Налог на прибыль лизинг

Налог на прибыль лизинг

Суть лизинга

Услуги лизинга начали предоставлять в 50-х годах прошлого века в США. По сути, это усовершенствованный договор аренды, только в качестве арендуемого имущества используются не конкретные товары, а деньги. Такие взаимоотношения имеют неоспоримые преимущества:

  • ускоренная амортизация с коэффициентом 3;
  • возможность экономить на налоговых платежах;
  • длительный срок расчета с лизингодателем;
  • гибкий график выплат, который может составляться для каждого клиента отдельно.

Чтобы понять, как функционирует данная схема, рассмотрим ее на примере условной агрокомпании А. Допустим, что она получила возможность обрабатывать большее количество земли, но ей для этого понадобится больше единиц техники. Купить эту технику с собственных средств компания не может, потому она обращается в лизинговую компанию. Если лизингодатель принимает положительное решение, он закупает необходимое количество комбайнов у производителя, далее страхует их в страховой компании и передает компании А в пользование.

Компания А в это время использует технику, ежемесячно выплачивая лизингодателю равные части вознаграждения и сумму, которая была потрачена на приобретение комбайнов. При этом счета компании не нужно замораживать, она пользуется своими оборотными средствами для развития бизнеса и совершения сделок. Все страховые случаи, если они происходят с имуществом, оформляет в страховой представитель лизингодателя.

По истечении договора лизинга компания А завершает все выплаты и может перевести имущество на свой баланс по минимальной остаточной стоимости. Это значит, что лизинг – это та же аренда, только с возможностью выгодного выкупа.

Очевидно, что для владельцев малого и среднего бизнеса такой вид инвестирования в некоторых случаях будет гораздо выгоднее, чем кредитование и покупка техники за наличные, взятые у банка.

Способы экономии на налогах

Иногда при сравнении лизинга и кредита пользователи берут во внимание только процентные ставки и соотношение сроков выплат. Однако эти факторы далеко не решающие, если говорить о выгодах одного и другого вида инвестирования. Лизинг дает возможность значительно сэкономить на налогах, и этот эффект будет сохраняться еще некоторое время после окончания всех выплат лизинговой компании. Рассмотрим, как снизится налоговая нагрузка при заключении договора о лизинге имущества.

Происходит значительная экономия налога на прибыль при лизинге. Расчет пользы можно провести на условном примере. Компания А вносит один раз авансовый платеж, это будет 20% от суммы всей сделки, и договором устанавливается фиксированная сумма выплат за весь период. Все эти показатели, за исключением НДС, будут считаться расходами. В таком случае лизингополучатель значительно снижает налоговую нагрузку.

Рассчитаем условный налог на прибыль по лизингу, взяв теоретический показатель суммы договора лизинга – 2 000 000 рублей. В таком случае получается, налогооблагаемая база на налог по прибыли будет уменьшена на такую сумму:

2 000 000 – (2 000 000 / 18 х 118 х 100 х 18% (НДС)) = 1 694 916 рублей

Чтобы высчитать чистую экономию, этот показатель нужно умножить на процентную ставку – 20% (налог на прибыль), и мы получим такие цифры:

1 694 916 х 20% = 33 989 рублей

Налог на имущество

Договор финансовой аренды позволяет сэкономить существенные суммы и на налоге на имущество. Законом установлено, что при данном виде инвестиций используется ускоренный коэффициент амортизации, он равен 3. Это помогает сократить срок выплаты налога на имущество в 1.5-3 раза, по сравнению с другими финансовыми инструментами. Чаще всего по истечении договора лизинга происходит полная амортизация оборудования или иного имущества, компания после погашения всех платежей переводит его на свой баланс по минимальной остаточной стоимости. Благодаря этому моменту можно значительно снизить затраты на выплаты налогов на имущество в будущем.

Рассмотрим на конкретном примере, как изменится сумма уплаты налога на имущество при лизинге. Допустим, что компания А заключила договор на финансовую аренду, сумма которого 2 000 000 рублей с учетом НДС. Пусть это будет 5-я амортизационная группа, и срок амортизации будет равен 60 месяцам, коэффициент, позволенный к применению, будет равен 3. Следовательно, вместо 60 месяцев на амортизацию будет потрачено 21 месяц (60/3+1).

При подсчете мы узнаем, что сумма налога на прибыль без применения договора аренды финансов составила бы приблизительно 93 200 рублей, а с ним – 32 600 рублей. Следовательно, сэкономить удастся 60 600 рублей.

Учитывая то, что лизингодатель удерживает имущество на своем балансе до окончания действия договора, компания получает очень хорошую возможность снизить налоговую нагрузку.

Однако в некоторых случаях это рассматривается как перераспределение налоговой нагрузки, так как для определенных категорий лизингополучателей выплаты значительно повышаются, по сравнению с теми, которые были в период действия договора аренды финансов.

Возврат НДС

Лизинговые сделки могут быть отличным решением для компаний, которые вынуждены по роду своей деятельности платить НДС. В таком случае 18% от суммы, указанной в договоре, можно вернуть, или зачислить. При заключении крупных сделок это может существенно снизить налоговую нагрузку лизингополучателя.

Наглядно это будет выглядеть так: при сумме сделки в 2 000 000 рублей с учетом НДС:

2 000 000 / 118 х 100 х 18% = 305 084 рублей

Эффективность снижения налоговой нагрузки

Экономия по налогу на прибыль при лизинге и другие отчисления высчитываются для каждой компании индивидуально. Невозможно однозначно сказать, что лизинг – это универсальный финансовый инструмент, так как он имеет свойство по-разному действовать в разных условиях. Все приведенные выше примеры являются условными, они могут служить только для наглядного пособия, но ни для принятия выводов.

Решать, какие инвестиции будут наиболее выгодными сейчас и в долгосрочной перспективе для компании, нужно только после детального анализа всех факторов. Также возможно применение нескольких финансовых инструментов одновременно, если это даст выгоду предприятию. Допустим, вы решили открыть собственный ресторан. На закупку продуктов и выдачу заработных плат персоналу будет целесообразно взять банковский кредит, а вот приобрести профессиональное оборудование для кухни и бара будет выгоднее в лизинг. Кроме того, что это даст вам определенные бонусы в плане налогообложения, лизингодатели тесно сотрудничают с производителями продукции, потому могут предоставить вам специальные скидки.

Выбирать стоит после детального мониторинга рынка предложений и изучения всех условий от лизинговых компаний. Лучше всего отдавать предпочтение организациям с хорошей сложившейся репутацией и средними ставками, так, вы сможете быть уверенными в надежности сотрудничества.

Читайте далее

Партнерский материал​

Привыкнув к кредиту как самому популярному финансовому инструменту, собственники компаний чаще всего просто сопоставляют лизинг с ним по части процентных ставок и ежемесячных платежей. На самом же деле это только первое и самое простое преимущество лизинга – а вот еще пять статей, благодаря которым можно ощутимо сэкономить.

Экономия на налогах

Начнем, как обычно, с простого: лизинг – это, по сути, финансовая аренда имущества, что позволяет при необходимости отказаться от большого первоначального взноса. Чтобы начать пользоваться автомобилем, достаточно 5% от его стоимости – то есть, для пополнения автопарка не нужно тратить значительные оборотные средства. Остаток стоимости автомобиля продавцу доплачивает лизинговая компания, и здесь мы подходим ко второму важному тезису: лизингодатель держит автомобиль на своем балансе до окончания договора лизинга. Ну а по окончании договора компания может внести остаточный платеж, который тоже выбран и известен заранее, и получить автомобиль в собственность (в том числе в личную, выкупив автомобиль на третье лицо), сэкономив на налоге на прибыль и НДС.

Для наглядности рассмотрим конкретный пример: вот реальное коммерческое предложение от Газпромбанк Автолизинга на фургон Ford Transit. Клиент приобретает автомобиль по договору с учетом скидки от лизингодателя за 2 100 415 рублей с авансом в 700 000 рублей (36,4%) и сроком действия договора 18 месяцев, в течение которых будет вносить аннуитетные (равные) платежи. При этом по завершении договора лизинга он сможет возместить уплаченные налог на прибыль и НДС (оба – по 20% или 353 276 рублей). Таким образом, итоговые затраты на приобретение фургона для клиента составят 1 393 863 рубля.

Ford Transit 2018–н.в.

Настраиваемый график платежей

Как и в случае кредита, лизинговые платежи сразу фиксируются в графике при заключении сделки. Однако если человек, покупая машину в кредит, рассчитывает на стабильную зарплату, то у бизнеса доходность и, соответственно, платежеспособность могут разниться, например, в зависимости от сезонности. Поэтому в лизинге на этот случай есть возможность вписать ежемесячные платежи в корпоративный бюджет, выбрав один из пяти типов графиков:

  1. Оплата равными частями (аннуитетные платежи). Сумма платежа здесь будет неизменной, а доля процентов в платежах, как и у кредита, будет постепенно снижаться к концу срока договора.
  2. Убывающие платежи. Тут все тоже понятно: сумма платежа ежемесячно убывает. Это удобно, если в конце срока договора компания хочет выкупить автомобиль – можно накапливать бюджет для выкупного платежа. А еще вместе с платежом снижается и размер уплачиваемых процентов.
  3. Ступенчатые выплаты. Этот вариант схож с предыдущим с той лишь разницей, что снижение нагрузки по выплатам происходит ступенчато, а не ежемесячно.
  4. Индивидуальные дегрессии. За сложным словом скрывается еще один тип убывающих платежей, а по слову «индивидуальные» можно догадаться, что они будут рассчитываться под потребности клиента. Суммы здесь будут разниться в зависимости от периода договора.
  5. Сезонный график. Это тот самый вариант, при котором выплаты по договору лизинга адаптируются под особенности бизнеса компании. В расчет в этом случае берется доходность лизингополучателя – ее пики и падения. Например, такой подход может быть актуален для строительных организаций или компаний, осуществляющих перевозку сезонных товаров.

Скидки от автопроизводителей

Здесь все тоже просто: для автопроизводителей лизинговые компании – это оптовые покупатели, и поэтому им всегда готовы предоставить скидки, которые в конечном итоге достаются и лизингополучателям. В зависимости от марки и модели здесь можно сэкономить от 5% до 20% (!) рыночной цены автомобиля, а в некоторых случаях и больше. Скидки на все легковые машины в Газпромбанк Автолизинге регулярно обновляются, и их можно отслеживать: например, BMW X6 сейчас можно приобрести с экономией в 433 600 рублей.

BMW X6 2019–н.в.

Госсубсидия

Если вы владелец бизнеса, то наверняка следите за программами господдержки, одна из которых – как раз субсидии при приобретении транспорта в лизинг. При этом суммы здесь весьма ощутимые: в 2019 году малому и среднему бизнесу, участвующему в программе Минпромторга, предоставлялась скидка в 12,5% на авансовый (первый) платеж, а ее максимальный размер достигал 625 тысяч рублей. В 2020 году поддержка бизнеса продолжится: в феврале Минпромторг должен определить список участников программы.

Возможность купить подержанный автомобиль

Если первичный рынок в 2019 году сократился до 1,75 миллиона автомобилей, то вторичный, напротив, вырос до 5,4 миллиона, причем корпоративные продажи заняли в этом объеме более четверти. Бизнес, особенно малый, далеко не всегда хочет покупать новые машины, которые имеют гарантию, но при этом теряют в цене сразу после выезда из автосалона и затем в каждый последующий год. Для них приходится либо закладывать более высокую амортизацию, либо мириться с потерей стоимости автомобиля при последующей продаже. Подержанный автомобиль в возрасте до 3 лет не зря считается многими самой выгодной покупкой: остаточный ресурс, как правило, еще высок, а стоимость на добрую четверть, а порой и треть ниже.

Для тех, кто ищет максимальной выгоды при обновлении автопарка, Газпромбанк Автолизинг предлагает новую возможность: приобретение в лизинг легковых и легких коммерческих автомобилей с пробегом. Ограничения совпадают с покупательской логикой: в рамках обычных лизинговых программ можно покупать машины возрастом до 3 лет и с пробегом до 80 тысяч километров. При этом наличие заводской гарантии на автомобиль не является обязательным условием.

Прочие преимущества

Выше перечислены основные статьи экономии, но выгадать денег предприниматель может и в диалоге с лизинговой компанией, которая знает о конкуренции в сегменте и заинтересована в привлечении клиента. К примеру, у Газпромбанк Автолизинга действует дополнительная скидка на выкупной платеж в размере 2% за безупречную платежную дисциплину (отсутствие просрочек по платежам). То есть, просто выполняя условия договора и внося ежемесячные платежи, можно сэкономить десяток-другой тысяч рублей в конце.

Другое предложение знакомо и тем, кто покупал машину в кредит: для некоторых моделей в рамках акций предлагаются подарочные ОСАГО и каско. Ну и на весь остальной срок договора автомобиль тоже можно застраховать сразу, включив стоимость полисов в ежемесячные платежи, чтобы не тратить на них оборотные средства.

Увеличение ставки НДС влечет за собой изменения условий в договорах лизинга, заключенных и до 1 января 2019 года. И без того непростые подсчеты, связанные в том числе с налоговым учетом у обоих участников лизинговой сделки и возмещением НДС лизингополучателем, теперь требуют от бухгалтера быть еще более внимательным и компетентным. Почему доверить учет лучше специалистам, которые знают все особенности и подводные камни бухгалтерского сопровождения финансовой аренды, читайте в публикации.

Лизинг – дело тонкое

Лизинг – своеобразная форма аренды или кредитования с привлечением третьего лица – лизинговой компании. Последняя выкупает у продавца необходимое лизингополучателю имущество и передает тому – в счет регулярных арендных платежей или взносов по кредиту (в зависимости от намерений пользователя).

Когда срок договора лизинга оканчивается, собственность возвращают лизинговой компании или выкупают по остаточной стоимости, которая к финалу сделки значительно снижается за счет амортизации продукции. Ежегодное списание стоимости рассчитывается по специальным формулам и не зависит от фактического износа актива.

Не зависят от реальных действий и некоторые другие учетные и налоговые особенности сделки, например, периодичность исчисления НДС с каждого лизингового платежа, о чем подробнее расскажем ниже.

Облагается ли лизинг НДС

Согласно п. 1 ст. 174 НК РФ, НДС уплачивается «исходя из фактической реализации товаров». Следовательно, налог включается в лизинговые платежи, которые лизингодатель получает за оказанные услуги. Лизинговая компания признает свой доход в соответствии с указанной в договоре периодичностью платежей – независимо от того, поступили деньги по факту от контрагента или нет. По сути, осуществление лизингового платежа можно считать реализацией товара или оказанием услуги (исходя из п. 1 ст.146 НК РФ).

Исключение составляют сделки, в которых предметом лизинга являются товары, указанные в ст. 149 НК РФ. На данный момент в контексте лизинга упоминаются медицинские изделия (подп. 33 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Учет НДС при лизинге у лизингополучателя

НДС исчисляется и отражается в счете-фактуре с каждого платежа. Регулярные лизинговые платежи учитываются в расходах, а дата их регистрации должна соответствовать периодам, указанным в договоре. Минфин в письме от 23.12.2016 № 03-03-06/1/77533 ссылается на п.1 ст. 272 НК РФ напоминая, что «расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок».

Выкупная стоимость, включая НДС, учитывается только, когда окончится срок действия договора и право собственности на актив перейдет к вашей компании (п. 1 ст. 254; п. 1 ст. 256 НК РФ):

  • если выкупная стоимость меньше или равна 100 тысяч рублей, ее учитывают единовременно как материальные расходы;
  • если за выкуп имущества заплатили больше 100 тысяч рублей, расходы проводят как затраты на приобретение объекта основных средств.

Учет НДС при лизинге у лизингодателя

Итак, лизинговые платежи – и за аренду, и в счет выкупа имущества – облагаются НДС. Так как услуги по договору аренды имеют длительный характер, НДС начисляется так же, как и по обычным договорам аренды: на последний день месяца/квартала, в котором актив передается в лизинг, или на день окончания договора (п. 1 ст. 167 НК РФ). В письме Минфина России от 07.07.2006 № 03-04-15/131 говорится, что «договор финансовой аренды (лизинга) является подвидом договора аренды».

Начисление налога на выкупную стоимость зависит от согласованного с контрагентом порядка ее уплаты. Если стоимость имущества включают в сумму лизингового платежа, НДС исчисляется как с обычного поступления средств, предусмотренного договором.

В случае, когда актив выкупают отдельно, при окончании действия договора, НДС рассчитывается как при реализации основного средства. Возврат предмета лизинга не облагается НДС, так как собственником при таком варианте событий остается лизингодатель (п. 1 ст. 11 Закона о лизинге).

Возмещение НДС при лизинге

Главное условие для возмещения налога – лизингополучатель должен использовать арендуемый или выкупаемый актив в деятельности, облагаемой НДС. В таком случае лизингополучатель вправе заявить НДС к вычету как с лизинговых платежей, так с выкупной стоимости актива – независимо от порядка ее выплаты: в составе регулярных взносов или отдельно (ст. 171, 172 НК РФ).

Для вычета НДС необходимы:

  • правильно оформленный счет-фактура по НДС лизингодателя;
  • другие первичные документы, свидетельствующие о реальности сделки и факте осуществления лизингового платежа (например, договор, график платежей, акты приема-передачи и пр.);
  • правильно и вовремя оформленные книги продаж и покупок, в которых содержится вся информация о проведенных операциях (письмо Минфина от 22.08.2016 № 03-07-11/48963).

Не исключено, что инспекторы также изъявят желание проанализировать бухгалтерские регистры и налоговую отчетность компании.

Так как лизингодатель не может выписать общий счет-фактуру на полную стоимость контракта, а оформляет данный документ по каждому лизинговому платежу, то лизингополучатель в свою очередь не может сразу заявить к вычету всю сумму НДС, выделенную в цене актива. НДС принимается к вычету на общих основаниях с каждого платежа, подтвержденного счетом-фактурой – независимо от того, у кого на балансе находится объект. Ключевое значение в этом вопросе имеют данные счета-фактуры, а не принадлежность права собственности.

Однако ИФНС может усомниться в том, что в указанном периоде актив использовался в деятельности, облагаемой НДС, если после окончания договора объект остался на балансе у лизингодателя. В этом случае к подготовке документов, доказывающих реальность сделки, бухгалтеру нужно подойти с особой тщательностью.

Лизингополучатель вправе возместить НДС и с авансовых платежей в общем порядке, предусмотренном для авансов (п. 12 ст. 171 НК РФ).

Наши специалисты обеспечат работу вашей организации на среднем уровне налоговых показателей отрасли – а такие компании для инспекторов «не интересны».

Учет лизинга в 2019 после изменения ставки НДС

В письме Минфина РФ от 10.09.2018 № 03-07-11/64576 уточняется, что лизингодатель с 1 января 2019 года применяет ставку 20% и для договоров, заключенных до указанной даты. Переход права собственности к лизингополучателю, предусмотренный договором, также выполняется по ставке 20%.

Если лизингополучатель внес аванс в прошлом году по ставке 18%, а поставка осуществляется в 2019-м, нужно ориентироваться на условия, прописанные в договоре. В случае, когда контракт предусматривает доплату 2% налога лизингополучателем, оформляется корректировочный счет-фактура (об этом говорится в письме ФНС от 23.10.2018 № СД-4-3/20667@).

О дополнительном соглашении к договору об изменении ставки НДС до 20% в 2019 году

Резюмируя, отметим, что финансовая аренда подразумевает множество скрытых рисков, которые должен учитывать в своей работе и бухгалтер, а не только руководитель и юрист.

Поэтому ведение учета и взаимодействие с налоговыми органами по лизинговым операциям лучше доверить опытным экспертам, которые анализируют и оценивают условия вашего контракта, опираясь на свой многолетний опыт в этой области.

Передавая бухгалтерию на аутсорсинг в 1C-WiseAdvice, вы можете быть уверены в том, что:

  • к вашей «первичке» не сможет придраться самый неравнодушный инспектор;
  • в отчетности компании соблюдены все контрольные соотношения;
  • так как наши специалисты учитывают гипотетические возможности налоговых проверок, риски вашего бизнеса снижаются. Благодаря этому к нашим клиентам налоговики не проявляют повышенного интереса.

Заказать услугу

ИА ГАРАНТ

Организация приобрела газель у взаимозависимой компании за 50 000 руб., в том числе НДС 18%. Организация применяет общий режим налогообложения, ПБУ 18/02 не применяется. Как списывать расходы в бухгалтерском и налоговом учете по этому транспортному средству? Надо ли платить налог на имущество и транспортный налог?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В бухгалтерском учете подержанный автомобиль стоимостью свыше 40 000 руб. учитывается в составе основных средств в общеустановленном порядке. Амортизация начисляется начиная с месяца, следующего за месяцем принятия автомобиля к бухгалтерскому учету.

В целях налогообложения прибыли автомобиль не является амортизируемым имуществом, его стоимость учитывается в составе материальных расходов одним из способов, указанных в пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ.

Налогом на имущество автомобиль облагается в общеустановленном порядке. При этом факт его приобретения у взаимозависимого лица исключает возможность воспользоваться льготой, предусмотренной п. 25 ст. 381 НК РФ.
Транспортный налог уплачивается в общеустановленном порядке. Субъектом РФ, на территории которого зарегистрирован автомобиль, могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.

Обоснование вывода:

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете приобретенный автомобиль, бывший в эксплуатации, учитывается в составе основных средств, если одновременно выполняются условия, установленные в п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (далее — ПБУ 6/01), а именно:

  • предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

  • предназначен для использования в течение срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

  • не предполагается его последующая перепродажа;

  • способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов (далее — МПЗ) (абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01).

В рассматриваемой ситуации приобретенный организацией автомобиль соответствует вышеперечисленным условиям и его стоимость без НДС превышает 40 000 руб. (50 000 руб. — НДС 18% = 42 372 руб.), поэтому подлежит отражению в составе основных средств, а расходы на его приобретение учитываются в порядке, установленном ПБУ 6/01.

Приобретенный за плату автомобиль принимается к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которая формируется из фактических затрат организации на его приобретение (за исключением НДС). Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются, в частности, суммы, уплачиваемые (подлежащие уплате) в соответствии с договором продавцу (п.п. 7, 8 ПБУ 6/01, п. 24 Методических указаний по учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н).

Это правило распространяется и на приобретенные основные средства, бывшие в эксплуатации.

Затраты на покупку автомобиля отражаются

по дебету счёта 08 «Вложения во внеоборотные активы», а затем (в момент принятия объекта к бухгалтерскому учету) списываются на счёт 01 «Основные средства»:

Дебет 08, субсчет «Приобретение объектов основных средств» Кредит 60
— отражена первоначальная стоимость приобретенного автомобиля;

Дебет 01 Кредит 08, субсчет «Приобретение объектов основных средств»
— автомобиль введен в эксплуатацию.

При этом правилами бухгалтерского учета момент принятия автомобиля к учету в качестве основного средства не ставится в зависимость от факта регистрации транспортных средств в ГИБДД, поскольку такая регистрация не подтверждает готовность автомобиля к эксплуатации. Исходя из положений ст. 130 ГК РФ, автотранспортное средство является движимой вещью. В соответствии с п. 2 ст. 164 ГК РФ государственной регистрации сделок с движимым имуществом не требуется, кроме предусмотренных законом случаев. Необходимость регистрировать сделки с транспортными средствами, а также право собственности на транспортные средства законодательством не установлена. А постановление Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» регулирует только порядок регистрации самого автотранспортного средства в госорганах.

Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01).

Начисление амортизации по объектам ОС, бывшим в употреблении, производится в общеустановленном порядке начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия их к бухгалтерскому учету (п. 21 ПБУ 6/01).

Годовая сумма амортизационных отчислений определяется в соответствии с п. 19 ПБУ 6/01 с учетом срока полезного использования объекта ОС.

Срок полезного использования автомобиля (как нового, так и бывшего в употреблении) определяется организацией самостоятельно исходя из (п. 20 ПБУ 6/01, п. 59 Методических указаний):

  • ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

  • ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

  • нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например срок аренды).

Порядок определения срока полезного использования при принятии основных средств к учету должен быть отражен в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета.

Заметим, что с 01.01.2017 в Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденную постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, были внесены изменения. В частности, исключено положение о возможности ее использования для целей бухгалтерского учета (п. 1 Изменений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 N 640)).

Таким образом, организация вправе для целей бухгалтерского учета самостоятельно определять срок полезного использования для бывшего в употреблении основного средства, руководствуясь п. 20 ПБУ 6/01 (письмо Минфина России от 27.03.2006 N 03-06-01-04/77).

Соответственно, начиная с месяца, следующего за месяцем принятия автомобиля к бухгалтерскому учету, и до полного погашения его стоимости либо списания его с бухгалтерского учета начисляется амортизация:

Дебет 26, (44) Кредит 02
— начислена амортизация за соответствующий месяц.

Суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав), подлежат вычету при одновременном выполнении следующих условий:

  • приобретенные товары (работы, услуги, имущественные права) предназначены для осуществления операций, облагаемых НДС, или для перепродажи (п. 2 ст. 171 НК РФ);

  • товары (работы, услуги, имущественные права) приняты к учету на основании соответствующих первичных документов (п. 1 ст. 172 НК РФ);

  • имеются надлежащим образом оформленные счета-фактуры продавца (п. 1 ст. 172, п. 2 ст. 169 НК РФ).

Каких-либо особенностей для принятия к вычету сумм НДС при приобретении имущества, бывшего в употреблении, нормами НК РФ не предусмотрено.

Соответственно, право на вычет НДС по автомобилю, приобретенному для производственной деятельности, возникает у организации в том налоговом периоде, в котором автомобиль принят к бухгалтерскому учету на основании соответствующих первичных документов, при наличии счета-фактуры продавца (письмо Минфина России от 01.10.2009 N 03-07-11/244).

Налог на прибыль

В налоговом учете автомобиль признается амортизируемым имуществом, если одновременно отвечает следующим условиям (п. 1 ст. 256 НК РФ):

  • находится у налогоплательщика на праве собственности;

  • используется налогоплательщиком для извлечения дохода;

  • срок полезного использования составляет более 12 месяцев;

  • первоначальной стоимостью более 100 000 рублей (стоимостный критерий в размере 100 000 руб. действует с 01.01.2016 и применяется к объектам амортизируемого имущества, введенным в эксплуатацию начиная с 01.01.2016 на основании п.п. 7, 8 ст. 2, части 4, 7 ст. 5 Федерального закона от 08.06.2015 N 150-ФЗ).

Первоначальная стоимость основного средства вне зависимости от того, является оно новым или бывшим в эксплуатации, определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за минусом НДС и акцизов (п. 1 ст. 257 НК РФ). Наличие взаимозависимости с продавцом не влияет на порядок определения его первоначальной стоимости.

Срок полезного использования бывшего в эксплуатации основного средства в целях налогообложения определяется с учетом положений п.п. 1, 7 и 12 ст. 258 НК РФ, устанавливающих возможность определения срока полезного использования для подержанного объекта с учетом его срока использования у предыдущего собственника.

Поскольку стоимость имущества является одним из обязательных признаков амортизируемого имущества для целей исчисления налога на прибыль, полагаем, что в рассматриваемой ситуации автомобиль, имеющий первоначальную стоимость менее 100 000 руб., не является амортизируемым имуществом, стоимость которого погашается посредством начисления амортизации.

Затраты на приобретение имущества, не являющегося амортизируемым имуществом, на основании пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ относятся к материальным расходам. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию. При этом налогоплательщик вправе выбрать порядок списания стоимости имущества, не признаваемого для целей налогообложения амортизируемым, а именно:

  • учитывать в расходах единовременно на дату ввода актива в эксплуатацию;

  • учитывать в течение нескольких отчетных периодов в самостоятельно определенном организацией порядке, причем такой порядок должен быть разработан с учетом экономически обоснованных показателей, в частности с учетом срока использования имущества.

Применяемый порядок должен быть закреплен в учетной политике для целей налогообложения (письмо Минфина России от 20.05.2016 N 03-03-06/1/29124).

Соответственно, в рассматриваемой ситуации стоимость автомобиля учитывается в составе материальных расходов одним из способов, указанных в пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ.

Отметим, что официальные разъяснения применительно к рассматриваемой ситуации отсутствуют*(1). Полагаем, что косвенно о возможности учета приобретенного организацией имущества в составе материальных расходов свидетельствуют разъяснения Минфина России, представленные в письме от 09.02.11 N 03-03-06/2/29.

Кроме того, в постановлении АС Восточно-Сибирского округа от 19.01.2017 N Ф02-7680/16 судьи также пришли к выводу, что одним из обязательных признаков амортизируемого имущества для целей исчисления налога на прибыль является то, что стоимость данного имущества на момент его принятия налогоплательщиком к учету составляет более установленного лимита. При таких обстоятельствах сами по себе ссылки на положения пунктов 1, 5, 7 ст. 258 НК РФ, определяющие порядок исчисления срока полезного использования амортизируемого имущества, не подтверждают, что спорное имущество является амортизируемым.

Налог на имущество организаций

Организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ признаются налогоплательщиками налога (п. 1 ст. 373 НК РФ).

Приобретенный организацией автомобиль, учитываемый на балансе организации в качестве объекта основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, на основании п. 1 ст. 374 НК РФ признается объектом налогообложения налогом на имущество организаций.

Особенности налогообложения для имущества, бывшего в употреблении, не определены. Согласно п. 1 ст. 375 НК РФ налоговая база по налогу определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено ст. 375 НК РФ.

При этом организация не сможет воспользоваться предусмотренной п. 25 ст. 381 НК РФ льготой, на основании которой движимое имущество (в том числе автомобиль), принятое на учет организацией с 2013 года и учтенное в качестве основных средств, не облагается налогом на имущество организаций, поскольку указанная льгота не распространяется на случаи приобретения таких объектов у взаимозависимых лиц (смотрите, например, письмо Минфина России от 30.08.2017 N 03-05-05-01/55522).

Соответственно, приобретенный автомобиль подлежит налогообложению налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке.

Транспортный налог

Транспортный налог в соответствии с гл. 28 НК РФ устанавливается и вводится в действие законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ (ст. 356 НК РФ).

На основании ст. 358 НК РФ приобретенный организацией автомобиль, зарегистрированный в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ, является объектом налогообложения по транспортному налогу, вне зависимости от того, является ли он новым или бывшим в употреблении (смотрите также письмо Минфина РФ от 08.09.2011 N 03-05-04-04/10).

Наличие взамозависимости с продавцом транспортного средства или срок использования автомобиля у прежнего владельца не влияют на определение наличия объекта налогообложения.

Ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов РФ в размерах, указанных в п. 1 ст. 361 НК РФ, в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства (ТС) в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

Законами субъектов РФ ставки налога могут быть увеличены (уменьшены), но не более чем в десять раз (п. 2 ст. 361 НК РФ).

При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса (п. 3 ст. 361 НК РФ).

Таким образом, при определении ставки транспортного налога по приобретенному подержанному автомобилю необходимо руководствоваться соответствующим законом субъекта, на территории которого он зарегистрирован (смотрите также письма Минфина России от 12.01.2017 N 03-05-06-04/484, от 04.10.2013 N 03-05-06-04/41282). Заметим, в частности, что установленные на территории города Москвы ставки налога в настоящее время не дифференцируются в зависимости от года выпуска автомобиля (Закон г. Москвы от 09.07.2008 N 33 «О транспортном налоге»).

Также следует учитывать, что установленные в п. 1 ст. 361 НК РФ ставки транспортного налога, помимо мощности двигателя, дифференцируются в зависимости от типа транспортного средства (например легковые автомобили, автобусы, грузовые автомобили и т.д.) (письмо ФНС России от 02.06.2016 N БС-3-11/2508@).

При отсутствии в паспорте транспортного средства сведений о его типе или при разногласии с налогоплательщиками налоговые органы вправе по данному вопросу обращаться в компетентные органы и организации, уполномоченные выдавать паспорта транспортных средств в соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 18.05.1993 N 477 «О введении паспортов транспортных средств» (письмо Минфина РФ от 01.07.2009 N 03-05-06-04/105).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА, профессиональный бухгалтер Макаренко Елена

Ответ прошел контроль качества

25 декабря 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) В случае получения имущества в результате реорганизации основное средство, бывшее в употреблении, по мнению уполномоченных органов, из состава амортизируемого имущества новым собственником не исключается вне зависимости от оставшегося срока его полезного использования и стоимости (письма Минфина России от 12.05.2005 N 07-05-06/138, от 01.04.2008 N 03-03-06/1/241, УФНС России по г. Москве от 26.04.2010 N 16-15/043777@).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *