Нормативная площадь на одного обучающегося в классе

Нормативная площадь на одного обучающегося в классе

X. Гигиенические требования к режиму

образовательной деятельности

10.1. Оптимальный возраст начала школьного обучения — не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

Количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению.

При наличии необходимых условий и средств для обучения возможно деление классов по учебным предметам на группы.

10.2. Обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, рекомендуется проводить в условиях дошкольной организации, осуществляющей образовательную деятельность или в общеобразовательной организации с соблюдением всех гигиенических требований к условиям и организации образовательной деятельности для детей дошкольного возраста.

10.3. Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.

10.4. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену.

В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9 и 11 классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

Обучение в 3 смены в общеобразовательных организациях не допускается.

10.5. Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки на обучающихся не должен превышать требований, установленных в таблице 3.

1.Выбрать правильный ответ

Площадь учебных кабинетов на одного учащегося в классе при фронтальных формах занятий должен составлять:

  • 2 кв.м
  • 2,5 кв.м
  • 2.7 кв.м
  • 3.0 кв.м

2.Выбрать правильный ответ

Уровень освещения на парте или учебном столе должен соответствовать:

  • 100-150 люкс
  • 200-250 люкс
  • 300-500 люкс

3.Выбрать правильный ответ

Уровень освещенности классной доски должен быть не менее:

  • 100-150 люкс
  • 200-250 люкc
  • 300-500 люкс

4.Выбрать правильный ответ

Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося 1 ступени за передним столом должен быть не менее

  • 40 градусов
  • 45 градусов
  • 50 градусов

5.Выбрать правильный ответ

Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося 2-3 ступени за передним столом должен быть не менее:

  • 40 градусов
  • 35 градусов
  • 30 градусов

6. Выбрать правильный ответ

Максимальная величина воздействия на школьника учебно-воспитательного процесса в 5-7 классах в неделю составляет при 6-дневном обучении:

  • 32-35 чч.
  • 22 — 25 чч.
  • 28 — 31 чч.

7. Выбрать правильный ответ

Максимальная величина воздействия на школьника учебно-воспитательного процесса в 8-11 классах в неделю составляет при 6-дневном обучении:

  • 28 — 31 чч.
  • 31 — 34 чч.
  • 36 — 37 чч.

8. Расстояние от глаз до тетради или книги у обучающихся 5 — 11 классов должно составлять не менее:

  • 30-45 см
  • 20-25 см
  • 50-55 см

10.Выбрать правильный ответ

Оптимум умственной работы у школьников в средней и старшей школе приходится на:

  • 1-2-3 уроки
  • 2-3-4 уроки
  • 4-5-6 уроки

11.Выбрать правильные ответы

Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в:

  • понедельник или вторник
  • вторник или среда
  • четверг или пятницу

15. Какая температура должна поддерживаться в учебных помещениях и кабинетах во время занятий:

Гигиенические и технические требования к разным школьным помещениям имеют своей задачей поставить в наилучшие условия учебно-воспитательную работу в учебных помещениях и правильно организовать использование остальных помещений.
Выполнение гигиенических требований является прежде всего необходимым в отношении основных учебных помещений — классов.
В любом здании школы под классы отводятся лучшие, наиболее просторные, светлые и благоустроенные комнаты. Для предупреждения напряжения зрения и слуха классы делаются длиной не более 9 м. Ширина класса устанавливается для старших классов не менее 6,1 м, для младших — не уже 5,9 м (в связи с меньшей длиной парт).
Вход в класс должен находиться против стола учителя. Классы с входом сзади неудобны вследствие запутанного графика движения детей при входе и выходе. При наличии двери в передней стене учитель не видит входящих в класс; вместе с тем эта дверь обусловливает сдвигание стенной классной доски влево, ближе к окнам, Где написанное на доске сильно отсвечивает ученикам.
Учебные лаборатории физики, химии и биологии предназначаются для занятий учащихся с V класса (естествознание) и по X класс включительно. Они состоят из самого кабинета, подсобной лаборантской комнаты для подготовки демонстраций и для хранения оборудования (материалов) и вспомогательных комнат, например, живого уголка при лаборатории биологии, и т. п. Живой уголок ориентируется на южную половину горизонта. Длина кабинета делается не более 10 м, ширина может доходить до 8 м (при двустороннем освещении).
Лаборантскую комнату удобнее всего иметь рядом с кабинетом, впереди его. Лаборантская комната соединяется дверями с лабораторией (сбоку от классной доски) и с коридором. Размеры — от 16 кв. м и более.
Опыт строительства и эксплуатации школьных зданий показывает, что весьма удобным является расположение учебных лабораторий одна под другой, в виде блока или крыла здания.
Физкультурный зал надо иметь в каждом здании семилетней и средней школы. Минимальным является зал в 128 кв. м, длиной в 16 м и шириной в 8 м; на 1 ученика в нём приходится 3 кв. м. Зал в 162 км. м (18 х 9) более удовлетворяет гигиеническим требованиям; в нём на 1 ученика приходится 4 кв. м площади. Высоту малого зала дают обычно в 4 м, большого — в 5 м. Окна в зале делают с обеих длинных сторон; для лучшего проветривания окна устраиваются на большой высоте, и рамы их затягиваются металлической сеткой (для безопасности при игре в мяч). Комнаты для переодевания и душевые необходимы при каждом благоустроенном физкультурном зале. Наличие душевых с горячей водой помогает сочетать физкультуру с водными процедурами, что важно для укрепления здоровья учащихся и для воспитания гигиенических навыков.
При отсутствии физкультурного зала занятия по этому предмету проводятся в рекреационных помещениях (специально убираемых влажным способом перед занятиями) и на воздухе — под навесом или на открытом месте школьного участка.
Рекреационные помещения и коридоры имеют своим назначением предоставить детям возможность отдохнуть между занятиями. Они предназначаются для проведения учащимися перемен сообразно своему желанию (в движении, беседе, игре) и делаются просторными. Шум, возникающий при совместном пребывании в одном рекреационном помещении большого количества детей, возбуждает и утомляет их. Поэтому лучше всего каждое помещение для отдыха отводить на 3-4 и ни в коем случае не более чем на 6 классов. Рекреационные помещения бывают двух типов: в виде отдельных помещений или в форме расширенного коридора в 4-6 м шириной.
Площадь рекреации на 1 ученика должна быть в 0,75 кв. м и во всяком случае не менее 0,65 кв. м.
Коридоры длиннее 50-60 м недопустимы в школьных зданиях.
Вестибюль-раздевалка обязателен для любого здания школы. Хранение верхней одежды детьми в коридорах и классах недопустимо, так как при этом загрязняются помещения и имеется возможность разнесения инфекционных заболеваний. У входа в здание или в самой раздевальной должен быть тамбур, благодаря которому при открывании наружной двери холодный воздух не проникает в вестибюль, где раздеваются дети, но предварительно в тамбуре смешивается с нагретым воздухом тамбура. Кроме того, тамбур препятствует возникновению сквозняков. Средний размер площади на 1 ученика в вестибюле принимается в 0,25 кв. м. Вестибюль должен иметь достаточное естественное освещение.
Библиотека — книгохранилище в большой школе состоит из помещения книгохранилища с раздаточной и отдельной комнаты-читальни. В небольших школах устраивают лишь помещение для книгохранилища. В этом случае важно располагать его рядом с классным помещением с тем, чтобы обе комнаты сообщались между собой. Таким образом, соседнее с книгохранилищем помещение может быть во внеурочное время использовано как читальня.
Учительскую следует располагать в наименее шумном месте школы. Размер её должен быть от 2 кв. м на учителя и во всяком случае не менее 12 кв. м.
Буфет или столовая — весьма необходимое для школьного здания помещение, так как дети нуждаются в горячем питании на протяжении занятий в школе. Для буфета или столовой отводится отдельное помещение, размер которого зависит от типа школы. Помещение раздаточной объединяется обычно с комнатой для подогрева пищи или при буфете-столовой делают самостоятельную кухню. Желательно иметь обособленное помещение для мытья посуды. Работу буфета (столовой) и постоянное снабжение детей кипячёной питьевой водой весьма облегчает установка водонагревателя. Для небольших школ является обязательным наличие кубовой.
Чтобы сократить переходы детей по зданию и вместе с тем предупредить засорение школы при переноске дров для топки плиты, отходов и тому подобного, буфеты правильнее всего делать в первом этаже двухэтажного и во втором этаже четырёхэтажного здания. В кухню или кубовую желательно иметь вход непосредственно с лестничной клетки.
Устройство в школьных зданиях застеклённых веранд или (в южных местностях) полузакрытых навесов на территории участка делают возможным проведение части занятий (в течение значительного отрезка учебного года) на открытом воздухе и организацию для некоторых учащихся «продлённого дня» при школе с питанием и отдыхом на воздухе. Все эти мероприятия имеют существенное значение для здоровья учащихся. Такую же цель преследует устройство при школе солярия и душа.
Во избежание занесения инфекции и угрозы закрытия школы для карантина (например, во время эпидемии гриппа), а также вследствие ряда других причин, размещение в здании школы квартир является недопустимым, кроме квартиры директора и сторожа; эти помещения должны иметь отдельные двери и не сообщаться с помещением школы.
Весьма важно, чтобы каждый учитель мог свободно читать план здания школы и разбираться в нём. Это несложно, но и требует знакомства с условными обозначениями, принятыми при составлении планов.
Внимание! Данный материал о требованиях, предъявляемых к строительству школ в 50-80-е года 20-го века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *