Обращение граждан в прокуратуру

Обращение граждан в прокуратуру

Максим Иванов
Автор статьи
Практикующий юрист с 1990 года

Прокурора боятся все: от чиновников и руководителей предприятий, и до продавцов-консультантов в салонах связи. И неспроста – прокуратура, как орган общего надзора, имеет рычаги давления на любого, кто посмеет нарушить действующее законодательство и Конституцию. Если на него, конечно, «настучат». Так вот настучать на обидчика поможет обычная жалоба, причем подать ее можно не только письменно и в одном из подразделений, но и удаленно, даже не выходя из дома.

Как правильно составить жалобу в прокуратуру и что для этого нужно? Когда обращение будет эффективным и каков порядок его рассмотрения? Вся самая важная информация о прокурорском надзоре в нашей новой публикации.

На кого и за что можно пожаловаться?

Вообще, поводом для обращения в прокуратуру с жалобой может стать любое нарушение законодательства со стороны кого угодно. Прокуратура обязана рассматривать все жалобы, содержащие сведения о нарушении действующего законодательства, которые поступают в ее адрес (ст. 10 ФЗ № 2202-1 «О прокуратуре в РФ»). Главное, чтобы обращение содержало конкретные сведения о нарушениях требований законов, прав и свобод граждан, а кто это совершил, для прокурора значения не имеет. Обычно поступают такие виды жалоб в прокуратуру:

  • жалобы на действия судебных приставов, налоговых инспекторов, государственных регистраторов, муниципальных служащих, служащих районных и городских администраций, служащих оперативно-розыскных, следственных и других правоохранительных органов, ФСИН, ФСБ, иных чиновников;
  • жалобы на работодателей в части несоблюдения трудового законодательства, задержек зарплаты, незаконных увольнений;
  • жалобы за нарушения в сфере ЖКХ на бездеятельность управляющих компаний, нарушения в работе ресурсоснабжающих предприятий;
  • жалобы на нарушения со стороны застройщиков, срыв сроков по ДДУ, неисполнение требований в претензиях;
  • жалобы на нарушения прав потребителей со стороны продавцов, изготовителей товаров, лиц, оказывающих платные услуги;
  • жалобы на руководство коммерческих и некоммерческих предприятий, общественных и иных организаций и т.д..

Органы прокуратуры РФ не осуществляют надзор за исполнением законов гражданами, то есть физическими лицами. Такие обращения необходимо направлять в соответствующие органы контроля либо правоохранительные органы. А вот их бездействие уже может быть поводом для обращения в прокуратуру.

Требования к составлению жалобы

Конкретных требований к содержанию жалобы законодательство не предусматривает. Единственное, что в ней должно быть обязательно указано, это (п. 2.8 Инструкции, утв. Приказом Генпрокуратуры № 45 от 30.01.2013):

  • наименование органа, в который подается либо ФИО должностного лица прокуратуры;
  • ИО и адрес гражданина, направившего жалобу + адрес для отправки ответа, если он отличается;
  • изложение существа вопроса;
  • личная подпись и дата подачи.

По существу вопроса мы рекомендуем указывать в жалобе следующее:

  • описание обстоятельств, которые предшествовали нарушению законодательства: дата обращения в государственные органы, дата заключения договора, дата начала трудовых отношений и т.д.;
  • суть возникшего правоотношения с лицом, допустившим нарушение законодательства;
  • описание обстоятельств, при которых было допущено нарушение закона, в чем оно выражается, какие законы нарушены;
  • при наличии – реквизиты принятого решения, нарушающего законодательство;
  • требования жалобщика: провести внеплановую проверку, вынести предписание на устранение правонарушений, привлечь виновных к ответственности.

Жалоба составляется в свободной форме с учетом рекомендаций выше. Ниже – несколько образцов жалобы, которые можно взять за основу при составлении собственной.

Образец жалобы в прокуратуру blank-zhaloba-v-prokuraturu.doc ≈ 46 КБ Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!Образец жалобы в прокуратуру о невыплате заработной платы blank-zhaloba-v-prokuraturu-o-nevyplate-zarabotnoj-platy.doc ≈ 44 КБ Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!Образец жалобы в прокуратуру на работодателя blank-zhaloba-v-prokuraturu-na-rabotodatelya.doc ≈ 46 КБ Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!Образец жалобы в прокуратуру на судебного пристава blank-zhaloba-v-prokuraturu-na-sudebnyh-pristavov.doc ≈ 45 КБ Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!Образец жалобы в прокуратуру на следователя blank-zhaloba-v-prokuraturu-na-sledovatelya.docx ≈ 8 КБ Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!

Как составить коллективную жалобу в прокуратуру?

Жалоба может быть не только индивидуальной, но и коллективной. Коллективная жалоба не имеет существенных отличий от обычной. С той лишь разницей, что индивидуальная – это обращение одного конкретного гражданина, а коллективная это (пп. 6 п. 1.9 Инструкции):

  • либо обращение двух и более лиц;
  • либо обращение, принятое на митинге, собрании и подписанное организаторами и участниками митинга, собрания.

То есть, принципиальных отличий всего 2:

  1. Коллективная жалоба может содержать сведения о нарушениях, затрагивающих интересы двух и более лиц.
  2. Коллективная жалоба должна быть подписана двумя и более лицами.

Можно ли направить жалобу анонимно?

Как уже сказано выше, ФИО и адрес заявителя – обязательные реквизиты жалобы. В случае если в обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается (абз. 3 п. 2.8 Инструкции). Это значит, что прямого запрета на направление анонимной жалобы в прокуратуру действующее законодательство не содержит. Такие обращения регистрируются и рассматриваются в общем порядке, в том числе становятся основанием для проведения внеплановой проверки и привлечения виновных к ответственности. Однако, получить на основании анонимной жалобы ответ от прокурора, ровно как и проконтролировать ход рассмотрения жалобы, не получится.

Как подать жалобу в прокуратуру?

Исходя из положений п. 2.1 Инструкции и иными положениями, жалобу в прокуратуру можно подать:

  1. Письменно. Допускаются любые способы подачи, в том числе:
  • лично в подразделение прокуратуры;
  • по почте заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • телеграфом;
  • средствами факсимильной связи.
  • Устно. Устные обращения принимаются на личном приеме граждан, по телефону, а также через средства массовой информации.
  • По информационным системам общего пользования. Другими словами, в электронной форме. Такое заявление может быть подано через форму на сайте вашей местной или региональной прокуратуры. Например, можно подать жалобу в прокуратуру Москвы, а – в прокуратуру СПб. Альтернативный вариант – направление жалобы на электронную почту, если на сайте прокуратуры отсутствует соответствующий функционал.
  • Порядок и сроки рассмотрения

    В течение 3 дней с момента получения жалобы любая из них подлежит регистрации и, если она соответствует требованиям, принятию к разрешению. Жалоба расписывается и передается на рассмотрение ответственному прокурору, который:

    1. Проводит проверку указанных в жалобе фактов, при необходимости, с организацией выезда на место и установлением прокурорского контроля.
    2. Истребует и изучает копии судебных решений, материалов уголовных дел, исполнительных производств, иные документы, необходимые для объективного рассмотрения.
    3. Дает поручения нижестоящим прокурорам о проверке фактов из жалобы.
    4. Выносит представления на устранение допущенных нарушений законодательства, прав граждан.
    5. Направляет в ответственные органы материалы для возбуждения уголовных и административных производств.
    6. Принимает решение об удовлетворении или отклонении заявленной жалобы.

    Сроки рассмотрения жалоб определены п. 5.1 Инструкции и составляют 30 дней в общих случаях, и 15 дней, если ситуация не требует дополнительного изучения и проверки. При необходимости срок рассмотрения может быть продлен, но не больше, чем на 30 дней. По истечении этого срока прокуратура должна дать письменный мотивированный ответ с разъяснениями и описанием принятых мер.

    Когда жалоба остается без ответа?

    По смыслу п. п. 2.9 – 2.15 Инструкции, основанием для оставления жалобы без ответа послужит:

    • отсутствие в жалобе ФИО заявителя и адреса для отправки ответа;
    • отсутствие в жалобе сведений, достаточных для ее разрешения;
    • невозможность определить суть жалобы;
    • содержание жалобы, которое свидетельствует о прямом вмешательстве заявителей в компетенцию органов прокуратуры;
    • нечитабельный текст жалобы, невозможность прочтения данных о заявителе;
    • наличие нецензурных или оскорбительных выражений, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц;
    • жалоба, лишенная по содержанию логики и смысла.

    Если суть жалобы не относится к компетенции прокуратуры или по ней не принимались решения нижестоящих прокуратур, жалоба перенаправляется в такой ответственный орган или нижестоящую прокуратуру для разрешения по существу (п.п. 3.2-3.3 Инструкции) Заявитель об этом уведомляется дополнительно.

    Не путаем оставление без ответа и отказ в жалобе в прокуратуру. Оставление жалобы без удовлетворения обычно связано с отсутствием события правонарушения или невозможностью его доказать.

    Людмила Разумова
    Редактор
    Практикующий юрист с 2006 года

    Установлено, что делопроизводство по заявлениям и жалобам сотрудников и граждан в организациях ведется отдельно от других видов делопроизводства и поручается специально выделенным для этого сотрудникам. Личную ответственность за состояние этой работы несут руководители.

    Для регистрации жалоб рекомендована специальная, адаптированная под этот вид документов форма карточки, вошедшая в ОКУД (код 0229140 — унифицированная система организационно-распорядительной документации), которая прилагается к инструкции. В карточку включены показатели, специфичные для данной группы документов, например:

    • — адрес места жительства или работы автора, его телефон;
    • — предыдущие обращения автора жалобы, ее повторность;
    • — автор, дата, индекс сопроводительного письма, при пересылке жалобы от другого адресата (органа власти);
    • — отметка о промежуточном ответе автору;
    • — отметка о посланном запросе по существу решаемого вопроса и др.

    Регистрационно-контрольные карточки, заполненные и процессе личного приема, должны передаваться после его окончания для централизованной регистрации и подготовки ответа соответствующим специалистам, ответственным за решение вопроса, сформулированного в карточке

    В регистрационный индекс добавлен как обязательный элемент начальная буква фамилии автора, например: «П-401», кроме того, введена обязательная проверка при регистрации всех поступающих жалоб на повторность. Если жалоба окажется повторной, в регистрационной карточке (экранной форме) должен быть указан индекс первого обращения. На документе и на регистрационный форме в правом верхнем углу ставится отметка «Повторно», должна подбираться для исполнителя вся предшествующая переписка по вопросу.

    Но при этом повторными считаются только те обращения, которые поступили от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого документа истек установленный законодательством срок рассмотрения (30 дней) или заявитель не был удовлетворен данным ему ответом.

    Обращения одного и того же лица по одному и тому же вопросу, направленные различным адресатам и поступившие для рассмотрения в один и тот же государственный орган (в предприятие, учреждение, организацию), учитываются под регистрационным индексом первого обращения, с добавлением порядкового номера, проставляемого через дробь, например:

    Установлено, что жалобы граждан, переадресованные различными адресатами (органами власти), требующими сообщить не только гражданину, но и им результаты рассмотрения жалобы, берутся на особый контроль. В этом случае на всех экземплярах регистрационных форм и на самих документах в месте, установленном ГОСТом Р 6.30—2003, проставляется отметка о контроле.

    Ответы на обращения граждан должны подписываться руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, в крайнем случае, уполномоченным на то лицом.

    Обращения граждан, на которые даются промежуточные ответы, с контроля не снимаются. Контроль должен завершаться только после вынесения окончательного решения и принятия исчерпывающих мер по разрешению существа жалобы.

    Особенности работы с обращениями депутатов. В соответствии с Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 08.05.1994 № З-ФЗ и соответствующим законодательством субъектов Федерации депутаты всех уровней наделены правом направлять в федеральные органы исполнительной власти, организации различных форм собственности и т.д. обращения и запросы.

    Организации достаточно часто получают обращения и запросы депутатов, поэтому необходимо знать особенности работы с этой категорией документов.

    Депутат является выборным лицом и выполняет свои обязанности в соответствии с законодательством РФ, его обращения и запросы рассматриваются как официальные письма, поэтому они проходят все этапы обработки в общем делопроизводстве. Обращение или запрос депутата должно быть оформлено на его персональном бланке, иметь его личную подпись, оформлено в соответствии с правилами оформления писем.

    Законодательство установило типовые сроки исполнения обращений и запросов депутатов, которые в основном совпадают со сроками исполнения обращений граждан. Ответ на запрос депутата необходимо дать в письменной форме безотлагательно или не позднее чем через 30 дней со дня его получения, если необходимо навести справки, сделать запросы в другие организации. Если запрос депутата требует дополнительного изучения документов, сбора материалов, автору обращения обязательно сообщают об этом в трехдневный срок со дня получения запроса.

    Должностное лицо не только обязано ответить в срок, но и предоставить депутату документы и сведения, которые он запрашивает. Если запрашиваемые сведения содержат государственную тайну, они предоставляются в порядке, установленном Законом Российской Федерации «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485-1.

    Должностные лица федеральных органов исполнительной власти могут получить парламентский запрос. Ответ на него должен быть дан не позднее 15 дней со дня получения в письменной или устной форме. В данном случае устная форма предполагает выступление на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания РФ (в Государственной Думе или Совете Федерации).

    Сроки рассмотрения парламентского запроса могут быть изменены по согласованию с инициаторами запроса. Ответ на запрос подписывает должностное лицо, которому он был направлен, или лицо, временно исполняющее его обязанности.

    И запрос депутата, и парламентский запрос проходят этапы обработки как входящие документы. После завершения работы с ними они формируются в дела в соответствии с номенклатурой дел, проходят экспертизу ценности документов и передаются, при необходимости, в архив организации.

    ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 9

    После первичной обработки все обращения передаются на регистрацию, которая ведется по единой форме в порядке, установленном типовым положением. Регистрация этой категории документов помимо общих задач регистрации — учет, контроль и справочная работа — является также юридическим свидетельством того, что они приняты к рассмотрению в данном учреждении. Регистрацию рекомендуется вести на карточках или на компьютере и только в тех случаях, когда в учреждение, предприятие или организацию поступает незначительное количество документов населения, можно оставить и журнальную форму регистрации.

    Суть регистрации – запись на карточке основных поисковых признаков документа и сведений о заявителе. При использовании автоматизированной системы поисковых регистрационная карточка на обращения заполняется на экране компьютера. При традиционной технологии регистрационные карточки изготавливаются из плотной бумаги формата А5 (210×148) или А6 (105×148). Количество экземпляров заполняемых регистрационно-контрольных карточек определяется исходя из потребностей организации контроля за исполнением и справочной работы по обращениям. Чаще всего это 2-3 экземпляра: 1-й-для контрольной картотеки, 2-й-для справочной картотеки, 3-й направляется вместе с документом к исполнителю. Однако прежде чем приступить к регистрации, выявляют по алфавитной картотеке или алфавитной книге, не является ли данное обращение повторным..

    Регистрация обращений имеет две особенности:

    — регистрируют все без исключения обращения граждан. Закон изменил порядок регистрации: обращение гражданина должно регистрироваться в течение трех дней с момента поступления;

    — регистрационный индекс включает начальную букву фамилии автора и порядковый номер поступающего обращения. Например: М-528. .

    Повторным считается обращение, поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого предложения, заявления или жалобы истек установленный законодательством срок их рассмотрения или заявитель не был удовлетворен данным по первому обращению ответом.

    Повторное обращение при первичной обработке получает очередной регистрационный индекс, так как ведется валовой учет всех поступающих документов. Однако в регистрационной карточке при регистрации повторного обращения указываются все признаки и первого документа, то есть его номер и дата. На самом повторном обращении в правом верхнем углу и на его регистрационно-контрольной карточке делается от руки или специальным штемпелем отметка «повторно». Форма регистрационно-контрольной карточки приведена в ПРИЛОЖЕНИИ 3.

    Типовое положение предусматривает и такой случай, когда гражданин одно и тоже предложение, заявление или жалобу направил одновременно нескольким адресатам, и они были в конечном итоге переадресованы в одно учреждение, организацию или предприятие, которое может решить поставленный вопрос по существу. Все эти обращения, попавшие в результате в одно место, должны учитываться под одним регистрационным индексом первого полученного документа с добавлением порядкового номера. Например, В—194/,, В-194/2, В-194/3 ит.д. Зарегистрированный документ докладывается руководителю или его заместителю для принятия решения. В законодательно-нормативных актах предусмотрен вариант, когда получено обращение вообще не относится к компетенции получившего его учреждения; организации, предприятия. В этом случае работником, отвечающим за эту категорию документов, оно должно быть не позднее чем «в течении семи дней со дня регистрации» направлено на рассмотрение в компетентный орган. Закон Москвы сократил этот срок до трех дней. В ответном письме дается разъяснение, куда ему следует направить свое обращение. .

    При использовании компьютерных технологий ввод сведений о документе в документную базу данных осуществляется непосредственно с документа с помощью клавиатуры и других устройств ввода. Одновременно может изготовляться один экземпляр регистрационной формы в качестве страхового массива.

    Компьютерная документная база данных ведется в соответствии с применяемым на данном компьютере или сервере программным обеспечением. Выбор той или иной технологии ведения информационно-поисковой системы находится в компетенции руководства организации. .

    Регистрация устных обращений

    Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

    Письменные обращения граждан должны содержать фамилию, имя, отчество автора (авторов) обращения, почтовый адрес для ответа (уведомления), изложение сути обращения, личную подпись и дату.

    Письменные обращения, адресованные Совету Федерации, его органам (Совету палаты, комитетам и комиссиям Совета Федерации), Аппарату Совета Федерации или его структурным подразделениям, рассматриваются как адресные обращения.

    Ответственность за полноту и своевременность рассмотрения адресных обращений граждан несут председатели комитетов и комиссий Совета Федерации, руководство Аппарата Совета Федерации и руководители структурных подразделений Аппарата Совета Федерации. .

    Регистрация письменных обращений

    Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

    В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

    Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.

    Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

    Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

    Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

    В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

    Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.

    Письменные обращения, адресованные должностным лицам Совета Федерации, членам Совета Федерации, временно не входящим в состав комитетов или комиссий Совета Федерации, помощникам членов Совета Федерации, работникам Аппарата Совета Федерации, рассматриваются как именные обращения. .

    Ответственность за полноту и своевременность рассмотрения именных обращений несут те должностные лица Совета Федерации, члены Совета Федерации, временно не входящие в состав комитетов или комиссий Совета Федерации, помощники членов Совета Федерации и работники Аппарата Совета Федерации, кому они адресованы.

    Письменные обращения, поступившие в Совет Федерации, а также письменные обращения, полученные непосредственно должностными лицами Совета Федерации или работниками Аппарата Совета Федерации, подлежат обязательной регистрации и рассмотрению.

    Отказ в рассмотрении обращений граждан, содержащих вопросы, разрешение которых входит в компетенцию Совета Федерации, недопустим, за исключением случаев, предусмотренных Инструкцией по работе с обращениями граждан в Совете Федерации. .

    Существует специальная программа для регистрации обращений граждан – Docvision 5.0. Основным назначением приложения является автоматизация регламента обработки обращений граждан, согласно действующему законодательству Российской Федерации. В частности точное выполнение всех положений Федерального Закона № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

    Данное приложение доступно пользователям СЭД Docvision 5.0 и ориентировано в первую очередь на оптимизацию процесса регистрации и рассмотрения обращений граждан в государственные органы, органы местного самоуправления или конкретному должностному лицу.

    Приложение дает простой, удобный и дружественный интерфейс и для Руководителей (Должностных лиц) и для Исполнителей, обеспечивает удобную форму хранения и поиска данных о заявителях и истории их обращений.

    Кроме того, приложение допускает возможность реализации на его основе других процессов рассмотрения обращений от физических лиц. Например, рассмотрение претензий – для коммерческих организаций.

    Приложение имеет встроенный механизм для интеграции с внешними системами (например, порталом госуслуг).

    Основные возможности приложения:

    — Регистрация обращений граждан, поступающих в устной, письменной форме, по электронной посте, факсу, в том числе и при личном приеме должностного лица и поступающих из внешних автоматизированных систем.

    — Рассмотрение обращения, согласование резолюции и ответа должностным лицом.

    — Формирование поручений (заданий) по обращению для исполнителей.

    — Ведение реестра обратившихся граждан.

    — Разграничение прав доступа к данным обращений и информации о заявителях.

    — Автоматизация подготовки ответа и отправка ответа заявителю по электронной почте.

    — Средства контроля над исполнением заданий по обращениям, наглядные отчеты по исполнительской дисциплине.

    — Просмотр статистики по обработке обращений.

    Приложение включает в себя набор специализированных карточек (Обращение, Личный прием, Гражданин), специализированные поисковые запросы и отчеты, автоматизированные процессы и уведомления.

    В справочниках приложений предусмотрен типовой классификатор обращений граждан, имеются шаблоны документов и утилита импорта адресных данных из Классификатора адресов России (сокращенно КЛАДР).

    Обращение (рис. 1).

    Карточка обращения содержит все данные по обращению, включая данные гражданина, текст обращения, резолюцию должностного лица, сопроводительные документы, сроки исполнения и рассмотрения, а также список заданий по обращению.

    Рис. 1. Общий вид карточки Обращение.

    Любые приложенные документы можно рассматривать в отдельном окне без загрузки тяжеловесных приложений. При регистрации обращения работает поиск заявителя по фамилии, имени, отчеству (или их частям), а также дате рождения. Для создания поручений по обращению используются стандартные задания Управления документами. При этом можно разрешить или запретить прикладывать к таким заданиям ссылку на само обращение.

    Гражданин (Рис. 2).

    Карточка гражданина содержит необходимую информацию о гражданине, контактные данные для связи с ним, а также ссылки на все его обращения.

    Рис. 2. Карточка гражданина

    В реестре обратившихся граждан можно искать гражданина по определенным полям (Рис. 3):

    Рис. 3. Поиск в реестре обратившихся граждан

    Личный прием (Рис. 4).

    Карточка личного приема содержит данные о гражданине, приеме должностным лицом, а также список ссылок на связанные обращения. В течение приема руководитель может сразу дать ответ. Либо по данным приема можно создать обращение для дальнейшего рассмотрения.

    Рис. 4. Карточка личного приема.

    

    Конституция Российской Федерации 1993 года провозгласила в ст. 2 приоритет прав и свобод человека и гражданина в системе общепризнанных ценностей . Это обуславливает необходимость создания механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации разработку и реализацию указанного механизма осуществляют федеральные органы исполнительной власти.

    Однако в Российской Федерации деятельность федеральных органов исполнительной власти недостаточно обеспечивает защиту прав и свобод граждан, недостаточно разработан механизм реализации гражданами прав и свобод, не полностью сформирована законодательная база. Нерешенность данных проблем влечет к нарушению прав и свобод граждан.

    В складывающейся ситуации востребована роль прокуратуры в обеспечении прав и свобод человека и гражданина. Одним из полномочий, которыми наделены органы прокуратуры в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина является рассмотрение и разрешение заявлений, жалоб и иных обращений граждан, содержащие сведения о нарушении законов.

    В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202–1 (далее — Закон о прокуратуре) поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, установленные инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ (далее — Инструкция) . Данная инструкция была утверждена приказом Генерального прокурора РФ от 17.12.2007 № 2007.

    Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры РФ обращений граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории РФ.

    Согласно данной Инструкции правом на обращение в органы прокуратуры за защитой нарушенных прав обладают как физические, так и юридические лица. Также в ней закреплено положение о том, что жалобы, заявления и обращения могут поступать как от самого лица, чьи права были нарушены, так и от его представителя .

    Обращения в органы прокуратуры могут быть в письменной, устной форме, на личном приеме, переданные по почте, телеграфу, факсу, интернету.

    Обращения, поступившие в органы прокуратуры РФ в обязательном порядке должны быть рассмотрены. После предварительного рассмотрения обращений граждан органы прокуратуры должны принять одно из следующих решений:

    − принять данное обращение к дальнейшему разрешению;

    − либо оставить обращение при наличии определенных оснований без разрешения;

    − передать обращение для разрешения в нижестоящие органы прокуратуры;

    − если данное обращение относится к компетенции других органов, то направить его в соответствующие органы;

    − прекратить рассмотрение обращения по инициативе граждан;

    − приобщить к раннее поступившему обращению;

    − возвратить данное обращение заявителю.

    Резюмируя изложенное, рассмотрение обращений граждан органами прокуратуры можно поделить на 2 этапа. На первом этапе происходит распределение полученных обращений, те, которые относятся к компетенции органов прокуратуры, и тех обращений, рассмотрение которых отнесено к ведению других органов. Второй этап — разрешение прокурором обращений и принятия решений (таких как, удовлетворение жалоб, заявлений и обращений либо отклонение их).

    Согласно Инструкции поступившие заявления в течении 3 дней подлежат обязательной регистрации после поступления данных заявлений в органы прокуратуры .

    Заявления, жалобы, обращения разрешаются в течении 30 дней со дня поступления, а те, которые не требуют дополнительной проверки — в течении 15 дней. Если установленный срок истекает в выходной или праздничный день, последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день.

    Все заявления, жалобы, обращения должны быть приняты к рассмотрению, или переданы в нижестоящий орган прокуратуры, или в другие органы. А те заявления, жалобы, обращения, которые рассматриваются другими органами, подлежат разрешению в семидневный срок со дня регистрации.

    Если заявления, жалобы, обращения не содержат всех необходимых сведений для достаточного разрешения, то в этом случае прокурор в течении 7 дней со дня регистрации обращения возвращает его заявителю для пополнения информации.

    Согласно ст. 21 Закона о прокуратуре для проведения прокурором проверки необходимо наличие сведений о нарушении закона .

    Во время проведения проверки необходимо определить: имелся ли факт нарушения прав и свобод человека и гражданина, какие законы при этом были не соблюдены, каким органом было совершено правонарушение, а также, что послужило причиной данного правонарушения.

    В том случае, если прокурор отказал в рассмотрении обращения гражданина, то в обязательном порядке прокурор отправляет гражданину не позднее 10 дней решение об отказе в рассмотрении с обоснованным разъяснением данного отказа, при этом прокурор должен указать порядок обжалования принятого решения. Без разрешения могут быть оставлены обращения граждан, если: обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи; обращение, лишенное по содержанию логики и смысла, если имеется решение суда о признании гражданина недееспособным .

    За гражданином закрепляется право прекратить рассмотрение его заявления. Если же гражданин решит прекратить рассмотрения его заявления, то это автоматически влечет прекращение рассмотрения данного заявления прокурором, при условии, если в заявлении нет сведений, подтверждающих наличие какого-либо правонарушения. После проведенной проверки заявитель вправе ознакомится со сведениями, относящимися к нарушению его прав и свобод, при условии, что данная возможность гражданина не противоречит законным интересам других лиц.

    Обращение считается разрешенным, если в нем были рассмотрены все поставленные вопросы и предприняты все меры к восстановлению нарушенных прав.

    В соответствии с п. 4.14 Инструкции по итогам рассмотрения обращения прокурор принимает одно из следующих решений:

    − удовлетворить обращение и принять соответствующие меры восстановлению нарушенных прав заявителя;

    − удовлетворить обращение, в котором ранее было принято решение об отказе в удовлетворении решения;

    − отклонить требования заявителя, которые являются необоснованными;

    − разъяснить принятое решение;

    − оставить без разрешения;

    − направить обращение в течение 7 дней в другие компетентные органы .

    Необходимо отметить, что при рассмотрении обращений граждан прокурор вправе принять соответствующие меры, а именно возможность прокурора при наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии со ч. 2 ст. 27 Закона о прокуратуре и в случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.(ч. 3 ст. 27) .

    Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, рассмотрение и разрешение заявлений, жалоб и иных обращений представляет собой важный самостоятельный вид деятельности российской прокуратуры. Рассматривая и разрешая обращения, прокурор получает информацию о состоянии соблюдения прав и свобод человека и гражданина и принимает меры к восстановлению нарушенных прав и свобод.

    Литература:

    1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. — 1993. — 25 дек.
    2. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17 января 1992 г. № 2202–1- ФЗ //Собр. законодательства РФ. — 1995. — № 47. — ФЗ. — Ст. 1011.
    3. Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации: приказ Генпрокуратуры РФ от 30 января 2013 г. № 45 // Законность. — 2013. — № 4.
    4. Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации: приказ Генпрокуратуры РФ от 30 января 2013 г. № 45 // Законность. — 2013. — № 4.
    5. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17 января 1992 г. № 2202–1- ФЗ // Собр. законодательства РФ. — 1995. — № 47. — ФЗ. — Ст. 1011.
    6. Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации: приказ Генпрокуратуры РФ от 30 января 2013 г. № 45 // Законность. — 2013. — № 4.
    7. Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации: приказ Генпрокуратуры РФ от 30 января 2013 г. № 45 // Законность. — 2013. — № 4.
    8. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17 января 1992 г. № 2202–1- ФЗ // Собр. законодательства РФ. — 1995. — № 47. — ФЗ. — Ст. 1011.

    Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях утверждена Приказом МВД РФ от 29 августа 2014 г. N 736.

    В соответствии с указанной инструкцией заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях вне зависимости от места и времени совершения преступления, административного правонарушения либо возникновения происшествия, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления подлежат обязательному приему во всех территориальных органах МВД России.

    Круглосуточный прием заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях осуществляется оперативным дежурным дежурной части территориального органа МВД России (управления, отдела, отделения, пункта полиции, линейного отдела, линейного отделения, линейного пункта полиции).

    На принятом заявлении о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии сотрудник органов внутренних дел в обязательном порядке указывает дату и время его получения, свои должность, инициалы, фамилию и заверяет эти сведения своей подписью.

    При приеме от заявителя письменного заявления о преступлении заявитель предупреждается, об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 УК РФ, о чем делается отметка, удостоверяемая подписью заявителя.

    Регистрация в КУСП (Книга учета сообщений о преступлениях и происшествиях) заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях осуществляется независимо от территории оперативного обслуживания незамедлительно и круглосуточно в дежурных частях.

    Оперативный дежурный дежурной части, принявший заявление о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии лично от заявителя, одновременно с регистрацией заявления в КУСП обязан оформить талон, который состоит из двух частей: талона-корешка и талона-уведомления, имеющих одинаковый регистрационный номер.

    В талоне-корешке указываются: сведения о заявителе, краткое содержание заявления о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии, регистрационный номер по КУСП, подпись оперативного дежурного, его принявшего, дата и время приема.

    В талоне-уведомлении указываются: специальное звание, фамилия, имя, отчество оперативного дежурного, принявшего заявление о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии, регистрационный номер по КУСП, наименование территориального органа МВД России, адрес и номер служебного телефона, дата и время приема, подпись оперативного дежурного.

    Поводом к проведению проверки, а в последующем при наличии к тому оснований, к возбуждению уголовного дела является:

    — заявление о преступлении;

    — явка с повинной;

    — сообщение о совершенном или готовящемся преступлении.

    При этом заявление может быть сделано как письменном, так и устно, но и принятие устного заявления о совершенном или готовящемся преступлении оформляется письменно путем составления протокола принятия устного заявления, в котором заявитель ставит свою подпись.

    Получение же сотрудником устной информации, не оформленной указанным образом, не является основанием для проведения проверки и поводом для возбуждения уголовного дела, а является способом укрытия совершенного преступления с целью искажения статистических сведений о состоянии преступности в районе, раскрываемости преступлений, либо предоставления возможности виновному лицу избежать уголовной ответственности.

    В соответствии частью 5 статьи 144 отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 УПК РФ.

    Таким образом, если Вам стало известно о совершенном или готовящемся преступлении, а органы внутренних дел отказали в приеме данного заявления (сообщения), Вы вправе обратиться в городскую прокуратуру с соответствующим заявлением, по которому будут приняты меры прокурорского реагирования, направленные на защиту прав и законных интересов лиц и организаций потерпевших от преступлений.

    Одинцовский городской прокурор, старший советник юстиции Юрий ЧИЖОВ.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *