Обязательные работы

Обязательные работы

Статья 26 УИК РФ. Условия исполнения и отбывания наказания в виде обязательных работ

1. Осужденные к обязательным работам обязаны: соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы, добросовестно относиться к труду; работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ; ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства, а также являться по ее вызову.

2. Предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение наказания в виде обязательных работ.

3. В случаях тяжелой болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, либо признания его инвалидом первой группы осужденный вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания.

3.1. В случае наступления беременности женщина, осужденная к обязательным работам, вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.

4. Обязательные работы выполняются осужденным на безвозмездной основе.

См. все связанные документы >>>

1, 4. Рассматриваемое наказание заключается в выполнении осужденным бесплатных общественных работ в свободное от работы или учебы время. Конкретный вид работ определяется местным органом самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Это должны быть работы, не требующие особой квалификации, которые могут выполняться любым трудоспособным человеком, например ремонт дорог, уход за зелеными насаждениями, уборка улиц или помещений, погрузка и разгрузка вагонов и т.п.

Осужденный обязан выполнять порученные ему работы, добросовестно относиться к труду, соблюдать трудовую дисциплину и правила внутреннего распорядка предприятия, на котором он работает. Он не вправе отказываться от предложенной ему работы. Уголовно-исполнительная инспекция не обязана согласовывать с ним место его работы и ее характер.

К числу обязанностей осужденного относятся явка в уголовно-исполнительную инспекцию по ее вызовам и информирование ее об изменении места жительства.

2. Выполнение обязательных работ не прерывается и в случае отпуска осужденного.

3. В случае тяжелой болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, уголовно-исполнительная инспекция по ходатайству осужденного направляет его на медицинскую комиссию. В том случае, если медицинская комиссия признает наличие у него тяжкого заболевания, предусмотренного Перечнем заболеваний, препятствующих отбыванию наказания , осужденный в соответствии со ст. 81 УК РФ досрочно освобождается судом от отбывания наказания.

Такой Перечень предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 N 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью» (в ред. от 30.12.2005) // СЗ РФ. 2004. N 7. Ст. 524; 2006. N 3. Ст. 297.

В случае признания осужденного инвалидом I группы, он вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания.

3.1. При установлении беременности у осужденной к обязательным работам она вправе обратиться в суд с ходатайством о предоставлении ей отсрочки отбывания наказания.

Названные ходатайства подаются через уголовно-исполнительную инспекцию, которая направляет в суд необходимые материалы для решения вопроса о досрочном освобождении или о предоставлении такой отсрочки.

Достижение пенсионного возраста само по себе не является основанием освобождения от отбывания обязательных работ.

20. ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Обязательные работы — это мера наказания, назначенная судом лицу, виновному в совершении преступления, и заключающаяся в выполнении осужденным в свободное от основной работы (службы) или учебы время бес- платных общественно полезных работ, вид которых устанавливается органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией (ст.

49 УК РФ и ст. 25 УИК РФ).

-iSnj Обязательные работы могут быть назначены только 1 JJ в качестве основного вида наказания и только тогда, когда данный вид наказания указан в санкции статьи Особенной части УК РФ.

Обязательные работы применяются в качестве наказания за преступления небольшой или средней тяжести, например за оставление в опасности (ст. 125 УК РФ).

Обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами I группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Порядок исполнения наказания в виде обязательных работ устанавливается в гл. 4 УИК РФ и выражается в следующем.

Наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных на предприятиях, подведомственных органам местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительны- ми инспекциями.

Осужденный к обязательным работам привлекается к отбыванию наказания не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).

Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; разъясняют им порядок и условия отбывания наказания; согласовывают с органами местного самоуправления перечень объектов, на которых осужденные отбывают обя- зательные работы; контролируют поведение осужденных; ведут суммарный учет отработанного осужденными времени.

Условия исполнения и отбывания наказания в виде обязательных работ: (іЖ осужденные к обязательным работам обязаны: соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы, добросовестно относиться к труду; работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ; ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства, а также являться по ее вызову;

par предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение наказания в виде обязательных работ;

раГ в случаях тяжелой болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, либо признания его инвалидом I группы осужденный вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания; цйГ в случае наступления беременности женщина, осужденная к обязательным работам, вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам; рЗ» обязательные работы выполняются осужденным на

безвозмездной основе. Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых осужденный отбывал обязательные работы. Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни — двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного — четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов. При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов.

Обязанности администрации организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы:

ІіЗ» контроль за выполнением осужденными определенных для них работ; (нЗ» уведомление уголовно-исполнительных инспекций о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания; цЗ»» в случае причинения увечья, связанного с выполнением обязательных работ, возмещение вреда осужденному производится в соответствии с законодательством РФ о труде.

Ответственность осужденных к обязательным работам:

цйг за нарушение осужденным к обязательным работам порядка и условий отбывания наказания уголовно- исполнительная инспекция предупреждает его об ответственности в соответствии с законодательством РФ;

ІіЗ-* в отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания.

Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный:

0 более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин;

0 более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину;

0 скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания;

0 злостно уклоняющийся от отбывания наказания осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.

Вид наказания, применяемый судом в отношении конкретного осужденного, определяется исходя из степени его виновности и предусмотренных уголовной статьей вариантов ответственности.

Обязательные работы как вид уголовного наказания применяются в России с 2005 года. Обязательные работы считаются одним из самых мягких видов наказания, не обременяющих осужденных длительными и тяжелыми занятиями.

Недобросовестное отбывание обязательных работ является основанием для изменения данного вида наказания с заменой его на более жесткое.

На вопросы, что такое обязательные работы, и каким образом их можно отбывать осужденным, ответит данная статья.

Обязательные работы: понятие и особенности

Обязательные работы представляют собой вид уголовного наказания, предполагающий исполнение общественно полезных работ осужденным в свободное время.

То есть применяться данная мера ответственности может только по отношению к тем, кто имеет основное место работы или учебы.

Регламентированы обязательные работы ст. 49 УК РФ, а также ст. 3.13 КоАП РФ. С 2013 года обязательные работы появились как вид административного наказания в КоАП РФ.

За отбывание обязательных работ осужденные не получают никакого материального вознаграждения.

Назначается данный вид наказания, как правило, за преступления небольшой тяжести. Трудовые задания в рамках обязательных работ не требуют особых знаний и навыков у осужденных, определенной степени квалификации труда.

Ключевые особенности

Признаками, отличающими обязательные работы от иных видов уголовного наказания, являются:

  • Применение только в отношении официально трудящихся или обучающихся;
  • Работы направлены на получение общественной пользы;
  • Не предполагает оплаты труда, все доходы направляются в государственный бюджет;
  • Не предполагается выбора места осуществления обязательных работ;
  • Носят принудительный характер;
  • Не являются окончательным видом наказания, легко заменяются реальным сроком лишения свободы при нарушениях отбывания.

Обязательные работы предполагают моральное воздействие на осужденного. За незначительные проступки осужденным приходится заниматься неквалифицированной и непрестижной работой, причем в районе их проживания.

Кому назначаются и кому не назначаются обязательные работы?

Обязательные работы представляют собой вид основного уголовного наказания.

Обязательные работы могут быть применены за следующие преступные деяния:

  • Кражи;
  • Неуплата алиментов;
  • Преступления против чужой собственности;
  • Вандализм;
  • Нанесение вреда окружающей среде;
  • Уклонение от выплаты штрафов и др.

В ст. 49 УК РФ прописаны ограничения на круг лиц, в отношении которых данное наказание не может быть применено.

Итак, обязательные работы не могут отбывать:

  • Инвалиды первой группы;
  • Беременные женщины;
  • Женщина с детьми до 3 лет;
  • Военнослужащие-контрактники рядового и сержантского состава, которые не отслужили срок службы на момент вынесения приговора.

К данным категориям граждан применяются иные виды уголовной ответственности.

Виды обязательных работ

В качестве обязательных работ, как правило, используются мероприятия по благоустройству окружающей территории. Выполнять такую работу может каждый здоровый человек, не имея никаких особых навыков. Где можно отработать присужденный срок, решать будет уголовно-исполнительная инспекция.

Виды обязательных работ и места их отбывания определяются совместно местными органами управления с представителями уголовно-исполнительной инспекции.

В качестве обязательных работ могут быть представлены:

  • Уборка улиц;
  • Ремонтные работы подъездов и дворовых территорий;
  • Озеленение города и др.

Выбор конкретного вида работ подбирается исходя из возраста и здоровья осужденного. Отбывать работы можно, как в государственных учреждениях, так и частных.

Время отбывания обязательных работ

Минимальное количество часов для отбывания наказания по решению суда установлено в 60 часов, а максимальное – в 480 часов.

Согласно ст. 49 УК РФ обязательные работы отбываются не более 4 часов в день.

На время отпусков и каникул время отбывания обязательных работ никак не изменяется.

Для несовершеннолетних преступивших закон предусмотрены иные порядки исполнения наказания. Границы временных промежутков для них установлены в 40-160 часов.

Особенности исполнения наказания в зависимости от возраста:

  • 14-15 лет – не более 2 часов в день;
  • 15-16 лет – не более 3 часов в день;
  • 16-18 лет – не более 4 часов в день.

Установленные нормы отбывания наказания могут быть уменьшены по согласованию с сотрудниками уголовно-исполнительной инспекции при наличии уважительных на то причин.

Чем грозит уклонение от обязательных работ?

Довольно существенная часть осужденных не исполняет наказание в виде отбывания обязательных работ должным образом.

Регулярные прогулы без уважительных причин, попытки скрыться от сотрудников уголовно-исполнительной инспекции рано или поздно приведут к тому, что наказание будет заменено на более серьезное.

Итак, что будет, если не ходить на обязательные работы? Чтобы в отношении Вас было принято решение об инициировании замены обязательных работ лишением свободы, необходимо признать Ваши нарушения злостными.

Основания признания представлены следующим образом:

  • Более 2 прогулов без уважительной причины в течение месяца;
  • Более 2 нарушений трудовой дисциплины в течение месяца;
  • Попытки скрыться от отбывания обязательных работ.

Если осужденный пытается скрыться, его объявляют в розыск с арестом на 48 часов. Судом арест может быть также продлен на 30 суток.

При систематических нарушениях трудовой дисциплины и прогулах уголовно-исполнительная инспекция подготавливает для передачи в суд материал о замене обязательных работ принудительными или реальным сроком лишения свободы.

Срок наказания сохраняется с учетом уже отработанного времени. Один день принудительных работ или лишения свободы равен 8 часах обязательных работ.

Изменение наказания будет осуществляться в судебном порядке с вызовом осужденного, его защитника, прокурора и представителя уголовно-исполнительной инспекции.

Сотрудник УИИ представит для обозрения в суд табель отработанного времени. Осужденный будет давать показания, объясняя свои неуважительные прогулы.

Как правило, если осужденный будет посещать судебные заседания и всячески будет уверять суд в намерении добросовестно отбывать обязательные работы, в изменении наказания будет отказано.

Такая практика имеет место быть на 2019 год. Замене на более жесткие виды наказания подлежат только те субъекты, кто скрывается от ответственности, злостно нарушает законы, пьет и ведет асоциальный образ жизни.

Можно ли заменить на штраф обязательные работы? Заменить обязательные работы на штраф можно в случае идеальной истории исполнения наказания осужденным.

Если у осужденного нет никаких нарушений трудовой дисциплины, можно обратиться с ходатайством в суд о замене наказания на штрафную санкцию.

Отличия обязательных работ от принудительных

Ст. 53 УК РФ предусматривает еще один вид уголовного наказания – принудительные работы. Основные отличия от принудительных работ представлены следующим образом:

  • Обязательные работы не оплачиваются, принудительные – оплачиваются;
  • Обязательные работы придется отбывать в районе проживания осужденного, принудительные могут осуществляться далеко от места постоянного проживания;
  • В принудительных работах из заработной платы осужденного вычитается определенная сумма;
  • Принудительные работы могут применяться за преступления средней тяжести или впервые совершенные тяжкие преступления, обязательные работы – только за небольшую тяжесть;
  • Принудительные работы назначаются от 2 месяцев до 5 лет;
  • Принудительные работы не применяются в отношении несовершеннолетних осужденных, обязательные работы – могут применяться с 14 лет.

По сути принудительные работы – это альтернатива наказания в виде лишения свободы. То есть, это объективно более жесткое наказание в сравнении с применением обязательных работ.

Чем обязательные работы отличаются от исправительных?

Глава 7 Уголовно-Исполнительного Кодекса регулирует порядок исполнения наказания в виде исправительных работ. Исправительные работы, по большей части, имею сходства с принудительными работами, чем с обязательными.

Основные отличия обязательных и исправительных работ представлены следующим перечнем:

  • Принудительные работы предполагают отчисления в счет государства, в обязательных работах – нет дохода;
  • И те, и другие работы могут применяться в отношении несовершеннолетних осужденных;
  • Исправительные работы могут отбываться на месте работы осужденного, обязательные – не могут;
  • Исправительные работы применяются при назначении наказания за преступления небольшой и средней тяжести, обязательные – только при небольшой.

Ограничения на круг лиц, в отношении которых не могут применяться исправительные работы, идентичны с ограничениями для обязательных работ.

Также в случае уклонения от их исполнения, они могут быть заменены принудительными работами или реальным сроком лишения свободы.

Обязательные работы как вид уголовного наказания есть минимально допустимая законом санкция, не считая денежного штрафного взыскания. И даже обязательные работы имеют свои ограничения на круг осужденных лиц.

Такие работы хоть и осуществляются не более 4 часов в день, все равно предполагают тяжелый физический труд, не применимый в отношении определенных категорий граждан.

Обязательные работы – обязательны для исполнения. Нарушение порядка исполнения наказания в виде обязательных работ чревато пересмотром уголовной ответственности.

Более двух пропусков работ в месяц может стать законным основанием реального лишения свободы осужденного.

В праве России

Особенности назначения

Обязательные работы назначаются судьей. Обязательные работы устанавливаются на срок от 20 до 200 часов и отбываются не более четырёх часов в день.

Обязательные работы не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Конституционно-правовой статус

Соответствие Конституции РФ и нормам международного права введения обязательных работ в качестве административного наказания рассматривалось Конституционным Судом РФ. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 № 4-П «По делу о проверке конституционности Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон „О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях“» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина Э. В. Савенко» было принято следующее решение:

Признать взаимосвязанные положения пунктов 4, 7, 8, 9 и 10 статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», предусматривающие обязательные работы в качестве вида административного наказания за нарушения, связанные с организацией либо проведением собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования или организацией массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка:

  • в той мере, в какой они не связаны с вторжением в имущественные права граждан, не предполагают лишение правонарушителя свободы и не являются недопустимым способом принуждения к труду, соответствующими Конституции Российской Федерации;
  • в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования назначение данного вида административного наказания допускается не только в случае причинения вреда здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц либо при наступлении иных подобных последствий, но и при одном лишь формальном нарушении установленного порядка организации или проведения публичных мероприятий, не соответствующими Конституции Российской Федерации, её статьям 1 (часть 1), 19 (часть 1), 31, 37 (часть 2) и 55 (часть 3).

Федеральному законодателю надлежит — исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в том числе в настоящем Постановлении, — внести необходимые изменения в правовое регулирование административного наказания в виде обязательных работ.

Впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений обязательные работы могут применяться в качестве административного наказания за предусмотренные статьями 20.2, 20.2.2 и 20.18 КоАП Российской Федерации административные правонарушения, только если они повлекли причинение вреда здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц либо наступление иных подобных последствий.

Таким образом, хотя в целом Конституционный суд признал, что применение обязательных работ в качестве административного наказания не противоречит Конституции РФ и нормам международного права, им была ограничена сфера его применения: оно может назначаться только за правонарушения, связанные с причинением реального физического или материального ущерба.

Соответствие нормам международного права

По мнению Конституционного Суда РФ, применение обязательных работ как административного наказания само по себе не противоречит международным актам, таким как Конвенция № 29 Международной организации труда «Относительно принудительного или обязательного труда» и Конвенция о защите прав человека и основных свобод (в толковании Постановления ЕСПЧ от 07.07.2011 по делу «Штуммер (Stummer) против Австрии»). Однако С. Е. Чаннов характеризует толкование, данное Конституционным судом как «недостаточно убедительное» в части соответствия Конвенции № 29 МОТ и как «крайне сомнительное» в части соответствия Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Ещё более жёсткую позицию высказывает И. А. Клепицкий, который указывает, что соблюсти международно-правовые запреты при назначении общественно-полезных работ (даже в уголовном праве) можно только при условии получения предварительного добровольного согласия подсудимого на их осуществление (например, в качестве альтернативы применению более строгого вида наказания). Он отмечает, что «другие способы соблюсти запреты Конвенции и при этом использовать общественно полезные работы, которые являются эффективной альтернативой лишению свободы, европейским законодательствам и юридической практике неизвестны».


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *