Новые правила ОСАГО

Новые правила ОСАГО

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019)

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Принят Государственной Думой 3 апреля 2002 года Одобрен Советом Федерации 10 апреля 2002 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 23.06.2003 N 77-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 21.07.2005 N 103-ФЗ, от 25.11.2006 N 192-ФЗ, от 30.12.2006 N 266-ФЗ, от 01.12.2007 N 306-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 28.02.2009 N 30-ФЗ, от 27.12.2009 N 344-ФЗ, от 27.12.2009 N 362-ФЗ, от 01.02.2010 N 3-ФЗ, от 22.04.2010 N 65-ФЗ, от 28.12.2010 N 392-ФЗ, от 07.02.2011 N 4-ФЗ, от 01.07.2011 N 170-ФЗ (ред. 30.11.2011), от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 14.06.2012 N 78-ФЗ, от 28.07.2012 N 130-ФЗ, от 28.07.2012 N 131-ФЗ, от 07.05.2013 N 104-ФЗ, от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 21.07.2014 N 223-ФЗ, от 04.11.2014 N 344-ФЗ, от 28.11.2015 N 349-ФЗ, от 23.05.2016 N 146-ФЗ, от 23.06.2016 N 214-ФЗ, от 03.07.2016 N 360-ФЗ, от 28.03.2017 N 49-ФЗ, от 26.07.2017 N 197-ФЗ, от 29.12.2017 N 448-ФЗ, от 04.06.2018 N 133-ФЗ, от 18.12.2018 N 473-ФЗ, от 01.05.2019 N 88-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 24.12.2002 N 176-ФЗ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 31.05.2005 N 6-П, Федеральными законами от 16.05.2008 N 73-ФЗ, от 25.12.2012 N 267-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа) В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, настоящим Федеральным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — обязательное страхование), а также осуществляемого на территории Российской Федерации страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — международные системы страхования). (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 223-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

  • Глава I. Общие положения
    • Статья 1. Основные понятия
    • Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
    • Статья 3. Основные принципы обязательного страхования
  • Глава II. Условия и порядок осуществления обязательного страхования
    • Статья 4. Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности
    • Статья 5. Правила обязательного страхования
    • Статья 6. Объект обязательного страхования и страховой риск
    • Статья 7. Страховая сумма
    • Статья 8. Регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию
    • Статья 9. Базовые ставки и коэффициенты страховых тарифов
    • Статья 10. Срок действия договора обязательного страхования
    • Статья 11. Действия страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая
    • Статья 11.1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции
    • Статья 12. Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда
    • Статья 12.1. Независимая техническая экспертиза транспортного средства
    • Статья 13. Утратила силу
    • Статья 14. Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред
    • Статья 14.1. Прямое возмещение убытков
    • Статья 15. Порядок осуществления обязательного страхования
    • Статья 16. Обязательное страхование при ограниченном использовании транспортных средств
    • Статья 16.1. Особенности рассмотрения споров по договорам обязательного страхования
    • Статья 17. Компенсации страховых премий по договору обязательного страхования
  • Глава III. Компенсационные выплаты
    • Статья 18. Право на получение компенсационных выплат
    • Статья 19. Осуществление компенсационных выплат
    • Статья 20. Взыскание сумм компенсационных выплат
  • Глава IV. Страховщики
    • Статья 21. Страховщики
    • Статья 22. Особенности осуществления страховщиками операций по обязательному страхованию
    • Статья 23. Утратила силу
  • Глава V. Профессиональное объединение страховщиков
    • Статья 24. Профессиональное объединение страховщиков
    • Статья 25. Функции и полномочия профессионального объединения страховщиков
    • Статья 26. Правила профессиональной деятельности
    • Статья 26.1. Соглашение о прямом возмещении убытков
    • Статья 27. Обязанность профессионального объединения по осуществлению компенсационных выплат
    • Статья 28. Имущество профессионального объединения страховщиков
    • Статья 29. Взносы и иные обязательные платежи членов профессионального объединения
  • Глава VI. Заключительные положения
    • Статья 30. Информационное взаимодействие
    • Статья 31. Международные системы страхования
    • Статья 32. Контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию
    • Статья 33. О вступлении в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 34. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Открыть полный текст документа

Свежие новости изменений в ОСАГО с 2019 года

Согласно пояснениям Центробанка, в 2019 году будет использоваться новый тарифный коридор для ОСАГО с предполагаемым удорожанием услуги на 20%. Проект, относительно изменений тарифных ставок, был опубликован в средине лета с целью обеспечения для общественности доступа к его изучению.

Именно этот документ Центробанка как регулятора страхового рынка является основанием корректировки ставок уже с осени текущего года.

В целом изменения тарификации в ОСАГО с 2019 года произойдут следующим образом:

  • подорожание страхования практически для любого автотранспорта;
  • дешевле полис станет для мотоциклов и мотороллеров;
  • подешевеет страховка и для юридических лиц на применение легкового автотранспорта;
  • категории легковых машин В и ВЕ принадлежащих таксопарку получат страховку стоимостью от 4 000 до 7 400 рублей.

Сформировав подобный перечень комиссия уверена, что такой индивидуальный подход к тарифам в 2018 – 2020 годах обеспечит более адекватные и реальные цены. Принцип остаточной стоимости будет территориальный, а сами страховые выплаты станут совершаться с учетом степени аварийности региона.

Также следует ожидать существенных перемен практически во всем, например, затронула реформа и коэффициент бонус-малус. Теперь его расчет начнет совершаться каждый год, а не по окончанию действия страхового полиса. В данном случае комиссия уверена, что отныне начисление бонуса будет более прозрачно и полностью лишит его сдвоения.

Изменения в ОСАГО принятые с 1 сентября 2018

Изменений на начало сентября 2018 года планировалось несколько и применение произошло практически каждого.

РАС и ГИБДД планировали с начала сентября текущего года проверять наличие ОСАГО посредством камер фиксации нарушений ПДД. Согласно пилотному проекту все машины, попавшие в течение дня под камеры, будут проверены по базе данных на наличие полиса, с контрольной проверкой перед выпиской штрафа.

Следующим новшеством в 2018 году 4 сентября является корректировка электронного сервиса относительно оформления электронного варианта страхового документа.

Изменения коснутся таких формальностей, как:

  • использования телефонного номера и электронной почты;
  • период начала действия электронного документа;
  • состав электронной подписи;
  • лимит на предоставление сканов документа и требование к их формату.

Предполагалась и перемена тарифов, но из-за отсутствия утвержденных Центробанком правок в законе об ОСАГО, повышение ОСАГО с 1 сентября 2018 года отложилось, но эта проблема только техническая, так как изменения уже приняты.

Подорожание ОСАГО в 2019 году

Несмотря на то, что в сентябре повышение будет незначительным в целом полис к 2019 году подорожает на 20%, согласно решению регулятора, пересмотреть тарифы и ставки. Такое изменение большинство автовладельцев по всей стране достаточно положительно воспринимает, так как они понимают справедливость тарификации, привязка которой происходит в большей мере к ответственности водителя как сознательного члена общества.

Важно! изменения не будут резкими и одновременными, предусмотрено вводить их поэтапно в период с 2018 до 2020 года.

Страховщики в свою очередь получат полномочия определять окончательную стоимость на местах, а владельцам транспортных средств в РФ будет предложено самим выполнять контрольный расчет на онлайн-калькуляторе.

Летом 2019 года базовые ставки без коэффициента будут расширены до максимума в 4 942 рубля, но окончательную цену все же установят страховщики.

При этом отдельные автолюбители возмущены, какова сущность повышения, они не видят перспективы в столь большом расширении коридора до 20%, конечно, не на руку подобные перемены для тех, кто постоянно нарушает ПДД. В свою очередь и страховые компании удивлены, какова сущность повышения, ведь они все равно терпят убытки, что сильно возмущает представителей РАС, считающих, что страховщики получают достаточный доход.

Калькулятор расчета

Формула расчета стоимости ОСАГО содержит такие показатели:

Цена ОСАГО = Базовый тариф * КТ * КМ * КВС * КО * КМБ * КС * КН, где

· КТ – территориальный показатель;

· КМ – мощность транспорта;

· КВС – возраст и стаж водителя;

· КО – показатель ограничений;

· КМБ – коэффициент бонус-малус;

· КС – показатель сезонности;

· КН – коэффициент нарушений.

Применяя калькулятор на сайтах страховых , пользователь сможет заблаговременно до обращения в страховую компанию узнать стоимость полиса и быть готовым к определенным тратам. Так же при его помощи можно проверить точность проведенных расчетов страховщиком.

Расчет с применением калькуляторам выполняется в 3 этапа:

1. Указания данных транспортного средства:

  • Марка
  • Модель
  • Год изготовления
  • Государственный регистрационный знак
  • Идентификатор ТС
  • Прочие данные.

2. Условия страхования

Дата начала действия нового полиса, если уже существовал первый документ тогда нужно указать не позже чем через 60 дней дату от окончания периода действия предыдущего

  • Количество водителей
  • Адрес проживания
  • Данные всех водителей

3. Нажать кнопку рассчитать ОСАГО и увидеть результат на экране

Сделать предварительный расчет Вы можете прямо сейчас, не указывая точных данных.

Калькулятор ОСАГО

Калькулятор ОСАГО предоставлен сайтом calcus.ru

Получив данные следует учитывать, что они могут быть приблизительными несмотря на постоянное усовершенствование системы.

Выплаты по ОСАГО — ремонт или деньги?

С 2017 года определенные поправки в законе обеспечили преимущество имущественному восстановлению ущерба для нарушителей, причинивших вред другому транспорту. Такие работы обязательны для легковых авто зарегистрированных на территории РФ и принадлежащие гражданам страны.

Согласно данной корректировке обязан обеспечить ремонт страховщик по ОСАГО для поврежденной машины, при этом избранная для ремонта компания должна соответствовать всем требованиям, установленным законом.

Направление авто на ремонт следует выполнить в мастерскую где:

  • период на проведение ремонта – не более месяца;
  • обеспечена сохранность гарантийных обязательств производителя;
  • соответствие всем требованиям оборудования и обустройства мастерской.

При этом пострадавшая сторона имеет право самостоятельно определить место ремонта, если предложенные страховщиком варианты ее не устраивают.

Согласно изменениям, относительно возмещения ущерба существует и перечень случаев, когда именно происходит финансовая выплата по ОСАГО при ДПТ в качестве компенсации, например:

  • полная гибель транспорта;
  • стоимость ремонтных работ очень превышает допустимую ФЗ максимальную сумму выплат в 400 000 рублей;
  • ущерб нанесен не транспортному средству;
  • страховая компания не может по-другому удовлетворить потребности потерпевшего;
  • полис владельца принадлежит к международному классу;
  • потерпевший инвалид 1 и 2 группы и требует выплату или доплату в письменном обращении;
  • потерпевший умер;
  • ДТП оформлялось без полицейского.

При этом существуют согласно законодательству максимально допустимые суммы для выплаты, которые варьируются в пределах от 50 000 рублей до 500 000 рублей.

Страховка ОСАГО онлайн — что нового?

Согласно новым поправкам к закону с 2018 года обеспечивать ОСАГО оформление онлайн обязаны все страховые компании – раньше они обеспечивали данную возможность по усмотрению и не все, что представляло сложность для пользователя. Теперь же получить полис ОСАГО может через интернет даже впервые обращающийся гражданин, чего невозможно было выполнить ранее.

Выглядит получение электронного полиса следующим образом:

  • выбор страховой компании и посещение ее официального ресурса;
  • создание личного кабинета посредством заполнения анкеты;
  • заполнение стандартной заявки на полис, в данном действии нет ничего необычного, заполняется форма, как и анкета при регистрации. Но у многих пользователей этот этап вызывает страх, и они переживают что не смогут оформить ОСАГО онлайн;
  • оплатить полис, при этом можно предварительно выполнить онлайн расчет посредством калькулятора стоимости полиса, но следует помнить, что интерактивный подсчет может быть не точным;
  • далее решение вопроса, нужно ли распечатывать электронный вариант полис ОСАГО, ответ прост – нет.

Образец электронного бланка ОСАГО 2019 года

Инспектор должен иметь специальное техническое устройство для проверки данных, однако по причине сбоя оно может не выдать требуемую информацию, что приведет к проблемам. Так что все же лучше иметь вариант документа на бумажном носителе.

Важно! не получиться оформить онлайн полис может, если данные не подтверждены РАС или страховщики самостоятельно ограничивают количество доступных онлайн-документов, или же произошел технический сбой на сайте.

Новые базовых тарифы ОСАГО для такси

Согласно нововведениям автомобили, подпадающие под категорию В и ВЕ и использующиеся для извоза пассажиров, получат подорожание полиса в районе 4 110 рублей и 7 399 рублей соответственно. При этом будут использоваться те же параметры, что и для физических лиц с целью получения остаточного показателя.

К ним относятся:

  • районные коэффициенты;
  • бонус-малус;
  • водительский стаж;
  • количество страховых случае, по которым произошли выплаты.

Важно! юридическое лицо вправе получить один КБМ на весь таксопарк, что должно существенно снизить сложность конкурсной основы.

При этом предприниматель вправе получить ОСАГО на арендованные машины только по предъявленным копиям договоров и документов на машину.

Страховка для таксистов стоит намного дороже, так как этот вид деятельности является достаточно специфическим. Чтобы получить автогражданку водитель должен подготовить пакет документов и понимать, что остаточная цена зависит от многих факторов, например, вид деятельности, тип клиента и авто, объем двигателя.

Все это обеспечивает уплату от 12 000 до 30 000 рублей в черте города и до 10 000 рублей по области.

Техосмотр для ОСАГО (диагностическая карта)

В 2018 году техосмотр можно не проходить выпущенным не позже 3 лет:

  • авто категории В;
  • мототранспорту;
  • прицеп;
  • полуприцеп.

Прохождение техосмотра очень важно для подробного изучения состояния авто, а также для получения ОСАГО, без этого процесса документ не оформят.

Время прохождения для разного вида транспорта бывает различным.

На период ближайших нескольких лет, прохождение техосмотра выполняется в следующие периоды:

Автотранспорт Период
Авто категории В, мототранспорт, прицеп и полуприцеп 3, 5, 7 лет, далее каждый год
Авто класса С, учебные авто и со спецсигналом Каждый год
Такси, автобусы, грузовики для перевозки людей и опасных грузов Каждые полгода

Важно! при этом следует помнить, что при 3-летнем периоде эксплуатации техосмотр обязателен, иначе страховки не получить.

По результатам прохождения техосмотра выдается диагностическая карта для ОСАГО. Документ представляет собой лист формата А4, заполненный с обеих сторон необходимыми данными и заверенный подписью и печатью оператора.

Если техосмотр пройден, диагностическая карта будет иметь об этом информацию, иначе необходимо исправить недочеты и пройти процедуру заново.

В процессе выдачи страховки компания проверит на действительность карту по базе данных РАС.

УТС по ОСАГО

С 2015 года вступило в действие Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 2, отнесшее утерю товарной стоимости к реальному ущербу и в связи с этим возникло обязательство для страховых компаний возмещать потерю пострадавшим владельцам.

Это указывает на то, что УТС по ОСАГО в 2018 году является снижением стоимости авто, пострадавшего в аварии. При этом с ДТП, зафиксированным со стороны сотрудника ГИБДД не возникает проблем и на случай продажи честность слов продавца подтверждают документы.

Другое дело если авария была оформлена по европротоколу, тогда необходимо в качестве подтверждения произошедшего иметь:

  • видеосъемку;
  • фотосъемку;
  • при наличии данные системы ГЛОНАСС.

Прямое возмещение полученных убытков по ОСАГО происходит в случае выхода из действия деталей и узлов, которые влияют на технические и внешние показатели транспорта.

Следует отметить, что калькулятор, который смог бы обозначить конкретную сумму к выплате еще полноценно не приведен в действие, и единая формула для подсчета подобных потерь отсутствует. Существующие онлайн-инструменты для подсчета износа авто выполняют неточные действия.

Кроме этого в число трудностей включено несколько стадий, которые следует учитывать при подсчете стоимости износа:

  1. Авто отечественного производства должно иметь возраст не более 3 лет, а износ не должен превышать 40%, также отдельные страховщики требуют соблюдать и параметры относительно пробега, которые не должен превышать 50 000 км.
  2. Иномарки должны быть не старше 5 лет, с износом до 40% и пробегом до 100 000 км.
  3. Или же машины, которые ни разу не участвовали в ДТП.

Важно! чтобы убедиться в честности страховой компании, которая выплачивает только 20% от реального ущерба, можно обратиться к независимому эксперту или применить калькулятор с учетом обязательных для 2018 года параметров.

Также важно учитывать особенности договора со страховой, при наличии в нем пункта относительно отказа в выплате средств по причине утери товарной стоимости, суд не поможет взыскать средства, он примет сторону страховщика.

Действия при ДТП

В случае возникновения страхового случая необходимы четкие и слаженные действия согласно существующей инструкции:

  • включить аварийку и успокоится, в данном случае нужно логическое мышление и спокойствие, недопустимы конфликтные ситуации, положительного результата они не принесут;
  • выставить знаки аварийной остановки в пределах 15 метров внутри населенного пункта и 30 метров за его пределами;
  • при наличии пострадавших вызвать медиков;
  • привлечь к оценке ситуации сотрудников ГИБДД, только они смогут быть объективными в сложившейся ситуации;
  • сообщить в страховую компанию;
  • недопустимо без фиксации происходящего и места положения транспорта изменять положение объектов или нарушать картину трагедии;
  • очень важно в этой время самостоятельно все зафиксировать посредством видеосъемки или фото, записать все от руки на листе;
  • также важно записать данные очевидцев;
  • по приезду сотрудников ГИБДД необходимо проявлять активность и участвовать в общении с ними, недопустимо оставлять всю ситуацию на самотек;
  • при этом следует проверить зафиксированные ими данные и свидетельские показания и при необходимости внести свое мнение и обозначить себя как активного участника;
  • важно, чтобы все тонкости дела и особенности повреждений имели место в протоколе;
  • при этом важно получить справку из группы разбора ГИБДД.

При этом в случае полюбовной договоренности между участниками можно не вызывать ГИБДД, а вот комиссара страховой компании всегда необходимо привлекать для оценки ущерба, чем не занимается полиция.

Со всеми справками и документами по ОСАГО нужно обратиться не позже 5 рабочих дней в страховую компанию в случае отсутствия вызова комиссара на место происшествия. Также важно предоставить машину на осмотр эксперту страховой компании и заполненный участниками аварии европротокол.

Другие нововведения

Кроме вышеперечисленных изменений существует еще несколько:

Для мотоциклистов

Одним из таких новшеств является ОСАГО для мотоциклов, так как мотоциклисты полноценные участники дорожного движения в 2018 году наличие у них страховки ОСАГО обязательно. Тарифный коридор в текущем году составляет от 867 рублей до 1 579 рублей, что значительно нише с прошлыми годами.

При этом чтобы мотоциклисту застраховать свой двухколесный транспорт необходимо учитывать, что остаточная стоимость полиса будет зависеть от нескольких факторов:

  • возраста байкера;
  • его стажа в качестве водителя;
  • объем двигателя мототранспорта;
  • регион регистрации.

Страховая компания использует тарифную ставку в обозначенном пределе и умножит на коэффициенты каждого параметра. При этом будут использоваться и понижающие коэффициенты в качестве:

  • страховой истории;
  • чистой истории расчета;
  • безаварийной езды байкера.

В 2018 году к мотоциклам применяется пониженная ставка на 10,9%, так что расширение тарифного коридора к ним не имеет отношение.

Транзитная страховка

Транзитная страховка обязательна для транспорта следующего к месту назначения. Оформляется данный вариант страховки на период до 20 дней, а для спецтехники до 15 суток, минимальный период ее применения – 5 дней.

В 2018 году оформить полис можно через онлайн-ресурс, но не во всех компаниях, при этом заявитель должен быть старше 18 лет. Стоимость будет зависеть от базовой ставки и используемых коэффициентов различных показателей. Базовая ставка в нынешнем году варьируется в пределах 1 630 рублей до 2 400 рублей.

Льготы для пенсионеров

В 2018 году льготы для пенсионеров по ОСАГО не предусмотрены, но при этом как и прежде 50% скидка предусмотрена для инвалидов, в случае соблюдения определенных условий и сбора необходимого пакета документов:

  • инвалид должен иметь собственное транспортное средство согласно показаниям медкомиссии и управлять им;
  • инвалид ребенок, который не может управлять авто, тогда его использует законный представитель;
  • инвалид дает разрешение на вождение авто еще 2 людям, не более.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *