Налогообложение иностранных компаний в России

Налогообложение иностранных компаний в России

На Российский рынок выходят иностранные компании, которые хотят развиваться не только в своей стране. Для осуществления деятельности в другом государстве компании нужно постоянно «присутствовать», а именно открывать постоянное представительство, вести учет и платить налоги.

Иностранная компания может открыть в России свое представительство или филиал (Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 N 160-ФЗ). В какой-то степени эти формы похожи как обособленные подразделения юридического лица, расположенные вне места его нахождения, но и имеют существенную разницу.

Представительство отстаивает интересы компании, осуществляет их защиту. Оно выступает от имени иностранной фирмы и по ее поручению занимается только представлением интересов головной компании. Филиал осуществляет функции самой компании, в том числе и функции представительства (Регистрация филиала).

Открытие обособленных подразделений и их деятельность регулируются внутренними нормами страны, в которой они расположены. На них также распространяется действие законодательства государства, где юридические лицо создано и зарегистрировано (Что такое обособленное подразделение).

В налоговом смысле существует понятие «постоянное представительство иностранной организации». Это любое обособленное подразделение, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность в РФ.

Существует три основных признака постоянного представительства:

  • Наличие обособленного подразделения или иного места деятельности на территории РФ
  • Осуществление иностранной организацией предпринимательской деятельности на территории РФ
  • Осуществление деятельности на регулярной основе

Постоянным местом деятельности может быть признана любая форма присутствия иностранной компании в РФ. Осуществление предпринимательской деятельности на постоянной основе означает, что компания ведет или намеревается вести деятельность на территории РФ в течение периода, превышающего 30 календарных дней, непрерывно или в совокупности за год. В этом случае она обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности.

Следует отметить, что полномочия РФ по взиманию налогов регулируются международным налоговыми соглашениями с рядом стран, чтобы избежать двойного налогообложения. Эти соглашения определяют порядок разграничения прав каждого из государств в сфере налогообложения, а порядок исчисления и уплаты налога, привлечение к ответственности за допущенные налоговые нарушения и т.п. определяются внутри государства.

Иностранные организации, являющиеся налогоплательщиками по законодательству РФ, обязаны уплачивать налоги, отчитываться перед российскими налоговыми органами по месту постановки на учет и предоставлять отчетность.

С 1 января 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2014 № 1372 «О внесении изменений в Положение о Федеральной налоговой службе и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» функции по аккредитации иностранных филиалов, представительств (за исключением представительств иностранных кредитных организаций) возложены на ФНС России.

Полномочия по аккредитации иностранных филиалов, представительств (за исключением представительств иностранных кредитных организаций) приказом ФНС России от 22.12.2014 ММВ-7-14/668@ возложены на Межрайонную инспекцию ФНС России № 47 по г. Москве (г. Москва, ул. Долгоруковская, д. 33, стр. 1).

За аккредитацию филиалов, представительств иностранных организаций, создаваемых на территории Российской Федерации, уплачивается государственная пошлина – 120 000 рублей за каждый филиал, за каждое представительство (пункт 5 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации).

Содержание

Бухгалтерская отчетность представительства иностранной организации

Согласно законодательству, иностранные представительства, действующие на территории РФ, имеют право не вести бухгалтерский учет по правилам, установленным Законом N 402-ФЗ, если они ведут учет доходов и расходов и иных объектов налогообложения в порядке, определенном налоговым законодательством РФ.

На начало финансового года необходимо утвердить учетную политику, определяющую способы ведения бухгалтерского учета. Представительства иностранных компаний могут осуществлять учет как по российским правилам, так и по правилам своей страны, если они не противоречат международным стандартам финансовой отчетности.

Если в учетной политике закреплено, что бухгалтерский учет ведется в соответствии с российскими законами и стандартами, у представительства возникает обязанность вести бухгалтерский учет в соответствии с Законом N 402-ФЗ и, как следствие, подавать бухгалтерскую (финансовую) отчетность в налоговый орган. В других случаях бухгалтерская (финансовая) отчетность в налоговый орган не подается.

Налог на прибыль для иностранных организаций

В соответствии с НК РФ иностранные организации, ведущие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ, признаются налогоплательщиками налога на прибыль.

Для иностранных организация прибылью признается доход, полученный через постоянное представительство, уменьшенный на величину произведенных этим представительство расходов, которые являются экономически обоснованными. Представительство сможет принять к учету для целей налогообложения только те расходы, которые направлены на обеспечение его деятельности в РФ. Такие расходы должны быть документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Налог на добавленную стоимость для иностранных организаций

Иностранные организации, осуществляющие на территории РФ через постоянные представительства реализацию товаров, услуг, работ, являются плательщиками НДС на тех же основаниях, что и российские компании. Они исчисляют и уплачивают НДС в бюджет и предоставляют отчетность в налоговые органы на общих основаниях. В случае признания местом реализации работ и услуг территории иностранного государства данные операции не являются объектом обложения на территории РФ, кроме того, по указанным операциям не подлежат налоговым вычетам суммы НДС, уплаченные поставщикам при выполнении этих работ. Суммы налога учитываются в стоимости работ и возмещению из бюджета не подлежат.

Налог на имущество для иностранных организаций

Если постоянное представительство наделено основными средствами, учитываемыми на его балансе, возникает обязанность исчислять и уплачивать налог на имущество. Объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению. Движимое имущество, принятое к учету с 1 января 2013 г., не является объектом обложения.

С 1 января 2018 года организации должны платить налог на движимое имущество согласно ФЗ № 335-ФЗ от 27.11.2017 г. Исключение сделано только для плательщиков УСН и ЕНВД, освобожденных от уплаты налога на имущество (кроме объектов, которые включены в кадастровые списки регионов). Вопрос о предоставлении льготы по налогу на движимое имущество решается индивидуально, на уровне каждого региона. Если регион не примет свой закон о льготах, то в 2018 году фирмы платят налог за движимое имущество, принятое к учету после 1 января 2013 года, по ставке 1,1 процента. Подробнее в статье — Налог на имущество организаций 2018.

Страховые взносы для иностранных организаций

В отношении обязательного страхования (пенсионного, медицинского и социального) постоянное представительство иностранной организации несет точно такие же обязанности, как и российская организация. Представительство иностранной организации должно стоять на учете в ПФР и ФСС и отчитываться перед фондами.

Если в иностранном представительстве работают физические лица, с которыми заключены трудовые и гражданско-правовые договора, и производятся выплаты, то данные выплаты являются объектом обложения страховыми взносами в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд медицинского страхования.

Налог на доходы физических лиц для иностранных организаций

Постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, выступают в качестве налоговых агентов, Они обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика сумму НДФЛ с суммы заработной платы и иных вознаграждений, начисленных работникам представительства, и перечислить в бюджет РФ.

Кроме того, на представительство иностранной организации возложена обязанность и по предоставлению в налоговый орган по месту своего учета сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных у них налогов.

Наряду с налоговой и бухгалтерской отчетностью иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории РФ, предоставляют годовой отчет о деятельности вне зависимости от налогового статуса и финансовых результатов деятельности в отчетном году. В отчете отражаются особенности функционирования иностранного представительства, филиала или отделения на территории РФ.

Представительства, филиалы и иные обособленные подразделения иностранных организаций подлежат постановке на учет в Российской Федерации. Зачастую такие подразделения с минимальным количеством работников несут представительскую, вспомогательную функцию, поскольку заключает договоры и принимает платежи непосредственно головная иностранная организация, работники которой и выполняют работы, услуги (например, проектные работы). Рассмотрим, возникают ли в этом случае обязанности налогового агента у российских заказчиков или иностранная организация в лице своего представительства самостоятельно ведет расчеты с российским бюджетом.

Налог на добавленную стоимость

Согласно п. 1 и 2 ст. 161 Налогового кодекса РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется налоговыми агентами. Ими признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, если иное не предусмотрено п. 3 ст. 1742 НК РФ.
Пункт 1 ст. 161 НК РФ устанавливает зависимость выполнения функций налогового агента от постановки иностранной организации на учет в качестве налогоплательщика.
На основании п. 4 ст. 83 НК РФ представительства, филиалы и иные обособленные подразделения иностранных организаций (далее — представительства) должны быть поставлены на налоговый учет.
Пункт 1 ст. 161 НК РФ в отличие от п. 2 ст. 148 НК РФ не содержит оговорки, что работы должны быть выполнены (услуги оказаны) через представительство, находящееся на территории Российской Федерации и поставленное на налоговый учет. В силу этого возникает вопрос: является ли постановка на налоговый учет по местонахождению представительства автоматическим основанием для уплаты НДС иностранной организацией в отношении всех операций по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых признается территория Российской Федерации, независимо от того, участвует ли в выполнении этих операций представительство? А значит, должна ли иностранная организация, вставшая на налоговый учет в Российской Федерации по местонахождению представительства, самостоятельно перечислять НДС в бюджет по работам, услугам, в выполнении которых участвует только головная организация (представительство не участвует), или это делает заказчик работ, услуг — налоговый агент?
В Определении КС РФ от 24 ноября 2016 г. № 2518-О была рассмотрена ситуация, когда представительство иностранной организации стояло на учете в налоговых органах, а услуги оказывались без участия этого представительства. Суд указал, что разрешение вопроса об исполнении обязанности по уплате НДС самой иностранной организацией или налоговым агентом — ее контрагентом зависит от того обстоятельства, поставлена либо нет иностранная организация (ее представительство) на налоговый учет в Российской Федерации. Если иностранная организация в лице своего представительства состоит на налоговом учете в Российской Федерации, на нее возлагается обязанность по уплате сумм НДС в отношении совершенных на территории РФ налогооблагаемых операций.
Аналогичный вывод сделан в постановлении Девятого ААС от 6 августа 2015 г. № 09АП-27 322/2015АК по делу № А40−198 775/14 . Так, суд указал, что каких-либо специальных правил, согласно которым отсутствие прямого участия в сделках представительства иностранной организации в Российской Федерации и участие напрямую ее головного офиса в этих сделках с покупателями, состоящими на учете в налоговом органе в Российской Федерации, образовывали бы для последних обязанность уплачивать НДС в качестве налоговых агентов, нормы НК РФ не содержат. Главным определяющим фактором в данном спорном вопросе является факт постановки заявителя на учет в налоговом органе РФ в качестве налогоплательщика. Учитывая данное обстоятельство, а также фактическое место реализации арендных услуг, иностранная организация должна была исчислять и уплачивать НДС самостоятельно, исключая обязанность налогового агента.
________________
Постановлением АС Московского округа от 21 декабря 2015 г. № Ф05−16 008/2015 оставлено без изменения, Определением В С РФ от 19 апреля 2016 г. № 305-КГ16−2688 отказано в передаче дела № А40−198 775/14 в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра.

В более раннем постановлении от 6 апреля 2004 г. № А33−17 497/02-С3-Ф02−992/04-С1 ФАС Восточно-Сибирского округа также признал, что обязанность по уплате НДС в данном случае лежит на самом иностранном юридическом лице, заключение обществом контрактов и осуществление расчетов с иностранным партнером, минуя его представительство, состоящее на налоговом учете в Российской Федерации, в данном случае не освобождает иностранное юридическое лицо от самостоятельного исполнения обязанности по уплате НДС на территории Российской Федерации.
Руководствуясь Определением КС РФ и Определением ВС РФ, Минфин России в письме от 18 сентября 2018 г. № 03−07−08/66 769 сделал вывод, что если иностранная организация состоит на учете в налоговом органе Российской Федерации, то обязанность по уплате НДС в отношении оказываемых ею услуг, местом реализации которых признается территория РФ, должна исполняться самой иностранной организацией. При этом у российских покупателей услуг обязанности исчислять и уплачивать НДС в качестве налогового агента в указанном случае не возникает.
Более того, Минфин России считает, что НДС исчисляется и уплачивается иностранной организацией, даже если она состоит на учете в налоговом органе Российской Федерации, только:

  • в связи с открытием счета в российском банке (письма от 26 марта 2019 г. № 03−07−08/20 224, от 15 ноября 2018 г. № 03−07−08/82 535);
  • по местонахождению недвижимого имущества (письмо от 11 июля 2019 г. № 03−07−08/51 296).

Отметим, что ранее финансовое ведомство придерживалось иной точки зрения, считая, что российская организация, приобретающая у иностранной организации проектные услуги, оказываемые иностранной организацией без участия ее представительства в Российской Федерации, является налоговым агентом (письма Минфина России от 12 ноября 2014 г. № 03−07−08/57 178, от 6 октября 2008 г. № 03−07−08/224).
Также в постановлении ФАС Московского округа от 1 октября 2012 г. по делу № А40−123 986/11−75−493 суд указал, что наличие постоянного представительства у иностранной компании не означает, что компания обязана самостоятельно исчислять и уплачивать НДС с доходов от операций по реализации на территории РФ работ (услуг), не связанных с деятельностью ее постоянного представительства. В данном случае исчислять, удерживать и уплачивать НДС в соответствии с п. 2 ст. 161 НК РФ должен налоговый агент, т. е. организация, являющаяся источником выплаты дохода. С учетом изложенного суды правомерно исходили из того, что при раздельном проведении работ (оказании услуг) и раздельном документальном оформлении таких работ (услуг), оказанных иностранной компанией и ее представительством в Российской Федерации, НДС исчисляется и уплачивается отдельно иностранной компанией и ее представительством в Российской Федерации. Поэтому возложение на представительство обязанности исчислять и уплачивать НДС за иностранную организацию равнозначно возложению такой обязанности на другого налогоплательщика, что нельзя признать правомерным.
Позиция суда основана на системном толковании ст. 11, 143, 144 и 161 НК РФ. При рассмотрении данного спора суд посчитал возможным применить положения п. 7 ст. 3 НК РФ, предусматривающего, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, поскольку каких-либо переходных положений для рассматриваемой ситуации законодательством о налогах и сборах предусмотрено не было.
Однако учитывая позицию КС РФ и ВС РФ и последние разъяснения Минфина России, обязанность по уплате НДС в отношении выполняемых иностранной организацией работ, услуг, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, следует исполнять самой иностранной организации в лице своего представительства, поставленного на налоговый учет в Российской Федерации, даже если работы, услуги выполнены без участия представительства. При этом у российских заказчиков работ, услуг обязанности исчислять и уплачивать НДС в качестве налогового агента в этом случае не возникает.
Согласно п. 1 ст. 143 НК РФ организации признаются плательщиками налога на добавленную стоимость. В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ организации — это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
Следовательно, в целях главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ представительство иностранной организации признается плательщиком НДС. А значит, на него распространяются все положения главы 21 НК РФ.
На основании п. 3 ст. 169 НК РФ представительно как налогоплательщик обязано составлять счета-фактуры в отношении операций по реализации работ, а также вести книги продаж.
В письме Минфина России от 2 августа 2013 г. № 03−07−09/31 122 разъяснено, что при реализации или приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) представительством иностранной организации, состоящей на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика, счета-фактуры составляются с указанием в строках 2, 2а, 2б, 6, 6а и 6б счетов-фактур наименования представительства иностранной организации и адреса места ее нахождения в Российской Федерации в соответствии с документами, на основании которых представительство создано на территории РФ и состоит на учете в налоговых органах.
Представительство выписывает счета-фактуры на основании или платежных документов, подтверждающих перечисление авансов российскими заказчиками на счет головной иностранной организации, или первичных документов о приемке заказчиком работ, услуг, составленных головной иностранной организацией (в зависимости от момента определения налоговой базы по п. 1 ст. 167 НК РФ). С этой целью должна быть организована оперативная передача документов от головной иностранной организации ее представительству для своевременной выписки последним счетов-фактур, исчисления, уплаты НДС и отражения операций в книге продаж, в налоговой декларации по НДС.
Согласно п. 51 ст. 174 НК РФ в налоговую декларацию подлежат включению сведения, указанные в книге продаж налогоплательщика.
Представительством в налоговой декларации по НДС заполняются следующие разделы и строки :

  • титульный лист с реквизитами представительства;
  • раздел 1 строки 010, 020, 040;
  • раздел 3 строки 010, 070, 118;
  • Приложение 2 к разделу 3;
  • раздел 9 заполняется по каждому счету-фактуре: строки 005, 010, 020, 030, 100, 120 и 130 (при регистрации счетов-фактур на аванс), 140 и 150 (при реализации не в российских рублях), 160, 170, 200 и на последней странице итоговые данные: 230, 260.

Сумма НДС в бюджет Российской Федерации будет перечисляться либо непосредственно с банковского счета иностранной организации, либо с банковского счета самого представительства в зависимости от того, допускается ли национальным банком страны, где находится головная иностранная организация, зачисление на счет представительства денежных средств в уплату НДС со счета иностранной головной организации.
При оформлении платежного поручения на уплату НДС рекомендуется руководствоваться письмом ФНС России от 17 апреля 2018 г. № СД-4−3/7280@, в котором дано следующее разъяснение:
«Одновременно сообщаем, что на основании положений статьи 45 Кодекса головной офис иностранной организации, состоящей на учете в налоговом органе Российской Федерации по месту осуществления деятельности через филиал, может уплатить НДС со счета в иностранном банке за свой российский филиал. Что касается оформления платежного поручения в указанном случае, то сообщаем следующее.
На официальном сайте ФНС России nalog.ru в разделе «Справочная информация» сервиса «НДС-офис интернет-компании»… размещены реквизиты для уплаты НДС и пример заполнения платежного поручения на уплату данного налога для иностранных организаций, оказывающих услуги в электронной форме в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 и статьей 174.2 Кодекса. Таким образом, при заполнении платежного поручения на уплату НДС в бюджетную систему Российской Федерации иностранная организация может руководствоваться указанными реквизитами и примером заполнения платежного поручения. При этом в полях «получатель», «банк получателя», «номер счета получателя средств», «ОКТМО» следует указывать реквизиты налогового органа, в котором иностранная организация, осуществляющая деятельность на территории Российской Федерации через филиал, состоит на учете в качестве налогоплательщика».
При этом, как следует из данного письма и приказа Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации», в полях «ИНН» и «КПП» указываются реквизиты представительства, в поле «Плательщик» — наименование иностранной организации. В отношении поля «Назначение платежа» предусмотрено указание ИНН и КПП лица, осуществляющего платеж/наименование налогоплательщика, чья обязанность исполняется. Учитывая, что непосредственно у самой головной иностранной организации отсутствует ИНН и КПП, присвоенный российскими налоговыми органами, по мнению автора, в поле «Назначение платежа» следует указывать наименование представительства.
Отметим, что НДС, предъявленный представительством иностранной организации, принимается к вычету российскими заказчиками в общем порядке с учетом требований, предусмотренных п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ (письмо Минфина России от 18 июля 2019 г. № 03−07−08/53 407).

Налог на прибыль организаций

Согласно п. 1 ст. 246 НК РФ плательщиками налога на прибыль организаций признаются в том числе иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 7 НК РФ, если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров РФ.
Следовательно, при решении вопроса об обложении получаемых доходов налогом на прибыль в Российской Федерации приоритет имеют нормы международного договора РФ.
Как правило, соглашения (конвенции) об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество предусматривают следующие указания: прибыль предприятия одного договаривающегося государства может облагаться налогом только в этом государстве, если только такое предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве через находящееся там постоянное представительство. Если предприятие ведет предпринимательскую деятельность таким образом, то его прибыль может облагаться налогом в этом другом государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству.
В этом случае термин «постоянное представительство» означает постоянное место деятельности, через которое предприятие одного государства полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом государстве. Считается, что термин «постоянное представительство» не включает в себя, в частности, содержание постоянного места деятельности исключительно для сбора информации для этого предприятия, содержание постоянного места деятельности только для целей осуществления для этого предприятия любой другой деятельности подготовительного или вспомогательного характера.
Если иностранная организация не осуществляет предпринимательскую деятельность в Российской Федерации через находящееся там представительство, а представительство ведет только деятельность вспомогательного характера, прибыль иностранной организации от выполнения работ, услуг согласно соглашению (конвенции) облагается налогом на доходы только на иностранной территории.
__________________
Если конкретное соглашение (конвенция) не предусматривают иное.

Аналогичные выводы можно также сделать на основании анализа норм главы 25 НК РФ.
Как следует из положений ст. 306 и 307 НК РФ, налогом облагается прибыль, полученная иностранной организацией в результате осуществления деятельности на территории РФ через ее постоянное представительство.
В соответствии с п. 2 ст. 306 НК РФ под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей главы 25 НК РФ понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (далее — отделение), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную, в частности, с осуществлением работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной п. 4 ст. 306 НК РФ.
Согласно п. 3 ст. 306 НК РФ постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение. Деятельность по созданию отделения сама по себе не создает постоянного представительства.
Факт осуществления иностранной организацией на территории Российской Федерации деятельности подготовительного и вспомогательного характера при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных п. 2 ст. 306 НК РФ, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства (п. 4 ст. 306 НК РФ). К подготовительной и вспомогательной деятельности, в частности, относится содержание постоянного места деятельности исключительно для:

  • сбора, обработки и (или) распространения информации, ведения бухгалтерского учета, маркетинга, рекламы или изучения рынка товаров (работ, услуг), реализуемых иностранной организацией, если такая деятельность не является основной (обычной) деятельностью этой организации;
  • целей простого подписания контрактов от имени этой организации, если подписание контрактов происходит в соответствии с детальными письменными инструкциями иностранной организации.

Как указано в письме Минфина России от 24 декабря 2018 г. № 03−08−05/93 968, понятие «постоянное представительство» имеет не организационно-правовое значение, а значение, квалифицирующее деятельность организации, с которым связывается возникновение обязанности данной организации уплачивать налог на прибыль в том государстве, в котором ее деятельность рассматривается как приводящая к образованию постоянного представительства. Чтобы место деятельности составляло постоянное представительство, предприятие, пользующееся им, должно производить через него полный или частичный бизнес. Таким образом, если деятельность иностранной организации, получающей доходы от российской организации, не приводит к образованию постоянного представительства в Российской Федерации, то такой доход иностранной организации не подлежит налогообложению в Российской Федерации.
Следовательно, местом деятельности, осуществления работ, услуг, выполняемых головной иностранной организацией, в общем случае в целях налога на прибыль признается иностранная территория . А значит, деятельность иностранной организации по осуществлению работ, услуг не приводит к образованию представительства на территории РФ, с которым связывается возникновении обязанности уплачивать налог на прибыль.
_________________
В статье не рассматривается деятельность, осуществляемая на строительной площадке.

Таким образом, каждый налог (в частности, НДС и налог на прибыль) имеет свое отдельное правовое регулирование. Поэтому отражение представительством в декларации по НДС оборотов (выручки от реализации работ и услуг) своей головной организации не влечет за собой автоматическое отражение данных оборотов при составлении декларации по налогу на прибыль. Налогом на прибыль облагаются доходы иностранной организации, если это прямо предусмотрено положениями главы 25 НК РФ в совокупности с положениями соглашения (конвенции) об избежании двойного налогообложения.

Иностранные организации в РФ ведут предпринимательскую деятельность через свои представительства или через российские организации. В зависимости от этого будет различаться налогообложение иностранных организаций в РФ. В статье рассмотрим, какие налоги уплачивают иностранные компании в России и как подают отчетность.

Деятельность иностранных компаний в РФ

Для того, чтобы иностранная компания могла осуществлять деятельность в РФ, ей необходимо осуществить регистрацию в виде своего представительства, подразделения или филиала. Особенностью налогового статуса иностранных юрлиц является то, что полномочия РФ по обложению налогами предусматривается международными соглашениями об избежании двойного налогообложения.

При рассмотрении вопроса о налогообложении иностранных организаций в РФ, возникает также такое понятие, как постоянные представительства иностранных компаний на территории нашей страны. Под постоянными представительствами понимают любое обособленное подразделение, которое на постоянной основе осуществляет деятельность в РФ. Другими словами, это может быть и подразделение, и филиал, и представительство. Выделяют 3 основных признака постоянного представительства (306 НК РФ):

  • наличие обособки или иного постоянного места ведения деятельности в РФ;
  • осуществление в РФ на постоянной основе предпринимательской деятельности иностранной компанией.

Важно! Когда у иностранной организации в РФ нет постоянного представительства, но она осуществляет в России предпринимательскую деятельность, то это происходит через российскую организацию. Последняя в данном случае выступает в роли налогового агента.

Иностранная организация – налоговый агент по налогу на прибыль

Если у иностранной компании в РФ есть постоянное представительство, то она является налоговым агентом по налогу на прибыль при выплате некоторых видов доходов иностранным компаниям, у которых отсутствуют постоянные представительства в РФ.

Налогооблагаемые доходы, получаемые иностранными компаниями без представительств в РФ, приведены в ст. 309 НК РФ. Данный перечень включает в себя:

  • дивиденды, уплачиваемые участнику российской компании;
  • доходы, которые получены при распределении прибыли/имущества российской компании (включая распределения при ликвидации);
  • проценты по любым долгам, в том числе долговые обязательства по гос- и муниципальным эмиссионным ценным бумагам;
  • доходы, полученные в результате использования прав на объекты интеллектуальной собственности;
  • доходы, полученные в результате продажи акций или долей российских компаний, активы которых свыше 50% состоят из недвижимого имущества, находящегося в РФ;
  • доходы, полученные от реализации российской недвижимости;
  • доходы, полученные от сдачи имущества в аренду или субаренду, использование которого происходит в РФ;
  • доходы, полученные от международных перевозок;
  • штрафы, пени, полученные за нарушение обязательств;
  • иные доходы.

Особенности налогообложения иностранных организаций в РФ

Иностранные представительства в РФ должны уплачивать определенный процент от своего дохода в бюджет нашей страны. При этом налогообложение иностранных компаний в РФ можно разделить на 2 вида:

  1. Налогообложение компаний, имеющих в РФ представительства.
  2. Налогообложение организаций, которые не имеют в РФ представительств, но получают доход иным образом.

Определимся с тем, что понимают под постоянным представительством. Данное понятие рассматривают в качестве филиала организации. Оно распространяется на все подразделения компании, которые постоянно проводят предпринимательскую деятельность в РФ. В большей части случаев это является предпринимательством, но не всегда. При этом иные вспомогательные подразделения компании могут иметь совсем иной порядок налогообложения.

Одним из объектов для обложения у таких организаций будет доход, полученный ей при осуществлении своей деятельности в РФ. При этом для расчета налоговой суммы учитывается не доход организации, а разница между ее доходами и расходами. Так, например, происходит налогообложение организаций, занятых торговлей.

Кроме того, налог нужно будет уплачивать с доходов, полученных иностранной компании в результате использования (или обычного владения) имущества. Конечно, данное имущество должно быть зарегистрировано на данное представительство. Таким же образом исчисляется налог, как и в предыдущем случае: от суммы полученных доходов отнимается затраты, связанные с получением этого дохода (к примеру, на обслуживание машин, ремонтные работы и др.).

Таким образом, не все иностранные компании уплачивают налоги одинаково. Существуют и такие представительства, которые занимаются исключительно оказанием услуг – вспомогательных и подготовительных. Данные услуги они оказывают на постоянной основе и бесплатно. Однако, независимо от этого они тоже попадают под налогообложение. Но налог исчисляется не с разницы доходов и расходов, а с затрат на осуществление своей деятельности. То есть, чем меньше компания затратит на свои функции, тем меньше ей придется уплатить. В настоящее время налоговая ставка установлена в размере 20%.

Бухгалтерская отчетность иностранных организаций в РФ

Важно! Иностранные организации, которые зарегистрированы и ведут деятельность в РФ, обязаны вести бухгалтерский учет. Филиалы и представительства компании самостоятельно выполняют функции юрлица и отражают результаты своей деятельности на счетах бухучета. При этом их обязанностью является формирование учетной политики для целей ведения бухгалтерского учета. Кроме того, обязанностью иностранных организаций в РФ также является составление учетной политики для целей налогового учета.

Иностранные компании, которые являются налогоплательщиками в соответствии с налоговым законодательством РФ, должны отчитываться по месту постановки на учет и предоставлять в ФНС отчетность. Состав отчетности для разных иностранных компаний будет отличаться. Помимо налоговой отчетности, иностранные компании также подают в налоговый орган финансовую отчетность, независимо от показателей своей деятельности и своего налогового статуса. Читайте также статью ⇒ НДС НАЛОГОВОГО АГЕНТА: ПРОВОДКИ

Налогообложение иностранных организаций в РФ

Вид налога Порядок уплаты
Налог на прибыль Под прибылью иностранной организации в РФ понимают доход, полученный от осуществления деятельности через постоянные представительства в РФ, уменьшенный на величину экономически обоснованных расходов, понесенных данными представительствами. Налоговая ставка по налогу на прибыль установлена в размере 20%, из которых 2% перечисляется в федеральный бюджет, а 18% – в бюджет субъекта РФ, в котором осуществляется деятельность.

Если у иностранной компании нет в РФ представительств, но она получает доход от каких-либо российских источников, то налог за нее уплачивает налоговый агент.

НДС Иностранные компании, которые осуществляют реализацию товаров (услуг) через свои представительства в РФ, являются такими же плательщиками налога НДС, как и российские организации. То есть они на общих основаниях уплачивают в бюджет НДС и подают в ФНС налоговую декларацию.

Иностранные организации, которые не имеют в РФ постоянных представительств, также являются плательщиками налога НДС. Но это за них делают налоговые агенты, то есть контрагенты иностранных компаний, состоящие на учете в России.

Налог на имущество

Для иностранных компаний с постоянными представительствами в РФ, объектом налогообложения будет являться имущество (движимое, недвижимое), относящееся к ОС.

Для компаний, не имеющих в РФ постоянных представительств, в качестве объекта налогообложения будет выступать имущество, принадлежащее на правах собственности и находящееся в РФ.

Иностранные компании, уплачивающие налог на имущество, обязаны подавать в налоговый орган по месту учета налоговую декларацию.

Земельный налог Уплачивают иностранные организации, которые на правах собственности владеют в РФ земельным участком. В качестве объекта налогообложения в данном случае выступает земельный участок. Налог компания рассчитывает самостоятельно и уплачивает в местный бюджет региона, в котором расположен участок. Налоговая декларация подается в налоговый орган в соответствии с местом расположения налогового участка.

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:

Филиал иностранной компании в России налоги уплачивает по нормам российского законодательства с учетом положений международных соглашений. Об особенностях определения налоговых обязательств таких подразделений узнайте из нашего материала.

Когда филиал зарубежной фирмы становится плательщиком российских налогов

Возникновение налоговых обязательств у филиала зарубежной фирмы зависит:

  • от его налогового статуса в РФ;
  • от момента его образования на российской территории.

С точки зрения п. 2 ст. 306 НК РФ филиал, открытый зарубежной фирмой на территории нашей страны, квалифицируется для налоговых целей постоянным представительством (далее — ПП) (см. схему):

ПП имеет следующие признаки:

  • обособленность — территориальная удаленность от открывшего его головного подразделения зарубежной фирмы (наличие места деятельности в РФ);
  • коммерческая цель деятельности;
  • «прибыльная» регулярность — осуществление направленной на систематическое получение прибыли деятельности.

Наличие у филиала вышеперечисленных признаков вызывает необходимость:

  • встать на учет в налоговых органах РФ;
  • платить налоги в бюджет РФ.

С направлениями налоговой политики РФ на современном этапе вас познакомит материал «Налоговая политика государства на 2016–2018 годы».

Важным нюансом для целей налогообложения ПП является момент его образования на территории РФ (см. таблицу ниже).

Вид деятельности ПП

Момент образования ПП в России

Статья НК РФ

Природопользование

ПП считается образованным с более ранней из дат:

  • вступления в силу разрешения на право заниматься конкретной деятельностью;
  • фактического начала такой деятельности

Абз. 2 п. 3 ст. 306

Строительство

Началом функционирования стройплощадки считается более ранняя из дат:

  • подписания акта о передаче стройплощадки подрядчику;
  • фактического начала работ

П. 3 ст. 308

Иная коммерческая деятельность зарубежной компании через ПП в РФ

Первый день осуществления предпринимательской деятельности в РФ

Абз. 1 п. 3

ст. 306

Какие налоговые обязательства возникают с момента образования ПП — узнайте из следующих разделов.

Налоговые обязанности филиала зарубежной компании

При расчете и уплате налога на прибыль ПП должно руководствоваться:

  • НК РФ (ст. 306–312);
  • международными договорами, содержащими положения, касающиеся вопросов налогообложения (ст. 7 НК РФ).

При наличии в международном договоре иных правил и норм в отношении налогообложения, чем предусмотрено в НК РФ, применяются положения международного договора.

Порядок исполнения налоговых обязательств описан в п. 8 ст. 307 НК РФ и включает:

  • исчисление по нормам российского законодательства и уплату в бюджет РФ налога на прибыль;
  • представление налоговикам налоговых деклараций и отчета о деятельности ПП.

Чтобы определить сумму налога на прибыль, следует руководствоваться ст. 307 НК РФ, устанавливающей основные необходимые для исчисления налога элементы:

  • схемы определения налоговой базы:
    • от предпринимательской деятельности (НБПД):

НБПД = Дпп – Рпп,

где:

Дпп и Рпп — полученные зарубежной фирмой на территории РФ через ПП доходы и произведенные ПП расходы;

  • от владения, пользования и (или) распоряжения имуществом (НБИ):

НБИ = Ди – Ри,

где:

Ди и Ри — доходы от владения, пользования и (или) распоряжения имуществом и связанные с их получением расходы;

  • при получении относящихся к ПП доходов от российских источников, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ;
  • ставки налога на прибыль определены в ст. 284 НК РФ.

Детализированную информацию о ставках налога на прибыль см. в материале «Ст. 284 НК РФ (2017): вопросы и ответы».

Доходы ПП участвуют в расчетах налога на прибыль вне зависимости от формы их получения:

  • в натуральной форме;
  • в виде прощения долга;
  • путем погашения обязательств;
  • в качестве зачета требований.

При каких условиях можно провести взаимозачет — узнайте из статьи «Проводки Дт 76 и Кт 76, 51, 91 (нюансы)».

С какими особенностями может столкнуться ПП при исчислении налога на прибыль, расскажем в следующем разделе.

Нюансы налогообложения постоянного представительства зарубежной фирмы

Величина налога на прибыль зависит от полученных ПП доходов, а также от принимаемых в расчет расходов. Указанные расчетные составные части включаются в налогооблагаемую базу с учетом следующего:

  • к доходам относятся только связанные с деятельностью данного ПП доходы — любой доход ПП должен рассматриваться персонально и относиться на доходы ПП, если он получен от деятельности ПП и (или) в результате использования его активов;
  • к расходам ПП предъявляются требования:
    • обоснованности;
    • экономической оправданности;
    • денежной оценки;
    • документального подтверждения.

Возможные виды расходов ПП представлены на рисунке:

Особенности российского налогового законодательства в налоговых расчетах зарубежных фирм — в материале «Нюансы исчисления налога на прибыль иностранными организациями».

При расчете налоговых обязательств особое внимание необходимо уделить положениям международных договоров и соглашений, касающихся нюансов признания участвующих в расчете налога на прибыль элементов. В таблице ниже приведены примеры особенностей признания таких элементов по отдельным договорам (соглашениям, конвенциям):

Реквизиты международного договора об избежании двойного налогообложения

Стороны договора

Особенности признания прибыли, доходов и расходов

Ссылка на статью договора

От 17.06.1992

РФ — США

Допускается обоснованное распределение документально подтвержденных расходов между головным офисом зарубежной компании (в стране ее регистрации) и ПП, открытым ею в России. К таковым относят расходы:

  • управленческие;
  • общеадминистративные;
  • исследовательские (расходы на исследование и развитие);
  • в виде процентов и платы за консультации, управление или техническое содействие

П. 3 ст. 6

Прибыль от коммерческой деятельности включает прибыль, например:

  • от осуществления производственной и (или) торговой деятельности;
  • от занятий рыболовством, лесным или сельским хозяйством;
  • от транспорта, добывающей промышленности или связи;
  • от сдачи в аренду движимого имущества;
  • от предоставления услуг силами другого лица

Ст. 5 ст. 6

От 07.07.2004

РФ — Мексика

Не включаются в расходы любые суммы (за исключением выплаченных в виде компенсации за произведенные расходы), уплачиваемые постоянным представительством головному офису в виде:

  • роялти;
  • вознаграждения;
  • других аналогичных выплат за использование патентов или других прав;
  • в виде комиссионных за оказанные услуги, включая управленческие услуги;
  • в виде процентов за ссуду, предоставленную постоянному представительству (если только рассматриваемое предприятие не является банковским учреждением)

П. 3 ст. 7

От 11.02.2007

РФ — Саудовская Аравия

При расчете прибыли от предпринимательской деятельности учитывается доход:

  • от производственной;
  • торговой;
  • банковской;
  • страховой деятельности;
  • осуществления внутренних транспортных перевозок;
  • предоставления услуг и сдачи в аренду личного движимого материального имущества

П. 4 ст. 7

От 29.05.1996

РФ — Германия

В исключительных случаях возможно определять прибыль ПП посредством распределения общей прибыли по всем его подразделениям, если:

  • невозможно определить относящуюся к ПП прибыль;
  • это связано с чрезмерными трудностями

П. 4 ст. 7

Как влияет режим налогообложения на расчет налоговых обязательств, расскажут материалы:

  • «Какие доходы признаются (учитываются) при УСНО?»;
  • «Базовая доходность при патентной системе налогообложения в 2017 г.»;
  • «Распределение расходов при совмещении ЕНВД и УСН»;
  • «Перечень расходов, которые учитываются при расчете ЕСХН».

Особенности исполнения иностранным филиалом функций налогового агента

Работа ПП сопряжена с исполнением обязанности налогового агента, если ПП выплачивает доходы своим сотрудникам и нанимаемым по договорам ГПХ физлицам. При этом ПП должно руководствоваться российским налоговым законодательством, предусматривающим следующее:

  • расчет НДФЛ производится по нормам ст. 224 НК РФ;
  • исчислению и уплате подлежит НДФЛ в отношении всех доходов, источником которых является ПП;
  • выплаты и вознаграждения, начисляемые ПП в пользу своих сотрудников и иных физлиц, облагаются страховыми взносами.

У обособленного подразделения зарубежной фирмы могут возникнуть и иные налоговые обязанности, если оно не имеет своего расчетного счета и выплачивает зарплату сотрудникам через расчетный счет другого подразделения данной зарубежной компании. В этом случае оно не сможет удержать из выдаваемых сумм НДФЛ и оформить платежку на перечисление НДФЛ в бюджет.

В такой ситуации применяется алгоритм, предусмотренный п. 5 ст. 226 НК РФ, — подразделение уведомляет налоговиков о невозможности удержать НДФЛ. При этом к сообщению предъявляются следующие требования:

  • составляется в письменной форме;
  • представляется налоговикам по месту учета подразделения;
  • содержит информацию о суммах дохода, с которого налог не удержан, и сумме неудержанного НДФЛ;
  • предельная дата для отправки сообщения — 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Подобная ситуация рассмотрена в письме Минфина от 22.05.2009 № 03-04-06-02/38.

О функциях налоговых агентов и возможных последствиях их неисполнения узнайте из статей:

  • «Налоговый агент по НДФЛ: кто является, обязанности и КБК»;
  • «Ст. 226 НК РФ (2017): вопросы и ответы».

Как организовать филиальную отчетность, чтобы избежать налоговых претензий

Помимо декларации по налогу на прибыль (ее представление обязательно даже при нулевых показателях) и отчета о деятельности ПП потребуется представить налоговикам и иные отчетные формы и сведения. Например:

  • имущественные декларации (при наличии недвижимости, транспорта, земли);
  • «зарплатные» справки и расчеты (6-НДФЛ, 2-НДФЛ и др.);
  • декларации по НДС (включая представление их копий в адрес налоговиков по месту учета с подтверждающими отметками того налогового органа, через который происходит централизованное исчисление и уплата НДС — если ПП перешел на централизованную систему исчисления и уплаты НДС через отделение в другом регионе РФ);
  • сведения о среднесписочной численности работников за предыдущий год и др.

Если деятельность ПП сопряжена с налоговыми рисками, оно может последовать рекомендациям налоговиков, заключающимся в следующем:

  • исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств;
  • уведомить контролеров о предпринятых мерах по снижению рисков (уточнении налоговых обязательств) путем подачи уточненных налоговых деклараций по налогам за периоды деятельности с высоким налоговым риском;
  • передать налоговикам вместе с уточненками пояснительную записку (ее форма приведена в приложении № 5 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).

Как хозяйствующему субъекту учесть влияние рисков разного рода, см. в статьях:

  • «Что относится к налоговым рискам организации?»;
  • «Класс профессионального риска по ОКВЭД 2016 года»;
  • «Всех плательщиков НДС налоговики разделят на группы риска и построят «дерево связей»».

Итоги

Налогообложение иностранного представительства в России зависит от того, признается оно или нет постоянным представительством в налоговых целях.

Если филиал зарубежной компании в России отвечает признакам постоянного представительства, принципы расчета его налоговых обязательств аналогичны применяемым российскими компаниями с учетом положений международных договоров.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *