Нормы предоставления земельных участков

Нормы предоставления земельных участков

Содержание

Условия предоставления земель

ЮСОбщие действующие безотносительно региона условия, при которых предоставляются льготные земли многодетным семьям, в 2016 году не изменились. Необходимо:

  • наличие 3-х и более детей с возрастом до 18 лет;
  • если есть дети до 23 лет, не приносящие доход, но учащиеся ВУЗов ;
  • семья обязана быть прописана в данном регионе по сроку не меньше 5 лет ;
  • между отцом и матерью брак должен быть законно оформлен ;
  • все члены семьи обязаны быть гражданами России ;
  • получить участок, можно при условии не имея территории России другой земли .

Ответ на вопрос можно ли получить землю от государства за третьего ребенка однозначен. Можно. Только следует учитывать, что статус многодетной семья получает, только если все три ребенка в семье несовершеннолетние. Если ребенок перерос этот предел и не является студентом ВУЗа, то в число детей для определения статуса семьи он не входит.

По закону на участок могут претендовать отец и мать, в одиночку воспитывающие детей. Все члены семьи получают право на равную долю владения землей. Участок можно использовать для любых целей. построить жилой дом, летнюю дачу, заниматься фермерством.

Отказ для предоставления земельного надела может быть вынесен, если:

  • у родителей есть постановление о лишении родительских прав;
  • если хотя бы один член из семьи полностью материально содержится государством;
  • предоставлена ложная информация;
  • при смене гражданства кого-то из родных.

Действие программы в 2017—2018 году

Предполагалось, что в 2017—2018 году программа по обеспечению многодетных семей землей во многих регионах прекратит действовать. Это связано с отсутствием земли для бесплатного распределения. Точную информацию по конкретным регионам следует уточнять на сайтах региональных отделений Министерств Имущества и Земельных отношений. Что касается федеральных настроений, возможно, в будущем власти примут меры, чтобы улучшить ситуацию густонаселенных районов России.

Пока еще можно успеть «заскочить в последний поезд», ориентируясь на региональные новости, потому что никаких изменений в федеральном законодательстве (см. Федеральный закон «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс Российской Федерации» от 14.06.2011 N 138-ФЗ ) на этот счет не произошло .

Следует учитывать также то, что с 1 марта 2015 года вступили в действие поправки к основному закону, регулирующему выдачу бесплатных земель многодетным семьям. С этого момента местные власти могут регулировать круг желающих. По сути, претендовать на бесплатный участок сможет не каждая семья, а только те, кто относится к категории нуждающихся .

Помимо этого в законе весьма неоднозначно было прописано, что местные власти могут оказывать иную помощь многодетным семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Отсюда многие средства массовой информации начали активно обсуждать вопрос, могут ли многодетным семьям вместо земли выдавать квартиры. Ничего, кроме скептицизма такая возможность не вызывает.

Дело в том, что даже земельные участки смогли получить всего 40 % от подавших заявки. Такой низкий процент связан с низким качеством предлагаемой земли (в отдаленных от инфраструктуры местах, например). В связи с этим, крайне сомнительно, чтобы региональные бюджеты смогли потянуть такую нагрузку, как раздача квартир всем многодетным семьям. Вполне вероятно, что «иная помощь» — это льготные проценты по ипотечным кредитам. и это максимум на что можно рассчитывать.

Оформление прав на землю

Если право на получение безвозмездного участка земли установлено, то следующим шагом будет сбор и подача пакета документом. Учитывая количество правоустанавливающих документов, он является самым трудоемким звеном во всей цепочке дел. К документам, необходимым к предъявлению, относятся:

  • собственноручно заполненное заявление о выделении земельного участка;
  • паспорта родителей и документы, свидетельствующие о рождении детей;
  • документы о заключении брака или расторжении союза;
  • выписка из домой книги с регистрацией всех членов семьи;
  • выписка из ЕГРП об имеющихся объектах недвижимости;
  • выписка из органов БТИ об имеющихся объектах недвижимости;
  • соответствующие документы с органов опеки.

Заявление со всем пакетом документов необходимо подать в уполномоченный орган местного самоуправления. Таким органом, исполняющим обязанности муниципального образования в вопросе выдаче земельных участков многодетным семьям, зачастую является палата или комитет земельных отношений. Список бумаг может варьироваться в зависимости от региона. Некоторые документы могут быть исключены, ввиду того что могут быть затребованы из соответствующих органов самостоятельно.

Для ускорения процесса подать документы можно в электронной форме через портал государственных услуг. Однако это не освободит от необходимости в дальнейшем от предоставления оригинальных документов. Если у соответствующего органа не возникло вопросов, то он в течение месяца принимает решение о постановке семьи на учет для дальнейшего выделения участка земли на безвозмездной основе под возведение дома.

Документы, необходимые для получения участка

Какие документы должны быть предоставлены для подтверждения права на земельный участок? Фото № 2

Также как и условия предоставления участка, документы для его получения могут изменяться в зависимости от региона проживания многодетной семьи. Среди них основными являются:

  • свидетельство о рождении всех несовершеннолетних детей (копии);
  • если семья полная, то нужно предоставить копию свидетельств о браке;
  • документы, подтверждающие правдивость регистрации каждого члена семьи в их доме (для этого нужно сделать выписку из домовой книги);
  • бумага. в которой указан состав семьи;
  • справка из органов попечительства о том, не лишены ли родители родительских прав;
  • паспорта родителей (копии);
  • для семей с усыновленными детьми, нужно еще предоставить свидетельства об усыновлении, а также документ о том, что усыновление за этот срок не отменилось.

После приема документов, муниципальные органы должны принять решение о предоставлении или непредоставлении земельного участка обратившемуся гражданину. В среднем, время на принятие решение составляет около 1 месяца. Но есть и случаи, когда решение выносилось через три дня после подачи документов.

Срок принятия решения

После получения полного пакета документов органы местного самоуправления обязаны в течение 30 календарных дней вынести решение о постановке данной многодетной семьи на очередь либо об отказе в постановке.

Лидирует в скорости Ивановская область, где решение о постановке в очередь на земельные участки принимается в течение трех дней. В случае положительного решения о выделении земли семье присваивается порядковый номер, ибо участки многодетным семьям выделяются в порядке очередности.

Что касается срока, в который земельный участок передается семье, закон определяет его как не более, чем один год.

Бесплатная земля для многодетных семей может быть выдана только один раз и только на территории того муниципального образования, где семья проживает.

Участки, выданные многодетным, могут использоваться семьей по собственному усмотрению, в том числе проданы. При этом семья может отказаться от выделенного участка, если он по каким-либо причинам не подходит, но после отказа вставать на очередь придется заново.

Отказать в выделении земельного участка может и орган власти.

Информация о программе

Российское правительство с помощью новых законов и поправок к уже действующим законам пытается наладить вопросы, связанные с жильем у семей, имеющих более 3-х детей.

Так, в 2011 году был разработан новый закон на федеральном уровне, который вносил поправки в Земельный кодекс РФ и Закон о содействии развитию строительства жилищного плана.

Согласно закону, молодые супруги, и семьи, у кого есть больше 3-х деток, могут безвозмездно получить участок земли от государства, чтобы построить на нем дом.

В законе указаны условия, порядок получения и перечень нужных документов.

Согласно поправкам, были разработаны специальные программы на региональном уровне, направленные на поддержку существования молодых супругов.

Ведь семья представляет собой ячейку общества и опору правового государства, одной из главных задач которого является сохранение ее способности к нормальной жизни и существованию.

Одна из программ и есть бесплатная выдача земельных участков от государства молодой семье или супругам с большим количеством детей.

Таким образом, кроме помощи финансового плана, правительство ищет новые пути для преодоления кризиса в сфере жилища.

Потому как, довольно большое количество молодых семей просто не в состоянии самостоятельно купить себе жилье, а государственные программы, направленные помощь в покупке жилья не могут преодолеть такую задачу глобального значения.

Предоставление земельных участков

Условия и законный порядок, согласно которым будут предоставляться земли, принадлежащие государству или муниципалитету, подлежат регулированию Земельным кодексом РФ и Законом, на основании которого земли предоставляются в бесплатное владение, пользование и распоряжение.

Обычно участки даются семье в том месте, где она проживает, либо работает на их выбор.

Случаи и порядок регламентируются законами федерального уровня и субъектов РФ.

Данные участки могут дать, если есть свободные земли, которые указываются в Едином перечне уже сформированных участков земли, которые планируется выдать бесплатно этим семьям. Перечень обновляется каждый квартал.

На земельные участки, которые выделены под предоставление для молодых семей заранее торги не осуществляются.

Они даются по договору аренды, который заключается на время строительства, с дальнейшим оформлением его в собственность на безвозмездной основе, но только после того, как он пройдет регистрацию и на него будет получены права собственности.

Молодая семья с детьми тоже может получить земельный участок без торгов, бесплатно, но каждый член, включая детей будет иметь на него равную долю собственности.

Все заявления от таких семей ставятся в определенную очередь, по которой и выдаются земли. Исключением могут быть случаи, указанные в законодательстве.

Условия получения

Для получения таким образом земельного участка молодым семьям не стоит забывать о следующих требованиях, которые на сегодняшний день являются обязательными:

  1. Наличие официальной подписи у пары в ЗАГСе.
  2. Наличие более 3-х деток, которым нет 18-ти лет, либо мать или отец – одиночки. Дети при этом должны жить в родной семье.
  3. Наличие гражданства РФ у всех членов семьи.
  4. Наличие прописки в одной квартире или доме не меньше 5-ти лет (у супругов и детей).
  5. Семья не имеет другой недвижимости и земли у себя в собственности.

Если у одного из супругов уже есть участок земли, который принадлежит муниципалитету, то получить в собственность землю по государственной программе, может только второй супруг и лишь в том случае, если его площадь не будет больше 15 соток.

Это норма распространяется по всей территории России. Власти РФ планируют в будущем увеличить этот размер.

Правом на получение земельного участка молодой семье можно воспользоваться только раз в жизни, при этом каждый член семьи будет иметь по одинаковой доле на него.

Распределяют земли в соответствии с программой местные власти регионов.

Надо встать в очередь и собрать всю документацию. Когда заявка будет рассмотрена и органы примут решение выдать участок, семья получит сертификат.

Но у данной программы есть существенный недостаток – если на земле в течение года не будут производиться строительные работы, то государство заберет его обратно.

Необходимые документы

Чтобы бесплатно получить кусок земли, надо написать заявление в местные органы (реестр участок земли) по месту, где живет семья. В нем надо указать цели, для чего будет использоваться земля, и собрать необходимую документацию, это:

  • паспорта супругов;
  • свидетельства о рождении детей (всех без исключения);
  • паспорт и доверенность, заверенная в нотариате (если заявление подает представитель от семьи);
  • заявление;
  • выписка из книги домовой;
  • справка, которая подтверждает, что у семьи нет другой собственности на землю или квартиру.

Все документы не должны содержать исправлений, подчисток, быть правильно заполненными.

Если у заявителя не получается собрать и подать всю документацию, то местный орган управления за 3 дня дает запрос в местное отделение росреестра, чтобы получить выписку из ЕГРП.

После заявление принимается к рассмотрению, срок месяц, хотя может затянуться до года.

Когда будет дан положительный результат, надо подготовить и оформить все бумаги, чтобы зарегистрировать право собственности на участок.

Если семье будет отказано, то заявление можно написать еще раз или обратиться в судебные органы.

Как происходит выдача?

После получения положительного ответа семья ставится на учет. Если местные власти имеют землю, подходящую по всем параметрам, то молодая семья получает уведомление о выделении им земельного участка с указанием адреса ее нахождения и параметров.

Заявитель должен не позже 5-ти суток дать свое согласие или отказаться от земли, направить об этом письмо в региональные власти.

Если он отказывается, то участок передается другой семье согласно очередности.

Если он соглашается, то органы заключают с ним договор о передаче земли на безвозмездной основе для строительства на нем собственного дома, либо заключается договор аренды. Договор подлежит регистрации в росреестре.

Если подходящего участка, описанного в заявке, у органов нет, но в будущем есть возможность его предоставить, то семью ставят на учет.

Однако закон, позволяющий получить землю бесплатно, не всегда соблюдается властями. Семья может числиться на учете, а вот в очереди нет.

Основной закон дает органам муниципалитета срок один год, чтобы они смогли выделить семье землю под строительство. Но в разных областях количество земель тоже разное, их может не хватать.

Так, в одном регионе власти могут и за месяц предоставить землю, в другом, более населенном, супруги могут ждать довольно долго.

Власти не торопятся искать пути исправления подобной ситуации, только усложняют процесс, выдача участка в этом случае приостанавливается на неопределенный срок.

Таким образом, получить бесплатно землю и построить на ней дом молодые супруги могут, если воспользуются государственной программой при наличии всех оснований для этого.

Земли выдаются бесплатно, если они есть в наличии у региональных органов власти, если же нет, то семья ставится на учет и ждет свой участок, согласно очередности.

Получить бесплатно землю можно, если будут соблюдены основные условия – наличие российского гражданства, прописки, официального брака, более 3-х деток, которым нет 18-ти лет, отсутствие другого недвижимого имущества у семьи.

Для этого надо собрать и подать документы, заявление рассматривается и выносится решение по каждому индивидуальному случаю. Власти также могут отказать в предоставлении земли по некоторым причинам, тогда можно подать заявление заново или обратиться в суд.

Новый порядок предоставления земельных участков — один из элементов большой реформы

С 1 марта 2015 г. в России вступил в силу новый порядок формирования и предоставления земель из государственной и муниципальной собственности физическим и юридическим лицам. Ключевые моменты нового порядка отражены в Федеральном законе от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 171-ФЗ). Эти нововведения являются частью проводимой сейчас масштабной земельной реформы. В целом они призваны сделать более понятным и прозрачным процесс приобретения участков как в аренду, так и в собственность.

Закон № 171-ФЗ разрабатывался и принимался с целью усовершенствования процедуры предоставления земельных участков и градостроительного регулирования. До этого момента порядок предоставления земельных участков не был должным образом урегулирован в законодательстве. Например, ранее в распоряжение физического или юридического лица мог попасть только земельный учас­ток, который обладал всеми необходимыми характеристиками: границами, кадастровым номером. Кроме того, такое было возможно только при наличии у земельного участка правообладателя. Также зачас­тую на практике вызывала большие сложности передача несформированных земельных участков, особенно из государственной собственности. Теперь эти и многие другие моменты в процедуре предоставления земли претерпели изменения.

Кроме того, следует отметить, что законодатель ввел в ЗК РФ понятие «земельный участок». Согласно п. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных законом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Изменились условия предоставления земельных участков

Нововведения устанавливают новый основной принцип, при котором сначала происходит планирование использования территории, а затем предоставление земельного участка в соответствии с определенной ему функцией, а не наоборот, как было до внесения изменений.

Теперь образование земельных участков из земель или участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих до­кумен­тов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, проектная до­кумен­тация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

Тем самым старая процедура предварительного согласования места расположения объекта упразднена. При этом новый порядок определения границ земельного участка теперь никак не связан с основаниями его предоставления. Важно, что при отсутствии утвержденного проекта межевания территории образование земельных участков из земель или участков, находящихся в государственной или муниципальной собственнос­ти, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

Однако законом предусмотрены случаи, когда возможно формирование земельного участка исключительно при наличии проекта межевания: из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории (то есть комплексной застройки), из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам, в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии (например, если надо снести квартал ветхого жилья и на его месте построить новое), в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами (то есть опять же в границах квартала), для размещения линейных объектов федерального, регио­нального или местного значения (трубопроводы, ЛЭП и т.д.). Таким образом, масштабные вопросы освоения земельных участков требуют наличия проекта межевания, в остальных же случаях можно обойтись схемой расположения земельного участка.

В подготовке схемы земельного участка, помимо исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, могут участвовать граждане и юридические лица. Срок действия решения об утверждении схемы составляет два года. При этом, если границы земельного участка, который образуется в соответствии со схемой расположения участка, пересекаются с границами участка или участков, образуемых в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным после дня утверждения схемы расположения участка и до истечения срока действия решения о ее утверждении, образование земельного участка осуществляется в соответствии с утвержденной схемой его расположения.

Упразднена процедура получения участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта

С 1 марта 2015 г. установлен закрытый перечень до­кумен­тов — оснований перехода права на земельный участок, принадлежащий государству или муниципалитету. В соответствии с п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ основаниями возникновения прав на земельные участки, предоставляе­мые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, являются:

  • решение органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
  • договор купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за ­плату;
  • договор аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
  • договор безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

При этом по общему правилу продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, основным видом разрешенного использования которых является строительство зданий, сооружений, не допус­кается. Исключения из данного правила предусмотрены в п. 2 ст. 39.1 и п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ (в частности, к исключениям относятся земельные участки, образованные в результате раздела участка, предоставленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства и относящегося к имуществу общего пользования, этой некоммерчес­кой организации).

Следует также отметить, что новые правила не предусмат­ривают получение земли без торгов по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, а основными формами предоставления публичных земель для строи­тельства являются аренда и аукцион.

Теперь при проведении аукцио­на запрещается объединение двух и более земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в один лот аукциона, если иное не предусмотрено федеральным ­законом.

Также в соответствии с п. 14 ст. 39.8 ЗК РФ в договоре аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не могут устанавливаться требования к выполнению каких-либо работ или оказанию услуг, влекущих за собой дополнительные расходы арендатора, не связанные с предметом этого договора, если иное не установлено федеральным законом. Это означает прямой запрет на включение в текст договора каких-либо «социальных» или «инвестиционных» условий, имевших место в прежней ­практике.

Способы перехода прав на государственный или муниципальный земельный участок

Земельный кодекс в редакции Закона № 171-ФЗ устанавливает различные способы перехода прав на государственный или муниципальный земельный участок:

1) в собственность за плату (ст. 39.3 ЗК РФ).

Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только на торгах. Без проведения торгов в специальном порядке осуществляется продажа земельных участков для комплексного освоения территории, для индивидуального жилищного строительства, для ведения садоводства, огородничества, дачного, фермерского хозяйства, для собственников зданий, сооружений либо помещений в них;

2) в собственность бесплатно (ст. 39.5 ЗК РФ).

Предоставление государственного или муниципального земельного участка гражданину или организации в собственность бесплатно осуществляется на основании решения уполномоченного органа. В том числе в следующих случаях: лицу, с которым заключен до­говор развития территории; религиозной организации, имею­щей в собственности здания или сооружения религиозного или благотворительного назначения; муниципальным служащим в соответствии с подп. 7 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ, многодетным семьям в случаях, предусмот­ренных законом;

3) в аренду (платное временное пользование).

Согласно ст. 39.6. ЗК РФ земельные участки, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на торгах и без проведения торгов.

Без проведения торгов могут быть предоставлены земельные участки:

  • юридическим лицам в соответствии с указом или распоряжением Президента РФ;
  • юридическим лицам в соответствии с распоряжением Правительства РФ для размещения объектов социально-культурного назначения, реализации масштабных инвес­тиционных проектов;
  • юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного ­лица субъекта РФ для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвес­тиционных проектов;
  • юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения;
  • образованные из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленного для комплексного освоения территории, лицу, с которым был заключен договор аренды земельного участка;
  • образованные из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, членам данной некоммерческой организации или, если это преду­смотрено решением общего собрания членов данной некоммерческой организации, самой некоммерческой организации;
  • для завершения строительства собственникам объектов незавершенного строительства;
  • для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;
  • для освоения территории в целях строительства жилья экономического класса или для комплексного освоения территории в целях строительства жилья экономического класса;
  • собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в некоторых случаях на праве оперативного управления;
  • образованных в границах застроенной территории — лицу, с которым заключен договор о развитии застроенной территории;
  • гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пунк­та, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
  • при изъятии арендуемых гражданином или организацией земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
  • в других перечисленных в ст. 39.6 ЗК РФ случаях;

4) в безвозмездное (временное) пользование (ст. 39.10 ЗК РФ).

В безвозмездное пользование земельные участки могут быть предоставлены ограниченному кругу лиц. В частности, органам государственной влас­ти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным), казенным предприя-тиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, в виде служебных наделов работникам организаций, религиозным организациям для размещения зданий, сооружений религиозного или благотворительного назначения на срок до десяти лет.

Отдельное внимание уделено праву безвозмездного пользования земельным участком гражданином. Гражданину может быть предоставлен земельный участок во временное пользование для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые работают в таких муниципальных образованиях по специальнос­тям, установленным законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет, если на земельном участке находится служебное жилое помещение в виде жилого дома, предоставленное этому гражданину, на срок права пользования таким жилым помещением. Подробный перечень приведен в ст. 39.10 ЗК РФ;

5) в постоянное (бессрочное) пользование (ст. 39.9 ЗК РФ).

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно органам государственной власти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным), казенным предприятиям, цент­рам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

Каждый способ приобретения земельного участка имеет свои особенности

Земельный кодекс РФ в новой редакции определил особеннос­ти приобретения земельного участка на торгах и без проведения торгов, а также за плату и бесплатно.

1). Приобретение земельного участка на торгах (ст. 39.11—39.13 ЗК РФ).

Образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона осуществляется в следующем порядке. Уполномоченный орган готовит и утверждает схему расположения земельного участка если участок к этому моменту не образован (это только предстоит) и отсутствует утвержденный проект межевания территории. Если же образование участка предусмотрено проектом межевания территории или схемой расположения участка, уполномоченный орган обеспечивает выполнение кадастровых работ, а также постановку на кадастровый учет и регистрацию прав на участок (за исключением случаев, если учас­ток образован из земель, государственная собственность на которые не разграничена). После этого уполномоченный орган получает технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (исключение — случаи, когда в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не преду­сматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освое­ния территории или ведения дачного хозяйства). После этих процедур уполномоченный орган принимает решение о проведении аукциона.

При этом по общему правилу объединение двух и более земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в один лот аукциона запрещено.

Немаловажно, что аукцион, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении участка гражданина или компании. В этом случае перечисленные подготовительные действия осуществляет само заинтересованное лицо.

2). Предоставление земельного участка гражданам бесплатно (ст. 39.19 ЗК РФ).

Предусмотрен порядок однократного предоставления земельного участка отдельным категориям граждан. Это граждане, имеющие трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иные граждане и (или) некоммерческие организации, созданные гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, и отдельные категории граждан в случаях, преду­смотренных законами субъектов Российской Федерации (Герои Социалистичес­кого Труда, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и т.д.).

3). Предоставление земельного участка под зданиями и сооружениями (ст. 39.20 ЗК РФ).

Исключительное право на приобретение земельного участка в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

При этом, если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, либо если на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве собственности, а другим — на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, такой земельный участок может быть предоставлен этим лицам в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

Уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о понуждении правообладателей здания, сооружения или помещений в них заключить до­говор аренды земельного участка, на котором расположены такие здание, сооружение, если ни один из указанных правообладателей не обратился с заявлением о приобретении права на земельный ­участок.

Все эти нововведения можно расценить как начало крупнейшей земельной реформы, которая устанавливает более понятные правила игры и облегчает условия приобретения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственнос­ти. Ожидается, что в результате реализации нового порядка на практике в оборот будет вовлечено большое количество новых участков, а государство получит дополнительный доход. Станут ли новые правила причиной нового витка судебных споров — покажет ­практика.

Распоряжение землей, находящейся в собственности государства, реализуется:

  • органом местного самоуправления (далее – МСУ) городского округа относительно земель, располагающихся на территории этого округа;
  • органом МСУ поселения относительно земель, располагающихся на территории поселения (если имеются принятые правила землепользования и застраивания населенного пункта);
  • органом МСУ муниципального района относительно земель, располагающихся на территории поселения, включенного в состав этого района (если отсутствуют утвержденные правила землепользования и застройки населенного пункта);
  • органами исполнительной власти городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) относительно земель, располагающихся на территории перечисленных субъектов (если закон не устанавливает осуществление указанных полномочий органами МСУ).

В собственность

Земельные участки передаются в собственность:

  • посредством проведения аукциона;
  • продажи земли без процедуры торгов;
  • на бесплатной основе.

Торги

Правила реализации торгов определены ст. 39.11-39.13 ЗК РФ.

Решение о проведении аукциона принимается уполномоченным органом по заявлению физического или организации.

Порядок подготовки к проведению аукциона для продажи или передачи в аренду участка по инициативе органов власти:

  • подготовка и утверждение органом власти схемы участка, если одобренного проекта межевания территории нет, и участок только образуется;
  • обеспечение органом власти проведения кадастровых работ;
  • госрегистрация прав на землю;
  • определение технических условий подключения участка к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • принятие решения о проведении аукциона.

Порядок подготовки к проведению аукциона по инициативе заинтересованного лица:

  • подготовка лицом схемы участка;
  • подача заявления об утверждении схемы участка с перечислением целей использования;
  • проверка органом власти оснований для одобрения или отказа в одобрении схемы в срок не более двух месяцев со дня получения заявления, принятие решения об отказе или подтверждении;
  • проведение заявителем кадастровых работ;
  • кадастровый учет земли и регистрация права собственности;
  • подача заявления на проведение аукциона с указанием кадастрового номера объекта;
  • обращение органа власти с заявлением о госрегистрации права собственности на землю;
  • получение технических условий подключения к сетям ИТО;
  • принятие решения о проведении аукциона в срок не более двух месяцев с момента подачи заявления.

По завершении подготовительного этапа заинтересованное лицо подает заявку на участие в аукционе по продаже земли со всеми необходимыми документами. Результаты аукциона оформляются в протоколе организатором аукциона.

Аукцион проводится в электронной форме за исключением случаев, когда земля передается физлицам или фермерским хозяйствам:

  • для ИЖС;
  • ведения ЛПХ;
  • ведения дачного хозяйства, садоводства;
  • осуществления фермерской деятельности.

Без торгов

Продажа участка без торгов может быть реализована в следующих случаях:

  • участок сформирован из земельного участка, переданного НКО, созданной физлицами для ведения дачного хозяйства и садоводства;
  • земля предоставляется физлицам для ИЖС или ЛПХ в черте населенного пункта, дачного или фермерского хозяйства согласно ст. 39.18 ЗК РФ;
  • другие случаи, описанные в ст. 39.3 ЗК РФ.

Бесплатно

Передача земель на бесплатной основе возможна в следующих случаях:

  • физлицам по окончании пятилетнего периода со дня получения земли в безвозмездное пользование для ведения ЛПХ или реализации фермерской деятельности;
  • физлицам по окончании пяти лет со дня получения земли в безвозмездное пользование для ИЖС или ЛПХ в муниципальных образованиях, установленных законодательством (гражданин должен иметь основное место работы в указанном МО по специальности, установленной законодательством);
  • в прочих случаях, определенных статьей 39.5 ЗК РФ.

В аренду

Передача земли в аренду осуществляется без проведения торгов или в виде аукциона.

Аукцион

Правила проведения аукциона обозначены в ст. 39.11-39.13 ЗК РФ.

Аукцион проходит в несколько этапов:

  • подготовка и организация аукциона на право заключения договора аренды земли, находящейся в собственности государства;
  • подача заявки на участие в аукционе и необходимых документов;
  • проведение аукциона на право заключения договора аренды с оформлением итогов в протоколе.

В соответствии со ст. 39.6 ЗК РФ, передача земли в аренду без проведения торгов возможна в следующих случаях:

  • по решению Президента РФ;
  • возведение объектов социального и культурного назначения, реализация крупных инвестиционных проектов (перечисленные объекты отвечают критериям, определенным постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 года №1603);
  • строительство объектов государственного и муниципального значения;
  • проведение объектов тепло-, электро-, газо- и водоснабжения;
  • правообладателям здания, под которым находится участок;
  • религиозным организациям;
  • для проведения бюджетных строек;
  • льготникам, в т. ч. многодетным семьям;
  • лицам для ИЖС, ЛПХ и КФХ в отдаленной сельской местности;
  • физлицам для сенокошения и выпаса скота;
  • переоформление из права бессрочного пользования;
  • взамен земли, изъятой для реализации государственных нужд;
  • участок образован из ранее предоставленной земли.

Основания для отказа

Основания отказа проведения аукциона:

  • нет сведений о возможности подключения объекта к сетям ИТО;
  • нет разрешения на использование земли или оно не отвечает целям использования, прописанным в заявлении;
  • участок не входит в определенную категорию земель;
  • объект предоставлен на ПБИ, безвозмездного пользования, пожизненного владения либо аренды;
  • земля изъята из оборота;
  • земля ограничена в обороте;
  • земля зарезервирована для государственных нужд;
  • земля предназначена для строительства объектов федерального, регионального или местного значения.

Основания отказа при предоставлении земли без торгов:

  • заявителем является лицо, не имеющее права на получение земли без аукциона;
  • земля изъята из оборота или ограничена в обороте;
  • разрешение на использование земли не соответствует целям, перечисленным в заявлении;
  • ЗУ предназначен для строительства объектов федерального, регионального или местного значения;
  • предоставление земли на заявленном виде прав невозможно;
  • площадь земли, указанная в заявлении, превосходит площадь, отмеченную в схеме или проекте межевания более чем на 10%.

Основания для образования участка

Образование участков из земель, принадлежащих государству, осуществляется согласно следующим документам:

  • проект межевания земли, утвержденный согласно ГРК РФ;
  • документ, отражающий месторасположение, границы и площадь участка;
  • схема местоположения участка на кадастровом плане (если отсутствует проект межевания).

Проект межевания территории

Образование участка осуществляется согласно проекту межевания:

  • из участка, выделенного на комплексное основание местности;
  • из участка, выделенного НКО, сформированной лицами для ведения дачного хозяйства и садоводства либо для ведения дачного хозяйства прочим юрлицам;
  • в пределах территории, относительно которой заключено соглашение о ее развитии;
  • в пределах элемента планировки, занятого многоквартирными зданиями;
  • для строительства линейных объектов федерального или регионального значения.

Проектная документация о местоположении и границах

Подготовка схемы ЗУ осуществляется в виде электронного документа. Подготовка на бумажном носителе допускается, если участок выделяется без проведения торгов.

При подготовке схемы учитываются:

  • утвержденная документация территориальной планировки;
  • правила строительства и землепользования;
  • проекты планировки местности;
  • положения об особо охраняемых природных объектах;
  • наличие местности с особыми условиями использования земли;
  • земли общего пользования;
  • красные линии;
  • границы участков;
  • расположение построек и объектов незавершенного строительства.

Схема содержит:

  • условный номер каждого участка (если образуются два и более участка);
  • площадь участка;
  • координаты точек границы участка;
  • границы формируемого участка;
  • информация об утверждении.

Требования к подготовке схемы утверждены приказом Минэкономразвития РФ от 27 ноября 2014 года №762. Подготовкой занимается орган государственной власти или МСУ.

Подготовка проводится на основании следующих документов:

  • утвержденный документ территориального планирования;
  • проект противопожарной защиты;
  • проект планировки территории.

Подготовка схемы при помощи официального сайта производится за плату. Если схему готовят органы государственной власти и МСУ, плата не взимается.

Утвержденная схема расположения

Решение об утверждении схемы заменяет (в случае выделения земли без аукциона):

  • решение о предварительном согласовании месторасположения объекта;
  • решение об образовании участка.

Утвержденное решение направляется в орган кадастрового учета. Информация, представленная в решении и схеме, отображается на кадастровых картах.

Особенности предоставления участков гражданам для ИЖС, ведения ЛПХ и т.п.

Заявитель занимается подготовкой схемы участка и подает заявление в орган МСУ о предварительном согласовании выделения земли. Орган МСУ в свою очередь публикует извещение о выделении земли для конкретных целей.

В этом извещении содержатся:

  • сведения о возможности выделения земли с указанием его целей;
  • сведения о праве физлиц или КФХ подавать заявление на участие в торгах;
  • адрес, способ подачи заявки;
  • срок приема заявок;
  • адрес месторасположения участка;
  • кадастровый номер, площадь земли;
  • площадь земли согласно проекту межевания или схемы, если участок только образуется;
  • адрес и время приема для ознакомления со схемой, составленной в бумажном виде.

Если в течение месяца поступили другие заявление, орган МСУ выносит решение об отказе в предоставлении земли без аукциона. Если заявление не поступали, и участок уже сформирован, остается только подписать договор купли-продажи или договор аренды.

В противном случае орган МСУ примет решение о предварительном согласовании выделения земли. Заявитель проводит кадастровые работы, подает в орган МСУ заявление о выделении земли и только после этого подписывается договор.

См. также:

  • Пошаговая инструкция покупки земельного участка у собственника.
  • Объясняем: как найти или проверить собственника земли.
  • Дачная амнистия продлена: Как оформить земельный участок в собственность.

Порядок предоставления земельных участков

Формы заявлений, перечни документов для предоставления земельного участка (дата размещения — 18.07.2019)

Образцы заполненных заявлений

Внимание! Успеть до 1 ноября!

Департамент земельных отношений администрации Перми информирует, что землепользователи, которые получили проекты договоров купли-продажи, но до сих их не подписали, в срок до 1 ноября 2018 года вправе обратиться в департамент и приобрести земельный участок по цене, указанной в договоре.

С 1 ноября 2018 года будет производиться отзыв ранее направленных договоров. Приобрести участок по цене, указанной в договоре, будет невозможно.

Дополнительную информацию можно уточнить по телефонам: 212-28-92, 212-61-90, 212-31-70.

Перечень земельных участков, которые можно до 1 ноября 2018 года выкупить по указанной в договоре цене.

В соответствии с действующим земельным законодательством департаментом осуществляются следующие функции:

— предоставление в собственность (бесплатно либо за плату), аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, без проведения торгов в соответствии с п. 2 ст.39.3 Земельного кодекса РФ, п.2 ст. 39.6, ст.39.5, ст.39.9, ст.39.10 Земельного кодекса РФ, Постановлением администрации города Перми от 04.09.2015 г. № 624 «Об утверждении административного регламента предоставления департаментом земельных отношений администрации города Перми муниципальной услуги «Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, без проведения торгов»

Порядок приобретения земельного участка без торгов в собственность бесплатно либо за плату, в аренду, в постоянное бессрочное пользование, приобретение земельного участка в собственность или аренду Собственником здания, сооружения, расположенного на земельном участке за исключением приобретения земельного участка для индивидуального жилищного строительства, садоводства

Порядок приобретения земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, для завершения его строительства однократно без проведения торгов (аренда на 3 года)

— предоставление в собственность бесплатно, аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и их садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям в соответствии с п.3 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, п.2 п.п.7 ст.39.6 Земельного кодекса РФ, Постановлением администрации города Перми от 05.11.2015 г. № 912 «Об утверждении административного регламента предоставления департаментом земельных отношений администрации города Перми муниципальной услуги «Предоставление в собственность бесплатно, аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и их садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям»

Порядок приобретения земельного участка без торгов в собственность за плату, в аренду для индивидуального жилищного строительства, садоводства

Порядок приобретения земельного участка без торгов в собственность за плату либо в аренду для садоводства членами некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства

Порядок приобретения в собственность земельного участка членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно в соответствии с Федеральным Законом «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 137-ФЗ»

— предварительное согласование предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности в соответствии со ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, Постановлением администрации города Перми от 04.09.2015 г. № 625 «Об утверждении административного регламента предоставления департаментом земельных отношений администрации города Перми муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности»

— перераспределение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (глава V.4 Земельного кодекса РФ)
Постановление администрации города Перми от 12.10.2015 г. № 744 «Об утверждении административного регламента предоставления департаментом земельных отношений администрации города Перми муниципальной услуги «Перераспределение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности»

Порядок перераспределения земельного участка, предназначенного для садоводства, индивидуального жилищного строительства, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

-выдача решения о размещении объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности на территории города Перми, без предоставления земельных участков и установления сервитутов

Постановление администрации города Перми от 10.07.2017г. №517 Об утверждении Административного регламента предоставления департаментом земельных отношений администрации города Перми муниципальной услуги «Выдача решения о размещении объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности на территории города Перми, без предоставления земельных участков и установления сервитутов»

— выдача разрешения на использование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности в соответствии со ст. 39.34 Земельного кодекса РФ

Изменение вида разрешенного использования земельного участка, предоставленного в аренду физическим лицам или юридическим лицам

— выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности на территории города Перми, без предоставления земельных участков и установления сервитута с п.3 ст.39.36 Земельного кодекса РФ

Выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности на территории города Перми, без предоставления земельных участков и установления сервитута

— согласование местоположения границ земельных участков в соответствии со ст.39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», п.3.5 решения Пермской городской Думы от 24.02.2015 № 39 «Об утверждении Положения о департаменте земельных отношений администрации города Перми»

Согласование местоположения границ земельных участков, являющихся смежными к земельным участкам, находящимся в муниципальной собственности, в индивидуальном порядке

— утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории

Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории

— заключение соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности в соответствии с главой V.3 Земельного кодекса РФ

— выдача копий архивных документов, подтверждающих право на владение землей
Постановление администрации города Перми от 17.02.2012 г. № 63 «Об утверждении административного регламента предоставления департаментом земельных отношений администрации города Перми муниципальной услуги «Выдача копий архивных документов, подтверждающих право на владение землей»

Выдача копий архивных документов, подтверждающих право на владение землей

Предоставление земельных участков под жилые дома

Предоставление земельных участков носит заявительный характер. Следует учитывать, что имеются ограничения в предоставлении в собственность земельных участков, при наличии которых следует отказ в предоставлении земельных участков.

Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов утверждены Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 января 2015 № 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов»

Предоставление земельных участков на территории города Перми

Согласно п.1 ст.39.3 и п.1 ст.39.6 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, заключение договоров аренды на такие земельные участки осуществляется на торгах, за исключением случаев, предусмотренных п.2 ст.39.3 и п.2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ.

Организатором аукционов по продаже земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и аукционов на право заключения договоров аренды на такие земельные участки является департамент имущественных отношений администрации города Перми (ул. Сибирская, 14).

Сведения о земельных участках, планируемых для продажи на торгах, размещаются на сайте администрации города Перми в разделе «Торговая площадка» и в Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь.

Таким образом, реализовать право на приобретение земельных участков можно, подав заявление в департамент имущественных отношений (ул. Сибирская, 14) на участие в аукционе по продаже земельных участков или права на заключение договора аренды земельных участков.

Решения о формировании земельных участков, предоставляемых на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии с полномочиями принимает департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми (ул.Сибирская, 15).

Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования

Ранее предоставленные юридическим лицам земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования подлежат переоформлению в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», которым предусмотрена обязанность юридических лиц, за исключением государственных и муниципальных учреждений, казенных предприятий, органов государственной власти и органов местного самоуправления, переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 01.07.2012 в соответствии с правилами статьи 39.20, установленными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Последствия нарушения сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающим наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати до ста тысяч рублей.

Для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицам необходимо обратиться в департамент земельных отношений (ул. Сибирская, 15, кабинет приема документов, цокольный этаж) с соответствующим заявлением и документами, необходимыми для принятия решения о переоформлении указанного права.

Присвоение адреса земельному участку в случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Порядок присвоения, изменения и аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса, установлен в соответствии с Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. N 1221.

В случае принятия департаментом земельных отношений администрации города Перми решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка или утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории департамент земельных отношений администрации города Перми не позднее 1 рабочего дня с даты издания распоряжения начальника департамента земельных отношений администрации города Перми (далее – распоряжение начальника ДЗО) направляет в департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми (далее — ДГА) копию распоряжения начальника ДЗО для присвоения адреса.

Акт о присвоении адреса земельному участку, подлежащему образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее — Акт), утверждается ДГА в срок не более чем 18 рабочих дней c даты поступления распоряжения начальника ДЗО.

ДГА вносит сведения о присвоении адреса в государственный адресный реестр в течение 3 рабочих дней с даты утверждения акта.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *