, направленном на борьбу с такими негативными явлениями, как терроризм, экстремизм, коррупция. Соответствующие ограничения содержат нормы Федерального закона от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ (ред. от 31 декабря 2014 г.) «О противодействии терроризму», Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (ред. от 23 ноября 2015 г.) «О противодействии экстремистской деятельности», Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 28 ноября 2015 г.) «О противодействии коррупции» и др.

Развитие информационного общества, стремительное развитие информационных технологий, с одной стороны, значительно упрощает и ускоряет производство и распространение сообщений и материалов, содержащих разнообразные сведения и мнения. С другой, всепроникающий характер информационного воздействия заставляет говорить о необходимости обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства путем установления ограничений свободы слова и права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации. В российском законодательстве установлен запрет на злоупотребления свободой массовой информации. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (ред. от 30 декабря 2015 г.) «О средствах массовой информации» не допускает использование СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, материалов, содержащих нецензурную брань, кроме того, запрещается распространение в СМИ и телекоммуникационных сетях сведений о способах, методах изготовления и местах приобретения наркотических средств, а также сведений, содержащих инструкции по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Конституцией Российской Федерации устанавливаются основные принципы ограничений прав и свобод человека:

  • 1) ограничения прав и свобод не должны носить дискриминационный характер. Согласно ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Запрет дискриминации — важный элемент правового статуса личности: ограничения, нарушающие принцип равенства, не могут устанавливаться законами Российской Федерации или подзаконными актами, законами и подзаконными актами субъектов Российской Федерации;
  • 2) правовая форма, соответствующая требованиям Конституции РФ, согласно ч. 3 cm. 55 — федеральный закон. Требование установления ограничений прав и свобод человека на законодательном уровне связано с тем, что принятие законодательного акта предполагает возможность общественного обсуждения такого закона, гласное принятие его парламентом, возможность обжалования норм, не соответствующих Конституции, а также защиту своих прав и обжалование судебных решений, не соответствующих закону, обращение в международные судебные органы;
  • 3) соответствие целям, установленным в Конституции РФ. Как указано в ч. 3 ст. 55 Основного Закона страны, ограничения прав и свобод человека могут быть установлены в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Указанный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

В этом смысле перечень оснований для ограничений прав и свобод выступает как установленный Конституцией барьер против произвольного введения федеральным законодателем ограничений прав и свобод человека и гражданина в каких-то иных целях;

4) соразмерность (пропорциональность) ограничений прав и свобод защите конституционно оправданных целей. В Конституции это сформулировано так: «в той мере, в какой это необходимо…» (ч. 3 ст. 55).

Если основания и формы установления ограничений прав и свобод человека указываются непосредственно в тексте Конституции Российской Федерации, то вопрос о соразмерности ограничений прав и свобод человека больше связан с практикой защиты прав и свобод человека. Особое значение при этом имеют позиции Конституционного Суда РФ, который в результате осмысления положений Конституции РФ и основанного на ней законодательства в своих решениях сформулировал основные подходы к решению проблемы соразмерности ограничений прав и свобод человека.

Принцип пропорциональности, соразмерности ограничения прав и свобод носит комплексный характер и означает, во-первых, необходимость соотнесения, «взвешивания» конституционных ценностей: собственно прав и свобод человека и публичных интересов (защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства), во-вторых, формирование четкого представления социально значимого результата, для достижения которого устанавливаются ограничения прав и свобод, и, в-третьих, выбор достаточных (а не максимальных) и соответствующих ситуации сдерживающих правовых средств. В частности, Конституционный Суд РФ неоднократно указывал в своих решениях, что законодатель, устанавливая ограничения или предусматривая ответственность за совершение правонарушений, должен использовать не чрезмерные, а только необходимые меры и не допускать избыточного ограничения прав и свобод человека (постановления Конституционного Суда РФ от 13 июня 1996 г. № 14-П, от 15 ноября 2012 г. № 26-П, от 11 декабря 2014 г. № 32-П и др.);

5) крайняя необходимость. Этот принцип выводится исследователями из той же конституционной формулировки: «в той мере, в какой это необходимо…» (ч. 3 ст. 55), однако акценты смещаются с понятия «мера» на понятие «необходимость». Иными словами, ограничения прав и свобод человека должны применяться в тех ситуациях, когда защита прав и свобод людей, а также общественных интересов невозможна иными способами, кроме как посредством ограничения прав человека.

Принцип крайней необходимости требует ответа на следующие вопросы: Существует ли угроза нанесения реального или возможного вреда государственным и общественным интересам? Действительно ли невозможна защита правоохраняемых благ иными способами? Будет ли вред от вводимых ограничений меньшим, чем предотвращаемый вред? И только в случае положительного ответа на все эти вопросы можно говорить о том, что существует необходимость введения ограничений прав и свобод человека;

6) соответствие международным договорам Российской Федерации, а также основополагающим принципам и нормам Конституции РФ. Это положение следует из целого ряда конституционных норм: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15); права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ч. 1 ст. 17) и т. д.

Согласно приведенным выше конституционным положениям ограничения прав и свобод человека должны также соответствовать нормам международного права, устанавливающим цели и принципы таких ограничений.

Сравнение целей, защита которых оправдывает вводимые ограничения прав и свобод человека, установленных в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ и в международных правовых документах, приводит к выводу о близости их правового содержания. Поэтому с поправкой на особенности перевода и специфику формулировок защищаемых ценностей можно говорить о соответствии российской конституционной нормы, определяющей цели ограничения прав и свобод человека, международноправовым стандартам.

В качестве условий ограничений прав и свобод человека Всеобщая декларация прав человека называет установление ограничений прав и свобод человека законом и необходимостью в демократическом обществе (ч. 2 ст. 29).

Согласно Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах ограничения должны осуществляться с целью способствования общему благосостоянию, определяться законом и не могут противоречить природе ограничиваемых прав (ст. 4). В Международном пакте о гражданских и политических правах содержится запрет на совершение со стороны государства или какой-либо группы каких бы то ни было действий, направленных на уничтожение любых прав или свобод, а также на их чрезмерное ограничение (ч. 1 ст. 5).

Подобные условия установлены и Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод: запрет совершать какие бы то ни было действия, направленные на упразднение прав и свобод или на их ограничение в большей мере, чем предусматривается в Конвенции (ст. 17), недопустимость использования ограничений, указанных в Конвенции, для иных целей, нежели те, для которых они были предусмотрены (ст. 18).

При разрешении правовых коллизий, могущих возникнуть в связи с толкованием Конвенции о защите прав человека и основных свобод, следует также учитывать правовую позицию Конституционного Суда, согласно которой «Россия может в порядке исключения отступить от выполнения возлагаемых на нее обязательств, когда такое отступление является единственно возможным способом избежать нарушения основополагающих принципов и норм Конституции Российской Федерации» (постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 г. №21-П);

7) достаточная степень правовой определенности, позволяющая однозначно установить и понять смысл положений, устанавливающих ограничения прав и свобод человека, и спрогнозировать с достаточной степенью ясности неблагоприятные юридические последствия, которые может повлечь за собой нарушение (несоблюдение, неисполнение) ограничения.

Для того чтобы исключить возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина в конкретной правоприменительной ситуации, норма должна быть формально определенной, точной, не допускающей расширительного толкования. Субъекты, к которым обращен запрет, должны хорошо понимать, что именно разрешено, а что запрещено, каковы установленные законом границы правомерного поведения. Если они будут руководствоваться субъективно-оценочным пониманием ограничивающих норм права, это повлечет либо произвол в правоприменении, либо неисполнение законодательства.

Нормативное содержание принципа правовой определенности включает в себя три элемента: а) требование непротиворечивости, точной определенности содержания самой по себе правовой нормы, б) требование единообразного толкования правовой нормы; в) требование единообразного применения;

8) недопустимость отмены и умаления прав и свобод. В Конституции содержится еще одно важное положение, препятствующее произвольному вторжению федерального закона в сферу основных прав и свобод. Речь идет о ч. 2 ст. 55, согласно которой «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Эта норма заслуживает подробного рассмотрения в части, касающейся проблемы разграничения понятий «ограничение» и «умаление» прав и свобод.

В юридической литературе получила распространение точка зрения, согласно которой понятие «умаление прав» тождественно понятию «необоснованное ограничение» объема или действия этих прав по кругу лиц во времени, сокращение гарантий или усечение механизмов их правовой защиты. «Умаление» — это принижение значимости прав, провозглашенных в Конституции, отрицание их ценности.

Отмена (нуллификация) права понимается как установление таких ограничений, которые ведут к утрате содержания субъективного права, делают невозможным фактическое использование права, сводят его «к нулю».

Таким образом, принцип недопустимости умаления прав и свобод человека означает запрет, адресованный федеральному законодателю, принимать юридические нормы, приводящие к утрате реального содержания прав и свобод.

На практике могут возникнуть ситуации, когда при осуществлении правомерных (соответствующих законодательству) действий полномочный орган государственной власти, орган местного самоуправления или его должностные лица по какой-либо причине нарушают порядок действий, ограничивающих права и свободы человека, либо производят их сверх установленной меры. В этом случае следует говорить о неправомерном ограничении прав и свобод граждан действиями указанных органов и их должностными лицами.

Список рекомендованной литературы_

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *