Общий трудовой стаж в РБ

Общий трудовой стаж в РБ

§ 14.3. Условия и порядок определения размера пенсии за выслугу лет,

назначаемой государственным служащим

В основу определения размера пенсии заложен принцип со­размерности условий и норм пенсионного обеспечения с экономи­ческими возможностями государства.

Размер пенсии за выслугу лет государственных служащих оп­ределяется следующими критериями:

— стажем государственной службы;

— среднемесячным заработком и индивидуальным коэффици­ентом заработка, полученного путем соотношения ежемесячного фактического заработка в установленном периоде и средней зара­ботной платы рабочих и служащих в тех же месяцах;

— величиной заработной платы, используемой при назначении и перерасчете пенсий, в связи с ростом средней заработной платы рабочих и служащих;

— надбавками и повышениями к пенсии;

— индексацией и перерасчетом пенсии;

— удержаниями из пенсии.

Размер пенсии за выслугу лет государственных служащих за­висит, помимо вышеуказанных критериев, еще и от предоставлен­ной законодательством возможности выбора возраста выхода на пенсию — при наличии основного условия назначения пенсии — выс­луги (20 лет).

Закрепленные в законодательстве возможности выбора вы­хода на пенсию связаны с концепцией создания «материального стимула для продолжения трудовой деятельности, экономии средств на выплату пенсий работающим пенсионерам, не испы­тывающим необходимости в помощи общества, и увеличения за счет этого пенсий неработающим пенсионерам», представленной И.В. Гущиным и С.И. Кацко как вариант дифференциации систе­мы установления возрастных границ вместо строго определенно­го возраста54.

Так, в Законе Республики Беларусь «О государственной служ­бе в Республике Беларусь» предусматривается возможность гибких возрастных критериев выхода на пенсию за выслугу лет с различи­ем в размерах пенсионного обеспечения. В соответствии с ч. 1 ст. 54 право государственных служащих на получение пенсии за выслу­гу лет в полном размере возникает при достижении возраста муж­чинами 60 лет, женщинами — 55 лет и наличии стажа государствен­ной службы не менее 20 лет (при этом не менее двух лет после 1 марта 1994 года).

Пенсии по возрасту назначаются в размере 55 процентов сред­немесячного заработка (статья 56), но не ниже минимального раз­мера пенсии.

За каждый полный год работы сверх 25 лет мужчинам и 20 лет женщинам увеличивается на один процент заработка, но не менее чем на один процент минимального размера пенсии. Увеличение производится в пределах 20 процентов заработка (минимального размера пенсии)55.

Согласно ч. 2 ст. 54 Закона «О государственной службе в Рес­публике Беларусь» среднемесячный заработок для назначения пен­сии за выслугу лет государственным служащим определяется за лю­бые 5 лет подряд из последних 15 лет работы на государственных должностях. Это подтверждает зависимость размера пенсии от взя­тых за основу периодов, из которых исчисляется пенсия, при этом ее размер будет составлять 40 % заработной платы. При назначении пенсии по этому основанию пенсия за выслугу лет будет увеличивать­ся на 2 % заработной платы за каждый имеющийся год выслуги сверх требуемой для назначения пенсии. В данном случае общая сумма пенсии не может превышать 50 % заработной платы служащего.

При этом законодательством установлен базовый размер по каждому виду пенсий на общих основаниях: пенсии по возрасту -55 % среднего заработка, по инвалидности инвалидам I группы -75 %, II группы — 65 %, III — 40 % среднего заработка, пенсии за выслугу лет — 55 % среднего заработка — не ниже минимального размера пенсии; по случаю потери кормильца — 40 % среднего заработка кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи, находящегося на его иждивении, но не менее 100 % минимального размера пенсии по возрасту.

Следовательно, общая сумма пенсии не может быть ниже 55 % заработной платы служащего. Это значит, что необходимо пере­смотреть данное ограничение.

Необходимо также отметить, п.п. 2 и 5 ст. 54 подменяют друг друга: в пункте 5 ст. 54 указано, что при выслуге 20 лет возраст государственного служащего ниже возраста, установленного в п. 1 данной статьи, т.е. соответственно ниже возраста мужчин 60 лет и 55 лет женщин.

Пункт же второй опускает фактическое основание назначения пенсии за выслугу лет — выслугу, но указывает на возрастные гра­ницы, определяющие размер пенсии за выслугу лет.

Получается, что имея за спиной выслугу в 20 лет, но не имея достаточного возраста, государственный служащий получает мень­ше, чем достигнув установленного законодательством возраста.

Как уже отмечалось ранее, существенное фактическое осно­вание для определения права на пенсию за выслугу лет — выслуга.

Таким образом, есть основание определить зависимость раз­меров пенсии за выслугу лет государственных служащих не от воз­раста, дающего право на пенсию за выслугу лет, а от выслуги лет, соответственно равной 20-25 и более годам государственной служ­бы, что даст возможность увязать размер пенсии с трудовым вкла­дом государственного служащего.

М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова и другие авторы указывали, что пенсия по возрасту несет на себе «социально оправданный отпеча­ток трудового вклада, определяя материальное обеспечение чело­века, его положение в обществе в зависимости от результатов об­щественно полезного труда»56. В научных трудах неоднократно от­мечалось, что пенсию не следует рассматривать в качестве «благо­деяния» со стороны государства, а пенсионеров в качестве — «иж­дивенцев общества», поскольку по расчетам демографов и социо­логов выявлен экономический потенциал человеческой жизни, суть которого заключается в том, что каждый человек за свою трудо­вую жизнь гораздо больше производит, чем потребляет. Если счи­тать средним возрастом начала трудовой деятельности 19 лет, а выхода на пенсию — 62 года, то к 28 годам человек полностью воз­вращает обществу затраченные на него средства в младенческом, детском возрасте и будущие пенсии, а также расходы на образова­ние, предоставление жилья и других социальных благ. Следователь­но, пенсионеры заранее «оплачивают» будущие социальные расхо­ды, а пенсии по возрасту являются «возмещением вложенного тру­да на пользу общества»57.

Однако по самым последним экономико-демографическим расчетам вопрос об экономических результатах жизнедеятельнос­ти поколений решается несколько иначе. Чем выше рост произво­дительности труда, тем более вероятно, что рентабельность поко­ления окажется отрицательной при любых темпах роста населения. Пенсионеры обеспечиваются не за счет собственного прошлого тру­да, а за счет созданной экономически активным населением части необходимого продукта, стоимость которого значительно отлича­ется от стоимости продукта, произведенного предыдущими поко­лениями, и не зависит от прошлого трудового вклада нетрудоспо­собных. Средства при этом, выделяемые на содержание нетрудос­пособных, определяются экономическими возможностями обще­ства в текущем периоде, а также потребностями получателей.

Следует отметить, что в данном утверждении полно отражен принцип обеспечения пенсионеров за счет активного населения. Однако не все занятые в экономике создают продукт. Поэтому необходимо уточнить, что обеспечение производится за счет пе­речисляемых на пенсионное обеспечение средств занятого в эко­номике населения.

В условиях рыночной организации возникает проблема влияния прошлого трудового вклада на уровень социального обеспечения.

Для более точного учета индивидуального трудового вклада предложено использовать метод его сопоставления с величиной средней заработной платы (трудового дохода) по народному хозяй­ству, формирующейся на базе всех факторов производства и рас­пределения (стоимость рабочей силы, уровень розничных цен и т.п.)58.

При определении размера пенсионных выплат экономическая сущность заработной платы проявляется в том, что совокупная за­работная плата за весь период трудовой деятельности, предшеству­ющий пенсионному, представляет собой общий критерий оценки трудового вклада работника в общественное производство и явля­ется основой для определения размера пенсии.

Экономический аспект заработной платы проявляется еще и в том, что размер пенсии по сравнению с вложенными стоимостными затратами в течение трудового периода значительно уменьшается вследствие обесценивания доходов, а также установления ограни­чений при определении ее размера.

В заработок включаются все виды оплаты труда государствен­ного служащего: должностные оклады, надбавки за класс государ­ственного служащего, надбавки за выслугу лет, премии и иные вып­латы, предусмотренные законодательством, на которые начисля­ются страховые взносы59. Оплата за иную (дополнительную) рабо­ту, не обусловленную обязанностями государственного служаще­го, при назначении пенсии за выслугу лет не учитывается.

При расчете пенсии берется не номинальная величина заработ­ка, а относительная, так как применяется средняя заработная плата рабочих и служащих за текущий квартал текущего года.

При определении размера пенсии не должно ухудшаться сло­жившееся соотношение между размером месячной минимальной заработной платы и социальными нормативами (бюджетом прожи­точного минимума и минимальным потребительским бюджетом). Правовой основой для определения прожиточного минимума и по­рядок использования этого социального норматива для обоснования минимальных трудовых гарантий служит Закон Республики Беларусь «О прожиточном минимуме».

Реальную картину уровня жизни населения дает «потребитель­ская корзина» — набор благ и услуг, обеспечивающий определен­ный уровень потребления, а также «минимальный уровень потреб­ления» — такой потребительский набор, уменьшение которого ста­вит потребителя за грань нормальных условий существования.

В основе дифференцированного социально гарантированного минимума обеспечения лежит стоимость минимальных потребитель­ских бюджетов различных категорий пенсионеров. На первом уров­не эта величина может устанавливаться на уровне прожиточного минимума, а впоследствии — на уровне социального норматива. Резкое уменьшение соотношения средней пенсии и прожиточного минимума пенсионера делает проблематичным поддержание сло­жившейся дифференциации пенсий.

Таким образом, заработок, принятый для исчисления пенсии за выслугу лет государственных служащих, так же как и заработок, принятый для исчисления пенсии по возрасту, в действительности должен отражать средний доход пенсионера в течение всего пери­ода работы.

В действующем законодательстве воплощена Концепция пере­хода на исчисление пенсии из заработка за весь период трудовой деятельности, более полно учитывающая вклад работника в финан­сирование пенсионной системы, а также позволяющая подойти к решению двух основных задач в области пенсионного обеспечения, таких как повышение уровня пенсий и усиление дифференциации размеров пенсий в зависимости от трудового вклада пенсионера в период трудовой деятельности.

Словом, размер пенсии исчисляется из заработка, взятого за любые 10 лет подряд из последних 20 лет работы. Начиная с 1 января 2000 года ежегодно при назначении пенсии 5-летний период, а также 15-летний период учитываемого при расчете пенсии зара­ботка увеличивается на 1 год, но не более чем до числа полных лет фактически имеющегося стажа работы (исключение составляет оп­ределение заработка при назначении пенсии государственным слу­жащим). При этом размер заработной платы, из которой исчисля­ется пенсия за выслугу лет, не может превышать трехкратного раз­мера средней заработной платы в республике, применяемой в со­ответствии с пенсионным законодательством для расчета пенсии в связи с ростом средней заработной платы60.

Следует отметить, что оптимальный вариант расчета индивиду­ального коэффициента заработка достигается посредством специ­альной компьютерной программы, в которую вводятся сведения о заработной плате за весь период, установленный законодательством (240 месяцев расчетного периода, то есть за 20 лет).

Индивидуальный коэффициент заработка пенсионера представ­ляет собой результат соотношения заработка конкретного челове­ка со средней заработной платой рабочих и служащих в республике в том же месяце, за который берется заработок, и является сред­ним арифметическим значением коэффициентов фактического за­работка за каждый месяц в соответствующем периоде. Коэффици­ент фактического заработка за каждый месяц для последующего определения индивидуального коэффициента представляет собой число с округлением до шести знаков после запятой.

Коэффициент указывает на уровень заработка конкретного человека по отношению к средней заработной плате в стране. На­пример, коэффициент 1 означает, что человек получал среднюю зарплату, коэффициент 2 — человек получал зарплату в два раза большую, 0,5 — в два раза меньшую.

Путем умножения величины средней заработной платы рабо­чих и служащих на индивидуальный коэффициент получается осов­ремененный заработок.

Исходя из осовремененного заработка государственного слу­жащего, определяется заработок для исчисления пенсии за выслугу лет. Согласно ст. 56 Закона «О пенсионном обеспечении», пенсия исчисляется не из всего осовремененного заработка, а из его части.

При определении части осовремененного заработка применя­ется главное ограничение — 130 процентов средней заработной платы рабочих и служащих в республике. Эта часть разбивается на 10 равных частей. Получаются так называемые «подпороги». Далее часть осовремененного заработка пенсионера до первого подпоро-га переходит в сумму для исчисления пенсии полностью, последую­щие части — в размерах 90, 80, 70, 60, 50, 40, 30, 20 и 10 процен­тов соответственно. Заработок в пределах от 130 до 400 процентов средней заработной платы рабочих и служащих в республике (то есть тот, который свыше 130 %) учитывается в размере только 10 процентов.

Полученная в результате последовательного расчета итоговая сумма будет заработком, из которого исчисляется пенсия.

В порядке определения размера пенсии можно усмотреть сле­дующие ограничения:

— при расчете пенсии берется не номинальная величина зара­ботка, а относительная в течение определенного законодательством периода, а не из всей совокупности оценки прошлого трудового вклада;

— индивидуальный коэффициент заработка пенсионера является средним арифметическим значением коэффициентов фактическо­го заработка за каждый месяц в соответствующем периоде, пред­ставляя результат соотношения заработка конкретного человека со средней заработной платой рабочих и служащих в республике в том же месяце, за который берется заработок;

— для исчисления пенсии берется не весь осовремененный за­работок, а только его часть: осовремененный заработок получает­ся путем умножения величины средней заработной платы рабочих и служащих на индивидуальный коэффициент.

Все ограничения критериев, участвующих в расчете пенсии, указывают, что пенсия является лишь частичной заменой заработка.

Важнейшим принципом социального обеспечения является прин­цип справедливого распределения благ и услуг, который должен проявляться как в распределении по труду, так и в распределении фондов.

Однако динамика сознания общества неизбежно должна при­вести к должному пониманию данного принципа, в основе которого лежит обязанность справедливого возврата суммы, отчисленной в период трудовой деятельности. То есть каждый работающий дол­жен заботиться о своих сбережениях и накоплениях, а участвующие в пенсионном обеспечении государственные и негосударственные пенсионные фонды обязаны вернуть накопленный пенсионный капи­тал с покрытием инфляционных издержек.

Следовательно, принцип справедливого распределения по тру­ду сопряжен со справедливым (прямо пропорциональным) возвра­том накопленных благ, отражающих меру вложенного труда.

Между тем в механизме правового регулирования пенсионно­го обеспечения предусматриваются мероприятия по повышению уровня платежеспособности как пенсии, так и заработной платы, направленные на обеспечение пропорционального соотношения раз­меров пенсий от вложенного в прошлом труда, при законодатель­ном установлении порядка определения размера пенсии в соответ­ствии с платежеспособностью государства. К ним относятся мероп­риятия по индексации и перерасчету размеров среднемесячного заработка и самой пенсии, а также удержаниям из пенсии и перево­ду с одного вида пенсионирования на другой, которые представля­ют собой параметры, участвующие в размере пенсии.

Кроме того, к мерам социальной защиты, влияющим на раз­мер пенсии в сторону увеличения, относится установление надбавок и коэффициентов.

К пенсии за выслугу лет государственным служащим начисля­ются надбавки и повышения, предусмотренные Законом Республи­ки Беларусь «О пенсионном обеспечении» (ст. 50-1, 68).

Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Рес­публике Беларусь» устанавливает ежемесячную надбавку за выслу­гу лет в зависимости от стажа государственной службы от 10 % до 40 % и за ученую степень — от 5 % до 10 % (ч. 15, 16 ст. 48).

В этой связи в теоретико-методологическом аспекте исчисле­ние размера пенсии за выслугу лет можно представить двумя эта­пами: 1) расчет размера пенсии до вынесения решения о выплате пенсии в зависимости от трудового вклада пенсионируемого, 2) рас­чет размера пенсии в период выплаты пенсии. Исследование суще­ствующего порядка определения размера пенсии показывает, что механизм исчисления размера пенсии находится в постоянном дви­жении в зависимости от влияния на него различного рода объектив­ных факторов: правовых, экономических, демографических. На ос­нове глубокого анализа каждого из этих перечисленных факторов можно получить правильные представления о финансовом благопо­лучии системы пенсионного обеспечения в будущем, в основе кото­рого будет лежать уровень пенсионного обеспечения, зависящий от соотношения «пенсионные взносы — высокий уровень заработной платы — занятые в экономике».

К правовым факторам относятся особенности национального законодательства в области пенсионного обеспечения. Экономичес­кие включают «цену» каждого страхового года, фактическую годо­вую ставку инвестиционного дохода, уровень инфляции, темпы ро­ста средней заработной платы и ряд других показателей.

Кроме того, на размере пенсионных выплат отражается поми­мо названных факторов состояние демографической ситуации.

В основе пенсионной системы должен лежать принцип не соли­дарности поколений, а возвратности вложенных средств. Это зна­чит, что накопленные работником средства должны быть возвраще­ны ему при выходе на пенсию независимо от того, сколько граждан государства занято в экономике и сколько граждан нуждается в пенсионном обеспечении. То есть государство должно так исполь­зовать и перераспределить вложенные работником средства, что­бы впоследствии не утерять возможности их возврата.

54 Право социального обеспечения Республики Беларусь / под общ. ред. И.В. Гущина. — Новополоцк: ПГУ, 2000. — С. 252.

56 Захаров, М.Л. Право социального обеспечения России: учебник / М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова. — М.: Изд-во БЕК, 2001. — С. 39.

57 Там же. — С. 291-292.

Накануне Нового года президент подписал указ № 534 «О вопросах социального обеспечения». Документ касается такого понятия, как минимальный стаж для получения пенсии. Если говорить просто, то речь идет о сроке, который необходимо отработать, чтобы получать трудовую пенсию.

Что изменилось?

С 1 января этого года минимальный трудовой стаж для начисления пенсии увеличили до 15,5 лет. А с 1 января 2017 года он будет повышаться ежегодно на 6 месяцев. В 2025 году для того, чтобы получать полную пенсию, придется доказать, что вы официально трудились не менее 20 лет.

Кроме того, теперь взносы в ФСЗН должны платить иностранные граждане и лица без гражданства, работающие в Беларуси или являющиеся индивидуальными предпринимателями, а также все физические лица, работающие в представительствах иностранных организаций.

Кстати, год назад минимальный стаж вырос сразу на 5 лет (с 10 до 15 лет), также в 2013 году он увеличивался с 5 до 10 лет.

Сколько нужно работать, чтобы получить пенсию?

Получается, что даже при том, что в нашей стране пенсионный возраст не повышают, некоторые белорусы, достигнув 55 лет (у женщин) и 60 лет (у мужчин), не смогут получить трудовую пенсию. Кому-то придется «досидеть» до необходимого стажа пару месяцев, а кому-то — год или два. Так или иначе, всем нужно будет наработать минимальный трудовой стаж. Например, если вам нужно выходить на пенсию в этом году, то пенсию по возрасту вы сможете получить при стаже не менее 15,5 лет. Тому же, кто в этом году начнет свою трудовую деятельность, нужно будет официально работать уже 20 лет. Какой стаж понадобится именно в зависимости от года рождения, можно увидеть в таблице.

Напомним, что некоторые работники в Беларуси имеют право на досрочный выход на пенсию. Согласно статьям 12−13,15 и 47−49.2 закона о пенсионном обеспечении, на это могут рассчитывать, например, шахтеры, спортсмены, артисты, врачи, учителя и другие работники.

Помимо этого, раньше на пенсию могут уходить госслужащие и люди с определенным социальным статусом (к примеру, многодетные матери). Досрочную пенсию дадут и безработным (статьи 22, 24 закона о занятости населения).

Что включают в годы стажа?

Согласно указу № 534, человеку зачтут только то время, когда работодатель платил за вас взносы в Фонд социальной защиты населения (или пенсионный фонд — для тех, кто работал еще в СССР) или же вы сами это делали, будучи, например, предпринимателем.

А вот учебу в университете, службу в армии и декретный отпуск при подсчетах требуемого минимального страхового стажа просто «не заметят». Любая работа без официального трудоустройства тоже не подойдет.

Кого увеличение трудового стажа не коснулось?

Прежние требования по минимальному стажу, согласно комментарию Минтруда, сохранились для назначения трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца. Для их назначения достаточно факта уплаты взносов.

Не изменились требования и для уязвимых категорий лиц, для которых формирование длительного страхового стажа объективно затруднительно (родителей детей-инвалидов (инвалидов с детства), многодетных матерей, инвалидов с детства и др. (статьи 17−22 Закона «О пенсионном обеспечении»). Как и раньше, это 5 лет.

Как за 20 лет накопить пенсию в 500 долларов, или Почему белорусы неактивно откладывают на старость

Эксперт: начинать повышать пенсионный возраст нужно с женщин

Какую пенсию будут платить, если не хватает стажа?

Если человек не сможет «наскрести» на минимальный страховой стаж, то ему придется довольствоваться только социальной пенсией. Это всего лишь половина бюджета прожиточного минимума (сегодня это 784 тысячи рублей). Кроме того, социальную пенсию начинают выплачивать позже — мужчинам в 65 лет, а женщинам — в 60.

Кроме того, указом № 534 устанавливается, что пенсии должны расти не реже 1 раза в год. «Они будут повышаться, согласно указу, не менее одного раза в год, — подтвердила заместитель начальника главного управления пенсионного обеспечения Минтруда и соцзащиты Лариса Яшкова. — Когда и на сколько, мы пока сказать не можем. Все будет зависеть от того, как будет расти средняя зарплата в стране. Но даже если она увеличиваться не будет, повышение пенсий планируется».

Минимальный стаж для получения пенсии (при действующем пенсионном возрасте)

Год рождения

Стаж, лет

мужчины

женщины

1956

1961

15,5

1957

1962

16

1958

1963

16,5

1959

1964

17

1960

1965

17,5

1961

1966

18

1962

1967

18,5

1963

1968

19

1964

1969

19,5

1965 и далее

1970 и далее

20

Какие компенсации предусмотрены законодательством за продолжительный стаж работы? В каких локальных документах необходимо определить надбавки, а также порядок и условия их выплаты? Можно ли не предоставлять работникам дополнительные отпуска за продолжительный стаж работы? Ответы на эти и другие вопросы подробно изложены в статье.

Трудовой стаж подразделяется на следующие виды:

– общий;
– специальный.

Последний является частью общего стажа, т.е. он включается в общий трудовой стаж. Особым видом специального стажа является выслуга лет.

Справочно: трудовой стаж — это периоды уплаты взносов госу­дарственного социального страхования, работы по найму или самостоятельной трудовой деятельности, определяемые или признаваемые в качестве таковых законодательством, в соответствии с которым они накоплены, а также любые периоды, приравненные по этому законодательству к трудовому (страховому) стажу (ст. 1 Договора между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о социальном обеспечении, ратифицированного Законом РБ от 09.11.1999
№ 320-З «О ратификации Договора между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о социальном обеспечении»).

Понятия «стаж работы» и «выслуга лет»

Стаж работы – это суммарная продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности (и других периодов, включаемых в стаж) гражданина.

Стаж работы имеет юридическое значение при назначении трудовых пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, при назначении на должность и т.д.

Справочно: время нахождения граждан на военной службе засчитывается в стаж работы и стаж работы по специальности (в отрасли) (часть вторая ст. 5 Закона РБ «О воинской обязанности и воинской службе»).

Выслуга лет – это разновидность трудового стажа, а именно специальный стаж работы с особыми условиями труда, либо стаж специальной профессиональной деятельности, с которым пенсионное и трудовое законодательство связывает предоставление пенсии и льгот.

При исчислении специального стажа работы для назначения пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда необходимо применять списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на такую пенсию, утвержденные Советом Министров РБ (ст. 14 Закона РБ от 17.04.1992 № 1596-ХII «О пенсионном обеспечении»).

Справочно: непрерывный стаж работы подразумевает период работы в данной организации и период предыдущей работы по специальности (в отрасли).

Периоды работы, подлежащие зачету в стаж работы по специальности (в отрасли), суммируются независимо от сроков перерыва в работе. Стаж работы по специальности (в отрасли) исчисляется в годах, месяцах и днях.
Право нанимателя на установление доплаты за стаж работы Белорусским законодательством предусмотрена возможность для нанимателя устанавливать работникам, имеющим стаж работы в одной отрасли, доплату за стаж работы. Установление такого рода доплаты является стимулирующей мерой нанимателя, которая побуждает работника к продолжительным трудовым отношениям с предприятиями, относящимися к одной отрасли.
Необходимо отметить, что формы, системы и размеры оплаты труда работников, в т.ч. и дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, наниматель устанавливает на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора (ст. 63 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)).

Однако для оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, формы и системы оплаты труда определяет наниматель, а размеры – Правительство РБ или уполномоченный им орган (часть третья ст. 63 ТК).

Таким образом, если предприятие не относится к категории организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, разрешается самостоятельно определять условия, порядок и размеры предоставления указанных доплат.

Организации могут устанавливать надбавки к заработной плате или иные льготы работникам за продолжительный стаж работы по специальности (в отрасли), в т.ч. выплату ежемесячных надбавок за продолжительный стаж работы по специальности (в отрасли), а также выплату единовременного вознаграждения за продолжительный стаж работы в данной организации.

Источниками регулирования трудовых и связанных с ними отношений являются коллективные договоры, соглашения и иные локальные нормативные правовые акты, заключенные и принятые в соответствии с законодательством (п. 3 части первой ст. 7 ТК), например положение об оплате труда и материальном стимулировании, в котором необходимо определить конкретное наименование надбавки (надбавка за стаж работы в организации, по специальности (в отрасли) и др.), а также порядок и условия выплаты этой надбавки.

В целях дополнительной меры закрепления высококвалифицированных кадров на предприятии наниматель может предусмотреть также выплату единовременного вознаграждения за длительный стаж работы в организации. Это позволит усилить мотивацию работников в накоплении производственного опыта и обеспечить соответственно рост квалификации и профессионального мастерства. Основанием для выплаты единовременного вознаграждения может быть локальный нормативно-правовой акт нанимателя, например положение о порядке выплаты единовременного вознаграждения.

Следует заметить, что у нанимателя могут одновременно действовать несколько локальных нормативных правовых актов, регулирующих дополнительные выплаты стимулирующего характера. В данном случае – положение о порядке выплаты надбавок за продолжительность непрерывной работы в отрасли и положение о порядке выплаты единовременного вознаграждения за продолжительный стаж работы в организации.

Пример

Положением о порядке выплаты надбавок за продолжительность непрерывной работы в отрасли работникам предусмотрена ежемесячная надбавка за продолжительность непрерывной работы по специальности (в отрасли) в следующих размерах:

– от 5 лет до 10 лет – 20 % тарифной ставки, должностного оклада;

– свыше 10 лет – 30 % тарифной ставки, должностного оклада.

Положением о порядке выплаты единовременного вознаграждения за выслугу лет работникам установлена выплата единовременного вознаграждения за выслугу лет. Вознаграждение выплачивается работникам, отработавшим в данной организации:

– от 5 до 10 лет, – в размере 2,0 тарифной ставки, должностного оклада;

– свыше 10 лет, – в размере 3,0 тарифной ставки, должностного оклада.

Дополнительные отпуска за продолжительный стаж работы

Работникам, имеющим продолжительный стаж работы в одной организации, отрасли, за счет собственных средств организации можно установить дополнительный отпуск за продолжительный стаж работы до 3 календарных дней.
Порядок, условия предоставления и продолжительность этого отпуска необходимо зафиксировать в коллективном или трудовом договоре с работником (ст. 159 ТК).

В коллективном договоре могут быть определены категории работников, которым устанавливается дополнительный отпуск за продолжительный стаж работы. При этом определяется продолжительность стажа работы в отрасли (организации), дающего право на такой отпуск, с какой периодичностью он будет предоставляться, конкретная продолжительность данного отпуска и другие вопросы, определяющие порядок и условия его предоставления.
Если в организации нет коллективного договора, то эти вопросы должны быть урегулированы в трудовом договоре с работником (дополнительном соглашении к договору).

Отпуск за продолжительный стаж работы по общему порядку суммирования отпусков (основного и дополнительных) присоединяется к основному отпуску продолжительностью 24 календарных дня.

(С изменениями и дополнениями)
…РАЗДЕЛ VI
ИСЧИСЛЕНИЕ СТАЖА РАБОТЫ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПЕНСИЙ
Статья 51. Периоды деятельности, засчитываемые в стаж работы
В стаж работы засчитываются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании. При этом, если среднемесячный фактический заработок (доход), из которого уплачены обязательные страховые взносы, за календарный год (либо менее календарного года, если в соответствующем году имели место прием на работу или увольнение, регистрация или исключение из числа плательщиков обязательных страховых взносов либо другие подобные обстоятельства) оказался ниже минимальной заработной платы, установленной законодательством, указанные периоды засчитываются в стаж работы с применением поправочного коэффициента. Поправочный коэффициент рассчитывается путем деления среднемесячного фактического заработка (дохода) лица на среднеарифметическую величину минимальной заработной платы за соответствующий период уплаты обязательных страховых взносов.
В стаж работы засчитываются также периоды:
а) военной службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь, пограничных войсках, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь, в органах государственной безопасности, Службе безопасности Президента Республики Беларусь и иных воинских формированиях, создаваемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь, службы в органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям и органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, а также службы в Вооруженных Силах, органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР;
б) получения пособия по временной нетрудоспособности лицами, подлежащими государственному социальному страхованию;
в) отпуска по уходу за ребенком и ухода за детьми до достижения ими возраста 3 лет, но не более 9 лет в общей сложности;
г) ухода за ребенком в возрасте до 18 лет, зараженным вирусом иммунодефицита человека или больным СПИДом;
д) ухода за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся по заключению МРЭК или государственной организации здравоохранения в постоянном уходе, осуществляемого трудоспособным лицом;
е) нахождения на инвалидности I и II группы, связанной с исполнением обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям и органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
ж) обучения в дневной форме получения образования в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также в аспирантуре, клинической ординатуре, докторантуре;
з) получения пособия по безработице, но не более шести месяцев в общей сложности;
и) пребывания в местах лишения свободы сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
к) содержания под стражей, отбывания наказания в виде ареста, лишения свободы и ссылки в случае необоснованного привлечения к уголовной ответственности и последующей реабилитации;
л) пребывания на спецпоселении граждан, достигших 12-летнего возраста, необоснованно высланных в период репрессий за пределы республики в административном порядке и впоследствии реабилитированных;
м) получения ежемесячного государственного пособия лицами в связи с временным отстранением их от должности по требованию органа, ведущего уголовный процесс, уголовное преследование против которых прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 8–10 части 1 статьи 29 и частью 2 статьи 250 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, либо которые оправданы судом.
Периоды, указанные в пунктах «в»–»д» части второй настоящей статьи, засчитываются в стаж работы одному из родителей или трудоспособных лиц, осуществлявших уход.
Периоды, указанные в настоящей статье, имевшие место после достижения пенсионером возраста, установленного статьей 11 настоящего Закона, а также после назначения пенсии по возрасту или пенсии за выслугу лет, засчитываются в стаж работы, если пенсионер не получал пенсию за эти периоды.
Статья 52. Льготы по исчислению стажа работы
На льготных условиях в стаж работы засчитываются:
а) военная служба в составе действующей армии в период боевых действий, в том числе при выполнении интернационального долга, – в порядке, установленном для исчисления сроков этой службы при назначении пенсий за выслугу лет военнослужащим;
б) работа лиц из числа вольнонаемного состава в воинских частях действующей армии в период боевых действий – в двойном размере;
в) работа в лепрозориях, противочумных и инфекционных учреждениях по лечению лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом, – в двойном размере;
г) время пребывания на спецпоселении граждан, достигших 12-летнего возраста, необоснованно высланных в период репрессий за пределы республики в административном порядке и впоследствии реабилитированных, – в двойном размере;
д) время содержания под стражей, отбывания наказания в виде ареста, лишения свободы и ссылки в случае необоснованного привлечения к уголовной ответственности и последующей реабилитации – в тройном размере.
Статья 53. Порядок включения в стаж работы отдельных видов работ
Работа на водном транспорте в течение полного навигационного периода засчитывается в стаж за год работы.
Сезонные работы по списку, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь, выполняемые в течение полного сезона, засчитываются в стаж за год работы.
Остальные сезонные работы засчитываются в стаж работы по их фактической продолжительности.
Работа в колхозе за период после 1965 года и до 1 июля 1998 года, если член колхоза не выполнял установленного минимума трудового участия в общественном хозяйстве, засчитывается в стаж работы по фактической продолжительности.
При исчислении специального стажа работы для назначения пенсии в соответствии со статьями 31, 12, 13, 15, 19, 47–492 настоящего Закона в этот стаж засчитывается время, в течение которого работник полный рабочий день непосредственно был занят выполнением работ, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда или за выслугу лет, а также периоды временной нетрудоспособности и время, в течение которого за работником в установленном законодательством порядке сохранялась средняя заработная плата.
Исчисление стажа работы в соответствии с настоящей статьей производится с соблюдением требований, установленных частью первой статьи 51 настоящего Закона.
Статья 54. Порядок подтверждения и исчисления стажа работы
Стаж работы подтверждается трудовой книжкой, а при ее отсутствии – иными документами, содержащими сведения о периодах работы, либо справками об уплате обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Периоды, указанные в части первой статьи 51 настоящего Закона, протекавшие после вступления в силу Закона Республики Беларусь от 6 января 1999 года «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 4, 2/5) на всей территории Республики Беларусь (с 1 января 2003 года), подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Порядок подтверждения и исчисления стажа работы устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Трудовой стаж – длительность оплачиваемой общественно-полезной деятельности, а также другие периоды жизни, дающие право получать определенные социальные блага.

Важно различать трудовой и страховой стаж. В последнем случае речь идет только о периоде времени, когда уплачивались страховые взносы в госбюджет. Обычно трудовой стаж больше страхового, который фактически является лишь его частью.

Зачем нужен трудовой стаж

Показатель учитывается при назначении пенсии. В настоящее время мужское население к моменту выхода на заслуженный отдых должно отработать 25 лет, женское – 20 лет (за исключением отдельных категорий граждан, для которых данные показатели снижены в соответствии с действующим законодательством).

Следует понимать, что наличие трудового стажа – важное, но не единственное условие для получения трудовой пенсии. Необходимо иметь также социальный и минимальный стаж для получения пенсии по возрасту в 2018 году – 16,5 лет (она увеличивается ежегодно на 6 месяцев и в 2025 году составит 20 лет). Если человек не наработал требуемый страховой стаж, то он не получит трудовую пенсию независимо от продолжительности общего стажа. В данном случае ему назначается социальная пенсия из расчета 50% действующего в стране бюджета прожиточного минимума.

Но если у человека есть необходимый минимум, то длительность трудового стажа учтется при расчете суммы пенсии (чем он дольше, тем больше пенсия).

Что входит в трудовой стаж

Помимо трудовой деятельности, в него входит:

  • обучение в ПТУ, техникумах, институтах и приравненных к ним заведениях;
  • периоды, в течение которых гражданин не работал, но сохранял должность и место (отпуска, больничные и пр.);
  • декретный отпуск;
  • уход за престарелыми (старше 80 лет) лицами, и за инвалидами 1 группы;
  • военная служба.

Особые нормы определены для лиц, неспособных выработать его по объективным причинам. К ним относятся инвалиды детства и родители, воспитывающие таких детей, многодетные матери, другие социально уязвимые группы.

Виды трудового стажа

Существуют следующие разновидности пенсионного стажа:

  • Общий – вся трудовая деятельность и приравненные к ней периоды. Это самая распространенная, массовая разновидность трудового стажа.
  • Специальный – длительность работы с учетом вредных либо специфических условий труда (повышенные нагрузки, воздействие внешних факторов и пр.). Данный стаж фиксируется при занятости в горячих цехах, осуществлении подземных работ, на химических производствах и т. д.
  • За выслугу лет – распространяется на работников сфер здравоохранения и образования, артистов театров, летный состав (имеется в виду гражданская авиация), сотрудников прокурорско-следственных подразделений и ряд иных категорий граждан.

Ранее выделяли также непрерывный стаж (учитывался, в частности, при оплате больничных и начислении пенсий), но сейчас он неактуален.

Как узнать трудовой стаж

Сведения о стаже фиксируются в трудовых книжках сотрудников, которые заводятся и заполняются работодателями, и выдаются владельцам только при увольнении. При отсутствии данного документа (например, при утере) восстановить информацию можно через налоговые органы и подразделения Фонда социальной защиты – на основании сведений об уплаченных гражданином налогах и взносах. Чтобы проверить или восстановить пенсионный стаж, следует обратиться к нынешним и бывшим работодателям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *