Нормы административного права примеры

Нормы административного права примеры

Содержание

Примеры административной ответственности и виды административных взысканий

Правила общественного порядка, по своей сути, — это все, что происходит в обществе. Любое действие каждого человека рассматривается с точки зрения соблюдения им соответствующих правил. Из них можно выделить 5 основных групп нарушений, которые встречаются чаще всего.

Вторым, уже более серьезным видом наказания, которое может принять административное взыскание, является штраф. Его размер устанавливается в зависимости от многих факторов, включая сюда и наличие ранее предупреждений.

Объект административного правонарушения: понятие, признаки, пример

Предметом (общим объектом) административного права являются общественные отношения, возникающие в результате реализации исполнительной власти. Не стоит путать с предметом посягательства — вещью, непосредственно связанной с преступлением, например, при взяточничестве предмет — сама взятка.

  1. Объявляется судья, само дело и соответствующий закон.
  2. Подтверждается факт явки или неявки физического лица.
  3. Разъясняются права и обязанности участников дела.
  4. Выносится вердикт о рассмотрении дела подведомственными органами.
  5. Составление административного протокола.

Административное право примеры нарушений из жизни

К примеру, нарушение тишины в обозначенное время суток будет караться одинаково и для иностранца, и для лица без гражданства, и для гражданина страны. Но если при систематическом нарушении на протяжении длительного срока гражданину будет присуждаться более значительный штраф, то негражданина могут просто выгнать из страны.

Суд выносит решение, согласно которому разрешается гражданское правонарушение (примеры органов, определяющих меру наказания: суд мировой, если спор не дороже 30 000 рублей; суд общей юрисдикции — для споров выше 30 000 рублей). Наказание за гражданский проступок — это пеня, штраф, неустойка, возмещение вреда.

Какой можно привести пример норм административного права

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

1. Проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации либо допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до семисот пятидесяти тысяч рублей.
2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) — от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Примечание. Граждане Российской Федерации освобождаются от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, в случае:
проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в соответствующем населенном пункте субъекта Российской Федерации, если они зарегистрированы по месту жительства в другом жилом помещении, находящемся в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации;
проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области;
проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области;
проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым;
(абзац введен Федеральным законом от 03.04.2020 N 65-ФЗ)

Примеры административно правовой ответственности

Административно-правовая ответственность — ответственность, применяемая за административные правонарушения, предусматриваемая законодательством об административных нарушениях, к которой могут привлекаться юридические и физические лица и носящая публичный характер.

1. Проезд водителя на запрещающий сигнал светофора
2. Не целевое использование бюджетных средств
3. Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки
4. Выпуск на линию транспортного средства, не прошедшего Технический Осмотр
5. Курение в неположенном месте

Правоведение для чайников – 5

Пример – «когда цена установлена в зависимости от веса товара, она определяется по весу нетто, если иное не предусмотрено договором купли-продажи» (ч. 2 ст. 485 ГК РФ). Представим, что молочный завод и сеть супермаркетов заключили договор: завод поставляет сети масло по цене 100 руб. за килограмм. Они могут сами определить, что использовать – вес нетто (т.е. вес масла без учёта упаковки) или вес брутто (т.е. с учётом упаковки). Но если они этого не сделали, то суд в случае спора применит норму из ГК РФ и посчитает всё, исходя из веса нетто.

Дело в том, что государство создаёт не беспорядочный и хаотичный набор правил, а упорядоченную систему с определёнными элементами, подчинёнными друг другу. Эта система организует все правила так, что мы точно понимаем две вещи: первое – что за правоотношения у нас есть, второе – какой источник права нужно к ним применять.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Административные правонарушения (проступки) – это посягательства на государственный или общественный порядок, собственность, права и законные интересы граждан, предусмотренные нормами административного, финансового, земельного права. В качестве примера можно привести мелкое хулиганство, безбилетный проезд в общественном транспорте.

Классификация правонарушений может быть проведена по разным основаниям. Наиболее распространенным является деление их на виды в зависимости от того, нормы какой отрасли права нарушены, а также по степени их общественной опасности (вредности). Наиболее опасными (вредными) для общества являются преступления – противоправные деяния, предусмотренные уголовным законом (уголовные преступления). Преступления посягают на наиболее значимые общественные отношения, причиняют значительный ущерб.

Административные правоотношения

Основой для возникновения административных правоотношений служит наличие административного права, в рамках которого управленческие правоотношения начинают позиционироваться как административно-правовые.
Чтобы административные правоотношения могли считаться таковыми необходимо наличие двух субъектов, один из которых должен являться субъектом управления. В его роли может выступать лицо, представляющее государство и наделенное властными полномочиями (госслужащие, органы местного самоуправления или исполнительной власти и т.п.), в роли второго субъекта административных правоотношений может выступать кто угодно, независимо от имеющихся полномочий.

В качестве примера административных правоотношений можно привести ситуацию с нарушением правил дорожного движения (ПДД), где в качестве субъекта власти выступает полицейский, а в качестве субъекта подчинения нарушитель. Рассмотрение административных дел связанных с ПДД занимает огромную нишу в сфере адвокатской деятельности, т.к. довольно часто такие дела сопровождаются множеством спорных ситуаций, в которых нарушителю приходится отстаивать свою правоту с помощью адвоката.

Административное право

Многие нормы административного и рана являются регулятором отношений, складывающихся при решении органами государственной власти, суда и прокуратуры вопросов подбора кадров, назначения на должности оперативного персонала, определения предъявляемых к ним требований, прохождения службы, ответственности служащих, а также иных внутриорганизационных отношений управленческо-го характера, входящих в компетенцию данных органов.

Процессуальные административно-правовые нормы определяют общие правила, порядок, процедуру нормотворческой, правоприменительной и юрисдикционной деятельности органов государственного управления и других субъектов административного права. В российском законодательстве на сегодняшний день процессуально урегулированы в основном лишь административно-юрисдикционные нормы. Процессуальные нормы регулируют отношения по реальному исполнению положений, содержащихся в материальных правовых нормах, причем в каждом конкретном институте административного права можно обнаружить специфические процессуальные положения и процедуры. Например, в институте государственной службы к процессуальным нормам относятся: порядок поступления на службу; процедура перемещения служащего и прохождение службы; порядок проведения аттестации; присвоение специальных званий и рангов; дисциплинарное производство; процедура увольнения и т.д.

Примеры из жизни административного правонарушения

Суд выносит решение, согласно которому разрешается гражданское правонарушение (примеры органов, определяющих меру наказания: суд мировой, если спор не дороже 30 000 рублей; суд общей юрисдикции — для споров выше 30 000 рублей). Наказание за гражданский проступок — это пеня, штраф, неустойка, возмещение вреда.

Гражданско-правовые нарушения (проступки) – это посягательства на имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, которые регулируются нормами гражданского права, а также некоторыми нормами трудового, семейного, земельного права. Примерами могут служить неуплата долга в установленный договором займа срок, поставка недоброкачественной продукции по договору поставки, распространение сведений, порочащих честь и достоинство другого лица.

Административное правонарушение — примеры

Ответственность за повторность правонарушения административного характера в определенный временной промежуток регламентирует статья 4.3 кодекса об административных правонарушениях. Данные рамки подразумевают, что гражданин всё еще подвержен наказанию. Статья 4.6 предписывает сроки, при которых лицо несёт ответственность за правонарушение – один год с начала действия наказания.

  • Данный вид ответственности подразумевается лишь за правонарушения административного характера. Объектом административного права являются отношения в государственном управлении, а также иные виды. Сюда можно отнести правонарушения в налоговой, таможенной сфере, вопросы защиты собственности, охраны прав граждан, природы и окружающей среды, торговли и т. д.
  • Использование административного права в качестве взыскания за совершение этого особого вида проступка. Они являются не столь опасными, как уголовные правонарушения, но случаются в разы чаще. Особенность заключается не в характере и составе проступка, а в их частоте совершения.
  • Отличается также тем, что состав правонарушения является субъектным. Это значит, что в качестве субъектов могут выступать также юридические лица, представленные различными предприятиями и организациями.
  • Административная ответственность является воздействием, которое осуществляет уполномоченный орган власти на гражданина, который совершил проступок. Его предназначение – воспитать в виновном уважение закона и порядка, а также в предохранении от повторения противоправных действий как лицами, которые ранее привлекались, а также другими лицами.
  • Различные нарушения норм административно-правового характера подразумевают другие пути ответственности за них. Согласно пункту «К» части один, статьи семьдесят два Конституции Российской Федерации законодательство административного и административно-правового характера, так же как и административная ответственность, подвергаются контролю государства и его субъектов. Согласно статье 1.1 КоАП она характеризована множеством органов государственного управления, которые уполномочены к её установлению. Сюда относятся законодательные органы.

Что такое административная ответственность

При нарушении законов государства человек несет ответственность, зависит она от тяжести и характера правонарушения. Например, есть административная ответственность. Сейчас мы подробно рассмотрим, что такое административная ответственность и вследствие каких правонарушений она наступает.

Административная ответственность — один из видов юридической ответственности, определяющий для человека административное наказание за совершенное правонарушение. Административное правонарушение не такое тяжкое, как преступление, поэтому наказания вследствие такого нарушения мягче.

Пример правонарушения из жизни

1. Гражданское правонарушение. Это невыполнение обязанностей по договору. Это причинение вреда другому лицу. За такое правонарушение следует гражданская правовая ответственность. Нарушитель расплачивается своим имуществом или платит штраф.

В одном городе была небольшая школа. В ней учился мальчик, который постоянно обижал одноклассников, кривлялся на уроках, отвлекая учеников, и спорил с учителями. Кто только не пытался перевоспитать хулигана! И не удавалось никому — ни учителям, ни директору. Родители его тоже ничего не могли поделать, потому что он не слушал их советов и не выполнял наставлений.

Административное право примеры из жизни

п.4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители. » )

Задержание, по подозрению в совершении преступления, может быть произведено только при наличии следующих обстоятельств:(ст.122 УПК)

-человек застигнут при совершении преступления или сразу после его совершения,
-очевидцы преступления, в т.ч. и потерпевшие, прямо указывают на данное лицо, как на совершившее преступление,
-на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления.

Кроме того, «милиция в соответствии с поставленными перед ней задачами обязана . разыскивать лиц, совершивших преступления, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных в случаях, предусмотренных законодательством, а также разыскивать похищенное имущество» (п.6. ст.10 Закона РСФСР «О милиции»).
Пример из жизни: Едет N в аэропорт Домодедово, провожает брата Х. Доблестные сотрудники ГАИ, зная, что на самолет люди обычно торопятся, останавливают машину на посту ДПС прямо перед аэропортом, проверяют документы у водителя N, затем требуют документы у пассажира X, того самого брата, который улетает. Увидев отсутствие московской регистрации, пугают, что имеют полное право задержать на 3 часа. При этом утверждают, что действуют в точном соответствии с законом. Оба брата сначала возмущаются, но, понимая, что времени на разбирательства нет, и самолет улетит, платят 200 долларов, чего и ждали доблестные сотрудники ГАИ.
В этом случае, ГАИшники рассчитывали на незнание гражданами ст.19.15 КоАП :

Нормы административного права в Российской Федерации определяют порядок создания, реорганизации и упразднения органов исполнительной власти, их перечень, цели и задачи их деятельности, компетенцию и другие стороны правового статуса этих органов, их структуру и процедуру деятельности. Распространяются они и на организацию местного самоуправления, и порядок взаимодействия его органов с органами государственной власти.

Административное право определяет компетенцию органов исполнительной власти по регулированию земельных отношений и поэтому тесно связано с земельным правом. За нарушение ряда норм земельного права наступает административная ответственность. Все это свидетельствует о тесном переплетении норм административного и земельного права. По этому же принципу строится отграничение административного права от водного, лесного и горного права.

Гражданское правонарушение примеры

В соответствии с законом РСФСР «О полиции» предусмотрено право полиции входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления либо при наличии достаточных оснований полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай и для обеспечения безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях и массовых беспорядках.

— такой акт поведения, который противоречит предписаниям правовых норм. Это нарушение правового приказа, установленного государством, запрета определенного поведения, неповиновение государственной власти. Без правовой нормы не может быть правонарушения.

Ежедневно мы становимся участниками правоотношений. Даже просто покупая еду в супермаркете, мы заключаем договор купли-продажи, а проездной является договором перевозки. Такие отношения для нас обыденность ― в них мы чувствуем себя свободно.

Другое дело, когда нам нужно поддерживать отношения с государством в лице его должностных лиц или целого органа. Такие правоотношения в юридической науке относят к административным. Вступая в них, мы начинаем волноваться, а иногда и вовсе паниковать. Чтобы чувствовать себя уверенно, порой лучше обратиться к профессионалам.

Нет времени читать статью?

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно:
оформи заявку и система подберет подходящие компании! По этой услуге подключено 350 компаний Начать подбор в несколько кликов >

Однако если знать, как устроен мир государственного управления, можно полноценно «функционировать» в любых административных правоотношениях.

Что такое административные правоотношения

Административные правоотношения представляют собой отношения в сфере государственного управления, урегулированные нормами административного права. Административные правоотношения возникают при любом «соприкосновении» с государственными или муниципальными органами. Такие правоотношения могут возникнуть как по вашей инициативе, так и в обратном порядке ― например, если налоговая проверяет вашу организацию или служба приставов исполнителей арестовала ваше имущество.

Также к административным относятся правоотношения между государственными, муниципальными органами и их должностными лицами. В законе «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» подробно описан порядок межведомственного взаимодействия при оказании услуг гражданам, что является ярким примером таких отношений.

Правила поведения для сторон административных правоотношений регламентированы в разных по юридической силе правовых актах. Это могут быть федеральные законы: «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Налоговый кодекс РФ и другие. Или административные регламенты оказания той или иной государственной услуги, утвержденные приказом соответствующего ведомства.

Важной особенностью административных правоотношений является то, что за рамками прописанных норм ни одна из их сторон действовать не может. Поэтому этот вид правоотношений более чувствителен к пробелам в законодательстве или к недостаточно точно сформулированным правилам поведения, чем гражданско-правовые отношения.

Существует множество классификаций административных правоотношений. Пожалуй, самой распространенной является их деление на вертикальные и горизонтальные административные правоотношения.

О вертикальных административных правоотношениях

Вертикальные административные правоотношения наиболее типичны для сферы государственного управления. Они складываются между сторонами в случае, когда у одной их них есть правомочие властного характера по отношению к другой. То есть властный орган имеет право указать участнику правоотношения (госоргану, гражданину, юридическому лицу), что делать, а последний обязан подчиниться. Примеры:

  1. Правоотношения, в рамках которых государственный орган наделен полномочиями выдавать предписания о надлежащем поведении и вправе наказывать за ненадлежащее поведение. Например, в соответствии со статьей 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, служба строительного контроля и надзора наделена полномочиями выдать предписание нарушителю градостроительного законодательства об устранении выявленных в ходе проверки нарушений. В случае неисполнения предписания служба вправе привлечь нарушителя к ответственности по статье 19.5 КоАП.
  1. Правоотношения, в рамках которых нижестоящий орган подчинен вышестоящему органу (должностному лицу). Например, в соответствии с Законом Красноярского края «О Правительстве Красноярского края и иных органах исполнительной власти Красноярского края», губернатор формирует состав Правительства субъекта РФ и принимает решение об отставке членов Правительства края.
  1. Правоотношения, в рамках которых один государственный орган выполняет контрольно-надзорные функции по отношению к другому, не будучи в отношениях соподчинения.

В качестве примера к последнему пункту можно привести Счетную палату РФ, которая вправе проверить главных распорядителей бюджетных средств на территории России. При этом счетная палата РФ действует автономно и независимо.

О горизонтальных административных правоотношениях

Горизонтальные административные правоотношения часто называют вспомогательными в данной сфере. Они складываются между сторонами в отсутствие какой-либо подчиненности друг другу. Стороны этого взаимодействия полностью автономны и независимы.

Чаще всего такие отношения складываются, когда несколько органов работают над разработкой одного нормативно правового акта в смежной отрасли права или при согласовании писем, докладов, справок по общим темам. Пример горизонтальных административных правоотношений — подготовка федеральными Министерствами и службами ежегодного отчета Правительства РФ перед Государственной думой.

Зачем знать, как устроены административные правоотношения?

Вступая в отношения с государством, гражданин становится участником вертикальных административных правоотношений и, соответственно, более «уязвимой» их стороной в отсутствие каких-либо властных полномочий. Для того чтобы сбалансировать соотношение сил и минимизировать возможность злоупотребления со стороны государственных органов, законодатель предоставил гражданину дополнительный способ обжалования решений (действий/бездействий) властного органа. Это так называемый внесудебный способ обжалования.

Будучи не согласным с решением государственного (муниципального) органа, гражданин имеет право обратиться с жалобой в вышестоящую инстанцию либо в орган, наделенный контрольно-надзорными функциями по отношению к вынесшему решение. Таким образом, зная особенности построения государственной вертикали, граждане могут значительно более эффективно защищать свои права.

Виды административно-правовых норм

Огромное множество административно-правовых норм в связи с их разнообразием можно поделить на виды по самым разным критериям. Возьмем для группировки наиболее важные для понимания этих норм критерии: сущности, содержания, формы выражения установленных правил, круг лиц, на которых они распространяются, порядок действия норм в пространстве и другие признаки.

Основным критерием при этом является их юридическое содержание и метод регулирующего воздействия на участников управленческих отношений. Соответственно нормы делятся на следующие виды:

ь По форме выражения (методу регулирующего воздействия на участников отношений) административно-правовые нормы бывают:

1) Обязывающие — это такие нормы, которые содержат юридически властное предписание на обязательное совершение в определенных условиях действий предусмотренных этой нормы.

Примером служит: норма статьи 58 Конституции РФ: Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; Норма статьи 59 Конституции РФ: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом». Еще одним примером обязывающей нормы является ст. 92 Водного кодекса РФ, согласно которой водопользователи обязаны рационально использовать водные объекты, соблюдать условия и требования, установленные в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом. Здесь же содержится и запрет: не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нанесения вреда здоровью людей, окружающей природной среде и др.

2) Запрещающие — содержат юридически властное предписание, предусматривающее запрет на совершение определенного вида действий.

В качестве примера можно предложить нормы особенной части КоАП, поскольку каждая подобная норма предусматривает состав конкретного административного правонарушения совершение которого возбраняется. Другим примером может служить п. 11 ст. 16 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в соответствии с которой, вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается.

Еще один пример- норма п. 4 ст. 41 вышеназванного закона. В соответствии с ней физическим и юридическим лицам запрещается осуществлять благотворительную деятельность от имени или в поддержку кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, их уполномоченных представителей.

3) Уполномочивающими (дозволительные) — предусматривают возможность действовать в пределах требований данной нормы по своему усмотрению.

Статья 46 п.3. является примером управомачивающей нормы: каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Также в качестве примера можно привести п. 2. Ст. 68 Конституции РФ: республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

Уполномочивающими (дозволительными) нормами являются, например, ст. 11 — 15 Закона от 18 апреля 1991 г. «О милиции», где подробно определены виды дозволенных действий милиции при выполнении возложенных на нее обязанностей, условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

4) Стимулирующими (поощрительными) — содержат меры морального и материального поощрения за должное поведение на участников регулируемых управленческих отношений с целью обеспечения их должного поведения (например, предоставление определенных льгот).

5) Рекомендательные — это такие нормы которые содержат советы по поводу наиболее целесообразного совершения тех или иных действий.

ь По содержанию административно-правовые нормы группируются в правовые институты — совокупности определенных правовых норм, родственных по содержанию регулируемых ими общественных отношений. Соответственно весьма многочисленные административно-правовые нормы подразделяются на следующие виды норм:

· закрепляющие права, обязанности и ответственность (статус) субъектов административного права: граждан, органов исполнительной власти, государственных служащих, предприятий, учреждений и организаций;

· определяющие формы и методы реализации исполнительной власти;

· устанавливающие административную ответственность за правонарушения, не являющиеся преступлениями;

· регулирующие административно-процессуальную деятельность;

· обеспечивающие законность в деятельности органов исполнительной власти;

· определяющие основные положения по организации государственного управления в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах.

ь Все нормы административного права можно разделить на две большие группы:

1) Материальные — определяют содержание, права, обязанности и ответственность конкретных участников регулируемых общественных отношений, закрепляют их административно-правовой статус.(устанавливающие право органов исполнительной власти издавать юридические акты или нормы, устанавливающие право граждан обжаловать незаконные действия должностных лиц).

Примером материальной нормы может служить статья 104 КоАП РСФСР (нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта): «самовольный проезд в грузовых поездах, посадка и высадка на ходу поезда, проезд на подножках и крышах вагонов, самовольная без надобности остановка поезда — влекут наложение штрафа в размере до десяти рублей. Выбрасывание мусора и иных предметов из окон и дверей вагонов поездов — влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до пяти рублей».

Или например статья 105 КоАП РСФСР (нарушение правил безопасности полетов): размещение в районе аэродрома каких-либо знаков и устройств, сходных с маркировочными знаками и устройствами, принятыми для опознавания аэродромов, или сжигание пиротехнических изделий без разрешения администрации аэропорта, аэродрома, или устройство объектов, способствующих массовому скоплению птиц, опасных для полетов воздушных судов, — влечет наложение штрафа на граждан в размере до тридцати рублей и на должностных лиц — от десяти до пятидесяти рублей.

2) Процессуальные — определяют порядок (процедуру) реализации прав и обязанностей предусмотренных для управленческих общественных отношений материально административными нормами.

Примером может служить правило поведения закрепленное в статья 236 ГПК РСФСР (Дела по жалобам на действия административных органов или должностных лиц, рассматриваемые судом). Эта норма такова: в случаях, предусмотренных законом, суд рассматривает в порядке, установленном настоящей главой, жалобы граждан и должностных лиц на действия административных органов или должностных лиц, которым законом предоставлено право производить взыскания с граждан в административном порядке.

Еще в качестве примера можно привести статью 237 ГПК РСФСР (подача жалобы). Эта статья закрепляет следующее процессуальное правило:

«В течение десяти дней со дня вручения постановления административных органов или должностных лиц о наложении штрафа или о взыскании в административном порядке граждане или должностные лица вправе обжаловать соответствующие действия административных органов или должностных лиц в суд по месту жительства. Подача жалобы приостанавливает взыскание в административном порядке».

Существует две разновидности процессуальных норм:

2.1 ) административно-юрисдикционные — это такие нормы которые обеспечивают принудительное осуществление обязанностей и прав в сфере государственного управления.(примером служат нормы, относящиеся к институту производства по делам об административных правонарушениях.

2.2 ) административно-процедурные — нормы регламентирующие порядок совершения различного рода организационных действий аппарата управления(согласование тех или иных действий, порядок проведения совместных мероприятий).

Деление административно-правовых норм по их содержанию имеет важное значение при изучении курса административного права, позволяя группировать в определенной последовательности объемный нормативный материал.

ь В зависимости от адресата нормативных предписаний нормы административного права делятся на:

1) Нормы, регулирующие положение органов государственного управления. Эти нормы определяют порядок создания, реорганизации и ликвидации органов управления, устанавливают их компетенцию и их организационную структур; формы и методы осуществления исполнительной и распорядительной деятельности; взаимоотношения между различными звеньями аппарата управления; ответственность органов государственного управления и т.д.

2) Нормы, регулирующие правовое положение административных управленческих работников аппарата управления, т.е. государственных служащих. Эти нормы например закрепляют принципы государственной, гражданской службы; устанавливают порядок комплектования личного состава органов государственного управления; правила прохождения государственной службы; объем обязанностей и прав служащих, их ответственность и т.п.

3) Нормы, регулирующие административно-правовое положение государственных предприятий, учреждений и организаций. Эти нормы например устанавливают порядок их образования, реорганизации и ликвидации, устанавливают их компетентность, подчиненность, формы и методы действия их администрации.

4) Нормы, устанавливающие правовое положение общественных объединений. Эти нормы закрепляют основы отношений общественных объединений с органами государственного управления. Устанавливают объем полномочий юридически властного характера. Организационно-правовые формы управленческого участия в государственном управлении, методы государственного регулирования их деятельности и др.

5) Нормы, определяющие административно-правовой статус граждан. Эти нормы устанавливают права и обязанности граждан в области государственного управления, определяют основы взаимоотношений граждан с органами государственного управления и др.

ь Важное значение, также имеет деление административно-правовых норм по порядку действия во времени, в пространстве и по кругу лиц (данный вопрос освещается в §1.3).

ь Действие административно-правовых норм в пространстве связано с положением органа, издавшего акт. Исходя из этого, различают нормы, действующие на территории Российской Федерации, субъектов Федерации или региона.

ь Нормы административного права подразделяются в зависимости от объема управленческих общественных отношений:

1) Общие — это такие нормы которые, регулируют отношения типичные для всей системы государственного управления(в области государственного и гражданской службы; в области применения мер административного ответственности.

2) Отраслевые, которые регулируют отношения складывающиеся в отраслевых системах государственного управления(в системе образования, банковской деятельности).

3) Межотраслевые — нормы которые регулируют отношения в сфере управления(в области тарифной политики, ценообразования).

ь По юридической силе выделяют:

1) Нормы административного права, содержащиеся в законах.

2) Содержащиеся в подзаконных актах.

ь По кругу физических лиц действие административно-правовых норм связано с распространением устанавливаемых ими правил на всех граждан либо на отдельные их группы (военнослужащие, беженцы, работники определенного министерства и т.д.) — это так называемые специальные субъекты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *