Нужна ли лицензия?

Нужна ли лицензия?

Нужна ли лицензия?

Сама по себе лицензия является официальным документом, предоставляющим ее владельцу от имени государства право на занятие определенной деятельностью. Таким образом осуществляется контроль безопасности при проведении работ и оказании услуг, а также защита интересов граждан.
Если необходимость получения разрешения предписана законом, ИП или организация не могут работать, пока не получат этот документ.
Нарушение законодательства о лицензировании приводит к наказанию. В ряде случаев это наказание может быть уголовным. Ст. 171 УК РФ предусматривает до 5 лет лишения свободы.

Лицензия на осуществление деятельности

Полный список видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию, содержится в Законе № 99-ФЗ. Вот лишь некоторые работы, для которых нужно получить разрешение:

  • разработка и производство авиационной техники;
  • производство шифровальных средств и средств защиты информации;
  • деятельность, связанная с оружием, в том числе его производство и утилизация;
  • тушение пожаров;
  • эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов;
  • производство лекарств;
  • страхование;
  • транспортные перевозки;
  • аудит.

Получение лицензии — достаточно трудоемкий процесс. Этапы этой процедуры детально описаны в законодательстве, но никто не застрахован от возникновения непредвиденных ситуаций и сложностей. Если вы не обладаете юридическими знаниями и соответствующим опытом, получаете разрешение впервые, мы рекомендуем обратиться за помощью к юристу.

Документы

Для оформления лицензии нужно собрать необходимый пакет документов и обратиться с ним в лицензирующий орган. Место подачи бумаг зависит от вида деятельности. Для образовательных услуг это Рособрнадзор, для медицинских — Росздравнадзор и т.д.
Заявление на получение разрешения должно содержать следующую информацию:

  • Ф.И.О. предпринимателя, предприятия указывают полное наименование и форму организации (ООО, ЗАО и т.п.);
  • адрес ИП или место нахождения компании;
  • все адреса, по которым предприниматель или организация собираются заниматься видами деятельности, на которые они просят лицензию;
  • номер и серия паспорта и свидетельства ИП и место его регистрации, для юрлица — номера и серии документов, подтверждающих регистрацию;
  • способы обратной связи (телефоны, факсы, электронная почта);
  • номер плательщика налогов, номер и серия свидетельства плательщика;
  • вид лицензируемой деятельности, которой вы собираетесь заниматься. Наименование следует выбрать из ч. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ.

За лицензирование необходимо уплатить государственную пошлину. Реквизиты документа, подтверждающего этот факт, внесите в заявление.

Для каждого вида деятельности есть списки необходимых документов и требований к соискателю.
Сделайте копии всех перечисленных в заявлении документов (копия учредительных документов юр. лица должна быть заверена нотариально), составьте опись прилагаемых бумаг и отправляйтесь с ними в учреждение, выдающее нужную вам лицензию.
Можно отправить бумаги почтой с уведомлением о вручении, но мы рекомендуем подать их лично. Дело в том, что если в заявлении будут обнаружены нарушения, или не хватит каких либо документов, на устранение замечаний вам дадут 30 суток. Неполадки в работе почты могут существенно сократить этот срок.

Орган, выдающий лицензии в вашей сфере деятельности, имеет 45 суток на принятие решения по существу вопроса.
Если решение будет положительным, то через полтора месяца вы станете обладателем разрешения и сможете приступить к деятельности.
Однако в выдаче лицензии могут и отказать.

Основаниями для отказа в получении разрешительного бланка могут стать:

  • наличие в представленных бумагах информации, несоответствующей действительности;
  • невыполнение соискателем требований, которые государство предъявляет к получателю разрешения на данный вид деятельности;
  • факт лишения ИП или организации выданного ранее разрешения на осуществление деятельности. Обычно такой отказ получают те, кто ранее совершил нарушения правил предоставления лицензии в области звукозаписи и распространения программ для ЭВМ.

Стоимость

Размер государственной пошлины за оформления лицензии зависит от выбранного вида деятельности. За лицензию на производство алкоголя нужно заплатить от 65 тыс. до 9,5 млн рублей в зависимости от продукции и срока действия документа.

Где получить?

Обращаться за лицензией следует в тот орган, который выдает разрешения на выбранный вами вид деятельности. Этот вопрос лучше уточнить у юриста перед подачей документов. Единого органа, занимающегося лицензированием, в России нет.

Продление лицензии

Лицензия чаще всего выдается бессрочно. Если гражданин или организация не нарушает установленных требований, то один раз полученной лицензией они могут пользоваться вечно.
Но есть виды деятельности, для которых лицензию нужно периодически продлевать. Сюда относится розничная торговля алкоголем. Закон требует продлевать разрешение на нее раз в 5 лет. Для этого нужно подать заявление и уплатить пошлину.

Выданная лицензия действительна по всей территории страны, но если вы собираетесь осваивать новые регионы, об этом факте необходимо известить действующие в них органы лицензирования.
На каждый вид деятельности, указанной в законе, требуется своя лицензия. Если предприятие предлагает несколько видов работ или услуг, разрешение нужно получать на каждый в отдельности.

Переоформлять лицензию нужно в следующих случаях:

  • если юридическое лицо было преобразовано в процессе реорганизации;
  • изменились наименование и/или адрес юридического лица, паспортные данные индивидуального предпринимателя (замена паспорта, в том числе из-за смены ФИО или регистрации);
  • смена места осуществления лицензируемых видов деятельности;
  • изменение перечня лицензируемых работ или услуг.

Приостановить действие разрешения могут в качестве наказания, если предписание об устранении нарушений требований лицензии не было исполнено своевременно и в полном объеме. Также это возможно, если к предприятию или предпринимателю было применено административное наказание в виде приостановки деятельности.
Решение о приостановке действия лицензии принимается на основании судебного решения. Вердикт суда вступает в силу на следующий день после его вынесения. Срок приостановки деятельности должен быть указан в решении. Продолжать заниматься лицензируемой деятельностью можно на следующий день после его истечения.

Если за этот срок нарушения не будут устранены, то орган, занимающийся лицензированием, обратится в суд с требованием аннулировать разрешительный документ.
Если у вас остались вопросы, или требуется помощь в получении лицензии, обратитесь к юристам нашего сайта онлайн, и вы получите необходимую консультацию.

Е. СПЕКТОР
В условиях стремительного развития рыночных отношений одной из главных и приоритетных целей государства является обеспечение безопасности граждан от неблагоприятных последствий по недостаточной цивилизованности рынка. Собственно, для этих целей была введена система лицензирования.
Лицензия представляет собой своего рода паспорт юридического или физического лица (индивидуального предпринимателя), подтверждающий наличие у него реальных возможностей и предпосылок для осуществления конкретного вида деятельности. Кроме того, она позволяет государству осуществлять контрольные функции посредством косвенного государственного «рычага», опирающегося в первую очередь на установление правовых основ единого рынка.
Аналог института лицензирования — разрешительная система, существовавшая в Советском Союзе уже с 20-х годов, которая нашла отражение в Обязательных Постановлениях Президиума Моссовета Р.К. и К.Д. «О регистрации патентов» от 9 мая 1923 г. Основным предметом регулирования этого документа была промысловая деятельность: торговля с рук, лотков, корзин, открытие различного рода промысловых предприятий (существовало деление на оседлую и передвижную деятельность). На ее осуществление владелец обязан был получить промысловое свидетельство патент в Мосфинотделе, с обязательной его регистрацией в течение семи дней со дня его получения в отделениях милиции. Понятие промысловой деятельности использовалось в самом широком смысле, охватывая как производственную, торговую, ремесленную, так и другие виды деятельности, на осуществление которых требовалась регистрация, а также прохождение экспертизы в специальных и уполномоченных на то органах. Таким образом, государство устанавливало со своей стороны особый контроль за осуществлением таких видов деятельности, которые в силу присущих им особенностей сопряжены с реализацией наиболее публичных интересов.
Впервые на законодательном уровне понятие «лицензирование хозяйственной деятельности» появилось в Законе РСФСР «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. Несколько позже основополагающим документом, регулирующим вопросы взаимодействия государства с предприятиями, являлся Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», который предоставил обширную свободу предпринимателям, закрепив за государством лишь исключительное монопольное право на осуществление некоторых видов деятельности, связанных с оружием, наркотиками, радиоактивными и драгоценными металлами и пр., а также производство ликероводочных и табачных изделий (п. 1 ст. 21). Но несмотря на провозглашение свободы предпринимательской инициативы, в Законе существовала норма (п. 4 ст. 21), согласно которой отдельные виды хозяйственной деятельности могут осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии).
При смене экономической формации появился целый пласт новых общественных отношений, что поспособствовало возникновению новых видов хозяйственной деятельности, требующих детальной регламентации со стороны государства. Но законотворческая деятельность не успевала адекватно и последовательно на них реагировать. Таким образом, по мере появления новых видов предпринимательской деятельности государство «задним числом» издавало соответствующий нормативный акт. Тем самым правовое регулирование складывалось ситуативным образом. Наличие огромного множества субъектов принятия нормативных актов (на разных уровнях) создавало сложности в определении порядка, условий, критериев лицензирования. Большое количество актов, принятых на территориальном уровне, также далеко не всегда соответствовало федеральным. Поэтому наличие противоречивого правового регулирования хозяйственной деятельности и отсутствие жесткого единого правового остова, который являлся бы отправной точкой для определения критериев и условий лицензирования, порождали необходимость в едином законе о лицензировании.
На сегодняшний день центральное место в системе российского законодательства о лицензировании занимает Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Имеющееся в нем определение лицензирования составляет базу для всего правового режима лицензирования. Более того, закрепленный единый перечень лицензируемых видов деятельности (ст. 17), который включает в себя практически все виды деятельности, которые и ранее лицензировались, позволяет четко определить те сферы, которые нуждаются в особом контроле государства для обеспечения защиты публичных интересов. Таким образом, исключается та правовая неопределенность, которая существовала до принятия данного Закона, когда лицензирование появлялось по мере появления и развития отдельных видов деятельности. Но приведенный в Законе перечень не является исчерпывающим. Последним абзацем данной статьи установлено, что лицензированию подлежат также и другие виды деятельности, лицензирование которых предусмотрено действовавшими до момента вступления в силу данного Федерального закона, иными федеральными законами (например, ФЗ «О связи» от 16 февраля 1995 г., ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г., ФЗ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. с изменениями 1997 г., ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26 марта 1998 г., ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. и др.). Таких не охваченных принятым Законом лицензируемых направлений предпринимательства можно насчитать еще с десяток.
Характерным моментом, присущим практически всем ранее регулирующим хозяйственную деятельность федеральным законам, является неоднозначное и хаотичное использование понятий «разрешение» и «лицензия». Проблема их соотношения имеет не только теоретическое значение. На практике возникают разного рода разногласия в связи с их применением. Административное законодательство, в свою очередь, не дает четкого легального определения понятия «разрешение», попытки регламентации удались лишь с понятием «лицензия». Необходимо уяснить суть, этимологию данных понятий, выяснить, есть ли различия между ними или они тождественны по содержанию.
Сначала, как представляется, необходимо отделить основное, матричное понятие — разрешение. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова (М., 1998) определяет это понятие как право на совершение чего-нибудь, а также документ, удостоверяющий такое право. Понятие же лицензии идет под ремаркой специального термина и рассматривается как разрешение на ведение какой-либо деятельности (лицензия на ввоз, вывоз какого-либо товара). Таким образом, как мы видим, два этих понятия являются схожими и представляют собой специальное разрешение государства, предоставляющее право на осуществление какой-либо деятельности при соблюдении определенных требований, предусмотренных законодательством. Оба понятия являются компонентами одного разрешительного режима: лицо, как юридическое, так и физическое, подав в соответствующий орган заявление о разрешении совершить определенные действия, получает на это разрешение от государства (например, приобретение оружия, осуществление фармацевтической, риэлторской деятельности, обработка и рекуперация драгоценных камней и т.д.).
Само определение «разрешение» представляет собой более широкое понятие, включающее в себя государственную регистрацию (юридических и физических лиц, недвижимости), сертификацию, стандартизацию, аккредитацию, аттестацию и т.д. И посредством разных по своей сути разрешительных методов государство подтверждает законное вхождение субъектов в хозяйственный оборот. Более того, без регистрации как основного требования к предпринимателям не может осуществляться законное вхождение в хозяйственный оборот, не будет признана компетенция субъектов, возможность заключения договоров ими, не будет выдана лицензия на занятие определенными видами деятельности.
Целью разрешительного механизма является установление особого государственного контроля за осуществлением таких видов деятельности, которые в силу присущих им особенностей сопряжены с обеспечением и реализацией наиболее важных публичных интересов, связаны с вовлечением в них неограниченного круга лиц, не участвующих в их осуществлении. Будучи одним из методов государственного воздействия на общественные отношения, разрешение представляет собой юридическое согласие государства совершать «те или иные юридически значимые действия в условиях, предусмотренных данной нормой, либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению».
Но в настоящей работе понятие «разрешение» рассматривается исключительно вкупе с «лицензией», именно через призму специального разрешения как воли государства, компетентного органа совершить какую-либо хозяйственную, предпринимательскую деятельность. В законах чаще всего понятия лицензии и разрешения идут синхронно, употребляется понятие «разрешение» с пояснением в скобках «лицензия» и наоборот. Основания и требования, предъявляемые к обоим понятиям в законах, механизм выдачи и прекращения их идентичны. Таким образом законодатель дает понять, что эти понятия тождественны по сути и содержанию. Однако почему за осуществление одних действий государство требует получения разрешения, других, лицензии, третьих — и разрешения — и лицензии.
Обратимся к законам. В Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ ст. 2 гласит, что лицензия — это разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому или физическому лицу или индивидуальному предпринимателю. В данном случае «лицензия» раскрывается через понятие разрешения, где разрешение является легальным определением лицензии.
Федеральный закон «О животном мире» от 25 апреля 1995 г. N 52-ФЗ в ч. 4 ст. 24 говорит, что оборотоспособность диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях по разрешению (распорядительной лицензии), выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей природной среды в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации. В Постановлении Правительства РФ «О порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации» от 19 февраля 1996 года N 156 в соответствии со ст. 24 Федерального закона «О животном мире» в п. 2 говорится, что право пользования дикими животными, принадлежащими к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, может переходить от одного лица к другому только на основании разрешения (распорядительной лицензии) на оборот указанных животных.
Федеральный Закон «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ в ст. 10 указывает, что научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области обращения с источниками ионизирующего излучения, проектирование, сооружение источников ионизирующего излучения, конструирование и изготовление для них технологического оборудования осуществляются только на основании специальных разрешений (лицензий), выданных органами, уполномоченными на ведение лицензирования.
Подобных нормативных актов очень много, и нет необходимости их все перечислять. Но только из этого явствует, что разрешение и лицензия являются официальными документами, которые означают признание государством компетенции лица в определенных вопросах, видах деятельности и которые предоставляют право на выполнение данных видов деятельности, указанных в разрешении и лицензии, а также устанавливают условия и сроки действия этих документов. Другой вопрос, являются ли данные документы идентичными, одинаковыми.
В Федеральном законе «О рекламе» от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ применяется термин «разрешение». Согласно ст. 14 Закона распространение рекламы в городских, сельских поселениях и на других территориях может осуществляться в виде плакатов, стендов, световых табло и иных технических средств и допускается при наличии разрешения соответствующего органа местного самоуправления, согласованного с органом управления автомобильных дорог, а также с территориальным подразделением государственной автомобильной автоинспекции, федерального исполнительного органа внутренних дел в полосе отвода и придорожной зоне автомобильных дорог за пределами территории городских и сельских поселений. То есть органы госавтоинспекции (ГИБДД) и другие соответствующие органы, исходя из правил, предусмотренных в указании МВД «О реализации закона РФ «О рекламе» от 14 сентября 1995 г. N 1/4377 (приложение «Требования к размещению рекламы на дорогах, улицах по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»), выносят решение о даче разрешения на размещение рекламы. Так как дорожное движение является источником повышенной опасности, то разрешительный порядок размещения наружной рекламы нацелен на обеспечение безопасности движения.
Например, реклама не должна ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения или мешать их восприятию участниками движения, вызывать ослепление участников движения светом, располагаться таким образом, чтобы для ее восприятия пешеходы были вынуждены выходить на проезжую часть улиц и дорог, не допускается распространение рекламы на разделительной полосе, если расстояние от края рекламной конструкции до края проезжей части составляет менее 2,5 метров, и т.д. Следовательно, при соблюдении данных требований соответствующий орган выдает разрешение официальный документ на распространение рекламы.
Разрешение является государственным, легальным признанием органов исполнительной власти на право размещения рекламы. Без данного разрешения такие действия юридически не основательны. Конечно же, в этом случае разрешение может являться по своей сути лицензией, которая представляет собой письменное выражение разрешения. Ведь требования, предписанные к разрешению, вполне реальны и для лицензии. Схожим моментом с лицензией, помимо оснований выдачи, требований, предъявляемых к разрешению, является и организационный момент, за выдачу разрешения на распространение рекламы взимается плата в порядке и размерах, установленных соответствующим органом. При этом размер не должен превышать величину расходов на проведение работ по выдаче разрешения на распространение рекламы. Но, как мне кажется, помимо имеющихся общих признаков документов, использование понятия «разрешение» в данном случае вполне оправдано. И это вызвано характером выдачи документа, который является временным, разовым. Выполнил требования размещения рекламы, получил разрешение соответствующего органа власти, далее никаких правовых последствий не следует. То есть, как представляется, можно выделить следующий отличительный признак лицензии от разрешения: разрешение выдается на совершение какой-либо деятельности, а лицензия — на конкретный вид деятельности с соблюдением определенных

ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТНОЕ В НАЛОГОВОМ ПРАВЕ «

Введение

Лицензия — специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем определенного вида деятельности. Она предоставляется лицензирующим органом, который правомочен выдавать разрешения на ведение деятельности в той или иной сфере. Обязательным критерием для получения лицензии является соблюдение четких условий и оплата государственной пошлины.

Направления предпринимательской деятельности, подлежащие лицензированию

Лицензированию подлежат следующие сферы деятельности:

  • создание, написание и продажа шифровальных (криптографических) программ, информационных и телекоммуникационных систем, которые защищены с помощью шифровальных (криптографических) средств, проработка заказов, а также оказание услуг в области кодирования информации, техническое сопровождение шифровальных (криптографических) средств, информационных и телекоммуникационных систем, которые закодированы с применением шифровальных (криптографических) средств (исключение — техобслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных и телекоммуникационных систем, при защите которых используются шифровальные (криптографические) средства, предназначено для удовлетворения собственных потребностей юр. лица либо ИП);
  • разработка, производство, реализация, приобретение в целях продажи специальных технических средств, которые предназначены для негласного получения данных;
  • деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (исключение — указанная деятельность ведется для обеспечения личных потребностей юр. лица или ИП);
  • создание и производство средств защиты конфиденциальной информации;
  • деятельность по технической защите засекреченной информации;
  • производство и реализация продукции полиграфии, которая защищена от подделок;
  • разработка, производство, испытание и ремонт авиатехники;
  • разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техобслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники;
  • разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация оружия гражданского и служебного назначения, базовых элементов огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия;
  • разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (сюда же относят патроны для гражданского и служебного оружия, составные элементы патронов), пиротехнических изделий IV и V классов согласно национальному стандарту, применение пиротехнических изделий IV и V классов по техническому регламенту;
  • хранение и уничтожение химоружия;
  • эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов относящихся к I, II и III классам опасности;
  • деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на объектах производственного значения и инфраструктуры, по тушению лесных пожаров (не относится деятельность добровольной пожарной охраны);
  • монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
  • производство лекарственных средств;
  • производство и техническое обслуживание медицинской техники (исключение составляет техническое обслуживание, осуществляемое для обеспечения личных нужд юр. лица или ИП);
  • оборот наркотических и психотропных веществ, их прекурсоров, выращивание наркосодержащих растений;
  • деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах;
  • пассажирские перевозки внутренним водным и морским транспортом;
  • перевозки внутренним водным и морским транспортом опасных грузов;
  • пассажирские перевозки воздушным транспортом (не относится к деятельности, которая осуществляется для обеспечения собственных нужд юр. лица, ИП);
  • перевозки грузов воздушным транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юр. лица либо ИП);
  • пассажирские перевозки автотранспортом, которые оборудованы для перевозок свыше 8 человек (исключение составляет работа по заказам или в целях обеспечения собственных нужд юр. лица либо ИП);
  • перевозки ж/д транспортом пассажиров;
  • перевозки ж/д транспортом грузов, представляющих опасность;
  • погрузка и разгрузка опасных грузов на ж/д транспорте;
  • погрузка и разгрузка опасных грузов на внутреннем водном транспорте и в морских портах;
  • деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности;
  • деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
  • частная детективная и охранная деятельность;
  • заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных и цветных металлов;
  • содействие трудоустройству российских граждан за пределами территории России;
  • предоставление услуг связи;
  • теле- и радиовещание;
  • изготовление экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для ЭВМ, баз данных и фонограмм на разных носителях (исключение — деятельность самостоятельно осуществляется лицами, которые обладают правами на использование данных объектов авторских и смежных прав в силу федерального законодательства либо иных официальных бумаг);
  • применение источников ионизирующего излучения (генерирующих) (не касается источников, используемых в медицине);
  • образование (исключение — частные образовательные фирмы, располагающиеся на территории «Сколково»);
  • деятельность в сфере освоения космоса;
  • геодезические и картографические работы, относящиеся к федеральному назначению. Их результаты должны быть значимы на общегосударственном и межотраслевом уровнях. Не затрагивает направления, связанного с инженерными изысканиями для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капремонта объектов капитального строительства);
  • выполнение маркшейдерских работ;
  • воздействие на гидрометеорологические, геофизические явления и процессы;
  • гидрометеорология и схожие ей области (не касается аналогичных направлений работы, проводимых в процессе инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства);
  • деятельность в сфере медицины (не затрагивает медицинские и иные организации, которые имеют статус частных предприятий и находятся в пределах «Сколково»)
  • реализация лекарственных препаратов;
  • сохранение объектов культурного наследия народов РФ;
  • осуществление экспертизы промбезопасности;
  • обращение взрывчатых материалов, используемых в промышленности.

Вышеуказанный перечень видов деятельности утвержден федеральным законодательством.

Важно! Каждое направление работы должно работать по лицензии. Причем разрешение на его ведение не будет иметь территориальных ограничений или иными словами действительно на всей территории РФ. Следует всего лишь сообщить о начале предпринимательской деятельности в лицензирующий орган того региона, где вами запланировано вести бизнес.

Срок действия лицензии, как правило, не ограничен, но есть исключения. У ряда направлений предпринимательской деятельности срок действия разрешения жестко регламентирован и предусмотрена возможность его пролонгации. При изменении основных реквизитов ООО или ИП придётся заменить лицензию.

Заявление на получении лицензии подаётся после прохождения процедуры государственной регистрации либо перед началом осуществления конкретного направления работы, требующего лицензирования.

Перечень лицензирующих органов

Органы исполнительной власти, которые на федеральном уровне уполномочены рассматривать вопросы о лицензировании определенных сфер деятельности и принимать соответствующие решения, указаны в Постановлении Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 957. Это:

  • Федеральная служба безопасности;
  • Федеральная служба по техническому и экспортному контролю;
  • Федеральная налоговая служба;
  • Министерство промышленности и торговли России;
  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
  • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения;
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
  • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
  • Федеральное агентство воздушного транспорта;
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
  • Федеральная миграционная служба;
  • Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;
  • Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»;
  • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;
  • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  • Министерство культуры РФ;
  • Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.

Требования для получения лицензии

Требования, предъявляемые к соискателю на получение лицензии:

  • квалифицированные работники, имеющие высшее образование и определенный опыт работы, с которыми заключены трудовые договоры;
  • помещение и оборудование (в собственности или аренде), а также необходимые документы;
  • контроль качества и безопасности на должном уровне и т. д.

Данные требования специфичны и, как правило, определяются исходя из конкретного вида деятельности, для реализации которой необходима лицензия.

Если Вам нужно узнать требования, необходимые для получения лицензии в определенной сфере деятельности, обратитесь в соответствующий лицензирующий орган.

Документы для лицензии

В лицензирующий орган в первую очередь следует предоставить заявление о выдаче разрешения, а также весь перечень необходимых документов (ст. 13 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ). Бланки заявлений различаются, т. к. большое количество лицензирующих органов, курируют отдельные виды деятельности.

Информация, указываемая в заявлении:

  1. Название, организационно-правовая форма организации, адрес (юридический и фактический), e-mail и контактный телефон, ОГРН и название регистрирующего органа с указанием его адреса.
  2. ИНН, а также информация, содержащаяся в документе о постановке на учет в ИФНС.
  3. Вид деятельности, подлежащий лицензированию.
  4. Квитанция, свидетельствующая об уплате госпошлины.
  5. Документы, которые подтверждают соответствие соискателя установленным требованиям для конкретного вида лицензируемой деятельности.

К заявлению прикладываются ксерокопии документов. Их перечень установлен положением о лицензировании определенного вида деятельности. Кроме того, в общем пакете документов должны находиться документы, свидетельствующие о соответствии соискателя установленным требованиям, и их опись.

Важно! Согласно Федеральному закону от 14.10.2014 №307-ФЗ, учредительные документы, которые Вам необходимо будет предоставить в лицензирующий орган, заверению нотариусом не подлежат.

Размер государственной пошлины за получение лицензии

В большинстве случаев за получение лицензии необходимо будет уплатить госпошлину в размере 7500 рублей. Данная величина установлена налоговым законодательством. Однако, существуют направления предпринимательской деятельности, где размер госпошлины гораздо больше:

  • производство, хранение, покупка, поставка этанола и алкогольной продукции: 800 000 — 9 500 000 рублей;
  • продажа алкоголя в розницу: 65 000 рублей. Уплата госпошлины осуществляется за каждый год срока действия лицензии;
  • предпринимательская деятельность в сфере управления многоквартирными домами: 30 000 рублей;
  • операции в банковском секторе: 0,1 % от величины уставного капитала, но не более 500 000 рублей.

Важно! Уплата госпошлины – процедура, которая осуществляется однократно на протяжении всего срока действия лицензии.

Срок действия лицензии, как правило, не ограничен, но есть исключения. У ряда направлений предпринимательской деятельности срок действия разрешения жестко регламентирован и предусмотрена возможность его пролонгации. К примеру, срок действия лицензии на продажу алкогольной продукции – 5 лет.

Если Вы получили отказ в получении лицензии, ранее уплаченную госпошлину вернуть не удастся.

Процедура получения разрешения на ведение деятельности

Прежде всего, необходимо узнать, какой из лицензирующих органов стоит обратиться. Затем требуется собрать весь пакет необходимых документов. Направить их можно следующими способами:

  • путем личного обращения в орган, отвечающий за выдачу лицензий по тому направлению работы, которое Вы планируете осуществлять;
  • направить заказное письмо (обязательно с уведомлением о вручении);

Также бумаги можно направить в электронном виде, при этом следует помнить, что они должны быть подписаны ЭЦП.

После предоставления всех необходимых документов Вам предоставят копию описи с указанием даты приема (орган, осуществляющий лицензирование той или иной деятельности, можно посетить как лично, так и получить заказное письмо с уведомлением). В случае, когда в ранее направленном Вами пакете документов отсутствует какой-либо документ либо речь идет о несоблюдении утвержденных требований, в течение 3 дней Вам должны вручить лично или направить почтовое уведомление с указанием того, что следует скорректировать. Срок исправления ошибок — 30 дней.

Устранив ранее выявленные недочеты и направив документы повторно, в течение 3 рабочих дней Вам обязаны сообщить о ходе рассмотрения документов на получение лицензии или о возврате заявления.

Спустя 5 рабочих дней, Вам должны направить документ, в котором будет указано о решении предоставить лицензию (если документы соответствуют установленным требованиям). Решение могут вручить как заявителю лично, так и направить заказным письмом с уведомлением. Сделать это должны в течение 3 рабочих дней после принятия окончательного решения.

Важно! При отказе в выдаче лицензии Вы получите решение, в котором в обязательном порядке указываются его причины со ссылкой на подзаконные акты (реквизиты акта проверки соискателя лицензии, когда отказ получен на основании несоответствия лицензионным требованиям).

Лицензия имеет типовую форму. Она утверждена Постановлением Правительства РФ от 06.10.2011г. № 826. При порче (утрате) разрешения его дубликат предоставляется на основании правил, которые прописаны в ст.17 Федерального закона № 99-ФЗ.

Лицензия не имеет каких-либо границ относительно территории своего действия. Нужно лишь помнить о том, что при перемене региона реализации предпринимательской деятельности Вы должны будете уведомить об этом лицензирующий орган согласно фактическому месту ведения бизнеса.

Лицензия: переоформление, приостановление и возобновление действия

Федеральным законодательством определено: при изменении какой-либо информации, следует обратиться в лицензирующий орган для переоформления разрешения. Его необходимо осуществить при:

  • изменении названия организации и ее юр. адреса;
  • смене адреса, по которому осуществлялся бизнес, подлежащий лицензированию;
  • создании новой организации через реорганизацию ранее действующего юр. лица;
  • смене места жительства бизнесмена, а также изменении персональных данных.

Величина государственной пошлины при переоформлении лицензии: 600 — 2 600 рублей.

Лицензирующий орган отвечает как за непосредственную выдачу разрешений, так и контролирует деятельность лицензиата. Если в процессе проведения проверки будут обнаружены нарушения лицензионных требований, то по данному факту будет выписано предписание с указанием сроков для ликвидации выявленных недочетов. Срок действия лицензии может быть приостановлен, если замечания не будут устранены.

Важно! Во время приостановки действия лицензии, деятельность, которая под неё подпадает вести нельзя.

При устранении всех недочетов, отмеченных в предписании, действие лицензии будет возобновлено.

Аннулирование и прекращение срока действия лицензии

Лицензия может быть аннулирована при:

  • игнорировании предписания лицензирующего органа;
  • приостановлении срока ее действия.

Основанием для аннулирования лицензии является исковое заявление лицензирующего органа. После вынесения судебного решения действие лицензии будет прекращено в течение 10 рабочих дней.

Действие лицензии можно приостановить добровольно, когда:

  • юридическое лицо закончило вести свою деятельность (реорганизация к данному пункту отношение не имеет);
  • физическое лицо потреяло статус индивидуального предпринимателя;
  • предоставлено заявление о прекращении осуществления работы по лицензии.

При прекращении своей деятельности ООО или ИП не должно сообщать об этом в лицензирующий орган, информацию в соответствующие инстанции предоставит ФНС.

Взыскания при осуществлении лицензируемого вида деятельности с нарушениями

Если не соблюден порядок получения лицензии или при осуществелении деятельности подлежащего лицензированию могут быть выписаны штрафы.

  1. Нарушение требований при выдаче разрешения:
    • для организаций: 30 000 – 40 000 рублей;
    • для предпринимателей: 3 000 – 4 000 рублей.
  2. Существенные отступления от условий выдачи лицензии:
    • для организаций: 40 000 – 50 000 рублей;
    • для предпринимателей: 4 000 – 5 000 рублей (приостановление работы на период, не превышающий 90 дней).
  3. Отсутствие разрешения:
    • для организаций: 40 000 – 50 000 рублей;
    • для предпринимателей: 4 000 – 5 000 рублей.

    Помимо всего прочего может быть изъяты продукция, сырье, материалы и оборудование.

  4. Отсутствие разрешения при изготовлении (реализации) алкогольной продукции: 200 000 — 300 000 рублей.

    Могут изъять сырье, полуфабрикаты, товары, оборудование, транспорт или другие предметы, которые применялись для производства и реализации.

При ведении бизнеса без оформления разрешения, при условии причинения значительного ущерба государству, компаниям, гражданам, а также, если от его осуществления получена прибыль свыше 1 500 000 рублей, возможна уголовная ответственность в виде штрафа до 300 000 рублей или арест на срок 6 месяцев.

Все документы для регистрации ИП или ООО за 15 минут Подготовка документов — рутинная задача. Доверьте её нашему сервису.
Это сэкономит время и защитит от возможных ошибок.

  1. Укажите свои данные в форме, следуя подсказкам.
  2. Программа сформирует верные документы.
  3. Скачайте и распечатайте готовый пакет документов
  4. Это бесплатно и займёт не более 15 минут.

Другие статьи

Выбираем код ОКВЭД

ОКВЭД для ООО и ИП. Правила выбора и изменения. Максимальное число кодов ОКВЭД…

Читать статью Как выбрать систему налогообложения

Характеристики систем налогообложения для ООО и ИП.

Читать статью

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *