Недонесение о преступлении

Недонесение о преступлении

Содержание

В чём суть статьи?

Ст. 205.6 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за несообщение о готовящемся преступлении. УК РФ указывает, за недоносительство о каких правонарушениях квалифицируется как противоправное деяние.

К этим деяниям относятся:

  1. Террористический акт (его планирование и осуществление).
  2. Создание организации или сообщества, основной целью которой является терроризм.
  3. Организация и проведение обучения с целью организовывать акты терроризма.
  4. Оказание помощи террористам.
  5. Призывы в виде митингов и демонстраций и размещения информации с обращением и зовом к проведению террористических действий.
  6. Захват заложника или заложников.
  7. Создание вооружённой группы при отсутствии на это законного разрешения.
  8. Планируемый или совершённый угон средства передвижения в виде воздушного или водного судна или поезда.
  9. Запрещённое законом хранение и использование материалов, по химическому составу относящимися к ядерным.
  10. Покушение на жизнь государственного или публичного деятеля.
  11. Захват и удержание власти при применении насилия.
  12. Вооружённый мятеж.
  13. Нападение на лиц и организации, которые находятся под международной защитой.
  14. Террористические акты международного масштаба.
  15. Перечисленные действия относятся к особо тяжким и требуют незамедлительного сообщения о них.

Если гражданин не сообщает в органы правопорядка о подготовке или проведении перечисленных преступных действий, при условии, что он располагает правдивыми сведениями, то к нему применяется санкция.

Наказание позиционируется в виде:

  • штрафа до 100 000 рублей или другого дохода лица в течение 6 месяцев. Срок уменьшается в зависимости от обстоятельств;
  • работы принудительного характера. Законодатель определяет срок работ в один год;
  • пребывания в местах лишения свободы в течение одного года.

Указанные санкции применяются к осуждённому в случае, если его вина доказана.

Комментарии к ст. 205.6 УК РФ

Эта статья появилась в Кодексе относительно недавно – в 2016 году. Последняя редакция УК РФ внесла ответственность за несообщение о преступном действии в органы, отвечающие за правопорядок. УК РФ предусматривает наказание за это деяние в виде штрафа, работ и лишения свободы на год. Ранее недонесение о правонарушениях регулировалось УК РСФСР, и норма имела название «Недонесение о преступлениях».

Нормы существенно различаются диспозициями: в современном кодексе противоправные деяния носят общественный характер, а в УК РСФСР – личностный. Кодекс РСФСР предполагает ответственность за несообщение об изнасиловании, умышленном убийстве и других подобных правонарушениях.

У ст. 205.6 УК РФ интересное примечание: можно не доносить на своих родственников и близких людей. То есть если муж – глава террористической организации, то жена вправе молчать об этом, несмотря на возможную гибель сотен людей от планируемых терактов. Этот комментарий рассматривается двояко: он соблюдает ст. 51 Конституции РФ о праве каждого не свидетельствовать против себя и своих близких. Но бездействие в таких обстоятельствах нельзя не признать преступным действием.

К людям, которые вправе не сообщать о готовящемся деянии, согласно другим законам относятся:

  1. Священнослужитель, узнавший о планировании деяния на исповеди. Отношения между священником и исповедующимся регламентируются религией и законодательством.
  2. Адвокаты. В силу своей работы защитники вправе не сообщать о фактах, ставших им известными во время оказания юридической помощи, даже если эти факты ставят под угрозу жизнь и здоровье людей.

Объективной стороной правонарушения выступает отсутствие факта доносительства в органы внутренних дел или другие ответственные за безопасность общества органы о готовящемся или совершаемом правонарушении. Здесь не реализована возможность выполнить моральный долг и защитить общественность от грозящей опасности.Объект правонарушения – это безопасность общества и его представителей, например, государственного деятеля в лице президента или деятеля общественного в лице депутата.

Субъектом противоправного деяния выступает гражданин, достигший возраста 14 лет. Мнения экспертов в вопросе правильности возраста разнятся. Гражданин в 14 лет в силу возраста не всегда может предоставить правдивые сведения относительно планируемого действия. В таком возрасте не у всех подростков до конца сформировано чувство ответственности и понимания серьёзности происходящего.

К лицу, достигшему возраста 14 лет, применяются те же санкции, что и к совершеннолетнему. Санкции в виде исправительных работ и лишения свободы действуют и на несовершеннолетнего гражданина. Разница в исполнении наказания: штраф за подростка выплачивают его законные представители.

Законодатель не указывает, сколько может длиться недонесение о преступлении. УК РФ такую информацию тоже не даёт. То есть не установлено время, в течение которого времени человек, владеющий информацией о готовящемся теракте, должен сообщить об этом в органы, отвечающие за общественную безопасность. Но нормы Общей части УК РФ регламентируют, что наказанию не подлежит гражданин, который узнал о готовящемся деянии более чем за два года до его осуществления.

Судебная практика

В судебной практике были случаи, когда лицо, сообщившее о совершённом правонарушении, подвергалось наказанию ввиду неполноты сообщённых сведений. Примером служит решение суда г. Улан-Удэ в отношении двух граждан, которые сообщили в органы полиции об убийстве,совершённом их знакомой, но не обозначили, что именно она это сделала.

При сообщении о готовящемся или совершаемом преступном действии нужно предоставлять абсолютно все сведения, которые известны. В противном случае есть риск оказаться на скамье подсудимых за сокрытие сведений о деянии.

При рассмотрении дел, квалифицированных как недоносительство о преступлении по УК РФ, суд обращает внимание на следующие факторы:

  • отношения между доносчиком и тем, на кого доносят;
  • членство в группе, готовящейся совершить теракт.

Если доносящий состоит в родственных или близких отношениях с теми, кто готовится совершить преступное действие, собирается вступать или уже вступил в группировку, то в отношении него уголовное дело по статье несообщение о совершённом преступлении УК РФ не заводится.

Комментарии юриста

Обращаясь к юристу за помощью в случае, если гражданин проходит как обвиняемый по статье недонесение о преступлении УК РФ, нужно иметь при себе доказательства сообщения. Доказательства могут быть в виде:

  1. Аудиозаписи звонка, в котором гражданин сообщал о планируемом правонарушении.
  2. Письменное сообщение, направленное в органы правопорядка.

Эти материалы помогут адвокату в сборе данных и подготовке правильной тактики защиты в суде.

Важно все рассказать адвокату, чтобы тот владел полной информацией по делу и мог представлять интересы своего клиента. Адвокат имеет свидетельский иммунитет, и суд не вправе допросить его как свидетеля на слушании.

Адвокату важно сообщить все те сведения о правонарушении, которые были направлены в органы правопорядка. Если информация окажется у адвоката в искажённом или неполном виде, то защита на суде провалится, и клиент будет отвечать за недоносительство о преступлении по УК РФ.

Статья 205.6. Несообщение о преступлении
Комментарий к статье 205.6
1. Согласно ст. 33 Конституции граждане имеют право обращаться в государственные органы, что способствует проведению прогрессивных преобразований в стране, обществе и, в частности, предупреждению и раскрытию преступлений, изобличению виновных лиц, назначению справедливого наказания, защиты прав и законных интересов потерпевших от преступлений, защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.
Сообщение в органы власти о лицах, готовящихся или совершивших преступление, является моральной обязанностью граждан, однако в случае недонесения о преступлениях, указанных в коммент. статье, такая обязанность превращается в правовую.
Это соответствует ч. 3 ст. 55 Конституции, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такое установление границ пользования правами и свободами включает в себя и принцип уважения прав и свобод других лиц, определенный ч. 3 ст. 17 Конституции, а также соответствует требованиям ч. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека.
2. Общественная опасность данного преступления состоит в том, что органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, будучи не извещенными о лицах, готовящихся совершить или совершивших хотя бы одно из указанных в коммент. статье преступлений, могут быть лишены возможности соответственно своевременно предотвратить такое преступление или принять необходимые меры по раскрытию уже совершенного преступления и установлению виновных в этом лиц, пресечь в дальнейшем террористическую деятельность, принять исчерпывающие меры по защите интересов личности, общества, государства.
Под готовящимся к совершению преступлением необходимо понимать неоконченное преступление — приготовление к преступлению или покушение на преступление, а под совершенным преступлением — оконченное преступление (см. коммент. к ст. ст. 29 — 30).
3. Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в пассивном поведении, в бездействии. Виновный, несмотря на установленную уголовным законом обязанность, не сообщает в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовится совершить или совершило хотя бы одно из преступлений, предусмотренных ст. ст. 205, 205.1 — 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 — 279, 360 и 361 УК. Перечень этих преступлений является исчерпывающим. Несообщение о других готовящихся или совершенных преступлениях не образуют состава преступления. Сообщение о преступлении может быть сделано устно или в письменном виде, при этом письменное заявление должно быть подписано заявителем, а устное заявление занесено в соответствующий протокол органов предварительного расследования или судебного заседания в зависимости от того, где сообщение было сделано (ст. 141 УПК).
Закон не разделяет несообщение о преступлении на заранее не обещанное и заранее обещанное, в отличие от заранее не обещанного укрывательства особо тяжких преступлений (см. коммент. к ст. 316).
Под достоверно известными сведениями следует понимать такие конкретные сведения, которые были известны лицу точно, не вызывали у него сомнения в подлинности и определяли его убежденность в соответствии их действительности. При этом такие достоверные сведения лицу могут быть известны из любых источников. Например, лицо узнало о готовящемся или совершенном преступлении из каких-либо документов, или от непосредственного исполнителя, организатора, руководителя преступления, или по стечению обстоятельств лицо само было очевидцем преступления, и т.п. Объем или какой-либо перечень сведений о готовящемся или совершенном преступлении, которое лицо должно сообщить органам власти, законом не установлен. Если же лицо не обладало достоверно известными сведениями, сомневалось, не было уверено в достоверности сведений, то состав преступления отсутствует.
В коммент. статье не установлен срок, в течение которого лицо, узнав о готовящемся или совершенном преступлении, обязано сообщить в соответствующие органы власти, не определены какие-либо условия освобождения лица от уголовной ответственности в случае, если органам власти было известно о готовящемся или совершенном преступлении до поступления об этом сообщения от лица, а также какие-либо уважительные причины (напр., болезнь, командировка, стихийные силы природы и т.п.), не позволившие лицу сообщить о преступлении. Очевидно, что эти вопросы должны разрешаться в каждом конкретном случае индивидуально.
4. Состав рассматриваемого преступления формальный. Несообщение о преступлении определяется с момента невыполнения лицом обязанности сообщить органам власти о ставшем ему известным из достоверных источников готовящемся или совершенном другими лицами какого-либо из преступлений, указанного в коммент. статье, и считается оконченным преступлением с момента явки лица с повинной или его задержания.
5. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что не сообщает в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовится совершить или совершило хотя бы одно из преступлений, указанных в коммент. статье, и желает так действовать.
6. Субъект преступления — физическое вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста.
7. В примечании к коммент. статье содержится норма, согласно которой лицо не подлежит уголовной ответственности за несообщение о подготовке или совершении преступления его супругом или близким родственником — родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки (см. об этом п. 4 ст. 5 УПК). Данное примечание основано на положении ч. 1 ст. 51 Конституции о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
8. Несообщение о каком-либо из указанных в коммент. статье преступлений лицом, являющимся соучастником такого преступления, не требует дополнительной квалификации по ней.
9. Несообщение о преступлении следует отличать от отказа свидетеля от дачи показаний, когда, будучи предупрежденным об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний, допрашиваемое в качестве свидетеля лицо уклоняется от явки для дачи показаний или прямо заявляет об отказе дать показания (см. коммент. к ст. 308).

Недавно Уголовный кодекс РФ был дополнен статьей 205.6 «Несообщение о преступлении».

Так, уже в 2019 году гражданин, умолчавший и не сообщивший в правоохранительные органы важную информацию относительно планируемого проведения террористического акта, о захвате заложников, об организации или участии в незаконном формировании, угоне судна и о ряде других нарушений, предусмотренных Уголовным кодексом, будет привлечен к ответственности по ст. 205.6 УК РФ.

Сообщать о преступлениях, связанных с безопасностью и целостностью нашего государства – долг каждого человека, проживающего в России.

Если человеку известно что-либо о готовящемся теракте, покушении на какое-то лицо, то оно обязано оповестить об этом правоохранительные органы.

За умалчивание о преступлениях по каким статьям человека могут привлечь к ответственности по ст. 205.6 УК?

Если правоохранительным органам будет известна достоверная информация о том, что кто-то умалчивает о преступлении, совершенным кем-то по конкретным статьям, тогда «молчуна» могут привлечь к ответственности.

Ниже представлен перечень тех преступлений, за несообщение которых человеку может грозить уголовное наказание:

  • совершение или планирование террористического акта;
  • склонение или вовлечение человека в террористическую деятельность;
  • пропаганда терроризма, общественные призывы к осуществлению террористических атак;
  • прохождение обучения, приобретение практических навыков для осуществления террористической деятельности;
  • создание террористической группы, участие в ней;
  • насильственный захват человека (заложника) для совершения каких-либо действий во благо террористов;
  • создание незаконного вооруженного формирования;
  • угон или захват водного, железнодорожного, воздушного транспорта с целью повлиять на политику, экономику и другие отрасли;
  • покупка, хранение, передача, хищение ядерных или радиоактивных материалов, веществ;
  • покушение на жизнь общественного или государственного лица с целью прекращения его трудовой или общественной деятельности либо же с целью отомстить;
  • насильственное удержание власти;
  • вооруженное восстание, направленное на нарушение территориальной целостности государства;
  • нападение на лиц, которые пользуются международной защитой;
  • совершение терроризма за пределами РФ с целью нарушения мирного сосуществования с соседними и другими странами.

Ответственность за несообщение о преступлении

Статья 205.6 УК РФ входит в главу 24 раздела 9 УК РФ. Она была введена в Уголовный кодекс в 2016 году после подписания президентом Федерального закона № 375.

Санкция статьи предусматривает такое наказание за несообщение о преступлении или его укрывательство:

  • штраф до 100 тысяч рублей или в размере зарплаты за период до полугода;
  • принудительные работы сроком до 12 месяцев;
  • лишение свободы сроком до 1 года.

Законопроект, поданный Яровой, был принят с целью эффективной борьбы с терроризмом.

Какие лица не могут быть привлечены к ответственности по ст. 205.6 УК РФ?

Лицо освобождается от уголовной ответственности за недонесение о преступлении по ст. 205.6 в таких случаях:

  • если преступление по вышеуказанной статье было совершено супругом подозреваемого или его близким родственником (дети, родители, братья, сестры);
  • если человек узнал о преступном деянии другого лица, когда тот исповедовался ему (речь идет об ответственности священнослужителей);
  • если речь идет об адвокате, которому стали известны обстоятельства неправомерных действий клиента, обратившегося к нему за юридической помощью.

В какой срок нужно «донести» о преступлении в правоохранительные органы, чтобы самому не попасть под статью 205.6 УК?

В Уголовном кодексе не указан конкретный срок, в течение которого гражданин должен прийти в правоохранительные органы и написать заявление или сообщить о том, что тот или иной человек пытается совершить террористический акт или входит в состав какой-либо экстремисткой организации.

Однако в Уголовном кодексе отмечено, что лицо не будет привлечено к ответственности за то, что оно не сообщило о преступлении, которое было совершено более 2 лет назад.

Закон Яровой вступил в силу недавно, поэтому в практике судей пока еще мало уголовных дел по ст. 205.6 УК РФ. Однако случаи вынесения наказаний по этой статье уже были.

Случай 1. Гражданин Г. знал, что его знакомый проходил подготовку в лагере боевиков. Тот воевал на стороне вооруженных формирований, террористов. Осужденный знал о незаконной деятельности своего знакомого, однако молчал. Гражданина Г. приговорили к штрафу за недоносительство. Размер штрафа – 70 тысяч рублей.

Случай 2. Студент П. одного из университета столицы был признан виновным по ст. 205.6 УК РФ и приговорен к штрафу в размере 80 тысяч рублей за то, что его друг – приезжий из Дагестана студент того же университета, в котором учился П., рассказал ему о том, что он состоит и активно участвует в организации ИГИЛ. Это исламская террористическая организация, запрещенная в Российской Федерации. Студент П. об этом знал, однако ничего сотрудникам полиции не рассказывал. На протяжении нескольких месяцев оба студента вели переписку в социальных сетях по поводу ИГИЛ, сокурсник делился фотографиями, предлагал студенту П. поучаствовать. Следователи доказали вину студента П., а он признал ее в полном объеме.

Случай 3. На скамью подсудимых гражданина В. из г. Грозного привела дружба. Его друг, проживающий в Чечне, несколько лет назад уехал в Сирию и стал там боевиком запрещенной в России террористической организации. Гражданин В. вслед за другом не поехал, однако общаться с ним не перестал. Через социальные сети он подбадривал товарища и желал удачи на войне. Его друг такому общению был только рад. Он делился с товарищем прелестями жизни в исламском государстве и звал его к себе на войну. О «подвигах» своего друга гражданин В. сообщать в правоохранительные органы не собирался, зато он охотно рассказывал о своем друге и о его жизни своим знакомым, а также незнакомым людям (продавщицам в магазине). Через несколько месяцев на террориста сотрудники ФСБ России возбудили уголовное дело. Также уголовные дела были возбуждены на всех лиц, которые знали о его деятельности, в том числе и на гражданина В. Виновного гражданина В. суд признал виновным и приговорил его к наказанию в виде штрафа размером в 80 тысяч рублей.

Ответственность операторов связи за хранение информации абонентов

С подписанием закона Яровой изменились условия предоставления услуг операторов сотовой, мобильной связи и интернета.

Если раньше они имели право предоставлять правоохранительным органам информацию о входящих/исходящих звонках, посещении клиентом тех или иных сайтов, то теперь они обязаны хранить голосовую, текстовую информацию, видео информацию каждого абонента в течение 3 лет.

При необходимости и по запросу правоохранительных органов операторы обязаны предоставлять эту информацию для проведения оперативно-розыскной деятельности.

Для операторов связи установлена административная ответственность за недонесение о преступлении, а точнее, за несоблюдение порядка идентификации абонентов и за непредоставление данных, предусмотренных законом Яровой.

Несообщение о преступлении, связанном с террористической деятельности или другой деятельностью, относящейся к некоторым статьям Уголовного кодекса (ст. 205–206, 208, 211, 220-221, 277-279, 360-361) относится к категории уголовно наказуемых деяний, за которые виновному грозит наказание в виде штрафа, принудительных работ и даже лишения свободы сроком до 1 года.

Статья 205.6 УК РФ введена в Уголовный кодекс недавно, однако каждый должен понимать, что незнание законов не освобождает от ответственности.

И если вы не сообщили в правоохранительные органы о подготовке террористического акта, продолжаете и дальше общаться с незаконопослушным гражданином, то помните, что в любой момент к вам на дом могут заглянуть правоохранительные органы и предъявить подозрение в совершении преступления по ст. 205.6 «Несообщение о преступлении».

На сегодняшний день государство просит людей сотрудничать со следствием, при первой же возможности сообщать о преступных группировках и о неправомерных действиях отдельных лиц, кто может посеять страх среди населения, подорвать целостность страны, посягать на жизнь государственных или общественных деятелей и т. д.

С 2016 года недонесение о преступлении в УК РФ рассматривается как преступное действие, за совершение которого законом предусмотрено достаточно суровое наказание. Данный вопрос регламентирован ст 205, 6 УК РФ. Чтобы понять какое наказание грозит за подобное преступление, и когда возможно его применение, следует изучить этот вопрос более детально. Кроме того, следует понять в каких случаях подобное преступное бездействие не является уголовно наказуемым.

В чем заключается суть статьи 205-6?

Статья «Недонесение о преступлении» в УК РФ предусматривает возможность уголовной ответственности для лиц, знавших о готовящихся или совершенных преступных действиях, но не сообщивших об этом в правоохранительные органы. При этом нужно понимать, что статья о не сообщение о совершенном преступлении в УК РФ, включает исчерпывающий перечень преступных деяний, о которых человек должен сообщать в полицию.

К таким преступлениям следует отнести:

  • планирование и совершение терактов как на территории России, так и за ее пределами;
  • создание преступных группировок, основной целью которых является совершение терактов;
  • обучение и подготовка людей к совершению терактов;
  • любой вид поддержки террористов;
  • призывы к совершению терактов (речь также идет о распространении информации в различных социальных сетях);
  • захват заложников или подготовка к совершению этого преступления;
  • создание незаконного вооруженного формирования, при это не имеет значения с какой целью собрано подобное формирование;
  • планирование или совершение угона воздушных и водных судов, а также поездов;
  • хранение или распространение ядерных химических составов, оружия и боеприпасов;
  • подготовка к покушению на жизнь публичного лица;
  • попытка захвата власти или ее захват с использованием оружия;
  • мятеж с использованием оружия и боеприпасов;
  • нападение на организации и лиц, находящихся под международной защитой (сюда можно отнести посольства, миротворческие миссии и т. д.).

За несообщение о преступлении в УК РФ предусмотрен целый ряд санкций:

  • штраф до 100 000 рублей или в размере дохода виновного лица за полгода;
  • принудительные работы сроком до одного года;
  • лишение свободы сроком на 1 год с отбыванием наказания в колонии поселении.

Согласно действующему законодательству, санкции могут быть применены лишь в том случае, если вина лица доказана в суде. При соблюдении всех норм законодательства следователь вряд ли сможет доказать факт недоносительства, но когда требуется найти ответственного за не предупреждение тяжкого преступления, законность методов мало кого волнует.

Нюансы уголовной нормы

Такое противоправное действие, как недоносительство о преступлении, в УК РФ появилось недавно, а именно в 2016 году. Статья за недонесение о преступлении существует в Уголовных кодексах многих стран. Была она и в УК РСФСР под названием «Недонесение о преступлениях».

Нужно отметить, что статья 205, 6 УК РФ и существовавшая во времена СССР норма схожего типа имеют целый ряд принципиальных различий. Например, нормы различаются диспозициями. В действующем УК деяние носит общественный характер, а в советском – личностный. Устаревшими нормами уголовного права предусматривалась ответственность за недонесение о таких преступлениях, как изнасилование, убийство и т.д. Сейчас подобного нет.

В статье 205, 6 УК сказано, что привлечь к ответственности близких родственников преступника невозможно. Например, если сын состоит в террористической ячейке, то его родители имеют право не сообщать об этом в правоохранительные органы, несмотря на возможную гибель людей. С одной стороны, бездействие в подобной ситуации является явным преступлением, но с другой – принуждение близких родственников к доносительству противоречит Конституции РФ, а именно 51 статье. В ней сказано, что человек имеет право не свидетельствовать против себя и близких родственников.

Помимо близких родственников не доносить о преступлении имеют право следующие лица:

  • священнослужители, получившие сведения во время исповеди;
  • адвокаты (в силу своей профессии они могут получить информацию от клиента о готовящемся преступлении).

Как и любое другое преступное действие, несообщение о преступлении имеет объект и субъект, а также характеризуется наличием субъективной и объективной сторон:

  1. Объективной стороной преступного действия является отсутствие факта донесения в правоохранительные органы информации о преступлении. Здесь наблюдается очевидная не реализация возможности выполнения морального долга и защиты общества от грозящей опасности.
  2. Объектом преступного действия выступает безопасность социума или его отдельных представителей.
  3. Субъектом преступного действия может являться лицо, достигшее четырнадцатилетнего возраста. В данном вопросе мнение разнятся. Многие эксперты утверждают, что в 14 лет человек не способен осознать степень ответственности. Тем не менее закон гласит о том, что ответственность наступает именно с этого возраста. При этом к несовершеннолетнему могут быть применены те же санкции, что и к взрослому человеку. Разница заключается лишь в том, что штраф за несовершеннолетнего платят законные представители, то есть родители или опекуны.

В соответствующей норме закона не указан срок недонесения о преступлении. Поэтому до конца не понятно, в течении какого периода человек, имеющий соответствующую информацию, должен сообщить о ней в правоохранительные органы. В то же время в Общей части УК сказано, что лицо не может быть привлечено к ответственности, если оно узнало информацию о готовящемся преступлении более чем за два года до его совершения.

Работа правоохранительных органов построена таким образом, что при желании к ответственности могут привлечь не только лицо, не сообщившее о преступлении, но и за неполноту предоставленных сведений. Например, в городе Улан-Удэ к ответственности были привлечены двое граждан, которые сообщили о совершенном убийстве, но четко не обозначили кто это сделал.

Так, ситуация получается двоякая. С одной стороны, имея информацию о готовящемся теракте, нужно обязательно идти в полицию и сообщить об этом. В то же время с другой, если у правоохранительных органов теракт предотвратить не получится, они сделают крайним доносчика, убедив суд, что последний знал где, например, были установлены взрывные устройства.

Единственной относительно защищенной группой лиц являются близкие родственники преступников. По желанию они могут представить правоохранителям часть правдивой информации, и осудить их за неполноту сведений не получится.

Как исключить возможность привлечения к ответственности? Ответ очевиден, нужно обращаться в полицию, если стало известно о готовящихся или совершенных преступлениях, из перечня выше. В то же время делать это нужно грамотно. Если оповещение правоохранительных органов осуществлялось по телефону, то разговор лучше записать. Если заявление делалось письменно, то лучше сделать две копии документа и одну – с подписью должностного лица, оставить себе.

Ответственность за несообщение о преступлении в РФ Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

2. Ревина В.П. Уголовное право России. Общая часть: Учебник: 2-е издание, исправленное и дополненное. Москва: «Юстицинформ», 2009.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 29.07.2017 № 248-ФЗ, 249-ФЗ, 250-ФЗ (ред. от 26.03.2017 № 194-ФЗ, 203-ФЗ) // КонсультантПлюс, 2018.

4. Петерс Д.О. «Лишение свободы, как вид наказания». Отечественная юриспруденция. № 5 (19). Т.1. Май, 2017.

5. Петерс Д.О. «Эффективность лишения свободы, как вида наказания». Отечественная юриспруденция. № 9 (23), 2017.

6. Петерс Д.О. «Международная практика пенитенциарных систем». Отечественная юриспруденция. № 1 (26), 2018.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕСООБЩЕНИЕ О ПРЕСТУПЛЕНИИ

В РФ Старков С.В.

Старков Сергей Витальевич — студент, юридический факультет, Санкт- Петербургский государственный университет, г. Санкт- Петербург

Аннотация: в данной статье рассматривается целесообразность внесения в Уголовный кодекс ответственности за несообщение о преступлении. В статье раскрываются проблемы соотнесения нормы ст. 205.6 УК РФ с положениями общей части кодекса, а также проблемы формулирования диспозиции статьи и смысловое содержание нормы.

Ключевые слова: терроризм, недоносительство, несообщение, поправки в Уголовный кодекс, укрывательство.

Ни одно государство не может существовать сегодня вне условий безопасности: внутренней и внешней. В свою очередь, важнейшим условием внутренней безопасности является безопасность общественная. Государства различным образом определяют виды угроз внутренней стабильности. Однако есть угроза, которая признается в любом государстве — это терроризм. Терроризм, к сожалению, в настоящее время стал реальностью бытия. Из маргинальных ситуационных явлений, терроризм превратился в политическое средство, и его уровень развития стал настолько глобальным, что ставит под угрозу не просто жизнь человека, но и существование человечества в целом. Несмотря на международно-правовое сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом, любому правовому государству необходимо должным образом бороться с этим опасным явлением на национальном уровне.

В Российской Федерации большое внимание уделяется законодательному регулированию борьбы с терроризмом. Особое место в регулировании занимает Уголовный кодекс Российской Федерации (далее — УК РФ). Глава 24 УК РФ, регламентирующая данный вопрос, в течение нескольких лет претерпела значительные изменения и дополнения. Развитие регулирования не остановилось и сегодня. Так, Федеральным законом от 6 июля 2016 г. N 375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» УК РФ был дополнен ст. 205.6 «Несообщение о преступлении». Данной статьей предусмотрена уголовная ответственность за несообщение в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице (лицах), которое, по достоверно

известным сведениям, готовит, совершает или совершило хотя бы одно из преступлений, предусмотренных ст. ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 УК РФ.

Несмотря на новизну статьи 205.6, проблема недоносительства вовсе не чужда советскому праву и доктрине. Об ответственности за укрывательство преступлений упоминалось еще в постановлении Совета рабочей и крестьянской обороны от 3 июня 1919 г. «О мерах к искоренению дезертирства» и в декрете ВЦИК от 8 апреля 1920 г. «О комиссиях по борьбе с дезертирством».

В УК РСФСР ст. 190 была предусмотрена ответственность за недонесение о преступлениях. В советском уголовном кодексе норма о недонесении выглядела достаточно гармонично и включала в себя многие составы преступлений. Как форма прикосновенности, недонесение сосуществовало вместе с другой формой -укрывательством. Однако вступивший в силу в 1997 г. действующий УК РФ отменил уголовную ответственность за недонесение о преступлении, сохранив ее только за заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений (ст. 316 УК РФ). При этом, как известно, отказ от уголовной ответственности за недонесение было взвешенным решением законодателя. Таким образом, в уголовный закон возвращается норма о недонесении о преступлении, невключение которой в УК 1996 года было принципиальным решением его разработчиков. Остаётся загадкой, почему через 20 лет решили вернуться к прежнему регулированию.

Перечень составов, перечисленных в статье 205.6, также должен быть подвергнут критическому анализу. В частности, в перечень включена статья 360 — нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой. Возникает закономерный вопрос, почему в перечень не включили нормы о геноциде и экоциде? Или даже вопрос более общего характера — как сказать обществу, что если вы видите классическое убийство, то обязанности рассказать об этом нет, однако если вы видите, как человек целится в государственного и общественного деятеля (при этом в юридической общественности до конца неизвестно, кого считать государственным и общественным деятелем), то необходимо срочно об этом сообщить. Возникает большая угроза «двойных стандартов» к преступлениям. Здесь необходимо руководствоваться принципом: либо все, либо ничего, а промежуточный вариант в виде статьи 205.6, представляется, не сможет быть эффективным механизмом в борьбе с преступлениями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вызывает определенные вопросы санкция статьи. Согласно ч. 2 ст. 43 УК РФ наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. Сложно представить, как наказание в виде штрафа восстановит социальную справедливость и исправит осужденного. Такое решение законодателя понятно -преступление небольшой степени тяжести, а штраф является наименее строгим видом наказания. Однако такое наказание никак не соответствует его целям. Это говорит о том, что в таком виде статья не соответствует целям и задачам уголовного права, и следует рассмотреть вопрос о помещении данной нормы в кодекс об административных правонарушениях.

В настоящий момент уголовно наказуемо несообщение только о конкретном лице, но не о факте преступления. Представляется, что даже при достоверном знании о готовящемся или совершенном преступлении гражданин не обязан сообщать об этом, и такое бездействие повлечет лишь моральное порицание и не будет охватываться ст. 205.6 УК РФ. В свое время в литературе отмечалось, что при решении вопроса о достоверности необходимо руководствоваться объективным критерием, брать за основу доброкачественность источников осведомления, а не объем и характер самого осведомления . При этом, несообщение как преступное бездействие необходимо рассматривать через призму признаков долженствования и возможности, т.е. виновный мог и был обязан действовать определенным образом. Давно отмечено,

что «само по себе соответствие сведений, которыми располагает субъект, фактам объективной действительности, но при отсутствии у него твердой уверенности в их истинности, исключает наличие умысла в его действиях, и, следовательно, не влечет уголовной ответственности» .

Субъект данного преступления — лицо, достигшее четырнадцатилетнего возраста. Данное положение закона особо дискуссионное. Создается парадоксальная ситуация: за совершение некоторых преступлений, указанных в ст.205.6, ответственность наступает с 16 лет, а за несообщение об этом преступлении ответственность с 14 лет. Представляется, что норма, сформулированная в таком виде, содержит в себе логическую ошибку, так как если законодатель считает, что общественную опасность преступления подросток сможет осознать в 16 лет, тогда не должно быть ситуации, при которой этот же самый подросток достоверно может обладать знаниями об этом преступлении. Еще в 1957 году Митрофан Иванович Ковалев предложил установить возраст 18 лет, с достижением которого будет наступать уголовная ответственность за недоносительство готовящегося или совершенного преступления . Установив пониженный возраст уголовной ответственности, необоснованно полагать полное осознание наличия причастности конкретного лица к преступлению, за которое изначально ответственность только с 16 лет. Получается, что исполнитель преступления подлежит уголовной ответственности по достижении общего возраста уголовной ответственности, а вот восприятие данного преступления третьим лицом возможно с 14 лет. Такое законодательное решение нарушает взаимосвязь Общей и Особенной части УК РФ и является недопустимым.

К тому же, расширение перечня статьи 20 УК РФ приводит к его бессистемности. Например, уголовная ответственность с 14 лет наступает за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля. С 16 лет ответственность наступает за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа. Несмотря на разграничения составов, сущностно, это одинаковые преступления, которые даже сконструированы одним образом, отличаясь лишь характеристикой потерпевшего, однако и в статье 20, и в статье 205.6 УК РФ указана только 277 статья.

Еще одной опасностью является условно закрытый характер ст. 205.6 УК РФ. Норма сконструирована таким образом, что список статьей с легкой руки законодателя может увеличиваться, выходя за рамки изначально предусмотренного, что в принципе не соответствует цели ее введения. «поправки наносят удар по принципам уголовного права, снимая последние табу в его «реформировании». Принятие новых и новых поправок не только лишает уголовное право стабильности. Его «инфляция» неминуемо приводит к девальвации, к тому, что к уголовному праву просто перестали относиться серьезно».

Особого внимания заслуживает анализ примечания к статье 205.6., согласно которому лицо не подлежит уголовной ответственности за несообщение о подготовке или совершении преступления его супругом или близким родственником. Перечень близких родственников содержится в п. 4 ст. 5 УПК РФ. Согласно этому пункту, близкие родственники — это супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки. В уголовном праве часто фигурирует понятие близкого лица, в которое включаются все лица, жизнь и здоровье которых значимы для субъекта. По неизвестной причине законодатель в данном примечании сузил круг лиц лишь до родственников. В таком виде примечание лишь повторяет положения статьи 51 Конституции Российской Федерации. К тому же, в примечании нет уточнений в отношении адвоката.

За время существования нормы был вынесен один приговор Кировским районным судом города Астрахани в отношении жителя Астрахани Улукбека Гафурова. Из содержания приговора следует, что «Гафуров, будучи предупрежденным об уголовной ответственности за несообщение в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице (лицах), которое

по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило хотя бы одно из преступлений, предусмотренных статьями 205.205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, в ходе допроса следователем в качестве свидетеля по уголовному делу N в отношении ФИО2 не сообщил о достоверно известных ему обстоятельствах совершения последним преступлений, предусмотренных ст. 205.3 и ч. 2 ст. 208 Уголовного кодекса Российской Федерации». Следует сказать, что суд никак не обосновал, почему эти сведения считаются достоверными. Кроме того, в приговоре сказано, что Гафуров не сообщил о достоверно известных обстоятельствах совершения преступлений, однако такой юридической обязанности и не существует, потому как ст. 205.6 предусматривает ответственность лишь за несообщение о лице, а не о преступлениях.

Интересно рассмотреть подобные нормы об ответственности за недоносительство в других странах.

Так, по ч. 1 ст. 406 Уголовного кодекса республики Беларусь наказывается «недонесение о достоверно известном совершенном особо тяжком преступлении либо о достоверно известном лице, совершившем это преступление, или о месте нахождения такого лица», по ч. 2 — недонесение о достоверно известном готовящемся тяжком или особо тяжком преступлении. В республике Беларусь норма выглядит более гармонично, так как использует потенциал закона, привлекая к ответственности за недонесение о тяжких и особо тяжких преступлениях. Это позволит ограничить произвольное расширение ответственности. При этом, ответственность наступает за знание и о преступлении, и о лице, в отличие от нормы УК РФ, где необходимо только знание о лице. Однако, при всей гармоничности нормы, она серьезно увеличивает рамки ответственности за недонесение и должна также критически оцениваться, как и все нормы о недонесении.

Ответственность за недонесение о преступлении в УК государств — участников СНГ и стран Балтии по данным 2003 года регламентировалась следующим образом: вообще не предусмотрена ответственность в странах: Украины, Кыргызской Республики, Республики Молдова; ответственность предусматривалась, но без дифференциации в зависимости от видов недонесения (о готовящемся или совершенном преступлении) и категории преступления (тяжкое и особо тяжкое) в УК: Республики Узбекистан, Республики Таджикистан, Республики Казахстан, Эстонской Республики, Латвийской Республики, Азербайджанской Республики, Литовской Республики); ответственность предусмотрена только за недонесение о готовящемся особо тяжком преступлении в УК Грузии . Такая же ситуация сохранилась и к 2017 году. Необходимо отметить, что страны, которые в 2003 году не имели подобной нормы, не ввели её и сегодня, ограничиваясь статьей об укрывательстве преступлений.

В УК Республики Казахстан норма звучит следующим образом: «Недонесение о достоверно известном готовящемся или совершенном особо тяжком преступлении либо достоверно известном готовящемся акте терроризма». На мой взгляд, такая конструкция позволяет увидеть, что норма направлена на борьбу с терроризмом. Нашему законодателю следует подумать над отсылкой к главе уголовного кодекса, вместо перечисления статей. Стоит отметить, что в примечаниях к соответствующим статьям о недонесении УК Республики Казахстан и УК Республики Таджикистан говорится об иммунитете священнослужителя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Норма УК Республики Узбекистан сформулирована также путем перечисления статьей, при этом достоверность определяется через «доказанное материалами предварительного следствия и судебного разбирательства».

В УК Эстонской Республики несколько размывается грань между пособничеством и недоносительством, потому как диспозиция звучит следующим образом:

«Недонесение о достоверно известном готовящимся или совершенном преступлении первой степени, независимо от того, было ли недонесение заранее обещано».

Очень мудрое решение было найдено в немецком уголовном праве -ответственность наступает только в тех случаях, когда своевременное сообщение может предотвратить наступление отрицательных последствий, а само по себе знание без возможности что — то изменить не приводит к ответственности. При этом необязательно сообщать об этом в правоохранительные органы. Закон позволяет сказать это лицам, которым грозит опасность, или самому приложить максимальные усилия для предотвращения конфликта. Следует отметить, что с субъективной стороны ответственность может наступать и за легкомыслие. Также интересна позиция немецкого законодателя о том, что если лицо не сообщило о готовящемся преступлении, однако преступления не состоялось, то лицо освобождается от наказания.

Максимально подробно сформулировано примечание к статье. Положительно следует оценить дифференциацию иммунитета родственников в зависимости от тяжести преступлений — только такой подход позволит бороться с преступностью. Однако норма не посягает и на семейные ценности, так как предлагается вариант самостоятельного воздействия на родственника. В целом, норма немецкого уголовного права сформулирована достаточно позитивно, что, однако, само себе не говорит о насущной необходимости такой статьи.

В данной работе мы постарались осветить лишь некоторые возможности и аспекты возможного регулирования ответственности за несообщение о преступлении. Существенное различие в регламентации ответственности за данное преступление лишний раз показывает, что вопрос этот весьма сложный. Норма статьи 205.6 УК РФ еще далека от качественного регулирования. Представляется, что судебная практика наполнит норму своим смыслом, а законодатель внесет необходимые изменения в ее содержание. Регулирование ответственности за несообщение о преступлении в странах СНГ и Европы показывает, что норма имеет право на существование, однако ответственность за несообщение должна наступать в качестве исключения, а не общего правила. В каждом случае судья должен внимательно изучить все обстоятельства дела и помнить о том, что обязанность розыска и привлечения к ответственности — это обязанность органов публичной власти, а не граждан, и не забывать о возможности применения ч. 2 ст. 14 УК РФ.

Список литературы

1. Александров Г.Н. Ответственность за недонесение по Указам Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 г. М., 1951.

2. Батанов А.Н. Уголовная ответственность за несообщение о преступлении / А.Н. Батанов. // Адвокатская практика, 2016. № 6.

3. Бушуев И.А. Ответственность за укрывательство преступлений и недоносительство. М., 1965.

4. ГришаевП.И., КригерГ.А. Соучастие по уголовному праву. М., 1959.

5. Ковалев М.И. Об ответственности за укрывательство и недоносительство. Сов. гос-во и право, 1957. № 2.

6. Макаров А.Д. Уголовная ответственность за прикосновенность к преступлению: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08. М., 2004.

7. Саркисова Э.А. Прикосновенность к преступлению: проблемы ответственности // Право Беларуси, 2003. № 14 (38).

Сейчас многие задаются вопросами касательно того, какую ответственность за несообщение о преступлении может понести человек, и как вообще работает этот относительно новый законопроект. С 2016 года действует один из самых спорных законов, который входил в так называемый Пакет Яровой. Он представляет собой свод законодательных актов, способный существенно повлиять на привычную жизнь россиян. В теории многие хотят воспрепятствовать преступлению, но на практике далеко не каждый это сделает. Во многом для изменения этой ситуации был принят новый закон. Насколько он себя оправдывает, судить крайне сложно. Но пока обычные люди видят больше минусов, нежели плюсов. Помимо прочих нововведений, власть решила ввести уголовное наказание для тех людей, которые не сообщили о готовящемся преступлении. Это новая статья в УК РФ 205.6. Статья носит название «Несообщение о преступлении».

Наказание за несообщение о преступлении.

Это новшество в УК РФ вызвало бурю возмущений. Но также люди не до конца понимают суть закона. Ведь если мы узнаём о готовящемся преступлении, и нас обвинят потом в недонесении, грозит реальный тюремный срок. Хотя предусмотрена и менее строгая мера наказания согласно УК РФ, всё равно вряд ли человек захочет сталкиваться с правоохранительными органами из-за несообщения о каком-то потенциальном преступлении. Всё очень сложно и не совсем однозначно. Потому следует детальнее разобрать Уголовный кодекс и конкретную новую статью в УК РФ. Так вы сможете узнать, что вам грозит при недонесении касательно готовящихся преступлений, и какие варианты ответственности предусмотрены для виновных.

Понятие о несообщении

В УК РФ новый закон официально был внесён статьёй 205.6 летом 2016 года. Она рассматривает вопрос несообщения о преступлениях и об ответственности, которую могут понести люди, обвиняемые по этой статье.

Статья 205.6. Несообщение о преступлении

(введена Федеральным законом от 06.07.2016 N 375-ФЗ)

Несообщение в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило хотя бы одно из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 настоящего Кодекса, наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до шести месяцев, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

Примечание. Лицо не подлежит уголовной ответственности за несообщение о подготовке или совершении преступления его супругом или близким родственником.

Статья является частью общего пакета Яровой. Но почему-то именно она оказалась самой спорной и скандальной. Ведь множество людей ассоциируют этот закон с банальными доносами, которые практиковались ещё во времена СССР. Эксперты считают, что формулировка нового закона является наиболее слабым местом статьи. Ведь отсутствует чёткое определение о достоверно известных сведениях, по которым человек и должен сообщать о готовящихся преступлениях. Потому в каждом конкретном случае следователь в индивидуальном порядке обязан рассматривать ситуацию и доказывать, достоверно ли знал человек о преступлении, которое готовится, либо нет. Специалисты уверены, что для привлечения к ответственности порой будет достаточно доказать факт знакомства между обвиняемым в терроризме и человеком, который донёс на него.

Новая статья УК РФ, которая говорит о недонесении, не говорит о том, что когда человек становится свидетелем преступления, он обязан тут же позвонить в правоохранительные органы и сообщить об этом. На самом деле наказывать будут тех, кто обладал достоверной информации о готовящихся преступлениях, но правоохранителям об этом не сообщил. Речь идёт о преступлениях террористической направленности. Так власти решили уменьшить уровень террористической угрозы в стране путём привлечения к ответственности тех, кто скрывает важную информацию. Всего в УК РФ предусмотрено 16 статей, касающихся преступлений террористической направленности. Потому сообщать граждан России обязуют при:

  • совершении террористических актов;
  • содействии в совершении террористической деятельности;
  • публичных призывах к терроризму;
  • вооруженных мятежах и пр.

По факту закон об уголовной ответственности в случае несообщения о тех, кто готовит какие-либо преступления террористического характера, недоработан. Это признают многие эксперты и адвокаты. Но его всё равно приняли, и новая статья вступила в силу. Потому остаётся только разбираться в понятиях и оценивать степень собственного риска при подобных ситуациях. В теории существует алгоритм, по которому можно доказать вину и практически невозможно опровергнуть обвинения. Здесь подразумевается ситуация, когда привлечённое за терроризм лицо прямо указывает в рамках следствия на то, что тот или иной гражданин точно знал о его планах, но не сообщил в правоохранительные органы. Но и здесь подобные заявления должны тщательно рассматриваться, чтобы избежать оговора и клеветы. Ведь по факту обвиняемый в терроризме может стать причиной привлечения к ответственности совершенно невиновного человека из соображений мести или по другим мотивам.

Доносить нужно не на всех

В законе есть важная поправка, позволяющая не всех привлекать к ответственности за недонесение. Для начала отметим, что при несообщении о преступлениях под действие законодательного акта попадают все граждане, достигшие возраста 14 лет. То есть даже подросток может стать обвиняемым в преступлении. Но законом не предусмотрен донос на близких родственников. Под эту категорию попадают:

  • жёны;
  • мужья;
  • родители;
  • дети;
  • усыновители;
  • усыновлённые;
  • родные братья;
  • родные сёстры;
  • бабушки;
  • дедушки;
  • внуки.

А вот на всех остальных членов семьи по закону граждане РФ обязаны доносить. И тут есть вероятность злоупотребления ситуацией. Представьте ситуацию, когда следователю необходимо получить показания на какого-то человека. Для этого он может привлечь дальних родственников, сотрудников, знакомых обвиняемого, опираясь на банальный шантаж. Следователь будет уверять, что обвиняемого всё равно посадят, а если на него не донести, ещё и вы окажетесь за решёткой, поскольку не содействовали в раскрытии преступления. Тут важно отметить ещё один нюанс. Если речь идёт о публичных призывах к терроризму, тогда круг людей, информированный об этом, но не сообщивший в правоохранительные органы, может насчитывать десятки, а иногда и сотни граждан. И кого тут привлекать к ответственности, очень большой вопрос. Потому одним из ключевых недостатков закона юристы считают оценочность.

Какие преступления попадают под действие закона

УК РФ чётко предусматривает перечень преступлений, при которых граждане России обязаны сообщать о готовящейся террористической угрозе. То есть это статьи, рассматривающие преступления террористической направленности. В этот перечень входят:

  1. Теракты. Наиболее распространённая и опасная террористическая угроза. Во многом из-за терактов было принято решение одобрить пакет Яровой и ввести в УК РФ статью об уголовной ответственности за несообщение.
  2. Содействие в терроризме. Это сообщение информации о людях или целой компании, которые тем или иным образом помогают террористическим группировкам, спонсируют их, обеспечивают оборудованием или просто информацией.
  3. Публичные призывы. Здесь мы говорим о людях или организациях, которые открыто агитируют на совершение действий, соответствующих критериям террористической угрозы.
  4. Организация террористических сообществ, а также участие в подобных группировках. Если человек знает, что планируется организация террористической группы, либо владеет информацией об участниках, об этом следует обязательно сообщить в правоохранительные органы. В противном случае вы сами попадаете под действие УК РФ по статье 205.6.
  5. Угон воздушного судна. В большей степени это касается самолётов, поскольку иные виды летательных транспортных средств угоняют намного реже. Международный опыт в борьбе с терроризмом ярко говорит о том, что угроза угона всегда достаточно высокая. Вспомнить только трагические события в США, которые произошли в 2001 году.
  6. Незаконное использование материалов, которые относятся к категории ядерных или радиоактивных. Их применяют часто для создания взрывных устройств и оружия массового уничтожения. Потому о такой угрозе следует обязательно сообщать.
  7. Вымогательство, хищение и кража радиоактивных, а также ядерных веществ. Та же ситуация, что и с предыдущим пунктом.
  8. Попытка посягательства на жизнь общественных и государственных деятелей. Известно, что захват террористами в заложники высокопоставленных людей вызывает огромный резонанс в мире. Потому если человек получает информацию о готовящихся атаках на чиновников или общественных деятелей, об этом следует незамедлительно сообщить правоохранителям.
  9. Захват и удержание власти насильственным путём.
  10. Мятежи, в которых планируется использование различного вида вооружения.
  11. Акты международного терроризма.

Хотя УК РФ в большей степени ориентирован на защиту внутренних интересов страны, в случае террористической угрозы в других странах, о которых становится известно гражданам России, они также обязуются незамедлительно сообщить в соответствующие органы.

Как видите, закон в определённой степени логичный и справедливый. Ведь если человек знает, что есть определённая угроза, о ней нужно проинформировать. Но сама формулировка статьи вызывает множество вопросов и споров. Люди банально бояться доносить, поскольку опасаются, что их желание помочь в результате обернётся против них. Специалисты утверждают, что у статьи 205.6 есть один существенный недостаток. Она становится причиной формирования в обществе устойчивого сомнения в презумпции о невиновности людей. Из-за этого закона, как считают многие эксперты, между гражданами страны будет расти уровень недоверия. А ведь отношения в обществе и так далеки от идеальных. Также не стоит забывать о том, что люди массово начнут видеть терроризм там, где его нет. Это приведёт к огромному количеству доносов и окончательному расколу в обществе.

Ответственность за несообщение

Самым главным рычагом воздействия на людей является наказание. В статье 205.6 чётко прописали, чем грозит людям несообщение о преступлениях. Есть несколько вариантов наказания. Какое именно будет применяться относительно каждого гражданина, рассматривается в индивидуальном порядке, в зависимости от последствий бездеятельности или укрывательства преступлений. Новая статья в УК РФ предусматривает:

  • наложение денежного штрафа в размере до 100 тысяч рублей;
  • наказание в виде принудительных работ, максимальный срок которых может составлять 12 месяцев;
  • тюремное заключение на срок до 12 месяцев.

Как видите, наказания более чем серьёзные. Понятно, что законодатели руководствовались мотивами проведения профилактической работы с населением, направленной на предотвращение возможных преступлений. То есть так власти хотят привить людям привычку информировать обо всех потенциальных угрозах, которые могут привести к серьёзным и опасным последствиям. Грубо говоря, если правоохранители вовремя получают информацию, то значительно повышается шанс предотвратить преступление террористической направленности. Всё это правильно и логично до тех самых пор, пока самих невиновных, которые лишь хотели помочь своей стране, не привлекают к уголовной ответственности и не отправляют за решётку в тюрьму.

Преимущества и недостатки закона

Теперь подведём небольшие итоги всего рассмотренного ранее. Очевидно, что такой закон принимался сугубо с благими намерениями. Но по факту получилось не совсем то, чего хотелось бы обычным людям. Для объективности рассмотрим сильные и слабые стороны статьи 205.6 с позиции обычного гражданина, который решил сообщить о готовящемся преступлении, либо опасается сделать это. Начнём с положительного. К плюсам закона можно отнести:

  • гражданский долго каждого из нас заключается в том, чтобы по мере собственных возможностей предотвращать опасные преступления, совершаемые против народа, страны, отдельных граждан и пр.;
  • вы оказываете существенную помощь государственным организациям и правоохранительным органам, снижая уровень террористической угрозы в стране;
  • именно вы можете оказаться источником невероятно ценной и полезной информации, в результате чего удастся предотвратить серьёзное преступление и наказать виновных.

Но не всё так идеально и патриотично, как выглядит на первый взгляд. У закона есть и свои недостатки. Основными факторами, из-за которых граждане России не согласны с этим законом и опасаются сообщать о преступлениях, являются:

  1. У правоохранительных органов может возникнуть множество вопросов касательно того, откуда у вас такая информация и почему вы настолько хорошо осведомлены о готовящемся преступлении террористической направленности. Начнут интересоваться источниками данных, могут длительное время следить за вами и контролировать вашу жизнь.
  2. Иногда люди, проинформировавшие о потенциальных преступлениях, становятся так называемыми ненужными свидетелями. Это крайне опасно, поскольку за вами могут начать охоту представители сторону, которую вы обвинили в терроризме. Этого боятся очень многие даже среди тех, кто владеет на 100% правдивой и актуальной информацией.
  3. Если будет установлена ваша личность, могут вскрыться те данные, о которых вы бы не хотели рассказывать и держали всё в строжайшей тайне.
  4. Предоставленная вами информация может оказаться непринятой правоохранительными органами.

По факту люди боятся сообщать какую-то серьёзную и важную информацию, связанную с преступностью и терроризмом, официальным органам, правоохранителям и ведомствам. Все опасаются расплаты и не хотят из героя превратиться в преступника. Ведь не всегда раскрытие информации оказывается в интересах самого государства. Недонесение, как причина для открытия уголовного производства, объективно не выдерживает критики. Это крайне спорный и потенциально очень опасный закон, способный привести к тяжёлым последствиям для целостности общества.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *