Нецелевое использование земельного участка

Нецелевое использование земельного участка

Содержание

Обязанность собственника по целевому использованию земельного участка: предпосылки установления

Понятие права собственности раскрыто в ст. 209 Гражданского кодекса РФ. Номинально собственник свободен в своих действиях. Он вправе владеть и пользоваться имуществом, обременять его, отчуждать безвозмездно или за плату, распоряжаться другими способами по своему усмотрению.

Вместе с тем, реализация названных правомочностей не должна противоречить закону, нарушать интересы третьих лиц или наносить ущерб окружающей среде.

В отечественной правовой системе полная свобода действий возможна только в отношении движимого имущества, не отнесенного к источникам повышенной опасности. Такими вещами можно пользоваться или на время отложить, переделать, сломать, выбросить. В отношении объектов недвижимости действуют более строгие правила.

  • Они имеют обязательное к соблюдению целевое назначение, зафиксированное в ЕГРП, ГКН, правоустанавливающих документах. Так, земли разделены согласно категориальной принадлежности.
  • Общая процедура отказа от права собственности на имущество (ст. 236 ГК РФ) применяется к недвижимости с оговорками. Правомочности и обязательства отказника в отношении объектов недвижимости прекращаются после внесения соответствующих сведений в ЕГРП.
  • Оставленная без присмотра недвижимость может быть поставлена на учет в ЕГРП в качестве бесхозяйной. Если по прошествии года собственник не объявится, она переходит в собственность территориальной общины по решению суда (ст. 225 ГК РФ).

Правовое положение земельных участков обусловлено принадлежностью к объектам недвижимости. Кроме того, им присущи особые характеристики:

  • неразрывная связь с природой, экологическая значимость;
  • неуничтожаемость (речь может идти об ухудшении качества почв, засорении, эрозии грунтов, затоплении и подобном, но не о прекращении существования участка);
  • незаменимость в качестве территориальной базы и средства производства сельскохозяйственной продукции.

Специфика земельных участков как объектов гражданских прав привела к закреплению особенностей реализации прав и обязанностей землепользователей в пределах главы VI Земельного кодекса РФ.

Обязанность использовать участок по целевому назначению в системе прав и обязанностей землепользователя, землевладельца, собственника, арендатора

Согласно ст. 40 Земельного кодекса РФ собственники участков вправе:

  • пользоваться находящимися в пределах его владений полезными ископаемыми и водами для собственных нужд;
  • возводить здания в соответствии с целевым назначением участка, градостроительными, сантехническими нормами и специальными разрешениями;
  • проводить надлежащие мелиоративные работы.

Аналогичный объем правомочностей установлен в отношении землепользователей. Однако они не располагают возможностью строительства объектов недвижимости. Что до сервитутодержателей, то объем их правочностей ограничен условиями сервитута.

Обязательства собственник земли, землепользователей и арендаторов сводятся к следующему:

  • использовать участки согласно назначению;
  • не причинять вреда природе;
  • сохранять межевые, геодезические знаки;
  • осуществлять природоохранные и противопожарные мероприятия;
  • если сроки использования участков оговорены договорами (например, о комплексном освоении территории), вовремя производить предписанные действия;
  • уплачивать земельный налог или арендную плату;
  • соблюдать требования экологических, градостроительных норм;
  • предотвращать деградацию, истощение, загрязнение земель и уничтожение почв.

Земли, кому бы они не принадлежали, подлежат использованию согласно целевому назначению. Нарушение этого предписания может послужить основанием для:

  • привлечения собственника к административной ответственности;
  • подтверждения обязательства компенсировать вред;
  • принудительного изъятия участка.

Целевое назначение и разрешенные способы использования участка могут быть изменены. Обращение заинтересованного лица с приложением надлежащих документов к органу управления земельными ресурсами не гарантирует положительного решения.

Нахождение участка в охранной зоне, распространение на него градостроительного регламента и другие подобные обстоятельства препятствуют установлению целевого назначения, отличающегося от назначения соседних и близлежащих участков.

Надлежащее землепользование с учетом целевого назначения и разрешенных видов использования земельных участков

По признаку целевого назначения любой участок относится к одной из шести категорий либо к землям запаса. Исключительный перечень категорий содержит ст. 7 Земельного кодекса РФ. Выделяют земли:

  • сельхозназначения;
  • поселений;
  • промышленности, обороны, транспорта и пр.;
  • особо охраняемых природных территорий;
  • лесного и водного фонда.

Земли могут использоваться в соответствии с назначением, предусмотренным землеустроительной и кадастровой документацией. Таким образом, правовой режим использования участка определяется, прежде всего, исходя из его категориальной принадлежности.

Второй по значимости элемент правового режима участка — виды разрешенного использования, установленные для каждой категории земель. Их перечень, описание и коды в табличной форме содержатся в Приказе Минэкономики РФ от 01.09.14 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

Из содержания ст. 7 ЗК РФ очевидно, что разрешенные виды использования связаны с зонированием территории, проводимым по правилам, оговоренным федеральным законодательством. В пределах Земельного кодекса РФ законодатель упоминает о необходимости зонирования только в отношении земель поселений (ст. 85 ЗК РФ).

О необходимости зонирования иных категорий земель речь не идет. Однако Земельный кодекс России установил обязательность определения разрешенного вида использования участка на случай предоставления под застройку. А возведение зданий, как известно, возможно и на землях категорий, не отнесенных к землям поселений.

Согласно Градостроительному кодексу РФ виды разрешенного использования оговариваются градостроительными регламентами применительно к каждой территориальной зоне. Градостроительный кодекс РФ также содержит перечень земель:

  • на которые градостроительные регламенты не распространяются;
  • для которых они не устанавливаются.

К числу последних отнесены земли:

  • лесного фонда;
  • запаса;
  • особо охраняемых природных территорий (исключение: земли курортов, лечебно-оздоровительных местностей);
  • сельскохозяйственные угодья;
  • покрытые поверхностными водами;
  • находящиеся в границах особых экономических зон.

Способ использование участков, на которые не распространяются или в отношении которых не приняты градостроительные регламенты, определяется органами госвласти субъектов РФ или муниципалитетами. При этом разрешенные виды использование земель в границах особых экономических зон определяется их органами управления.

В последнее десятилетие сложилась практика установления вида разрешенного использования всех земель, независимо от категории и вида. Более того, ст. 7 Федерального закона РФ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» причисляет к числу сведений, содержащихся в госкадастре недвижимости сведения о разрешенных видах использования. Оговорки о том, что данное требование распространяется на участки отдельных категорий, в законе отсутствует.

Согласно ГрК РФ виды использования участков той или иной территориальной зоны делятся на:

  • основные, осуществляемые по выбору землепользователя;
  • условно разрешенные, реализация которых требует получения официального позволения от компетентного органа (предоставляется по результатам публичных слушаний);
  • вспомогательные, осуществляемые в дополнение к двум вышеназванным видам использования;
  • запрещенные, которые не характерны для участков соответствующей категории (могут осуществляться исключительно после смены категориальной принадлежности).

Итак, целевым и надлежащим использованием участка признается осуществление собственником, землевладельцем, землепользователем своих правомочностей в соответствии с целевым назначением и разрешенными видами использования.

Своевременное использование земельного участка

В числе обязательств землепользователя (ст. 42 ЗК РФ) законодатель указал на необходимость своевременного освоения участка. Названная обязанность актуальна на случай, если сроки освоения участков специально оговорены договорами.

Таким образом, законодатель не обязывает землепользователя приступать к освоению участка в определенное время, однако предполагает возможность собственника участка оговаривать такую возможность.

Существует большая разница между пользованием публичными и частными землями. При передаче участка в аренду частный владелец заинтересован в полном и своевременном получении арендных платежей, а также в сохранении потребительских качеств переданного в аренду участка.

Приступил ли арендатор к освоению участка, получает ли он выгоду от заключенной сделки, для арендодателя не имеет значения. Исключением в этом плане выступают только земли сельскохозяйственного назначения, поскольку их неиспользование может привести к уменьшению продуктивности почв.

Публичный собственник будь то территориальная община или государство, наоборот, жестко контролирует своевременность использование участков по целевому назначению. Такая политика препятствует скупке земель перекупщиками, созданию искусственного дефицита и спекуляциям с ценами. Ст. 39.8 ЗК РФ устанавливает граничные сроки заключения договоров арены публичных участков:

  • до 3 лет – для завершения строительства уже начатого объекта недвижимости;
  • 3 — 10 лет – на строительство и реконструкцию здания;
  • 20 лет – для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства и т.д.

Однако, даже в пределах этих относительно небольших сроков возможно изъятие участков в связи с неиспользованием. Современные договора о предоставлении публичных земель в пользование гражданам могут предусматривать сроки начала строительных работ или иных действий по освоению участка. Арендодатель, воспользовавшись возможностями ст. 619 ГК РФ, оговаривает свое право на:

  • проверку состояния освоения предоставленных земель;
  • расторжение договора в случае несвоевременного освоения участка.

Обязанность своевременного освоения предоставленных участков организациями зачастую прописана в договорах еще более жестко. К примеру, согласно ст.38.2 ЗК РФ договор о комплексном освоении территории для жилищного строительства должен содержать:

  • граничные сроки подготовки проекта планировки и межевания предоставленной под застройку территории;
  • максимальные сроки строительства инженерной инфраструктуры и передачи благоустроенной территории в публичную собственность;
  • граничные сроки самой застройки.

Основания для принудительного изъятия земельного участка

Прекращение права собственности на землю помимо воли собственника представляет собой совокупность юридических и фактических действий, с которыми законодатель связывает принудительное (по инициативе компетентного органа) изъятие участка.

Лишение собственности в России возможно только на основании решения суда (ч. 3 ст.35 ЗК РФ).

Собственник, чьи интересы ущемлены, вправе претендовать на соразмерную компенсацию.

Перечень оснований для принудительного прекращения права собственности на участки:

  • обращение взыскания на имущества по обязательствам владельца участка;
  • национализация, выкуп для публичных нужд (ст. 49, 55 ЗК РФ, ст. 279 — 282 ГК РФ);
  • реквизиция (временное возмездное изъятие) для защиты жизненно важных интересов общества (ст. 51 ЗК РФ, ст. 242 ГК РФ);
  • конфискация (безвозмездное изъятие) в качестве санкции за совершенное правонарушение (ст. 50 ЗК РФ, ст. 243 ГК РФ);
  • отчуждение участка, который согласно Федеральному закону РФ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не может принадлежать иностранцу, иностранной компании;
  • выплаты владельцу малозначимой доли денежной компенсации взамен выдела в натуре (п. 4 ст. 252 ГК РФ)
  • признания права собственности третьего лица на недвижимость, расположенную на участке.

Изъятие участка при ненадлежащем использовании возможно в случае:

  • нерационального и нецелевого землепользования, использования участка способом, снижающим плодородность земель или ухудшающим экологическую обстановку (ст. 285 ГК РФ);
  • неиспользование на протяжении трех лет участка, предназначенного для сельхозпроизводства, индивидуального жилищного строительства или иного строительства если более длительный срок не оговорен специальными предписаниями (ст. 284 ЗК РФ).

Названный трехлетний период не включает время, необходимое для освоения участка. Правило не касается земель сельскохозяйственного назначения, подпадающих под действие Закона РФ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Порядок принудительного прекращения права собственника на земельный участок в случае его неиспользования по целевому назначению

Законодатель предусмотрел два вида санкций за неиспользование земельного участка (штраф, принудительное изъятие). Они применяются последовательно. Процедура может разниться в зависимости от того, кто именно (собственник, арендатор, пользователь) не использует землю. Порядок действий уполномоченного органа власти:

  • Инициация проверки целевого использования земельного участка.

О грядущем мероприятии собственник уведомляется письмом. Периодичность плановых проверок может быть отображена в договоре. Это не мешает контролирующей госструктуре проводить внеплановые проверки.

  • Установление факта неиспользования/ненадлежащего использования.

Проверки проводятся комиссией. В случае неиспользования участка представители органа власти отображают в акте площадь неиспользуемой части участка, отсутствие признаков обработки почв или проведения строительных работ, запущенность участка.

В случае ненадлежащего использования указываются признаки незаконного изменения целевого использования. Среди прочего чиновники должны установить срок, на протяжении которого участок не используется или используется в непредусмотренных целей.

Собственник участка вправе присутствовать при обследовании участка (о времени и месте проведения мероприятий он узнает из уведомления), давать устные и письменные пояснения. Среди прочего он вправе ссылаться на объективные причины неиспользования участка, подтверждать свои действия, направленные на его освоение. Неявка землепользователя не препятствует составлению акта.

  • Отсылка собственнику претензии о нарушении регламента землепользования.

Правообладатель может отреагировать на такую претензию: явится в компетентный орган с доказательствами проведения работ по освоению, составить официальное обращение с объяснениями причин своего бездействия, возразить против будто бы нецелевого использования.

  • При наличии оснований составляется постановление, землепользователю вменяется штраф.

Стоит учесть, что ст. 8.8 КоАП РФ предполагает возможность применения административной ответственности только за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения и участков под застройку.

  • Ответные действия правообладателя.

Постановление об административном правонарушении можно обжаловать в суд. Обжаловать претензию о нарушении регламента землепользования как отдельный документ нет смысла. Если изложенные в ней сведения соответствуют действительности, их следует выполнить. Если нет, то следует дождаться обращения компетентного органа в суд.

  • Только невыполнение собственником предписаний об устранении нарушений признается основанием для обращения госоргана в суд с иском об изъятии участка.

Факт подачи иска не означает, что участок непременно будет изъят. Судебная практика показала, что обязательным основанием изъятия участка признается именно неисполнения предписаний контролирующего органа касательно использования участка.

Суды отказывают компетентным органам в исках об изъятии в связи с неиспользованием, если выясняется, что:

  • ответчик провел или организовал проведение работ по освоению участка и понес соответствующие расходы;
  • есть объективные обстоятельства, препятствующие освоению и использованию участка (например, предыдущий землепользователь не привел участок в состояние, пригодное к использованию по целевому назначению);
  • ответчик допустил неправомерное бездействие, однако впоследствии выполнил предписания контролирующего органа касательно устранения фактов неиспользования участка.

Неиспользованию участков может сопутствовать ситуация, когда собственник участка неизвестен, он отказался от права собственности. В этом случае муниципалитет не изымает участок, а ставит его на учет в ЕГРП в качестве бесхозяйственного (ст. 225 ГК РФ).

Особенности принудительного изъятия земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения

Указанные особенности регламентированы преимущественно ст. 6 Закона РФ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Земли рассматриваемой категории находятся в постоянном поле зрения контролирующих структур.

Они обладают такой характеристикой как плодородные гумусосодержащие почвы. Поэтому политика государства направлена на предотвращение истощения, загрязнения земель, пригодных к ведению сельского хозяйства.

Земли сельскохозяйственного назначения могут быть изъяты как в связи с нецелевым использованием, так и в связи с нерациональным целевым использованием (п. 2 ст. 6 вышеназванного Закона). Изъятие по первому признаку проводится по общим правилам Гражданского и Земельного кодексов. Для изъятия участков, которые используются по целевому назначению, контролирующему органу необходимо доказать суду:

  • факт нарушения санитарно-гигиенических, природоохранных или иных норм землепользования;
  • с использованием методик, разработанных согласно Федеральному закону РФ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», подтвердить значимое снижение плодородия почв;
  • доказать наличие причинной связи между действиями/бездеятельностью землепользователя и ухудшением качества почв.

Как и земли под строительство, сельскохозяйственные земли могут быть изъяты за неиспользование. Причина кроется не только в заинтересованности государства в развитии агропромышленного комплекса, но и в том, что неиспользование, равно как и неправильное использование земель, может нанести непоправимый вред почвам.

Это особенно актуально в отношении земель, требующих рекультивации, проведения мелиоративных мероприятий.

Ввиду наличия существенной разницы в климатических условиях и традиционных способах обработки сельскохозяйственных угодий перечень признаков неиспользования сельскохозяйственных земель по целевому назначению устанавливаются на уровне регионального законодательства.

Ввиду своих агроэкологических свойств данной категории пустовать не должны. По этой причине ст. 6 вышеназванного Закона РФ № 101-ФЗ предписывает органам, инициировавшим изъятие сельскохозяйственных земель в кратчайшие сроки организовывать их предпродажную подготовку и реализацию с публичных торгов. Начальной стоимостью лота может быть кадастровая или рыночная определенная экспертом-оценщиком стоимость участка.

Наказание за использование земельного участка не по целевому назначению

Санкции за неиспользование земельного участка и использование его не по целевому назначению оговорены ст. 8.8 КоАП РФ. Так, использование участка не по назначению в течение трех лет может повлечь наложение штрафа в размере:

  • для физлиц: 0,5 — 1% кадастровой стоимости участка, но не меньше 10 тыс. руб.;
  • для чиновников: 1 — 1,5% стоимости, минимум 20 тыс. руб.;
  • на организации: 1,5 — 2% стоимости, минимум 100 тыс. руб.

За неиспользование участка устанавливаются такие штрафы:

  • для физлиц: 0,3 — 0,5% кадастровой стоимости, но не меньше 3 тыс. руб.;
  • для чиновников: 0,5 — 1,5% стоимости, минимум 50 тыс. руб.;
  • на организации: 2 — 10% стоимости, минимум 200 тыс. руб.

В ряде случаев размер санкций за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения может быть иным. На случай, если кадастровая стоимость участка в ГКН не оговорена, штрафы взыскиваются в стандартном, специально установленном размере.

Факт взыскания штрафа не препятствует уполномоченному орган взыскивать с правонарушителя причиненные убытки в размере, рассчитанном согласно природоохранных такс, а если такие для конкретного случая не установлены, то в размере стоимости восстановительных работ.

Определение понятия

Собственник материальных благ имеет право распоряжаться ими так, как он пожелает. Единственное ограничение – использование имущества не должно причинять вреда другим гражданам или их собственности (даже потенциально). В случае с земельными участками дела обстоят иначе. Их ненадлежащее (нецелевое) использование – основание для наложения штрафных санкций на владельца.

Под нецелевым использованием надела подразумеваются действия собственника или других лиц, которые нельзя проводить на территории конкретного земельного участка. Дело в том, что все земли в стране поделены на несколько категорий. Они описаны в ст. 7 Земельного кодекса РФ.

К примеру, выделяют следующие категории земельных участков:

  • сельскохозяйственного назначения;
  • населенных пунктов;
  • лесного/водного фондов и т.д.

Справка. Пункт 2 статьи 7 ЗК РФ указывает, что использовать землю разрешено только в соответствии с ее целевым назначением.

Целевое назначение определяется приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков». Он содержит перечень видов целевого использования земельных участков и действия, которые разрешено на них проводить.

Если, к примеру, земля отведена под сельскохозяйственное использование, то владелец обязан пользоваться ей именно в этих целях, а не возводить жилой дом или открывать промышленное предприятие. Подобные действия потенциально наносят вред окружающей среде и самому участку.

Это утверждение касается всех земельных наделов, каждый из которых относится к той или иной категории. Для них существует обозначенный перечень действий, которые разрешено осуществлять на участках. Под нецелевым использованием земли, соответственно, подразумеваются действия, которые не входят в этот перечень.

Конкретные примеры

Чтобы лучше понять значение этого термина, необходимо привести несколько конкретных примеров. Так, каждому наделу присваивается свой ВРИ (вид разрешенного использования).

Нецелевое использование земли будет иметь место, если:

  1. Участку был присвоен ВРИ «Сельскохозяйственное использование», однако на нем сооружены офисные помещения. Поскольку земля предназначена для земледелия, размещение офиса – незаконное действие. В этом случае имеет место нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения.
  2. Вместо частного дома, собственник соорудил на участке здание для коммерческого предприятия. Если земле был присвоен ВРИ «Малоэтажная жилая застройка», а не «Предпринимательство», это будет нарушением.
  3. Нарушением будет считаться также возведение 9-этажного дома на участке с ВРИ «Среднеэтажная жилая застройка». По этому виду разрешенного использования допускается строительство дома высотой не более 8 этажей.

Использование земельных наделов четко регламентируется законодательством. Причем это касается не только вида деятельности, разрешенного на участке, но и возводимых на нем построек.

Ответственность за нарушения

Нарушения в этой сфере возникают часто. Во-первых, далеко не все граждане разбираются в подобных вопросах, из-за чего нарушают законодательство, даже не зная об этом. Во-вторых, в некоторых случаях подобное поведение помогает существенно сэкономить на налогообложении (если речь идет о бизнесе).

К примеру, открытие станции технического обслуживания на участке под индивидуальное жилищное строительство даст возможность снизить фискальную нагрузку на предприятие.

Однако подобные действия наказуемы и влекут за собой применение к провинившемуся лицу санкций, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях. Согласно ст. 8.8 КоАП РФ ответственность за нецелевое использование земельного участка выражается в наложении штрафа, размер которого составляет от 0,5 до 2% от кадастровой стоимости надела, в зависимости от регистрации собственника.

Если она не установлена, назначаются штрафы в размере:

  1. До 20 000 рублей – для физических лиц.
  2. До 50 000 рублей – для должностных лиц.
  3. До 100 000 рублей – для юридических лиц.

Внимание! Штраф назначается и в том случае, если земля не используется по целевому назначению в течение одного года после получения ее во владение. Его размер колеблется от 3000 рублей для физических лиц до 100 000 рублей для компаний и предприятий.

Штраф – не единственная мера, которую имеют право использовать государственные органы. Так, ст. 285 Гражданского кодекса РФ предоставляет им возможность изымать подобные владения у их собственников, если обнаруженные нарушения не будут устранены. Использование земельного участка по целевому назначению позволит избежать подобных последствий.

Рассмотрение дел о нецелевом использовании земли

Инициатором процесса выступают государственные органы разных уровней. К примеру, подобное право есть у Росреестра. Однако, вне зависимости от причины и целей, рассматриваются подобные дела только в судебном порядке.

Владелец земли выступает в таких случаях ответчиком. Судья при этом должен определить:

  1. Категорию, к которой относятся земли, ставшие причиной подачи иска, и их ВРИ.
  2. Использовался ли обозначенный участок в соответствии с нормами законодательства или имеет место нецелевое использование.
  3. Имеет ли право должностное лицо выдвигать обвинения в сторону ответчика.

В большинстве случаев подобные дела касаются использования в коммерческих целях участков, предназначенных для жилой застройки, и самовольного возведения построек на наделах. Они не вызывают особых трудностей у работников судебных инстанций. Однако встречаются и довольно запутанные ситуации.

В этом плане примечательно решение №А40-151922/2016 Арбитражного суда Московского округа. Хотя территории, которой касалось рассматриваемое дело, был присвоен ВРИ «Эксплуатация складского комплекса», собственник превратил склад в офисы. Судья в своем решении указал, что в этом случае вопрос касается использования недвижимости, а не земельного участка. Это показывает, что каждый случай индивидуален и требует особого подхода.

Под ненадлежащим использованием земли подразумеваются действия, связанные с этим участком, которые противоречат его целевому назначению, указанному в законодательстве, и установленному ВРИ. Подобные нарушения наказуемы. Виновнику грозит штраф за нецелевое использование земельного участка в размере от 10 000 до 100 000 рублей. В крайнем случае возможно принудительное отчуждение земли (изъятие).

>Ответственность и штраф за нецелевое использование земельного участка, незаконное владение наделом без документов

Что значит использование земельного участка не по целевому назначению?

Каждый надел, переданный гражданам в собственность или на ином титульном основании владения, относится к соответствующей категории. Сведения о категории земель вносятся в Государственный кадастр недвижимости (ГКН) на основании Федерального закона № 221-ФЗ, от 24.07.07 г.

Исходя из установленной категории, производится классификация земель по целевому назначению (Приказ Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. № 540), то есть массивы каждой категории допускают только один вид использования (ст. 42 ЗК РФ).

Юридическим и физическим лицам предоставляются наделы только из числа земель следующих категорий:

  • населённых пунктов;
  • сельскохозяйственного назначения;
  • промышленного назначения.

Остальные категории массивов остаются в собственности государства или передаются в пользование муниципалитетам.

Каждый вид разрешенного использования ЗУ предназначен для конкретного применения. Например, если земли переданы садовому товариществу, то участок недопустимо использовать под животноводческую ферму, выпасая скот на прилегающих землях. И наоборот – пространство лугов, где жители населённого пункта выпасают скот, нельзя использовать под строительство дачных домиков.

Дробная дифференциация классификации применяется к землям населённых пунктов, которые распределяются соответственно правилам зонирования территории. Отдельные зоны предназначены под застройку многоэтажными зданиями, другие – под частный сектор.

В них включаются инфраструктурные объекты, торговые площади. Здесь так же недопустимо построить коттедж между высотками, и наоборот – без получения специального разрешения или изменения вида целевого назначения.

Земли промышленного назначения так же требуют зонирования. Например, если зона застройки отчуждается под возведение металлургического комплекса, здесь недопустимо возводить складское помещение под нефтехранилище, с последующим использованием в коммерческих целях.

Регламент целевого использования тех или иных зон устанавливается администрацией населённого пункта соответственно классификатору, вступившему в юридическую силу в 2014 году. В ведении муниципалитета так же находится надзор за исполнением установленного регламента использования земель.

Пошаговая инструкция

Обнаружив на территории соседнего надела нарушение вида разрешенного использования земельного участка, следует подойти в административный орган к уполномоченному лицу и написать заявление, в котором указывают:

  • сведения о заявителе;
  • сведения о месте расположения участка заявителя;
  • сведения о нарушителе;
  • перечень допущенных нарушений;
  • просьба о проведении административной проверки.

Заявление о нецелевом использовании ЗУ.

Проверка

На основании поданного третьим лицом заявления, требуется провести проверку на ненадлежащее использование земельного участка. Уполномоченное должностное лицо, которым может выступить начальник земельного департамента (отдела) администрации, или департамента градостроительства и архитектуры, приказом назначает комиссию, с указанием сроков проведения проверки.

Административная комиссия посещает собственника, в сторону действий которого поступила жалоба на использование земельного участка не по назначению, проверяя фактическое состояние дел на наделе. При проверке обязательно составляется акт проверки, в котором рассматриваются указанные в жалобе причины нарушений и выявляются иные возможные неправомерные виды деятельности. Внесение таковых в акт подписывается членами комиссии.

Акт передаётся уполномоченному должностному лицу для выявления фактов нарушений. Здесь проводится сверка нормативов, допускающих те или иные виды работ, в соответствии с установленным целевым назначением участка. При выявлении нарушений правообладатель ЗУ привлекается к ответственности.

Акт проверки использования ЗУ.

Нецелевое использование земельного участка: ответственность

После принятия решения по вопросу, нарушителю направляется официальное письмо, с вложением в виде административного акта, указывающего на недопустимость проведённых действий. Регламент назначения санкций и предупредительных мер по прекращению проводимых работ, не соответствующих нормам законодательства, опирается на статьи 8.8 и 23.21 КоАП РФ.

По регламенту статьи 8.8 КоАП (ч. 2, 2.1, 3) нарушение за неиспользование земельного участка по назначению сельскохозяйственного назначения, влечет:

  1. Физическим лицам штраф за нецелевое использование земельного участка в размере от 0,5 до 1% кадастровой стоимости, но не ниже десяти тысяч рублей.
  2. Должностным лицам – от 1 до 1,5%, но не ниже, чем 20 тысяч рублей.
  3. Юридическим лицам – от 1,5 до 2%, но не ниже ста тысяч.

Кроме этого, дается предписание с требованием приведения земельных участков в надлежащий, правоспособный вид, с установлением сроков.

По прошествии установленного срока, уполномоченная административная комиссия проводит повторную проверку состояния дел на участке, с составлением нового акта.

По результатам вторичной проверки решение администрации признается выполненным или применяются дополнительные меры.

Наказание за последующее нарушение

Меры воздействия на нарушителя усиливаются:

  • при повторном нарушении регламента;
  • при игнорировании предписания.

Если собственник ЗУ не уложился в установленный срок, ему следует обратиться в администрацию с заявлением об отсрочке повторной проверки. В заявлении следует дать перечень проведённых работ по внесению исправлений и указать причины, которые помешали выполнить объём установленных работ.

Заявление об отсрочке исполнения решения.

Иначе владельцу будут вменяться новые штрафные санкции и предписания. Размер штрафа в данном случае следующий:

  1. Физическим лицам – 20-50 тысяч рублей.
  2. Должностным лицам – 100-200 тысяч.
  3. Юридическим лицам – 200-400 тысяч.

В повторном предписании указывается, что дальнейшие споры будут решаться в судебном порядке. В этом случае по решению суда взыскиваются все невыплаченные суммы штрафов, допуская взимания процентов за несвоевременную уплату.

За счёт собственника ЗУ проводятся принудительные работы по приведению участка в надлежащий вид.

Ответственность за использование ЗУ без документов

Использование земельного участка без правоустанавливающих документов определяется как самозахват земель, которые принадлежат администрации. Кроме случаев, когда правоустанавливающие документы были утеряны владельцем.

Правоустанавливающая документация не имеет срока давности и считается правоспособной с момента выдела земель владельцу. Поэтому утерянные документы требуется восстановить:

  • обращением в администрацию;
  • через суд.

Самовольное использование земельного участка без оформления документации вменяет ответственность по статье 7.1 КоАП РФ. Здесь начисляются штрафы в следующих объёмах:

  1. Для физических лиц – от 1 до 1,5% кадастровой стоимости ЗУ, но не ниже пяти тысяч рублей.
  2. Должностным лицам – от 1,5 до 2%, но не менее, чем 20 тысяч рублей.
  3. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям — 2-3%, но не менее ста тысяч.

Если кадастровая стоимость не установлена (подробнее о том, как ее установить ), определяются суммы за использование земельного участка без документов в объёме:

  • 5-10 тысяч – гражданам;
  • 20-50 тысяч – руководителям;
  • 100-200 тысяч – учредителям (юр. лицам).

Кроме штрафов администрация выносит постановление об аннулировании последствий использования земель.

Смотрите также видео о том, как бороться с нецелевым использованием земельных участков:

В статье показаны меры взыскания к лицам, нарушающим установленные правила землепользования. Во избежание мер пресечения нарушений и вменения штрафных санкций, таковые требуется соблюдать разрешенное использование ЗУ.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *