Можно ли сдать очки?

Можно ли сдать очки?

Без знания норм закона «О защите прав потребителей» сложно представить современное общество. Множество магазинов и фирм, продающих товар, а также оказывающих разные услуги, пользуются широким спросом, но не каждый покупатель доволен приобретенной продукцией. Товар может иметь дефект, не соответствовать по качеству. К таким вещам относится одежда, электроника, кухонная утварь и, конечно же, очки.

Подобрать подходящие очки сложно. Незначительная погрешность при изготовлении приведет к тому, что покупатель не сможет в них видеть. Но возврат очков в оптику — проблемный процесс. Ниже будет представлено пошаговое описание того, как правильно это сделать.

Бесплатная консультация юриста по телефону

Задать вопрос юристу

По Москве и области Санкт-Петербург и область Федеральный номер

Можно ли вернуть по закону?

Закон «О защите прав потребителей» регламентирует, что приобретенная продукция, несоответствующая по качеству или другим критериям, может быть возвращена в магазин. Есть перечень исключений, но очки не относятся к ним.

Главное условие – уложиться в отведенные для возврата 2 недели с момента приобретения товара. При просрочке срока хотя бы на день продукция не подлежит возврату или обмену.

Вернуть можно как качественные очки, так и ненадлежащую по качеству продукцию. В первом случае нельзя допускать повреждения товара или утерю документации, иначе оптика откажется его принимать.

Как вернуть – порядок действий

Возврат очков надлежащего и ненадлежащего качества различается по порядку действий. Во втором случае достаточно установить факт того, что изделие не соответствует ожиданию клиента, оно ухудшает его зрение или вовсе мешает обзору. В этой ситуации законодательство будет полностью на стороне покупателя.

Вернуть качественные очки сложнее, так как придется опираться на аргументированную и вескую причину. Магазин вправе уточнить, что клиенту не понравилось в их продукции и, сочтя причину необъективной, он может отказать в возврате.

Главная ошибка большинства людей заключается в том, что они причисляют очки, приобретенные в оптике, к медицинской продукции. Это совершенно неверно! Как и любую другую продукцию, очки можно вернуть в магазин, потребовать их ремонт по гарантии, обменять на другую модель и т.д.

Надлежащего качества

Возврат товара надлежащего качества – проблемный процесс. Продавец будет отстаивать позицию до последнего, если на изделии не обнаружится заводского брака, дефекта, скола или других повреждений, подтверждающих необходимость вернуть товар.

Вернуть очки надлежащего качества в оптику можно по следующим причинам:

  • оправа неудобно сидит на переносице, съезжает или слишком её стягивает;
  • товарные качества очков не соответствуют индивидуальной характеристике (неверно указан цвет, размер, форма);
  • ошибка продавца-консультанта, неверно подобравшего товар, не позволяющий человеку четко видеть, от очков болят глаза, присутствуют другие неудобства.

В большинстве случаев охотно принимают продукцию обратно только тогда, когда была допущена ошибка консультантом. Опираться на непонравившийся цвет или форму не стоит, магазины не расценивают этот критерий как весомый для возврата.

Возврат продукции осуществляется следующим образом:

  • собираются все комплектующие – очки, коробка, документация к ним, после этого человеку предстоит посетить оптику;
  • требуется обратить внимание продавцов на неудовлетворительные аспекты, убедить, что они доставляют много неудобств;
  • если следует отказ, написать претензию или заявление о возврате средств на очки.

Продавцы, в большинстве случаев, склоняют покупателя к обмену на другой товар (с доплатой или возвращением части средств). Вернуть средства за очки удается очень редко.

Ненадлежащего качества

Бесплатная консультация юриста по телефону

Задать вопрос юристу

По Москве и области Санкт-Петербург и область Федеральный номер

Нередко человек не рассматривает подробно полученную продукцию в оптике за исключением примерки — важно, чтобы подошла оправа. Если все нормально, то он оплачивает покупку и идет с ней домой. По возвращению, при детальном рассмотрении, обнаруживается ряд дефектов: сколы, выпадающая линза, слабая оправа.

В данной ситуации потребитель должен обратиться в магазин с просьбой заменить, отремонтировать очки или вернуть деньги за товар. При себе обязательно иметь чек, коробку и соответствующую документацию, которая прилагалась к очкам. Нужно уложиться в 14 дней иначе возврат продукции будет невозможен.

К критериям ненадлежащего качества относится:

  • наличие сколов или трещин на оправе, линзах;
  • нестабильная оправа, высокая вероятность повреждения или поломки в ближайшее время;
  • неправильно произведенная диоптрия;
  • неверно рассчитанные углы линз;
  • выпадающие линзы.

Возврат осуществляется так же, как и товар надлежащего качества. При себе нужно иметь очки, все комплектующие, документацию. Обратиться в оптику следует в течение 14-ти дней или согласно гарантийному сроку. При себе обязательно иметь паспорт или другой документ, удостоверяющий личность.

Составление заявления на возврат очков в магазин

Без составления заявления на возврат очков продавцы не принимают товар обратно, особенно если он надлежащего качества. Составить документ нужно правильно, иначе сославшись на недостоверность указанных данных, продавец сможет отказать в возврате денег.

Точная форма заявления выглядит так:

  1. В правом верхнем углу указывается наименование организации, её местоположение, а также иная информация. Чуть ниже указывается ФИО лица, которому адресуется заявление (начальник, старший менеджер, консультант продающий очки).
  2. Нужно указать информацию о клиенте: ФИО, контактные данные и т.д.
  3. Посередине описывается причина возврата. Она должна быть подкреплена весомыми аргументами. Если причиной выступает дефект, обязательно следует его детально описать. Также указывается любое несоответствие торговым характеристикам и прочее.
  4. Ниже прописывается то, чего клиент ожидает от магазина. Он может желать возврата средств, проведения ремонт за счет учреждения, обмена на другую продукцию.
  5. В самом низу дата составления заявления и подпись.

Скачать! Бланк заявления на возврат товара.doc

Документ нужно внимательно пересмотреть. Особый упор делается на причину возврата. Желательно подкрепить ее чеком и объективным доказательством своего недовольства.

Сроки возврата денег от продавца

Клиент может столкнуться с ситуацией, что после сдачи товара и принятием его обратно в магазин он не получит средства. Продавец может сослаться на то, что ему нужно урегулировать этот вопрос с начальством, так как не в его компетенции решить данный вопрос. Но через определенный промежуток времени деньги не будут получены.

Согласно действующему законодательству, продавец обязан вернуть средства за дефектный товар сразу, по факту принятия его обратно в магазин. Если наличие брака не требует проведения экспертизы, то выплата осуществляется в тот же день.

Максимальный срок, за который магазин обязан вернуть средства за некачественный товар при отсутствии спорной ситуации – 10 дней. Если требуется проведение экспертизы, длительностью 30 дней, то деньги будут возвращены по её окончанию, если факт непричастности покупателя установят.

Что делать, если отказали в возврате

Продавцы нередко отказывают клиенту в обмене или возврате. На этот случай клиент защищен, он может составить претензию.

Её составление не регламентируется. В самом верху листа А4 нужно указать название организации, лицо, которому адресуется обращение, иную информацию о фирме. Чуть ниже указывается ФИО адресующего, его контактные данные, место жительства и пр.

Скачать! Образец претензии.doc

Средняя часть претензии сравнима с заявлением, в ней указывается причина возврата очков в магазин. Нужно обязательно описать товар: модель, наименование, назначение. Можно опереться на нормативные акты, а именно на закон «О защите прав потребителей». К претензии прилагается ксерокопия чеков, сопутствующей документации. Недопустимо писать оскорбления или матерные слова, это сыграет против покупателя.

Составляется две одинаковых претензии. Документ можно передать лично в руки продавцу и вышестоящему персоналу оптики или отправить по почте. Магазин должен дать ответ за 10 календарных дней. При игнорировании претензии или отрицательном ответе на нее второй экземпляр передается в Роспотребнадзор или суд.

В большинстве случаев магазины стараются не доводить до обращения в посторонние инстанции и решить вопрос мирно. Но в противоположной ситуации стоит учесть, что дело примет серьезный оборот и будет предстоять долгая судебная тяжба.

В данной статье подробно рассказывается про возврат очков в оптику по закону, если нет трудового стажа, и все что об этом надо знать. Многие люди носят очки. Купив их в магазине, бывает, придя, домой человек обнаруживает, что очки имеют дефекты или не подходят по размеру или качеству. В связи с этим встает вопрос о возможности возврата данного товара. Как и любой товар, возвращать его необходимо с соблюдением норм закона о защите прав потребителей. Именно в нем описаны все виды товаров, не подлежащих возврату, а так же сроки, в течение которых можно произвести обмен или возврат товара, в том числе и очков.

Можно ли возвратить очки в оптику

Многие люди думают, что очки, купленные в магазине оптика не подлежат обмену и возврату, так как относятся к медицинским товарам. Это не так. Очки не относятся к медицинским товарам, и их вполне реально возвратить как в магазин оптики, так и в аптеку.

Возвратить очки можно в нескольких случаях:

  • Если очки не подошли человеку по их товарным качествам, например по форме, цвету, другой индивидуальной характеристике;
  • Если очки подбирал продавец-консультант, который неправильно определил необходимые линзы и человек не видит в данных очках;
  • Если очки имеют сколы, трещины, выпадающие линзы и так далее;
  • Во всех этих случаях процедура примерно одинаковая и заключается в предоставлении самого товара, а так же необходимых сопутствующих документов.

Продавец после принятия заявления о возврате товара в течение недели имеет право принять решение и после этого:

  1. Принять товар обратно, возвратить оплаченные покупателем деньги за него;
  2. Принять товар в магазин оптики и поменять на другие этой же марки или на похожие очки;
  3. Принять товар в магазин и возвратить часть средств уплаченных за очки, если предоставленные взамен стоит дешевле.

Как возвратить некачественные очки в оптику

Бывает так, что человек купил очки, пришел домой и обнаружил не соответствие их необходимым свойствам, например, в сертификате качества установлено, что линзы вставлены для одного зрения, а по факту они другие. Или если человек обнаружил, что крепления плохо закреплены, стекла начинают выпадать или есть какие-либо повреждения.

В этом случае покупатель должен обратиться к продавцу для возврата товара или его замены в установленный законодательством срок 14 дней. Если очки ненадлежащего качества, то потребуется чек на покупку товара, сам товар, паспорт заявителя, а так же заявление на возврат или обмен.

Надо заметить, что согласно действующему законодательству чек на покупку товара может и не потребоваться, если имеются свидетели покупки.

Если человек только дома обнаружил какие-либо физические повреждения очков, то ему необходимо предоставить следующие документы:

  • Документ, удостоверяющий личность, в качестве которого может служить паспорт, водительское удостоверение, военный билет;
  • Заявление на возврат некачественного товара соответствующего образца;
  • Свидетельство, подтверждающее поломку товара не покупателем.

Если нет свидетельства, то магазин должен сам отправить очки на экспертизу, которая подтверждает заводской брак, а не физическую поломку очком покупателем. В том случае, если покупатель не согласен с результатами экспертизы, он имеет право произвести независимую экспертизу за свой счет.

Как возвратить очки, которые не подошли.

Возврат очков, которые не подошли, происходит примерно по той же схеме, что и возврат некачественных очков. Единственное отличие – это сроки подачи заявления на возврат. Они немного отличаются и составляют всего одну неделю.

Так же, покупатель должен предоставить некоторые документы, к которым относятся:

  • Паспорт гражданина РФ или другой документ, который подтвердит личность;
  • Заявление соответствующего образца, написанное в двух экземплярах;
  • Очки, которые не подошли по каким-либо параметрам.

Надо заметить, что они не должны были находиться в пользовании покупателем. Кроме того, целостность упаковки не должна быть нарушена. В противном случае продавец вправе отказать принимать товар, который отвечает всем установленным качествам.

Нередко фабричные линзы и оправы человеку не подходят. Но можно ли вернуть очки в оптику, сделанные на заказ? Законодательство содержит ответы на этот вопрос.

Закон по защите прав потребителей

Согласно ст. 4 Закона о защите прав потребителей, гражданам гарантируются покупки надлежащего качества. Бракованная продукция — основание для возврата по ст. 18 ЗоЗПП. Если дефекта нет, но товар не оказался подходящим по размерам или форме, то его разрешено сдавать по ст. 25 ЗоЗПП.

Гарантия по закону РФ

ЗоЗПП устанавливает возможность гарантии на любые вещи. У продавца (изготовителя) нет прямой обязанности оформлять гарантийный срок на очки. Это исключительно право контрагента.

ВАЖНО! Обязанность устанавливать гарантию на оптику хоть и не закреплена в законодательстве о потребителях, но присутствует в других актах. ГОСТ Р 51193-98 указывает, что корригирующие (медицинские) приборы должны иметь гарантию от 6 месяцев.

Можно ли вернуть очки для зрения в оптику

Медицинские изделия регулируются законодательством особенным образом. Нюансы зависят от качества купленного/заказанного аксессуара.

Обычные

Корригирующие очки, изготовленные для коррекции зрения, можно вернуть исполнителю или в аптеку по нормам ст. 18 ЗоЗПП (т. е. если вещь ненадлежащего качества). Примеры недостатков — неправильные характеристики линз (неверные оптические параметры — болят глаза при ношении), наличие кривой оправы. Человек заказывал прибор для дальнозоркости, а ему предоставили товар для близорукости (есть разница в диоптриях)? Это также считается недостатком. Действуют правила пункта 18 Закона — клиент сможет отдать покупку.

Бесплатная ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ:

Мск 8 (499) 938 6124

Спб 8 (812) 425 6761

Фед 8 (800) 350 8362

Оптический прибор без изъянов? Вступает в силу норма об обмене продукции первосортного качества. Но пункты ст. 25 ЗоЗПП не распространяются на корригирующие аксессуары. Постановление Правительства РФ № 55 гласит: изделия для профилактики и лечения не подлежат возврату. Акт прямо относит линзы (п. 1 Постановления) к товарам такого рода.

Сделанные на заказ

По общему правилу, факт заказа корригирующей оптики подпадает под регламент потребительского законодательства. Это означает, что брак можно вернуть по статье 18 Закона о защите прав покупателей. Но эта норма для надлежащего качества действовать не будет. Причем основание будет иным — по причине индивидуальности вещи.

Знайте! Такой договор подразумевает изготовление уникальной продукции, у которой нет аналогов. Клиента теряет право обменять качественный заказной товар.

Подлежат ли возврату солнцезащитные обратно в магазин

Солнцезащитные очки можно возвращать по ст. 18 ЗоЗПП без каких-либо ограничений. Если имеются явные недостатки, то потребитель без проблем вернет брак.

Ситуация с вещью надлежащего качества сложнее. Многие граждане ошибочно считают, что солнцезащитные аксессуары подпадают под медицинскую оптику. Согласно общероссийскому классификатору продукции, очки для защиты глаз от солнца подпадают под категорию медицинских приборов. Но эта норма не действует.

В ФЗ № 323 указано, что медицинские инструменты применяются по назначению в целях лечения. Обыкновенные солнцезащитные очки в эту категорию не попадают за исключением ситуации, когда аксессуар оснащен не только пластинами для защиты от излучения, но и линзами для коррекции зрения. Тогда солнцезащитные очки подлежат возврату по общим основаниям.

Покупатель сможет сдать товар, если он не подходит по конкретным параметрам:

  • размеру;
  • форме;
  • расцветке;
  • фасону;
  • габариту.

Но гражданину, даже если ему не понравилась покупка, придется выполнить условия:

  • не повредить товарный вид;
  • сберечь упаковку;
  • сохранить эксплуатационные характеристики.

ВАЖНО! При соблюдение всех условий, по общему правилу продукцию можно заменить на другую. Если аналогов на момент обращения нет, то клиент может потребовать возврата уплаченной суммы.

Как обменять или вернуть деньги

Чтобы обменять продукцию либо получить деньги обратно, действия покупателя:

  • подготовить документацию;
  • составить претензию/заявление;
  • направить пакет контрагенту;
  • ожидать ответа.

Желательно сохранить все чеки, талоны — основное доказательство покупки.

ВАЖНО! Отсутствие товарного чека, другой платежной бумаги не лишает гражданина возможности требовать обмена. Разрешается сослаться на свидетелей, подтвердив факт покупки.

Центральную роль играет претензия. Акт составляется при обнаружении недостатков в товаре. К примеру, сломанная дужка или трещины на линзах дают возможность оформить именно претензию.

Гражданин подробно излагает обстоятельства покупки в акте, предъявляет доказательства плохого качества вещи. Не менее важно прописать ссылки на нормы ЗоЗПП, которые дают возможность требовать обмена или компенсаций.

Заявление составляется, когда куплен товар без изъянов. Структура не отличается от претензии, но в содержании необходимо сделать акцент на ст. 25 ЗоЗПП. Рекомендуется указать возможность обмена, основание, по которому у гражданина возникло желание отдать вещь (не подошла по форме).

У магазина/аптеки будет определенный срок на рассмотрение документации и принятие решения. Если имел место недостаток, то у контрагента 10 дней на исполнение пунктов претензии. Необходимо получение денег? Продавец должен возместить сумму в течение 3 дней.

Что делать, если отказывают

Отказ магазина или аптеки не препятствует поиску альтернатив. Если контрагент не идет на уступки, отказывается принимать оптический прибор, то у клиента есть другие возможности воздействия: суд и Роспотребнадзор.

ВАЖНО! Для потребительских отношений предусмотрен обязательный претензионный порядок. Гражданин должен сначала решить конфликт со своим контрагентом (направить жалобу), прежде чем обращаться в надзорные органы.

Для Роспотребнадзора потребуется заявление — письменный акт, дублирующий содержание претензии. Сама жалоба и другие доказательства будут служить приложениями к обращению.

Если покупатель решает разобраться через суд, то потребуется исковое заявление. Иск имеет строгую форму и содержание, от которых нельзя отходить. Составителю нужно правильно изложить события и мотивировать свои претензии с помощью доказательств и норм закона.

Надзорные органы заставят нарушителя пойти на уступки. Львиная доля решений выносится в пользу граждан, так как они изначально признаются слабой стороной в споре.

На практике

Магазин может настаивать на том, что приборы не подлежат возврату. Желательно иметь ссылки на конкретные нормы закона, позволяющие требовать обмена или возмещения, особенно это касается случаев с солнцезащитными очками.

Для медицинских (корригирующих) приборов легко установить факт брака, причем они не обязательно должны сломаться. Желательно заручиться поддержкой эксперта, так как выявить дефект «на глаз» бывает невозможно. Особенно это касается параметров линз. Если покупатель предъявит экспертное заключение, где ясно установлен дефект, то отдать вещь обратно несложно.

От качества оптики зависит состояние зрения. Для поддержания здоровья глаз рекомендуется внимательно подбирать аптеку (магазин), которые изготавливает приборы на заказ. Юридическая грамотность — важное подспорье при покупке качественной оптики.

Стр 1 из 3

  1. ABC-анализ и XYZ-анализ.
  2. I. Анализ задания
  3. I. Анализ инженерно-геологических условий территории, оценка перспективности её застройки
  4. I. Анализ инженерно-геологических условий территории, оценка перспективности её застройки
  5. I. Ознакомление с условием задачи и его анализ
  6. II Финансовый анализ деятельности предприятия Общая оценка финансового состояния предприятия
  7. II. Анализ чувствительности прибыли к изменению анализируемых факторов
  8. II.4 Анализ прибыли предприятия
  9. II.5 Анализ показателей рентабельности
  10. III. Проведение анализа безубыточности

Введение.

Жизнь постоянно ставит перед нами острые и неотложные задачи и проблемы. Для их решения человек пользуется познавательным процессом – мышлением.

Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения дей­ствительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и да­леко выходит за его пределы.

Анализ и синтез.

Процесс мышления — это прежде всего анализ, синтез и обобщение. Анализ — это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т.д. это расчленение познаваемого объекта на различные компоненты. Например, школьник на занятиях кружка юных техников, пытаясь понять способ действия какого-либо механизма или машины, прежде всего выделяет различные элементы, детали этого механизма и разбирает его на отдельные части. Так — в простейшем случае — он анализирует, расчленяет познаваемый объект.

В ходе анализа какого-либо предмета те или иные его свойства, являющиеся наиболее важными, значимыми, существенными, интересными, оказываются особенно сильными раздражителями и потому выступают на передний план. Такие раздражители вызывают активный процесс возбуждения (прежде всего в коре головного мозга) и по физиологическому закону индукции тормозят дифференциацию других свойств того же предмета, являющихся слабыми раздражителями. Таким образом, физиологической основой психического процесса анализа будет определенное соотношения возбуждения и торможения в высших отделах головного мозга.

Анализ и синтез всегда взаимосвязаны. Неразрывное единство между ними отчетливо выступает уже в познавательном процессе сравнения. На начальных этапах ознакомления с окружающим миром различные объекты познаются прежде всего путем сравнения. Всякое сравнение двух или нескольких предметов начинается с сопоставления или соотнесения их друг с другом, т.е. начинается с синтеза. В ходе этого синтетического акта происходит анализ сравниваемых явлений, предметов, событий и т.д. — выделение в них общего и различного. Например, ребенок сравнивает между собой разных представителей класса мле­копитающих и с помощью учителя постепенно вычленяет; наиболее общие признаки этих животных. Так сравнение ведет к обобщению.

В ходе обобщения в сравниваемых предметах — в результате их анализа — выделяется нечто общее. Эти общие для различных объектов свойства бывают двух видов: 1) общие как сходные признаки и 2) общие как существенные признаки. Например, мож­но найти нечто сходное между самыми разнородными предме­тами; в частности, можно объединить в одну группу, в один класс общности цвета вишню, пион, кровь, сырое мясо, вареного рака и т.д. Однако это сходство (общность) между ними еще никак не выражает действительно существенных свойств перечисленных предметов. В данном случае сходство основано на их чисто внешних, лишь очень поверхностных, несущественных признаках. Обобщения, которые делаются в результате такого поверх­ностного, неглубокого анализа объектов, не имеют большой цен­ности и к тому же постоянно приводят к ошибкам. Обобщение, основанное на поверхностном анализе чисто внешних свойств, например, кита, заставляет сделать глубоко ошибочный вывод о том, что кит — это не млекопитающее, а рыба. В данном случае сравнение этих объектов выделяет среди их общих признаков только сходные, но не существенные (Внешний вид, рыбообразная форма тела). И наоборот, когда в результате анализа вычленяются общие свойства как существенные, становится ясно, что кит относится не к рыбам, а к млекопитающим. Следовательно, всякое существенное свойство является вместе тем и общим для данной группы однородных предметов, но не наоборот: не всякое общее (сходное) свойство является существенным для данной группы объектов. Общие существенные признаки выделяются в ходе и в результате углубленного анализа и синтеза. Закономерности анализа, синтеза и обобщения суть основные внутренние, специфические закономерности мышления. На их основе только и могут получить объяснение все внешние проявления мыслительной деятельности. Так, учитель часто наблюдает, что ученик, решивший данную задачу или усвоивший определенную теорему, не может осуществить перенос, т.е. использовать это решение в других условиях, не может применить теорему для решения однотипных задач, если их содержание, чертеж и т.д. несколько видоизменяются. Например, учащийся тoлько, что доказавший теорему о сумме внутренних углов треугольника на чертеже с остроугольным треугольником, нередко оказывается не в состоянии провести то же доказательство, если знакомый ему чертеж повернуть на 90град или если дать школьнику чертеж с тупоугольным треугольником. Часто описываемые, практически очень важные факты такого рода требуют психологического объяснения. В качестве одной из причин этого переноса или непереноса знаний из данной ситуации в другую выступает прежде всего варьирование (изменение) условий при предъявлении задачи. Если существенно варьировать условия задач, решение которых основано на одной и той же теореме, тогда состоится перенос решения из одной задачи в другую. И, наоборот, без такого варьирования перенос невозможен. Возникает впечатление, что перенос зависит непосредственно от варьирования. Однако это еще недостаточное, очень поверхностное не психологическое объяснение внешне наблюдаемого факта (переноса).

В самом деле, варьирование условий (чертежа и т.д.), в которых ученику предъявляется задача, — это действие не ученика, а только учителя. Связывать перенос прямо с варьированием – значит непосредственно соотносить внешнее, педагогическое воздействие (варьирование учителем условий задачи) лишь с результатом мыслительной деятельности учащихся, т.е. с внешним фактом переноса или непереноса. О самом же процессе мышления ученика, о внутренних, специфических закономерностях его деятельности, приводящей к этому внешнему результату, здесь ничего нельзя сказать. Каким образом внутренние условия его мышления опосредствуют внешнее, педагогическое воздействие, остается неизвестным. Тогда невозможно и целенаправленное обучение ребенка, невозможно формирование; его мышления.

В действительности варьирование условий задачи психологи­чески означает, что для мыслительной деятельности учащегося созданы благоприятные предпосылки. Варьирование условий способствует тому, чтобы ученик осуществил анализ предло­женной ему задачи, выделил в ней наиболее существенные компо­ненты и произвел их обобщение. По мере того как он выделяет и обобщает существенные условия разных задач, он и совершает перенос решения из одной задачи в другую, существенно сходную с первой. Так за внешней зависимостью «варьирование — перенос” выступает психологически раскрываемая, внутренняя зависимость «анализ – обобщение”. Внешне наблюдаемый результат (перенос) оказывается закономерным следствием внутреннего процесса мышления учащегося. Чтобы перенести решение с одной задачи на другую, надо вскрыть то существенно общее, что между ними имеется. Раскрытие этого общего принципа решения в результате анализа обеих задач и является внутренним, психологическим уровнем переноса.

I. МЕТОДИКА «СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ» (МОДИФИКАЦИЯ)

Цель методики: исследование усвоения процессов анализа, синтеза и обобщения у школьников любого возраста, а также типа мышления (конкретного или абстрактного).

Инструкция: «Вам будет дана 31 пара слов, которые нужно сравнить между собой, указать их сходство, а затем – различия. Старайтесь описывать сходства-различия по самым существенным признакам, обобщённо. Ваши ответы заносите в таблицу, соответственно сходства и различия. Графы «оценка» пока не трогайте. Задание выполняется парами, разрешены консультации. Время выполнения не ограничено, но следует работать быстрее». По результатам работы заполняется следующая таблица:

Пары слов Сходство оценка 1 Различие оценка 2
1. Утро – вечер
2. Корова – лошадь
3. Летчик – танкист
4. Лыжи – коньки
5. Трамвай – автобус
6. Озеро – река
7. Река – птица
8. Дождь – снег
9. Поезд – самолет
10. Ось – оса
11. Обман – ошибка
12. Стакан – петух
13. Маленький – большой
14. Девочка – кукла
15. Ботинок – карандаш
16. Яблоко –вишня
17. Ворона – воробей
18. Волк – луна
19. Молоко – вода
20. Ветер – соль
21. Золото – серебро
22. Сани – телега
23. Очки – деньги
24. Воробей – курица
25. Кошка – яблоко
26. Вечер – утро
27. Дуб – берёза
28. Голод – жажда
29. Сказка – песня
30. Корзина – сова
31. Картина – портрет

Графы «Оценка» заполняется в процессе обработки результатов (см. таблицу-приложение): если сходство или различие проведено по существенным критериям, то ставится 1 балл. Если критерий сравнения в целом правомерен, но есть неточности или обобщение проведено по второстепенному признаку, то ставится 0,5 балла. Если же критерий некорректен, противоречит логике, явно неправомерен, то ставится 0 баллов. Это могут быть как отдельные ошибки, указывающие на недостаточную сформированность тех или иных процессов, так и на психопатологию, если ребёнок настаивает на странных, причудливых, некорректных основаниях для сравнения понятий. Вместе с тем при оценивании следует помнить, что на точность формулировок сходства-различия оказывает влияние эрудиция ребёнка, а существенность критериев зависит от возраста, образования, эрудиции и, соответственно, сформированности мыслительных операций.

Следует помнить, что в тексте задания встречаются несопоставимые понятия (об этом испытуемому не сообщается). Испытуемый должен только объяснить, почему слова не сопоставимы. Из дальнейшей числовой обработки эти пары слов исключаются: поскольку сравнение возможно только для тех понятий, для которых может быть установлено и сходство и различие одновременно.

Для получения квантильной (численной) оценки сформированности операций анализа и синтеза нужно подсчитать сумму баллов отдельно в графе «оценка 1» и «оценка 2», а затем их общую сумму. Чтобы иметь представление, ответы какого качества преобладали, нужно вычислить среднее арифметическое для каждой оценки в отдельности. Для перевода в проценты сумму баллов в графах «оценка 1» и «оценка 2» нужно разделить на 22 (число пар понятий, для которых правомерно производить сравнение) и умножить на 100. Общую сумму (баллы по сходству и различию) следует делить на 44 (22+22), поскольку это максимально возможная оценка при данной процедуре обработки результатов методики.

Наличие «соскальзывания» в сторону конкретных, ситуативных объяснений сходства и различия, особенно к концу задания, говорит о неустойчивости мышления, быстром истощении, низкой работоспособности.

Варианты возможных существенных признаков для оценки ответов методики «Сравнение понятий»

Пары слов Сходство Различие
1. Утро – вечер время суток разное время суток
2. Корова – лошадь копытные животные (вариантов множество)
3. Летчик – танкист водители транспортных средств разные виды транспорта: воздушный и наземный
4. Лыжи – коньки зимний спортинвентарь для разного покрытия
5. Трамвай – автобус пассажирский наземный транспорт разный источник энергии
6. Озеро – река водоёмы стоячий – проточный
7. Река – птица (различные категории)
8. Дождь – снег осадки разное агрегатное состояние
9. Поезд – самолет средства передвижения наземный-воздушный
10. Ось – оса (различные категории)
11. Обман – ошибка искажение действительности преднамеренное – непреднамеренное
12. Стакан – петух (различные категории)
13. Маленький – большой обозначение величины, размеры разная величина, размер
14. Девочка – кукла образ человека живое-неживое
15. Ботинок – карандаш (различные категории)
16. Яблоко – вишня плоды плоды разных деревьев
17. Ворона – воробей дикие птицы разные семейства
18. Волк – луна (различные категории)
19. Молоко – вода жидкости (много вариантов)
20. Ветер – соль (различные категории)
21. Золото – серебро драгоценный металл или химический элемент разные металлы или разные химический элементы
22. Сани – телега средства передвижения разное время года для использования
23. Очки – деньги (различные категории)
24. Воробей – курица птицы дикие – домашние
25. Кошка – яблоко (различные категории)
26. Вечер – утро время суток разное время суток
27. Дуб – берёза деревья разные семейства
28. Голод – жажда потребности потребность в пище – воде
29. Сказка – песня жанры творчества разные жанры
30. Корзина – сова (различные категории)
31. Картина – портрет искусственное изображение общее – частное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *