Нормы рабочего времени педагога психолога

Нормы рабочего времени педагога психолога

С 1 июня 2016 г вступил в силу закон «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

В приказе приведены новые особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников образовательных организаций.

Это вызвано принятием нового Закона об образовании. Так, расширен перечень показателей, учитываемых при установлении режима. Это в т. ч. продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку зарплаты), время, необходимое для выполнения дополнительной работы за дополнительную оплату по соглашению сторон трудового договора, объемы учебной (тренировочной) нагрузки (педагогической работы). Правилами внутреннего трудового распорядка организации в течение рабочего дня (смены) должен предусматриваться перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Пересмотрен ряд специальных положений. Ранее утвержденные особенности признаны утратившими силу.

Что качается работы педагога-психолога, то распределение осталось прежним:

Режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка организации с учётом:

выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;

подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе с участниками образовательного процесса, обработки, анализа и обобщения полученных результатов консультативной работы, заполнения отчётной документации. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в организации, так и за её пределами.

Источник: Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 г. N 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 июня 2016 г. Регистрационный N 42388.

Скачать документ: prikaz

График работы
Наш официальный график — 5/2. По идее, как у человека, который трудится в школе, у меня должна быть шестидневная рабочая неделя. Суббота — вроде как методическая: нужно сохранить 56 отпускных дней, поэтому с прошлого года её добавили как рабочий день. Но он ни в каких документах не проходит и никак не оплачивается. Просто если нам по-каким-то причинам нужно быть в школе, то мы приходим, но это не всегда необходимо. Сейчас я работаю всего четыре дня в неделю — договорилась с руководством о перераспределили часов, и теперь могу подрабатывать в другом месте.
Обычно у психолога 36-часовая рабочая неделя, но все по-разному распределяют своё время. По одному из старых положений, которое было издано департаментом образования, психолог обязан отрабатывать 18 практических и 18 методических часов, как и учитель. В том документе было прописано, что практические часы мы должны выполнять на рабочем месте, а методические, при наличии кабинета и нужного оборудования, по согласованию с администрацией.
Три года назад я устраивалась именно на таких условиях. Я клинический психолог и никогда не хотела работать в школе, но меня заманила такая свобода. Потом у нас поменялось начальство, но я постаралась сохранить те условия, на которых пришла. Для меня это важно — мне кажется, что 36-часовая или 40-часовая рабочая неделя не всегда бывает эффективной. Иногда свою работу можно выполнять за меньшее количество времени, но более интенсивно. У меня, например, нет времени для того, чтобы распивать чаи, болтать с учителями о жизни или заказывать новые комплекты белья для спальни. (смеётся)
Я просто прихожу, делаю свою работу, веду занятия и ухожу. В итоге работаю где-то 22 практических часа. Но так, конечно, не у всех — мои коллеги из других корпусов отсиживают на работе все 36 часов. Благодаря тому, что я клинический психолог и, помимо прочего, закончила несколько больших курсов переподготовки, я могу предложить много крутых штук для того, чтобы заинтересовать руководство и быть полезной в школе.
Реорганизация и зарплаты
До реорганизации моя зарплата была 45 тысяч рублей — школа так решила. Потом, когда наши школы объединили в учебные комплексы, зарплата психологов оказалась 31 тысяча без вычета налогов. По каким-то причинам новый директор решил, что сорок пять — многовато для психолога.
На протяжении прошлого года я получала 31 тысячу. В этом году наше руководство полностью поменялось, и я приходила к ним, много говорила о том, что, на мой взгляд, это чрезвычайно низкая зарплата — на эти деньги человеку в Москве тяжело прожить разумно. И это в то время, когда в соседнем детском саду воспитательница получает 40 тысяч рублей, хотя наш уровень знаний и наша подготовка не стоят на равных.
Зарплату в итоге повысили всем психологам — подняли базовую ставку с 31 тысячи до 37. Но мне всё ещё кажется, что это не очень справедливо: психолог должен получать хотя бы наравне с остальными педагогами. Даже просто потому, что в обозначении нашей должности написано: «педагог-психолог». Конечно, мы не ведём больших занятий каждый день, но, тем не менее, у нас тоже много групповых тренингов. И все часы, которые нам положены, мы тоже отрабатываем, а иногда — и перерабатываем.
Зарплата рядового педагога в нашей школе с реорганизацией не изменилась, осталась где-то на уровне 45 тысяч. А вот всем специалистам дополнительного профиля её решили понизить.
Со времени реорганизации премий у нас почти не было. Один раз в год, в августе, выдают по несколько тысяч рублей. В прошлом году мы получили по 10 тысяч. Для этого мы заполняли кучу бумаг, и нам платили по каким-то коэффициентам за заслуги. Для специалистов дополнительного профиля такая анкета оценивания плохо разработана. В основном там ориентируются на классных руководителей и на учителей-предметников. Некоторые вопросы звучали так: «сколько у вас отличников?», «сколько получили 100 баллов за ЕГЭ?». И как я, психолог, должна выполнить этот «тест»? Тут нам сразу идёт минус, и я ничего не получаю. При этом до реорганизации у нас были регулярные и хорошие выплаты по триместрам.
Когда сама школа получала финансирование, она сама и распределяла бюджет, то есть мы жили гораздо лучше, как это ни странно. В принтер всегда была заправлена краска, всегда была бумага, например. Если нужны были какие-то канцелярские вещи для занятия, можно было прийти к директору или завхозу и сказать: «мне вот нужно, у меня закончилось», и это быстро добывалось. С тех пор, как нас реорганизовали, полгода никого просто не волновало, есть ли у нас всё необходимое. А уж про бумагу вообще забудьте.
В прошлом году мне понадобился клей-карандаш для одного занятия. Директор сказал: «А почему вам нужен клей для занятий? Это не соответствует вашим должностным обязанностям. Напишите мне заявление с объяснением».
Сейчас мне очень нравятся люди, которые пришли к нам на руководящие должности. Но всё равно пока очень сложно наладить всю систему и общий быт внутри школы за те полгода, которые мы вместе работаем. Но вообще, конечно, это утопия — на полгода вперёд заказывать материалы, предугадывать то, что тебе будет нужно. От этого страдают все государственные учреждения.
Контроль
Раньше нас не так сильно контролировали через бюрократию. Сейчас с меня периодически требуют протоколы бесед. Я их не показываю, но нужно, чтоб я их заполняла. Хотя, по моим сведениям, в официальную документацию это не входит. Выглядит это так: у меня есть простые листы А4, в которые я пишу, когда разговариваю с человеком. Теперь с меня просят, чтобы я на официальный бланк переписывала всё еще раз.
Наш куратор (должность директора школы в учебном комплексе — прим. ред.) очень адекватно относится к сотрудникам. Эти документы обычно спрашивает какая-нибудь комиссия по делам несовершеннолетних. Бывает, комиссия приходит и требует план проверки, например, план по профилактике. Они говорят: «Где отчёт? Где документ, подтверждающий, что всё это было?». И им нужно предоставить какой-то протокол. Или же, например, проведена была беседа с ребёнком. «Где протокол?». Не докажешь же, говорила ты с кем-нибудь или нет, делала что-то по плану или нет.
Всё готовится для того, кто приходит с проверкой. И это ужасно. Это съедает много твоего времени, а проверку не волнует качество твоей работы или то, как ты её сделала. Их волнует просто наличие планов, отчётов, протоколов… Тогда ты крутой, тогда ты молодец. Вот, общем-то, и всё. А если у тебя бумажек нет, никто не спрашивает детей. Никто не приходит и не смотрит на то, что ты с ними делаешь, как ты с ними работаешь. А ведь можно любые бумаги написать.
О работе
Я работаю со всеми участниками образовательного процесса, включая детей, родителей и сотрудников школы.
Я долго боролась со своей профессией после поступления в институт. На самом-то деле я мечтала быть артисткой, восемь лет училась в театральной студии. Но потом, на 4 курсе, я полюбила свою специальность. После 4 курса я начала преподавать в государственном медицинском центре, вела развивающие занятия для малышей и актёрское мастерство.
Театр очень близок к психологии. Актёрские тренинги направлены на развитие таких способностей, как память, внимание, мышление, речь, фантазия. Это всё то, что делает психология в развивающих занятиях. Просто акцент чуть-чуть смещён, а упражнения одни и те же.
Чем больше тебя видят дети, тем больше упрощается твоя работа. Тут, наверное, помогает молодость — мне не всё равно и я стараюсь делать вещи, которые мне интересны. В нашей системе образования достаточно много педагогов, которые уже почти на пенсии и которым бывает безразлично, будет у ребёнка пять, три, два или десять. Они просто проводят свои уроки и уходят домой.
Я стараюсь не дружить ни с какими учителями — в бытовом смысле. Наверное, если бы я работала здесь десять лет, то какие-то связи бы завязались, но моя позиция в том, что школьный психолог не должен быть включён в личностные взаимоотношения с теми людьми, с которыми работает. Иногда мне приходится брать на себя роль эксперта, когда я должна прийти и, например, проанализировать то, как учитель ведёт урок. Если я буду дружить с кем-нибудь из них, то могу быть необъективна.
В моей практике самый проблемный возраст — 7−8 классы. Они уже вливаются в подростковую тусовку и подвержены разным влияниям. У меня в школе, например, много детей, которые режут себе руки, много думают и говорят о смерти, сидят в тематических группах в социальных сетях. Везде, конечно, свои проблемы. Но для меня это самые острые классы.
У меня, как у психолога, работают принципы конфиденциальности. До того момента, как только мне ребёнок или взрослый не расскажет о чём-то, что может угрожать либо его жизни, либо жизни других. Если речь идет о чём-то незаконном, я обязана буду сообщить сначала его родителям, а потом поставить в известность администрацию. Я всегда предупреждаю об этом детей: «да, мы с тобой разговариваем и я ни о чём не расскажу учителям или классному руководителю, пока не возникнут два этих случая». Всё остальное — это правда конфиденциальная информация. Всё-таки я не дружу с учителями, я не иду и не докладываю им. Но, безусловно, если какие то дети начинают меня волновать, то я немного говорю об этом с педагогом. Но никогда не пересказываю всё содержание беседы.
Мой актёрский опыт помогает мне в работе. Благодаря этому, кстати, я сделала интересный проект — марафон психологической подготовки к экзаменам. В течение двух недель после пятой перемены у нас было двадцать минут. Девятиклассники и одиннадцатиклассники приходили в специальный кабинет, где есть только ковёр — там у нас можно побеситься. Мы с ними делали разные упражнения и игры, которые, на мой взгляд, помогали снимать стресс, напряжение, учили быстро концентрироваться и расслабляться. Мы формировали какую-то команду, группу поддержки — там можно было поговорить о своих переживаниях. Или наоборот перестать говорить об экзаменах и о чём-нибудь другом подумать. Там мы рисовали, делали асаны из йоги (когда ты просто лежишь и расслабляешь тело). Мне кажется, это был интересный контакт: мы просто пятнадцать минут лежали на полу и слушали музыку.
В начале и в конце я давала детям возможность оценить по нескольким параметрам своё самочувствие, но пока ещё не успела обработать результаты. Я хочу написать статью про этот марафон и посмотреть, был ли там какой-то сдвиг. Но одиннадцатиклассники сначала походили-походили, а потом немножко забросили. Они вообще такие занятые, на кривой козе к ним не подъедешь. (смеётся)
О перспективах в школе
Перспектив нет. Меня это очень расстраивает. Думаю, это мой последний год работы.
Я пока не знаю, куда пойду. Я просто устала от государственной системы. Иногда бывает очень сложно, хотелось бы большей гибкости. Несмотря на то, что я всеми своими силами добилась той свободы, которая мне нужна, мне, тем не менее, не хватает роста. Мне кажется, что в свои 24 года я неплохо работаю, и мне бы хотелось разворачиваться куда-то вверх, вырастать. Пока что на моей должности я не очень это ощущаю.

День психолога – профессиональный праздник психологов, тренеров личностного роста, слушателей курсов, участников психологических курсов. К торжественным мероприятиям присоединяются преподаватели, студенты, выпускники профильных учебных заведений.

В России в 2020 году День психолога отмечается 22 ноября и проходит на неофициальном уровне 21-й раз.

Цель праздника – повышение престижа профессии психолога и признательность за труд специалистов, приобщение людей к посещению психологов.

К празднику приурочивают курсы повышения квалификации и семинары. Отличившимся специалистам вручают дипломы и грамоты.

История праздника

День психолога в России носит неофициальный характер. Его основал в 2000 году Московский государственный университет. Выбранная дата имеет символическое значение. Она приурочена к Учредительному съезду Российского психологического общества, который прошел 22 ноября 1994 года.

Традиции праздника

По сложившемуся обычаю в этот день устраиваются корпоративные застолья. Руководители обращаются к виновникам торжества, благодарят их за труд, вручают им почетные грамоты и дипломы. Проводятся конкурсы на ловкость и эрудицию.

На телевидении и радиостанциях транслируются передачи о профессии психолога. Берутся интервью у выдающихся деятелей области. Они рассказывают о проблемах и успехах, собственных исследованиях и их результатах.

В канун праздника проходят семинары и курсы повышения квалификации.

Задание на день

Прочтите книгу или статью по психологии на интересующую вас тематику.

Интересные факты

  • К депрессии могут привести как отрицательные, так и положительные события. Например, новая работа, вступление в брак, окончание университета.
  • Чтение является одним из лучших способов борьбы с тревогой и стрессом. Этот способ очень быстрый и эффективный. Чтение помогает лучше, чем прогулки, чаепитие или прослушивание музыки.
  • Стрессу наиболее подвержены люди в возрасте от 18 до 33 лет. После пересечения рубежа 33 года риск появления стресса снижается.
  • Среди сценариев ночных кошмаров чаще всего преобладают падение, смерть близкого человека, преследование, парализованность и опоздание.
  • Человек, который спит в прохладной комнате, имеет выше шанс увидеть ночной кошмар.
  • Люди, которые спят меньше 5 часов в сутки, чаще страдают психическими расстройствами, чем те, которые спят 8-9 часов.

Тосты

«Поздравляю с Днем психолога в России! Желаю совершенствования профессиональных навыков, прекрасной работы, интересных случаев и благодарных посетителей. Хорошего настроения, интересных тренингов, признания на всемирном уровне и положительного мышления»!

«Психолог – это главный, незаменимый специалист для нашего душевного состояния. Психолог – это человек, которому мы можем открыть свою душу, поделиться самым сокровенным. Психолог – это человек, у которого есть призвание, талант, подход и добрая душа. Сегодня большой праздник – профессиональный День психолога. Пусть сегодня вам сопутствует только радость и удача. Пусть благодарные пациенты подарят вам красивые букеты цветов. Пускай для вас звучат прекрасные поздравления, и в вашу честь прогремит огромный салют, вы этого заслужили. Благополучия и везенья вам, достатка и уюта в доме, радости и вдохновения в работе. Будьте всегда счастливы».

«Один мудрец сказал, что душа человека подобна драгоценному камню. Без должной огранки и оправы она не может сиять всеми граням. Продолжая его мысли, разумно сравнить психолога с умелым ювелиром, который понимая ценность камня, умеет создать из него настоящее сокровище, оттенить его краски. В День психолога я хочу пожелать вам хорошего настроения и улыбок на каждый день, а также новых достижений в вашей ювелирной работе, благодаря которой души людей играют светом, совсем как бриллианты»!

Подарки

Букет цветов. Букет цветов послужит сдержанным и деловым подарком психологу в профессиональный праздник. Такой презент будет уместным от коллег и от клиентов.

Книга. Книга по интересующему направлению психологии или биография выдающегося деятеля этого направления станет отличным презентом к празднику.

Дизайнерская ручка. Стильная дизайнерская ручка станет практичным презентом. Именная гравировка сделает такой подарок памятным сувениром.

Аксессуары для кабинета. Маятник, метроном, настольная песочница – аксессуары, которые украсят кабинет психолога и окажутся полезными в работе.

Конкурсы

Ассоциации
Этот конкурс подойдет для небольшой компании. В игру вовлекаются все гости праздника. Ведущий выбирает одного человека, который временно покидает комнату. В его отсутствие методом жеребьевки выбирается один человек из компании. Все гости праздника должны придумать ассоциации, связанные с этой персоной. Затем первый участник возвращается в комнату. Все по очереди называют свои ассоциации, а он должен отгадать загаданную персону. Конкурс продолжается до тех пор, пока не будет назван правильный ответ. В одной компании эту игру можно проводить несколько раз.

Темперамент
В конкурсе принимает участие четыре человека. Ведущий на четырех листах бумаги пишет типы темпераментов, которые игроки методом жеребьевки распределяют между собой. Задача конкурсантов – показать действия, которые выполняет человек, обладающий определенным типом темперамента. Например: пишет письмо любимому, читает утренние новости, слушает любимую музыку, стоит в длинной очереди, узнает о победе в лотерее и т.д. Побеждает наиболее артистичный участник.

Танцевальная викторина
Для проведения конкурса необходимо подготовить фанты, на которых будут написаны части тела: шея, левый локоть, брови, живот, колени, плечи и т.д. Участники конкурса по очереди тянут жребий. Ведущий включает музыку, и конкурсанты демонстрируют танцы той частью тела, которая им была загадана. Побеждает участник, чей танец соберет самые громкие аплодисменты.

О профессии психолога

Психолог изучает мотивы, стремления поведения человека. Он применяет накопленные знания для преодоления внутренних противоречий: переживаний по поводу различных событий, взаимоотношений с обществом. В его обязанности входит предоставление консультаций по подобной тематике, разработка рекомендаций последующих действий.

Психологи, педагоги-психологи востребованы в детских садах, школах, общественных учреждениях. Некоторые специалисты являются авторами методик, курсов, позволяющих разрешить возникшие трудности, ведут тренинги личностного роста. Они позволяют выработать в человеке качества, необходимые для продуктивной работы и жизни.

Этот праздник в других странах

  • Во многих странах мира 10 октября празднуется Всемирный день психолога (День психического здоровья).
  • В Украине 23 апреля отмечается Всеукраинский день психолога.

Похожие праздники в РФ

24 марта в России отмечается Международный день борьбы с депрессией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *