Нахожусь на обучении

Нахожусь на обучении

Сейчас у детей есть множество доступных форм обучения в школе. Есть даже такие, когда в школу ходить не надо. Наш блогер Мария Осипенко поговорила со специалистом по СО Татьяной Морозовой, которая объяснила, в чём разница между семейным и заочным обучением.

Рассылка «Мела» Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Действующее законодательство об образовании, при всех его недостатках и противоречиях, предоставляет родителям и ученикам огромные возможности, которых нет во многих «прогрессивных» странах, например, во Франции или в Германии.

Самое важное — знать свои права и грамотно ими пользоваться. Председатель Московской коллегии адвокатов, специалист по семейному образованию, мама троих учеников на семейной форме обучения Татьяна Морозова рассказала, на что родителям следует обратить внимание.

Многообразие форм обучения и образования

Помимо очного обучения в школе (самый распространенный вариант), закон «Об образовании в РФ» установил такие формы, как заочное, семейное, а также допустил возможности их совмещения. Свобода выбора форм получения образования — большое преимущество как для учеников, так и для родителей.

На законодательном уровне закреплена возможность ученика не посещать школу, сдавать аттестации раз в год и тому подобные вариации. Тем не менее, в юридической практике постоянно возникают ситуации, где две стороны, родители и представители госорганов, фактически сталкиваются лбами в повседневной жизни, появляются вопросы: кто виноват и что делать?

Количество контрольных для всех форм обучения

Самый главный вопрос, который волнует родителей и детей, сколько контрольных может быть в школе и как часто. Этот вопрос — предмет договоренности школы и родителей.

Решающее слово тут за администрацией школы, правда, есть важное «но». В школе должны быть приняты локальные акты, в которых отражены все аспекты обучения на каждой из форм обучения. Сюда входят вид аттестации (тест, диктант и так далее), частота и другие нюансы. Эти документы должны быть в открытом доступе на сайте школы.

Родитель должен понимать, какую услугу окажет школа и в каком виде, прежде чем утверждать договоренности и начинать работать. Если родителя смущают требования, предъявляемые к ребёнку в рамках аттестаций и процесса в целом, например, требования кажутся завышенными, то сначала необходимо изучить локальные акты школы. Если их нет в открытом доступе, то школа не может предъявлять требования к ученику.

Обучение и аттестации для «очников» и «заочников»

Родителям важно разобраться в форме обучения, которую они выбрали для ребёнка, поскольку она влияет на права и обязанности детей и их родителей, в частности, на взаимодействие со школами и департаментом образования.

По закону «Об образовании», ученики очной формы обучения, заочной и совмещенной, а также ученики, обучающиеся на дому по медицинским показаниям, являются учащимися. На обучение этих детей выделяется государственное финансирование, соответственно, государство через школу контролирует процесс обучения и проводит срезы знаний, иногда не связанные напрямую со школьной программой.

Учащиеся числятся учениками конкретной школы, которая имеет лицензию и чёткую образовательную программу. Школа несёт ответственность перед государством за качество обучения и процесс проведения аттестаций. Школа выбирает уровень нагрузки, частоту контроля, глубину освоения материала. Это регулируется локальными актами в рамках законодательства.

Сначала разберемся с учащимися-«очниками», поскольку здесь тоже возникает много вопросов с контрольными и аттестациями. Учащиеся не могут в отказаться от изучения школьных предметов и от обязательных государственных работ: ВПР, МЦКО, КДР и других. Правда, можно принести документ из музыкальной школы или иной организации с лицензией о прохождении предмета там. В столице на этот счёт действует инструктивное письмо Департамента образования города Москвы от 5 сентября 2018 г. № 01-02.49.8701/18 и Департамента культуры города Москвы от 5 сентября 2018 г. № 09.01.9813/8-1 о порядке зачёта результатов обучающихся, получающих музыкальное и (или) художественное образование в государственных учреждениях дополнительного образования, подведомственных Департаменту культуры города Москвы, при обучении в государственных образовательных организациях, реализующих программы начального общего и основного общего образования, подведомственных Департаменту образования города Москвы.

Вариант «зачесть» оценку по предмету, пройденному в иной организации (общеобразовательной организации — школе, центре МЦКО и так далее), тоже допустим и не вступает в противоречие с законом. Это касается не только музыки, рисования, а всех учебных предметов. Как следует из пункта 7 части 1 статьи 34 ФЗ «Об образовании», право на «зачёт организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения <…> учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность».

Легче всего в этом случае договориться с теми школами, в программе которых нет изучаемого предмета (например, китайский язык), а родители хотят, чтобы он входил в аттестацию. В этом случае учащийся может аттестоваться по китайскому в другой организации, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности (частной или государственной школе), а «родная» школа вносит результат в аттестат.

Бывает, что учителя, предмет и программа есть, а учащийся не хочет продолжать обучение у конкретного учителя и оформляет переход на заочное обучение по предмету. Аттестацию в этой школе по этому конкретному предмету он тоже может не сдавать. Можно сдавать предмет в иной организации, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности. Школы не всегда охотно соглашаются на такие варианты. Одна из причин — отсутствие информации о правомерности таких действий. В этом случае родителям нужно донести до администрации свою позицию, ссылаясь на содержание уже упомянутого закона «Об образовании».

Ещё раз подчеркну: если частная школа имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности, то результаты экзаменов (зачётов) будут учтены в аттестате государственной школы.

Если лицензии нет, то и справки из такой школы не будут действительными для государственной школы и аттестации

«Заочники» также обязаны писать ВПР, МЦКО и прочие работы, но могут не посещать занятия в школе, либо посещать их выборочно, например, только лабораторные работы. Также они могут консультироваться с учителями, пользоваться школьной библиотекой.

Обучение и аттестации для детей на СО

Дети на семейной форме обучения, прикреплённые к школе на период прохождения аттестаций, имеют статус экстернов. Образовательная организация несёт ответственность только за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, но не за качество обучения. На семейном обучении вся ответственность за качество и полноту знаний ложится на родителей, что является главным отличием от иных форм обучения детей.

Родители детей на семейном образовании имеют право участвовать в выборе аттестаций, их вида и периода. Такая возможность предоставлена Письмом Минобрнауки России от 15.11.2013 N НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»: «Порядок прохождения аттестации образовательной организации целесообразно определять с учётом мнения родителей (законных представителей), в том числе исходя из темпа и последовательности изучения учебного материала».

К сожалению, у родителей, чьи дети на семейном образовании, возникает больше всего проблем с недопониманием своих прав. Начинается всё, когда в школу подают заявление о выборе для ребёнка семейной формы обучения с просьбой выдать личное дело на руки.

Личное дело могут не отдавать, мотивируя тем, что ребёнок обязан быть прикреплен к школе, невозможно ребёнка просто взять и открепить в никуда. В категоричной форме представители школы требуют справку о прикреплении к другой школе, иногда доходит до угроз обратиться в органы опеки, прокуратуру и так далее. К сожалению, такие случаи встречаются довольно часто, но они неправомерны.

Согласно закону «Об образовании», промежуточная аттестация ребёнка на семейном образовании — право, а не обязанность

Родитель может не прикреплять ребёнка к школе немедленно, это не ученик в привычном понимании. Достаточно прикрепить ребёнка только на период аттестаций. Срок, когда родителю необходимо прикрепиться, в законе не указан. Следовательно, личное дело и медкарту школа обязана отдать незамедлительно, получив заявление от родителя. Иных трактовок быть не может.

Теперь рассмотрим вопрос о проверке семей, в которых дети находятся на семейном образовании. Сам факт того, что ребёнок учится дома, без прикрепления к конкретной школе, не является основанием для проверки со стороны госорганов. Никто не имеет права требовать отчётности по учёбе ребёнка. Злостное нарушение частной жизни, прав и свобод недопустимо и квалифицируется как превышение должностных полномочий, проявление угроз и запугивания. За подобные действия можно привлечь как к административной ответственности, так и к уголовной (как преследование).

Что делать?

Повышать правовую грамотность, в первую очередь, у родителей. Полезно организовать централизованные сессии с заинтересованными представителями школ и госорганов, с участием юристов, адвокатов и других экспертов, реально разбирающихся в вопросах различных форм образования.

Из ФЗ «Об образовании»:

  • ученики имеют право на зачёт организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность (п. 7 ч. 1 ст. 34);
  • школы вправе реализовывать свои образовательные программы как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации (ч. 1 ст. 13), то есть с использованием ресурсов нескольких образовательных и даже научных, культурных, спортивных, медицинских организаций, между которыми заключены соответствующие договоры (ч. 1-2 ст. 15).

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Это в теории. А на практике далеко не все школы готовы организовать у себя заочную или очно-заочную формы обучения. Почему? Потому что учредительные документы (устав, положения и другие локальные акты) большинства образовательных организаций не приведены в соответствие с новым законом и требованиями ФГОС. Почему руководство большинства школ не торопится вносить изменения? Потому что пока в этих школах нет желающих переводить детей на заочную или очно-заочную формы. Нет заявлений — не будет и изменений. В образовании действует рыночный принцип: спрос рождает предложение. Почему нет желающих, тоже понятно. Подавляющее большинство родителей не знает о новых формах обучения, даже не догадывается о них. Понятие «заочное» в сознании большинства россиян связано лишь с получением высшего образования. Средние образовательные учреждения не афишируют новые формы, тем более не рекламируют их на родительских собраниях. Тоже понятно почему. Если появится хотя бы одно заявление, придется менять привычную, годами устоявшуюся систему. Лишняя головная боль не нужна никому — у директора и его заместителей и так хлопот невпроворот.

Раньше детей, которые не хотят или по каким-то причинам не могут учиться очно, просто посылали в вечернюю (сменную) школу. У вечерних школ была особая лицензия — разрешение на обучение в заочной форме. Теперь же в приложении к лицензии указывается лишь уровень образования и ни слова нет о форме его получения. В большинстве регионов вечерние (сменные) школы вошли в состав средних общеобразовательных организаций, стали их структурными подразделениями. Именно эти объединенные школы (их теперь называют «центрами образования») были вынуждены первыми внести изменения в учредительные документы и начать работать по всем трем формам.

Привело ли изменение статуса вечерних (сменных) школ к положительным сдвигам? Далеко не везде.

Известно, что учебные планы вечерних школ всегда были укорочены, особенно на заочной форме обучения (на ней работают практически все школы в системе ФСИН), при этом коэффициент для финансирования составлял 0, 65 от норматива дневных школ. Когда же в соответствии с ФГОС в учебные планы включили предметы, которые раньше не велись: физкультуру, музыку, ИЗО, ОБЖ, — школам пришлось нанять новых специалистов либо увеличить нагрузку имеющимся, но норматив финансирования при этом остался прежним.

Логично предположить, что если сменная школа входит в состав общеобразовательной, то ее финансирование увеличивается. Но это в теории. На практике финансирование организуется по-разному в зависимости от бюджета того или иного региона.

Помимо центров образования внутришкольные документы привели в соответствие с новым законом и требованиями ФГОС некоторые сельские школы. По-видимому, их тоже подтолкнула к этому жизненная необходимость. Не секрет, что подвоз детей из отдаленных населенных пунктов нередко сопряжен с трудностями чисто технического порядка: время от времени школы сталкиваются с нехваткой горючего, болезнью водителя или технической неисправностью автобуса. И не только такими. Знаю немало случаев, когда школьный автобус с сопровождающим педагогом катит в 6-30 утра за единственным учеником в деревню, расположенную за 25-28 километров от школы. Одного ученика без сопровождения водитель везти не имеет права. Вот учителям и приходится в очередь вставать чуть свет, недосыпать, бросать утренние домашние дела ради подвоза одного ученика. Причем обязанность эта, распределенная между членами педколлектива сельской школы, чаще всего не оплачивается. Директор просто говорит: «А что делать, коллеги? Если не будем возить, потеряем одну душу и — соответственно — финансирование. Упадет численность». Поскольку почти все сельские школы стоят перед угрозой закрытия, а учителя — перед перспективой лишиться работы, то никто не возражает. Без особой радости педагоги покоряются необходимости. Для таких случаев очно-заочная форма обучения является спасением. Ребенка, живущего далеко, можно подвозить не каждый день, а допустим, раз в неделю — на консультации и проверочные работы и на общешкольные мероприятия.

Кроме того, есть дети, плохо переносящие дорогу, особенно если она неровная, с кочками и ямами (это в провинции, увы, не редкость). Привезут ребенка в школу полуживого, неспособного к учебе, к третьему уроку он понемногу придет в себя, а после четвертого ему снова терпеть ту же дорожную муку. У родителей сердце не каменное, они оставляют ребенка дома под любым предлогом. Для семей, столкнувшихся с такой проблемой, заочная форма — наиболее приемлемый выход. Дистанционное образование тоже стало бы выходом, но скорость интернета в российских деревнях, даже крупных, не позволяет пользоваться Скайпом не только обычным жителям, но даже руководству школ. Несомненно, за дистанционным образованием будущее, но для большинства сельских школ оно наступит нескоро.

Но вернемся к заявленной теме. В отличие от «семейников», о которых мы подробно писали в прошлой статье, «заочники» и «очно-заочники» являются полноправным учащимися школы со всеми вытекающими последствиями. Школа отвечает за их успеваемость, развитие, дает все необходимые консультации, обеспечивает учебным материалом, проводит диагностику и т. д. Каждый «заочник» имеет куратора и прикрепленных к нему педагогов. Как для «очников», так и для «заочников» действует государственный образовательный стандарт, обучение «заочников», так же, как и очников, финансируется учредителем. Разница лишь в том, что обучающиеся в очно-заочной и заочной формах осваивают общеобразовательную программу по индивидуальному плану. Организация обучения в очно-заочной и заочной формах тоже имеет свои особенности, хотя она тоже регламентируется учебным планом, расписанием занятий, образовательными программами и рабочими программами педагогов.

Вот несколько пунктов положения об организации обучения в очной и очно-заочной форме:

«Обучающиеся, осваивающие образовательные программы в очно-заочной или заочной форме, могут быть переведены на очную форму обучения по заявлению родителей (законных представителей). Вместе с заявлением представляются документы, подтверждающие освоение образовательных программ. Могут быть представлены документы за период, предшествующий обучению в форме семейного образования, в образовательных учреждениях иностранных государств. При отсутствии документов уровень освоения общеобразовательных программ осуществляется школьной комиссией на основании распорядительного документа, в котором определяется порядок, перечень предметов, сроки и формы прохождения диагностической аттестации.

При приеме заявления о зачислении или переводе обучающихся на заочную или очно – заочную форму обучения образовательное учреждение обязано ознакомить родителей (законных представителей) обучающихся с порядком проведения аттестации (промежуточной и государственной (итоговой)) и образовательными программами учебных предметов.

Для освоения образовательных программ учебные часы распределяются в течение учебных дней с учетом потребностей и возможностей обучающегося на основе учебного плана. Контрольные работы и зачёты проводятся за счёт отведённых часов учебного плана. Количество контрольных работ определяет учитель по согласованию с администрацией образовательного учреждения. Формы проведения зачётов определяются учителем. Расписание занятий, контрольных работ и зачётов утверждается приказом руководителя образовательного учреждения.

Школа открывает классы (группы) при наличии не менее 9 человек. При зачислении в класс (группу) менее 9 обучающихся освоение общеобразовательных программ осуществляется по индивидуальному плану, количество учебных часов в неделю устанавливается из расчета – 1 академический час на каждого обучающегося. При наличии в группе 16 и более человек дополнительно выделяются 72 учебных часа для проведения индивидуальных консультаций. Суммарное количество учебных часов равномерно распределяется на проведение промежуточной аттестации, практических, лабораторных, консультативных занятий.

При организации образовательного процесса в течение всего учебного года указанные учебные часы равномерно распределяются на 2-3 учебных дня в неделю с учетом действующих СанПиН.

Школа самостоятельна в выборе системы оценивания учащихся, порядка и периодичности промежуточных аттестаций обучающихся. Качество освоения программ основного общего образования, вынесенных на самостоятельное изучение обучающимися, проверяется с помощью различных видов контроля. Формы и сроки оценивания знаний учащегося определяются участниками образовательного процесса и фиксируются в учебном плане обучающегося.

Государственная (итоговая) аттестация обучающихся по предметам, изученным в очно-заочной и заочной формах, проводится в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений Российской Федерации.

Участники образовательного процесса вправе корректировать формы организации обучения учащегося и выбирать наиболее удобные для успешного освоения обучающимся образовательной программы (дистанционные, групповые, индивидуальные).

Учащийся, получающий образование в очно-заочной форме, может получать в школе дополнительные образовательные услуги (в том числе и на договорной основе) за пределами основной образовательной программы с учётом интересов и индивидуальных особенностей обучающегося. Порядок освоения программ дополнительного образования и внеурочной занятости отражается в индивидуальном плане учащегося».

На бумаге все выглядит очень благостно. Все «по желанию родителей», «с учетом мнения ребенка», в соответствии с законом и требованиями ФГОС… Красиво — нет слов… Но кто оплачивает «банкет»? Учредитель. А значит приказ о переводе или зачислении ребенка на очно-заочную или заочную форму должен быть согласован с учредителем. Хорошо, если заявление будет написано родителями до начала учебного года, а если они решат перевести ребенка в середине четверти, после того, как бюджет образовательного учреждения утвержден? Откуда пойдет финансирование оплаты дополнительных часов? Из бюджета школы, скорее всего, деньги будут выкраиваться из фонда оплаты труда. Разве это выгодно школам? Нет, большинству школ это невыгодно. Гораздо выгоднее «заочников» «семейники», за которых школа ответственности не несет, по закону она обязана организовать только его аттестацию — промежуточную и итоговую. Согласитесь, что это совсем другие затраты.

Поэтому школы и не спешат рекламировать заочную и очно-заочную формы. Единичные случаи — еще куда ни шло. А массовый уход на «заочку» может поставить систему образования в весьма затруднительное положение.

Есть мнение!

Светлана Викторовна Савицкая, директор лицея №40, Петрозаводск:

— В нашем учреждении последние 10 лет обучались дети, которых родители переводили на семейную форму получения образования, а теперь на заочную. Но это всегда были особые, единичные случаи.
Думаю, что такая практика будет расширяться, и родители более смело станут выбирать для своих детей заочные формы получения образования. Самый частые аргументы против заочной формы и семейного образования – отсутствие возможностей для социализации ребенка, скудность его коммуникаций со сверстниками, — кажутся мне несостоятельными. Неужели родители, которые готовы взять всю ответственность за образование детей на себя, не смогут обеспечить своему ребенку адекватное общение с другими детьми? Сегодня возможностей для этого предостаточно. А вот то, что школа «не успевает» за современным развитием общества и технологий, далеко не всегда действительно выстраивает образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей КАЖДОГО ребенка, для меня не вызывает сомнения. А ведь именно это ждет каждый родитель от нас. Ответим на запрос – дети придут учиться в школу, не ответим – родители будут искать альтернативные варианты для обучения своих детей.

Фото Веры Костровой

Всего найдено: 111

Вопрос № 295765

Добрый день! У меня к вам есть вопрос. Сейчас появилось очень много терминов, связанных с развитием it-технологий. Как копирайтер, часто сталкиваюсь с проблемой, как правильно писать такие выражения: большие данные, искусственный интеллект, машинное обучение и прочие. Это всё — кальки с английских выражений Dig data, Artificial intelligence… Многие заказчики уходят просто в неистовые лексические извороты: кто-то просит оба слова написать с прописной буквы, кто-то только первое, а некоторые вообще хотят закавычить. Я пишу их часто либо оба со строчной буквы, либо первое слово делаю c прописной. Но так до конца и не знаю, как правильно это делать и как грамотно объяснить свое написание заказчикам, хотя всей душой сколняюсь к варианту, когда оба слова со строчной. Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Нет оснований писать эти термины с большой буквы. Рекомендуем писать строчными буквами и без кавычек: большие данные, искусственный интеллект, машинное обучение. Кавычки могут использоваться в случае, если термин употребляется на русском языке впервые (или очень недолго) и неизвестен читателям текста.

Вопрос № 294763

Здравствуйте, ну помогите, пожалуйста! Как писать правильно? Допуск в управление архитектуры собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного по форме и в порядке, утвержденныМИ, утвержденнЫХ или утвержденнЫМ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Ответ справочной службы русского языка

В случае если причастный оборот относится к обоим словам (форма и порядок), то правильное согласование невозможно, поскольку эти слова стоят в разных падежах. Предложение следует перестроить.

Вопрос № 294120

Можно ли начинать предложение со слова «которая»? Пример: «Ладно, перейду к сути дела. Которая состоит в том, что все маги нашей страны обязаны пройти обучение в Королевской Академии Магии.».

Ответ справочной службы русского языка

Можно, это не запрещено.

Вопрос № 290277

Здравствуйте, как правильно расставить запятые в предложении, нужны ли они и почему? «Центр сообщает, что работник Вашего учреждения Иванов Иван Иванович с 5 сентября прошел обучение….»

Ответ справочной службы русского языка

Запятая на границе частей сложного предложения, перед союзом что, обязательна.

В придаточной части в соответствии с правилами возможна двоякая пунктуация: для придания пояснительного оттенка значения имени собственному, его можно выделить запятыми.

Вопрос № 288909

как правильно: «обучение написанию изложения» или «обучение написания изложения»?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: обучение (чему?) написанию изложения.

Вопрос № 284054

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, от каких слов образовались слова Транскрипция и Энциклопедический

Ответ справочной службы русского языка

Существительное транскрипция – заимствование, восходит (через немецкое или французское посредство) к латинскому transcriptio ‘переписывание’. Энциклопедический – от существительного энциклопедия, восходящего (опять же через немецкий или французский язык) к греч. enkyklos paideia ‘обучение по всему циклу наук’.

Вопрос № 282689

Добрый день! «Что такое электронное обучение» — нужно ли заключать в кавычки слова «электронное обучение» и нужен ли вопросительный знак, если это заголовок текста, в котором объясняется термин.

Ответ справочной службы русского языка

Кавычки не требуются. Возможны варианты заголовка как с вопросительным знаком, так и без него.

Вопрос № 282425

Здравствуйте! Мне 28 лет и слова горком и сельком мне ни о чём не говорят. Это архаизмы или какая-то другая категория? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Архаизмами называют слова и словосочетания, вытесненные из активного употребления синонимичными лексическими единицами. Слова горком (городской комитет) и сельком (сельский комитет) к архаизмам отнести нельзя. Они продолжают употребляться, хотя и значительно реже, чем в советское время. Вот примеры 2014–2015 гг.:

26 января 2015 года. Горком Профсоюза организует обучение группы профсоюзного актива по вопросам охраны труда с выдачей удостоверений установленного образца для участия в работе и проверках по вопросам охраны труда.

20 марта бюро крайкома КПРФ приняло решение о роспуске Ачинского горкома партии — руководящего органа Ачинского отделения КПРФ.

Сельком подал иск против жертвы фальсификаторов.

Вопрос № 277633

как будет правильно-окончил школу или закончил,?
И в чем разница между этих слов?

Ответ справочной службы русского языка

Глагол закончить в значении «довести до конца, завершить» синонимичен окончить, правильно: закончить работу и окончить работу.
В значении «пройти какой-либо курс обучения, завершить обучение где-либо» употребляется только глагол окончить: окончить школу, вуз, университет, курсы и т. п.

Вопрос № 276122

Подскажите правильный вариант, пожалуйста!
закончили образование или завершили обучение ?
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: закончили обучение, завершили обучение, получили образование.

Вопрос № 274794

Здравствуйте!
Как правильно: выпуск сотрудников, проходивших обучение на факультете… или выпуск сотрудников, прошедших обучение на факультете…?
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта верны: проходивших обучение = обучавшихся; прошедших обучение = обученных.

Вопрос № 273411

Здравствуйте!
Есть ли разница между предложениями «Я учу русский язык в университете» и «Я изучаю русский язык в университете»? Интересует в связи с обучением русскому как иностранному.

Ответ справочной службы русского языка

По смыслу эти фразы тождественны.

Вопрос № 272907

В чем речевая ошибка предложения? Оплатить за обучение можно в 3 кассе.

Ответ справочной службы русского языка

Ошибка здесь: оплатить за. Так нельзя говорить и писать. Правильно: оплатить что-либо, заплатить за что-либо.

Вопрос № 271665

Здравствуйте! Я живу в населенном пункте, который называется Килия (это районный центр в Одесской области, Украина). Очень хорошо помню, что еще в школе учительница русского языка акцентировала наше внимание, что правильно говорить «в КилиИ», а не «в КилиЕ». Хотя зачастую даже в местной газете мелькает «в КилиЕ». Она говорила, что это неправильное окончание, что должно быть окончание «и».
А сейчас один человек предлагает отправить на переобучение преподавателя с 35-летним стажем, утверждая, что слово «Килия» склоняется не так, что должно быть окончание «е».
Рассудите нас, пожалуйста. Моя учительница была не права? Как правильно: «в Килии» или «в Килие»?

Ответ справочной службы русского языка

Принципиальное значение здесь имеет место ударения в названии. Слова на -ия, где -я безударное, имеют в предложном падеже окончание -и (станция – на станции, армия – в армии, Россия – в России). А вот если -я ударное, в предложном падеже окончание -е: Зульфия (имя) – Зульфие.

«Грамматический словарь русского языка» А. А. Зализняка отмечает, что есть два варианта: Килия (официальный) и Килия (общеупотребительный). Так же будут различаться и варианты написания: в Килии (официальный) и в Килие (общеупотребительный).

Вопрос № 269858

Как правильно: ходатайство на обучение или ходатайство об обучении?

Ответ справочной службы русского языка

Верно: ходатайство о чём-либо, поэтому: ходатайство об обучении.

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Я преподаватель предмета Духовное Краеведение Подмосковья (ДКП) в течении 7 лет. Общаясь со своими коллегами из других школ, я столкнулся с тем, что для большинства преподавателей ДКП, является весьма затруднительным актуализировать предмет в сознании учеников и хоть как-то заинтересовать детей. Есть темы, которые немного встряхивают ребят: вызывают желание спорить, высказывать свое мнение и в целом хоть как-то рефлексировать, но таких тем очень немного, и они не всегда вписываются в контекст программы предмета. Но, увы! 70-80% учеников этот предмет в принципе не интересен, к том уже, обязательно в классе найдутся 3-4 человека вообще агрессивно настроенных к любой попытке донести до них, что-либо о православии или о любом другом аспекте религиозной жизни и культуры. Сразу скажу, забегая вперед, я уверен, что это можно изменить, пусть не полностью, но уменьшить процент безразличия наверняка возможно!

Причин такого восприятия данного предмета несколько. На мой взгляд, этому способствуют:

во-первых, резкий перепад между тем «миром», в котором живут наши современные восьмиклассники и тем «миром», который раскрывает предмет ДКП; Разрыв на столько велик, что порой говоришь на уроке какие-то банальные вещи, но тебя не понимают, как будто ты с другой планеты. ))

во-вторых, отсутствие у учеников базовых (адекватных) знаний о духовной жизни жителей нашей Родины, как в историческом её аспекте, так и в современном нынешнем её состоянии, а учитывая географическую фокусировку предмета и связанного с этим «православным» наполнением, так же отсутствие базовых знаний основ православия. В связи с этим, много времени уходит на «ликбез детей»

в-третьих, для меня это было открытием, это отношение коллег к этому предмету, которые относятся к ДКП как к чему-то совсем не важному, необязательному. Допустим, некоторые так вполне могут считать, это их право, но такая позиция ненавязчиво, но вполне осознанно внушается детям со стороны САМИХ ПЕДАГОГОВ других предметов! А в некоторых случаях, как мне с оглядкой в пол голоса изливала душу коллега из одной школы, такой «настрой» начинается с самого директора!

Следующая причина косвенно вытекает из предыдущей это отсутствие единого ключа педагогического коллектива в подаче информации на некоторых предметах, на которых затрагиваются темы, входящие в информативную зону предмета ДКП. В основном это литература, история, обществознание и отчасти биология. Здесь конечно играет большую роль субъективный фактор, в частности отношение учителя предметника, (например, по биологии) к вопросу «от кого произошел человек?» или отношение учителя истории к роли православия в путях РОССИИ в целом.

Ну и немаловажным является отсутствие специфических знаний у самих преподавателей ДКП, которые часто не могут объективно, верно и быстро ответить на задаваемые детьми «трудные вопросы», а таковых в контексте данного предмета возникает довольно много! А в связи с этим затрудняется возможность наполнять уроки диалогами, делать его подвижным и интересным!

Конечно есть и другие немаловажные причины, которые можно включить в этот список: семейный нетрадиционный «антидуховный» уклад, интернет и весь виртуальный мир со той подавляющей развращающей и бестолковой частью, в которой современные дети погрязли с головой, а с другой стороны, кому повезло избежать первое и второе, повсеместно сталкиваются с доминирующей идеологией «успешного человека», которая (тут некоторые могут возразить) идет вразрез с нравственными столпами раскрываемыми в предмете, что делает этот «ненужный» предмет в глазах ученика еще более уязвимым.

Но это не повод отчаиваться уважаемые коллеги! Если мы не можем повлиять на некоторые из вышеперечисленных пунктов, то есть поле деятельности, где мы вполне можем что-то изменить в лучшую сторону, и попытаться достучаться до детских умов и увеличить процент «слушающих» и «слышащих». Я тоже в своей практике нахожусь еще в поиске, каждый год добавляю или изменяю темы, ищу подход к «трудным» ученикам, экспериментирую, наблюдаю за реакцией ищу, ищу, ищу! Ну и вместе с тем укрепляю терпение и опыт, нарабатываю базу.

Например, в начале каждого учебного года на уроке ДКП, я делаю анонимный опрос восьмиклассников, из которого узнаю какие темы из духовной и религиозной жизни их могли бы заинтересовать. И в течении учебного года выявленные интересы ввожу в контекст некоторых подходящих к тому тем. Освоив программу видео редактора, из документальных фильмов или встреч с интересными людьми, делаю видеоролики, которые использую на уроках для постановки проблемы. Презентации стараюсь делать сам, т.к. многие из предлагаемых морально устарели или просто не интересны.

Хочу сказать, что мне повезло с директором школы в которой я работаю, он поддерживает, доверяет, позволяет маневрировать, в общем не мешает вести этот трудный поиск себя, как преподавателя этого важнейшего предмета. Я подчеркиваю важнейшего, потому что если мы не сможем актуализировать для детей понимание важности нравственного и духовного роста личности, в чем собственно говоря и заключается одна из основных задач предмета, то наших детей в будущем будут неизбежно подстерегать многие беды и личные катастрофы. Не ставя данный предмет во главу угла, и не умаляя важности других предметов, считаю, что не «4» и «5» по русскому, математике, делают из ребенка ЧЕЛОВЕКА с большой буквы, а именно честная, чистая и отзывчивая душа, почитание наших добрых традиций, уважение взрослых, знание истории Родины, здоровый патриотизм и в целом знание и соблюдение норм нравственности, на которые и делается акцент в нашем предмете.

Я приглашаю всех своих коллег, преподающих в школах предметы ДКП и ОПК, к диалогу. Быть может, к перечисленным выше проблемам, вы можете добавить свои, еще не упомянутые мной, с которыми вы сталкивались лично или слышали от других. А может у кого-то есть практический опыт по разрешению наших трудностей. Прошу делитесь пожалуйста, будем взаимодействовать, помогать друг другу: делиться идеями, презентациями, фильмами, интересными уроками. Вы только задумайтесь, у нас с вами, в современном развращающемся по нарастающей, мире довольно высокая миссия, можно смело сказать почти апостольская!

Поэтому не унывайте!

Не сдавайтесь!

Не ждите колоссальных успехов и заслушивающихся вас с открытыми ртами учеников.

НО! Если в течении учебного года со всего класса хотя бы один человек задумается о жизни и что-то доброе возьмет в багаж своего пути, вы уже не напрасно прожили свою педагогическую жизнь!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *