Налоги это обязательные безвозмездные платежи

Налоги это обязательные безвозмездные платежи

В широком смысле налоговая обязанность включает всю совокупность обязанностей налогоплательщика, установленных ст. 23 НК. В узком смысле налоговая обязанность – это юридическая обязанность налогоплательщика, плательщика сбора правильно исчислить и своевременно перечислить в бюджетную систему РФ налог\сбор.

Характерные черты:

1. Конституционная обязанность.

2. Имеет публично-правовой характер.

3. Представляет собой меру должного поведения обязанного лица.

4. Является личной обязанностью (неразрывно связана с личностью налогоплательщика).

5. Имеет сложный состав и состоит из ряда обязательных действий, которые должен произвести налогоплательщик (учесть объект налогообложения, надлежащим образом исчислить налоговую базу, правильно исчислить налоговую базу).

Основания возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных налоговым законодательством обстоятельств, которые предусматривают уплату данного налоги или сбора (ст. 44 НК).

Общие основания возникновения:

1. Соответствие организации или ФЛ признакам налогоплательщика по тому или иному налогу при отсутствии льготы в виде освобождения об обязанности уплатить налог.

2. Наличие налоговой базы.

По каждому конкретному налогу устанавливаются дополнительные основания.

В тех случаях, когда расчёт налоговой базы и суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Изменение налоговой обязанности означает, что под воздействием определённых обстоятельств изменилось её содержание, т. е .сроки уплаты налога или сумма, подлежащая уплате.

Такими основаниями являются:

1) Предоставление налогоплательщику рассрочки или отсрочки уплаты налога.

2) Осуществление зачёта налоговым органом излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, пени и штрафов.

Прекращение обязанности согласно п. 3 ст. 44 НК связано с оплатой налога или сбора; со смертью ФЛ-налогоплательщика или с объявлением его умершим (исключение – задолженность по поимущественным налогам умершего или лица умершего); с ликвидацией организации-налогоплательщика или после проведения ликвидационной комиссии всех расчётов с бюджетной системой РФ; с возникновением иных обстоятельств (уплату налога реорганизованной организации её правопреемником, уплата налога лицом, уполномоченным ООиП за безвестно отсутствующего налогоплательщика, признание недоимки по налогам безнадёжной к взысканию и её списание, уплата налога поручителем за налогоплательщика). НК предусматривает так же возможность приостановления исполнения налоговой обязанности в соответствии с . 3 ст. 51 НК.

Общий (добровольный) порядок исполнения налоговой обязанности

Существуют 2 формы исполнения налоговой обязанности: добровольная уплата налога и принудительное взыскание налога.

Исполнение налоговой обязанности признаётся должным, т. е. соответствующей налоговому законодательству, только в том случае, если налогоплательщик самостоятельно своевременно, либо досрочно в полном объёме и в соответствующем порядке уплатил налог.

1. Налогоплательщик должен самостоятельно исполнить налоговую обязанность: от своего имени, за счёт своих собственных денежных средств. Изложенное распространяется так же не налоговых агентов и на плательщиков сборов. Уплата налога за налогоплательщика 3 лицами возможна только в случаях, прямо предусмотренных НК.

2. Налоговая обязанность должны быть исполнена в срок, установленный налоговым законодательством, при этом налогоплательщик вправе исполнить её досрочно. По общему правилу, если налог исчисляется налоговым органом, налогоплательщик должен уплатить его в течение 1 мес. со дня получения налогового уведомления, если в налоговом уведомлении не установлен более продолжительный срок.

3. Налоговая обязанность исполняется в валюте РФ, если иное не предусмотрено НК.

4. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога, либо путём внесения предварительных платежей по налогу – авансовых платежей, если это предусмотрено налоговым законодательством.

5. Исполнение налоговой обязанности может быть осуществлено в порядке:

— путём уплаты налога в наличной или безначальной форме;

— путём проведения налоговым органом по инициативе налогоплательщика\плательщика сбора зачёта в порядке, предусмотренном ст. 78, 79, 176 НК.

НК предусмотрены особенности исполнения налоговой обязанности: при ликвидации организации, при реорганизации ЮЛ (ст. 50 НК), за безвестно отсутствующего или недееспособного ФЛ (ст. 51 НК).

Момент исполнения налоговой обязанности

Если момент исполнения обязанности установлен неверно, и формально уплата налога произошла в более поздние сроки, возникают неблагоприятные последствия в виде возникновения у налогоплательщика дополнительной обязанности по уплате пени. Данный момент позволяет разграничить налоговые и бюджетные правоотношения. Момент исполнения обязанности различается в зависимости от избранного налогоплательщика или предписанного ему законом способа уплаты налога.

1. ФЛ может уплатить налог наличными денежными средствами через банк, кассу местной администрации, либо организацию федеральной почтовой связи. В этом случае момент уплаты налога – это момент внесения наличных денежных средств.

2. Для организаций, которым открыт лицевой счёт (т. е. бюджетных) момент уплаты – это момент отражения операции по перечислению денежных средств на лицевом счёте.

3. Если налогоплательщик уплачивает налог путём перечисления денежных средств со своего счёта в банке, момент уплаты – это момент предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ подлежащих уплате денежных средств при наличии достаточного денежного остатка на день платежа.

4. В случае, если у налогоплательщика имеются суммы излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пени и штрафов, налоговый орган выносит решение о зачёте указанных сумм в счёт уплаты налога.

5. Если обязанность по исчислению, удержанию налога и перечислению его в бюджетную систему возложена на налогового агента, то налоговая обязанность считается исполненной со дня удержания соответствующих сумм налоговым агентам.

П. 5 ст. 45 НК указывает на случаи, когда налог не признаётся уплаченным.

Понятие и общие условия изменения сроков исполнения налоговой обязанности

Изменением срока уплаты налога или сбора признаётся перенос установленного срока на более поздний срок. В настоящее время НК предусматривает 3 формы изменения сроков уплаты налога или сбора: отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит.

Общие условия изменения срока уплаты налога\сбора:

1) Изменение срока уплаты налога допускается как в отношении всей суммы налога, подлежащей уплате, так и в отношении какой-либо его части. В отличие от налога, изменение срока уплаты сбора допускается только в отношении всей суммы сбора.

2) По общему правилу на сумму налога, срок по уплате которого перенесён на более поздний срок начисляются проценты.

3) Срок уплаты налога не может быть изменён:

— если в отношении заинтересованного лица возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением налогового законодательства;

— производится производство по делу об административном правонарушении в области таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате при перемещении товаром через таможенную границу таможенного союза;

— имеются доставочные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, собирается выехать за пределы РФ на постоянное жительство;

— если в течение 3 предшествующих лет это лицо уже воспользовалось указанным правом и нарушило взятые на себя обязательства.

Действие отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита прекращается:

1. По истечении срока действия соответствующего решения или договора.

2. До истечения срока действия соответствующего решения или договора в случае:

— уплаты налогоплательщиком всей причитающейся суммы налога\сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока;

— нарушения заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки\рассрочки;

— прекращение действия договора об инвестиционном налоговом кредите по соглашению сторон или по решению суда.

Органы, уполномоченные принимать решение об изменении срока уплаты налога\сбора:

1. По налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза Федеральная таможенная служба России или уполномоченные ей таможенные органы.

2. По государственной пошлине – органы (должностные лица), уполномоченные совершать юридически значимые действия, за которые подлежит уплате государственная пошлина.

3. По НДФЛ для лиц, не являющихся ИП, — налоговые органы по месту жительства ФЛ.

4. По иным федеральным налогам и сборам – ФНС.

5. По региональным и местным налогам – налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица. Решение принимается по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов РФ/МО.

6. В случае, если налоги зачисляются в различные бюджеты, к процедуре принятия решения подключаются финансовые органы субъектов РФ и МО, которые дают согласие налоговым органам на вынесение соответствующего решения.

Рассрочка и отсрочка по уплате налогов и сборов

Отсрочка представляет собой перенос установленного срок уплаты налога\сбора, по истечении которого сумма налога\сбора подлежит уплате единовременно в полном объёме. При рассрочке сумма налога\сбора уплачивается не единовременно, а частями в пределах установленного срока.

Порядок предоставления:

1. Предоставляется на основании письменного заявления заинтересованного лица.

2. Срок предоставления по общему правилу не превышает 2 года.

3. На сумму за должности начисляются проценты исходя из ставки, равной 1\2 ставки рефинансирования ЦБ. Если основаниями для предоставления рассрочки\отсрочки послужили причинение ущерба в результате стихийного бедствия, техногенной катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы, а так же задержка финансирования из бюджета или оплата выполненного этим лицом государственного заказа, то проценты на сумму задолженности не начисляются.

Понятие принудительного исполнения налоговой обязанности

Согласно п. 2 ст. 45 НК в случае неуплаты или неполной уплаты налогов в установленный срок исполнение обязанности по уплате налога и сбора производится путём их взыскания, т. е. принудительного лишения налогоплательщика\плательщика сбора прав собственности или иных вещных прав на часть имущества.

Меры принудительного исполнения налоговой обязанности:

1. Взыскание налога за счёт денежных средств налогоплательщика, находящихся на счетах в банке и за счёт его электронных денежных средств.

2. Взыскание налога за счёт иного имущества налогоплательщика.

3. Проведение по инициативе налогового органа зачёта сумм излишне уплаченного налога\сбора.

В принудительном порядке взыскиваются:

1) Недоимка, т. е. сумма налога\сбора, не уплаченная в установленный налоговым законодательством срок.

2) Задолженность по пени и штрафам.

Гарантии соблюдения прав налогоплательщика в процессе принудительного исполнения налоговой обязанности:

1. Применяется только после того, как налоговым органом налогоплательщику будет направлено требование об уплате налога с установленным в нём сроком добровольного погашения возникшей недоимки.

2. Выявление недоимки должно осуществляться строго в регламентированных НК процедурах налогового контроля.

3. Обращение взыскания на имущество налогоплательщика допускается только после исчерпания возможностей взыскания налоговой задолженности за счёт денежных средств на счетах налогоплательщиков в банке и за счёт его электронных денежных средств.

4. Обеспечивается судебным контролем.

НК предусматривает 2 порядка взыскания налога:

— бесспорный (административный): по общему правилу применяется в отношении всех организаций и ИП);

— судебный порядок: применяется в отношении всех ФЛ, не являющихся ИП; в исключительных случаях прямо предусмотрен НК, применяется так же в отношении организаций, ИП.

Требование об уплате налогов и сборов

Извещение налогоплательщиков о неуплаченной сумме налога и об обязанности уплатить неуплаченную сумму налога, а так же соответствующие пени (п. 1 ст. 69 НК).

Требование направляется налогоплатлеьщику:

— тем налоговым органом, у которого налогоплательщик состоит на учёте;

— установленными способами;

— направляется в случае неуплаты налогоплательщиком налога по декларации или на основании налогового уведомления (срок направления – не позднее 3 мес. со дня выявления недоимки; при этом днём выявления недоимки является следующий день после наступления срока уплаты налога); в случае доначисления суммы налога\сбора налоговым органом по результатам проведения налоговой проверки (требование должно быть направлено в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения, вынесенного по результатам налоговой проверки; в случае изменения налоговой обязанности.

По общему правилу требование должно быть исполнено налогоплательщиком в течение 8 рабочих дней с даты его получения. Требование является ненормативным актом и может быть обжаловано в суд.

Обращение взыскания на денежные средства и иное имущество организаций и ИП:

1. Налоговый орган должен обратить взыскание на денежные средства, находящиеся на счетах налогоплательщика. Ст. 11 содержит понятие счетов. Налоговый орган должен принять решение о взыскании налога за счёт денежных средств налогоплательщика, находящихся на счетах в банке. Срок принятия такого решение – не позднее 2 мес. после истечения срока, указанного в требовании об уплате налога. Решение, вынесенное за пределами данного срока, является недействительным и исполнению не подлежит.

2. Налоговый орган должен донести до сведения налогоплательщика вынесенное решение и направить поручение в банк, в котором открыты счета налогоплательщика. Данное поручение налогового органа подлежит безусловному исполнению банком.

3. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах в банке производится взыскание за счёт электронных денежных средств. Понятие электронных денежных средств определено ФЗ «О национально платёжной системе». Способы и средства, позволяющие лицу управлять своими электронными денежными средствами, называются электронными средствами платежа. Для организаций и ИП предусмотрено только 1 вида электронных средства платежей – корпоративных. Одновременно с вынесением решения о списании электронных денежных средств со счетов организации, налоговый орган вправе вынести решение о приостановлении операций по счетам в банке.

4. Если электронных денежных средств не достаточно для покрытия задолженности, производится обращение на взыскание иного имущества налогоплательщика.

Для этого руководитель налогового органа, либо его заместитель должны:

— вынести решение о взыскании налога\сбора, пени и штрафов за счёт имущества, срок вынесения такого решения – 1 год после истечения срока исполнения требования об уплате налога, решение вынесенное за пределами данного срока является недействительными и исполнению не подлежит;

— направляет в адрес соответствующего судебного пристава-исполнителя для исполнения в порядке, предусмотренном законом «Об исполнительном производстве».

Обязанность налогоплательщика будет считаться исполненной только тогда, когда имущество будет реализовано и погашена задолженность за счёт вырученных сумм.

Обращение взыскания на денежные средства и иное имущество ФЛ, не являющихся ИП

Порядок взыскания зависит от того, превышает ли общая сумма задолженности 1500 руб.

1. Общая сумма задолженности превышает 1500. Налоговый орган должен подать в суд общей юрисдикции исковое заявление о взыскании задолженности в течение 6 мес. со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

2. Общая сумма задолженности не превышает 1500 руб. В этом случае налоговый орган должен дождаться достижения суммы задолженности 1500 руб. Со дня, когда задолженность превысит 1500 руб. начинает исчисляться шестимесячный срок для обращения в суд. Если в течение 3 лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования о погашении задолженности её размер так и не превысит 1500 руб., тогда налоговый орган вправе обратиться в суд.

Взыскание налога происходит в последовательности: денежные средства в банке- наличные денежные средства – имущество переданное во владение, пользование, распоряжение без перехода прав собственности – другое имущество за исключением предназначенного для повседневного личного пользования ФЛ или членами его семьи.

Понятие и способы обеспечения исполнения налоговой обязанности

Это установленные законом специальные меры воздействия, стимулирующие надлежащее исполнение налогоплательщиком или иным обязанным лицом налоговой обязанности.

Исполнение обязанности может обеспечиваться:

— залог имущества;

— поручительство;

— пени;

— приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств;

— арест имущества налогоплательщика.

Самым распространённым способом является пени – денежная сумма, которую налогоплательщик должен выполнить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными налоговым законодательством сроки.

По общему правилу уплата пени осуществляется в любом случае несвоевременного исполнения налоговой обязанности и независимо от применения других мер обеспечения, а так же мер налоговой ответственности. НК предусматривает 2 исключения из этого правила: пени не начисляются на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика; пени не начисляются на недоимки, возникшие в связи с исполнением налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, данных Минфином и его территориальными органами. Сумма пени начисляется за каждый календарный день просрочки, начиная со следующего за установленным днём уплаты налога или сбора. Расчёт производится умножением неуплаченной суммы налога\сбора и 1\300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки.

Приостановление операций по счетам в банке, а так же электронных денежных средств. Применяется только в отношении организаций и ИП, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, а так же в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты.

Основанием применения данной меры являются:

— неисполнение налогоплательщиком требования налогового органа об уплате налогов и сборов. В этом случае приостановление операций по счетам является процессуальным способом обеспечения исполнения решения налогового органа о взыскании налога;

— непредставление налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока её представления.

Приостановление операций по счёту означает приостановление всех расходных операций. Не распространяется на операции по осуществлению платежей, очерёдность которых предшествует исполнению налоговой обязанности в счёт текущей уплаты налогов и сборов. Приостановление переводов электронных денежных средств означает прекращение банком всех операций, влекущий уменьшение остатка электронных денежных средств.

В случае вынесения неправомерного решения банком о приостановлении операций по счетам на сумму денежных средств, в отношении которых действовало приостановление, начисляются проценты в пользу налогоплательщика. Начисление средств происходит на каждый календарный день со дня приостановления до дня получения банком решения об его отмене исходя из ставки рефинансирована ЦБ, действовавшей в данный период.

1. Недостаток бюджетного финансирования образования необходимость привлечения дополнительных средств в сферу образования.

2. Внебюджетное финансирование – расходование в режиме финансирования средств, поступающих из внебюджетных источников, за исключением возмещения расходов, связанных с получением этих средств.

Внебюджетное финансирование – расходование прибыли, полученной в результате приносящей доходы деятельности, а также пожертвований, полученных от «неучредителей», на возмещение расходов по тем видам деятельности, которые доходов не приносят, но по тем или иным причинам являются необходимыми для деятельности организации.

3. Источники поступления внебюджетных средств в образовательное учреждение:

— доходы, полученные за счет оказания дополнительных платных образовательных услуг;

— доходы, полученные образовательным учреждением от предпринимательской деятельности;

— добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц.

Привлечение внебюджетных средств не влечет за собой снижения нормативов бюджетного финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Порядок организации платных образовательных услуг.

1. Правом предоставлять платные образовательные услуги обладают только юридические или физические лица, зарегистрировавшиеся в установленном порядке.

2. Деятельность по оказанию платных образовательных услуг лицензируется в порядке, установленном соответствующими нормативными документами федерального уровня. Только наличие лицензии дает право на получение налоговых льгот на образовательные услуги.

3. В уставе образовательного учреждения необходимо указать перечень дополнительных образовательных услуг. В случае, если указанный в уставе перечень оказывается недостаточным и руководство образовательного учреждения решает ввести еще образовательную услугу, то вначале необходимо внести в устав дополнения, которые регистрируются в установленном порядке. Если образовательное учреждение желает по окончании обучения выдавать государственные сертификаты установленного образца, то ему необходимо пройти процедуру аттестации и получить свидетельство. По каждому виду образовательных услуг учреждение должно иметь согласованные с соответствующим органом образовательные программы.

4. Дополнительные образовательные услуги не могут оказываться взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из средств бюджета.

5. Доход от платных дополнительных образовательных услуг за вычетом доли учредителя реинвестируется в образовательное учреждение, в том числе на развитие его учебно-материальной базы и увеличение расходов на заработную плату сотрудников. В противном случае прибыль приравнивается к прибыли от предпринимательской деятельности и облагается соответствующими налогами.

Основным критерием для разграничения основных образовательных программ, финансируемых из бюджета, и программ дополнительного обучения, за которые взимается плата с обучаемых, является объем учебных часов. Финансируемых в рамках основных образовательных программ с учетом устанавливаемого государственным образовательным стандартом.

Министерством образования и науки РФ дополнен и конкретизирован перечень дополнительных образовательных услуг:

1) Образовательные и развивающие услуги:

— изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх программ по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом;

— репетиторство с обучающимися из другого образовательного учреждения;

— различные курсы по: подготовке к поступлению в учебное заведение, изучению иностранных языков, повышению квалификации, переподготовке кадров с освоением новых специальностей (вождение автомобиля, машинопись, например);

— различные кружки;

— создание студий, групп, школ, факультативов по обучению и приобщению детей к знанию мировой культуры, то есть всему тому, что направлено на всестороннее развитие гармонической личности, но не может быть дано в рамках государственных образовательных стандартов;

— создание различных учебных групп и методов специального обучения детей с отклонениями в развитии;

— создание групп по адаптации детей к условиям школьной жизни.

2) Оздоровительные мероприятия: создание различных секций, групп по укреплению здоровья и т.д.

К платным государственным услугам, предоставляемым государственными и муниципальными образовательными учреждениями не могут относиться:

— снижение установленной наполняемости классов или групп, деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ;

— реализация основных общеобразовательных, общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами/классами с углубленным изучением отдельных предметов, а также гимназиями, лицеями, дошкольными образовательными учреждениями в соответствии с их статусом;

— факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программах;

— психологическое сопровождение образовательного процесса;

— проведение индивидуального консультирования по вопросам психологической помощи.

Законом предусмотрено, что привлечение на эти цели средств потребителей не допускается, в противном случае заработанные таким путем средства изымаются учредителем в его бюджет.

Законодательством предоставлено также право учебным заведениям вести предпринимательскую деятельность, то есть деятельность, направленную на получение дохода, превышающего расходы на его получение (прибыли).

К предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:

— реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;

— торговля покупными товарами, оборудованием;

— оказание посреднических услуг;

— долевое участие в деятельности других учреждений и организаций;

— приобретение акций и иных ценных бумаг и получение доходов по ним;

— ведение приносящих доходы иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией (изготовление товаров народного потребления, оказание транспортных услуг, осуществление издательской деятельности).

Однако на практике большинство дошкольных и общеобразовательных учреждений занимаются одним – двумя видами предпринимательской деятельности. Самым распространенным является сдача в аренду помещения или транспорта.

Одним из возможных и достаточно популярных способов внебюджетного финансирования является привлечение средств благотворителя или спонсора. В странах Запада благотворительные пожертвования зачастую являются одним из основных источников финансирования образовательного учреждения. В дореволюционной России очень широко было развито меценатство, оказание благотворительной помощи школам, больницам, детским приютам было обязательной статьей расходов многих крупных предприятий. В современной России традиции благотворительности и спонсорства были практически полностью утрачены, и лишь в последние годы можно наблюдать возрождение этого общественного института.

Благотворительность – это бескорыстное добровольное пожертвование физическим и юридическим лицам, нуждающимся в материальной, организационной и другой помощи. Формами благотворительности являются меценатство и спонсорство.

Благотворительная помощь может быть одноразовой или систематической, материальной или в иной форме. Благотворитель может профинансировать конкретную целевую программу, подарить или разрешить бесплатно или на льготных условиях использовать объекты собственности, оказать помощь непосредственно личной работой, услугами или передачей результатов личной творческой деятельности, принять на себя затраты по полному бесплатному или частичному содержанию объектов благотворительности и т.д.

Меценатство – абсолютно бескорыстная передача каких-либо финансовых средств или материальных ценностей нуждающемуся в них человеку или организации. Как правило, меценат не заинтересован в том, чтобы его доброе дело получило огласку.

Спонсорство – добровольное бесприбыльное участие физических и юридических лиц в материальной поддержке какого-либо лица или учреждения с целью популяризации своего имени (названия), торговой марки и т.д. Спонсор в отличие от мецената оказывает помощь не просто так, а ради формирования благоприятного имиджа организации или конкретного человека.

Классификация внебюджетных доходов.

Основная деятельность, связанная с реализацией образовательного процесса. Прочая, разрешенная образо­ва­тель­ным учреждениям деятель­ность, приносящая доходы и не относящаяся к основной деятельности
Доходы от реализации обра­зо­ва­тельных услуг: обучение рос­сий­ских и иностранных уча­щих­ся, обучение на подго­тови­тель­ных курсах, тестирование школь­ников, консультирование по учебным дисциплинам, репе­титорство, переподготовка и по­вы­шение квалификации, углуб­ленное изучение отдельных дис­циплин сверх учебных про­г­рамм, дополнительное образо­ва­ние, обучение по индиви­дуаль­ным планам, прочие образо­ва­тель­ные услуги доходы от работы (услуг), выполняемых с использованием ресурсов образовательного учреждения (территории, помещений, оборудования и др.): создание автостоянок и гаражей, изготовление товаров народного потребления, ремонт бытовой и иной техники, оказание бытовых услуг, оказание посреднических услуг, проведение культурных и спортивно-оздоровительных мероприятий и выставок
Доходы от научной деятельности: создание и передача научной продукции, оказание услуг научного характера, выполнение научно-исследовательских работ на конкурсной основе нереализационные доходы: долевое участие в деятельности других учреждений и органи­за­ций, приобретение цен­ных бу­маг и получение дохо­дов по ним, вложение де­неж­ных средств на депо­зит­ные счета, предостав­ле­ние ресурсов ОУ в аренду, получение финансовых санкций и возмещение ущерба по судебным решениям
доходы от деятельности учеб­но­го заведения по обеспечению об­разовательного и научно-ис­сле­довательского процесса: учеб­но-производственная дея­тель­ность, работы по обслу­жи­ва­нию и ремонту в части обес­печения основной деятельности оу, деятельность по обеспе­че­нию учащихся питанием, про­жи­ванием, медицинским и куль­турным обслуживанием; дея­тель­ность по обеспечению про­живания работников оу, предо­с­тавление услуг библиотек, тран­спорта и т.д., предоставление икт услуг в рамках основной деятельности, другие услуги доходы от иных поступлений: взносы физических и юридических лиц, в том числе пожертвования, подарки, взносы, включая благотворительные и попечительские, целевые спонсорские и др.; реализация основных средств, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, включая утилизацию и сдачу драг.металлов.
  • Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)
    • Глава 1. Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 29.11.2014 N 382-ФЗ)

3. Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

Для целей настоящего Кодекса страховыми взносами также признаются взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц.

(п. 3 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

Комментарий к статье.

Приведенные в статье 8 НК РФ понятия налога и сбора несут важную практическую ценность.

Так, например, страховые взносы, обязательность уплаты которых после 01.01.2010 распространяется на все организации и индивидуальных предпринимателей Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ, не отвечают понятию налога, а следовательно, положения НК РФ к ним не применимы и наоборот.

Необходимо принимать во внимание, что под налоговым сбором понимается исключительно взнос, установленный НК РФ (например, сбор за пользование объектами животного мира). Следовательно, иные обязательные платежи (например, предусмотренные законодательством о лицензировании) не подпадают под понятие сбора для целей НК РФ.

Поделиться с друзьями Ссылки по теме: Статья 2. Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах… 1. Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федера… 239 2-26-2019 Статья 4. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, фед… (в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ) 1. Правительство Российской Федера… 218 2-26-2019 Статья 5. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени… 1. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного… 259 2-26-2019 Статья 7. Международные договоры по вопросам налогообложения… (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ) 1. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные н… 219 2-26-2019

Под налогом понимается обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций (предприятий) и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налоговое законодательство РФ устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в том числе:

  • виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;
  • основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
  • принципы установления, введения в действие и прекращения ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • формы и методы налогового контроля;
  • ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействий) их должностных лиц.

Каждое юридическое и физическое лицо должно уплачивать за- конно установленные налоги и сборы, которые не могут носить дискриминационный характер. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или мест происхождения капитала.

Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной государством экономической деятельности организаций (предприятий) и физических лиц.

Статья 57 Конституции РФ провозглашает:

«Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.»

Обязанность граждан платить налоги и сборы впервые была включена в Конституцию с переходом страны к рыночной экономике. Это было прямым следствием того, что сфера государственной собственности была в значительной степени сокращена, активно развивалась частная собственность, свобода предпринимательства, различные виды экономической деятельности. Поэтому обязанность уплаты налогов и сборов в новой Конституции Российской Федерации была закреплена как одна из важнейших.

Вопросы налогообложения в Российской Федерации регулируются Налоговым кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами о налогах и сборах, а также законами субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о местных налогах и сборах, принимаемыми в соответствии с Кодексом.

Обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы по аналогии со статьей 57 Конституции РФ закреплена и в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ.

Понятие законно установленные налоги и сборы, содержащееся в комментируемой статье, означает, что налоги и сборы должны устанавливаться исключительно законами. Подтверждением этому является конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе, чем федеральным законом (ст. 55 Конституции РФ). Кроме того, конституционное понятия «законно установленный налог» подразумевает определение всех существенных элементов налога. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и объекты налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога (ст.17 Налогового Кодекса РФ).

В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Отметим, что обязанность по уплате налогов и сборов установлена применительно для всех физических лиц без исключения, как граждан Российской Федерация, так и в отношении лиц без гражданства и иностранных граждан, а также в отношении всех организаций вне зависимости от места и законодательства их создания («каждый обязан платить…»). Различает только порядок уплаты налогов и сборов вышеуказанными категориями лиц.

Из комментируемой статьи выводится конституционный принцип равенства налогообложения. Это означает, что налоговое бремя должно распределяться равным образом; каждый налогоплательщик находится в равном положении перед налоговым законом, а форма собственности не может быть критерием для какой-либо дифференциации в налоговой сфере.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.

В статье 13 Налогового кодекса РФ определено, что к федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) водный налог;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

Согласно статье 14 Налогового кодекса РФ к региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса РФ к местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

В соответствии со статьей 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Не опубликованный налоговый закон применению не подлежит.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

За уклонение от уплаты налогов, сокрытие доходов и за другие нарушения налогового законодательства плательщики несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Налоги и сборы для государства являются основными источниками доходов бюджета, с помощью которых государство финансирует реализацию своих функций.

В конечном счете налоги и сборы возвращаются населению в виде бесплатного здравоохранения, бесплатного образования, различных видов социальной помощи. Действующая налоговая система направлена на обеспечение социальной защищенности инвалидов, детей, студентов, многодетных и других категорий граждан.

Статья 57 Конституции РФ предусматривает, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В комментируемой статье конституционный принцип, согласно которому установление или отягчение ответственности не имеет обратной силы (статья 54 Конституции РФ), применен к налогам.

Данный принцип распространяет свое действие на акты о налогах и сборах, не только устанавливающие новые налоги и (или) сборы, но и ухудшающие положение налогоплательщиков и плательщиков сборов, а также иных участников отношений.

К обстоятельствам, свидетельствующим об ухудшении положение налогоплательщиков или плательщиков сборов можно отнести: расширение круга налогоплательщиков, повышение налоговых ставок и размеров сборов, изменение порядка уплаты налогообложения, создающего дополнительное обременение и т.д. Ухудшение условий налогообложения может заключаться не только в возложении дополнительного налогового бремени, но и в необходимости исполнять ранее не предусмотренные законодательством обязанности, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности.

Необратимость закона означает, что такой закон подлежит применению лишь к тем действиям и последствиям, которые возникли после его издания, и не распространяется на деяния, имевшие место до его принятия.


Дата публикации: 12.01.2015 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *