Обеспечение договорных обязательств

Обеспечение договорных обязательств

Принятие нового закона 372-ФЗ положило начало процессу реформирования строительной отрасли. Одним из основных новшеств стал компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Вместо единого компенсационного фонда внедряется система распределения средств между двумя отдельными. Какие саморегулируемые организации должны формировать еще один фонд и потребуется ли оплачивать дополнительные взносы – наиболее важные вопросы для всех участников СРО.

Нормативная база

Компенсационный фонд договорных обязательств – это средства, которые служат основой для реализации имущественной ответственности членов некоммерческого партнерства за неисполнение работ или их исполнение с существенными нарушениями обязательств по договору, заключенному на основе контрактной системы в сфере закупок.

Дополнительную ответственность за нарушения при выполнении работ участниками некоммерческого партнерства своих обязанностей несет СРО. Некоммерческое партнерство привлекается к ответственности только в том случае, если у строительной компании недостаточно собственного имущества.

Компфонд обеспечения договорных обязательств не является обязательным и его формирование происходит при одном из следующих условий:

  1. Выражение намерения заключать договоры подряда на выполнение проектно-изыскательных работ на конкурентных условиях минимум 15 членами СРО, оформленное в письменном виде.
  2. Выражение в письменной форме своего намерения заключать на конкурентных условиях договоры подряда на строительство 30 и более участниками СРО.

При поступлении таких заявлений в необходимом количестве постоянно действующий коллегиальный орган СРО обязуется вынести решение о формировании дополнительного фонда за счет взносов участников некоммерческого объединения.

Сроки формирования

После принятия органом управления СРО решения о формировании нового фонда появляется закономерный вопрос – как и когда нужно вносить компфонд договорных обязательств? Законом 191-ФЗ установлена необходимость завершить работу по наполнению компенсационных фондов до 1.07.17. Это означает, что взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств каждый участник некоммерческого партнерства должен внести до этой даты. Отдельные санкции для участников объединения строителей, которые написали заявление о намерении заключать договоры подряда на конкурентной основе, а затем изменили свое решение, не предусмотрены.

Однако уже сформированный фонд саморегулируемая организация не имеет права ликвидировать.

Порядок внесения взносов

Кому нужно вносить компфонд договорных обязательств? Внесение этого платежа станет обязательным для всех строительных компаний и индивидуальных предпринимателей, которые намерены заключать договоры по результатам открытых, закрытых и двухэтапных конкурсов, аукционов и других конкурентных способов определения исполнителей. При этом минимальная сумма взносов для каждого участника регулируется ст. 55.16 ГрК РФ и зависит от степени его ответственности:

  1. При заключении договоров на общую сумму менее 60 млн руб. размер взноса составляет 200 тыс. руб.
  2. При договорных обязательствах на сумму, не превышающую 500 млн. руб., минимальная сумма взноса составляет 2,5 млн руб.
  3. Для участников, заключающих договоры подряда на сумму до 3 млрд руб., сумма взноса – 4,5 млн руб.
  4. Для возможности заключения договоров на сумму до 10 млрд руб. необходимо внести в компфонд 7 млн руб.
  5. Для компаний, размер договорных обязательств которых превышает 10 млрд. руб., взнос участника СРО будет составлять 25 млн руб.

Сроки и правила формирования компенсационного фонда договорных обязательств для каждого некоммерческого партнерства могут незначительно отличаться и регулируются внутренними положениями организации. Как правило, член объединения уведомляет руководящий орган СРО о размере обязательств по заключенным договорам за отчетный год. На основе этой суммы формируется размер взноса для этого участника. В случае превышения суммы договорных обязательств участник уведомляет руководящий орган СРО и вносит доплату.

Те участники некоммерческих объединений, которые не внесут средства в новый фонд, не смогут выполнять работы по договорам, заключенным по результатам конкурсов, аукционов, запросов предложений и котировок.

При вступлении компании в СРО взнос в компфонд договорных обязательств вносится единовременно после зачисления в организацию. Возможность оплаты необходимой суммы частями или в рассрочку не предусмотрена. При выходе из СРО внесенные ранее взносы не подлежат возврату.

Далеко не первый год раздаются возмущенные речи, что заказчики создают невыносимые условия для участия в закупочных процедурах. Тем самым уничтожая все благие цели, которые заложены как в Закон № 44-ФЗ, так и в Закон № 223-ФЗ. При этом критики упускают ситуацию, когда законодатель сам создает условия для конфликтных ситуаций между участниками закупок и заказчиками. С 1 июля 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который радикально изменил порядок проведения закупочных процедур в рамках Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ. О таких изменениях и пойдет речь ниже. Прошло больше года с момента реформы, но полного и единого понимания новых правил так и не сформировалось ни у одной из сторон. На данный момент однозначно ясно, что участники, которые планируют заключать договоры по итогам конкурентных закупочных процедур, должны быть в обязательном порядке членами саморегулируемых организаций (СРО).

Но стоит помнить, что существуют ситуации, в которых заказчик не вправе требовать от участника закупки подтверждения членства в СРО.

В первом случае законодатель устанавливает в ГрК РФ перечень организаций, которым не требуется участие в СРО, куда попадают, в том числе, государственные и муниципальные учреждения, юридические лица с государственным участием, унитарные предприятия.

В другом случае, когда цена договора на выполнение строительства, реконструкции или капитального ремонта объектов капитального строительства составляет меньше трёх миллионов рублей. В случае, если НМЦ(К) изначально меньше 3 млн. рублей, то требование заказчика о подтверждении членства в СРО будет неправомерным. В случае если в ходе закупочной процедуры участник закупки сам предложил цену ниже 3 млн. рублей, то он вправе не предоставлять подтверждение членства в СРО. Данное исключение справедливо только для указанных выше работ, в случае с выполнением работ по проектным работам или по проведению изысканий данное правило не работает.

Вообще к организациям, которые осуществляют строительные работы, приковано особое внимание. Так для них устанавливается региональный принцип членства в СРО, то есть строительная компания должна быть зарегистрирована в СРО по месту своей «прописки». Строительная компания, зарегистрированная в Москве, не сможет вступить в питерское СРО, даже если всю свою деятельность осуществляет именно в городе на Неве. По мнению сторонников реформы СРО, именно эта мера позволит улучшить контроль над строительными работами. Но во времена удивительной человеческой мобильности и высоких технологий в сфере коммуникаций, такая норма выглядит достаточно абсурдной и создает дополнительные проблемы.

Также фундаментальной поддержкой бизнеса и мощным стимулом для участия в закупочных процедурах как в рамках Закона № 44-ФЗ, так и Закона № 223-ФЗ является наличие у участника закупки сформированного компенсационного фонда обеспечения исполнения договорных обязательств по договорам (контрактам), заключённым по результатам конкурентных процедур закупок. В теории каждая саморегулируемая организация несет ответственность перед заказчиками за действия своих членов. В рамках этого действия каждая СРО создает компенсационный фонд, который наполняется членами СРО. Без таких взносов организация не имеет права заключать договоры в рамках Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ. Так минимальный взнос для членов СРО в области архитектурно-строительного проектирования или инженерных изысканий составляет 150 тысяч рублей, что позволит заключить договоров на общую сумму 25 миллионов рублей, для строителей минимальный взнос равен 200 тысячам рублей, что позволит заключить договоров на общую сумму 60 миллионов рублей. Это является дополнительным финансовым бременем для участников закупок, при учете, что данные взносы никак не влияют на условия обеспечения заявки и договора. В итоге для участия в закупочной процедуре организация должна внести деньги в компенсационный фонд, а также внести обеспечение заявки, и если второй платёж можно осуществить возвратными способами, то с первым так не получится.

Учитывая вышесказанное заказчикам нужно помнить о ряде факторов при составлении закупочной документации. Для начала заказчику, основываясь на техническом задании, необходимо определить степень допуска, которым должны обладать участники.

ГрК РФ дает три вида допуска:

  1. в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии);
  2. в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии);
  3. в отношении объектов использования атомной энергии.

Заказчику необходимо четко понимать, какой допуск нужен для выполнения конкретных работ, установление избыточных требований является поводом для обращения в контролирующие органы.

Форма документа, подтверждающего членство участника в СРО, установлена приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации». На мой взгляд, заказчику необходимо требовать оригинал или нотариально заверенную копию такой выписки. Контроль за действиями своих членов, в том числе, и в вопросах заключения договоров, возложен на СРО. Оригинал выписки или нотариально заверенная копия может служить аргументом в случае возникновений конфликтных ситуаций. В Интернете на данный момент функционирует два реестра членов СРО:

  • НОПРИЗ — http://nopriz.ru/nreesters/elektronnyy-reestr/;
  • НОСТРОЙ — http://reestr.nostroy.ru/reestr.

Предполагается, что в них содержится актуальная информация, но на данный момент оба реестра далеки от идеала, начиная с того, что информация обновляется в непозволительно долгие сроки и, заканчивая тем, что все данные, опубликованные там, никак не оформлены юридически. Если, например, на сайте ФНС России можно получить выписку из ЕГРЮЛ с электронной подписью налоговой службы, то в данных реестрах такой функционал не предусмотрен. В Законе № 44-ФЗ установлено, что срок такой выписки должен быть не менее одного месяца до срока окончания подачи заявок. Считаю, что заказчики, действующие в рамках Закона № 223-ФЗ, могут совершенно справедливо использовать такой же срок в своей документации. Участникам закупочных процедур же предстоит следить за наличием и сроком таких выписок.

Также необходимо предусмотреть в проекте контракта (договора) одностороннее расторжение в случае, если исполнитель исключается из членов СРО.

На мой взгляд, установление этих требований в документации достаточно, чтобы провести закупочную процедуры и не последовать в ФАС России — обсуждать тематику членства СРО. На данный момент подразумевается, что контроль за заключенными договорами осуществляет СРО, а не заказчик. Единственное, что может адекватно проверить заказчик — это соответствие уровня ответственности цене, предложенной участником закупки. Отклонение участника закупочной процедуры на основании информации об общей сумме заключенных договоров, взятой из ЕИС, мне видится достаточно зыбким. Чтобы использовать эту информацию нужно быть абсолютно уверенным в том, что все заказчики корректно публикуют информацию о договорах, в том числе и об их исполнении. К сожалению, на данный момент это совершенно точно невозможно сделать. Вся остальная необходимая информация предусмотрена формой выписки из реестра членов СРО, которую участники прикладывают к своим заявкам.

Подводя итоги, можно сказать, что проведена достаточно небрежная реформа, конечный итог, которой неясен. С одной стороны заказчики получили, вроде бы, дополнительную страховку со стороны СРО, с другой, механизм такой страховки не выглядит однозначным и прозрачным. Участники закупочных процедур получили же для себя дополнительное финансовое бремя, которое объективно не каждый осилит. В итоге это все приведет к снижению конкуренции и повышению расценок в сегменте строительства, проектирования и изысканий.

3-го июля 2016 Госдума РФ приняла законопроект поправок 372-ФЗ. Реформирование расширило нормативно-правовую базу градостроительного законодательства введением компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств. В соответствии с новыми законами СРО формируют дополнительно фонд ОДО на добровольной основе. Формирование фондов ОДО должно быть завершено к 1.07.2017.

Важно отметить, что саморегулятор создает КФ ОДО по решению коллегиального органа, если 15 членов для изыскательских и проектных СРО или 30 для строительных направили заявки о намерении участвовать в заключении договоров подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров.

Что такое КФ ОДО

Компенсационный фонд ОДО — это определенный объем денежных средств, сформированный в соответствии с положениями Градостроительного кодекса, размещенный на спецсчетах уполномоченных кредитных организаций. Фонд является материальной базой для реализации субсидиарной имущественной ответственности саморегулятора и его участников за невыполнение установленной деятельности или несоблюдение обязательств по договору подряда на выполнение изыскательских, проектных, строительных работ. КФ обеспечивает возмещение убытков потерпевшей стороне.

Кому нужно делать взнос в компфонд ОДО

Взнос в КФ ОДО производят члены СРО, которые направили заявления об участии в заключении договоров подряда с использованием конкурентных способов.

Для рассмотрения решения о формировании фонда от НКО строителей должно быть направлено не менее 30 заявок, от изыскателей и проектировщиков не менее 15.

Необходимо отметить, что согласно действующему законодательству средства в КФ вносятся единовременно в полном размере.

Зачем нужен КФ ОДО

Наличие взноса в фонд обеспечения договорных обязательств необходимое условие для участия организации в государственных аукционах в области проектирования, изыскания или строительства согласно положениям действующего законодательства (223-ФЗ) и (44-ФЗ). В качестве участника тендера компания должна предоставить выписку из реестра СРО и оплатить соответствующий взнос в компфонд.

Таким образом, с 1-го июля 2017 для участия в закупке на право заключения договора подряда в соответствии с законодательными нормами о контрактной системе, а также в закупках отдельных видов юрлиц член саморегулятора должен подтвердить внесение взноса.

Средства КФ ОДО обеспечивают выплаты по субсидиарной ответственности участников СРО за несоблюдение обязательств по договорам, оформленным по итогам тендера.

Кроме того, компфонд реализует возмещение убытков, возникших в результате нарушений установленных обязательств в договорах, которые заключены с помощью конкурентных способов.

Законы о компфонде ОДО

Создание КФ ОДО законодательно закреплено в поправках к Градостроительному кодексу от 3.07.2016 (372-ФЗ). Данный нормативный акт регулирует требования к формированию фонда, регламентирует величину взносов в зависимости от профессиональной направленности саморегулятора и предельного размера обязательств, предоставляет полномочия о принятии решения относительно активизации компфонда коллегиальному органу СРО.

Завершение формирования компфондов должно быть реализовано 1-го июля 2017 согласно законодательным положениям (191-ФЗ).

Также положения о компенсационном фонде обеспечения договорных обязательств регламентируются внутренней документацией некоммерческих партнерств.

Размер взносов и порядок оплаты

Взносы в КФ ОДО производятся единовременно и в полном объеме в течение семи рабочих дней со дня получения уведомления о принятии решения в отношении данных членов саморегулятора коллегиальным органом НКО в соответствии со статьей 55.16 Градостроительного кодекса России.

Члены партнерств, направившие заявки о намерении принимать участие в заключении договоров подряда в области изыскательских, проектных, строительных работ с использованием конкурентных способов, не могут быть освобождены от оплаты взносов.

Минимальный взнос в компфонд ОДО от члена СРО-проектировщиков или СРО-изыскателей

Стоимость работ по одному договору

Уровень ответственности

150 000 рублей

не более 25 млн

первый

350 000

не более 50 млн

второй

2 500 000

не более 300 млн

третий

3 500 000

составляет 300 млн и более

четвертый

Минимальный взнос в КФ от члена СРО-строителей

Стоимость работ по одному договору

Уровень ответственности

200 000 рублей

не более 60 млн

первый

2 500 000

не более 500 млн

второй

4 500 000

не более 3 млрд

третий

7 000 000

не более 10 млрд

четвертый

25 000 000

составляет 10 млрд и более

пятый

Порядок расчета разделения взноса в компфондов возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств в законодательстве не определен. В соответствии с частью 10 статьи 3.3 191-ФЗ саморегуляторы вправе самостоятельно устанавливать данный порядок расчета.

Следовательно, участники НКО могут переводить средства из КФ ВВ в КФ ОДО. Например, если член СРО ранее внес в КФ 300 000 рублей, эта сумма может быть распределена между двумя компфондами на спецсчетах уполномоченных кредитных организаций согласно статье 55.16 Гр. К. РФ.

Кроме того, члену СРО при осуществлении взносов предоставлено право выбора уровня ответственности, на основании которого производится доплата в КФ ВВ или КФ ОДО.

Как происходят выплаты из комфонда

Выплаты из компфонда обеспечения договорных обязательств осуществляются при наступлении субсидиарной ответственности с целью возмещения убытков, полученных в результате ненадлежащего исполнения обязательств договоров подряда в области изыскательских, проектных, строительных работ согласно статье 60.1 Гр. К. РФ.

Кроме того, средства фонда направляются также для оплаты штрафов и судебных издержек по соответствующим договорам.

Что происходит с КФ при смене СРО

В соответствии с действующим законодательством в случае исключения саморегулятора из госреестра финансы КФ ОДО в течение недели должны быть перечислены на спецсчета Национального объединения СРО, участником которого он являлся. Средства фонда могут быть использованы для реализации выплат в связи с наступлением субсидиарной ответственности согласно статье 60 Гр. К. РФ.

Члены исключенной некоммерческой организации, вступившие в состав новой СРО, вправе обратиться в Нацобъединение о переводе финансов фонда на счет соответствующего партнерства.

При выходе компании из состава саморегулируемой организации взносы не возвращаются.

Итак, если вы хотите выполнять работы по генеральному подряду, то вам необходимо состоять в СРО с компенсационным фондом ОДО. Если вы ещё не состоите в такой организации, мы поможем вам вступить в нее.

Остались вопросы?

Звоните! 8(800) 250-50-15, 8(495) 229-94-06. Консультация бесплатно!

Правовой департамент Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение, поступившее посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 26 июня 2019 г. N 114891 (зарегистрировано в Минстрое России 26 июня 2019 года за N 24717-ОГ), и по поставленному в нем вопросу сообщает следующее.

Согласно положениям частей 3 и 6 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) член саморегулируемой организации не имеет права выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по соответствующим договорам подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, если совокупный размер обязательств по таким договорам превышает предельный размер обязательств, исходя из которого членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 Кодекса.

При этом согласно пункту 3 части 1 статьи 55.1 Кодекса под договорами подряда, заключенными с использованием конкурентных способов заключения договоров, понимаются договоры, заключенные с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, или в иных случаях по результатам торгов (конкурсов, аукционов), если в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение торгов (конкурсов, аукционов) для заключения соответствующих договоров является обязательным.

Частью 5 статьи 55.8 Кодекса установлена обязанность члена саморегулируемой организации вносить дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации, при необходимости увеличения размера внесенного им взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до следующего уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам, предусмотренного частью 11 или 13 статьи 55.16 Кодекса.

С учетом изложенного, совокупный размер обязательств члена саморегулируемой организации по договорам подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, не должен превышать предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, на протяжении всего срока членства в саморегулируемой организации.

Следует обратить внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Таким образом, следует учитывать, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Заместитель директора
Правового департамента
Т.Н. Бармина

1. В соответствии с частью 17 статьи 33 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №191-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2020 г. № 938 «Об утверждении Положения об отдельных условиях предоставления займов членам саморегулируемых организаций и порядке осуществления контроля за использованием средств, предоставленных по таким займам» (далее – Положение об отдельных условиях) саморегулируемая организация вправе в целях оказания поддержки своим членам в связи с распространением новой коронавирусной инфекции предоставлять займы членам саморегулируемой организации за счёт средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств (далее – заём, саморегулируемая организация, компенсационный фонд соответственно) в соответствии с гражданским законодательством
до 1 января 2021 года. Объём займов, предоставленных саморегулируемой организацией, не может превышать 50 процентов от общего объёма средств её компенсационного фонда.

2. Предельный размер займов для одного члена саморегулируемой организации не может превышать 15 процентов от 50 процентов средств компенсационного фонда при условии, что выдача таких займов не приводит к снижению размера средств компенсационного фонда ниже его размера, определяемого на день принятия саморегулируемой организации решения о предоставлении суммы займа исходя из фактического количества членов и уровня их ответственности по обязательствам.

3. Размер займа для конкретного члена саморегулируемой организации устанавливается договором о предоставлении займа в соответствии с решением саморегулируемой организации о предоставлении займа, но не может превышать предельный размер займа, установленный пунктом 2 настоящего раздела.

4. В день принятия саморегулируемой организацией решения о предоставлении займа исполнительный орган саморегулируемой организации осуществляет расчёт размера части компенсационного фонда саморегулируемой организации, подлежащей использованию в целях выдачи займов, в соответствии с частью 4 статьи 554 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

5. Процент за пользование займами составляет 1/2 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день выдачи займа (саморегулируемая организация вправе установить иную ставку, но не более установленной пунктом 3 Положения об отдельных условиях).

6. Заем может быть предоставлен на следующие цели:

а) выплата заработной платы работникам члена саморегулируемой организации;

б) приобретение оборудования для выполнения по заключенным до 1 апреля 2020 г. договорам (контрактам) работ по подготовке проектной документации и (или) инженерным изысканиям, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, в том числе по сохранению объектов культурного наследия в соответствии с федеральными законами «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 г. № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», а также для выполнения указанных работ по договорам, заключенным в целях строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – договор подряда);

в) уплата вознаграждения банку за предоставление новой банковской гарантии или внесение изменений в ранее выданную банковскую гарантию, обеспечивающих исполнение обязательств подрядчика по договорам подряда.

7. Срок предоставления займа определяется договором о предоставлении займа в соответствии с решением саморегулируемой организации о предоставлении займа, но не может составлять более 1 года со дня заключения договора о предоставлении займа, а в случае, если заем предоставлен на цели, предусмотренные подпунктом «б» пункта 6 настоящего раздела, — более 5 рабочих дней со дня указанного в договоре подряда срока исполнения обязательств по нему.

8. Заём предоставляется при условии соответствия члена саморегулируемой организации, обратившегося с заявкой на получение займа (далее также – заёмщик), следующим требованиям:

а) член саморегулируемой организации не имеет задолженности по выплате заработной платы по состоянию на 1 апреля 2020 г.;

б) член саморегулируемой организации не имеет по состоянию на 1-е число месяца, в котором подаётся заявка на получение займа, задолженности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации, превышающей 300000 рублей;

в) член саморегулируемой организации — юридическое лицо не находится в состоянии ликвидации и не имеет решения суда о введении в отношении его внешнего управления или о продлении срока такого внешнего управления либо решения суда о признании его несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

г) член саморегулируемой организации не имеет административного приостановления его деятельности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

д) член саморегулируемой организации не находится в реестрах недобросовестных поставщиков, ведение которых осуществляется в соответствии с федеральными законами «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

е) учредители (участники) или члены коллегиального исполнительного органа, единоличный исполнительный орган члена саморегулируемой организации — юридического лица, а в случае передачи полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации или управляющему — единоличный исполнительный орган управляющей организации или управляющий не имеют непогашенную или неснятую судимость за преступления в сфере экономики;

ж) учредители (участники) или члены коллегиального исполнительного органа, единоличный исполнительный орган члена саморегулируемой организации — юридического лица, а в случае передачи полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации или управляющему — единоличный исполнительный орган управляющей организации или управляющий не привлекались к субсидиарной ответственности в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»;

з) представлено обязательство об обеспечении исполнения обязательств заёмщика по договору займа одним или несколькими из следующих способов:

залог имущества стоимостью, превышающей сумму займа не менее чем на 30 процентов;

уступка права требования денежных обязательств по договорам подряда на сумму запрашиваемого займа;

поручительство учредителей (участников), единоличного исполнительного органа члена саморегулируемой организации — юридического лица, поручительство иных лиц;

и) член саморегулируемой организации имеет заключённый с кредитной организацией, в которой предоставляющей заём саморегулируемой организацией размещены средства компенсационного фонда, договор банковского счёта, предусматривающий:

отказ кредитной организации в списании денежных средств с банковского счета заёмщика в пользу третьих лиц в случае получения кредитной организацией уведомления саморегулируемой организации, предоставившей заём, об осуществлении отказа в списании денежных средств;

списание денежных средств на специальный банковский счёт, на котором размещены средства компенсационного фонда (далее – специальный банковский счёт саморегулируемой организации), в случае направления саморегулируемой организацией заёмщику и в кредитную организацию требования о досрочном возврате суммы займа и процентов за пользование займом;

к) член саморегулируемой организации имеет заключённые трёхсторонние соглашения с кредитной организацией, в которой открыт специальный банковский счёт саморегулируемой организации, и кредитными организациями, в которых членом саморегулируемой организации открыты банковские счета, о списании с данных банковских счетов суммы займа и процентов за пользование займом в пользу саморегулируемой организации на основании предъявленного саморегулируемой организацией требования о списании суммы займа и процентов за пользование займом;

л) член саморегулируемой организации имеет план расходования займа с указанием целей его использования, соответствующих пункту 6 настоящего раздела, и лиц, в пользу которых будут осуществляться платежи за счет средств займа.

9. В целях получения займа член саморегулируемой организации представляет в саморегулируемую организацию заявку на получение займа с приложением следующих документов:

справка об отсутствии задолженности по выплате заработной платы работникам члена саморегулируемой организации — юридического лица по состоянию на 1 апреля 2020 г., подписанная уполномоченным лицом члена саморегулируемой организации;

справка налогового органа о задолженности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации, по состоянию на 1-е число месяца, в котором представляются документы;

справка о наличии (отсутствии) непогашенной или неснятой судимости за преступления в сфере экономики у лиц, указанных в подпункте «е» пункта 6 настоящего раздела (в случае отсутствия такой справки на день подачи документов она может быть представлена до подписания саморегулируемой организацией договора займа);

копии бухгалтерской (финансовой) отчётности за год, предшествующий году подачи документов;

сведения о наличии (отсутствии) привлечения к субсидиарной ответственности лиц, указанных в подпункте «ж» пункта 8 настоящего раздела;

обязательство об обеспечении исполнения обязательств заёмщика по договору займа, указанное в подпункте «з» пункта 8 настоящего раздела;

договор банковского счёта, указанный в подпункте «и» пункта 8 настоящего раздела;

соглашения, указанные в подпункте «к» пункта 8 настоящего раздела;

справка налогового органа об открытых банковских счетах заёмщика в кредитных организациях;

договоры подряда с приложением документов, подтверждающих объём выполненных по таким договорам работ (при наличии);

план расходования займа с указанием целей его использования, соответствующих пункту 6 настоящего раздела, и лиц, в пользу которых будут осуществляться платежи за счёт средств займа.

В случае, если способом обеспечения исполнения обязательств члена саморегулируемой организации по договору займа выбран залог имущества, такой член саморегулируемой организации предоставляет отчёт независимого оценщика, осуществившего оценку рыночной стоимости предмета залога.

В случае подписания заявки на получение займа лицом, уполномоченным действовать от имени члена саморегулируемой организации, дополнительно к заявке прилагается доверенность.

10. Заявка на получение займа представляется в саморегулируемую организацию на бумажном носителе или в форме электронного документа (пакета документов), подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

11. Заявка на получение займа на бумажном носителе может быть представлена членом саморегулируемой организации непосредственно в саморегулируемую организацию по месту её нахождения, направлена в саморегулируемую организацию посредством почтового отправления, курьером. Заявка на получение займа в форме электронного документа (пакета документов), подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, подаётся в саморегулируемую организацию с помощью сервиса «Личный кабинет члена саморегулируемой организации» на официальном сайте саморегулируемой организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при его наличии) или посредством электронной почты.

12. Заявка на получение займа регистрируется в день её поступления в саморегулируемую организацию в системе электронного документооборота саморегулируемой организации или в специальном журнале регистрации на бумажном носителе. Отметка о регистрации должна содержать сведения о дате и времени такой регистрации.

13. Саморегулируемая организация рассматривает заявки на получение займа в течение 3 рабочих дней с даты их поступления в порядке очерёдности их поступления (срок устанавливается по усмотрению саморегулируемой организации и рекомендуется не более 10 рабочих дней).

14. Саморегулируемая организация при рассмотрении заявки на получение займа вправе использовать общедоступные источники информации (сервисы автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы России, автоматизированной системы публикации судебных решений «Банк решений арбитражного суда», Единого федерального реестра сведений о банкротстве и другие).

15. Постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации принимает по заявке на получение займа решение о предоставлении займа либо об отказе в его предоставлении с указанием основания для отказа.

16. Основанием для отказа в предоставлении займа являются:

а) несоответствие заёмщика требованиям, установленным пунктом 8 настоящего раздела.

б) несоответствие суммы предоставленных займов и размера компенсационного фонда требованиям пункта 2 настоящего раздела в случае предоставления этого займа;

в) превышение предельного размера займа, установленного пунктом 2 настоящего раздела, в том числе с учетом ранее предоставленных и не возвращенных займов, на дату подачи заявки о предоставлении займа;

г) несоответствие целей использования займа пункту 6 настоящего раздела.

17. Саморегулируемая организация направляет заёмщику решение о предоставлении займа либо об отказе в его предоставлении не позднее дня, следующего после дня принятия такого решения, на бумажном носителе или в форме электронных документа (пакета электронных документов), подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

18. Исполнительный орган саморегулируемой организации подготавливает и заключает договор о предоставлении займа, а также договоры об обеспечении исполнения обязательств заёмщика по договору предоставления займа способами, предусмотренными подпунктом «з» пункта 8 настоящего раздела.

19. Саморегулируемая организация хранит заявки с приложенными документами, решения о предоставлении займа, договоры предоставления займа, договоры об обеспечении исполнения обязательств заёмщика по договору предоставления займа, а также иные документы, полученные в результате осуществления контроля за использованием средств займа, в деле члена саморегулируемой организации.

20. В целях контроля саморегулируемой организацией соответствия производимых заемщиком расходов целям получения займа заёмщик направляет в саморегулируемую организацию на бумажном носителе или в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи:

ежемесячно, не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчётным, — документы, подтверждающие соответствие использования средств займа условиям договора предоставления займа, информацию о расходах, произведённых за счёт средств займа, в соответствии с условиями договора предоставления займа, а также справку налогового органа об открытых банковских счетах заёмщика в кредитных организациях на последний день месяца, предшествующего отчётному;

в 5-дневный срок со дня получения соответствующего запроса саморегулируемой организации дополнительную информацию о расходах, произведённых за счёт средств займа, с приложением подтверждающих документов, а также выписки с банковского счета заёмщика, выданной кредитной организацией.

21. В случае открытия нового банковского счёта в кредитной организации член саморегулируемой организации в течение 3 рабочих дней со дня его открытия направляет в саморегулируемую организацию соглашение, указанное в подпункте «к» пункта 8 настоящего раздела.

22. Саморегулируемая организация при осуществлении контроля за использованием средств займа, использует документы, информацию, предоставленную членом саморегулируемой организации, общедоступные источники информации (сервисы автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы России, автоматизированной системы публикации судебных решений «Банк решений арбитражного суда», Единого федерального реестра сведений о банкротстве и другие).

23. В случае выявления саморегулируемой организацией несоответствия производимых членом саморегулируемой организации расходов целям получения займа, при нарушении им обязанностей, предусмотренных пунктом 21 настоящего раздела, а также в иных случаях, предусмотренных договором займа, постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации не позднее 3 рабочих дней со дня выявления указанного несоответствия, принимает решение о расторжении в одностороннем порядке договора займа. В день принятия такого решения исполнительный орган саморегулируемой организации направляет уведомление в кредитную организацию, в которой открыт банковский счет, и на который зачислены средства займа, об осуществлении отказа в списании денежных средств с данного банковского счета в пользу третьих лиц, а также заёмщику требование о досрочном возврате суммы займа и процентов за пользование займом (далее — требование о возврате).

24. В случае невыполнения членом саморегулируемой организации требования о возврате в установленный срок исполнительный орган саморегулируемой организации обращается в кредитные организации, указанные в подпункте «к» пункта 8 настоящего раздела, с требованием о списании суммы займа и процентов за пользование займом с банковских счетов члена саморегулируемой организации на специальный банковский счет саморегулируемой организации (далее – требование о списании).

25. В случае непоступления, поступления средств предоставленного займа и процентов за пользование займом на специальный банковский счет саморегулируемой организации не в полном объеме в течение 5 рабочих дней со дня вручения требования о списании соответствующим кредитным организациям постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации принимает решение об обращении взыскания таких средств с предмета обеспечения исполнения обязательств по договору предоставления займа.

26. Исполнительный орган саморегулируемой организации направляет в Национальное объединение саморегулируемых организаций на бумажном носителе или в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи:

решения о предоставлении займов и копии документов, представленных заёмщиком в соответствии с пунктом 8 настоящего раздела, — в течение 3 рабочих дней со дня принятия таких решений;

сводный отчёт о движении денежных средств на банковском счёте заёмщика по каждому договору займа, выписки по банковскому счету заёмщика, выданные кредитной организацией, и информацию о соответствии производимых заёмщиком расходов целям получения займа — ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчётным.

27. Возврат займа и процентов за пользование займом осуществляется членом саморегулируемой организации на специальный банковский счёт саморегулируемой организации, на котором размещены средства компенсационного фонда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *