Общественное помещение

Общественное помещение

Согласно статье 16 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относятся, среди прочих, следующие полномочия:

разработка и осуществление государственной политики, в том числе принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов по пожарной безопасности и контроль за их исполнением;

участие в разработке технических регламентов, национальных стандартов, норм, правил пожарной безопасности и других нормативных документов по пожарной безопасности, в том числе регламентирующих порядок и организацию тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

МЧС России, воспользовавшись данным полномочием, в 2003 году утвердило Приказом МЧС РФ N 313 Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).

Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Согласно п. 40 Правил в зданиях, сооружениях (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается:

— производить изменения объемно-планировочных решений, в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей, ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией). Уменьшение зоны действия автоматической пожарной сигнализации или автоматической установки пожаротушения в результате перепланировки допускается только при дополнительной защите объемов помещений, исключенных из зоны действия указанных выше автоматических установок, индивидуальными пожарными извещателями или модульными установками пожаротушения соответственно;

— загромождать мебелью, оборудованием и другими предметами двери, люки на балконах и лоджиях, переходы в смежные секции и выходы на наружные эвакуационные лестницы;

— устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые (чуланы);

— устанавливать дополнительные двери или изменять направление открывания дверей (в отступлении от проекта) из квартир в общий коридор (на площадку лестничной клетки), если это препятствует свободной эвакуации людей или ухудшает условия эвакуации из соседних квартир.

Пункт 52 Правил устанавливает, что двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

При эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается:

загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов;

устраивать в тамбурах выходов (за исключением квартир и индивидуальных жилых домов) сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы (п. 53 Правил).

В соответствии с Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

С учетом части 1 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании» в разделах 4, 6 — 10 Строительных норм и правил «Здания жилые многоквартирные» СНиП 31-01-2003 (приняты постановлением Госстроя РФ от 23 июня 2003 г. N 109) содержатся требования, соответствующие целям технических регламентов и подлежащие обязательному соблюдению.

Названные СНиП распространяются на проектирование и строительство вновь строящихся и реконструируемых многоквартирных жилых зданий высотой до 75 м, общежитий квартирного типа, а также жилых помещений, входящих в состав помещений зданий другого функционального назначения

Нормы и правила не распространяются: на блокированные жилые дома, проектируемые в соответствии с требованиями СНиП 31-02, в которых помещения, относящиеся к разным квартирам, не располагаются друг над другом, и общими являются только стены между соседними блоками, а также на мобильные жилые здания.

В соответствии с СНиП «Здания жилые многоквартирные» жилое здание галерейного типа — это здание, в котором все квартиры этажа имеют выходы через общую галерею не менее чем на две лестницы.

К внекваритрным помещениям СНиП относят:

— хозяйственную кладовую (внеквартирную);

— помещения общественного назначения.

В соответствии с п. 3.11 названных СНиП хозяйственная кладовая (внеквартирная) — это помещение, предназначенное для хранения жильцами дома вне квартиры вещей, оборудования, овощей и т.п., исключая взрывоопасные вещества и материалы, располагаемое в первом, цокольном или подвальном этажах жилого здания.

Помещения общественного назначения — помещения, предназначенные для осуществления в них деятельности по обслуживанию жильцов дома, жителей прилегающего жилого района, и другие, разрешенные к размещению в жилых зданиях органами Госсанэпиднадзора. Размещение встроенных и встроенно-пристроенных помещений общественного назначения допускается в цокольном, первом и втором этажах жилого здания (в крупных и крупнейших городах в третьем этаже), за исключением объектов, оказывающих вредное воздействие на человека.

Помещения общественного назначения для индивидуальной деятельности в жилых этажах допускается размещать только в пределах площади квартир.

В зданиях I, II и III степеней огнестойкости межсекционные стены и перегородки, а также стены и перегородки, отделяющие внеквартирные коридоры от других помещений, должны иметь предел огнестойкости не менее EI 45, в зданиях IV степени огнестойкости — не менее EI 15.

Не нормируется класс пожарной опасности и предел огнестойкости межкомнатных, в том числе шкафных, сборно-разборных, с дверными проемами и раздвижных перегородок.

Перегородки между кладовыми в подвальных и цокольных этажах зданий II степени огнестойкости высотой до пяти этажей включительно, а также в зданиях III и IV степеней огнестойкости допускается проектировать с ненормируемым пределом огнестойкости и классом пожарной опасности.

Технические, подвальные, цокольные этажи и чердаки следует разделять противопожарными перегородками 1-го типа на отсеки площадью не более 500 м2 в несекционных жилых домах, а в секционных — по секциям.

В технических этажах и чердаках при отсутствии в них горючих материалов и конструкций предел огнестойкости дверей в противопожарных перегородках не нормируется.

Помещения общественного назначения следует отделять от помещений жилой части противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа без проемов, в зданиях I степени огнестойкости — перекрытиями 2-го типа.

Ширина галереи должны быть не менее 1,2 м. Коридоры следует разделять перегородками с дверями огнестойкостью EI 30, оборудованными закрывателями и располагаемыми на расстоянии не более 30 м одна от другой и от торцов коридора.

Помещения общественного назначения должны иметь входы и эвакуационные выходы, изолированные от жилой части здания.

Размеры дверных проемов должны обеспечивать удобство и безопасность передвижения и возможность перемещения предметов оборудования соответствующих помещений квартир и встроенных в здание помещений общественного назначения.

В жилом здании и на придомовой территории должны быть предусмотрены мероприятия, направленные на уменьшение рисков криминальных проявлений и их последствий, способствующие защите проживающих в жилом здании людей и минимизации возможного ущерба при возникновении противоправных действий. Эти мероприятия устанавливаются в задании на проектирование в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и могут включать, в числе прочих мер, применение дверей входных, ведущих в подвал, на чердак и, при необходимости, в другие помещения.

В соответствии с СНиП 21-01-97 Пожарная безопасность зданий и сооружений, также обязательными для исполениния в силу Закона «О техническом регулировании и техническом контроле», противопожарные преграды предназначены для предотвращения распространения пожара и продуктов горения из помещения или пожарного отсека с очагом пожара в другие помещения. К противопожарным преградам относятся противопожарные стены, перегородки и перекрытия.

Двери эвакуационных выходов и другие двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания. Для кладовых площадью не более 200 кв.м направление открывания дверей не нормируется.

Общие коридоры длиной более 60 м следует разделять противопожарными перегородками 2-го типа на участки, длина которых определяется по СНиП 2.04.05, но не должна превышать 60 м. Двери в этих перегородках должны соответствовать требованиям, предъявляемым к противопожарным преградам.

Из перечисленных нормативных положений можно заключить, что:

— никаких особенностей относительно общежитий квартирного типа не установлено, следовательно, на них распространяются общие правила, регулирующие данные вопросы относительно жилых домов галерейного типа;

— действительно, существуют рекомендации устанавливать в домах галерейного типа (с длинными коридорами) двери, выполняющие функцию рассекатели воздушной тяги (от огня и дыма), препятствующие в таких зданиях быстрому распространению угарного газа и огня в случае пожара (СНиП 31-01-2003, СНиП 21-01-97), но данные положения не имеют никакого отношения к установлению металлических дверей в качестве перегородок для хозяйственных целей;

— судя по Вашему вопросу обустройство внеквартирных хозяйственных помещений (соответственно, и отделение их металлической дверью) разрешено только в случаях, когда данные помещения не находятся на эвакуационных путях/не препятствуют эвакуации, не уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией) и в любом случае не выше третьего этажа (уменьшение зоны действия автоматической пожарной сигнализации или автоматической установки пожаротушения допускается только при дополнительной защите объемов помещений, исключенных из зоны действия).

Далее. Из текста Вашего вопроса неясно, относятся ли установка металлической двери к общему имуществу собственников жилых помещений в многоквартирном доме или же это дверь непосредственно в конкретное жилое помещение, не являющаяся общим имуществом всех собственников жилья в этом доме.

Поскольку возможна и вторая ситуация, отметим, что согласно Жилищному кодексу РФ и Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции) входят в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, если металлическая дверь — это дверь в помещение общего пользования, то для определения правомочности ее установки следует выяснять — было ли соблюдено надлежащее волеизъявление всех собственников на ее установку в соответствии с выбранным способом управления многоквартирным домом.

Если установка двери происходит с целью обособления определенного помещения, которое приведет к уменьшению размера общего имущества в многоквартирном доме, то это возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме (ч. 3 ст. 36 Жилищного кодекса РФ). В этом случае решение о реконструкции дома принимается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (п. «а» ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ).

Кроме того, возможны ситуации, когда установка двери может привести к перепланировке жилого помещения — в этом случае требуется согласование перепланировки с уполномоченным органом местного самоуправления (см. ст.ст. 26-29 Жилищного кодекса РФ).

Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03): Приказ МЧС РФ от 18.06.2003 N 313.

Встроенно-пристроенное помещение – помещение, часть внутреннего объема которого является частью внутреннего объема основного помещения.

Таким образом, встроено-пристроенный объект состоит из двух частей, одна из которых находится внутри габаритов здания и не превышает его объем, а другая выходит за его пределы. Согласно законодательству, к помещениям данного типа относятся те, что выходит за границу здания более чем на 1,5 метра.

Если этот параметр не превышен, помещение относится к встроенному типу. Таким образом, элемент частично расширяет пределы застройки здания.

Особенности встроено-пристроенных помещений

Главной характерной чертой встроенно-пристроенных помещений является наличие собственного частичного фундамента, стен и крыши. Помимо этого, данные объекты имеют ряд особенностей. В частности, они отличаются:

  • расположением за пределами контуров наружных стен, которые являются капитальными;
  • вспомогательной ролью по отношению к зданию в целом;
  • наличием одной или более капитальной стены, которая является общей.

Помещения встроенно-пристроенного типа часто используются для организации на территории жилого дома различных организаций, например, магазинов. Как правило, такие объекты располагаются на первом этаже дома. Помимо этого, во встроенно-пристроенных помещениях часто есть отдельный вход.

Для этого необходимо изменить целевое назначение недвижимого имущества. Так, объект нужно перевести из жилого фонда в нежилой – для этого объект должен соответствовать всем требованиям законодательства и санитарным нормам.

На современном рынке недвижимости существует тенденция увеличения спроса на встроенные коммерческие помещения жилых домов, которые имеют индивидуальные конструктивные и архитектурные решения, предусмотренные еще на стадии проектирования. Чаще всего в таких помещениях располагаются предприятия, ориентированные на предоставление услуг и продажу товаров жильцам зданий, в которых они располагаются, а также жителям близлежащих домов. С одной стороны, для собственников жилых помещений это удобно, но в некоторых случаях такая ситуация может обернуться и рядом неприятностей: от шума автомобилей при разгрузке продукции, парковки машин посетителей данных организаций до проблем с инженерными системами. Поэтому застройщику необходимо проверить соответствие объекта строительства государственным строительным стандартам и нормам и урегулировать отношения собственников помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации. При подготовке проекта размещения встроенных коммерческих помещений в предынвестиционный период заказчик учитывает ликвидность объектов, которая существенно влияет на финансовый результат инвестиционно-строительной деятельности. Чтобы величина прибыли не была минимальной, инвестору следует оценить экономические возможности проектируемых зданий, провести маркетинговый анализ недвижимости в рассматриваемом районе по соответствующим сегментам рынка, оценить возможности арендаторов, учесть индивидуальные особенности помещений, рассмотреть альтернативные варианты их использования.
Таким образом, при решении всех вопросов устройства коммерческих помещений на первом этаже жилых зданий следует принять во внимание некоторое количество показателей, учитывающих как интересы самого застройщика, так и жителей рассматриваемых и близлежащих домов и районов:
1) Нормативное регулирование;
2)Ликвидность коммерческих помещений;
3) Соответствие свойств рассматриваемых площадей требованиям потребителей;
4)Стоимость помещений.

В первую очередь при устройстве общественных помещений в многоквартирном доме решается задача нормативного регулирования и согласования с надзорными органами. Согласно:
− СП 54.13330.2011 «СНиП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные»:
• В подвальном, цокольном, первом и втором этажах жилого здания (в крупных и крупнейших городах в третьем этаже) допускается размещение встроенных и встроенно-пристроенных помещений общественного назначения, за исключением объектов, оказывающих вредное воздействие на человека, подвергающих опасности жизнь человека, а также приносящих дискомфорт в жизнь людей.
− СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»:
• Нежилые помещения в многоквартирном доме могут располагаться на первом этаже здания или на более высоком этаже, но тогда все находящиеся под ним площади также должны иметь статус нежилых, и, согласно градостроительным нормам, не должны нарушать общий архитектурный облик объекта.
• Организациям, расположенным в жилых зданиях, следует иметь входы и эвакуационные выходы, изолированные от жилой части здания.
• Прием продовольственного сырья и пищевых продуктов со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, не допускается. Загрузку следует выполнять с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных туннелей со стороны магистралей при наличии специальных загрузочных помещений.
• Вентиляция объектов, размещённых в жилых зданиях, должна быть автономной. Допускается присоединять к общей вытяжной системе жилого здания вытяжную вентиляцию общественных помещений, не имеющих вредных выбросов. А вредные вещества, выделяемые в воздух, существуют на многих объектах. Даже в парикмахерских выделяемые аэрозоли не должны попадать в общую вентиляцию.
− СанПиН 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»
• В нежилых помещениях жилых зданий (кроме общежитий) допускается размещать организации на площади не более 700 м2 с числом посадочных мест не более 50.
• Допускается размещение организаций торговли в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных к жилым домам помещениях, исключения составляют специализированные рыбные и овощные магазины, а также магазины, площадью более 1000 м2.
• Для сбора мусора и пищевых отходов предусматривают раздельные контейнеры с крышками (или специально закрытые конструкции). Площадки для сбора мусора и пищевых отходов располагаются на расстоянии не менее 25 м от здания.
• Сети бытовой и производственной канализации не объединяются с канализацией жилых зданий. Это требование касается и предприятий общественного питания.
Ввиду определения недвижимости как товара инвестиционного характера и высокой капиталоемкости строительных объектов одним из важнейших факторов, определяющих выгоду инвестора является ликвидность объекта недвижимости.Необходимо правильно оценить ее степень и осуществить качественное управление данным показателем. На ликвидность объекта строительства оказывают воздействие:
• Фактор местоположения. Жилой дом должен располагаться в месте повышенной активности, на улицах с большой проходимостью, сформированными пешеходными маршрутами и большим трафиком. Должен быть обеспечен свободный доступ на транспортные магистрали, развязки, проходимую или проезжую зону. При отсутствии благоприятных условий для функционирования организаций, расположенных на первом этаже многоквартирного дома, сравнительная ценность такого объекта недвижимости заметно снизится.
Кроме того на ликвидность помещений существенно влияет наличие аналогов в относительной близости к объекту. В большинстве случаев на коммерческих площадях в жилых домах устраиваются предприятия, ориентированные на предоставление услуг местным жителям: продуктовые и хозяйственные магазины, салоны красоты, фитнес-клубы, кафе то есть организации и учреждения, необходимые человеку в первую очередь для комфортной жизни, соответственно, если на небольшом расстоянии от рассматриваемого дома не расположено наиболее выгодных во всех отношениях аналогов, то такие заведения будут востребованными. Поэтому при подборе арендаторов коммерческих площадей компания-застройщик руководствуется необходимостью создания в рамках того или иного жилого дома набора всех необходимых для жизни товаров и услуг, стараясь диверсифицировать объекты социальной инфраструктуры, предусмотреть все самое нужное для жителей района. Очевидно, что нет необходимости делать большое количество встроенных коммерческих помещений в районах, где изначально расположено много объектов коммерции. Таким образом, еще на предпроектной стадии инвестиционно-строительного проекта застройщик должен предусмотреть конструктивные решения коммерческих помещений исходя из сферы деятельности организаций, которые будут расположены на рассматриваемых площадях.
Существует прямая зависимость между количеством жилых и коммерческих помещений в многоквартирном доме: чем масштабнее проект, тем больше в нем предусмотрено коммерческой инфраструктуры. В целом, в проектах многоэтажной застройки доля коммерческих помещений должна составлять примерно 5% от площади квартир. Если строительство ведется в новом квартале, тем более начатом с нуля, — коммерческие помещения жизненно необходимы, и они всегда имеют высокий спрос со стороны инвесторов.

• Техническое состояние здания
Техническое состояние здания — совокупность свойств, которые характеризуют в данный момент времени соответствие нормативным требованиям техническогосостояния объекта недвижимости.
К ним относятся: конструктивные и архитектурные решения строительного объекта, общее состояние помещения, состояние несущих конструкций, состояние внутренней отделки, современность материалов, использованных для отделки, площадь помещения, этажность, состояние инженерных сетей, возможность перепланировки.
Исходя из технического состояния помещений складывается стоимость объекта недвижимости, а также определяется его положение на рынке.

Таким образом, еще на предпроектной стадии инвестиционно-строительного проекта застройщик должен предусмотреть конструктивные решения коммерческих помещений исходя из сферы деятельности организаций, которые будут расположены на рассматриваемых площадях.

Следующим из рассматриваемых вопросов является соответствие свойств рассматриваемых помещений требованиям потребителей и заинтересованность жильцов данного дома и близлежащего района в размещении определенныхобщественных предприятий. После того, как будут учтены выше рассмотренныефакторы, необходимо учесть непосредственно интересы потребителей. Инвестор может это сделать различным способами. В последнее время застройщики и собственники коммерческих помещений в многоквартирных домах ответственно подходят к данному вопросу. Интересный эксперимент по подбору арендаторов реализовала компания «Региондевелопмент» на территории проекта «Жилой квартал 9-18» в Мытищах: еще на начальной стадии проекта была продумана концепция инфраструктуры и предложена возможность покупателям самостоятельно выбрать именно те объекты для жизни, которые им необходимы; в ходе голосования стало очевидно, что жителям нет необходимости иметь на территории ЖК полноценный ресторан, а достаточно небольшого кафетерия, также популярностью пользовался салон красоты, спа-салон, по итогам собранных данных по всем категориям объектов были проведены тендеры и выбраны наилучшие и наиболее полезные организации. Таким образом, проведя опрос, застройщик обеспечил для помещения лучшее наиболее эффективное использование, а для себя максимальную прибыль.
Большую роль в необходимости устройства таких помещений играет то, что многие граждане не заинтересованы в покупке недвижимости на первом этаже ввиду таких факторов как сырость, близкое расположение мусорного бака, шум с улицы, высокая вероятность грабежа. Кроме того, немаловажным является непривлекательный вид из окна и небольшое количество естественно солнечного света днем. Доход от продажи таких квартир сравнительно невелик. Они являются наименее ликвидными по отношению к аналогичным помещениям на других этажах. Нежилые же помещения на первых этажах домов, напротив, пользуются спросом. Доход они приносят стабильный и меньше всего подвержены кризису.Это можно увидеть на примере квартиры на первом этаже дома, расположенного в начале Кутузовского проспекта, стоимость которой 10 млн руб., то есть около 7 тыс./долл./кв. м, и спрос на такое жилье невелик. Но после перевода помещения в категорию нежилого востребованность объекта резко возрастает вместе с ценой — 25 тыс./долл./кв. м».
Одним из ключевых показателей товара является стоимость. Стоимость объектов недвижимости зависит от ряда факторов в том числе и перечисленных выше. Самый востребованный метраж коммерческих помещений — от 50 до 150 м2. При этом быстрее всего находят покупателя помещения минимальных площадей: такое предложение актуально для инвесторов, впервые выходящих на рынок коммерческой недвижимости, а также для тех, кто располагает строго определенной суммой. В настоящее время стоимость квадратного метра встроенных помещений в среднем составляет 110–140 тыс. рублей. Рыночная цена аренды коммерческих помещений варьируется от 550 до 1500 рублей за 1 м2 в спальных районах.
Как правило, коммерческие помещения с высокой инвестиционной привлекательностью продаются, а менее ликвидные — сдаются в аренду. При этом отмечают, что грамотный застройщик обладает эффективными инструментами для повышения инвестиционной привлекательности объекта. К примеру, сданное в аренду помещение формата стрит–ретейл аккумулирует потребительский спрос в районе, формируя так называемые «муравьиные тропы». А через 2–3 года застройщик может продать не просто помещение, а раскрученный бизнес с развитой клиентской базой. При грамотном подходе девелопера встроенные коммерческие помещения не остаются пустыми: наибольшее число сделок заключается на старте продаж, а к моменту сдачи дома в эксплуатацию уже реализовано не менее 90% встроенных помещений. Спрос на такие объекты стабильно высокий и за последнее время не изменился. Покупатели стремятся приобрести помещения на начальном этапе строительства, потому что на более поздних сроках реализации проекта, как правило, в продаже уже не найти помещений нужной площади, а стоимость их возрастает.
Из выше изложенного можно сделать вывод о том, что количество коммерческих помещений на первых этажах жилых домов в значительной мерезависит от ряда факторов: нормативное регулирование, предполагаемая ликвидность, стоимость и.т.д. Каждый из них для высокой эффективности вложенных средств должен учитываться и просчитываться застройщиком рассматриваемых зданий еще на этапе проектирования в зависимости от конструктивных особенностей, окружающей застройки и местоположениястроящихся зданий. О влиянии же общественных помещений на комфорт жизни людей, а также о пользе и вреде можно говорить, только тщательно изучив инфраструктуру и назначение предприятий, расположенных на этих площадях.

действует Редакция от 01.12.2005 Подробная информация

Наименование документ «АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ МНОГОКВАРТИРНЫХ ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ. СП 31-107-2004» (утв. Госстроем РФ) (ред. от 01.12.2005)
Вид документа письмо, номенклатура, перечень, правила
Принявший орган госстрой рф
Номер документа СП 31-107-2004
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 01.12.2005
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был
Навигатор Примечания

«АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ МНОГОКВАРТИРНЫХ ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ. СП 31-107-2004» (утв. Госстроем РФ) (ред. от 01.12.2005)

7.1 Помещения общественного назначения, встроенные и встроенно-пристроенные в многоквартирные жилые здания

7.1.1 В многоквартирных жилых зданиях могут размещаться учреждения и предприятия общественного назначения. Помещения общественного назначения, размещаемые в жилых зданиях, могут быть встроенными и встроенно-пристроенными.

Типологические группы и рекомендуемая номенклатура встроенных в многоквартирные жилые дома (кроме блокированных) предприятий и учреждений общественного назначения даны в приложении В. При этом необходимо также учитывать требования приложения 4* СНиП 2.08.02 и действующих санитарно-эпидемиологических нормативных документов.

Состав помещений обслуживания в общежитиях квартирного типа, а также номенклатура предприятий и учреждений, встроенных и встроенно-пристроенных в блокированные жилые дома, определяются по заданию на проектирование с учетом региональных особенностей и по согласованию с местной администрацией.

При проектировании предприятий и учреждений общественного назначения встроенно-пристроенными в многоэтажные жилые здания величины показателей, нормируемых приложением В (площади, мощность и т.д.), допускается принимать в качестве нижней границы. Их увеличение, расширение номенклатуры, а также размещение в реконструируемых жилых зданиях допускаются по согласованию с органами местного самоуправления и органами санитарно-эпидемиологического надзора.

7.1.2 При проектировании предприятий и учреждений общественного назначения, встроенных и встроенно-пристроенных в многоэтажные жилые здания, следует в целях снижения их негативного воздействия на жилую часть здания учитывать нормируемые показатели, в том числе:

— по допустимому уровню шума в вышележащих жилых помещениях и на территории при работе вентиляционного оборудования, инженерных систем, а также оборудования встроенных учреждений;

— по допустимому уровню загрязненности воздуха от инженерных систем, вентиляционного оборудования и автотранспорта, обслуживающего встроенные предприятия.

При этом следует осуществлять:

— устройство дополнительных автономных инженерных систем;

— разделение потоков движения (жителей дома, посетителей и товаров при загрузке предприятий);

— дифференциацию придомовой территории для устройства проездов, площадок и других элементов.

7.1.3 При размещении в многоквартирных жилых зданиях учреждений оздоровительного и досугового назначения, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, предприятий общественного питания, предприятий розничной торговли и бытового обслуживания, детских дошкольных учреждений, учреждений внешкольного обучения и курсов, учреждений управления, проектирования, информации и связи следует предусматривать:

— устройство автономных входов;

— размещение технологически шумных зон, как правило, вне объема жилого здания;

— разработку мероприятий по звукоизоляции вышележащих жилых помещений;

— размещение мест загрузки торговых и других учреждений вне зон окон жилых помещений;

— устройство кровли пристроенных учреждений на уровне ниже уровня пола жилых помещений в соответствии со СНиП 31-01.

К числу специальных инженерных мероприятий также относятся:

— устройство автономных инженерных систем встроенных (встроенно-пристроенных) помещений общественного назначения;

— применение технологического инженерного и другого оборудования, не создающего шума и вибрации, превышающих допустимые показатели для жилых помещений;

— устройство притока и вытяжки из нежилых помещений согласно СанПиН 2.1.2.1002 и СНиП 41-01.

: В связи с утратой силы СанПиН 2.1.2.1002-00, следует руководствоваться принятым взамен СанПиН 2.1.2.2645-10.

Для устройства зальных помещений досуговых предприятий, предприятий торговли, питания и др. возможно применение различных конструктивных систем по высоте здания, в том числе:

— с использованием каркасных конструкций в нижних этажах;

— с устройством технического этажа для перехода к узкому шагу поперечных несущих стен в вышележащих этажах жилой части здания.

7.1.4 Планировочные решения встроенно-пристроенных и пристроенных объемов, в том числе их выступ за пределы объема здания, регламентируются градостроительными условиями, типом и мощностью предприятия, его технологией, а также нормативными противопожарными требованиями.

В соответствии с градостроительной ситуацией применяются различные объемно-планировочные решения:

— размещение выступающих объемов залов и некоторых подсобных помещений вдоль фронта здания со стороны крупных магистралей или площадей общегородского назначения;

— размещение выступающих объемов залов и некоторых подсобных помещений со стороны двора — при реконструкции исторически сложившихся районов, при дефиците территории или при небольшой ширине улиц;

— пристройка объемов залов и некоторых подсобных помещений с торцов жилых зданий;

— пристройка залов на уровне первого этажа при размещении жилых домов в глубине квартала.

При торговой площади магазинов до 400 м2 выступ объема торгового зала может составлять до 9 м, при большей торговой площади — до 18 м.

7.1.5 При проектировании жилых зданий с встроенно-пристроенными общественными помещениями необходимо учитывать возможность ремонта инженерных коммуникаций жилой части, проходящих транзитом через общественные помещения. С этой целью размер шахты, предназначенной для пропуска инженерных коммуникаций жилой части, должен обеспечивать возможность доступа в нее.

7.1.6 На эксплуатируемой кровле многоквартирных жилых зданий допускается размещение площадок: спортивных, для отдыха взрослых, сушки белья, чистки вещей, мебели и одежды, а также соляриев, предназначенных для пользования только жителями здания.

При этом следует обеспечивать необходимые меры безопасности, в том числе устройство ограждений достаточной высоты по периметру эксплуатируемой кровли, а также защитных сооружений для вентиляционных выпусков.

Дополнительные элементы благоустройства эксплуатируемых кровель устанавливаются по специальному заданию на проектирование.

При устройстве эксплуатируемой кровли в жилом многоквартирном здании (кроме блокированного) рекомендуется предусматривать технический чердак, а также шумозащитные мероприятия на основе акустических расчетов.

Выводы инженерных систем на кровле рекомендуется выполнять на недоступных для посетителей площадках или предусматривать их ограждения.

7.1.7 Высота встроенных и встроенно-пристроенных помещений принимается, как правило, от 3 до 3,6 м от пола до пола вышележащего этажа. Однако технологические требования к таким помещениям, как, например, парикмахерская, приемные пункты прачечной и химчистки, помещения для работы с населением и др., позволяют принимать высоту, равную высоте помещений жилой части здания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *