Налог на недвижимость физических лиц с 2017

Налог на недвижимость физических лиц с 2017

Российские граждане, а также организации могут становиться субъектами уплаты налога на имущество. Соответствующий платеж предполагает перечисление в бюджет государства денежных средств в разные сроки и на специфических условиях — в зависимости от статуса конкретного плательщика, типа имущества и его характеристик. Исчисление и уплата налога на собственность граждан и организаций регулируется разными положениями законодательства — на федеральном или региональном уровне. В чем специфика платежей за имущество, которые подлежат перечислению в бюджет РФ физлицами и юрлицами? В каких нормативных актах устанавливаются сроки выполнения гражданами и организациями соответствующих обязательств?

Содержание

Общие сведения о налогах на имущество

Налог на имущество по законодательству РФ уплачивают как физические, так и юридические лица. Он начисляется исходя из того, что фирма или гражданин имеют в собственности ту или иную недвижимость.

В частности, физлица становятся плательщиками налога, о котором идет речь, если владеют: жилым домом, квартирой или комнатой, гаражом, парковочным местом, комплексом недвижимых объектов единого назначения, иным зданием, сооружением или конструкцией, незавершенной постройкой. Кроме того, законодательство РФ устанавливает нормы, по которым в налоговую базу по платежам для физлиц включаются строения, расположенные на дачных участках. Вместе с тем в состав налогооблагаемого имущества не входят площади, которые относятся к общему имуществу в рамках многоквартирных жилых домов.

Касательно юрлиц — объектами налогообложения для них может быть не только недвижимое, но также и движимое имущество, включая то, что находится во временном пользовании фирмой, в доверительном управлении либо полученное в рамках концессии. Важно, чтобы объект учитывался на балансе организации и был включен в структуру основных средств с учетом положений законодательства и локальных правовых актов, регулирующих порядок ведения бухучета в фирме. Плательщиками налога на имущество юрлиц могут быть также иностранные фирмы, работающие в РФ через представительства, либо обладающие в России имуществом в собственности, либо полученным в порядке концессионных соглашений.

Принципы исчисления такого обязательства, как налог на имущество организаций, сроки уплаты его в бюджет значительно отличаются от тех, что характеризуют соответствующее обязательство граждан перед государством. Рассмотрим подробнее то, от чего зависит срочность перечисления рассматриваемого платежа в бюджет РФ.

Каким образом определяется срок перечисления налога на имущество физлиц?

Срок уплаты налога на имущество физических лиц определяется положениями Налогового кодекса — в соответствии с ними рассматриваемый платеж необходимо перечислить в бюджет РФ в срок до 1 декабря года, что идет за тем, за который исчислен налог. При этом, если 1 декабря приходится на нерабочий день, то срок отодвигается до ближайшего будничного.

Исполнять обязательство по своевременной уплате налога на имущество гражданину нужно только в том случае, если он получил уведомление от ФНС. При этом данный документ налоговая инспекция должна отправить плательщику за месяц до крайнего срока внесения платежа в бюджет. Если соответствующее уведомление будет отправлено позже — срок уплаты налога на имущество составит 30 дней с момента получения документа плательщиком. При этом гражданин получит право не уплачивать пени за просрочку платежа относительно 1 декабря или ближайшего будничного дня.

Даже если налоговое уведомление не пришло в ФНС, плательщик обязан обратиться в ведомство за уточнением информации. Дело в том, что в ФНС может не быть сведений о налогооблагаемом имуществе. Сообщать о его наличии граждане обязаны в силу требований НК РФ. Если выяснится, что сведения о налогооблагаемом имуществе в ФНС есть, и уведомление не прислано человеку по причине небольшой величины налога или по иным законным основаниям, платеж вносить в бюджет не нужно. Но плательщику необходимо дождаться нового уведомления — в следующем году.

Отметим, что теоретически ФНС может прислать документ с суммой налога за 3 года — законодательство РФ дает налоговой службе это право. В этом случае срок уплаты налога на имущество за последний год из 3 по документу — 1 декабря. Для 2 других лет — 30 дней с момента получения уведомления, если иных сроков не указано в документе от ФНС.

Налогоплательщик может получить от ФНС также документ о доначислении налога. Он может быть направлен гражданину в течение 3 лет после отчетного периода по соответствующему платежу. Вполне возможно, что налог не начислен в силу того, что по нему применена льгота либо вычет, предусмотренные законодательством РФ, а налогоплательщик — не в курсе этого. Данный вопрос в любом случае необходимо разрешить, обратившись в ФНС. Желательно взять с собой правоустанавливающие документы — такие как, например, свидетельство о праве собственности на недвижимость.

Срок уплаты налога на имущество по уведомлению о доначислении — 30 дней с момента получения документа, если иного в нем не указано.

Какие сведения в уведомлении об уплате налога нужно проверить?

Гражданину, получившему от ФНС уведомление об уплате рассматриваемого налога, будет полезно проверить документ на предмет корректности цифр, отраженных в нем, а также сведений об объекте недвижимости. Если размер платежа, зафиксированный в источнике, будет явно не соответствовать фактической стоимости недвижимости и ее характеристикам, следует обратиться в ФНС за дополнительными комментариями касательно исчисления налога.

Что будет при неуплате налога в срок?

Рассмотрим такой аспект, как возможные санкции за неуплату рассматриваемого платежа в бюджет РФ. В случае если срок уплаты налога на имущество физических лиц не будет соблюден налогоплательщиком — позже ему придется перечислить данный платеж, увеличенный на сумму пеней. Рассчитываются они исходя из установленной ставки рефинансирования ЦБ РФ. Пени начисляются за каждый день просрочки налогового платежа.

Кроме того, ФНС вправе наложить на плательщика штраф за неуплату рассматриваемого налога. Его величина — 20% от суммы долга в бюджет. ФНС может увеличить штраф и до 40%, если докажет, что налогоплательщик нарушил сроки уплаты налога на имущество физ. лиц намеренно. Начислив пеню, в ряде случаев — со штрафом, ФНС направляет гражданину требование о перечислении в бюджет недоимки.

В общем случае погасить долг человек должен в течение 8 дней с момента получения письма от налоговой. Но ФНС может и увеличить срок погашения недоимки. Если гражданин не перечислит платеж в соответствии с документом в бюджет, налоговая будет вправе инициировать взыскание долга в судебном порядке. При этом, как правило, задействуется механизм судебного приказа, при котором на слушании присутствие самого налогоплательщика необязательно. Человек может быть проинформирован о судебном заседании только по факту издания приказа. Поэтому гражданину на всякий случай даже при отсутствии налоговых уведомлений от ФНС полезно проверять посредством различных онлайновых сервисов — таких как, например, личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС, не числится ли за ним задолженностей по имущественному налогу.

Можно ли отсрочить платеж по налогу на имущество?

Примечательно, что срок уплаты налога на имущество физических лиц может быть увеличен по просьбе гражданина. Для этого законодательством РФ предусмотрен ряд процедур.

Гражданин, не имеющий финансовых возможностей для перечисления налога на имущество в срок, может обратиться в ФНС с просьбой отсрочить платеж или оформить его рассрочку. Налоговая служба по закону должна рассмотреть данное ходатайство. Обращаясь в ФНС, гражданин должен быть готов предоставить, во-первых, доказательства того, что не имеет возможности оплатить налог в срок, а во-вторых — документы, подтверждающие наличие у него в перспективе ресурсов для перечисления соответствующего платежа в бюджет РФ.

Налог на имущество юрлиц: особенности уплаты

Итак, мы рассмотрели то, как определяется срок уплаты налога на имущество физических лиц. Однако недвижимость — объект налогообложения — может находиться и в собственности юридических лиц. Они также обязаны перечислять за него платеж в бюджет РФ.

Каким образом определяется срок уплаты налога на имущество юридических лиц? Главная особенность платежа за недвижимость юрлиц в том, что его перечисление в бюджет в значительной степени регулируется региональным законодательством. В чем это выражается?

В частности, в том, что порядок, в рамках которого перечисляется государству налог на имущество организаций, сроки уплаты его сумм устанавливаются в правовых актах субъектов РФ. Еще один нюанс — в общем случае налогоплательщики, имеющие недвижимость, перечисляют в бюджет авансовые платежи, однако региональным законодательством могут быть установлены иные нормы выполнения соответствующего обязательства.

Что касается федеральных норм — они регулируют непосредственно исчисление суммы платежа, а также особенности расчета их величин в том случае, если речь идет об уплате налога на имущество, которое находится на балансе фирмы. Некоторые особенности установлены законодательством РФ для объектов недвижимости, входящие в Единую систему газоснабжения — в данном случае значительная часть регулирующих норм фиксируется, опять же, с учетом региональной специфики деятельности предприятий, имеющих в собственности соответствующие объекты.

Если владелец налогооблагаемой недвижимости — иностранная фирма, имеющая представительство в РФ, то рассматриваемый налог уплачивается данным субъектом по месту регистрации объектов в ФНС. В некоторых случаях налог на имущество уплачивается юрлицами исходя из местонахождения того или иного объекта. Существует ряд иных важных аспектов выполнения юрлицами, имеющими недвижимость, обязательств перед государством. Имеют значение не только сроки уплаты налога на имущество. Год, за который в бюджет перечисляется соответствующий платеж, является отчетным, и по его итогам налогоплательщик должен направить в ФНС декларацию. Кроме того, аналогичный документ направляется в ФНС по завершении каждого квартала.

Фирмы, являющиеся субъектами уплаты рассматриваемого налога, должны направлять декларации в территориальные представительства ФНС исходя из месторасположения подразделения либо конкретного объекта недвижимости. ФНС должна быть проинформирована также о том, каким образом фирма берет в расчет различные показатели, характеризующие являющееся предметом такого обязательства, как рассматриваемый налог имущество. Сроки уплаты авансовых платежей должны быть соблюдены компанией, а декларация представлена также вовремя.

Примеры региональных норм

Итак, порядок внесения в бюджет РФ рассматриваемого налога для юрлиц регулируется, как мы отметили выше, законодательством субъектов РФ. Изучим для примера некоторые нормативные акты соответствующего типа. Так, можно обратить внимание на положения закона Ростовской области № 43-3С, принятого 27.11.2003 года. В нем, в частности, указано, что авансовые платежи должны уплачиваться юрлицами в течение 5 дней с момента, соответствующего дате предоставления расчета по авансовым перечислениям. При этом расчеты по авансам должны предоставляться в течение 30 дней по завершении отчетного периода — 1 квартала, 6 месяцев и 9 месяцев.

Получается, что срок уплаты налога на имущество предприятия в Ростовской области устанавливается поквартально. До 5 апреля нужно перечислить соответствующий платеж в бюджет за 1 квартал, до 5 июля — за 6 месяцев, до 5 октября — за 9 месяцев текущего календарного года.

По итогам всего налогового периода предприятия Ростовской области перечисляют рассматриваемый платеж в течение 10 дней с момента предоставления декларации в ФНС. Соответствующий документ должен направляться в налоговую службу до 30 марта года, что идет за прошедшим налоговым периодом. Стоит отметить, что в разных регионах РФ нормы, регулирующие уплату и отчетность по платежу, о котором идет речь, могут отличаться. Это зависит от приоритетов региональных властей в бюджетной политике, от той роли, которую, по их мнению, играют налог на имущество, сроки уплаты. Московская область, к примеру, может иметь одни приоритеты, Ростовская — другие.

Иногда в региональных законодательствах нормы, регулирующие рассматриваемый налог (имущество юр. лиц), срок уплаты данного обязательства, приближены к федеральным. Так, в законе г. Москвы № 64, принятом 5.11.2003 года зафиксированы те же нормы, что и в положениях НК РФ по некоторым ключевым элементам платежа, о котором идет речь. В частности, сроки давности уплаты налогов на имущество, а также авансовых платежей в московском правовом акте — те же, что зафиксированы в нормах главного федерального источника права. Но в других субъектах РФ могут быть установлены иные нормы.

Особенности исчисления налога на имущество юрлиц

Итак, мы рассмотрели то, какой срок уплаты налога на имущество юрлиц и граждан установлен законодательством РФ — на федеральном или региональном уровне. Полезно будет изучить основные особенности исчисления соответствующих платежей. Начнем с рассмотрения специфики налога для юрлиц. Сумма платежа, которая должна быть перечислена в бюджет по завершении года, исчисляется как разница между:

  • величиной налога, что рассчитана по итогам налогового периода и соответствует произведению ставки и базы, что определены для того или иного налогового периода;
  • суммой авансовых перечислений в бюджет в течение года.

Если у фирмы есть обособленные подразделения с самостоятельным балансом, то налог, а также авансы по нему уплачиваются в бюджет исходя из местонахождения соответствующих структур организации, если в их собственности есть имущество как объект на отдельном балансе. Если недвижимость находится не на территории налогоплательщика или его подразделения, то налог и авансы по нему исчисляются исходя из норм, установленных в субъекте РФ, где соответствующие объекты расположены.

Особенности исчисления налога на имущество физлиц

Выше мы изучили то, каким образом определяется срок уплаты налога на имущество физических лиц. Рассмотрим теперь особенности его исчисления. Главное, на что следует обратить внимание — при расчете соответствующих платежей используются показатели как инвентаризационной, так и кадастровой стоимости.

Формула расчета налога на недвижимость определяется исходя из показателей, часть из которых определяется на уровне федерального законодательства, остальные — региональными нормативными актами. К первым показателям можно отнести, к примеру, коэффициент-дефлятор. Ко вторым — размер налоговых вычетов, а также ставки. Формула исчисления налога на недвижимость физлиц — довольно сложная, и расчет по ней ведется специалистами ФНС. Сами граждане в общем случае не обязаны ее задействовать — но должны, как мы отметили выше, убедиться, что в ФНС есть все сведения, необходимые для расчета налога.

Но если есть желание, расчеты ФНС можно перепроверить. Для этого нужно:

  • определить размер инвентаризационной и кадастровой базы данных по налогу;
  • узнать ставку, установленную законодательством субъекта РФ;
  • применить формулу расчета налога на недвижимость, зафиксированную в Налоговом Кодексе.

Важнейший показатель при расчете платежа, о котором идет речь — площадь квартиры. В процессе исчисления налога она может быть уменьшена на величину вычета, также установленного положениями НК РФ. Кроме того, имеет смысл ознакомиться с нормами НК РФ, устанавливающим льготы по рассматриваемому налогу — возможно, налогоплательщик их вправе применить.

Резюме

Итак, мы рассмотрели специфику платежей за владение недвижимостью физлицами и юрлицами, то, в каких законодательных актах фиксируются ставки, сроки уплаты налога. Имущество, что подлежит налогообложению, должно быть в реестрах ФНС. Если оно принадлежит юрлицу — соответствующая фирма должна предоставлять расчеты по налогу в ФНС самостоятельно.

Граждане, в свою очередь, просто информируют налоговую службу о наличии у них недвижимости — все необходимые расчеты производит ФНС, а по факту проведения соответствующей работы рассылает владельцам имущества уведомления о необходимости перечисления платежа в бюджет. Сроки уплаты налога на имущество физ. лиц определены на уровне федерального законодательства.

Что касается платежей юрлиц — соответствующие нормы могут фиксироваться в региональных нормативных актах. Налог на имущество юридических лиц может исчисляться не только на недвижимое, но также и на движимое имущество. При этом в расчет берутся только те объекты, которые поставлены на баланс фирмы и учитываются в бухгалтерии.

Таким образом, принципы исчисления налога на имущество физлиц и юрлиц значительно отличаются. Исчисление соответствующих платежей регулируется разными нормами закона. Но при возникновении вопросов по расчету того или иного налога всегда можно обратиться за консультациями в ФНС РФ.

Виды имущественных налогов по НК РФ

Обложению налогами в России, согласно НК РФ, подлежит имущество следующих видов:

  • транспорт (гл. 28) — налог по нему платят как юрлица, так и физлица;
  • недвижимое имущество, входящее в состав основных средств у юрлица (гл. 30);
  • земля (гл. 31) — здесь плательщиками также оказываются как юрлица, так и физлица;
  • недвижимость, принадлежащая физлицу (гл. 32).

Официально налогом на имущество при этом названы всего два платежа из перечисленных. Это налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ) и налог на имущество физлиц (гл. 32 НК РФ).

Все имущественные налоги относятся к числу либо региональных, либо местных. Это приводит к тому, что правила их применения, опираясь в главных моментах на требования НК РФ, в то же время в существенной степени зависят от положений, установленных законами субъекта РФ или решениями муниципалитета. Последнее обусловливает индивидуальность применения каждого из имущественных налогов в конкретном регионе.

Установление правил для налога на имущество юрлиц

В отношении налога на имущество юрлиц НК РФ закрепляет следующие общие для территории России положения:

  • описание объектов, облагаемых налогом;
  • перечни необлагаемого и льготируемого имущества;
  • виды используемых налоговых баз и правила применения их к определенным объектам;
  • принципы установления объема налоговых баз;
  • нюансы расчета базы для ситуаций неполного времени владения в периоде и принадлежности объекта к нескольким регионам;
  • продолжительность налогового и отчетных периодов;
  • максимально возможные значения применяемых ставок;
  • порядок исчисления авансовых платежей;
  • объем, виды и сроки сдачи налоговой отчетности.

Субъекту РФ предоставляется право:

  • введения дополнительных (в сравнении с оговоренными в НК РФ) льгот и разработки условий для их применения;
  • установления особенностей для определения налоговой базы, зависящей от кадастровой стоимости;
  • конкретизации и дифференциации применяемых налоговых ставок;
  • отказа от отчетных периодов;
  • установления сроков уплаты авансов и налога по итогам года.

Юрлица должны самостоятельно определять величину налоговой базы (п. 3 ст. 376 НК РФ), рассчитывать подлежащие уплате суммы авансов (если регион не отказался от отчетных периодов) и налога по году и декларировать их (п. 2 ст. 383, п. 1 ст. 386 НК РФ).

ВАЖНО! С 2020 года в налоговую не нужно сдавать расчеты авансовых платежей за отчетные периоды. Представляется только декларация по итогу года. Но обязанность уплачивать ежеквартальные авансы сохраняется.

Правила применения налога на имущество физлиц

Для налога, которым облагается имущество физлиц, в НК РФ тоже прописаны моменты общего для всей страны характера. Ряд из них имеет сходство с установленными для налога, исчисляемого юрлицами:

  • объекты, подпадающие под налог;
  • перечни лиц, не уплачивающих налог, и объектов, освобождаемых от обложения этим платежом;
  • варианты налоговой базы и правила ее расчета для определенных объектов и ситуаций;
  • максимальные значения налоговых ставок;
  • правила исчисления величины налога для случаев неполного периода владения, наличия долевой собственности, возникновения/исчезновения права на льготу.

Так же, как и по налогу с юрлиц, у субъектов РФ/муниципалитетов есть право установления:

  • дополнительных льгот;
  • особенностей исчисления налоговой базы;
  • конкретной величины применяемых ставок.

Но есть и отличия:

  • отчетные периоды для налога с физлиц не предусмотрены;
  • физлицом величина платежа не рассчитывается; эта обязанность возложена на налоговые органы, обязанные уведомить плательщика о размере предстоящих ему за прошедший год перечислений;
  • установлен единый для России предельный срок для уплаты налога в бюджет.

То есть при наличии ряда общих правил применения налоги, исчисляемые по имуществу юрлиц и физлиц, имеют и принципиальные отличия в этих правилах.

Уплата налога на имущество за год: сроки

В частности, принципиально различным является подход к срокам, устанавливаемым для уплаты налога. Для физлиц этот срок зафиксирован в НК РФ как конкретная предельная дата платежа. Соответствует эта дата 1 декабря года, следующего за оплачиваемым налоговым периодом (п. 1 ст. 409 НК РФ). Как и иные подобные сроки, эта дата может сдвигаться на более позднее число декабря, если первый день этого месяца окажется выходным (п. 7 ст. 6.1 НК РФ). Именно такая ситуация возникнет в 2019 году — 01.12.2019 приходится на воскресенье. Поэтому последним днем своевременной уплаты налога на имущество физлиц за 2018 год станет 02.12.2019.

Более сложная картина со сроками уплаты складывается для юрлиц. В отношении установления сроков для перечисления как авансов, как и итоговой суммы налога по году регионам дается полная свобода выбора. Очевидно, что этот срок не может наступать раньше той даты, которая определена в НК РФ (ст. 386) как последний день подачи отчета с соответствующими начислениями:

  • по авансам (до 2020 года) — 30-е число месяца, наступающего после завершения отчетного периода (п. 2);
  • по налогу за прошедший год — 30 марта года, следующего за ним (п. 3).

Если регион отказался от деления налогового периода на отчетные, то дата будет установлена только для одного платежа — по году. По объему этот платеж будет отвечать всей величине причитающегося к уплате за год налога на имущество.

Если же отчетные периоды в регионе действуют, то к одному налоговому периоду будут относиться 4 платежа: 3 авансовых и 1 итоговый по году, учитывающий, что часть начисленной за год суммы уже уплачена в виде авансов. Указания на то, в какие конкретно сроки каждый из этих платежей должен быть осуществлен, необходимо искать в тексте закона региона, посвященного налогу на имущество юрлиц, помня при этом, что сроки в разных регионах могут существенно различаться.

Итоги

Определение «налог на имущество», согласно НК РФ, применяется к двум видам платежей: к тем, которые платят юрлица, и к уплачиваемым физлицами. Базовые правила применения для этих налогов, прописанные в НК РФ, характеризует значительное сходство. Но имеют место и отличия, к числу которых относится вопрос установления сроков для перечисления платежей в бюджет. Для налога с физлиц действует единый для всей страны срок, указанный в НК РФ и подчиняющийся правилу переноса его на более позднюю дату при совпадении с выходным. С учетом последнего правила платеж за 2018 год физлицам предстоит сделать не позже 02.12.2019.

Процедура оплаты налога с юрлиц имеет варианты. Налог может платиться:

  • разово по итогам декларации, составленной по завершении года, если регион отказался от деления налогового периода на отчетные;
  • в 4 приема (по итогам отчетных периодов и после окончания года) на основании данных, внесенных в составляемую по каждому из периодов отчетность.

Однако какая бы процедура ни оказалась действующей, крайние сроки для перечисления налоговых платежей регион установит самостоятельно. Поэтому узнать конкретные даты таких сроков можно только из закона субъекта РФ.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Налог на имущество организаций в 2020 году установлен Главой 30 НК РФ и введен в действие на соответствующих территориях законами субъектов РФ.

Законодательные органы субъектов РФ вправе устанавливать: налоговую ставку (в пределах, которые определяются Налоговым кодексом), форму отчетности по налогу, сроки и порядок уплаты налога, а также налоговые льготы для их применения налогоплательщиками.

В нашем сегодняшнем материале мы выясним, кто является плательщиков данного налога, как определяется налоговая база, размер ставки налога на имущество в 2020 году, какие существуют отчетные и налоговые периоды, каков порядок уплаты, а также другие не менее важные вопросы.

Плательщики налога на имущество

Плательщиками налога на имущество являются:

  • российские организации;
  • иностранные организации (которые осуществляют деятельность в РФ через постоянные представительства и имеющие недвижимое имущество в собственности на территории РФ).

Плательщиками налога на имущество признаются физические лица, которые обладают правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения (Глава 32, статья 401 НК РФ).

Объектом налогообложения физических лиц признается имущество, расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя):

Налог на имущество организаций в 2020 году не платят:

  • юридические лица, переведенные на уплату ЕНВД (Единый налог на вмененный доход);
  • субъекты малого бизнеса, применяющие УСН (Упрощенную систему налогообложения).
  • ООО и предприниматели, применяющие ЕСХН, независимо от состава, имеющегося у них имущества.

Однако в двух случаях предприниматели и организации, применяющие УСН и ЕНВД должны платить налог на имущество.

В первом случае это налог на жилые дома и помещения, не внесенные на баланс основных средств.

Во втором случае должны совпасть два условия:

1. В собственности имеется административно-деловой или торговый центр, либо даже просто они владеют помещениями в них, или нежилые помещения, предназначенные или фактически используемые под офисы, торговлю, общепит и бытовое обслуживание.

2. Вышеперечисленная категория недвижимости должна быть включена в специальный перечень. Этот перечень утверждается нормативным актом правительства того региона, в котором находится здание или помещение. Перечень должен быть опубликован по состоянию на 1 января отчетного года на официальном сайте субъекта РФ.

При этом налог на недвижимость будет уплачиваться с кадастровой стоимости имущества.

Узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости можно на сайте Росреестра в разделе «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online». Достаточно ввести один из трех параметров: кадастровый номер объекта, условный номер или адрес и узнать кадастровую стоимость.

Земля не признается объектом налогообложения, если эта земля числится как изъятая из оборота, или ограниченная в обороте.

Налоговая база

Налоговая база по налогу на имущество — это среднегодовая стоимость имущества, которая рассчитывается с учетом начисленного взноса по нормам амортизационных отчислений в соответствии со стандартами бухучета.

В соответствии с п. 4 ст. 376 НК РФ, средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения за отчетный период, определяется, как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база, в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

Для определения налоговой базы в рамках договора простого товарищества, следует учитывать, что имущество, переданное для осуществления совместной деятельности, остается на балансе у передавшей организации. Таким образом, обязанность по уплате налога на имущество возлагается на эту организацию.

Ставки налога на имущество в 2020 году

Величина предельной ставки налога на имущество организаций, рассчитываемой от среднегодовой стоимости имущества в 2020 году не может превышать 2,2% и не может опускаться ниже 0,1%. При расчете налога от кадастровой стоимости ставка налога имеет предел 2%.

В случае если на территории субъекта РФ установлен налог, законодательные органы субъектов вправе дифференцировать налоговые ставки от 0,1% до 2,2% (в зависимости от категории налогоплательщиков или имущества, выступающего объектом налогообложения).

Ставка налога на имущество физических лиц в 2020 году — от 0,1 до 0,2%.

Кроме того, НК предусмотрены льготы для некоторых организаций (статья 381). Для применения льгот организации обязаны вести раздельный учет по имуществу, подпадающему под действие льгот.

Отчетные и налоговые периоды по налогу на имущество

Налоговым периодом для налога на имущество признается календарный год.

Отчетный период для данного налога календарный год.

В 2019 году в налоговые органы отчетность предоставлялась по месту нахождения имущества организации не позже 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом. При установлении налога, законодательные органы субъекта РФ имеют право устанавливать отчетные периоды.

По итогам года налогоплательщик должен был подать декларацию в ФНС (не позднее 30 марта года, следующего за отчетным периодом).

С 2020 года отменена обязанность сдавать авансовые расчеты по налогу на имущество организаций. Необходимо будет отчитаться только по итогам года не позже 30 марта 2020 года за 2019 год.

Если у плательщика налога на имущество в течение календарного года имущество было продано, то декларацию можно подать досрочно. Если после этого у ИП или организации в течение этого же года вновь появится объект налогообложения, то придется предоставить уточненную декларацию и доплатить налог.

Порядок уплаты налога на имущество и авансовых платежей

В соответствии с п. 1 ст. 382 НК РФ, сумма налога по итогам года рассчитывается как произведение налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.

Сумма налога на имущество в 2019 году по итогам налогового периода, которая подлежит уплате в бюджет, определяется как разница между суммой налога, исчисленной за год и суммами авансовых платежей (уплаченных на протяжении года).

Авансовый платеж по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода (в размере ¼ произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества за отчетный период).

Субъекты РФ вправе право освобождать отдельные категории налогоплательщиков от внесения авансовых платежей по налогу (в течение всего года).

КБК для уплаты налога на имущество — 182 1 06 02010 02 1000 110.

Декларация по налогу на имущество 2020 года

Приказом ФНС России от 24 ноября 2011 г. № ММВ-7-11/895 утверждена форма декларации по налогу на имущество в электронном формате и порядок ее заполнения.

С 2011 года форма декларации постоянно менялась. На 2020 год ФНС утвердила новый бланк, порядок его заполнения и электронный формат (приказ от 14.08.2019 № СА-7-21/405). Новую форму необходимо будет применять для отчетности за 2019 год.

Бланк декларации по налогу на имущество изменили незначительно. Новый бланк учел отмену ежеквартальных деклараций по налогу на имущество. В верхней части титульного листа и остальных разделов поменяли штрихкоды. В разделе 1 добавили новые строки для исчисленного налога к уплате и авансовых платежей за I квартал, полугодие и 9 месяцев (строки 021-027). В разделах 2 и 3, где считают годовой налог по недвижимости со среднегодовой и кадастровой стоимостью, авансовые платежи больше отражать не надо. Также в декларацию дополнительно внесены идентификаторы признаваемых объектами налогообложения морских и воздушных судов, а также судов внутреннего плавания.
Структура новой формы декларации за 2019 год, которую будем сдавать в 2020 году, при этом осталась прежней:

  • титульный лист;
  • раздел 1 («Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика»);
  • раздел 2 («Определение налоговой базы и исчисление суммы налога в отношении подлежащего налогообложению имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства»);
  • раздел 2.1 («Сведения о недвижимом объекте, аванс с которого был рассчитан в предыдущем разделе»);
  • раздел 3 («Исчисление суммы налога за налоговый период по объекту недвижимого имущества, налоговой базой в отношении которого признается кадастровая (инвентаризационная) стоимость»).

Скачать обновленную форму декларации по налогу на имущество 2020 года (за 2019 год) вы можете по следующей кнопке:

Порядок заполнения декларации по налогу на имущество 2020 года

В связи с тем, что с 1 января 2019 года организации освобождены от уплаты налога на движимое имущество, а также в связи с некоторыми законодательными изменениями, в декларацию по налогу на имущество внесены поправки. Расскажем о том, как заполнить обновленную форму декларации, которую необходимо будет первый раз предоставить за 2019 год в 2020 году.

При заполнении Раздела 2 Декларации:

по строке с кодом 001 указывается код вида недвижимого имущества, в отношении которого заполняется Раздел 2 Декларации, в соответствии с приложением N 5 к Порядку заполнения декларации. Всего таких кодов 13.

Также в разделе 2.1. появились графы для указания адреса объекта недвижимости.

Требования, правила и порядок заполнения декларации по налогу на имущество сводятся к следующему:

1. В каждой строке должен указываться только один показатель. При отсутствии показателей необходимо поставить прочерки в соответствующих ячейках.
2. Все суммы прописываются в полных рублях (менее 50 копеек отбрасываются, а более 50 копеек — округляются до полного рубля).
3. Текстовые показатели следует заполнять заглавными буквами. В последних незаполненных ячейках нужно поставить прочерки.
4. В документе нельзя исправлять ошибки при помощи корректирующего средства.
5. На каждом листе декларации необходимо указать КПП и ИНН (организации).
6. Заполненный Раздел 2 предоставляют:

  • организации РФ;
  • иностранные организации, у которых есть в России постоянные представительства.

Отдельно Раздел 2 заполняется в отношении:

Имущество

Код вида имущества

имущества, налог по которому уплачивают по местонахождению российской организации или постоянного представительства иностранной организации

имущества каждого обособленного подразделения российской организации (с отдельным балансом)

территориально удаленной недвижимости

имущества, при налогообложении которого применяют разные ставки налога

каждого объекта недвижимости, который одновременно расположен на территории разных субъектов РФ

каждого объекта недвижимости, который одновременно расположен на территории субъекта РФ и в территориальном море РФ, континентальном шельфе или исключительной экономической зоне РФ

недвижимости, входящая в Единую систему газоснабжения

собственного имущества российской организации, если оно расположено на территории другого государства, где налог с него уже перечислили

резидента Особой экономической зоны в Калининградской области, которое он создал (приобрел) при реализации инвестиционного проекта

железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов

7. Заполненный Раздел 3 предоставляют:

  • российские, а также иностранные организации по недвижимому имуществу, налог по которому рассчитывают по кадастровой стоимости;
  • иностранные организации, которые не имеют в РФ постоянных представительств по собственной недвижимости;
  • иностранные организации, которые не имеют в РФ постоянные представительства (имеющие недвижимость на территории РФ, используемую в их деятельности).

Отдельный лист раздела 3 нужно заполнить по каждому из объектов недвижимости.

В новой форме вы не найдете поля «Код ОКВЭД», он теперь не будет присутствовать в декларации. Второе новшество — это отсутствие знака МП, т.е. применение печати не обязательно.

Изменились коды отчетных периодов

Так как ежеквартальные декларации не надо сдавать, то кодов осталось только два:

  • 34 – календарный год
  • 50 – последний налоговый период при реорганизации (ликвидации) организации.

В отчетах по строке 013 Раздела 3 необходимо указывать код вида сведений о «кадастровом» объекте:

  • «1» — в отношении здания, строения, сооружения;
  • «2» — в отношении помещения, гаража, машино-места.

Коды представления Декларации в налоговый орган по месту нахождения (учета) проставляются в соответствии с приложением N 3 к Порядку заполнения декларации. Перечислим их:

  • 213 — По месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика
  • 214 — По месту нахождения российской организации, не являющейся крупнейшим налогоплательщиком
  • 215 — По месту нахождения правопреемника, не являющегося крупнейшим налогоплательщиком
  • 216 — По месту учета правопреемника, являющегося крупнейшим налогоплательщиком
  • 245 — По месту осуществления деятельности иностранной организации через постоянное представительство
  • 281 — По месту нахождения объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога)

С 2019 год в декларацию добавилась строка для указания коэффициента Ки. Этот коэффициент нужно будет применять при исчислении налога в случае изменения в течение налогового периода кадастровой стоимости недвижимости вследствие изменения качественных и/или количественных характеристик.

В поле для написания номера контактного телефона теперь требуется прописывать: код страны; код населенного пункта; номер телефона без тире и пробелов.

Расчет налога на имущество физических лиц и организаций

Для того чтобы рассчитать налог на имущество, следует воспользоваться следующей формулой:

Налог на имущество (НИ) = кадастровая стоимость недвижимости (КС) X местную налоговую ставку (НС)

Рассчитывать стоимость имущества за отчетный период, которое подлежит налогообложению, необходимо по такой формуле:

Средняя стоимость имущества = остаточная стоимость имущества (на начало отчетного периода) + остаточная стоимость имущества (на начало каждого месяца внутри отчетного периода) + остаточная стоимость имущества (на конец первого месяца, который следует за отчетным периодом) / количество месяцев в отчетном периоде + 1 месяц.

Среднегодовую стоимость имущества, которое подлежит налогообложению, нужно рассчитывать по такой формуле:

Среднегодовая стоимость имущества (за конкретный налоговый период) = остаточная стоимость имущества (на начало налогового периода) + остаточная стоимость имущества (на начало каждого месяца внутри налогового периода) + остаточная стоимость имущества (на конец налогового периода (31 декабря)) / количество месяцев в налоговом периоде + 1 месяц.

Налоговый и бухгалтерский учет налога на имущество

Отметим, что какого-либо специального порядка отражения авансовых платежей в бухучете по имущественному налогу нет.

Организация может руководствоваться п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008),который был утвержден Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н.

В соответствии с п. п. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, суммы начисленных платежей (по итогам отчетных периодов) и сумма налога (по итогам налогового периода), могут быть отнесены к расходам.

В п. 3 Письма Минфина России от 19.03.2008 N 03-05-05-01/16, а также в Письме Минфина России от 05.10.2005 N 07-05-12/10 содержатся сведения об отражении расходов организации на уплату налога на имущество (в бухгалтерском учете).

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, содержит порядок внесения бухгалтерских записей по начислению и уплате авансовых платежей по налогу на имущество организаций в бюджет.

Таким образом, запись может выглядеть так:

Дебет

Кредит

26 (44)

или 91.2

Глава 30 НК РФ не регламентирует источник уплаты налога на имущество организаций, и поэтому организации имеют право самостоятельно определять, к каким расходам относится сумма налога на имущество в 2020 году или сумма авансовых платежей.

Статья отредактирована в соответствии с изменениями законодательства 28.11.2019

Тоже может быть полезно:

Информация полезна? Расскажите друзьям и коллегам

ОтменитьДобавить комментарий

Нажимая на кнопку «Отправить» вы подтверждаете, что ваш комментарий не содержит персональных данных в любой их комбинации

Если вас интересует налог на имущество физлиц, то читайте в .

Авансовый расчет по налогу на имущество за 3 квартал 2017 года составляется по новой форме, утвержденной приказом ФНС России от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@. Тем же приказом утвержден электронный формат и порядок заполнения отчетности. В 2017 году еще можно использовать и другую форму расчета аванса по налогу на имущество, утвержденную приказом ФНС России от 24.11.2011 № ММВ-7-11/895. Читайте про общие правила расчета налога на имущество в статье «Налог на имущество: расчет, уплата, отчетность».

Налогоплательщики налога на имущество

За 3 квартал 2017 года аванс по налогу на имущество должны будут заплатить все компании, владеющие налогооблагаемыми объектами. При этом не имеет значения, по кадастровой стоимости они определяют налоговую базу или же по среднегодовой:

  • в отношении объектов, по которым налог на имущество рассчитывается исходя из средней стоимости девять месяцев;
  • в отношении объектов, по которым налог на имущество рассчитывается исходя из кадастровой стоимости III квартал.

При нулевой остаточной стоимости основных средств база и сумма налога будут равны нулю, но согласно Письму ФНС России от 08.12.2010 №3-3-05/128), расчет аванса по налогу предоставлять все равно придется.

Не надо подавать авансовые расчеты по налогу на имущество за 3 квартал 2017 года по льготируемому имуществу, связанному с добычей нефти на морских месторождениях.

Сроки и ответственность за сдачу расчета аванса по налогу на имущество за 3 квартал 2017 года

Авансовый расчет по налогу на имущество за 3 квартал (9 месяцев) 2017 года сдается не позднее 30 октября (понедельник).

Штраф за несвоевременную сдачу расчета, согласно ст. 126 НК РФ, составит 200 руб. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, должностных лиц организации могу привлечь к административной ответственности. Сумма штрафа составит от 300 до 500 руб. Следует отметить, что расчеты авансовых платежей не приравниваются к налоговым декларациям, следовательно, за несвоевременную подачу расчетов организацию нельзя оштрафовать по статье 119 Налогового кодекса РФ.

Способы сдачи расчета по авансам по налогу на имущество

Организации должны сдавать расчет по авансам:

  • в ИФНС по месту своего учета;
  • в ИФНС по месту нахождения каждого обособленного подразделения;
  • в ИФНС по месту нахождения недвижимого имущества, если оно расположено отдельно от головной организации и обособленных подразделений.

Расчет по авансовому платежу по налогу на имущество может быть направлен в налоговый орган тремя способами:

  • на бумажном носителе (в 2-х экземплярах) лично или через своего представителя. При сдаче один экземпляр отчетности остается в ИФНС, а на втором проставляется отметка о принятии и возвращается. Штамп с указанием даты получения расчета при возникновении спорных ситуаций будет служить подтверждением своевременной сдачи документа;
  • по почте ценным письмом с описью вложения. Подтверждением отправки расчета в данном случае будет являться опись вложения (с указанием в ней отправленного расчета) и квитанция с датой отправки;
  • в электронной форме по ТКС (через операторов электронного документооборота).

Общие правила заполнения авансового расчета по налогу на имущество

В каждой строке по соответствующей графе авансового расчета по налогу на имущество за 3 квартал 2017 года указывают только один показатель.

Все значения стоимостных показателей расчета указывают в полных рублях: менее 50 копеек отбрасывается, а более 50 копеек — округляются до полного рубля.

Если данные для заполнения показателя отсутствуют ставятся прочерки.

В расчете не допускается исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства.

Изменение кодов

В расчете авансов по имуществу появились новые коды.

Код налогового периода. При заполнении налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество организаций налогоплательщиками появились новые коды, в частности, по строке «Отчетный период» за 3 квартал указывается:

  • 18 — за 9 месяцев (3 квартал);
  • 48 — девять месяцев (3 квартал) при реорганизации (ликвидации) организации.

Изменения коснулись кодов видов имущества и кодов налоговых льгот. Новые коды указываются согласно Приложений № 5 и № 6 к Приказу ФНС России от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@.

Общие изменения в форме авансового расчета по налогу на имущество за 9 месяцев 2017 года

Согласно Приложению к приказу ФНС России от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@ общие изменения формы расчета авансовых платежей следующие:

1. Изменен шифр (штрихкод) расчета авансовых платежей по налогу на имущество. Новые шифры (штрихкоды) листов расчета авансовых платежей: 0850 4012, 0850 4029, 0850 4036, 0850 4043, 0850 4050;

2. Изменен титульный лист расчета авансовых платежей по налогу на имущество. На титульном листе не надо указывать код вида деятельности по ОКВЭД. Данную строку исключили;

3. Добавлен раздел 2.1 «Информация об объектах недвижимого имущества, облагаемых налогом по среднегодовой стоимости». В новом разделе отражаются сведения о недвижимости, с которой платят налог исходя из среднегодовой стоимости:

  • кадастровый номер объекта (код строки 010);
  • условный номер по ЕГРН (код строки 020);
  • инвентарный номер (код строки 030);
  • код ОКОФ (код строки 040);
  • остаточная стоимость объекта на 1 октября отчетного года (код строки 050).

В разделе 2.1 сведения отражают по каждому объекту. Причем отдельные строки предусмотрены для его кадастрового, условного или инвентарного номера, а также кода и остаточной стоимости.

4. В разделе 3 авансового расчета по налогу на имущество за 3 квартал 2017 года появилась строка 001. В ней указывают код имущества с налоговой базой по кадастровой стоимости. Также в разделе 3 изменилось назначение строк 030 и 035:

Номер строки раздела 3

Старая форма

(Заполняли только иностранные организации)

Новая форма

Инвентаризационная стоимость.

Доля в праве на объект, если он в долевой или совместной собственности

Не облагаемая налогом инвентаризационная стоимость.

Доля кадастровой стоимости здания. Заполняют организации, которые вычисляют кадастровую стоимость помещения пропорционально площади всего здания

Порядок заполнения авансового расчета по налогу на имущество за 9 месяцев 2017 года

Форма «Расчет авансовых платежей по налогу на имущество» включает в себя:

  • титульный лист;
  • раздел 1 «Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате в бюджет»;
  • раздел 2 «Исчисление суммы авансового платежа по налогу в отношении подлежащего налогообложению имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства»;
  • раздел 3 «Исчисление суммы авансового платежа по налогу за отчетный период по объекту недвижимого имущества, налоговой базой в отношении которого признается кадастровая стоимость».

Титульный лист содержит дату заполнения отчетности, а также подпись лица, заверяющего достоверность и полноту указанных в расчете сведений. В 2017 году компании вправе работать без печати. Однако это решение необходимо прописать в уставе компании, а изменения зафиксировать в ЕГРЮЛ. Руководитель ставит на титульном листе «1», представитель организации — «2».

Раздел 1 заполняется отдельно в отношении сумм налога, подлежащих уплате в бюджет:

  • по местонахождению организации (месту осуществления деятельности иностранной организации через постоянное представительство);
  • местонахождению обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;
  • местонахождению недвижимого имущества.

В разделе 1 указывается: по строке 010 — код ОКТМО, строке 020 — КБК налога, по строке 030 сумму авансового платежа по налогу.

Раздел 2 авансового расчета по налогу на имущество за 3 квартал 2017 года заполняют и представляют:

  • российские организации;
  • иностранные организации, имеющие в России постоянные представительства.

По каждой категории имущества раздел 2 представьте отдельный:

  • по имуществу, налог по которому уплачивают по местонахождению организации (постоянного представительства иностранной организации);
  • имуществу каждого обособленного подразделения российской организации с отдельным балансом;
  • недвижимости, которая расположена вне местонахождения российской организации (обособленного подразделения российской организации с отдельным балансом);
  • имуществу, при налогообложении которого применяются разные ставки.

В разделе 2 по строкам 020–110 в графах 3–4 указывается остаточная стоимость основных средств (в том числе стоимость льготируемого имущества) за отчетный период. В расчет включаются только те основные средства, которые признаются объектами налогообложения.

По строке 120 раздела 2 за девять месяцев указывается средняя стоимость имущества, определенная при делении суммы строк 020–110 графы 3 на 10.

Если организация пользуется льготой, то по строке 130 указывается код льготы, приведенный в Приложении 6 к Приказу ФНС № ММВ-7-11/895 (кроме региональных льгот в виде пониженных налоговых ставок и в виде уменьшения налога, которые указываются по строкам 160 и 190).

Строки 190 и 200 заполняются, если организация имеет право на льготу, которая установлена региональным законодательством в виде уменьшения суммы авансового платежа.

По строке 190 в первой части показателя указывается код налоговой льготы 2012500, во второй части — последовательно номер, пункт и подпункт статьи регионального закона, в соответствии с которым предоставляется льгота.

В строку 200 вписывается сумма налоговой льготы, которая уменьшает размер авансового платежа к уплате в бюджет.

По строке 210 отражается остаточная стоимость всех основных средств по состоянию на 1 октября.

Раздел 3 авансового расчета по налогу на имущество за 3 квартал 2017 года заполняют и представляют:

  • российские и иностранные организации по объектам недвижимого имущества, налоговой базой по которым признается кадастровая стоимость;
  • иностранные организации, у которых нет в России постоянных представительств, но есть объекты недвижимого имущества в РФ;
  • иностранные организации, у которых есть в России постоянные представительства и объекты недвижимого имущества.

По каждому объекту недвижимости заполняют отдельный лист раздела 3.

Порядок заполнения отдельных строк раздела 3:

по строке 010 — код ОКТМО. Если значение кода ОКТМО меньше отведенного для него количества ячеек, в пустых ячейках проставьте прочерки;

по строке 014 — кадастровый номер здания (строения, сооружения);

по строке 015 — кадастровый номер помещения;

по строке 020 — кадастровую стоимость объекта недвижимости по состоянию на 1 января отчетного периода (в т. ч. по строке 030 — не облагаемую налогом кадастровую стоимость данного объекта).

Официальная инструкция по заполнению расчета аванса налога на имущество содержится в Приказе ФНС России от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@.

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

В связи с началом массового направления налоговых уведомлений в 2020 г. УФНС России по субъектам Российской Федерации поручается:

1) в период с 01.10 по 30.12.2020 провести публичную информационную кампанию по тематике исполнения налоговых уведомлений, направленных в 2020 г. (далее — информационная кампания);

2) информационную кампанию организовать в соответствии с приказом ФНС России от 11.05.2016 N СА-7-17/320@ «Об утверждении порядка организации и проведения информационных кампаний для налогоплательщиков в территориальных налоговых органах» и письмом ФНС России от 18.08.2020 N ВД-4-19/13259@ «О проведении информационной кампании».

Типовой (рекомендуемый) план проведения информационной кампании прилагается (приложение N 1);

3) при проведении информационной кампании использовать рекомендуемые разъяснительные (типовые) материалы, дополненные с учетом региональных условий, касающихся налогообложения имущества (приложение N 2);

4) о результатах информационной кампании представить отчет (приложение N 3). Отчет формируется нарастающим итогом и представляется по СЭД в Управление налогообложения имущества — не позднее 01.11.2020 и 15.01.2021 с пометкой в теме сообщения «ОТЧЕТ ПО ИНФО КАМПАНИИ».

Руководителям (и.о. руководителя) УФНС России по субъектам Российской Федерации необходимо под личную ответственность обеспечить проведение информационной кампании.

Приложение: №№ 1-4 на 13 л. в 1 экз. в электронном виде

Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса
С.Л. Бондарчук

Приложение N 1
к письму ФНС России
от 3 сентября 2020 г. № БС-4-21/14258@

Типовой (рекомендуемый) план проведения информационной кампании по исполнению налоговых уведомлений в 2020 году

N п/п Наименование мероприятия Форма реализации Сроки реализации мероприятия
Утверждение приказом УФНС России по субъекту Российской Федерации (далее — УФНС) детального плана мероприятий в рамках публичной информационной кампании по исполнению налоговых уведомлений в 2020 году (далее — информационная кампания) Приказ УФНС Не позднее 01.10.2020
Обеспечение размещения в региональных, местных печатных и электронных СМИ информационных сообщений (интервью, новостных лент и т.п.) по вопросам уплаты имущественных налогов физическими лицами в 2020 году (в т.ч. о сроках уплаты налогов, порядке предоставления налоговых льгот, об особенностях налогообложения имущества отдельных видов) Размещение публикаций в СМИ Не менее 3 публикаций от каждого подведомственного УФНС налогового органа (далее — ТНО)
3 Трансляция в местах массового посещения (торговые центры, МФЦ и т.п.) напоминания об обязанности уплаты имущественных налогов физическими лицами в 2020 году (по согласованию) Организация мероприятий каждым ТНО В период проведения информационной кампании
Размещение в помещениях для приема налогоплательщиков в ТНО, в администрациях муниципальных образований (по согласованию), МФЦ информационных материалов, информационных роликов В период проведения информационной кампании
Сбор, обобщение и анализ информации о результатах проведения информационной кампании и направление в Управление налогообложения имущества отчета Отчеты Не позднее 01.11.2020, 15.01.2021

Приложение N 2
к письму ФНС России
от 3 сентября 2020 г. № БС-4-21/14258@

Рекомендуемые разъяснительные (типовые) материалы для проведения публичной информационной кампании по тематике исполнения налоговых уведомлений, направленных в 2020 году

Обязанность по ежегодному исчислению для налогоплательщиков-физических лиц транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц и НДФЛ (в отношении ряда доходов, по которым налоговый агент не удержал сумму НДФЛ) возложена на налоговые органы (ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации, далее — НК РФ).

В связи с этим налоговые органы не позднее 30 дней до наступления срока платежа по вышеперечисленным налогам направляют налогоплательщикам-физическим лицам налоговые уведомление для уплаты налогов.

Форма налогового уведомления утверждена приказом ФНС России от 07.09.2016 N ММВ-7-11/477@ (с изменениями) и включает сведения для оплаты указанных в нем налогов (QR-код, штрих-код, УИН, банковские реквизиты платежа).

Налоги, подлежащие уплате физическими лицами в отношении принадлежащих им объектов недвижимого имущества и транспортных средств, исчисляются не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В случае, если общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, составляет менее 100 рублей, налоговое уведомление не направляется, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом налогового уведомления.

Налоговое уведомление может быть передано / направлено физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю):

— лично под расписку на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (форма заявления утверждена приказом ФНС России от 11.11.2019 N ММВ-7-21/560@);

— по почте заказным письмом (при этом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма);

— в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика (для физических лиц, получивших доступ к личному кабинету налогоплательщика). При этом налоговое уведомление не дублируется почтовым сообщением, за исключением случаев получения от пользователя личного кабинета налогоплательщика уведомления о необходимости получения документов на бумажном носителе (форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 12.02.2018 N ММВ-7-17/87@).

Налоговое уведомление за налоговый период 2019 года должно быть исполнено (налоги в нём оплачены) не позднее 1 декабря 2020 года.

Основные изменения в налогообложении имущества физических лиц с 2020 года

Налоговые уведомления, направленные в 2020 году, содержат расчет имущественных налогов за налоговый период 2019 года. При этом по сравнению с предыдущим налоговым периодом произошли следующие основные изменения:

1) по транспортному налогу

— отменен налоговый вычет по налогу в размере платы за вред, который дорогам федерального значения причиняют большегрузы — автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 12 т (ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 249-ФЗ);

— введен беззаявительный порядок предоставления льгот: если физическое лицо, имеющее право на налоговую льготу, не представило заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщило об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с федеральными законами. Такой порядок применяется для предоставления налоговых льгот, в частности, пенсионерам, предпенсионерам, инвалидам, лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей (п. 66 ст. 2 Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ);

— при расчете налога будет применен новый Перечень http://minpromtorg.gov.ru/docs/#!perechen_legkovyh_avtomobiley_sredney_stoimostyu_ot_3_millionov_rubley_podlezhashhiy_primeneniyu_v_ocherednom_nalogovom_periode_2019_god легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. за 2019 год, размещенный на сайте Минпромторга России (в новый Перечень включено более 1 100 марок и моделей автомобилей, например, в обновленный Перечень вошли Audi Q8, Cadillac CT6 и XT5, Chevrolet Traverse, Volvo XC40);

— применяются изменения в системе налоговых ставок и льгот в соответствии с законами субъектов Российской Федерации по месту нахождения транспортных средств. С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/).

2) по земельному налогу

— вводится налоговый вычет, уменьшающий налог на кадастровую стоимость 600 кв. м по одному земельному участку для предпенсионеров — лица, отвечающие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством РФ, действовавшим на 31.12.2018 (ст. 1 Федерального закона от 30.10.2018 N 378-ФЗ);

— применяются изменения в системе налоговых ставок и льгот в соответствии с нормативными правовыми актами муниципальных образований по месту нахождения земельных участков. С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/);

— применяются новые результаты государственной кадастровой оценки земель, вступившие в силу 2019 года. С этими результатами можно ознакомиться, получив выписку из Единого государственного реестра недвижимости;

3) по налогу на имущество физических лиц

— вводится льгота, освобождающая предпенсионеров от уплаты налога в отношении одного объекта определенного вида (жилого дома, квартиры, комнаты, гаража и т.п.), который не используется в предпринимательской деятельности (ст. 1 Федерального закона от 30.10.2018 N 378-ФЗ);

— при расчете налога за налоговый период 2019 года применяются следующие коэффициенты:

0.2 — для 4 регионов (Республики Дагестан и Северная Осетия — Алания, Красноярский край, Смоленская область), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы первый год;

0.4 (в 2019 году был 0.2) — для 7 регионов (Калужская, Липецкая, Ростовская, Саратовская, Тюменская, Ульяновская области, Пермский край), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы второй год;

0.6 (в 2019 году был 0.4) — для 14 регионов (включая Республику Саха, Краснодарский, Хабаровский края, Оренбургскую область), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий год;

10-ти процентного ограничения роста налога по сравнению с предшествующим налоговым периодом — для 63 регионов (включая Москву, Санкт-Петербург, Московскую область, Республики Башкортостан, Татарстан), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий и последующие годы (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);

коэффициент-дефлятор 1.518 (был в 2019 г. — 1.481) к инвентаризационной стоимости объекта — в 9 регионах, которые с 2019 года не перешли на расчет налога исходя из кадастровой стоимости;

— применяются изменения в системе налоговых ставок и льгот в соответствии с нормативными правовыми актами муниципальных образований по месту нахождения объектов налогообложения. С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/);

— применяются новые результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, вступившие в силу 2019 года. С этими результатами можно ознакомиться, получив выписку из Единого государственного реестра недвижимости.

Поскольку расчет налогов на имущество проводится исходя из налоговых ставок, льгот и налоговой базы, определяемой на региональном и муниципальном уровне, причины изменения величины налогов в конкретной ситуации можно уточнить в налоговой инспекции или обратившись в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 — 222-22-22).

Почему в 2020 году изменились налоги на имущество

Поскольку расчет налогов проводится исходя из налоговых ставок, льгот и налоговой базы, определяемой на региональном и муниципальном уровне, причины изменения величины налогов в конкретной ситуации можно уточнить в налоговой инспекции или обратившись в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 — 222-22-22). Существуют и общие основания для изменения налоговой нагрузки.

Транспортный налог. Рост налога может обуславливаться следующими причинами:

1) изменение налоговых ставок и (или) отмена льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции субъектов РФ. С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/);

2) применение повышающих коэффициентов при расчете налога за легковые автомашины средней стоимостью от 3 млн. руб. согласно размещённому на сайте Минпромторга России Перечню легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей для налогового периода 2019 года;

3) наличие иных оснований (например, в результате перерасчета налога, утраты права на применение льготы, поступления уточненных сведений от регистрирующих органов и т.п.).

Земельный налог. Рост налога может обуславливаться следующими причинами:

1) изменение налоговых ставок и (или) отмена льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции представительных органов муниципальных образований. С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/);

2) изменение кадастровой стоимости земельного участка, например, в связи со вступлением в силу новых результатов кадастровой оценки, или переводом земельного участка из одной категории земель в другую, изменением вида разрешенного использования, уточнения площади. Информацию о кадастровой стоимости можно получить на сайте Росреестра;

3) наличие иных оснований (например, в результате перерасчета налога, утраты права на применение льготы, поступления уточненных сведений от регистрирующих органов и т.п.).

Налог на имущество физлиц. Рост налога может обуславливаться следующими причинами:

1) рост коэффициента к налоговому периоду. В частности, в качестве налоговой базы впервые будет применена кадастровая стоимость на территории 4 регионов (Республик Дагестан и Северная Осетия — Алания, Красноярского края, Смоленской области). В 7 регионах, где кадастровая стоимость используется второй год, при расчете налога будет применен коэффициент 0,4 (был в 2019 г. — 0,2). В 14 регионах третьего года применения кадастровой стоимости коэффициент достигнет значения 0,6 (был в 2019 г. — 0,4). Исключения составят объекты, относящиеся к торгово-офисной недвижимости. В 63 регионах, где кадастровая стоимость применяется третий и последующие налоговые периоды, при расчете налога будет использован коэффициент десятипроцентного ограничения роста налога. В 9 регионах, которые не приняли решение об использовании с 2019 года кадастровой стоимости в качестве налоговой базы, налог будет рассчитан по инвентаризационной стоимости, индексированной на установленный Минэкономразвития России коэффициент-дефлятор 1,518 (был в 2019 г. — 1,481);

2) изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости, например, в связи со вступлением в силу новых результатов кадастровой оценки, или изменением вида разрешенного использования, назначения объекта. Информацию о кадастровой стоимости можно получить на сайте Росреестра;

3) изменение налоговых ставок или отмена льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции представительных органов муниципальных образований. С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/).

Как проверить налоговые ставки и льготы, указанные в налоговом уведомлении

Налоговые ставки и льготы (включая налоговые вычеты из налоговой базы) устанавливаются нормативными правовыми актами различного уровня:

— по транспортному налогу: главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации по месту нахождения транспортного средства;

— по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц: главами 31, 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) по месту нахождения объектов недвижимости.

С информацией о налоговых ставках, налоговых льготах и налоговых вычетах (по всем видам налогов во всех муниципальных образованиях) можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/), либо обратившись в налоговые инспекции или в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 — 222-22-22).

Как воспользоваться льготой, неучтенной в налоговом уведомлении

Шаг 1. Проверить, учтена ли льгота в налоговом уведомлении. Для этого изучить содержание граф «Размер налоговых льгот», «Налоговый вычет» в налоговом уведомлении.

Шаг 2. Если в налоговом уведомлении льготы не применены, необходимо выяснить относится ли налогоплательщик к категориям лиц, имеющим право на льготы по объектам в налоговом уведомлении.

Транспортный налог

Освобождение от уплаты налога предусмотрено только на региональном уровне — законами субъектов Российской Федерации для определенных льготных категорий налогоплательщиков (инвалиды, ветераны, многодетные и т.п.).

Земельный налог

Действует федеральная льгота, которая уменьшает налоговую базу на кадастровую стоимость 600 квадратных метров одного земельного участка. Льготой могут воспользоваться владельцы земельных участков, относящиеся к следующим категориям: пенсионеры; предпенсионеры; инвалиды I и II групп; инвалиды с детства; ветераны Великой Отечественной войны и боевых действий; многодетные; другие категории граждан, указанные в п. 5 ст. 391 НК РФ.

Дополнительные льготы могут быть установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) по месту нахождения земельных участков.

Налог на имущество физлиц

Льготы для 16-категорий налогоплательщиков (пенсионеры, предпенсионеры, инвалиды, ветераны, военнослужащие, владельцы хозстроений до 50 кв. м и т.п.) предусмотрены ст. 407 НК РФ. Льгота предоставляется в размере подлежащей уплате суммы налога в отношении объекта, не используемого в предпринимательской деятельности. Льгота предоставляется по выбору налогоплательщика в отношении одного объекта каждого вида: 1) квартира или комната; 2) жилой дом; 3) помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 статьи 407 НК РФ; 4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 статьи 407 НК РФ; 5) гараж или машино-место.

Дополнительные льготы могут быть установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) по месту нахождения налогооблагаемого имущества.

Шаг 3. Убедившись, что налогоплательщик относиться к категориям лиц, имеющим право на налоговую льготу, но льгота не учтена в налоговом уведомлении, рекомендуется подать заявление по установленной форме (приказ ФНС России от 14.11.2017 N ММВ-7-21/897@) о предоставлении льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц.

Если ранее заявление о предоставлении налоговой льготы направлялось в налоговый орган и в нём не указывалось на то, что льгота будет использована в ограниченный период, заново представлять заявление не требуется.

Подать заявление о предоставлении налоговой льготы в налоговый орган можно любым удобным способом: через личный кабинет налогоплательщика; почтовым сообщением; путем личного обращения в любую налоговую инспекцию; через уполномоченный МФЦ.

Что делать, если в налоговом уведомлении некорректная информация

Сведения о налогооблагаемом имуществе и его владельце (включая характеристики имущества, налоговую базу, правообладателя, период владения) в налоговые органы представляют органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, органы опеки и попечительства, органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Ответственность за достоверность, полноту и актуальность указанных сведений, используемых в целях налогообложения имущества, несут вышеперечисленные регистрирующие органы. Указанные органы представляют информацию в налоговую службу на основании имеющихся в их информационных ресурсах (реестрах, кадастрах, регистрах и т.п.) сведений.

Если, по мнению налогоплательщика, в налоговом уведомлении имеется неактуальная (некорректная) информация об объекте имущества или его владельце (в т.ч. о периоде владения объектом, налоговой базе, адресе), то для её проверки и актуализации необходимо обратиться в налоговые органы любым удобным способом:

1) для пользователей «Личного кабинета налогоплательщика» — через личный кабинет налогоплательщика;

2) для иных лиц: посредством личного обращения в любую налоговую инспекцию либо путём направления почтового сообщения, или с использованием интернет-сервиса ФНС России «Обратиться в ФНС России».

По общему правилу, налоговому органу требуется проведение проверки на предмет подтверждения наличия/отсутствия установленных законодательством оснований для перерасчета налогов и изменения налогового уведомления (направление запроса в регистрирующие органы, проверка информации о наличии налоговой льготы, определение даты начала применения актуальной налоговой базы и т.п.), обработка полученных сведений и внесение необходимых изменений в информационные ресурсы (базы данных, карточки расчетов с бюджетом и т.п.).

При наличии оснований для перерасчета налога (налогов) и формирования нового налогового уведомления налоговая инспекция не позднее 30 дней (в исключительных случаях указанный срок может быть продлен не более чем на 30 дней): обнулит ранее начисленную сумму налога и пеней; сформирует новое налоговое уведомление с указанием нового срока уплаты налога и направит Вам ответ на обращение (разместит его в Личном кабинете налогоплательщика).

Дополнительную информацию можно получить по телефону налоговой инспекции или контакт-центра ФНС России: 8 800-222-22-22.

Что делать, если налоговое уведомление не получено

Налоговые уведомления владельцам налогооблагаемых объектов направляются налоговыми органами (размещаются в личном кабинете налогоплательщика) не позднее 30 дней до наступления срока уплаты налогов: не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, за который уплачиваются налоги.

Таким образом, налоговые уведомления за налоговый период 2019 года направляются не позднее 1 ноября 2020 г. при наличии установленных ст. 52 НК РФ оснований для их направления. При этом налоговые уведомления не направляются по почте на бумажном носителе в следующих случаях:

1) наличие налоговой льготы, налогового вычета, иных установленных законодательством оснований, полностью освобождающих владельца объекта налогообложения от уплаты налога;

2) если общая сумма налогов, отражаемых в налоговом уведомлении, составляет менее 100 рублей, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом налогового уведомления;

3) налогоплательщик является пользователем интернет-сервиса ФНС России — личный кабинет налогоплательщика и при этом не направил в налоговый орган уведомление о необходимости получения налоговых документов на бумажном носителе.

В иных случаях при неполучении до 1 ноября налогового уведомления за период владения налогооблагаемыми недвижимостью или транспортным средством, налогоплательщику необходимо обратиться в налоговую инспекцию либо направить информацию через «Личный кабинет налогоплательщика» или с использованием интернет-сервиса ФНС России «Обратиться в ФНС России».

Владельцы недвижимости или транспортных средств, которые никогда не получали налоговые уведомления за истекший налоговый период и не заявляли налоговые льготы в отношении налогооблагаемого имущества, обязаны сообщать о наличии у них данных объектов в любой налоговый орган (форма сообщения утверждена приказом ФНС России от 26.11.2014 N ММВ-7-11/598@).

Особенности налогообложение недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости

Подробную информацию можно получить на сайте ФНС России https://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/imuch2016/

Ваш видеопомощник

Узнать о ставках и льготах по налогам;

Налоговый калькулятор для физических лиц по имущественным налогам;

Порядок предоставлении налоговых льгот по имущественным налогам;

Налог на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости;

Налоговый вычет по земельному налогу;

Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц;

Новое налоговое уведомление

Куда обращаться по иным вопросам

Сведения о налогооблагаемом имуществе и его владельце (включая характеристики имущества, налоговую базу, правообладателя, период владения) в налоговые органы представляют органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (в настоящее время — органы Росреестра), органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств (подразделения ГИБДД МВД России, инспекции гостехнадзора, ГИМС МЧС России и т.п.), органы опеки и попечительства, органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее — регистрирующие органы).

Ответственность за достоверность, полноту и актуальность указанных сведений, используемых в целях налогообложения имущества, несут вышеперечисленные регистрирующие органы. Указанные органы представляют информацию в налоговую службу на основании имеющихся в их информационных ресурсах (реестрах, кадастрах, регистрах и т.п.) сведений.

Прием граждан по возникающим вопросам в связи с направленными налоговыми уведомлениями проводится:

— в МФЦ и налоговых инспекциях — по вопросам, относительно налогообложения доходов и имущества физических лиц (с рассмотрением обращений в налоговых органах);

— в подразделениях регистрирующих органов — по вопросам, относительно характеристик объектов имущества, учтенных (зарегистрированных) в указанных органах.

Подать обращение относительно содержания налогового уведомления в налоговый орган можно любым удобным способом: через «Личный кабинет налогоплательщика»; почтовым сообщением; путем личного обращения в любую налоговую инспекцию; через уполномоченный МФЦ. Дополнительную информацию можно получить в контакт-центре ФНС России по телефону 8-800-222-22-22.

Приложение N 3
к письму ФНС России
от 3 сентября 2020 г. № БС-4-21/14258@

Код УФНС Мероприятие Количество
1. Прием от налогоплательщиков:
заявлений о льготах (вычетах)
обращений о недостоверности информации в налоговом уведомлении
сообщений о розыске транспортного средства
2. Телевизионные передачи
3. Региональные, местные печатные и электронные СМИ
4. Выезды мобильных офисов налоговой службы
5. Размещение информационных сообщений на информационных стендах (досках объявлений) :
органов местного самоуправления
отделений МФЦ
иных организаций

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *